Контроль и надзор в сфере государственного управления — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Контроль и надзор в сфере государственного управления

2019-09-04 311
Контроль и надзор в сфере государственного управления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Актуальность исследования. В условиях современного существования, в Российской Федерации, все большее значение приобретает эффективное функционирование контроля и надзора, как элемента управляющего воздействия, направленное на регулирование отношений всех сфер жизни государства и общества. Реализация контроля и надзора содействуют проходящим в стране любого рода преобразованиям и придают им необходимую динамику в развитии. Также являются одним из важнейших факторов укрепления демократизма, становления правового государства и развития гражданского общества.

Контроль является важным признаком содержания государственного управления. Контроль явление многогранное и многоплановое. В зависимости от того, на каком уровне и относительно чего рассматривается, контроль может быть охарактеризован как форма или вид деятельности, как принцип, как функция.

Исходя из понимания сути контроля в сфере управления как наблюдения за соответствием деятельности руководимого объекта предписаниям, полученным от руководящего субъекта, и исполнением принятых решений, он является конкретным самостоятельным видом работы.

Функция контроля в государственном управлении состоит в анализе и сопоставлении фактического состояния той или иной отрасли с требованиями, стоящими перед ней, отклонений в исполнении поставленных заданий и причин таких отклонений, а также в оценке деятельности и целесообразности именно такого пути.

Такая специфичность предназначения контроля, как отмечают в своих трудах исследователи этой проблемы, и дает возможность выделить его среди других функций управления, создать специальные органы, которые не исполняют или почти не исполняют иных, кроме контроля, государственных функций, определить компетенцию таких органов.

  Государственное управление, либо управление в целом, не может осуществляться без взаимозаменяемого его контроля и надзора, ибо эффективное управление – есть искусство грамотного контроля. Тем более это так актуально для государства, взявшего курс на радикальное переустройство общества, которое в итоге, должно позволить ему перейти к принципиально новому этапу экономических отношений, а, следовательно, и к необходимости усиления внимания к контролю и надзору за реализацией преобразований, и чем последовательнее это внимание, тем стабильнее будет функционирование государства, а в его рамках достойное развитие общества.

Таким образом, актуальность работы обусловлена необходимостью изучения контроля, как одного из методов государственного управления, поскольку грамотная контрольно-надзорная деятельность обеспечивает стабильность государства, его плодотворное функционирование. Государственный контроль отражает происходящее в жизни общества, государства, в праве, экономике и политической системе и изменяется в соответствии с механизмом управления.

Государственный контроль занимает особое место в механизме правового регулирования, поскольку преследует цели стабилизации и усовершенствования общественных отношений. При этом государственный контроль как важнейшая составляющая государственного управления подлежит правовому регулированию.

Теоретическую основу исследования составляют труды ученых, изучавших данную проблему, такие как: Д.М. Овсянко, Д.Н. Бахрах, А.Ф. Козлов, В.М. Манохин, Н.В. Макарейко и другие.

Государственный контроль исследовали М.С., Студеникина, Д.М. Овсянко, Ю.В. Гимазова и другие.

Правовое регулирование государственного контроля исследовали Абузярова Н. К., Акимов Л. Ю., Бессарабов В. Г., Зырянов С. М., Маматов М. В., Тимошенко И. Г.,Липунцова А.В и другие.

Объектом исследования является общественные отношения возникающие в процессе осуществления государственного контроля.

Предметом исследования является организация и нормативно правовое регулирование, в рамках государственного контроля.

Целью работы является исследование сущности, содержания и формы государственного контроля, проведение анализа нормативно-правового обеспечения контроля в сфере государственного управления в Российской Федерации, изучение проблем контроля в сфере государственного управление и выработка путей совершенствования системы государственного контроля.

Поставленная цель определяет задачи исследования:

1. Обозначить понятие государственный контроль, его содержание и виды, рассмотреть какие основные элементы отвечают требованиям законности и дисциплины;

2. Рассмотреть классификацию государственного контроля в зависимости от органов государственной власти, которые её осуществляют;

3. Изучить правовое регулирование осуществления контроля в сфере государственного управления в Российской Федерации;

4. Обозначить проблемы контроля в сфере государственного управления.

