Владимиро-Суздальская Русь и Новгород Великий. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Владимиро-Суздальская Русь и Новгород Великий.

2019-09-17 213
Владимиро-Суздальская Русь и Новгород Великий. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Задание 10. Изучите документы 26, 27, 28. Почему во Владимиро-Суздальской земле установилась твердая княжеская власть? Охарактеризуйте политику великих князей Владимирских. В чем причина неудачи политики Андрея Боголюбского? Укажите,  почему в этот период основную роль играл именно Владимир – на - Клязьме? 

 

Документ № 26.

Повесть Временных лет (Извлечение) // Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России: С древнейших времен до наших дней. М., 1999.

 

«…В 1147 году. Пошел Юрий[11] воевать Новгородскую волость и, придя, взял Новый Торг и всю Мету. А к Святославу послал Юрий, повелел ему воевать Смоленскую волость. И Святослав пошел и захватил голядь вверх по Протве; и дружина Святослава набрала там пленных. И прислал к нему Юрий со словами: «Приди ко мне, брат, в Москву». Святослав поехал к нему с сыном своим Олегом и с небольшою дружиной и взял с собой Владимира Святославича. А Олег поехал вперед к Юрию и подарил ему барса. Вслед за ним приехал его отец Святослав, и они сердечно встретились с поцелуями в пятницу, в день похвалы святой Богородицы, и были веселы. На другой день повелел Юрий устроить большой пир (обед силен) и оказал князьям великую честь; и дал Святославу, в знак любви, много даров, и одарил сына его Олега, и Владимира Святославича, и Святославовых мужей, и так отпустил их…»

 

Документ № 27.

Отрывок: Рыбаков Б. А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1984.

«…Ростово-Суздальская земля обособилась от Киева в 1132—1135 годах. Здесь княжил один из младших сыновей Мономаха — Юрий, получивший характерное прозвище Долгорукого, очевидно, за свою неуемную тягу к далеким чужим владениям.

Его внешняя политика определялась тремя направлениями: войны с Волжской Болгарией, торговым конкурентом Руси, дипломатический и военный нажим на Новгород и изнурительные бесполезные войны за Киев, заполнившие последние девять лет его княжения. В свои южные авантюры Юрий Долгорукий втягивался постепенно....Изгнанный из Киева в 1146 году Святослав Ольгович, его феодальный сосед по княжествам, обратился к Юрию за помощью. Юрий Владимирович, прислав союзнику войско... сам удачно воевал с Новгородом....Когда Святослав Ольгович начал успешные действия... в верховьях Прорвы. к нему прибыл гонец от Юрия, пригласивший его в пограничный суздальский городок, очевидно, праздновать победы: "Приди ко мне, брате, в Москов"....4 апреля 1147 года в Москву приехал Святослав со свитой... На следующий день Юрий дал торжественный пир.

"Повеле Гюрги устроити обед силен и створи честь велику им и да Святославу дары многи". Так впервые была упомянута Москва, сначала замок боярина Кучки, в 1156 году - пограничная крепость, в XIII веке — удельный княжеский городок, а в XV веке — столица огромного Русского государства.

...Кроме Москвы, Юрием Долгоруким были построены или укреплены здесь города Юрьев-Польской, Дмитров, Космятин, Кидекша, Звенигород, Переяславль и др. В своих южных делах, отвоевывая Киев у племянника Изяслава Мстиславича или у своего старшего брата Вячеслава, Юрий то выигрывал сражения и доходил с войсками почти до Карпат, то стремительно бежал из Киева в лодке, бросив дружину и даже тайную дипломатическую переписку.

У В. Н. Татищева сохранилось такое описание Юрия Долгорукого, восходящее, очевидно, к враждебным ему киевским источникам: «Сей великий князь был роста немалого, толстый, лицом белый; глаза не вельми велики, нос долгий и накривленный; брада малая, великий любитель жен, сладких пищ и пития; более о веселиях, нежели о расправе и воинстве, прилежал, но все оное состояло во власти и смотрении вельмож его и любимцев.

