Правление Владимира Святославича и Ярослава Мудрого. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Правление Владимира Святославича и Ярослава Мудрого.

2019-09-17 233
Правление Владимира Святославича и Ярослава Мудрого. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задание 1. Изучите документ № 13. Какие преобразования проходили в правление Владимира Святославича? Причина религиозной реформы 980 г. и ее значение? Сколько сыновей родилось у Владимира, и чем они известны?

 

 

Документ № 13.

Отрывок: Пчелов Е.В. Монархи России. М., 2004

 

«…Став киевским князем, Владимир объединил русские земли под своей вла­стью. Он создал большую державу, но она оставалась языческой, в то время как в соседних странах уже утвердились религии, основанные на монотеизме. Будучи проницательным политиком, князь прекрасно по­нимал, что, пока Русь исповедует язычество, она не сможет встать вро­вень с другими сильными государствами.

Чтобы скрепить единство Руси, Владимир, по всей видимости, сначала решил создать единый пантеон славянских богов. Под 980 годом, рассказывая о пер­вых годах княжения Владимира, «Повесть временных лет» отмечает: «И стал Вла­димир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным дво­ром: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, назы­вая их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бе­сам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот». В исторических исследованиях эти деяния Влади­мира обычно именуют «языческой реформой». Отвлекаясь от конкретной иден­тификации божеств (о функциях многих из них до сих пор не существует еди­ного мнения), можно заметить, что в приниципе сам летописный текст ещё не свидетельствует о какой-то «развёрнутой» реформе. Владимир приказал поста­вить в Киеве идолов, то есть создал ещё одно языческое капище. Возможно, за этим стояло желание объявить данных богов едиными для поклонения на всей Руси. Ведь ранее славянские племена поклонялись разным богам, каждое пле­мя - своим, и богов, вероятно, было много. Но не свидетельствует ли летопис­ный рассказ и об общей примитивности языческих культов на Руси до Влади­мира? Летописца как бы удивляют человеческие жертвоприношения, судя по всему весьма рьяно осуществлявшиеся Владимировыми жрецами. Возможно, Владимир попытался укрепить язычество и из разрозненных, мелких культов, создать общий, более «организованный» пантеон. Примечательно, что среди названных богов отсутствует Велес. Видимо, он уже тогда воспринимался как бог «негативный», «отрицательный», своего рода противоположный Перуну и дру­гим «светлым» богам (Хорс, Дажьбог).Но язычество, пусть даже и «организованное», уже не могло отвечать потреб­ностям времени. Оно тормозило развитие Руси и обрекало её на безвестное про­зябание, подобно другим аборигенным племенам. Единство государства требова­ло единой веры и единого Бога…

С западными соседями у Владимира уста­новились мирные, добрососедские отношения. Но большую опасность для Руси представляли печенеги. Этот воинственный кочевой народ совершал постоянные набеги на Русь, стремясь захватить богатую добычу, в том числе и русских пленни­ков, которых затем продавали в рабство. Поэтому Владимир решил укрепить юж­ные рубежи страны. Для этого на русском побережье насыпали земляные валы, строили крепости, где создавали пограничные заставы. Службу на них несли вои­ны из северных племён Руси. В числе других городов Владимир основал Белгород и Переяславль. Переяславль был построен на месте победы над печенегами. Сохра­нилась легенда, что перед этой битвой с сильнейшим печенежским воином сразился молодой киевлянин, который мог на скаку остановить разъярённого быка и вырвать ему клок кожи с бока. Киевлянин одолел печенега в единоборстве, а потом русские ратники рассеяли печенежское войско. Новый же город Владимир назвал так потому, что русский юноша «перенял славу» печенежского богатыря.

Объединив Русь, Владимир организовал и новую систему управления страной. Прежние племенные династии исчезли, а в главные города и земли Руси Влади­мир направил княжить своих сыновей.

До крещения Владимир был многожёнцем. От разных жён у него родилось, по данным «Повести временных лет», 12 сыновей. Кроме того, «наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берёстовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замуж­них женщин и растляя девиц». Далее летопись сравнивает его с библейским ца­рём Соломоном. Может быть, чисто литературный приём? Но вот свидетельство современника Владимира немецкого хрониста Титмара Мерзебургского (ум. в 1018): «(Владимир) был великим и жестоким распутником... носил венерин набед­ренник, усугублявший его врождённую склонность к блуду. Но Спаситель наш Христос, заповедав нам препоясывать чресла, обильный источник губительных излишеств, разумел воздержание, а не какой-либо соблазн. Услыхав от своих про­поведников о горящем светильнике (о христианской вере), названный король смыл пятно содеянного греха, усердно творя щедрые милостыни». Хотя Титмар явно не принадлежал к почитателям русского князя, его информация полностью соот­ветствует летописному повествованию.

