Преимущества использования психодиагностики в консультировании. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Преимущества использования психодиагностики в консультировании.

2019-09-04 1006
Преимущества использования психодиагностики в консультировании. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Преимущества использования психодиагностики в консультировании.

- Объективность данных, их относительная независимость от личного опыта и впечатлений психолога.

- Быстрота получения информации. Психодиагностические методики создаются для того, чтобы за сравнительно краткий промежуток времени (обычно от нескольких минут до часа) сформировать целостное представление о клиенте и (или) выявить его психологические особенности, существенные для оказания психологической помощи.

- Возможность дополнительной оценки. Основная исходная информация психодиагностического исследования содержится в бланке теста или протоколе, заполненном психологом. Эта информация гораздо богаче и объективнее, чем записи психотерапевтической сессии.

- Возможность получения надежных и достоверных результатов.

Основные задачи, которые может выполнять психодиагностика в процессе психотерапии и психологической коррекции, следующие.

1. Оценка уровня выраженности психологических проблем и нарушений. Эта задача наиболее актуальная в следующих ситуациях.

а) Определение необходимости психологической помощи. Когда необходимо сравнительно быстро решить вопрос о тех, кто больше других нуждается в помощи из группы людей (безработные, соматически больные, при массовых психодиагностических обследованиях в школе, в организации, лица, пережившие природное бедствие и др.).

б) Определение формы помощи, например, краткосрочная или длительная, индивидуальная или групповая работа, помощь психолога или врача, в зависимости от характера и выраженности нарушений.

в) Оценка эффективности психологической помощи. Для решения данной задачи сопоставляются результаты выполнения клиентом тестов и методик в начале и в конце работы с ним. Положительная динамика сравниваемых показателей свидетельствует об эффективности проведенной работы.

2. Получение содержательной информации. При решении данной задачи особенно велико как разнообразие используемых методов (практически любые методы из "арсенала" психодиагностики, тестовые и экспертные), так и разнообразие информации, которая может быть получена.

С помощью психодиагностики могут быть выявлены:

- Проблемы, имеющиеся у клиента, например, неудовлетворенность работой или озабоченность здоровьем.

- Возможные причины выявленных проблем.

- Конфликты и противоречия.

- "Уязвимые места", т.е. такие индивидуальные особенности клиента, которые могут способствовать возникновению проблем и трудностей (даже если в настоящее время эти проблемы не выражены).

- Ресурсы клиента, на которые можно опереться в работе с ним.

Основной функцией психодиагностики становится выдвижение гипотез для клинициста, гипотез, которые как правило проверяются с помощью других (не связанных с психодиагностикой) данных и методов.

3. Психодиагностика как средство организации терапевтической коммуникации.

Укажем некоторые из таких задач.

а) Структурирование начального контакта. Данная функция психодиагностики значима, если клиент с трудом идет на контакт или не склонен говорить о своих проблемах. В подобной ситуации выполнение психодиагностической методики может стать способом структурировать процесс взаимодействия с клиентом. Экспертные методики, предполагающие такое взаимодействие, в подобной ситуации уместнее тестовых.

б) Повышение доверия. Данную задачу удается выполнить, если при обсуждении результатов психодиагностического обследования клиент слышит то, что он расценивает как верное, интересное, важное для него и вместе с тем, неочевидное, такое, о чем, по представлению клиента, нельзя догадаться на основе предшествующего взаимодействия.

в) Углубление представления клиента о себе.

г) Создание и укрепление мотивации для психологической помощи. Уяснение и обсуждение проблем, выявленных с помощью психодиагностики, позволяет клиенту вместе с психологом определить цели и задачи совместной работы.

 

Особенности работы консультанта с детьми различных возрастов

Функции психолога в консультативной работе с детьми

Специфика диагностики и консультирования подростков.

Понятие подросткового возраста

Шизоидный тип

Шизоидный тип распределения энергии не следует путать с шизофренией, т.к. шизофрения - это психическая болезнь, а не тип. Хотя для шизоидного типа вероятность шизофрении выше, чем для представителя другого типа. Шизоидный тип - это такое распределение энергии, при котором ее основная часть сосредоточена в голове. У такого человека вся мыслительная активность высока, а активность его тела достаточно низка, у него практически полностью отсутствует пластика. Это человек, который мыслит схемами.

