Разграничение социальных воздействий — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Разграничение социальных воздействий

2019-09-04 155
Разграничение социальных воздействий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Характер отношений Форма проявления отношений
Эмоционально положитель­ные отношения 1. Солидарность 2. Ослабление напряжения 3. Одобрение
Деловые, относящиеся к опре­деленной задаче управления 4. Предложение 5. Мнение 6. Информация 7. Просьба об информации 8. Просьба о мнении 9. Просьба об обращении
Эмоциональные негативные отношения 10. Отклонение 11. Напряженность 12. Антагонизм

 

Общение представляет собой системное образование и может быть рассмотрено с этой позиции как взаимодействие равноправных субъектов. Важно подчеркнуть, что для общения как взаимодействия социальных субъектов с позиции диалогической методологии характерны следующие осо­бенности: равенство психологических позиций социальных субъектов незави­симо от социального статуса; равенство в признании активной коммуникативной роли друг друга; равенство в психологической взаимоподдержке друг друга.

В исследованиях Е.М. Андреевой, В.П. Мясищева, Л.A. Петровской, Н.Н. Тренева, Е.В. Руденского и др., описывается несколько моделей общения, ха­рактеризующих взаимодействие людей. Базовая модель общения рассматривается ими как некая система, в которой выделены три под­системы: в первой личность как субъект общения рассматривается в коммуни­кативной роли воздействующего; во второй - в коммуникативной роли воспри­нимающего; в третьей подсистеме роль личности представлена как коммуникативно-организационная (цели, содержание, процессы и формы общения).

Имея базовую модель общения, возможно составить типологию ее моди­фикаций. Дли этого необходимо выделить критерий этой типологии. Таким критерием может стать психоэмоциональный статус личности как субъ­екта общения.

Е.В. Судейский указывает на зависимость психоэмоционального статуса личности от уровня самооценки. Он отмечает, что «самооценка - это наличие критиче­ской позиции человека по отношениию к тому, чем он обладает с точки зрения оп­ределенной системы общения. Самооценка детерминирует личностный комфорт или дискомфорт в общении и служит источником целей в общении».

По мнению Е.В. Руденского, на основе названных критериев можно вы­делить три группы моделей общения: комфортно-психологическое общение, дискомфортно-психологическое общение, гармоническое общение.

К первой группе моделей комфортно-психологического общения он относит:

- познавательную модель общения (процесс передачи информации, зна­чимой для другого субъекта общения);

- экспрессивную модель общения (про­цесс передачи чувств, оценки, состояния друг другу);

- суггестивную модель об­щения (процесс оказания внушения, внушающего воздействия);

- убеждающую модель общения (взаимовлияние субъектов друг на друга через систему логических доказательств);

- ритуальную модель общения (формирова­ние системы психологической поддержки норм отношений).

К группе моделей дискомфортно-психологического общения относятся:

- модель заискивающего общения;

- модель обвиняющего общения;

- модель рас­четливого общения;

- модель отстраненного общения.

Обе группы моделей отличаются от базовой тем, что у них (в отличие от базовой) другие цели общения, и пси­хотехнологии организации коммуникативных процессов в них различны. Первая группа моделей общения позволяет использовать общение как самореализацию, что определяет цели общения, имеющие активное начало (оказать, передать, поддержать, укрепить и т.д.). Вторая группа характеризуется переживанием ожидания опасности, а це­ли общения соответствуют названию моделей данной группы.

Третья группа моделей общения (переходная между первой и второй) - группа моделей гармонического общения, основой которых является состояние внутреннего равновесия, базирующееся на адекватных оценкам и самооценкам реалиях. Это модель общения демонстрирует психологическую готовность лич­ности к самореализации в моделях общения. Профессиональная самореализация педагога возможна и в моделях, отнесенных к первой группе.

Значительный вклад в теорию взаимодействия субъектов образовательной системы внесли З.И. Васильева, В.В. Давыдов, Т.Е. Конникова, Л.И. Нови­кова, В.В. Рубцов и др.

С позиций нашего исследования особое значение имеют разработанные В.В. Давыдовым и В.В. Рубцовым технологии реализации идеи Л.С. Выготско­го о трансформации интерпсихологического (межсубъектного) общения в интрапсихологическое новообразование. В основе этой технологии - феномены совместной деятельности. Совместная деятельность, по мнению В.В. Рубцова, «включает распределение... действий и операций, обмен действиями, а также взаимопонимание, коммуникацию, планирование и рефлексию».

Когда взаимоотношения субъекта с объектом опо­средуются феноменом «совместности», стимулируется рефлексирующее внима­ние обучаемых на само действие, его строение, а не только на результат, кото­рый нужно получить любой ценой. В.В. Давыдов отмечает: «если мы наме­рены формировать личность, то сама учебная деятельность строится так, чтобы любое отношение к любому объекту оформляется через отноше­ние к другому человеку... В центре педагогического процесса оказывается не отношение к объекту, а отношение людей друг к другу по поводу объекта их деятельности».

