Деятельность первых русских князей. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Деятельность первых русских князей.

2019-09-17 223
Деятельность первых русских князей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задание 8. Заполните таблицу, используя материалы документов пособия и учебника А.С. Орлова, В.А.Георгиева «История России с древнейших времен до наших дней»».

 

Имя правителя Годы правления Присоединенные территории Основные достижения в государственном управлении, внешней политике
Рюрик      
Олег      
Игорь      
Ольга      
Святослав      

Крещение Руси и его историческое значение. Роль Византии и Болгарии в развитии русской культуры.

Задание 9. На материалах документа № 9 выделите причины, побудившие Владимира принять христианство греческого образца.

 

Документ № 9.

Повесть временных лет (Извлечение) // Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI - начало XII века / Сост. и общая ред. Д.С. Лихачева и Л.А. Дмитриева. М., 1978.

«…В год 6494 (986). Пришли болгары магометанской веры, говоря: «Ты, князь, мудр и смыслен,… уверуй в закон наш и поклонись Магоме­ту». И спросил Владимир: «Какова же вера ваша?». Они же ответили: «…Учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами. Даст Магомет каждому по семидесяти красивых жен, и изберет одну из них красивейшую… та и будет ему женой….»… Влади­мир же слушал их... Но вот что было ему нелюбо: обрезание, воздержание от свиного мяса и от питья; и сказал он: «Руси есть веселие пить, не можем без того быть». Потом пришли иноземцы из Рима и сказали: «Пришли мы, посланные папой», и обратились к Владимиру: «Так говорит тебе папа: «Земля твоя такая же, как и наша, а вера наша не похожа на твою, так как наша вера – свет,…а ваши боги - просто дерево». Владимир же спросил их: «В чем запо­ведь ваша?» И ответили они: «Пост по силе; если кто пьет или ест, то все это во славу божию»... Сказал же Владимир нем­цам: «Идите откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого». Услышав об этом, пришли хазарские евреи и сказали: «Христиане… веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого бога Авраама, Исаака и Иакова». И спро­сил Владимир: «Что у вас за закон?». Они же ответили: «Обрезываться, не есть свинины и заячины, хранить субботу». Он же спросил: «А где земля ваша?»… И ответили: «Разгневался бог на отцов наших и рассеял нас по различным стра­нам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам». Сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты богом и рассеяны?...». Затем прислали греки к Владимиру философа: «Слышали мы, что приходили болгары и учили тебя принять свою веру; вера же их оскверняет небо и землю, и прокляты они сверх всех людей... Приходили к вам из Рима проповедовать у вас веру свою. Вера же их немного от нашей отличается: служат на…облатках, о которых бог не заповедал, повелев служить на хле­бе…Те же, которые не творят этого, неправильно веруют». Сказал же Владимир: «Пришли ко мне евреи и сказали, что немцы и греки веруют в того, кого они распяли». Философ ответил: «Когда он (Иисус), воскреснув, поднялся на небеса, ожидал бог покаяния от них 46 лет, но не покаялись, и тогда послал на них римлян, и римляне разбили их города, а самих рассеяли по иным землям, где и пребывают в рабстве»...И, сказав это, философ показал Владимиру занавес, на котором написано было судилище Господне, направо указал ему на праведных, в веселии идущих в рай, а налево - грешников, идущих на мучение… Философ сказал: «Если хочешь с праведниками справа стать, то крестись»…

В год 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш». Затем прихо­дили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех при­шли греки, браня все законы, а свой восхваляя… Что же вы посоветуете? что ответите?» И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле раз­узнать, то ведь имеешь у себя мужей; послав их, разузнай, какая у них служба и кто как служит богу»… И избрали мужей славных и умных, числом десять…

Они же вернулись вземлю свою. И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и ска­зал им: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними». Они же сказали: «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И при­шли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не ви­дели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле та­кого зрелища; и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех дру­гих странах,… и мы не можем уже здесь пре­бывать в язычестве». Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо»…»

Задание 10. За рассказом о выборе веры Владимиром стоит трезвый политический расчет выбора ближайшего союзника среди государств-носителей веры. Заполните таблицу, используя легенду, а также дополнительную информацию. Укажите положительные и отрицательные стороны принятия князем всех четырех религий; сделайте выводы. Учитывайте территориальный фактор и специфику обрядности.