Истероидный тип

Это тип, при котором распределение энергии на периферии больше, чем в центре. Если смотреть на уровне физического тела, то можно заметить, что у человека движение конечностей никогда не начинается от центра. У представителя истероидного, или демонстративного типа, как его еще называют, эмоций, которые выражаются наружу, намного больше, чем есть на самом деле, точно также, как состояний, мыслей и т.д. Характерным признаком демонстративности является эмоциональная неискренность. Замечено, что представители истероидного типа чаще всего склонны к суицидам, однако процент удачных суицидов меньше всего. Человек вешается для того, чтобы его успели снять, выбрасывается из окна, чтобы его успели вовремя поймать.

Ригидный тип

Распределение энергии у этого типа - это состояние обратно истероидному. Вся энергия стянута внутрь, уплотнена, отгорожена от наружных слоев. Человеку очень трудно принять какие-то раскрытые позы. Такому человеку трудно даются бурные эмоциональные переживания. Они могут быть бурными, но все это происходит внутри. Внешних, ярких проявлений не будет до тех пор, пока у него не произойдет нервный срыв, т.е. разрушение в энергетической системе..

"Разваленный" тип

Разваленный тип распределения энергии присущ человеку, у которого энергия представляет собой как бы два или более сшитых между собой куска, причем сшитых не очень удачно. Энергия распределена равномерно, за исключением какого-то сегмента, плоскости сшивки. Определить разваленный тип визуально очень легко: идет человек по улице - ноги идут быстро, а руки качаются совершенно не в такт.

Оральный тип

У людей этого типа энергия есть везде, но она равномерна рыхла. Это тип человека, не склонного к борьбе за существование. Этот тип вечно просящего, вечно ожидающего человека. У такого человека мало внутренней плотности энергии, тело его выглядит как рыхлое, везде равномерный налет рыхлого жира, легкая рыхлость в движениях, постоянно просящие глаза.

3) слабые сигналы - это особенности внешнего вида, жесты, мимика, поведение, привычки - все, что мы можем воспринимать, общаясь с человеком. Эти сигналы, если уметь их замечать, позволяют делать уверенные выводы о том, что из себя представляет человек и чего от него в связи с этим можно ожидать.

Цвет одежды

Синий - умиротворенность, внутренняя гармония и благополучие.

Зеленый - стремление доминировать, доказать свою значимость.

Красный - энергичность, активность.

Желтый - надежда на перемены к лучшему.

Фиолетовый - стремление быть в центре внимания.

Коричневый - неблагополучие, подавленность.

Черный - негативизм, агрессивность.

Белый - открытость новым впечатлениям, внутренняя чистота.

Серый - закрытость, попытка произвести впечатление зрелости.

Руки и пальцы

Люди с симметричными руками имеют более высокий половой потенциал. Определить, каким потенциалом для продолжения рода обладает мужчина или женщина можно очень просто: достаточно сравнить размеры правой и левой рук. Как показали исследования, представители обоего пола с абсолютно симметричными руками имеют более высокий половой потенциал, чем те, у кого руки ассимметричны.

Чем длиннее безымянный палец - тем лучше играешь в футбол и делаешь детей. Если пальцы длинные, тонкие - их обладателю свойственна чувствительность, он предпочитает тонкую работу. Короткие и толстые - принадлежат, скорее всего, упорному, стойкому человеку; сила и расчет берут в нем верх над чувствительностью.

Манера аплодировать

· если левая рука сверху - поступки диктует интуиция, правая - предпочтение отдается логике;

· громко хлопает в ладоши - открыт и непосредствен; если что-то нравится, то недвусмысленно дает об этом знать, если нет - наделает много шуму;

· аплодируя, хлопает пальцами по ладони - робкий, неуверенный человек; приходит в замешательство, встретив другое мнение; стесняется собственного молчания.