Рассмотрение различных моделей общения «человек-человек» позволяет нам сделать некоторые обобщения применительно к цели нашего исследования, где как особый аспект взаимодействия мы выделяем деловое общение.

При организации взаимодействия людей как социальных субъектов важ­но учитывать наличие следующих особенностей:

- независимость позиций в общении от социального статуса;

- активность коммуникативной роли друг друга;

- взаимоподдержка друг друга;

- а также включение в общение вербальных и невербаль­ных каналов передачи информации.

При этом важно учитывать, что общение - двусторонний процесс, при котором восприятие чужих идей занимает в полтора раза больше времени, чем изложение своих.

По мнению H.Н. Тренева, деловое общение включает в себя фазы форми­рования идеи и облечения ее в слова, передачи и восприятия сообщения, обрат­ной связи. На каждой стадии возможны ошибки, приводящие к потере взаимо­понимания.

Значимой для нашего исследования является современ­ная теория личностных конструктов Джорджа Келли. В данной теории человек рассматривается как ученый-исследователь, а «личностные конструкты» пони­маются как модели интерпретации действительности, с помощью которых че­ловек судит о своем окружении и о жизненных ситуациях. Д. Келли пришел к выводу, что все личностные конструкты биполярны и дихотомичны, т.е. они имеют полюс сходства (эмерджментный полюс) и полюс контраста (имплицит­ный полюс).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Большой интерес для делового общения имеет предложенная Д. Келли модель действий человека перед лицом новой или неопределенной ситуации, обозначенная как цикл О-В-И (ориентировка - выбор - исполнение). Сущность его состоит в последовательном обдумывании нескольких возможных конст­руктов и выборе того из них, который окажется лучшим для интерпретации си­туации.

Важно не только определить концептуальные основы взаимодействия «субъект-субъект», но и взаимодействия человека и организации. Под организацией мы понимаем любое объединение людей, реали­зующее конкретную программу на основе совместно принятых определенных правил и процедур.

Проблема взаимодействия человека и организации исследовалась многи­ми учеными (Т.П. Афанасьевой, Т.И. Буденко, О.С. Виханским, И.А. Елисее­вой, Ю.А. Конаржевским, И.Д. Ладановым, B.C. Лазаревым и др.). Они отмечают, что основой любой организации, ее богатством являются люди, которые, вступая во взаимодействие с ней, интересуются различными аспектами, касающимися того, чем они долж­ны жертвовать для интересов организации, что делать в ней, с кем и сколько времени взаимодействовать, что будет давать им организация и т.д.

Взаимодейст­вие человека и организации не сводится только к ролевому взаимодействию. Оно гораздо шире, так как человек выполняет работу в окружении людей, во взаимодействии с ними. Он не только исполнитель роли в организации, но и член группы, в рамках которой он действует. При этом группа оказывает огромное влияние на поведение человека. А поведение человека, его действия вносят оп­ределенный вклад в жизнь группы.

Существуют два типа групп: формальные и неформальные. Оба типа имеют значение для организации и оказы­вают большое влияние на ее членов. Для нас важна формальная группа, которая выделяется как структурное подразделение в организации. Она имеет формально назначенного руководителя, формально определенную струк­туру ролей, должностей и позиций внутри групп, а также закрепленные за ними функции и задачи.

В данной модели организационное окружение включает те элементы ор­ганизационной среды, которые взаимодействуют с человеком. Стимулирующие воздействия охватывают весь спектр возможных стимулов, которые могут включать в себя речевые, письменные сигналы, действия других людей, свето­вые сигналы и т.п. В модели человек предстает как биологическое и социальное существо с определенными физиологическими и другого рода потребностями, опытом, знанием, навыками, моралью, ценностями и т.п.

Реакция на стимулирующие воздействия охватывает восприятие этих воздействий человеком, их оценку и осознанное или неосознанное принятие решения об ответных действиях. Действия и поведение включают в себя мыш­ление, телодвижения, речь, мимику, возгласы, жесты и т.п.

Результат работы состоит из двух частей. Первая - это то, чего человек добился для себя, реагируя на стимулы, какие собственные проблемы, вызван­ные стимулирующими воздействиями, он решил. Вторая - что он сделал для организационного окружения, для организации, в ответ на стимулирующее воздействие, которое организация применила по отношению к человеку.

Всякое взаимодействие людей определяется целью. Как бы ни было сложно устроено сообщество, в любом из них можно выделить два крайних случая: цели либо совпадают, либо противоположны. Все остальные случаи лежат между ними.


Схема 1


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.