5. Сформулировать пути совершенствования системы государственного контроля.

Методологическую основу исследования составляет обработка и анализ научной учебной литературы, в области государственного контроля. В основу методологии настоящего исследования положены общенаучные и специальные методы исследования. При проведении исследования были использованы метод системного анализа, статистический, формально-юридический, сравнительно-исторический, а также метод конкретного социально-правового исследования.

Нормативную основу исследования составили Конституция РФ, Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Конституционном Суде Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 26 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ (ред. от 15.02.2016)«Об арбитражных судах в Российской Федерации», «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. От 28.12.2017), Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и другие федеральные законы, законодательство субъектов РФ, акты Президента РФ, постановления Правительства РФ.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что оно представляет комплексное исследование нормативно-правового регулирования контроля в сфере государственного управления в Российской Федерации с учетом последних изменений действующего законодательства. Предпринята попытка выявления и концептуального обоснования нормативно-правовых основ организации и осуществления государственного контроля в Российской Федерации, исходя из чего предлагается авторское видение системы правового обеспечения государственного контроля в Российской Федерации.

    На защиту выносятся следующие результаты научной деятельности:

  Контроль является важным признаком содержания государственного управления. Контроль явление многогранное и многоплановое. В зависимости от того, на каком уровне и относительно чего рассматривается, контроль может быть охарактеризован как форма или вид деятельности, как принцип, как функция.

Рядом ученых под контролем понимается целая система проверки и наблюдения всего процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров.

Государственный контроль можно определить как форму или функцию государственной власти, обеспечивающую проверку выполнения законов и иных нормативных актов органами государства с целью недопущения отклонений от установленных законодательством норм и правил.

Государственный контроль занимает особое место в механизме правового регулирования, поскольку преследует цели стабилизации и усовершенствования общественных отношений. При этом государственный контроль как важнейшая составляющая государственного управления подлежит правовому регулированию.

Правовое обеспечение государственного контроля сводится не только к констатации наличия или отсутствия отклонений от заданных Конституцией РФ и конкретизированных в действующем законодательстве целей государственной политики, к принятию мер по пресечению таких отклонений; неотъемлемой целевой характеристикой государственной контрольной функции является ее направленность на корректировку государственного управления, повышение эффективности государства путем установления активного взаимодействия между аппаратом публичной власти и гражданами. В этом плане государственная контрольная функция может рассматриваться как обеспечивающая реализацию всех иных конституционных функций и задач, возложенных на государство.

    Контроль, осуществляемый в соответствии с конституционными полномочиями Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, судами Российской Федерации и другими государственными органами власти и управления, является важнейшим стратегическим механизмом системы государственного управления, средством организации нормального функционирования органов власти, различных общественных институтов в ходе реализации ими предписаний нормативных правовых актов, принятых решений.

    На современном этапе развития в Российской Федерации, сложилась достаточно устроенная система органов, носящих контрольно – надзорный характер. Однако эффективность этой системы в настоящее время еще не может использоваться в полной мере, поскольку существуют некие проблемы в законодательстве. Так в нормативно - правовых актах отсутствует четкое определение терминов контроля и надзора, в связи с этим нет конкретного отражения сути данных понятий и разграничения их функций, что снижает эффективную реализацию государственными органами тех полномочий, которые заключены в них. Также на законодательном уровне недостаточно разграничены сферы деятельности органов и их структурных подразделений, следствием чего является дублирование органами функций и полномочий друг друга.

    Имеет место слабое кадровое обеспечение и компетенция должностных лиц, для которых не определены критерии ответственности за допущенные нарушения на службе. Требуется совершенствование материально техническая база, для обеспечения более эффективной деятельности контрольно – надзорных органов.

    Все это оказывает отрицательное воздействие на эффективность государственного управления, в связи с этим необходимо совершенствование законодательной базы, правовой регламентации и функциональной принадлежности органов контроля и надзора.