 Умер Юрий в Киеве в 1157 году. …»

 

Документ № 28.

Костомаров Н. И. Князь Андрей Боголюбский (Извлечение) // Хрестоматия по истории России. / Сост. И.В.Бабич, В.Н.Захаров, И.Е.Уколова. Т.1. М., 1994.

«…Андрей родился в Суздальской земле; там провел он детство; там усвоил он первые впечатления, по которым сложились у него взгляды на жизнь и понятия. Судьба бросила его в омут безвыходных междоусобий, господствовавших в Южной Руси. После Мономаха в Киеве княжили один за другим два сына его, Мстислав и Ярополк; спора у них за землю не было, и их можем мы причислить к истинным земским избранным князьям, потому что киевляне до­рожили памятью Мономаха и любили сыновей его. Но в 1143 году черниговский князь Всеволод Ольгович выгнал третьего сына Мономахова, слабого и ограниченного Вячеслава, и овладел Киевом посредством оружия. Но как только Всеволод умер, в 1146 году, киевляне избрали себе князем сына старшего Мономаховича, Изяслава Мстиславича. Изяслав счастливо разделался с Ольговичами, но против него поднялся новый неугомонный соперник, дядя его, князь суздальский Юрий Долгорукий, младший сын Владимира Мономаха. Началась долголетняя борьба, и в этой борьбе участвовал Андрей. Дела запутывались так, что междоусобию, казалось, не будет конца. Киев несколько раз переходил то в руки Изяслава, то в руки Юрия; Андрей не раз показывал храбрость в битвах, но также не раз пытался установить мир между спорившими сторонами; все было напрасно, Андрей убеждал отца удалиться в Суздальскую землю и сам прежде него поторопился уйти в этот край - во Владимир-на-Клязьме, пригород, данный ему отцом в удел. Но Юрий ни за что не хотел оставлять юга, опять начал добиваться Киева, наконец, по смерти Изяслава, в 1154 году овладел им и посадил Андрея в Вышгороде. Юрию хотелось иметь этого сына близ себя, чтобы передать ему киевское княжение, и с этой целью он назначил отдаленные от Киева города Ростов и Суздаль меньшим своим сыновьям. Но Андрея не пленяли никакие надежды в Южной Руси. Андрей был столько же храбр, сколько и умен, столько же расчетлив в своих намерениях, сколько и решителен в исполнении. Он был слишком властолюбив, чтобы поладить с тогдашним складом условий в Южной Руси, где судьба князя постоянно зависела и от покушений других князей, и от своенравия дружин и городов; притом, соседство половцев не давало и вперед никакого ручатель­ства на установление порядка в южнорусском крае, потому что половцы представляли собою удобное средство князьям, замыш­лявшим добывать себе силою города. Андрей решился самовольно бежать навсегда в Суздальскую землю. Шаг был важный; совре­менник-летописец счел нужным особенно заметить, что Андрей решился на это без отцовского благословения.

У Андрея, как видно, созрел тогда план не только удалиться в Суздальскую землю, но утвердить в ней средоточие, из которого можно будет ворочать делами Руси.

Была в Вышгороде в женском монастыре икона св. Богородицы, привезенная из Цареграда, писанная, как гласило предание, св. евангелистом Лукою.[12] Андрей задумал похитить ее, перенести в Суздальскую землю, даровать таким образом этой земле святыню, уважаемую на Руси, и тем показать, что над этою землею почиет особое благословение Божие. Подговоривши свя­щенника, Андрей ночью унес чудотворную икону из монастыря и вместе с княгинею и соумышленниками тотчас после того убежал в Суздальскую землю. Уже в голове Андрея была мысль поднять город Владимир выше старейших городов Суздаля и Ростова, но он хранил эту мысль до поры до времени в тайне, а потому проехал Владимир с иконою мимо и не оставил ее там, где, по его плану, ей впоследствии быть надлежало. Но не хотел Андрей везти ее ни в Суздаль, ни в Ростов, потому что, по его расчету, этим городам не следовало давать первенства. За десять верст от Владимира по пути в Суздаль произошло чудо: кони под иконою вдруг стали; запрягают других посильнее, и те не могут сдвинуть воза с места.

