В процессе формирования коммуникативной деятельности дошкольников с ОНР — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

В процессе формирования коммуникативной деятельности дошкольников с ОНР

2019-09-04 225
В процессе формирования коммуникативной деятельности дошкольников с ОНР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

(из опыта работы)

 

Научный руководитель к.п.н., доцент,

заведующий кафедрой коррекционной

педагогики и специальной психологии ЧГУ

О. А. Денисова

 

 

Череповец

2007
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………

2

1.

Теоретические подходы к проблеме исследования взаимодействия специалистов в процессе формирования коммуникативной деятельности дошкольников с ОНР………………………….

    8

1.1.

Понятие «взаимодействие» как психолого-педагогический феномен………………………………………………………………………

  8

1.2.

Продуктивное взаимодействие педагогов……………………………

15

1.3.

Понятие и структура коммуникативной деятельности……………...

17

1.4.

Средства и онтогенез коммуникативной деятельности……………..

22

1.5.

Особенности общения детей с нарушениями речи…………………..

24

2.

Содержание экспериментальной работы по организации взаимодействия специалистов в процессе формирования коммуникативной деятельности дошкольников с ОНР…………………...

    27

2.1.

Организация продуктивного взаимодействия специалистов ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением речи……………...

  27

2.2.

Условия эффективного взаимодействия специалистов в дошкольном учреждении компенсирующего вида…………………………….

  32
 

2.2.1.

Характеристика педагогического общения…………………… 33
 

2.2.2.

Готовность педагогического коллектива к организации творческой деятельности………………………………………………   38
 

2.2.3.

Параметры оценки эффективного взаимодействия специалистов в ДОУ ……………………………………………………….   41

2.3.

Управление взаимодействием специалистов в дошкольном учреждении для детей с нарушениями речи………………………………..

  46

2.4.

Содержание взаимодействия специалистов в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи……………………………

  51

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………

60

 

Список литературы

 

 

Приложение

 
         

ВВЕДЕНИЕ

Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, B.C. Мухиной, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой, Д.Б. Эльконина и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через общение с другими людьми.

Многочисленные публикации Б.М. Гриншпун, Г.В. Гуровец, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Л.Б. Халиловой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской и др. указывают на факт наличия у детей с ОНР стойких нарушений коммуникативного акта, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, тугоподвижностью когнитивных процессов. Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации коррекционно-логопедической работы с данной категорией детей, в настоящее время нет целостного представления о закономерностях становления у них навыков общения; недостаточно изучены условия, способствующие полноценному формированию основных операционных компонентов коммуникативного акта. Исследователи И.Т. Власенко, B.C. Воробьева, Б.М. Гриншпун, В.Н. Ковшиков, Н.В. Лалаева, Е.Ф. Соботович и др. указывают на необходимость целенаправленного формирования операций на всех этапах речемыслительного акта.

Таким образом, современная педагогическая практика настоятельно требует от специалистов ДОУ компенсирующего вида научно аргументированного подхода к анализу коммуникативного поведения детей дошкольного возраста с ОНР, определения зависимости между уровнем сформированности их коммуникативной способности и состоянием речемыслительной деятельности, конкретных коррекционно-педагогических рекомендаций, охватывающих всех специалистов специального дошкольного учреждения, обеспечивающих полноценное формирование всех звеньев речевого общения у дошкольников.

Эффективное формирование коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с ОНР возможно лишь при условии продуктивного взаимодействия специалистов дошкольного учреждения компенсирующего вида.

Актуальность исследования, наряду с рассмотрением теоретического анализа проблемы, обуславливается практической потребностью в определении содержания коммуникативно-ориентированного обучения детей с ОНР, в разработке соответствующих уровню их речевого и когнитивного развития приемов и методов коррекционно-педагогического воздействия, в определении оптимизации игрового и учебного процессов за счет усиления коммуникативной направленности каждого из них; в организации взаимодействия специалистов процессе формирования коммуникативной деятельности в ДОУ.