    Повышение эффективности контроля и надзора, обуславливает создание единого центра по координации контрольно – надзорной деятельности в масштабах всей страны, которое можно реализовать на базе Главного Контрольного Управления Президента РФ. В деятельность данного управления будет входить координация и осуществление методического обеспечения всех контрольно – надзорных органов.

    Ведь контроль и надзор, как методы управления современным Российским государством, служат действенными средствами в реализации проводимой политики, а ее реальное воплощение в жизнь в значительной мере зависит от эффективности контроля и надзора.

    Теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит в том, что в ней сформулированы положения, которые дополняют и развивают теоретические концепции по вопросам государственного контроля. Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию законодательства, а также по организации государственного контроля и порядка его осуществления как в рамках системы разделения властей между органами законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти, так и при оценке соответствия деятельности граждан и их объединений установленным правилам и нормам с точки зрения ее законности, эффективности и целесообразности.

    Апробация результатов исследования. Положения, выносимые на защиту, нашли отражение в материалах двух научно-практических конференций, были опубликованы в виде научных статей и тезисов в сборниках докладов научных конференций

Структура работы соответствует логике проведенного исследования, предопределена предметом, целью и задачами диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

Президентский    контроль.

Основной закон РФ – Конституция содержит основные положения о всех ключевых субъектах системы государственного управления, в том числе о тех, которые наделяются контролирующими полномочиями. Одним из таких субъектов согласно ч. 3 ст. 80 Конституции РФ выступает Президент РФ. Контрольные полномочия Президента РФ распространяются на деятельность органов, обеспечивающих направления внутренней и внешней политики государства. Соответственно Президент, возглавляя исполнительную ветвь власти контролирует ее по всем направлениям [16].

Контролирующие полномочия Президента можно продемонстрировать на конкретных примерах. К примеру, президентский контроль распространяется в процессе формирования Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, совета Безопасности Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации. Так же если возникает необходимость смещения или назначения должностных лиц в структуре государственного управления, а так же в официальных представительствах РФ за рубежом и на базе международных организаций.

В руках Президента РФ находятся исключительные контролирующие полномочия в отношении Правительства РФ, и прочих органов государственной власти. Обеспечение контроля необходимо для того, чтобы все действующие компоненты функционировали согласованно и осуществляли свою деятельность согласно принципам законности и объективности столь необходимых при ведении управленческой деятельности в РФ.

Поэтому осуществляя контролирующую деятельность Президент РФ тем самым руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти. Поскольку грамотный контроль полностью соотносится с процессом управления. Президент должен быть прекрасным управленцем и разбираться в различных отраслевых направлениях государственного управления, для того чтобы в полной мере исполнять собственные функции. К примеру, органы исполнительной власти ведают: вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий и т.д. Наряду с этим, для того, чтобы эффективнее выполнять функции контроля Президент наделяется широкими полномочиями. Он является: Верховным Главнокомандующим, Председателем Совета Безопасности РФ и т.д [17].

Основным механизмом осуществления президентского контроля выступает специально функционирующая администрация. Администрация Президента оказывает поддержку и выполняет все текущие задачи, связанные с контролем. К примеру через администрацию осуществляется весь документооборот, утверждаются решения о принятии на должность министров или отстранении их от должностей, производятся перемещения и изменения должностных полномочий внутри органов исполнительной власти, в отношении представителей иностранных государств исполняющих свои обязанности на территории РФ. Администрация Президента так же контролирует деятельность всего административного аппарата государственных органов.

Кроме Администрации Президента на постоянной основе действует так же Управление Президента по работе с обращениями граждан. Данное структурное подразделение реализует свои полномочия в области контроля через прямой контакт с потребителями услуг государственного управления – гражданами. Основным материалом, дающим основания для проведения контролирующих мероприятий, выступают конкретные вопросы возникающие у граждан страны при обращении в Управление Президента. В последнее время, к примеру Президент РФ, акцентирует внимание на проблемные аспекты при проведении прямых трансляций выслушивая все обращения гражданского населения. В свою очередь Администрация Президента фиксирует весь поступающий материал и приступает к устранению причин, вызвавших осложнения[18].