Князь остановился; раскинул шатер. Князь заснул, а поутру объявил, что ему являлась во сне Божия Матерь, приказала не везти ее икону в Ростов, а поставить во Владимире; на том же месте, где произошло видение, соорудить каменную церковь во имя Рождества Богородицы и основать при ней монастырь. В память такого видения написана была икона, изображавшая Божию Матерь в том виде, как она явилась Андрею. Тогда на месте видения заложено было село, называемое Боголюбовым. Андрей построил там богатую каменную церковь; ее утварь и иконы украшены были драгоценными камнями и финифтью, столпы и двери блистали позолотою. Там поставил он временно икону; в окладе, для нее сделанном Андреем, было пятнадцать фунтов золота, много жем­чуга, драгоценных камней и серебра.

Заложенное им село Боголюбово сделалось его любимым мес­топребыванием и усвоило ему в истории прозвище Боголюбского.

Мы не знаем, что делал Андрей до смерти отца, но, без сомнения, он в это время вел себя так, что угодил всей земле. Когда отец умер в Киеве 15 мая 1157 года, ростовцы и суздальцы со всею землею, нарушив распоряжение Юрия, отдававшего Ростов и Суз­даль меньшим сыновьям, единодушно избрали Андрея князем всей своей земли. Но Андрей не поехал ни в Суздаль, ни в Ростов, а основал свою столицу во Владимире, построил там великолепную церковь Успения Богородицы с позолоченным верхом из белого камня. В этом храме поставил он похищенную из Вышгорода икону, которая с тех пор начала носить имя Владимирской.

С тех пор Андрей явно показал свое намерение сделать Вла­димир, бывший до того времени только пригородом, главным го­родом всей земли и поставить его выше старых городов, Ростова и Суздаля. Андрей имел в виду то, что в старых городах были старые предания и привычки, которые ограничивали власть князя. Ростовцы и суздальцы избрали Андрея на вече. Они считали власть князя ниже своей вечевой власти; живя в Ростове или Суздале, Андрей мог иметь постоянные пререкания и должен был подла­живаться к горожанам, которые гордились своим старейшинством. Напротив, во Владимире, который ему обязан был своим возвы­шением, своим новым старейшинством над землею, воля народная должна была идти об руку с волею князя. Город Владимир, прежде малый и незначительный, сильно разросся и населился при Андрее. Жители его состояли в значительной степени из переселенцев, ушедших к Андрею из Южной Руси на новое жительство. На это явно указывают названия урочищ во Владимире; там были река Лыбедь, Печерный город, Золотые Врата с церковью над ними, как в Киеве, и Десятинная церковь Богородицы; Андрей строил много церквей, основывал монастыри, не жалел издержек на ук­рашение храмов. Кроме церкви Успения, возбуждавшей удивление современников великолепием, он построил церковь Покрова при устье реки Нерли и много других каменных церквей, Андрей приглашал для этого мастеров с Запада, а между тем начало развиваться и русское искусство, так что при Андрееве преемнике русские мастера уже без пособия иностранцев строили и расписы­вали свои церкви.

Построение богатых церквей указывает столько же на благосо­стояние края, сколько и на политический такт Андрея. Всякая новая церковь была важным событием, возбуждавшим внимание народа и уважение к ее построителю. Понимая, что духовенство составляло тогда единственную умственную силу, Андрей умел приобрести любовь его, а тем самым укреплял свою власть в народе. В приемах его жизни современники видели набожного и благочестивого человека. Его всегда можно было видеть в храме на молитве, со слезами умиления на глазах, с громкими возды­ханиями. Хотя его княжеские тиуны и даже покровительствуемые им духовные позволяли себе грабительства и бесчинства, но Андрей всенародно раздавал милостыню убогим, кормил чернецов и черниц и за то слышал похвалы своему христианскому милосердию.