Жесты

Жесты, в отличие от почерка и черт лица, гораздо легче подделать, т.е. изобразить то, что нужно на данный момент. Но... природа человеческая лукава: вдруг позабудешь заученный урок и непроизвольно дашь волю физиологически и психологически более адекватному мышечному движению. Жесты, поза, мимика - древнейшая система коммуникации человеческого сообщества, и ее программные блоки чрезвычайно прочно закреплены в нашем подсознании. Следует учитывать культурные традиции, поскольку каждый народ и нация имеют свои особенности в передаче информации и душевного состояния посредством жестикуляции. Однако слой социальной культуры всегда несоизмеримо более тонок, по сравнению с мощным пластом древнейших сигнальных рефлексов общения. Вот эти "коммуникативные архетипы" зачастую и прорываются непроизвольным движением в наших вполне современных и окультуренных жестах.

Цвет глаз и характер

Темные - Мужчины: упорны, выносливы, при трудностях становятся вспыльчивы и раздражительны, импульсивны, темпераментные. Если руководят, то обижают подчиненных, решения принимают быстро и правильно, не выносят рутины. Женщины: решительны и непреклонны, характер сильный, волевой, всегда стремится настоять на своем и будет находиться рядом с мужчиной пока это ее устраивает.

Серые - Мужчины: упорны и решительны, беспомощны перед рутиной, не требующей ума. Женщины: неспокойны, непостоянны, неуравновешенны, подвержены частой смене настроений.

Светло-коричневые - замкнуты, индивидуальны, легко справляются с рутиной, не любят приказов, лучше работают самостоятельно.

Голубые - выносливы, сентиментальны, житейское однообразие их угнетает, люди настроения.

Зеленые - Мужчины: счастливы, стабильны, богатое воображение, знают свои возможности, сосредоточены, терпеливы, строги, но справедливы, с устойчивой психикой, умеют слушать и руководить. Женщины: замкнутость, необщительность, самодостаточная личность.

Серо-голубоглазые - молчаливы и холодны, соблюдают дистанцию и знают себе цену.

Оттенки цветов свидетельствуют о неординарности личности.

Уши

Если уши среднего размера и четко очерчены, то перед Вами человек с устоявшимися привычками. Практичный и точно знающий, как организовать свою жизнь так, чтобы остальные ему не сильно мешали. Он умеет найти устойчивое равновесие между семьей, карьерой и всем остальным.

Высоко расположенные уши говорят о том, что человек умен и стремится к лидерству. Если вы попробуете его подавлять - это закончится для Вас плохо.

Маленькие уши указывают на замкнутость, застенчивость и нежелание допускать посторонних в свой внутренний мир. Эти люди романтичны и верят в глубокие чувства и серьезные отношения.

Оттопыренные уши свидетельствуют, что, несмотря на излучаемую уверенность в себе, данный человек застенчив и с удовольствием пойдёт на поводу у сильной женщины.

Походка

Мало кому известно, что походка человека может подробно рассказать не только о его характере, но и об определенных нюансах сексуального поведения и даже возможных перспективах брачных отношений с ним.

Человек, передвигающийся танцующей походкой, обычно несерьезен, забывчив, обещает многое, но слово почти никогда не держит. Цепи Гименея «танцоров» не соблазняют, а если они и вступают в брак, то уже в далеко не молодом возрасте.

Тихий, неуверенный шаг с опорой на носок принадлежит людям, которые не любят привлекать к себе внимание. Обычно они углублены в свои мысли и переживания в силу угрюмости характера и некоммуникабельности. Впрочем, это не мешает им быть достаточно сексуальными, но вот в категорию «отличный семьянин» они попадают редко.

Звучная, громкая походка с подчеркнутым стуком каблуков характеризует несдержанного и бесцеремонного человека. Обладатели «громкой» походки обычно очень легко идут на любовные контакты, часто меняют партнерш. Но, попав в руки сильной, волевой женщины, сумевшей разгадать их природу, вполне могут поддаться ее влиянию и воспитанию и в будущем способны стать неплохими мужьями и родителями.

Тяжелая шаркающая походка и недвижно висящие при ходьбе руки свидетельствуют об отсутствии воли или же о пресыщенности жизнью. Такие люди вялы, скучны в жизни и в постели.