Проблема исследования непосредственно связана с изучением специфики коммуникативного развития детей дошкольного возраста с ОНР, обоснованием на этой основе путей и методов формирования у них основных компонентов деятельности общения, выявлением реальных условий его оптимизации; определением эффективности взаимодействия специалистов. Решение данной проблемы составило цель исследования.

Методологическую основу исследования составили положения общей, возрастной и специальной психологии и педагогики, психолингвистики о ведущей роли общения в развитии личности ребенка; о значении различных видов детской деятельности в процессе становления коммуникативных умений и навыков; о комплексном характере формирования общения детей со взрослыми и сверстниками.

 В основу настоящего исследования положена гипотеза о том, что коррекционно-педагогический процесс, основанный на эффективном взаимодействии специалистов ДОУ, имеющий комплексный характер и направленный на формирование коммуникативной деятельности детей с ОНР, способствует усилению социальной направленности воспитания и обучения, формированию у детей положительной мотивации в восприятии сверстников, развитию партнерства и кооперативных навыков в различных видах деятельности, овладению лингвистическими и паралингвистическими средствами общения.

Объектом исследования является коммуникативная деятельность детей с ОНР. Предмет изучения взаимодействие специалистов в процессе формирования коммуникативной деятельности у дошкольников с ОНР.

В соответствии с этим были выделены следующие задачи:

- определить теоретические основы формирования навыков коммуникативной деятельности у детей с ОНР;

- создать унифицированный набор экспериментальных методик для комплексного исследования психофизического развития дошкольников с ОНР; изучить состояние коммуникативных умений и навыков у детей с ОНР, реализуемых ими в детском коллективе, в общении с педагогами, в семье;

- определить коррекционно-педагогические пути и методы формирования коммуникативного поведения у детей с ОНР и обосновать на этой основе методические рекомендации, необходимые для совершенствования логопедической работы с данной категорией детей;

 - создать комплексную интегрированную модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов в ДОУ как условия формирования коммуникативного поведения детей дошкольного возраста с ОНР;

 - разработать модель взаимодействия специалистов дошкольного учреждения компенсирующего вида, обеспечивающей эффективное формирование коммуникативной деятельности дошкольников с ОНР.

Теоретико-методологической основой исследования являются современные философские, нейропсихологические, психолингвистические, психолого-педагогические теории и концепции:

1. Теория о единстве законов развития нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, И.П. Павлов и др).

2. Лингвистические, нейропсихологические и психолингвистические теории о механизмах речевой деятельности, порождения и восприятия речевого сообщения, взаимодействия речевых и психологических процессов (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, и др.).

3. Теория о закономерностях развития речи;

4. Психолингвистические представления о фонетической стороне речи (Л.Р. Зиндер, Л.В. Бондаренко, Ф.М. Березин, Б.Н. Головин, С.Ф. Занько, Л.А. Андреева, А.Н. Гвоздев и др.).

На каждом этапе в зависимости от его задач применялись соответствующие методы исследования:

1. Теоретические: теоретический анализ научной и научно-методической литературы по общей и специальной педагогике, нейропсихологии, психолингвистике, языкознанию.

2. Эмпирические: сбор и анализ анамнестических данных, анкетирование, беседы с родителями, воспитателями, наблюдение, экспериментальное изучение (констатирующий, обучающий, контрольный эксперименты), сравнительный анализ данных обучающего и контрольного экспериментов.

3. Проектирование и разработка диагностической модели и модели взаимодействия специалистов в процессе формирования коммуникативной деятельности дошкольников с ОНР.

                    Этапы работы над проблемой:

Первый этап (2001-2002 гг.) - поисково-теоретический. Позволил выявить состояние проблемы, определить цель, задачи, гипотезу, методы исследования, создать условия для организации экспериментально-поисковой работы, определить этапы инновационной деятельности в учреждении, оценить уровень инновационного потенциала педагогического коллектива учреждения.