Владимир предпринял первую попытку создать на Руси удельную систему, по­садив своих сыновей на княжение в различные русские города. Но в отличие от последующего времени князья выступали не как самостоятельные правители, а как наместники отца, выполнявшие на местах его волю и следившие за отправлени­ем дани в Киев. Новые княжества создавались, как правило, на месте бывших племенных княжений.

Старший сын Владимира от какой-то чешки Вышеслав до своей смерти в 1010 году был князем Новгорода. Второй сын Изяслав, родившийся от полоцкой княжны Рогнеды, стал князем Полоцка. Он умер в 1001 году, прожив чуть более 20 лет. От него пошла династия полоцких князей, исчезнувшая в конце XIII века.

Сын Владимира Святополк (в крещении Пётр) родился от бывшей наложни­цы Ярополка, которую Владимир взял себе в жёны, некой монашки-гречанки, попавшей в плен ещё к Святославу во время его походов. Таким образом, Свято­полк был как бы «от двух отцов». Этим летопись объясняла его будущие злодея­ния. Святополк стал князем Турова. Этот город находился в глухой земле дрего­вичей, располагавшейся недалеко от Киевского княжества. Святополк женился на дочери польского князя Болеслава Храброго, но в последние годы жизни Влади­мира вместе с женой и приехавшим с ней епископом Рейнберном находился в заточении, заподозренный в каком-то заговоре против отца.

Святослав Владимирович (тоже сын чешки) был князем древлянским, он по­гиб после смерти Владимира, оставив сына Яна, родившегося в самом начале XI века, судьба его неизвестна.

Всеволод Владимирович, сын Владимира и Рогнеды, был князем волынским. Город Владимир-Волынский в этой земле основал сам Владимир. Возможно, Все­волод под именем Виссавальда упоминается в скандинавских сагах в качестве од­ного из женихов шведской королевы Сигрид Сторрады (Гордой). Сигрид сожгла его вместе с другими женихами в доме после пира, тем самым желая проучить «мел­ких конунгов» свататься к ней. По относительной хронологии саги это произош­ло около 995 года. В это время Всеволод ещё не достиг взрослого возраста, да и вряд ли сына русского князя можно было назвать «мелким конунгом». Тем не ме­нее версия о гибели Всеволода в Скандинавии выглядит очень привлекательной.

Ярослав Владимирович (в крещении Георгий, в скандинавских источниках Ярислейф), тоже сын Рогнеды, очевидно, младший; был сначала князем ростов­ским, а затем новгородским.

Мстислав Владимирович (в крещении Константин), по прозванию Храбрый, получил далёкую Тмутаракань. Эта бывшая греческая колония Таматарха нахо­дилась на противоположном от Крыма берегу Керченского пролива. Она при­надлежала хазарам (крепость Самкерц), а затем, вероятно при Святославе, пе­решла под власть Руси. Причерноморский город Тмутаракань был отделён от основной русской территории степными пространствами. Теперь на месте древ­ней Тмутаракани находится поселение Тамань. Мстислав воевал с северокавказ­скими племенами, победив князя касогов (адыгов) Редедю, затем столь же ус­пешно сражался с братом Ярославом, в результате чего стал князем Чернигова. Скончался он, разболевшись на охоте, в 1036 году. Его сын Евстафий умер ещё при жизни отца.

Станислав Владимирович был князем Смоленска, его судьба неизвестна. Позвизд (возможно, в крещении Васильке) сидел где-то на Волыни, вероятно в Луцке, он скончался при жизни Владимира.

Судислав Владимирович был князем Пскова. В 1036 году Ярослав лишил его удела и посадил по ложному навету в поруб. Он был выпушен из тюрьмы лишь сыновьями Ярослава, принял постриг и скончался в 1063 году.

Святой Борис (в крещении - Роман), сын Владимира от некой болгарки, княжил первоначально на Волыни, затем в Муроме, с 1010 года в Ростове.

Святой Глеб (в крещении - Давыд), единоутробный брат Бориса, правил в Суздале, ас 1010 года в Муроме. Об их дальнейшей судьбе речь впереди.