Однако основной блок полномочий по реализации контролирующих мероприятий возложен на Главное контрольное правление Президента РФ. Данное управление входит в структуру администрации Президента и отчитывается исключительно перед Президентом. В общих чертах Контрольное управление можно представить как единую систему основной целью которой является осуществление контроля над исполнением Конституционных норм и норм основного Федерального законодательства, прочих законов и указов. В связи с этим на Контрольное управление возлагается большая ответственность и должностные лица выполняют большое количество текущих задач. В связи с этим управление выполняет следующие функции[19]:

Ø обеспечение контроля над исполнением законодательства на всех уровнях, в том числе: федерального и регионального. Проверка исполнения действующих норм законодательства проходит в рамках текущего и специального контроля. Контролируется так же организация федеральных законов, указов и распоряжений. Кроме того, проверяются так же сами распоряжения Президента, что подтверждает подконтрольность должности самого главного должностного лица государства и закрепляет основные демократические принципы;

Ø контроль над реализацией национальных проектов, так как на их основе базируется все текущее планирование органов государственной власти;

Ø прямой контроль и проверочные мероприятия непосредственных поручений и распоряжений Президента РФ, а также руководителей всех структурных подразделений Администрации при Президенте РФ;

Ø контроль и проверка ежегодных посланий (бюджетных посланий) издаваемых лично Президентом РФ ежегодно в адрес подконтрольных Президенту структурных подразделений государственного управления к Федеральному собранию. Сюда относятся так же программные документы издаваемые Президентом РФ;

Ø проведение своевременного информирования Администрации Президента РФ и текущих проверках, результатах проверки, а также о действиях направленных на устранение нарушений

Контрольные полномочия вверенные Президенту РФ м Администрации Президента РФ базируются на следующих нормативных актах: Конституции РФ[20], Законе Российской Федерации от28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»[21], Указе Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о Совете безопасности Российской Федерации».

Следовательно, Совет Безопасности находится в полном подчинении Конституционному законодательству, равно как и Администрации Президента РФ. В его ведение входит подготовка и принятие стратегических решений в области обеспечения национальной безопасности и безопасности каждого отдельного гражданина страны [22].

Среди ответственных должностных лиц подотчетных Президенту РФ и входящих в Администрацию Президента РФ можно особенно выделить полномочных представителей. В обязанности должностных лиц входит: содействие в исполнении принятых нормативно-правовых актов, контроль над надлежащим исполнением этих актов, обеспечение конституционных полномочий Президента, а также подготовка и предоставление аналитического материала о происходящих процессах внутри страны. Так же полномочные представители обладают правом на внесение собственных предложений в текущий процесс [23].

Контролирующие полномочия Президента РФ реализуются в нескольких формах:

− непосредственный контроль;

− структурный контроль;

- контроль через полномочных представителей [24].

Среди особенностей контрольных полномочий Президента выделяют:

- охват по сферам деятельности на федеральном уровне;

- охват на региональном уровне;

- возможность проверки Конституционных положений и Федерального законодательства;

- контроль посредством структурных подразделений и должностных лиц;

- возможность использования полученных результатов проверки для принятия соответствующих мер по устранению недостатков;

- наделение должностных лиц возможностью проявления инициативы при представлении отчетных документов и необходимой информации по проводимым проверкам;

- Президент РФ имеет право самостоятельно решать какие именно изменения необходимо произвести по результатам предоставленных материалов;[25].

 

Судебный контроль.

Пожалуй, ключевую позицию в сфере государственного контроля занимает судебный контроль, поскольку только судебный орган имеет право на вынесение окончательного решения по любому спору, в любой инстанции. При этом согласно действующему законодательству контрольными полномочиями обладает любая судебная инстанция от Конституционного суда до суда общей юрисдикции. Государственная система с помощью контрольных функций судов реализует судебную власть с помощью отправления правосудия. Принцип правосудия лежит в основе контролирующих мероприятий судебных органов, поскольку суд охраняет права и интересы всех российских граждан.