Второй этап (2002-2003 гг. ) - подготовка и проведение исследования специфики коммуникативного развития детей дошкольного возраста с ОНР. В течение второго этапа разрабатывалась нормативно-правовая база экспериментальной деятельности, а также подбирался набор диагностических методик для оценки психофизического развития дошкольников с ОНР, разрабатывалась унифицированная диагностическая форма.

В соответствии с темой исследования изучались особенности общения ребенка со сверстниками, в семье, с педагогами группы. Целевой методический комплекс основывался на экспериментальном подборе методик, соответствующих задачам нашего исследования. К их числу относятся социометрический эксперимент, изучение выбора партнера для общения, исследование коммуникативных умений детей и влияние их взаимоотношений на эффективность совместной деятельности, анкетирование родителей, изучение отношения ребенка к родственникам и воспитателям путем анализа рисунков, исследование формы общения детей со взрослыми и др. Одновременно проводилось широкое исследование коммуникативной деятельности педагогов.

На этой основе обосновывалась необходимость введения коммуникативно-ориентированного подхода в практику коррекционного обучения дошкольников с ОНР, определялись приемы и способы формирования коммуникативного поведения на разных этапах педагогического воздействия в процессе взаимодействия специалистов.

Третий этап (2003-2006 гг.) - проведение обучающего эксперимента. Предполагает решение следующих задач: формирование у детей представлений о доброжелательных чувствах и отношениях со сверстниками и способов их выражения: развитие навыков общения в различных видах детской деятельности (игровой, театрализованной, продуктивной, трудовой).

Обеспечение эффективного взаимодействия всех специалистов учреждения, создание модели взаимодействия специалистов, детей, родителей.

Решение поставленных экспериментальных задач осуществлялось параллельно и проходило в три этапа.

На первом, пропедевтическом этапе посредством знакомства с произведениями художественной литературы предполагалось ознакомление детей с культурой общения, т.е. нормами и правилами, которым необходимо следовать в процессе коммуникативного контакта с окружающими. Дошкольники учились выделять и оценивать поступки героев, замечать изменения в их состоянии и настроении, объяснять причины и мотивы различных вариантов поведения персонажей, формулировать определенные нравственные нормы (правила поведения), замечать в своем поведении и поведении товарищей в группе аналоги, схожие с литературными, выделять вербальные и невербальные средства, используемые героями произведений для выражения своего отношения к конкретному поступку в той или иной коммуникативной ситуации. Параллельно с этим происходило знакомство детей с основными эмоциями и чувствами, спецификой их проявления во время общения.

Данный этап обучения одновременно включал работу по формированию у дошкольников основных компонентов сюжетно-ролевой игры. Он предполагал овладение обобщенными игровыми действиями (от предметно-игровых действий с игрушками к обобщенным действиям с предметами - заместителями, с воображаемыми предметами, и к замене этих действий словом); развитие умения самостоятельно выстраивать сюжет игры; подготовку к ролевому поведению. Особое внимание направлялось на создание адекватных коммуникативных условий, необходимых для объединения детей в совместной игре со сверстниками.

На втором, основном этапе экспериментального обучения предполагалось расширение представлений дошкольников о доброжелательных чувствах и взаимоотношения. Детей учили самостоятельно выделять нравственные нормы или правила поведения в процессе оценки литературного произведения, овладевать способами самостоятельного разрешения конфликтов, использовать вербальные и невербальные средства для выражения доброжелательного отношения к окружающим в условиях специально организованных занятий, замечать нарушения нравственных норм в группе. Одновременно на данном этапе обучения продолжалось расширение представлений детей о способах выражения эмоций и чувств через имитацию с помощью паралингвистических средств различных проявлений характера, поведения героев произведения и выражения своего отношения к персонажам.

Одним из основных компонентов коррекционной работы явилось формирование коммуникативных умений и навыков дошкольников в процессе совместной деятельности (игровой, продуктивной, театрализованной, элементарной трудовой). Дети коллективно планировали совместную деятельность, участвовали в справед­ливом распределении ролей, игрушек, средств выполнения деятельности.