Скорый, стремительный шаг принадлежит натурам горячим, которые думают и решают так же быстро, как и ходят. Это обычно удачливые бизнесмены, чьи дни наполнены самыми разнообразными событиями, и им везде нужно успеть. Они любят работать и любят отдыхать. Однако в интимных делах они так же горячи и нетерпеливы и больше всего заботятся о своих радостях, нежели о желаниях партнерши. При этом заботливые семьянины и любящие отцы.

Медленный или «журавлиный» шаг характеризует людей равнодушных, недовольных всем и вся. Нередко они брюзжат по поводу повышения платы за отопление даже в минуты любовных утех. Семейная жизнь с подобными «журавлями» тяжела, безрадостна и бесперспективна.

Размеренный, степенный шаг говорит о том, что перед вами спокойным, уравновешенный человек, не подверженный никаким чудачествам или легкомыслию. Его рациональность и консервативность, конечно, могут показаться порой невыносимыми, зато в семейных отношениях он верный и очень надежный человек.

Если мужчина при ходьбе сильно размахивает руками, то это свидетельствует о живости и непосредственности его характера, старательности и целеустремленности, искренности чувств, в том числе и любовных. Если же при этом он еще ставит ноги легко и пружинисто, то считайте, что вы нашли свой идеал - прекрасного любовника, заботливого мужа, любящего отца ваших детей.

Одежда

Безусловно, современный человек одевается по моде. Но индивидуальные предпочтения все же нет-нет, да и вырываются наружу. Когда человек одевает то, что ему больше всего подходит, он будто возвращается после тяжелого рабочего дня домой. Еще момент: подметьте то настроение человека, с которым он облачается в одеждувыходного дня без приема гостей. В своем личном быту человек полновластный хозяин. Его психологический портрет мы по возможности и должны "снять".

Итак, вельвет предпочитают люди комфорта, благоустройства и обеспеченности. Вы всегда их сможете купить, предложив достойную цену. Те, кто страстно любят облачаться в велюр или замшу, имеют втайне припасенный "прикуп", а еще - до поры времени не разглашаемые полезные связи. Любители " чисто " кожаной одежды хотят не только чувствовать себя защищенными, но и иметь карт-бланш для нанесения атакующего удара. Бархат - однозначно заявляемый имидж преуспевания, достоинства и снобизма. Те, кто страстно любят фланель, почти открыто заявляют о желании получать ласку, внимание и заботу о своей особе. Шерстяной свитер добавляет нашим цивилизованным натурам некую толику чувственной непосредственности и генетической силы. Шелковая ткань - символ праздника, торжества и веселья одновременно. Коттон, или плотный хлопок - это жесткие бойцы, но только на избранном направлении. Во всех остальных случаях они руководствуются предельно здоровым рационализмом без излишних сантиментов. Лён - это практичность и адаптивность.

Стиль самой одежды, а не только ее материал может многое поведать психодиагносту.

Питомцы

Котов любят натуры независимые и не терпящие вторжения в их личную жизнь. И еще они высоко ценят комфорт и всяческие бытовые удобства, не страдая при этом "вещизмом".

А вот собаку всегда заведет тот, кто не только плохо переносит одиночество, но и стремится сделать карьеру. Прежде всего в сфере управления, поскольку пес - идеальный "полигон" для наработки командных навыков.

Ну, а кто же любит разводить рыбок - в аквариуме либо в собственном пруду, как правило, натуры ранимые и потому стремящиеся "построить" вокруг себя порядок и гармонию.

Те, кто содержат в своем доме крыс, мышей, хомячков, ручную ондатру или нутрию - прежде всего натуры очень деятельные, работящие, до крайности любопытные и, как ни удивительно, не агрессивные, к тому же любящие уют и чистоту.

Паук - символ одиночества, предельного терпения, трудолюбия и упрямства. Следует учесть, что эти люди скорее изображают страх, нежели его испытывают на самом деле. Пожалуй, они из разряда охотников-одиночек.

Интересен психоанализ тех, кто любит заводить черепах. У таких людей мощно развито подсознание, они способны тонко и целостно чувствовать и передавать взаимосвязь времен, явлений и процессов.