Следовательно, судебная власть как инструмент государственного контроля не может рассматриваться исключительно сквозь судебные процессы. Понятие судебной власти и вместе с тем судебного контроля весьма многогранно. Ведь судебная власть входит в общее понимание правового государства и демократических принципов управления. Поскольку только суд является полностью независимой инстанцией, основной задачей которой является защита прав и интересов каждого отдельного гражданина и любого государственного органа, в частности. Таким образом существование полноценной исполнительной власти становится возможным только в случае корректного функционирования механизма правосудия. При этом указанный принцип действует не только в РФ, он обязателен для всех стран с демократическими основами управления.

Возглавляет систему судебного контроля Конституционный Суд РФ. Его деятельность регулируется Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Конституционном Суде Российской Федерации»[34]. Основной целью контрольной деятельности Конституционного Суда РФ является сохранение и укрепление конституционного строя, а так же выявление и устранение норм и действий противоречащих основному закону государства.

При достижении цели суд руководствуется следующими принципами: принципом независимости, коллегиальности, гласности, законности, состязательности, а также равноправия. Принцип независимости отражается в положении Конституционных судей, в частности их несменяемому статусу, подконтрольности только конституционному закону. В частности, для конституционных судей вынесен запрет на участие в действиях, носящих какой-либо идеологический характер. При этом на вынесение решений Конституционным судом не должно оказываться никакого воздействия. Психологическая и физическая неприкосновенность конституционных судей тщательно охраняется. Гарантом озвученных норм служит Конституция РФ как основной закон государства (ст. 125) [35].

Используя установленные правила Конституционный суд исполняет надлежащим образом свои контрольные полномочия. В частности, не опасаясь давления со стороны власти, данная судебная инстанция может проверять деятельность органов как законодательной, так и исполнительной власти. К примеру, могут проверяться нормативные акты, издаваемые Правительством, Президентом, Государственной Думой и т.д. Кроме того контрольные мероприятия Конституционного Суда РФ распространяются вплоть до субъектов Федерации. В частности, контроль может проводиться так же в отношении текущей деятельности отдельных должностных лиц, находящихся в структуре госаппарата.

Все выявленные нарушения, признаются неконституционными. В частности, нормативные акты сразу после вынесения соответствующего решения Конституционного Суда немедленно утрачивают силу и дальнейшее их исполнение становится противозаконным. В том числе орган исполнительной власти должен быть предупрежден судом о принятом решении в соответствующем заключении [36].

Организации, получившей представление о проведенной проверке, выделяется фиксированный срок (1 месяц). В течение этого срока суд должен получить уведомление о проведенных действиях. Поскольку всякое решение Конституционного Суда РФ обязательно для исполнения, если только само решение не противоречит Конституции РФ, так как данный контролирующий орган подконтролен только ей. Однако же если Конституционный Суд дает толкования Конституции, они являются обязательными для всех субъектов государственного управления и граждан [37].

Далее следует рассмотреть важные нюансы деятельности Конституционного Суда РФ. Во-первых, следует знать, что в отличие от остальных судебных инстанций, Конституционный суд не имеет права самостоятельно начинать проверку конституционных положений или действий какого-либо субъекта. Во-вторых, Конституционный Суд может начать разбирательство после предоставления ему запроса, жалобы или обращения. К примеру, если в суд поступает обращение Президента или одной из палат Совета Федерации. Что касается отдельных граждан (и депутатов, в частности) их обращение в Конституционный суд становится возможным только посредством подачи жалобы о нарушении их личных конституционных прав.

В отношении судов общей юрисдикции, которые тоже наделяются контрольными полномочиями, следует отметить, что основной контролирующей задачей выступает проверка законности в процессе рассмотрения дел по различным отраслям права.