Андрей был посажен на княжение всею землею, в ущерб правам меньших братьев, которые должны были княжить там. Решительный в своих действиях, Андрей предупредил всякие со стороны их попытки к междоусобиям, разом выгнал своих братьев Мстислава, Василька, восьмилетнего Всеволода и удалил от себя племянников Ростиславичей. Братья вместе со своею матерью, греческою ца­ревною, отправились в Грецию, где греческий император Мануил принял их. Это изгнание не только не было событием противным земле, но даже в летописях оно приписывается как бы земской воле. Андрей выгонял также и бояр, которых не считал себе достаточно преданными. Такие меры сосредоточивали в его руках единую власть над всею Ростовско-Суздальскою землею и через то самое давали этой земле значение самой сильнейшей земли между русскими землями, тем более, что, будучи избавлена от междоусобий, она была в то время спокойна от всякого внешнего вторжения. Но, с другой стороны, эти же меры увеличивали число врагов Андрея, готовых, при случае, погубить его всеми возмож­ными средствами.

Забравши в свои руки власть в Ростовско-Суздальской земле, Андрей ловко пользовался всеми обстоятельствами, чтобы показы­вать свое первенство во всей Руси; вмешиваясь в междоусобия, происходившие в других русских землях, он хотел разрешать их по своему произволу. Главною и постоянною целью его деятельности было унизить значение Киева, лишить древнего старейшинства над русскими городами, перенеся это старейшинство на Владимир, а вместе с тем подчинить себе вольный и богатый Новгород.

Подручники Андрея с войсками разных земель заложили стан под Киевом и окружили город. Киев был взят 12 марта, в среду на второй неделе поста 1169 года, весь разграблен и сожжен в продолжение двух дней. Такое свирепство делается понятным, когда мы вспомним, как за двенадцать лет перед тем киевляне перебили у себя всех суздальцев после смерти Юрия Долгорукого; конечно, между суздальцами были люди, мстившие теперь за своих родственников.

Андрей достиг своей цели. Древний Киев потерял свое вековое старейшинство. Андрей посадил в нем своего покорного брага Глеба, с намерением и наперед сажать там такого князя, какого ему будет угодно дать Киеву….

При всем своем уме, хитрости, изворотливости Андрей не ус­тановил ничего прочного в русских землях. Единственным побуж­дением всей его деятельности было властолюбие; ему хотелось создать около себя такое положение, в котором бы он мог пере­мещать князей с места на место, как пешки, посылать их с дружинами туда и сюда, по своему произволу, принуждать дру­житься между собою и ссориться и заставить их всех волею-неволею признавать себя старейшим и первенствующим. Для этой цели он довольно ловко пользовался неопределенными и часто бессмыслен­ными отношениями князей, существовавшею рознью между горо­дами и землями, возбуждал и разжигал страсти партий; в этом случае ему оказывали услугу и новгородские внутренние неуря­дицы, и неурожаи Новгородской земли, Все это, однако, были временные средства и потому имели временный характер. Кроме желания лично властвовать над князьями, у Андрея едва ли был какой-нибудь идеал нового порядка для русских земель. Что же касается до его отношений к собственно Суздальско-Ростовской волости, то он смотрел на нее как будто на особую землю от остальной Руси, но которая, однако, должна властвовать над Русью. Таким образом, он заботился о благосостоянии своей земли, старался обогатить ее религиозною святынею и в то же время предал на разорение Киев со всем тем, что было там исстари святого для всей Руси. В какой степени оценила его заботы сама Суздальско-Ростовская земля, показывает его смерть.