 

Название религии Аргументы «за» Аргументы «против»
Мусульманство    
Иудаизм    
Западное христианство (латинство)    
Греческое христианство    

 

Задание 11. Прокомментируйте высказывание кардинала д’Эли (начало XV в.): «Русские в такой степени сблизили свое христианство с язычеством, что трудно было сказать, что преобладало в его образовавшейся смеси: христианство ли, принявшее в себя языческие начала, или язычество, проглотившее христианское вероучение». С каким явлением в христианстве связано это высказывание? Как долго оно существовало? Приведите примеры.

Задание 12. Л.Н. Гумилев в своей книге «От Руси к России» написал: «Крещение дало нашим предкам высшую свободу – свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю». Прокомментируйте это высказывание. Укажите значение принятия православия на Руси.

 

Задание 13. На основании документов № 10, № 11 сделайте вывод о роли Византии и Болгарии в развитии русской культуры. Укажите, в чем специфика роли Болгарии в этом процессе; насколько сильное влияние на культуру Руси оказала Византия.

Документ № 10.

Литвинов Г.Г. Место Болгарии и болгар в культурном преображении Руси. (Отрывок) // Византия, Болгария, Древняя Русь (IX – начало XII в.). СПб., 2000.

«…Нет данных об официальных отношениях Руси с Болгарией вплоть до походов Святослава. Но были торговые связи. Войны Болгарии с Византией могли затруднять торговлю русов с византийцами, но не могли помешать торговым операциям русов на Дунае, в частности, в Переяславце. С 968 г. Святослав вмешался в дела Болгарии, последова­ли до лета 971 г. его войны с Византией на болгарской земле. Конечно, князь общался с духовенством и книжниками Болгарии. Он мог при­везти в Киев в 969 г. для матери… славяноязычные книги (например, Изборник Святослава 1073 г.), мог доставить и группу болгарских книжников добровольно или невольно... Но нельзя забывать о том, что Русь была вплоть до 988-989 гг. языческой страной и ее официальные культурные отношения с Болгарией в духовной сфере были по необходимости ограниченными. Подлинно плодотворными культурные связи Руси с Византией стали после принятия Русью крещения. Они каче­ственно изменились. Именно тогда Русь освоила главные ценности ви­зантийской цивилизации.

Встает, однако, кардинальной вопрос - служила ли непосредствен­ным источником воспринимаемых Русью духовных ценностей сама Византия или же этот процесс совершался через «болгарскую призму», преломившую и адаптировавшую элемен­ты византийской цивилизации в формы, приемлемые для славян…

Камнем преткновения при изучении этой проблемы являются: во-первых, единство литературного старославянского языка, распростра­ненного в Болгарии, а затем - с ее участием - также на Руси, и, во-вторых, крайняя скудость известий о русско-болгарских контактах в X в., так как большую часть этого столетии Болгария находилась в со­стоянии почти непрерывной борьбы с Византийской империей (исключая 927-965 гг.).[2]

…Болгарские исследователи справедливо подчеркивают, что Болгария передавала Руси не только византийские, но и собственные культурные ценности, созданные в «Золотой век» болгарской культуры в конце IX – начале X вв.  Справедливо также утверждение, что византийцы толкова­ли принятие от болгар христианства как переход в подданство империи, и поэтому царь Борис так упорно добивался и, в конце концов, добился факти­ческой независимости болгарской церкви. Подобного рода опасения с самого начала совершенно не беспокоили русского князя: церковной зависимости от империи здесь изначально не придавалось серьезного значения, так как она никогда не могла претвориться в политическую.

Для христианизации населения огромной страны были срочно и од­новременно нужны тысячи священников и еще больше самых необхо­димых богослужебных книг. Все это…могли дать Руси только болгары, причем - только при организующей (не без на­силия) роли византийского императора…. Болгарских книжников направляли туда скорее всего по воле императора, недобровольно, как пленников. Подобные меры …в отношении Руси представлялись еще более целе­сообразными потому, что миссионеры-болгары были тогда единоязычными с русскими.

…Сообщение летописи, что Владимир увел из Херсо­на попа Анастаса и других духовных лиц,[3] в затем группу их привезла с собой и Анна, не дает права на заключение, что именно эти люди были причастными и к славяноязычной книжности и что ими вообще огра­ничивался первоначальный круг духовенства на Руси. Трудно себе представить, чтобы византийская сторона не представляла себе масштабы потребностей Руси в грамотном духовенстве и не предусматривала (вмес­те с Владимиром) никаких мер для удовлетворения этих потребностей…

С 1001 г. не было препятствий к общению русов с духовенством Се­веро-Восточной Болгарии, а с 1097 г…также и с церковью Западной Болгарии. Но эти связи установились тогда, когда обучение грамоте на Руси было уже налажено Владимиром и успешно развивалось при Ярославе. По­этому я и заключал, что в период становления древнерусской культуры влияние болгар на Русь осуществлялось преимущественно по неофици­альным каналам...

