Понятие и структура коммуникативной деятельности — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Понятие и структура коммуникативной деятельности

2019-09-04 722
Понятие и структура коммуникативной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сфера общения, его природа, законы функционирования, механизмы становления и изменения привлекают последние несколько десятилетий пристальное внимание исследователей различных областей научного знания: философов и социологов, психолингвистов и психологов.

Рассматривая общение с различных точек зрения, они дают различные определения самому понятию «общение». Следуя трактовке М.И. Лисиной, наиболее полно и обстоятельно отражающей психологическую сущность данного процесса, мы рассматриваем общение как взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

В отечественной науке общение интерпретируется как деятельность, в связи с этим синонимом его является понятие «коммуникативная деятельность». Существует несколько различных теорий деятельности. Наиболее известные из них концепции Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Взяв за основу концепцию деятельности, разработанную. А.Н. Леонтьевым, и развитую А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, П.Я. Гальпериным, мы имеем возможность выделить следующие основные структурные компоненты коммуникативной деятельности: предмет общения, коммуникативную потребность и мотивы, единицу общения, его средства и продукты.

Согласно концепции А.А. Леонтьева, речевая коммуникация – это такая форма общения, где общие психологические закономерности процессов общения выступают в наиболее характерном, наиболее обнаженном и наиболее доступном исследованию виде. При этом речевая деятельность рассматривается как специализированное употребление речи для общения, частный случай коммуникативной деятельности.

Коммуникация основывается на существовании коммуникативных актов, участие в которых принимают коммуниканты, порождающие и интерпретирующие речевые высказывания. Начальный и конечный этапы данного процесса восходят к механизмам внутренней речи, ее глубинным структурам, реализующимся на уровне универсально-предметного кода мышления (согласно Н.И. Жинкину).

Следует иметь в виду, что основу коммуникации при непосредственном общении коммуникантов составляют и невербальные компоненты: жесты, мимика, позы. Невербальная коммуникация является важнейшим наряду с речью средством общения и взаимопонимания людей. Традиционно принято отождествлять речь со словом, т.е. с вербальной знаково-символической функцией речи. Между тем звуковая речь как средство общения несет слушателю – причем независимо от семантики слова, то есть как бы «между слов», - невербально весьма значительную и важнейшую для него информацию о говорящем, его отношении к собеседнику, предмету разговора, о самом себе и т.п. Таким образом, невербальная коммуникация осуществляется в процессе речевого общения параллельно с вербальной.

Понятие невербальной коммуникации выходит далеко за рамки понятия речевого общения, поскольку имеет самостоятельное значение и реализуется во многих других (неречевых) системах и каналах передачи информации, например в сфере полисенсорного взаимодействия человека с внешним миром, в разного рода неречевых биотехнологических информационных системах коммуникации и связи, в различных видах сценического и изобразительного искусства и др.

Понятие невербальной коммуникации имеет эквивалент, обозначаемый термином паралингвистическая или экстралингвистическая коммуникация. Невербальную коммуникацию можно определить как систему неязыковых форм и средств передачи информации.

Невербальная коммуникация имеет огромное значение в таких областях психологической науки, как теория общения, восприятие и понимание человека человеком, психология личности, психология речи (И.Н. Горелов, Г.В. Колшанский, В.П. Морозов). Примером важнейшей психологической роли невербальной коммуникации в процессе речевого общения служит тот факт, что невербальная информация может не только значительно усилить семантическое значение слова, но и существенно его ослабить, вплоть до полного отрицания.

Перейдем к рассмотрению речевой коммуникации, анализ которой в отечественной психолингвистике развивается в русле идей Л.С. Выготского. Согласно его концепции, порождающее речь сложноорганизованное устройство включает в себя следующие этапы:

1. Мотив (порождение).

2. Мысль (оформление мысли).

3. Внутренняя речь (опосредование мысли во внутреннем слове).

4. Семантический план (опосредование в значениях внешних слоев).

5. Внешний, физический план (видоизменение структуры при ее воплощении в словах, переход от синтаксиса значений к словесному синтаксису. Внешняя речь).

Дальнейшая детализация порождения речевого высказывания отражена в работах А.А. Леонтьева. Фазовая структура коммуникативного акта, тщательно им проанализированная, включает в себя систему мотивов или внеречевых актов, образующих мотивацию речевого действия. На данном, исходном этапе осуществляется первичная ориентировка в проблемной ситуации. Далее следует стадия формирования речевой (коммуникативной) интенции, где говорящий имеет образ результата, но еще не имеет плана действия. Здесь же, благодаря четкому выделению коммуникативной задачи, происходит вторичная ориентировка в условиях этой задачи.

Наиболее сложным и ответственным этапом является этап создания внутренней программы речевого действия, на котором речевая интенция опосредуется кодом личностных смыслов, закрепленных в тех или иных субъективных кодовых единицах. Программирование есть процесс опосредования речевой интенции кодом личностных смыслов. Следующим звеном коммуникативного акта А.А. Леонтьев считает реализацию внутренней программы, предполагающей два относительно независимых процесса – семантическую и грамматическую реализацию, процесс акустико-артикуляционной реализации программы (опосредование мысли во внешнем слове, по Л.С. Выготскому). Наконец, завершающая фаза сложноорганизованного коммуникативного процесса соотносится с этапом звуковой реализации высказывания.

Модель механизма порождения речевого высказывания, разработанная Т.В. Ахутиной (Рябовой), насчитывает семь этапов, последовательно трансформирующихся один в другой: мотив – мысль – смысловая (внутриречевая) программа высказывания – семантическая структура предложения или малая программа – поморфемное представление предложения – моторная послоговая программа синтагмы – артикуляция. На уровне мысли оформляется смысловое синтаксирование и осуществляется выбор слов по значению. Оно происходит «под контролем схем построения текста и позволяет реализовать намерение говорящего, учет слушающего и контекст высказывания». На уровне внутреннеречевой программы в результате предицирования (означивания только для себя) формируются логико-грамматические падежи. Эта стадия происходит под контролем схем семантического синтаксиса, обеспечивая «объективацию» отношений компонентов ситуации.