Властолюбивый князь, изгнавши братьев и тех бояр, которые недостаточно ему повиновались, правил в своей земле самовластно, забывши, что он был избран народом, отягощал народ поборами и по произволу казнил смертью всякого, кого хотел. Андрей час от часу становился более и более жестоким. Он постоянно жил в селе Боголюбове; там постиг его конец. Был у него любимый слуга Яким Кучкович. Князь приказал казнить его брата. Яким стал говорить своим приятелям: «Сегодня того, другого казнил, а завтра казнит и нас: разделаемся-ка с этим князем!» На совете порешили убить князя в эту же ночь.

Оказалось, что убийцы совершили поступок, угодный очень многим. Правление Андрея было ненавидимо. Народ, услыхавши, что его убили, бросился не на убийц, а, напротив, стал продолжать начатое ими. Боголюбовцы разграбили весь княжий дом, в котором накоплено было золота, серебра, дорогих одежд, перебили его детских и мечников (посыльных и стражу), досталось и мастерам, которых собирал Андрей, заказывая им работу.

Грабеж происходил и во Владимире. Весть об убиении Андрея скоро разошлась по земле: везде народ волновался, нападал на княжеских посадников и тиунов, которые всем омерзели способами своего управления; их домы ограбили, а иных и убили…»

Задание 11. Проанализируйте документы № 29, 30 и определите, в чем причина возникновения Новгородской феодальной республики? Что представляла собой политическая власть в Новгороде? Какова была роль церкви? Был ли Новгород республикой в современном понимании этого слова?

 

Документ № 29.

Восстание в Новгороде 1136-1137 гг. (Извлечение)  // Новгородская первая летопись. М.-Л., 1950.

 

«…В 1136 г. новгородцы призвали псковичей и ладожан и задумали изгнать князя своего Всеволода (Мстиславича); посадили его в епископский двор с женой, детьми и тещей, месяца мая 28, и стража с оружием сторожила его день и ночь, 30 мужей ежедневно. Сидел он два месяца, и отпустили его из города июля 15, а приняли его сына Владимира. А вот в чем обвиняли его: 1) не бережет смердов, 2)зачем захотел сесть в Переяславле,[13] 3) бежал с поля битвы впереди всех; а из-за того много убитых... В лето 1137, в начале года, 7 марта... бежал Константин посадник к Всеволоду, и несколько иных добрых мужей, и дали посадничать в Новгороде Якуну Мирославичу. В то же лето пришел князь Всеволод Мстиславич в Псков, желая сесть опять на столе своем в Новгороде, позванный тайно новгородскими и псковскими мужами, его сторонниками: «Иди, князь, тебя опять хотят». И как услышано было, что Всеволод в Пскове с братом Святополком, и великий мятеж был в Новгороде, и побежали и другие к Всеволоду в Псков, и взяли на разграбление дома их, Константина, Нежаты и многих иных, да еще и то искали, кто сторонник Всеволода из бояр, с тех взя­ли по полторы тысячи гривен, и дали купцам снаряжаться на войну; брали и не с виновных...»

 

Документ № 30.

Отрывок: Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. СПб., 2002.

 

«…В конце XII в. право Новгорода выбирать себе любого князя между всеми князьями русскими было бесспорным и общепризнанным. Помимо князя во главе новгородской администрации стоял посадник, который в X-XI вв. назначался князем, но в 30-х гг. XII в. важная должность посадника в Новгороде становится избирательной, и право сменить посадника при­надлежит только вечу.

Важная должность тысяцкого («тысячское») тоже ста­новится избирательной, и новгородское вече «дает» и «от­нимает» ее по своему усмотрению. Наконец со второй половины XII в. по избранию веча замещается высокий пост главы новгородской церкви, владыки архиепископа Нов­городского. В 1156 г., по смерти архиепископа Нифонта, «собрася весь град людий и изволиша собе епископ поставити муж Богом избран Аркадия»; конечно, избранник веча должен был потом получить «поставление» на епископскую кафедру от митрополита Киевского и Всея Руси.

