Виды контроля в государственном управлении — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Виды контроля в государственном управлении

2019-09-04 224
Виды контроля в государственном управлении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Принципы законности необходимо неукоснительно соблюдать и это соблюдение не будет в должной мере выполнено без применения столь важной функции, которая именуется государственным контролем. В государственном контроле воплощается надзор исполнителями которого являются специальные государственные органы, наделенные широкими полномочиями и действующие на основании закона и принципов законности.

Государственный контроль имеет собственную цель и заключается поставленная цель в том, что за всеми органами исполнительной власти и должностными лицами. В том числе необходимо реализовывать контроль над экономичным и целесообразным расходованием выделяемых из бюджета денежных средств и уместного применения методов для поддержания стабильности внутри системы государственного и муниципального устройства и регулирования системы взаимодействия общественных институтов.

Государственный контроль специалисты классифицируют по совершенно разным основаниям. Некоторые из тих оснований целесообразно привести в данной исследовательской работе с целью проведения дальнейшего анализа и формирования выводов[14].

1.Классификация на основе объема контрольной деятельности.

Согласно приведенному критерию классификации различают общий и специальный вид контроля. Дадим характеристику каждому виду из представленной классификации.

Общий контроль направлен скорее на обеспечение профилактики и предупреждение возможных правонарушений и предваряет своей сущностью специальный контроль, что происходит из сущности самого названия. Мероприятия общего контроля основываются на систематической проверке в отношении объекта применительно к которому проводится контроль. Таким образом общий контроль способствует укреплению уровня государственной дисциплины и реалистичности принятия дальнейших решений подконтрольным органом. В связи с этим общий контроль предваряет собой проведение специального контроля.

Отличительной чертой общего контроля, от специального и одновременно его характерной чертой является то, что общий контроль имеет достаточно широкий контроль и по сути охватывает собой все механизмы подконтрольных органов и более того общий контроль могут осуществлять сами государственные органы, Правительство РФ например, а так же органы управления муниципалитетом.

Характеризуя специальный контроль на уровне государственного управления следует понимать, что контролирующие мероприятия во время его проведения будут основываться на интенсификации и распространяться на функциональные направления объекта, который входит под контроль. Таким образом, чем больше направлений и видов деятельности поддерживает контролируемый объект, тем более тщательную проверку следует проводить.

Так же у специального контроля в зависимости от направлений деятельности может быть много ответвлений. Контролировать деятельность субъекта можно с позиций финансов, нормативной базы, окружающей среды, налоговым состоянием и т.д.

Далее приведем классификацию, построенную на основе положения контролирующего органа. Соответственно в классификации выделяют внешний и внутренний контроль. Рассмотрим указанные критерии подробнее.

Первым выступает соответственно внешний контроль. Исходя из названия следует что контролирующие мероприятия в данном случае проводит орган, который не входит в систему ведомства в отношении которого была начата проверка. В процессе проведения внешнего контроля следует учитывать, что контролируемый объект может противиться мероприятиям проверки и пытаться укрывать часть или всю информации от уполномоченных лиц.

Вторым выступает внутренний контроль и в практическом смысле он является более надежным так как внутренний контроль может проводить руководство органа в большинстве случаев прекрасно осведомленное о проблемных зонах. Чаще всего руководство формирует контрольно-ревизионный орган, наделенный особенными полномочиями. В качестве примера можно привести: комиссии контроля внутри партий, службы собственной безопасности внутри госорганов.

Последней классификацией, приводимой в данном подразделе, является классификация, построенная на основе времени и стадий осуществления государственного контроля. Соответственно различают предварительный, текущий и заключительный контроль:

Ø предварительный – проводится с целью предупредить возможные нарушения и искажения перед началом ответственных мероприятий или принятием важных решений, которые существенным образом окажут влияние на дальнейшую траекторию развития подконтрольного органа. Соответственно предварительный контроль проводится не часто, но лишь на рубежных этапах стратегии развития предприятия;

Ø текущий – наиболее распространенный и чаще всего организуемый вид государственного контроля, поскольку деятельность государственного органа находится в состоянии постоянной динамики. Так же текущий контроль позволяет проводит сравнение результатов деятельности подконтрольного органа на разных этапах его развития. В частности, текущий контроль начинает проводиться сразу после принятия ответственных управленческих решений;

Ø заключительный – данный вид государственного контроля направлен на то чтобы зафиксировать достигнутые результаты или полученные показатели по окончания определенного цикла мероприятий или после утверждения важных системообразующих решений или внедренных нормативно-правовых документов. В общих чертах заключительный контроль определяет достигнуты ли промежуточные цели, а так же основная цель.

4. Исходя из установленного Конституцией Российской Федерации разделения государственной власти на самостоятельные ветви различают следующие виды государственного контроля:

1) президентский контроль;

2) контроль органов исполнительной власти;

3) контроль органов законодательной власти;

4) судебный контроль.

Основные цели контроля - соблюдение органами исполнительной власти и их должностных лиц законодательства, обеспечение целесообразного и экономного расходования средств, поддержание стабильности государственного устройства, повышение эффективности государственного регулирования[15].

Рассмотрим более подробно контроль в системе разделения властей.

 

Президентский    контроль.

Основной закон РФ – Конституция содержит основные положения о всех ключевых субъектах системы государственного управления, в том числе о тех, которые наделяются контролирующими полномочиями. Одним из таких субъектов согласно ч. 3 ст. 80 Конституции РФ выступает Президент РФ. Контрольные полномочия Президента РФ распространяются на деятельность органов, обеспечивающих направления внутренней и внешней политики государства. Соответственно Президент, возглавляя исполнительную ветвь власти контролирует ее по всем направлениям [16].