С середины XI в. русские книжники были уже в состоянии созда­вать собственные оригинальные сочинения - такие, например, как уже упомянутое знаменитое «Слово о законе и благодати» Илариона, ано­нимное житие Бориса и Глеба, житие Феодосия Печерского и «Чтение» о Борисе и Глебе Нестора, и др. В конце XI в. оформилась столь ярко оригинальная отрасль древнерусской литературы, как летописание.

Специфически местные акценты в переводных памятниках визан­тийской литературы, пришедших на Русь непосредственно из империи или через южнославянское посредство, прослеживаются уже в XI в.; накапливавшиеся элементы смысловой, стилистической и граммати­ческой переработки переводных византийских памятников постепенно превращали их из произведений иноземной литературы в явления ак­туальной культурной жизни Древней Руси.3

Итак, можно сказать, что вклад Византии был решающим в креще­нии Руси и минимален - в передаче ей славянской грамоты, тогда как, наоборот, заслуги Болгарии были далеко не определяющими в утверж­дении на Руси христианства, но решающими - в распространении сла­вянской грамоты. При этом официальными культурные связи Руси были главным образом с Византией, а неофициальными - с Болгарией…»

 

Документ № 11.

Лихачев Д. С. Крещение Руси и государство Русь. (Отрывок)

// Новый мир. 1988. №6.

 

«…Особенная роль принадлежала Византии и Болгарии. Начнем с Византии. Русь трижды осаждала Константинополь - в 866, 907 и 941 годах. Это не были обычные разбойничьи набеги, заканчивались они заключением мирных договоров, устанавливавших новые торговые и государственные отношения между Русью и Византией. И если в договоре 912 года с русской стороны участвовали только язычники, то в договоре 945 года на первом месте стоят уже христиане. За короткий промежуток времени число христиан явно возросло. Об этом же свидетельствует и принятие христианства самой киевской княгиней Ольгой, о пышном приеме которой в Константинополе в 955 году рассказывают как русские, так и византийские источники.

Не станем входить в рассмотрение сложнейшего вопроса о том, где и когда  крестился внук Ольги Владимир. Сам летописец XI века ссылается на существование различных версий. Скажу только, что очевидным представляется один факт; Владимир крестился после своего сватовства к сестре византийского императора Анне, ибо вряд ли могущественнейший император ромеев Василий II согласился бы породниться с варваром, и этого не мог не понимать Владимир.

Дело в том, что предшественник Василия II император Константин Багрянородный в своем широко известном труде «Об управлении империей», написанном для своего сына - будущего императора Романа II (отца императора Василия II),- запретил своим потомкам вступать в брак с представителями варварских народов, ссылаясь на равноапостольного императора Константина I Великого, приказавшего начертать в алтаре св. Софии Константинопольской запрет ромеям родниться с чужими - особенно с некрещеными.

Следует еще принять во внимание, что со второй половины X века могущество  Византийской империи достигло своей наибольшей силы. Империя к этому времени отразила арабскую опасность и преодолела культурный кризис, связанный с существованием иконоборчества, приведшего к значительному упадку изобразительного искусства. И примечательно, что в этом расцвете византийского могущества значительную роль сыграл Владимир I Святославич. Летом 988 года отборный шеститысячный отряд варяжско-русской дружины, посланный Владимиром I Святославичем, спас византийского императора Василия II, наголову разбив войско пытавшегося занять императорский престол Варды Фоки. Сам Владимир провожал свою дружину, отправлявшуюся на помощь Василию II, до днепровских порогов. Исполнив свой долг, дружина осталась служить в Византии (впоследствии гвардией императоров являлась дружина англо-варягов).

Именно поэтому Владимиру была оказана величайшая честь. Ему обещали руку  сестры императора Анны, которой к этому времени было уже двадцать шесть лет. Но обещание не выполнялось, и поэтому Владимиру I пришлось добиваться руки Анны военной силой. Он осадил и взял византийский Херсонес в Крыму, После этого брак был заключен. Этим браком Владимир достиг того, что Русь перестала считаться в Византии варварским народом. Ее стали называть христианнейшим народом. Возрос я династический престиж киевских князей.

