Дифференцированное подкрепление и информативная ответная реакция учителя — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Дифференцированное подкрепление и информативная ответная реакция учителя

2019-12-19 184
Дифференцированное подкрепление и информативная ответная реакция учителя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Неприемлемые формы поведения являются, вероятно, одной из самых серьёзных преград для терапии. Их быва­ет крайне трудно изменять, и они могут стать причиной сильного стресса и фрустрации для всех участников про­цесса. Однако самой большой проблемой зачастую стано­вится всеобщее нежелание работать с подобным поведе­нием. Нередко его просто оставляют без внимания.

По-видимому, есть несколько причин, в силу которых этот крайне важный вопрос игнорируется в программах. Начинающим ученикам, только приступившим к заня­тиям, исправлять неприемлемые формы поведения ис­ключительно трудно. Дело в том, что различные формы неприемлемого поведения очень эффективно помога­ют вашему ребёнку приспосабливаться к окружающему миру и справляться с его реалиями. Как и любое адаптив­ное поведение, оказавшееся для ребёнка действенным в течение какого-то периода времени, будь то год или де­сять лет, неприемлемые формы поведения очень сложно изменить.

Когда вы пытаетесь изменить неприемлемые формы поведения, то должны быть готовы к тому, что их частота и интенсивность начнут расти, причём подчас тревожными темпами. Дети расстраиваются, когда мы пытаемся убрать те формы поведения, которые долгое время были для них очень функциональны. Кроме того, из прошлого опыта им известно, что с помощью эскалации поведения удаётся хотя бы иногда заставить взрослых сдаться и уступить. Со­гласитесь, что пойти на уступки весьма заманчиво для ро­дителей, ведь мы не хотим видеть своих детей расстроен­ными или терпеть их гнев. Более того, подобная реакция в таких случаях вполне естественна. К сожалению, уступки лишь подкрепляют неприемлемое поведение, и изменить его в дальнейшем будет намного сложнее.

Другая причина, по которой неприемлемые формы по­ведения часто не принимаются во внимание, заключается в распространенном мнении, что обучение когнитивным навыкам помогает ребёнку расширить его возможности. Обучение академическим и коммуникационным навыкам часто волнует родителей и АВА-терапевтов больше всего, и потому усилия коррекционных программ направлены именно на них. Почему-то считается, что только пробле­мы с речью негативно влияют на способности ребёнка к обучению и успешное обучение в школьных условиях.

По иронии судьбы на самом деле более всего мешает, а иногда и совершенно препятствует инклюзии именно неприемлемое поведение ребёнка. Главная причина, по которой дети часто не могут участвовать в инклюзивном обучении, вовсе не в том, что они не владеют языком или социальными навыками, а именно в проблемах с поведе­нием!

Иногда даже приводятся такие рассуждения: когда ре­бёнок овладеет языком, его неприемлемое поведение или исчезнет совсем, или сократится до управляемого уровня. К сожалению, неприемлемые формы поведения не только значительно уменьшают шансы ребёнка на обучение, но и существенно снижают темп его обучения и негативно сказываются на прогнозе в целом. В конечном счёте обра­тить внимание на неприемлемые формы поведения всё же придется. К сожалению, когда это делается с опозданием, работать с такими формами поведения в дальнейшем ока­зывается ещё труднее.

Зачастую неприемлемые формы поведения просто ускользают от внимания родителей и персонала. Люди настолько привыкают к ним, что перестают их замечать или осознавать, насколько серьёзной помехой они явля­ются. Часто незаметно для окружающих ребёнку создают­ся совершенно исключительные условия, в которых у него нет особой нужды проявлять неприемлемое поведение, и необходимость борьбы с таким поведением становится не очевидна. Вы только тогда поймёте всю глубину зависи­мости ребёнка от этих привилегий, когда он чрезвычайно бурно отреагирует на их отмену. Или же взрослые смутно осознают, насколько велика вероятность капризов ребён­ка, и это вынуждает их ради сохранения мира и тишины «подстраиваться», избегая противостояния.

Проблемы поведения остаются без должного внима­ния и тогда, когда родители и учителя слепо надеются, что со временем ребёнок перерастёт эти проблемы, и вопрос решится сам собой. Безусловно, такая надежда поддержи­вается верой в то, что овладение новыми навыками (к при­меру, речью) сыграет определённую роль в ослаблении или исчезновении симптомов неприемлемого поведения. К сожалению, этот процесс протекает слишком медленно, и решение проблем поведения лишь откладывается «на потом».

Как уже упоминалось ранее, попытки изменить не­приемлемые формы поведения часто приводят к тому, что ваш ребёнок расстраивается, а это нелёгкое испытание для любого взрослого! Никому не хочется оказаться ми­шенью для детского гнева, и видеть своего ребёнка рас­строенным тяжело и горько. И хотя обострение проблем с поведением — сигнал в целом положительный (ребёнок осознает изменения, реагирует на них, противится им), это слабое утешение для родителей. Нужно напоминать себе, что цель не в том, чтобы дети были довольны прямо сейчас, а в том, чтобы они были счастливы в будущем. Мы все знаем, как сделать детей довольными: достаточно по­зволить им заниматься аутостимуляцией и выполнять все их требования. Разумеется, в конечном счете на пользу ребёнку это не пойдет. Нам, взрослым, часто приходится принимать решения, идущие вразрез с желаниями ребён­ка: перед сном нужно почистить зубы; нельзя есть только жареную картошку из Макдональдса; нельзя разбрасы­вать игрушки... Дети часто готовы совершать поступки в ущерб себе, и ответственность за правильные решения ле­жит на взрослых. Это как укол, который делает врач боль­ному: неприятно, но необходимо. Конечно, мы стремимся к тому, чтобы жизненный опыт детей был позитивным и приятным, но должны отдавать себе отчёт — на этом пути нельзя обойтись без определённого дискомфорта.

Наконец, многие люди обнаруживают, что работа с неприемлемым поведением требует больше терпения и навыков, нежели обучение чему-то достаточно сложному, например, речи. Когда таких навыков персоналу не хва­тает, страх и беспомощность подсказывают им более про­стой (как им кажется!) выход: просто избегать столкнове­ния с проявлениями поведенческих проблем.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.