Контролирующие полномочия Президента можно продемонстрировать на конкретных примерах. К примеру, президентский контроль распространяется в процессе формирования Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, совета Безопасности Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации. Так же если возникает необходимость смещения или назначения должностных лиц в структуре государственного управления, а так же в официальных представительствах РФ за рубежом и на базе международных организаций.

В руках Президента РФ находятся исключительные контролирующие полномочия в отношении Правительства РФ, и прочих органов государственной власти. Обеспечение контроля необходимо для того, чтобы все действующие компоненты функционировали согласованно и осуществляли свою деятельность согласно принципам законности и объективности столь необходимых при ведении управленческой деятельности в РФ.

Поэтому осуществляя контролирующую деятельность Президент РФ тем самым руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти. Поскольку грамотный контроль полностью соотносится с процессом управления. Президент должен быть прекрасным управленцем и разбираться в различных отраслевых направлениях государственного управления, для того чтобы в полной мере исполнять собственные функции. К примеру, органы исполнительной власти ведают: вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий и т.д. Наряду с этим, для того, чтобы эффективнее выполнять функции контроля Президент наделяется широкими полномочиями. Он является: Верховным Главнокомандующим, Председателем Совета Безопасности РФ и т.д [17].

Основным механизмом осуществления президентского контроля выступает специально функционирующая администрация. Администрация Президента оказывает поддержку и выполняет все текущие задачи, связанные с контролем. К примеру через администрацию осуществляется весь документооборот, утверждаются решения о принятии на должность министров или отстранении их от должностей, производятся перемещения и изменения должностных полномочий внутри органов исполнительной власти, в отношении представителей иностранных государств исполняющих свои обязанности на территории РФ. Администрация Президента так же контролирует деятельность всего административного аппарата государственных органов.

Кроме Администрации Президента на постоянной основе действует так же Управление Президента по работе с обращениями граждан. Данное структурное подразделение реализует свои полномочия в области контроля через прямой контакт с потребителями услуг государственного управления – гражданами. Основным материалом, дающим основания для проведения контролирующих мероприятий, выступают конкретные вопросы возникающие у граждан страны при обращении в Управление Президента. В последнее время, к примеру Президент РФ, акцентирует внимание на проблемные аспекты при проведении прямых трансляций выслушивая все обращения гражданского населения. В свою очередь Администрация Президента фиксирует весь поступающий материал и приступает к устранению причин, вызвавших осложнения[18].

Однако основной блок полномочий по реализации контролирующих мероприятий возложен на Главное контрольное правление Президента РФ. Данное управление входит в структуру администрации Президента и отчитывается исключительно перед Президентом. В общих чертах Контрольное управление можно представить как единую систему основной целью которой является осуществление контроля над исполнением Конституционных норм и норм основного Федерального законодательства, прочих законов и указов. В связи с этим на Контрольное управление возлагается большая ответственность и должностные лица выполняют большое количество текущих задач. В связи с этим управление выполняет следующие функции[19]:

Ø обеспечение контроля над исполнением законодательства на всех уровнях, в том числе: федерального и регионального. Проверка исполнения действующих норм законодательства проходит в рамках текущего и специального контроля. Контролируется так же организация федеральных законов, указов и распоряжений. Кроме того, проверяются так же сами распоряжения Президента, что подтверждает подконтрольность должности самого главного должностного лица государства и закрепляет основные демократические принципы;

Ø контроль над реализацией национальных проектов, так как на их основе базируется все текущее планирование органов государственной власти;

Ø прямой контроль и проверочные мероприятия непосредственных поручений и распоряжений Президента РФ, а также руководителей всех структурных подразделений Администрации при Президенте РФ;

Ø контроль и проверка ежегодных посланий (бюджетных посланий) издаваемых лично Президентом РФ ежегодно в адрес подконтрольных Президенту структурных подразделений государственного управления к Федеральному собранию. Сюда относятся так же программные документы издаваемые Президентом РФ;

Ø проведение своевременного информирования Администрации Президента РФ и текущих проверках, результатах проверки, а также о действиях направленных на устранение нарушений

Контрольные полномочия вверенные Президенту РФ м Администрации Президента РФ базируются на следующих нормативных актах: Конституции РФ[20], Законе Российской Федерации от28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»[21], Указе Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о Совете безопасности Российской Федерации».

Следовательно, Совет Безопасности находится в полном подчинении Конституционному законодательству, равно как и Администрации Президента РФ. В его ведение входит подготовка и принятие стратегических решений в области обеспечения национальной безопасности и безопасности каждого отдельного гражданина страны [22].

Среди ответственных должностных лиц подотчетных Президенту РФ и входящих в Администрацию Президента РФ можно особенно выделить полномочных представителей. В обязанности должностных лиц входит: содействие в исполнении принятых нормативно-правовых актов, контроль над надлежащим исполнением этих актов, обеспечение конституционных полномочий Президента, а также подготовка и предоставление аналитического материала о происходящих процессах внутри страны. Так же полномочные представители обладают правом на внесение собственных предложений в текущий процесс [23].

Контролирующие полномочия Президента РФ реализуются в нескольких формах:

− непосредственный контроль;

− структурный контроль;

- контроль через полномочных представителей [24].

Среди особенностей контрольных полномочий Президента выделяют:

- охват по сферам деятельности на федеральном уровне;

- охват на региональном уровне;

- возможность проверки Конституционных положений и Федерального законодательства;

- контроль посредством структурных подразделений и должностных лиц;

- возможность использования полученных результатов проверки для принятия соответствующих мер по устранению недостатков;

- наделение должностных лиц возможностью проявления инициативы при представлении отчетных документов и необходимой информации по проводимым проверкам;

- Президент РФ имеет право самостоятельно решать какие именно изменения необходимо произвести по результатам предоставленных материалов;[25].

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.