Любечский съезд князей. Правление Владимира Мономаха. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Любечский съезд князей. Правление Владимира Мономаха.

2019-09-17 228
Любечский съезд князей. Правление Владимира Мономаха. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Задание 5. На основании документа № 17 определите, какое значение для истории Киевской Руси имел Любечский съезд князей? Начало какому процессу он положил?

 

Документ № 17.

Повесть Временных лет (Извлечение) // Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России: С древнейших времен до наших дней. М., 1999.

 

«…В лето 1097. Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег и собрались в Любече для устроения мира. И обращались к себе, говоря: «Зачем губим Русскую зем­лю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою <…> и на этом целовали крест: «если кто пойдет на кого, то на того будем все <...>» и принеся клятву, разошлись восвояси…»

 

Задание 6. Прочитайте документ № 18. Какова главная цель «Поучения»? О какой политической обстановке на Руси свидетельствует этот текст? Каковы причины и итоги походов Мономаха? Каким предстает в «Поучении…» идеал воина? Как согласуются принципы, которые исповедовал Мономах, с его реальными поступками?

 

Документ № 18.

Поучение Владимира Мономаха (Извлечение) // Изборник. Повести Древней Руси. М., 1989.

«…Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться. прежде всего, бога ради и души своей, страх имейте божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра... Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись евангельскому слову, "осам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, господа ради; лишаемый — не мсти, ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хулимый — молчи, умертви грех".

...Мы, люди, грешны и смертны: и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь; а господь наш... показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться и побеждать их, покаянием, слезами и милостынею.

..."Что такое человек, как подумаешь о нем?" Звери различные, и птицы и рыбы украшены твоим помыслом, господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по божьей мудрости.

...Если вам бог смягчит сердце, пролейте слезы о грехах своих.

...Ни правого, ни виновного не убивайте, и не повелевай те убить его, если и будет повинен в смерти, то не губите никакой христианской души.

...Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам, ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, - то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым…

Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь - как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели.

А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я в разъездах и на охотах с тринадцати лет. Сначала я к Ростову пошел сквозь землю вятичей; послал меня отец, а сам он пошел к Курску; и снова вторично ходил я к Смоленску.

Затем послал меня Святослав[6] в Польшу: ходил я за Глогов до Чешского леса, и ходил в земле их четыре месяца. И в том же году и сын родился у меня старший, новгородский.

И Святослав умер, и я опять пошел в Смоленск, а из Смоленска той же зимой в Новгород; весной - Глебу в помощь. А летом с отцом - под Полоцк, а на другую зиму со Святополком под Полоцк, и выжгли Полоцк. Затем ходили мы опять в том же году с отцом и с Изяславом к Чернигову биться с Борисом и победили Бориса и Олега.

И Всеслав Смоленск пожег, и я с черниговцами верхом с поводными конями помчался и не застали в Смоленске. В том походе за Всеславом пожег землю и повоевал ее до Лукомля и до Логожска, затем на Друцк войною и опять в Чернигов.

А в ту зиму повоевали половцы Стародуб весь, и я, идя с черниговцами и со своими половцами, на Десне взяли в плен князей Асадука и Саука, а дружину их перебили. И на следующий день за Новым Городом[7] разбили сильное войско Белкатгина, а семечей и пленников всех отняли.

А в Вятичскую землю ходили две зимы на Ходоту и на сына его и к Корьдну ходили первую зиму. На ту осень ходили с черниговцами и с половцами-читеевичами к Минску, захватили город и не оставили в нем ни челядина, ни скотины.

И на весну посадил меня отец в Переяславле[8] выше всей братии и ходили за Супой. И по пути к Прилуку городу встретили нас внезапно половецкие князья, с восемью тысячами, и хотели было с ними сразиться, но оружие было отослано вперед на возах, и мы вошли в город; только семца одного живым захватили да смердов несколько, а наши половцев больше убили и захватили, и половцы, не смея сойти с коней, побежали к Суле в ту же ночь. И на следующий день, на Успение (15 августа), пошли мы к Белой Веже, Бог нам помог и святая Богородица; перебили девятьсот половцев и двух князей взяли, Багубарсовых братьев, Осеня и Сакзя, и только два мужа убежали.