Третий, завершающий этап коррекционной работы был направлен на закрепление представлений детей о доброжелательных отношениях и способах их выражения в повседневной жизни. На данной стадии обучающего эксперимента детей учили управлять собственным поведением в соответствии с нормами и правилами доброжелательных отношений, осуществлять перенос навыков положительного общения на всех детей экспериментальной группы, обращать внимание на состояние сверстников, реагируя на его изменение, самостоятельно решать возникающие в группе конфликты.

Следует подчеркнуть, что особое внимание уделялось закреплению средств речевой коммуникации в совместной деятельности дошкольников. С этой целью отработанные способы взаимодействия фиксировались в условиях усложнения деятельности, в ходе формирования у дошкольников равноправных позиций партнерства и обучения их навыкам коллективной деятельности.

Основные формы экспериментальной работы: специальные занятия, беседы, игры-драматизации, инсценировки. Для ознакомления детей со способами выражения различных по своим проявлениям эмоций и чувств использовались психогимнастика и психодрама, моделировались ситуации естественного детского общения, позволяющие закрепить представления о способах реализации положительного взаимодействия со сверстниками.

Общая направленность методического комплекса в целом и отдельных его составляющих предполагала, помимо решения общих для всех задач, обязательный учет индивидуальных особенностей коммуникативной деятельности детей, выявленных в процессе констатирующего эксперимента.

Четвертый этап (2006-2007 гг.) - заключительно обобщающий. Включал разработку рекомендаций для логопедов и воспитателей специальных дошкольных учреждений для детей с речевыми нарушениями, обобщение и систематизацию результатов исследования, формулировку выводов, внедрение результатов в практику дошкольного учреждения.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые получены данные, характеризующие состояние операциональной стороны коммуникативного акта у дошкольников с общим недоразвитием речи; на уровне конкретных экспериментальных фактов уточнены представления об особенностях их речевого и когнитивного развития в процессе моделирования коммуникативного поведения; выявлена типология присущих данной категории испытуемых стойких коммуникативных недочетов в ходе их общения со сверстниками и взрослыми, разработана модель взаимодействия специалистов в ДОУ в процессе формирования коммуникативной деятельности.

На основе современных данных психологии, психолингвистики и коррекционной педагогики научно обоснована необходимость комплексного подхода к формированию основных компонентов коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с ОНР, определены условия его адекватной реализации в процессе эффективного взаимодействия специалистов ДОУ компенсирующего вида.

Практическая значимость работы: Коррекционно-педагогический комплекс, базирующийся на взаимодействии специалистов ДОУ, направленный на формирование коммуникативной деятельности у детей, реализован в процессе работы с дошкольниками, страдающими ОНР. Его внедрение приведет к существенным позитивным изменениям в структуре сложного дефекта при ОНР, обеспечит рациональную организацию коррекционно-развивающего процесса в условиях коммуникативно-ориентированного обучения. Результаты исследования нашли отражение в методических рекомендациях для практических работников и студентов дефектологических факультетов.


Таблица 1

Схема 1

СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Таблица 2                                                                                                 

Структура

Схема 2

Схема 3

Таблица 3

Схема 4

Схема 5

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

Схема 7

Модель работы специалистов

Организационный блок


Лого педы Воспи татели Муз. рук-ль Мед. раб-к психолог соц. педагог логоритмист Инструктор по физо

Диагностический блок

См. Приложение: должностные инструкции, комплексная оценка психофизического развития дошкольников с ОНР.