По некоторым источникам известны ещё сыновья Владимира — Родослав, воз­можно, ещё один Мстислав, Вячеслав. Последний якобы княжил в Чернигове.

Дело в том, что после крещения Владимир женился на принцессе Анне. Неиз­вестно, были ли от этого брака дети, во всяком случае, летописи называют всех сыновей князя родившимися ещё в языческий период. Анна скончалась в 1011 году. Но после её смерти Владимир женился ещё раз…»

 

Задание 2. Изучите документ № 14. Какие достижения можно считать главной заслугой Ярослава Мудрого? Какова причина возникновения его прозвища? Какую роль в укреплении международных связей Руси сыграла семья Ярослава?

 

Документ № 14.

Отрывок: Пчелов Е.В. Монархи России. М., 2004

«…Именно ко времени Ярослава Мудрого относится основание Юрьевского монастыря в Киеве и Юрьева монастыря под Новгородом. В 1030 году Ярослав ходил на чудь (угро-финнское племя, предки современных эстонцев). Чудь издавна находилась в орбите древнерусского влияния. В земле чуди князь поставил город Юрьев. Потом Юрьев (иногда его называли Юрьев Ливонский, чтобы отличить от других городов с таким же названием) именовался Дерптом, а теперь это город Тарту в Эстонской республике.

С именем Ярослава связывается и основание Ярославля на Волге. Точная дата основания городя (как и большинства древнерусских городов) неизвестна, но можно думать, что он возник на рубеже X и XI веков, незадолго до 1010 года.

Строительство киевского Софийского собора началось в 1037 году.[5] Ярослав заложил храм на месте решающей битвы с печенегами, подступившими в 1036 году к русской столице. Ярослав в то время был в Новгороде, но успел собрать войско и подоспел на подмогу к осаждённым киевлянам. Печенежские приступы оказались безрезультатными. Князь наголову разгромил кочевников, бежавших с поля боя. Святая София возводилась приглашёнными из Византии архитекторами. До на­ших дней она дошла в сильно перестроенном и искажённом виде. Это был очень большой храм, увенчанный тринадцатью куполами и окружённый просторными галереями. Само его строительство символизировало рождение нового православ­ного государства, ведь Софийский собор был и главным храмом Константинополя. Позже храмы Святой Софии были построены также в Полоцке и Новгороде. И По­лоцк, и Новгород претендовали на главенство в соответствующих частях Руси. В пер­вом из этих городов правила самая первая ветвь династии Рюриковичей, обособив­шаяся раньше других. Второй город считался северной столицей Русского государ­ства, вторым после Киева важнейшим государственным центром.

Время правления Ярослава отнюдь не было спокойным. После того как он одолел Святополка в борьбе за наследие отца, ему пришлось столкнуться и с другими родственниками. Уже в 1021 году произошёл конфликт с племянником - полоцким князем Брячиславом Изяславичем, сыном старшего брата Ярослава -Изяслава Владимировича. Брячиславу удалось захватить и разграбить Новгород, но Ярослав настиг его и отбил пленных новгородцев. Затем он враждовал со своим братом – Мстиславом Владимировичем. После 1026 года Ярослав и Мстислав действовали сообща. Так, в 1031 году они ходили войной на Польшу и отвоевали пограничные червеньские города, бывшие долгое время яблоком раздора в отношениях Руси и Польши. Вообще же Ярослав проводил активную внешнюю политику. Совершал успешные походы на западные племена: литву и ятвягов, а в 1043 году русские воины направились в поход на Византию. Возглавлял войско старший сын князя - Владимир Ярославич. Но эта, война окончилась для Руси неудачно, и русские князья более уже с Византийской империей не враждовали. Эпоха русских набегов на богатого южного соседа, на­чатая ещё походами IX века, закончилась.

В 1036 году Мстислав умер. Тогда же Ярослав расправился с последним из ос­тававшихся в живых своим братом - Судиславом, сидевшем в Пскове. Ок­леветанный, он очутился в темнице, откуда вышел уже после смерти Ярослава. Так Ярослав укрепил свою власть и на короткое время воссоздал единое Древнерус­ское государство.

С именем Ярослава Мудрого связано и создание первого русского свода зако­нов. Этот законодательный памятник именуется по первым его словам «Русской Правдой». Она создавалась постепенно, но первая её часть была разработана по инициативе Ярослава ещё в 1016 году, потому и называется «Правдой Ярослава». Потом, в 1072 году, сыновья Ярослава дополнили её и изменили некоторые по­ложения. Так возникла вторая часть «Русской Правды» - «Правда Ярославичей». Позже и другие русские князья вводили в «Русскую Правду» новые правила, по­этому окончательно этот свод законов сформировался только в начале XII века при Владимире Мономахе. В целом он оставался действовавшим на территории Руси на протяжении нескольких столетий.