И потом на Святославль гнались за половцами, и затем на Торческ город, и потом на Юрьев за половцами. И снова на той же стороне, у Красна, половцев победили, и потом с Рос­тиславом же у Барина вежи взяли. И затем ходил во Владимир опять, Ярополка там посадил, и Ярополк умер.

И снова, по смерти отца и при Святополке, на Стугне бились мы с половцами до вечера, бились у Халепа, и потом мир сотворили с Тугорканом и с другими князьями половецкими, и у Глебовен чади отняли дружину свою всю.

И потом Олег на меня пришел со всею Половецкою землею к Чернигову, и билась дружина моя с ними восемь дней за малый вал и не дала им войти в острог; пожалел я христианских душ, и сел горящих, и монастырей и сказал: «Пусть не похваляются язычники». И отдал брату отца его стол, а сам пошел на стол отца своего в Переяславль.

И сидел я в Переяславле три лета и три зимы с дружиною своею, и много бед приняли мы от войны и голода.

И вновь Итлареву чадь перебили, и вежи их взяли, идя за Голтав.

И к Стародубу ходили на Олега, потому что он сдружился с половцами. И на Буг ходили со Святополком на Боняка, за Рось.

Тогда же и торки пришли ко мне с половцами-читеевичами, и ходили мы им навстречу на Сулу.

И опять со Святополком гнались за Боняком, и не настигли. И потом за Боняком же гнались за Рось, и снова не настигли его.

В Переяславль, вернувшись к лету, собрал братьев.

И Боняк пришел со всеми половцами к Кснятину; мы пошли за ними из Переяславля за Сулу, и Бог нам помог, и полки их победили, и князей захватили лучших, и по Рождестве заключили мир с Аепою[9], и, взяв у него дочь, пошли к Смоленску. И потом пошел к Ростову. Придя из Ростова, вновь пошел на половцев на Урусобу со Святополком, и Бог нам помог.

И потом ходили к Воиню со Святополком, и потом снова на Дон ходили со Святополком и с Давыдом, и Бог нам помог.

И к Вырю пришли было Аепа и Боняк, хотели взять его; к Ромну пошли мы с Олегом и с детьми на них, и они, узнав, убежали.

И потом к Минску ходили на Глеба, который наших людей захватил, и Бог нам помог, и сделали то, что задумали.

А из Чернигова в Киев около ста раз ездил к отцу, за один день проезжая, до вечерни. А всего походов было восемьдесят и три великих, [10]а остальных и не упомню меньших.

И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца, а раздаривал много скота и много одежды своей. И отпустил из оков лучших князей половецких столько: Шаруканевых двух братьев, Багубарсовых трех, Осеневых братьев четырех, а всего других лучших князей сто. А самих князей Бог живыми в руки давал: Коксусь с сыном, Аклан Бурчевич, таревский князь Азгулуй и иных витязей молодых пятнадцать, этих я, приведя живых, иссек и бросил в ту речку Сальню. А врозь перебил их в то время около двухсот лучших мужей.

А вот как я трудился, охотясь, пока сидел в Чернигове; а из Чернигова выйдя и до этого года по сту уганивал и брал без трудов, не считая другой охоты, вне Турова, где с отцом охотился на всякого зверя.

А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал; вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул. И Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову дважды разбивал и руки и ноги свои повреж­дал - в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей.

Что надлежало делать отроку моему, то сам делал - на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стуже не давал себе покоя, На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также устанавливал, и у конюхов, и о соколах и о ястребах заботился.

Также и бедного смерда и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал.

 Не осуждайте меня, дети мои и другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю бога и прославляю милость его за то, что он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от тех смертных опасностей, и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие человеческие дела годным…»

 

Задание 7. Сопоставьте точки зрения, изложенные в документах № 19, 20, 21, 22). Как оценивают историки личность Владимира Мономаха? Согласны ли вы с подобными оценками? Аргументируйте свой ответ.