Таким образом, в течение XII в. вся высшая новгород­ская администрация становится избираемой, и вече Госпо­дина Великого Новгорода становится полновластным рас­порядителем судеб Новгородского государства.

Государственное устройство и управление:

а) Князь. Новгородцы были «мужи вольные», жили и уп­равлялись «на всей воле своей», но и они не считали возмож­ным обходиться без князя. Князь нужен был Новгороду глав­ным образом как предводитель войска. Вот почему новгород­цы так ценили и уважали своих воинственных князей конца XII - начала XIII в. - Мстислава Ростиславича (Храброго) и его сына Мстислава Удалого. В середине XIII в. приобрел себе славу и популярность своими военными подвигами дру­гой новгородский князь - Александр Невский (хотя во внут­ренних отношениях у него не раз бывали конфликты с нов­городцами)… Однако, предоставляя князю командование вооружен­ными силами, новгородцы отнюдь не дозволяли ему само­стоятельно вести дела внешней политики и начинать войну без согласия веча. Новгородцы требовали от своего князя присяги в том, что он будет нерушимо соблюдать все их права и вольности. 

Приглашая нового князя, Новгород заключал с ним фор­мальный договор, точно определявший его права и обязан­ности. До нас дошел ряд таких договоров, из которых пер­вый относится к 1265 г. Но договоры XIII-XIV вв. не явля­ются новостью в политической жизни Новгорода, наоборот, они лишь формулируют и закрепляют старый политический обычай, который каждый вновь приглашаемый князь обя­зуется соблюдать нерушимо: «На сем княже, целуй хрест ко всему Новугороду, на чем целовали деды и отцы, - Новго­род ти держати в старине, по пошлине, без обиды». Вся су­дебная и правительственная деятельность князя должна идти в согласии с новгородским посадником и под его посто­янным надзором. Вся местная администрация дол­жна быть назначаема из новгородцев, а не из княжих мужей. Этот «дар» с волостей, размеры которого точно определяются в договорах, составляет воз­награждение князя за его правительственную деятельность. Ряд постановлений обеспечивал от нарушения торговые пра­ва и интересы Новгорода. Обеспечивая свободу торговли Новго­рода с русскими землями, договоры требовали от князя так­же, чтобы он не препятствовал новгородской торговле с нем­цами и чтобы он сам не принимал в ней непосредственного участия. В отношении внешней политики князь должен был «пособлять» Новгороду в случае войны, но сам не должен был начинать войну без «новгородского слова» (т.е. без постановления веча).

Новгород заботился о том, чтобы князь со своею дружи­ною не вошел слишком близко и глубоко во внутреннюю жизнь новгородского общества и не сделался бы в нем влия­тельной социальной силой. Князь со своим двором должен был проживать за чертою города, на Городище. Ему и его людям запрещалось принимать кого-либо из новгородцев в личную зависимость, а также приобретать земельную соб­ственность во владениях Великого Новгорода.

Таким образом, «князь должен был стоять около Новго­рода, служа ему, а не во главе его, правя им», говорит Клю­чевский, который указывает на политическое противоречие в строе Новгорода: он нуждался в князе, но «в то же время относился к нему с крайним недоверием» и старался вся­чески стеснить и ограничить его власть.

б) Вече. Господин Великий Новгород разделялся на «кон­цы», «сотни» и «улицы», и все эти деления представляли самоуправляющиеся общины, они имели свои местные веча и выбирали для управления и представительства сотских, а также кончанских и улицких старост. Союз этих местных общин и составлял Великий Новгород, и «совокупная воля всех этих союзных миров выражалась в общем вече города»(Ключевский). Вече не созывалось периодически, в опреде­ленные сроки, но лишь тогда, когда являлась в том надоб­ность. И князь, и посадник, и любая группа граждан могли созвать (или «созвонить») вече. На вечевую площадь соби­рались все свободные и полноправные новгородцы, и все имели одинаковое право голоса. Иногда на вече принимали участие жители новгородских пригородов (псковичи и ладожане), но обыкновенно вече состояло из граждан одного старшего города.