Христианизация Руси и родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных основаниях. Сын Владимира Святославича Святополк женился на дочери польского короля Болеслава Храброго. Дочь Владимира Мария Доброгнева была выдана за польского князя Казимира I. Дочь Ярослава Мудрого Елизавета вышла за норвежского короля Гарольда Смелого, несколько лет добивавшегося ее руки. Другая дочь Ярослава, Анна, была королевой Франции, оставшись вдовой после смерти своего мужа Генриха I. Третья дочь Ярослава, Анастасия, была  замужем за венгерским королем Андреем I. Можно было бы еще долго перечислять родственные связи русских князей XI—XII веков, сами по себе они свидетельствуют об огромном престиже Руси среди всех народов Европы…

В дружинах Руси были представители разных стран и разных народов: скандинавы, немцы, сарацины, половцы, болгары и восточные славяне. Но замечательно, что все русские князья, кем бы они ни были по крови и именам, говорили только на разговорном славянском языке, читали только по-славянски и никаких следов скандинавов в русском христианстве не сохранилось. Зато язык церковной письменности, тех книг, которые были к нам перевезены или у нас переписывались, был литературным языком, принятым у болгар. И это делает несомненным громадное значение Болгарии принятии христианства. Тем более что Болгария стояла на пути «из варяг в греки», значение которого в принятии многонациональной религии подчеркивалось нами выше.

Благодаря болгарской письменности христианство сразу же выступило на Руси в виде высокоорганизованной религии с высокой культурой.

Есть все основания думать, что у славян была примитивная письменность и до крещения Руси. Об этом в первую очередь свидетельствуют договоры с греками, одни экземпляр которых изготовлялся на русском языке. Исключительны роль и авторитет языка, перешедшего к нам с церковными книгами из Болгарии. Богослужение совершалось именно на этом языке. Он был языком высокой культуры, постепенно принимавшим восточнославянскую лексику, орфографию. Это указывает, какую роль в крещении Руси принимала именно Болгария. В конце концов та церковная письменность, которая была передана нам Болгарией, - это самое важное, что дало Руси крещение…

Но дело не только в высокоорганизованной и сложной по содержанию литературе, которая стала известна и понятна на Руси. Дело еще и в облегчении общения с другими народами, чему, как хорошо известно, всегда препятствовали и религиозные предрассудки и убежденность в своем более высоком культурном и моральном уровне над другими народами. Христианство в целом способствовало возникновению сознания единства человечества… Вместе с сознанием равенства пришло на Русь и сознание общей истории всего человечества. Больше всего в первой половине XI века проявил себя в формировании национального самосознания, русин по происхождению, митрополит киевский Иларион в своем знаменитом «Слове о Законе и Благодати», где он рисовал общую предстоящую Руси роль в христианском мире. Однако еще в X веке была написана «Речь философа», представляющая собой изложение всемирной истории, в которую должна была влиться и русская история. Учение христианства давало прежде всего сознание общей истории человечества и участие в этой истории всех народов…»

Задание 14. Какие особенности социальных, экономических, бытовых условий жизни древних новгородцев можно выделить на основании документа № 12[4]?

Документ № 12.

Берестяные грамоты (Извлечение) // Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России: С древнейших времен до наших дней. М., 1999.

 

«…1. Поклонение от попа к Гречине. Напиши мне двух шестикрылых ангелов на две иконки на верх де исуса. И целую (приветствую) тебя. А Бог (не постоит) за наградой, или же уговоримся между собой. (№ 549).

2. От Никиты к Ульянице. Иди за меня замуж. Я тебя хочу, а ты меня. А на то свидетель Игнат Моисеев. (№ 377).

3. Поклон от Григория к матери. Дай 30 гривен. Войта и сына подвергли пытке после суда о воровстве. (№ 395).

4. Во имя отца и сына и святого духа. Се аз, раб божий Михаль, отхождя живота сего, пишю рукописание при своем животе, что ми Кобилькеи 2 рубля ведати <...> (№ 42).

5. Поклон от Петра к Марье. Покосил семь пожню, и Озерици у меня сено отъяли. Спиши список с купной грамоты да пришли семо, куды грамота поведе. Дать ми розумно. (Петр просит Марью прислать копию купчей грамоты для подтверждения его прав на сенокосный участок перед местными жителями.) (№53)…»

Тема 2.ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В XI – XII ВВ.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.