В процессе рассмотрения дела суд может проверить следующие его составляющие: условия при которых было возбуждено уголовное (административное) дело, действия подсудимого, потерпевшего, органов исполнительной власти (если они участвуют в разбирательстве), законность предъявляемых обвинений, законность показаний и ходатайств. Проверяется даже приговор. [38].

В отличие от Конституционного Суда, Суд общей юрисдикции выносит не представление, но свое собственное частное определение по выявленным правонарушениям. Орган исполнительной власти так же обязательно получает данное частное определение, в котором подробно излагаются все обнаруженные нарушения. Субъекту которому адресовано частное определение, выделяется месяц на исправление нарушений (аналогично как по представлению Конституционного Суда РФ).

Следует так же обратить внимание, что Суды Общей юрисдикции могут контролировать действия органов исполнительной власти в области гражданского судопроизводства. Чаще всего рассматриваются дела по административным правоотношениям, а также дела искового производства. Круг дел, разбираемых судом общей юрисдикции достаточно обширен. В процессе рассмотрения проводится контроль действий органов исполнительной власти, а также актов, которые принимаются в ходе проводимого процесса. Суд обязательно знакомится с издаваемыми актами и подтверждает их законность или указывает на выявленные нарушения. Если нарушения выявлены, судом опять же, выносится частное определение [39].

Аналогичная процедура контроля проводится при рассмотрении административных дел, таких как хулиганство, хищение и т.д. В процессе разбирательства так же проверяются решения, принимаемые органами исполнительной власти по отношению к виновному лицу. Если имеют место быть неправомерные действия суд дает им свою оценку, в частном определении.

После судов общей юрисдикции следует рассмотреть контрольные полномочия арбитражных судов, это важно так модель Российской экономики к настоящему времени рыночная. Именно Арбитражный суд должен установить жесткую дисциплину, поскольку количество правонарушений в сфере его полномочий наиболее велико с точки зрения частоты. Контролирующие полномочия Арбитражный суд реализует на основе следующих нормативно-правовых актов: ФКЗ от 26 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ (ред. от 15.02.2016)«Об арбитражных судах в Российской Федерации»[40] и «Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 28.12.2017)[41].

Нормативные акты, которые принимают органы местного самоуправления, а также иные государственные органы в ходе реализации предпринимательской деятельности в обязательном порядке проверяются Арбитражным судом, особенно если есть подозрения на то, что принятый нормативный акт недействителен, полностью или частично. Особенно тщательно проводится проверка если есть подозрения на то, что были нарушены права граждан или законные интересы организаций. Вся процедура рассмотрения подобных споров строго определена АПК и от нее нельзя отклоняться. В основе содержания арбитражной проверки при разрешении спорных моментов естественным образом выступает принцип законности, так как суд прежде всего проверяет законную обоснованность принимаемых или исполняемых решений государственными органами или иными субъектами государственного управления.

Контрольная система судопроизводства строится на доказательной базе и законодательной основе, которая учитывается при вынесении решений. Частное решение выносится в том, случае если были выявлены правонарушения в изучаемом материале или действиях должностных лиц, которые по каким-либо причинам не соответствуют инструкциям. При этом если были обнаружены нарушения в актах государственных органов, то они должны быть исправлены немедленно, в отношении всех остальных нарушений выделяется месячный срок [42].

В отношении частного решения следует сказать, что оно выступает как самостоятельный судебный акт, а следовательно, должно быть принято к сведению и исполнено тем должностным лицом или органом государственного управления в отношении которого был принят. Судебные акты Арбитражного суда действуют на все территории государства. Если частное решение необходимо исполнить принудительно, к судебному акту прилагается исполнительный лист [43].

Соответственно на основании проведенного нами анализа было выявлено, что суды разной юрисдикции имеют достаточную компетенцию для обеспечения корректной деятельности органов исполнительной власти, а так же должностных лиц на различном уровне.  