 

Документ № 19.

Отрывок: Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1988.

 

«…Мономах вовсе не принадлежит к тем историческим деятелям, которые смотрят вперед, разрушают старое, удовлетворяют новым потребностям общества: это было лицо с характером чисто охранительным. Мономах не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей, но личными доблестями, строгим исполнением обязанностей прикрывал недостатки существующего порядка…

Дитя своего века, Мономах, сколько любил пробовать свою богатырскую силу на половцах, столько же любил пробовать ее на диких зверях... Но с этой отвагой, удалью, ненасытной жаждою деятельности в Мономахе соединялись здравый смысл, сметливость, умение смотреть на следствие дела, извлекать пользу... Из родичей Мономаха были и другие не менее храбрые князья, не менее деятельные... но храбрость, деятельность Мономаха всегда совпадала с пользою для Русской земли; народ привык к этому явлению, привык верить в доблести, благоразумие, благонамеренность Мономаха, привык считать себя спокойным за его щитом м потому питал к нему сильную привязанность...»

 

Документ № 20.

Отрывок: Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 2004.

«…Владимир Мономах справедливо считается самым крупным полководцем и политическим деятелей Древней Руси... он предложил массам программу союза с Византией, мира с половцами и неприятия Запада....Маленький эпизод 1123 г. — осада Владимира-Волынского венгро-чешско-польской армией при наличии русских союзников, по сути дела агентов Ватикана, — сулил трагические последствия... Резерв Ярослава Святополчича был неисчерпаем...

Венгрия упустила время для удара, древнерусские западники рассыпались розно, а православие спасло Русь от оккупации, попытки которой повторились лишь через 100 лет. Именно за это Русь должна быть благодарна Владимиру Мономаху.

...Эпоха, созданная волей и мужеством Владимира Мономаха, считается по праву порой расцвета древнерусской культуры…»

 

Документ № 21.

Отрывок: Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1991.

«…Рассуждая беспристрастно, нельзя не заметить, что Мономах в своих наставлениях и в отрывках летописцев является более безупречным и благодушным, чем в своих поступках, в которых проглядывают пороки времени, воспитания и среды, в которой он жил. Таков, например, поступок с двумя половецкими князьями, убитыми с нарушением данного слова и прав гостеприимства: завещая сыновьям умеренность в войне и человеколюбие, сам Мономах, однако, мимоходом сознается, что при взятии Минска, в котором он участвовал, не оставлено в живых и челядина, ни скотины. Наконец, он хотя и радел о Русской земле, но себя не забывал и, наказывая князей, действительно виноватых, отбирал их уделы и отдавал своим сыновьям. Но за ним в истории остается то великое значение, что живя в обществе, едва ли выходящем из самого варварского состояния, вращаясь в такой среде, где всякий гонялся за узкими, своекорыстными целями, еще почти не понимая святости права и договора, один Мономах держал знамя общей для всех правды и собирал под него силы Русской земли…»

 

Документ № 22.

Отрывок: Рыбаков Б. А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1984.

«…Единодушие оценок Владимира II... заставляет нас внимательнее рассмотреть... деятельность этого князя.

...хорошее образование позволило ему в своей политической борьбе использовать не только меч рыцаря, но и перо писателя... когда на киевском престоле оказался не Владимир, а... Святополк,...летопись, быть может, подправленная потом рукой Мономаха, объясняет это благочестивыми размышлениями Владимира, не желавшего будто бы начинать новую усобицу.

...Дело было в другом... Выбор князя в конечном счете был обусловлен волей "лучших мужей".

 ...Владимир Мономах позаботился о создании специальных документов. которые должны были расположить мнение влиятельных феодальных сфер в его пользу.

...Владимир Мономах пишет в 1099 году основную часть своего Поучения, в котором он, во-первых, бичует недостатки, в которых упрекали Святополка,...во-вторых, без всякой скромности расхваляет себя.

Современники и потомки должны были видеть Святополка в мрачных красках, а Владимира - в светлых…»


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.