Киев в эпоху Ярослава Мудрого стал одним из крупнейших городов Европы. В нём было много церквей, активно велось каменное строительство, развивались ре­мёсла и торговля. Укрепление Древнерусской державы позволило Ярославу даже сде­лать русским митрополитом соотечественника Илариона, который был избран на этот пост собором русских епископов, а не назначен Константинопольским патриархом, как было ранее. На Руси Ярослава именовали также царём, то есть императорским титулом, подчёркивая равное положение с византийскими императорами. Именно так назван Ярослав в надписи о его смерти, обнаруженной в Софийском соборе.

В 1939 году учёные вскрыли гробницу Ярослава Мудрого в Киевском соборе св. Софии. Останки князя были подвергнуты тщательному антропологическому анализу, и тогда же была опубликована целая серия статей, посвященная этому событию. Медицинское иссле­дование костей Ярослава Мудрого привело учёных к выводу, что этот князь про­жил не 76 лет, как о том сообщают летописи в известиях о его кончине под 1054 го­дом, а, по крайней мере, на 8 лет меньше. Найденный скелет принадлежал мужчине 60-70 лет, его примерный возраст был определён как 66 лет. Таким образом, мож­но думать, что Ярослав родился примерно в 986 году, а не в 978-м, как думали рань­ше. Историки высказывали догадку, что летописцы могли сознательно увеличить возраст князя, чтобы обосновать законность его претензий на Киевское княжество, ведь Ярослав, по сути, узурпировал власть на Руси: не являясь старшим наследни­ком отца, он военным путем сверг с престола старшего брата. Тогда же прояснился и вопрос о знаменитой хромоте Ярослава. Исследователи пришли к заключению, что Ярослав еще в грудном возрасте перенёс гнойное поражение, приведшее к подвывиху правого тазобедренного сустава в раннем детстве, это, в свою очередь, задержало нормальное физическое развитие княжича примерно на два года. За­тем Ярослав оправился и начал ходить, но уже в зрелом возрасте получил травму правого коленного сустава, и это сделало его хромцом на всю жизнь.Медицинский анализ показал также, что рост Ярослава был 172-175 сантимет­ров, антропологи сделали также вывод о лёгкой возбудимости и быстрой раздра­жимости Ярослава.

Ярослав был женат, вероятно, дважды. От первого брака у него был сын Илья, который недолго был князем Новгорода (как старший сын великого князя киев­ского) и умер в детском возрасте в 1019/20 году. Второй раз Ярослав женился в 1019 году. Его женой стала Ингигерд, дочь шведского короля Олава Шётконунга (Грудного конунга). Брак укрепил международные позиции династии Рюриковичей… Ингигерд приняла в крещении имя Ирина. От нее у Ярослава было шесть сыновей и четыре дочери.

Старший сын Владимир (1020 - 4.10.1052) был князем в Новгороде. От него пошла небольшая династия галицких князей (так называемая Первая галицкая династия).

Следующим сыном Ярослава был Изяслав (в крещении Дмитрий) (1024-3.10.1078). Его женой была Гертруда, дочь польского короля Мешко II (потом Изяслав женился вторично). От Изяслава произошла династия турово-пинских князей, пресекшаяся в XIII веке.

Святослав (в крещении Николай) Ярославич (1027-27.12.1076) был князем чер­ниговским, а одно время и киевским. Первым браком он женился на некоей Килликии (Цецилии?), а вторым на Оде, немецкой графине, которая была внучатой племянницей римского папы Льва IX и императора Священной Римской империи Генриха III. Ода была потомком многих знатных европейских династий и истори­ческих деятелей, в том числе Карла Великого, английского короля Альфреда и Ген­риха Птицелова. От первого брака у Святослава было несколько сыновей, особую известность из которых приобрел Олег, активно участвовавший в княжеских усо­бицах и названный в «Слове о полку Игореве» Гориславичем. От него произошла большая династия черниговских и новгород-северских князей. От второго брака у Святослава Ярославича был только один сын - Ярослав-Панкратий, князь муромский. Он стал родоначальником муромо-рязанской династии Рюриковичей, ко­торая владела Рязанью вплоть до начала XVI века, когда Василий III ликвидиро­вал независимость этого последнего удельного княжества Руси. Потомками рязан­ской династии по женским линиям были Мстислав Удатный и Александр Невский (а следовательно, и Дмитрий Донской), знаменитые военные деятели средневеко­вой России, Они, таким образом, являлись и потомками Карла Великого.