 


логопеды - развитие понимания речи и речевой активности; - развитие лексико-грамматических категорий, слоговой структуры слова; - формирование звукопроизношения и фонематического восприятия; - развитие фразовой, самостоятельной монологической и диалогической речи; - формирование мелодико-интонационной стороны речи; - подготовка к обучению грамоте, чтению, письму.
психолог - текущее наблюдение за психическим развитием детей, психологическим климатом в группах, консультирование педагогов и родителей; - развитие всех психических функций; - индивидуальная и коллективная психокоррекционная работа с детьми; - психотренинги, работа с педагогическим коллективом.
социальный педагог - изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности детей, микросреды, условий жизни; - воспитание, развитие и социальная защита личности ребенка; - оказание социальной поддержки и помощи детям и родителям, организация совместной работы с социальными структурами.  
  воспитатели - наблюдение за динамикой развития детей, работа с родителями; - освоение и внедрение разноуровневых программ воспитания и обучения; разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ; - обеспечение психологического комфорта, щадящего лечебно-оздоровительного режима в группе.
музыкальный руководитель - формирование интереса к музыкально-творческой деятельности; - развитие эстетических эмоций и чувств детей; - обогащение слушательского опыта, развитие певческих навыков, навыков игры на шумовых и музыкальных инструментах, обучение выражению в музыкально-ритмическом движении; - развитие творческих способностей, содействие успешной социализации.
логоритмист - развитие речи в процессе формирования средств двигательной и музыкальной выразительности; - коррекция темпо-ритмической стороны речи; - развитие координации движений, регуляция мышечного тонуса.
медицинский работник - обеспечение лечебно-профилактической и оздоровительной работы (вакцинация, витаминизация, медикаментозная помощь, фито- и физиотерапия, кислородные коктейли, проведение специального массажа); - формирование привычки к здоровому образу жизни (формирование представлений о ЗОЖ, знаний и умений, закаливание); - формирование двигательного и гигиенического режимов, санитарно-гигиенический контроль, обучение персонала, просветительская работа.
инструктор по физкультуре - формирование интереса к занятиям физкультурой и спортом, организация и поддержание оптимального двигательного режима; - физическое развитие детей: обучение двигательным умениям и навыкам, развитие физических качеств; - работа по коррекции нарушений осанки, положения стоп, комбинированных дефектов; - индивидуальное и групповое консультирование родителей и педагогов, пропаганда ЗОЖ.

 


В данной модели мы выделяем схему информационных потоков и межблочные связи в различных направлениях деятельности специалистов ДОУ.

Также нами были определены условия эффективного коррекционно-педагогического воздействия в процессе формирования коммуникативной деятельности дошкольников с ОНР:

1. Учет исходного уровня речевого развития каждого ребенка. Задачи и содержание индивидуальной работы с детьми было различным и пла­нировалось в зависимости от темпов овладения речевой деятельностью. Знание индивидуальных особенностей каждого ребенка позволило заложить основы дифференциро­ванного подхода в обучении и воспитании.

2. В основу организации занятий и блока совместной деятельности был положен тематический принцип. Содержание тем и объем речевых средств регламентиро­вались с учетом особенностей познавательной деятельности и исходного уровня речевого развития.

3. Усиление деятельностного подхода. Усиление взаимосвязи разных видов деятельности способствовало более эффективному формирова­нию самостоятельной речи дошкольников. Усиление деятельностного подхода к формированию коммуникативного поведения позволило обогатить мотивационно-потребностный план речи, обес­печить ребенку условия использования усвоенного речевого материала.

4. Коммуникативная направленность обеспечивалась созданием условий для развития коммуникативных умений и навыков. Во-первых, внутри диалога задавалась структура будущего монолога, во-вторых, усвоение речевого материала обеспечивалось в различных типах высказываний, характерных для речевого общения: побуждени­ях, сообщениях, вопросах, в-третьих, осуществлялась целенаправленная работа по формированию лексического и грамматического строя речи, звукопроизношения, фонематического восприятия и т.д.

5. Продуктивное взаимодействие специалистов ДОУ в процессе формирования коммуникативной деятельности дошкольников с ОНР обеспечивает индивидуально-дифференцированный подход к диагностике и коррекции нарушенного развития. Поэтому нашей целью стало создание и апробация модели взаимодействия специалистов, педагогов и родителей в процессе формирования коммуникативной деятельности дошкольников с ОНР.