Компетенция новгородского веча была всеобъемлющей. Оно принимало законы и правила (в частности, вечем был принят и утвержден в 1471 г. Новгородский судебник, или так называемая «Судная грамота»); оно приглашало князя и заключало с ним договор, а в случае недовольства им из­гоняло его; вече выбирало, сменяло и судило посадника и тысяцкого и разбирало их споры с князем; оно выбирало кандидата на пост архиепископа Новгородского, иногда «миром» ставило церкви и монастыри; вече даровало государственные земли Великого Новгорода церковным учреж­дениям или частным лицам, а также давало некоторые при­городы и земли «в кормление» приглашаемым князьям; оно было высшей судебной инстанцией для пригородов и для частных лиц, ведало суд по политическим и другим важней­шим преступлениям, соединенным с наиболее тяжкими наказаниями - лишением жизни или конфискацией иму­щества и изгнанием; наконец, вече ведало всю область внеш­ней политики: делало постановление о сборе войска, о пост­ройке крепостей на границах страны и вообще о мерах обо­роны государства; объявляло войну и заключало мир, а также заключало торговые договоры с чужими странами.

Вече имело свою канцелярию (или вечевую избу), во главе которой стоял «вечный дьяк» (секретарь). Постанов­ления или приговоры веча записывались и скреплялись печатями Господина Великого Новгорода (так называемые «вечные грамоты»). Грамоты писались от имени всего Нов­города, его правительства и народа.

Большое новгородское вече собиралось обыкновенно на Торговой стороне, на Ярославе дворе (или «дворище»). Собравшаяся здесь огромная, многотысячная толпа «вольных мужей», конечно, не всегда соблюдала порядок и благочиние: «На вече по самому его составу не могло быть ни правильного обсуждения вопроса, ни правильного голосования. Решение составлялось на глаз, лучше сказать, на слух, скорее по силе криков, чем по большинству голосов»(Ключевский). В слу­чае разногласий на вече возникали шумные споры, иногда - драки, и «осилившая сторона и признавалась большинством» (Ключевский). Иногда одновременно собирались два веча: одно на Торговой, другое на Софийской стороне; некоторые участники являлись «в доспехах» (т.е. в вооружении), и спо­ры между враждебными партиями доходили иногда до воо­руженных столкновений на волховском мосту.

в) Администрация и суд. Совет господ. Во главе новго­родской администрации стояли «степенный посадник» и «степенный тысяцкий». Суд распределялся между разными властями: владыкой новгородским, княжеским намест­ником, посадником и тысяцким; в частности, тысяцкий, вместе с коллегией трех старост от «житьих» людей и двух старост от купцов, должен был «управливати всякие дела» купечества и «суд торговый». В надлежащих случаях дей­ствовал совместный суд разных инстанций. Для «пересуда», т.е. для пересмотра дел, решенных в первой инстанции, существовала коллегия из 10 «докладчиков», по одному боярину и по одному «житьему» от каждого конца. Для ис­полнительных судебных и административно-полицейских действий высшая администрация имела в своем распоряже­нии ряд низших агентов, которые носили различные назва­ния: пристава, подвойские, позовники, изветники, биричи.

Многолюдная вечевая толпа, конечно, не могла толково и обстоятельно обсуждать подробности правительственных мероприятий или отдельные статьи законов и договоров; она могла только принимать или отвергать готовые доклады высшей администрации. Для предварительной же разработ­ки необходимых мероприятий и для подготовки докладов в Новгороде существовал особый правительственный совет, или совет господ, он состоял из «степенных» посадника и тысяцкого, кончанских старост, сотских и старых (т, е. быв­ших) посадников и тысяцких. Совет этот, в который вхо­дили верхи новгородского боярства, имел большое влияние в политической жизни Новгорода и часто предрешал воп­росы, подлежавшие решению веча, - «это была скрытая, но очень деятельная пружина новгородского управления» (Ключевский).