Следующий сын Ярослава Всеволод (в крещении Андрей) (1030-13.04.1093) был князем переяславским, потом и киевским. Первым браком он был женат на Марии (?), дочери византийского императора Константина IX Мономаха.

Наконец, младшие сыновья Ярослава: Вячеслав-Меркурий (1036—1057), князь Смоленска, и Игорь-Георгий (или Константин?), князь владимиро-волынский и смоленский, умер в 1060 году. Потомство первого пресеклось на сыне Борисе, погибшем в 1078 году. От второго пошла небольшая веточка городенских князей. Поскольку оба Ярославича умерли рано, их дети оказались фактически на поло­жении изгоев в княжеском роду.

Дочери Ярослава вышли замуж за правителей различных европейских стран. Елизавета Ярославна в середине 1040-х годов стала женой норвежского конунга Харальда Сигурдарсона, потомка объединителя Норвегии Харальда Прекрасноволосого. Муж Елизаветы был одним из последних крупных деятелей эпохи викин­гов, он принимал участие во многих походах и получил прозвище Суровый. Не сразу добился он руки русской княжны, совершил для этого немало подвигов и написал в честь своей возлюбленной песню («Висы радости»), которая, таким образом, является первым памятником русско-норвежских, а быть может, и рус­ско-скандинавских литературных связей. В 1066 году Харальд во главе войска вторгся на территорию Британии. В битве под Стэнфордбриджем 25 сентября он погиб, разгромленный тогдашним английским королем Харальдом II, также имев­шим скандинавское происхождение (его дочь потом стала женой Владимира Мономаха). Сражение под Стэнфордбриджем иногда в историографии условно считается концом эпохи викингов в Европе. Согласно отечественной историчес­кой традиции, овдовевшая Елизавета (по-скандинавски - Эллисив) вышла замуж вторично, за датского короля Свена II Эстридсена. Однако, как показали новей­шие исследования, на самом деле женой Свена стала другая вдова Харальда - Тора.

Анна Ярославна известна как королева Франции. И действительно, 19 мая 1051 года в Реймсе состоялось её бракосочетание с королём Франции Генрихом I (23.05.1005-04.08.1060), который был сыном короля Роберта II и внуком основа­теля династии Капетингов Гуго Капета (это был второй брак Генриха). После рож­дения первенца, будущего короля Франции Филиппа I, во исполнение обета Анна построила в честь св. Винцента монастырь в Санлисе (там находится её скульп­турное изображение). Благодаря Анне греческое имя Филипп благополучно при­жилось в Европе, стало пользоваться популярностью и часто употреблялось и во французском королевском доме, и в других европейских династиях, происходив­ших от Филиппа I по женским линиям (испанские короли Филиппы, например, и другие). Другой сын Анны - граф Гуго де Вермандуа участвовал в Первом кре­стовом походе. Овдовев, Анна некоторое время управляла королевством от име­ни малолетнего сына, но затем ушла в основанный ею монастырь. Оттуда она была похищена Раулем, графом де Крепи де Валуа, и стала его женой. Папа не благословил этот брак. Тем не менее, Анна и Рауль прожили вместе более десяти лет. Граф скончался 8 сентября 1074 года в замке Мондидье. Последнее упомина­ние об Анне относится к 1075 году. Сохранился ее автограф на жалованной гра­моте монастырю Суассона. По одной из версий, впрочем, малодостоверной, пос­ле смерти второго мужа Анна вернулась на Русь. Потомками Анны Ярославны являются все представители французского королевского дома Капетингов, вклю­чая династии Валуа и Бурбонов, в том числе и Король-Солнце Луи XIV, король Луи XVI и испанская королевская династия (тоже Бурбоны), до сих пор сохраня­ющая свой престол.

Анастасия Ярославна была выдана замуж за венгерского короля из династии Арпадов Эндре I (ум. в 1061 году). Она скончалась между 1073 и 1074 годами и похоронена в одном из штирийских монастырей.

Наконец, еще одна дочь Ярослава изображена на фреске Софийского собора в Киеве, но её судьба остаётся неизвестной…»


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.