6. Повышение профессиональной компетентности педагогов и обучение родителей новым формам общения и педагогической поддержки ребенка.

7. Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и когнитивное развитие детей дошкольного возраста с ОНР. Совершенствование материально-технической базы способствовало эффективному формированию коммуникативной деятельности дошкольников с ОНР, например, оформление фотоальбомов и стендов с детскими и семейными фотографиями, листов знакомств, подборок игр на развитие коммуникативных навыков. Приобреталось специальное оборудование: сухие бассейны, массажные дорожки, релаксационные подушки, кресла, образные игрушки, сенсорное и музыкотерапевтическое оборудование, создавались видеотеки коммуникативных ситуаций, театрализованных игр, праздников, развлечений, в том числе совместно с родителями.

В ходе работы по формированию коммуникативной деятельности дошкольников с ОНР большое внимание уделялось разработке нормативно-правовых вопросов и диагностической базы эксперимента.

Нормативно-правовая база экспериментальной деятельности ДОУ включает следующие документы: положение о деятельности дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушением речи; положение об экспериментальной деятельности ДОУ; положения о новых формах организации педагогического процесса: экспериментальной группе, психолого-медико-педагогическом консилиуме учреждения, творческой экспериментальной мастерской и др.; должностные инструкции участников эксперимента.

Диагностическая база разработана с учетом принципов анализа речевых нарушений, которые составляют основу классификации, разработки научно обоснованных путей и методов формирования и коррекции коммуникативной деятельности детей с речевыми нарушениями (Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, И.Т. Власенко, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Н.А. Оскольская и др.). Мы стремились к тому, чтобы диагностическое исследование при взаимосвязанной работе всех специалистов позволило наиболее полно раскрыть структуру дефекта, выявить типологические закономерности и индивидуальные различия в развитии ребенка.

Формой диагностического исследования является индивидуальный оценочный профиль, который позволяет проследить развитие ребенка с речевой патологией в динамике, научно обосновать направления и содержание коррекционно-педагогического процесса в дошкольном учреждении компенсирующего вида.

В наглядном выражении диагностическая методика имеет вид спектрального круга, разделенного на пять частей, которые представляют собой следующие разделы: исследование физического развития и здоровья, логопедическое обследование, педагогическое обследование, психологическое обследование, обследование музыкального развития детей. В каждом разделе выделены параметры, значимые для формирования коммуникативной деятельности дошкольников с ОНР.

Исследование физического развития и здоровья предполагает параметры, оценивающие физическую подготовленность и развитие ребенка: ходьба, бег, упражнения на равновесие (Ф1), прыжки (Ф2), метания (Ф3), лазание и ползание (Ф4), подвижная игра (Ф5).

Логопедическое обследование включает исследование понимания речи (Л1), фонематических процессов (Л2), звукопроизношения (Л3), активного словаря (Л4), грамматического строя (Л5), фразовой речи (Л6), связной речи (Л7), интонационной выразительности (Л8), артикуляционной моторики (Л9).

В значимые параметры психологического обследования вошли познавательная сфера (Пс1), эмоционально-личностная сфера (Пс2), общение со сверстниками (Пс3), общение со взрослыми (Пс4), работоспособность дошкольников с ОНР (Пс5).

В ходе педагогического обследования оценивались познавательное развитие (П1), развитие элементарных математических представлений (П2), рисование (П3), лепка (П4) и аппликация (П5), игровая (П6), театрализованная (П7) и трудовая деятельность (П8). Обследование музыкального развития включает исследование восприятия музыки (М1), пения (М2), музыкального движения (М3) и элементарного музицирования (М4).