Заключение

В современных условиях проблемы государственного контроля и надзора приобретают важную теоретическую и практическую значимость. Система государственного и общественного контроля, охватывавшая сферы производства, финансовой, социальной и политической жизни общества, за последние годы значительно изменилась. Так, был ликвидирован институт народного контроля, и вместе с тем усилилась роль частного (аудиторского) контроля, вводятся нормы либерализации или, напротив, ужесточения контроля в различных областях общественной и предпринимательской деятельности и так далее.

Определение понятия «государственный контроль» дается различными специалистами по-разному. Так, некоторые ученые пишут, что контроль является самостоятельным видом работы, сущность которой состоит в наблюдении за соответствием деятельности подконтрольного объекта тем предписаниям, которые объект получил от управляющего органа или должностного лица.

Другие считают, что это правовая процедура, направленная на выявление возможных составов правонарушений, состоящая из стадии получения контролирующим субъектом необходимой информации, стадии правовой квалификации и стадии принятия решения о применении принудительных мер к подконтрольному субъекту.

Контроль, по мнению ряда ученых, представляет собой атрибут административной власти как одну из важнейших ее функций, включающую наблюдение за законностью и целесообразностью деятельности, оценку ее с правовых, научных, социально-политических, организационно-технических позиций.

В свою очередь, другая группа ученых определяет контроль как организационно-правовой способ обеспечения законности и государственной дисциплины и специфическую форму деятельности соответствующих государственных органов по систематическому наблюдению и присмотру за деятельностью субъектов управленческих административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий требованиям законности и государственной дисциплины.

Контроль включает в себя три обязательных элемента:

1) проверка фактического результата деятельности подконтрольных субъектов (физических и юридических лиц) в сравнении с ожидаемыми, намеченными, прогнозируемыми показателями;

2) проверка путей и средств достижения этого результата, соответствие использованных при этом методов требованиям права, морали, нравственности, деловой и служебной этики, хозяйственной целесообразности;

3) принятие по результатам контроля соответствующих мер как позитивного организационно-побудительного характера (мер материального и морального поощрения и стимулирования), так и негативного свойства (различных мер служебно-дисциплинарного и административного принуждения, а также привлечение к различным видам правовой ответственности).

Часто контроль называют в качестве одной из традиционных функций управления и при этом обращают внимание на возрастание тенденции расширенной трактовки контроля, осуществляемого не только государственными органами, но и иными звеньями социального управления.

Тем не менее, превалирует мнение о том, что государственный контроль представляет собой отдельную форму власти, дополняющую классическую триаду ветвей власти, в основе каждой из которых лежит юридическая трансформация определенной функции государственной власти: та или иная ветвь власти находит свое организационное выражение в определенном органе или системе однородных органов. У каждого вида органов свой основной профиль деятельности.

Вместе с тем контрольная деятельность как таковая присуща в той или иной степени почти всякому государственному органу, но она не является для него основной. У любого государства есть универсальная контрольная функция, вытекающая из существа публичной, государственной власти. Эта функция и реализуется особой ветвью власти - контрольной.

В подтверждение этому определяются два основных критерия выделения контроля в самостоятельную власть: универсальность контрольной функции государственной власти и наличие органов, для которых контрольная функция является основной, главенствующей.

Таким образом, государственный контроль можно определить как форму или функцию государственной власти, обеспечивающую проверку выполнения законов и иных нормативных актов органами государства с целью недопущения отклонений от установленных законодательством норм и правил.

В официальных документах также дается определение государственного контроля. Например, в письме Минэкономразвития РФ от 20 ноября 2008 г. № Д05-5158 указано, что «государственный контроль - одна из форм осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов и других нормативно-правовых актов, издаваемых органами государства в пределах их компетенции». Принципы государственного контроля имеют универсальный характер и распространяются на всю систему государственных органов и, следовательно, являются общими принципами государственного контроля.

Последние инициативы руководства страны во многом направлены на упорядочение полномочий органов государственного контроля. Так, в декабре 2008 г. был подписан Закон от 26 декабря 2008 г. № 294 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Государственное уп


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.