В областном управлении Новгородского государства мы находим двойственность начал -централизации и местной автономии. Из Новгорода назначались посадники в приго­роды, и судебные учреждения старшего города служили высшей инстанцией для пригорожан. Пригороды и все во­лости новгородские должны были платить дань Господину Великому Новгороду. Неурядицы и злоупотребления в об­ласти управления вызывали центробежные силы в новго­родских областях, и некоторые из них стремились оторвать­ся от своего центра. В полной мере это удалось только Вятс­кой и Псковской земле. В 1397г. жители Двинской земли «задались» за великого князя Московского, но были приве­дены к покорности Новгороду силою оружия.

Церковь. Во главе новгородской церкви стоял вла­дыка архиепископ Великого Новгорода и Пскова. Начиная с 1156 г., кандидат на архиепископскую кафедру выбира­ется новгородским вечем и затем поставляется митрополи­том Киевским и Всея Руси. В XIII-XIV вв. в Новгороде ус­танавливается своеобразный порядок избрания владыки: вече избирало трех кандидатов, затем три записки с их име­нами клались на престол в кафедральном храме св.Софии Премудрости Божией, и жребий решал, кому быть архиепископом. Архиепископ был не только главою Новгород­ской церкви, но обладал огромным влиянием и авторите­том в политической и социальной жизни Великого Новго­рода. Кафедральный храм Св.Софии был не только главною святынею новгородской земли, но вместе с тем символом сво­боды и независимости Великого Новгорода. Новгород со всею землею состоял под покровительством Св.Софии и рас­сматривал свои владения как «волость Св.Софии». Воен­ные действия новгородцы начинали не иначе, как по благословению архиепископа, и, идя на воину, они шли сражать­ся и головы свои складывали «за Святую Софию».

Под управлением и юрисдикцией владыки Новгородс­кого находилось обширное общество «церковных людей» так же, как и на Руси Киевской; так же, как и там, ему при­надлежал суд над всеми мирянами по делам, касающимся церкви и веры, а также по делам семейным и наследствен­ным. Кафедре архиепископской принадлежали обширные земельные владения, население, которые также подлежали суду и управлению владыки. На церковных землях, кроме смердов, жили также «софийские» бояре и дети боярские и много военнослужилого люда. В случае военных действий они составляли особое конное войско, «владычин полк», от­дельный от общего новгородского войска. Для ведения дел суда и управления при кафедре владыки Новгородского со­стоял обширный штат «владычиных» бояр, детей боярских и разных слуг, которые носили название «софиян».

В политической жизни Новгорода при том весьма огра­ниченном влиянии, которое имели новгородские князья, ар­хиепископ был первым человеком. Он обычно председатель­ствовал в совете господ; все важные правительственные акты издавались и все договоры с иными странами и с кня­зьями заключались не иначе как по благословению «госпо­дина преосвященного архиепископа Великого Новагорода и Пскова».

В случаях, когда внутренние споры и неурядицы в Нов­городе принимали слишком острый характер, делом и за­ботой владыки Новгородского было примирение вражду­ющих сторон и прекращение междоусобий…»

Задание 12. Сравните два варианта развития русских земель в XII – начале XIII вв. Определите, в чем причина стойкости именно северо-восточного пути развития? Какова роль Новгорода в истории Руси? Заполните таблицу.

Показатели Владимиро-Суздальское княжество Новгородская феодальная республика
Географическое положение,    
Природные условия    
Уровень развития производительных сил    
Основные политические центры    
Княжеская власть и боярство (расклад политических сил)    
Основные политические деятели    

Тема 3.РУССКИЕ ЗЕМЛИ МЕЖДУ ЗОЛОТОЙ ОРДОЙ И КАТОЛИЧЕСКОЙ ЕВРОПОЙ (XIII - XVI вв.).


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.