Нами было разработано содержание всех параметров по каждому разделу обследования с конкретными заданиями, инструкциями и критериями оценки в каждой возрастной группе с 4 до 7 лет (см. Приложение). Наборы заданий и критерии оценки представляют собой единую унифицированную диагностическую систему, отражающую состояние коммуникативной деятельности и развитие ребенка в целом. Каждый параметр исследования оценивается по пятибалльной шкале, соответствующей пяти заданиям, на основании полученных результатов делается вывод об уровне сформированности конкретного параметра и раздела.

Оценочные критерии:

0 – 1 балла – низкий уровень;

1 – 2 балла – недостаточный уровень;

2 – 3 балла – средний уровень;

3 – 4 балла – хороший уровень;

4 – 5 баллов – высокий уровень.

При определении содержания параметров и критериев исследования актуального развития ребенка мы учитывали современные достижения педагогики, психологии, медицины, руководствовались теми знаниями, умениями и навыками, которые определены в каждом возрастном периоде дошкольного детства. При составлении индивидуального оценочного профиля полученная замкнутая ломаная наглядно отражает актуальное развитие ребенка с ОНР в конкретный промежуток времени.

Представленная методика открывает новые возможности для более четкой дифференциальной диагностики, классификации речевых нарушений, определения и разработки более эффективных путей и методов их преодоления, позволяет проследить в динамике качество взаимодействия специалистов в процессе коррекционно-педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими ОНР.

Рассмотрим варианты оценочных профилей детей с ОНР. Например, данные индивидуального оценочного профиля Никиты Я. (с 4 до 6,5 лет, ОНР II уровень) показывают: в разделе «Логопедическое обследование» несформированность (0 баллов) языковых операций производства высказывания (лексических, грамматических, фонетических) при относительной сохранности смыслового и моторного уровня порождения; в разделе «Физическое развитие и здоровье» при антропометрических данных, соответствующих возрасту, - общую моторную неловкость, дискоординацию движений, понижение моторной активности, нарушение динамического и статического равновесия, затрудненную мелкую моторику; в разделе «Педагогическое обследование» несформированность продуктивных видов деятельности; в разделе «Психологическое обследование» относительно сохранные параметры познавательной и эмоционально-личностной сфер при нарушении общения.

Данные индивидуального оценочного профиля Никиты Я. Позволяют определить ОНР у ребенка как следствие сенсомоторной алалии. Комплексная оценка психофизического развития Никиты Я. В индивидуальном оценочном профиле представлена рисунке № 1:

Данные индивидуального оценочного профиля Ани К. (с 4 до 7 лет, ОНР II уровень), представленного на рисунке № 2 демонстрируют нам наиболее низкие показатели в разделах «Физическое развитие и здоровье», «Логопедическое обследование» - фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое недоразвитие. Такие данные в совокупности с анамнестическими характеризуют задержку речевого развития на фоне физической ослабленности, обусловленной частыми соматическими заболеваниями.

Итак, индивидуальный оценочный профиль развития ребенка дает возможность:

- неоднократного использования на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении;

- комплексно и всесторонне проанализировать речевое нарушение;

- определить пути и методы коррекционно-педагогической работы;

- увидеть развитие ребенка в динамике;

- оценить эффектив­ность и взаимодейст­вие работы специа­листов учреждения компенсирующего вида.

Таким образом, разработанная нами комплексная диагно­стическая методика (индивидуальный оценочный профиль) имеет важное значе­ние для понимания структуры дефекта при ОНР, его диагно­стики и коррекции при условии эффективного взаимодейст­вия всех специали­стов компенсирую­щего учреждения.

     
 

Рис.2. Индивидуальный оценочный профиль Никиты Я. (4 - 6,5 л., моторная алалия, ОНР II уровень)  
          

 


Общая целевая установка формирующего воздействия заключалась в развитии коммуникативных способностей детей с ОНР и обучении на этой основе коммуникативному поведению. Слаженная, четкая совместная работа специалистов и родителей по данной проблеме позволила определить динамику формирования индивидуальных коммуникативно-личностных способностей всех участников данного процесса; обеспечить эффективность коррекционно-педагогической работы.

Реализация инн


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.