Продуктивное взаимодействие педагогов — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Продуктивное взаимодействие педагогов

2019-09-04 315
Продуктивное взаимодействие педагогов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для определения сущности категории «продуктивное взаимодействие» обратимся к исследованиям, раскрывающим понятие продуктивности. Продуктивное обучение в качестве смыслообразующих использует идеи Джона Дыои и Селестена Френе, С.И. Гессена и И.П. Подласого, Г.С. Селевко и А.В. Хуторского и др.

Продуктивность можно было бы отнести к ряду понятий, что и «эффективность», «качество», поскольку оно также представляет некий результат, в котором реализована способность образования к высшей степени предметной завершенности и его готовность продуцировать деятельность ребенка.

В продуктивном обучении мерой продукта становится ребенок со своими интересами, опытом и образовательными целями. В отличие от эффективности продуктивность определяется не внешними, а внутренними показателями. Единственный ее критерий - наличие самостоятельного, творческого продукта деятельности конкретного ребенка, а не соот­ветствие стандарту.

Такое возможно при условии изменения общей политики в сфере образования и утверждения в ней индивидуальности действительно как приоритета. Эти условия подразумевают изменение роли педагога, его отход от функции контроля к роли посред­ника, консультанта и наставника, поддерживающего ребенка в дос­тижении им продуктивности его образовательной и практической деятельности. Смена формальных, замкнутых форм отношений на эвристические, откры­тые групповые взаимодействия и неформальные обсуждения проблем и рефлексии. Организуемое таким образом продуктивное взаимодействие меняет деятельность как детей, так и взрослых.

Показатели продуктивности в деятельности детей: интерес, кооперация, партнерство, самостоятельность, ответственность. Показатели продуктивности в деятельности взрослых: консультирование, поддержка детей, взаимодействие с ними, создание современной образовательной среды, обеспечение условий для продуктивной деятельности.

Продуктивность деятельности педагогов и специалистов связана, на наш взгляд со следующими умениями:

- умение анализировать социально-образовательную ситуацию и строить на этой основе образовательные программы развития ребенка;

- умение строить учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий процесс на основе диагностики уровня развития детей и анализа результатов воздействия на них социального окружения;

- умение выбирать и адаптировать формы, методы и средства обучения, воспитания и коррекции с учетом складывающихся конкретных ситуаций жизни ребенка;

- умение отбирать и конструировать содержание учебно-воспитательного и коррекционного процессов в соответствии с ценностями и образом жизни данного социума;

- умение обеспечить подготовку воспитанника, способного приме­нять полученные знания и умения в самостоятельной жизни.

Психологи М. Вертгеймер, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, М.А. Холодная и др., анализируя процессуально-динамические свойства интеллекта, применя­ют термин «продуктивность» в сочетании «продуктивность мышления», «про­дуктивность интеллекта».

Л.Н. Леонтьев подчеркивает взаимосвязь деятельности, сознания и лич­ности, отмечая, что «деятельность - это не реакция и не совокупность реакции, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие». При этом «деятельность человеческого индивида представляет собой систему, включенную в систему отношений общества. Вне этих отношений че­ловеческая деятельность вообще не существует».

В основе продуктивного взаимодействия лежит последовательность вы­полняемых результативных (продуктивных) актов, богатство которых и обеспечивает индивидуальное развитие личности, являющееся важнейшей целью управления персоналом любой организации.

Продуктивное взаимодействие содержательно включает такой компонент как продуктивный стиль взаимодействия, который B.C. Мухиной и В.А. Горяниной определяется как «плодотворный способ контакта партнеров, способствующий установлению и продлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов и достижению эффективных результатов совместной деятельности».

С нашей точки зрения, продуктивное взаимодействие - этo процесс, спо­собствующий развитию роли личности в сообществе людей. Этот процесс реа­лизуется на основе группового образовательного опыта, в виде построения маршрута действий, ориентированного на достижение продукта профессио­нальной деятельности в ситуациях реальной жизни.

Выделим ключевые аспекты для определения сущности продуктивного взаимодействия.

1. Понимание продуктивного взаимодействия как системы позволяет оп­ределить ее сущностные характеристики. Продуктивность становится не столько характеристикой конкретных отдельных  этапов работы с персоналом организации, сколько признаком эффективности целостного образовательною процесса. С этой точки зрения не так важно оценить, например, является ли продуктивным семинар, деловая игра, деятельность творческой группы или другой вид образовательной деятельности, а гораздо важнее  проследить реали­зацию принципов продуктивного взаимодействия в деятельности любой орга­низации как социальной системы.

2. Обеспечение продуктивного взаимодействия рассматривается как одна из главных целей развития воспитательно-образовательной системы.

3. Продуктивное взаимодействие выступает в качестве необходимого ус­ловия социального и профессионального развития личности: личностного и индивидуального развития, формирования межличностных навыков и са­моопределения.

4. Эффективность продуктивного взаимодействия определяется: ростом числа членов организации, участвующих в формировании, реализации и оцен­ке своего образовательного маршрута и кооперации с другими участниками; открытостью системы, использующей новые информационные технологии, ха­рактеризующейся связями «организация - другая организация», «организация – социум», «член организации - реальная жизнь»; успешным вхождением субъек­тов opганизации в социум с учетом склонностей и особенностей их развития, а также межличностных навыков.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.