Далее, на этапе малой программы развертывается семантическая структура предложения уже с помощью нормативной грамматики и происходит выбор слов по звучанию. На этапе поморфемного представления формируется «послоговая матрица» и осуществляется выбор артикулем.

Модели порождения речи Т.В. Ахутиной, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия обобщены И.А. Зимней, которая выделяет три основных уровня: побуждающий, формирующий и реализующий. Первый уровень – мотивационный, второй – собственно формирование мысли посредством языка, где различаются две фазы, одновременно происходящие: смыслообразующая и формирующая. Третий уровень – реализующий, представляющий собой собственно лексическое наполнение грамматической схемы.

Согласно коммуникативной модели, разработанной Т.Н. Ушаковой и сотрудниками лаборатории речи и психолингвистики института психологии РАН акт речевого общения представлен последовательно сменяющими друг друга фазами:

· процессом восприятия речи;

· иерархически организованным внутриречевым веном (реализация смысловой и грамматической программ высказывания);

· исполнительным, реализующим механизмом (включение артикуляции, фонации и речевой просодики).

Данная модель, широко используемая в психологии и психолингвистике, наиболее полно и глубоко раскрывает структуру и содержание коммуникативного акта.

У каждого участника коммуникации в механизме речи выделяются три разные части, которые могут быть названы звеньями или блоками речевого механизма: звено восприятия речи, звено произнесения; центральное, внутреннеречевое звено.

Первые два звена имеют непосредственную связь с внешним миром, переводя речь в объективно существующий речевой продукт или принимая этот продукт. Они достаточно вариативны и взаимозаменяемы. Что касается второго звена, то оно имеет варианты: передача информации с помощью звуков, в виде письма, жестов, путем прикосновения. Первое звено варьирует в очном соответствии с блоком производства речи.

Продолжая тщательное исследование внутренней психологической структуры коммуникативного акта, результаты которого нашли отражение в последних публикациях автора. Т.Н. Ушакова предлагает обобщающую схему речемыслительного процесса.

Приведенная в схематическом описании модель речевого механизма ориентирована на ситуацию взаимодействия не менее чем двух партнеров. В структуре ее выделяются следующие основные блоки (звенья) речепорождающего устройства: блок восприятия речи, ее произнесения и центральное, смыслообразующее звено.

Выделенные структуры далеко не равнозначны. Блок восприятия и блок произнесения можно рассматривать как служебные, выполняющие задачу доставки информации субъекту и выведения ее от субъекта вовне. В центральном же звене речевого механизма предполагается осуществление основных смыслообразующих функций и хранение языкового опыта.

Каждый из перечисленных блоков производит различные кодовые операции. Звено восприятия в процессе устной речи перерабатывает поступающие из внешнего мира акустические сигналы, переводя их во внутренний мозговой код, специфичный для материала мозга. Акустические сигналы преобразуются в нервные паттерны, которые затем распознаются и дифференцируются. В центральном звене происходит внутренняя обработка информации, основанная на использовании внутреннего мозгового кода, природа которого может быть различной. В звене произнесения осуществляется перевод внутренних кодовых форм в сигналы – команды артикуляторным органам. Параметры этих выходных сигналов строго регламентированы, они определяются закономерностями функционирования артикуляторного аппарата, производящего конкретный объективный продукт: звучание, соответствующее нормам используемого языка.

Сосредоточившись на изучении центрального звена речевого механизма, Т.Н. Ушакова выделяет в нем несколько функционально различных уровней. Нижний (1-й) уровень составляют элементы, фиксирующие воздействия отдельного слова и являющиеся субстратом временных связей между сенсорным образом и звучанием слова. Эти функциональные образования получают название «базовых», что не случайно, ибо речь воспринимается именно через внешнюю форму слов – их звучание, написание (грамматика и смысл определяются вторично). В момент произнесения паттерны слов передаются в соответствующий блок.

Уровень слов, обозначенный Т.Н. Ушаковой как базовый, она дополняет характеристикой его подуровня, который образуется элементами слов, возникающими в ходе их членения (морфемный подуровень). В языках синтетического типа, к которым относится и русский, морфы являются важнейшим структурным элементом, образующим основание многих грамматических операций. Морфемный подуровень существует в различных речевых проявлениях, например, в так называемом детском словотворчестве.

Следующий уровень центрального звена внутренней речи, более высокий по отношению к базовому, составляет система межсловесных связей, или «вербальная» сеть, в которой объединяются базовые элементы при помощи нервных связей, что, собственно отражает реальную картину речеупотребления. Этой сетью охватываются все слова используемого человеком языка, образуя нечто вроде сплошной материи, где различные по семантике и фонетике слова находятся в разной степени удаленности или близости. Особенностями ее функционирования объясняются многие лингвистические и психологические феномены, такие как «семантические поля», явления синонимии и антонимии, смысловые замены, возможность понимания семантики многозначных слов, характер словесных ассоциаций.

Третий уровень внутриречевой иерархии – это грамматические структуры. Они осуществляют грамматическую классификацию того материала, который заложен в предшествующих уровнях (в том числе морфемном). Эта классификация имеет сложный характер: все грамматические правила, используемые с раннего детства, базируются на ее основе. Динамические процессы на структурах третьего уровня обеспечивают порождение грамматически оформленных предложений.

Наконец, верхний уровень внутреннеречевой иерархии – это порождение не отдельных предложений, а целых текстов.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.