Те, кто удосужится завести себе свинку - точно принимает жизнь во всех ее проявлениях.

4) СКРЫТАЯ ВИЗУАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ

Графологический метод психодиагностики личности - По характерным признакам изменения почерка в той или иной ситуации можно с уверенностью определить отношение индивида к ситуации. Графология также позволяет очень надежно оценить интеллектуальный и креативный потенциал работника, и, что крайне важно - его ментальные личностные установки. Абсолютно точно выявляются комплексы, фрустрации, неврозы.

Психология цвета

Представляется расширенный и адаптированный к современным требованиям психоанализ цвета и цветовых оттенков (пантонов). Изначальной теоретической базой послужила методология психоанализа цвета по Максу Люшеру, второй акцент сделан на аспектах психовизуального воздействия цветовых образов в современной бизнес продукции, пи-ар технологиях, разработки товарных брендов и торговых марок.

Психоанализ болезней

Психоанализ симптоматики заболеваний - достоверный метод получения вытесненной из сознания информации о глубинных комплексах и напряжениях личности. Подобная информация может самым серьезным образом скорректировать представления о данном человеке и его перспективных возможностях. Психоанализ болезненных симптомов позволяет также индивидуально подобрать коммуникационный «мостик» и по существу, войти в доверие к данному лицу («у кого что болит, тот о том и говорит»). Знание симптоматики и причин к ним приведшие - тщательно скрываемая индивидом его «ахиллесова» пята. Можно как нанести удар, так и весьма эффективно помочь заболевшему. Немедикаментозное лечение в последнее время завоевывает все большую популярность.

 

Проективная техника

Проективная техника — это группа ме­тодик, предназначенных для диагностики личности, для которых характерен в боль­шей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление от­дельных ее черт. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, ко­торые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, разви­вать и т. д.

Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сю­жетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать тол­кование неопределенных очертаний и т. п. В этой группе методик от­веты на задания также не могут быть правильными или неправильны­ми; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется осо­бенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление.

Эти методики носят в основном индивидуальный характер и в боль­шей своей части это предметные или бланковые методики.

Принято различать следующие группы проективных методик:

· методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла;

· методики конструирования: создание из деталей осмысленного целого;

· методики интерпретации: истолкование какого-либо события, си­туации;

· методики дополнения: завершение предложения, рассказа, ис­тории;

· методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в осо­бо организованных условиях;

· методики изучения экспрессии: рисование на свободную или за­данную тему;

· методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.

Различают следующие группы проективных методик:

· Методики структурирования: тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции.

· Методики конструирования: MAPS, тест мира и его разнообразные модификации.

· Методики интерпретации: ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди.

· Методики дополнения: неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга.

· Методики катарзиса: психодрама, проективная игра.

· Методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого общения, миокинетическая методика Мира - и - Лопеца.

· Методики изучения продуктов творчества: тест рисования фигуры человека (варианты Гуденау и Маховер), тест рисования дерева К. Коха, тест рисования дома, рисунок пальцем и т. д.


Все перечисленные методики, по Френку, объединяет способность отражать как на экране наиболее существенные аспекты личности в их взаимозависимости и целостности функционирования. Эти методики характеризует также общность формального построения и сходство в стратегии проективного эксперимента: поведении психолога-исследователя, подборе стимульного материала, постановке диагностических задач.


Принято говорить о следующих отличительных признаках проективных методик:


1) так называемая неопределенность стимульного материала или инструкции к заданию, благодаря чему испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения;


2) деятельность испытуемого протекает в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны экспериментатора. Этот момент, а также то, что испытуемый обычно не знает, что в его ответах диагностически значимо, приводят к максимальной проек­ции личности, не ограничиваемой социаль­ными нормамии оценками;


3) проективные методики измеряют не ту или иную психическую функцию, а свое­го рода модус личности в ее взаимоотно­шениях с социальным окружением

 

Вопрос

Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям: 1) в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний -- личностные и ситуативные; 2) в зависимости от степени глубины -- состояния (более или менее) глубокие, либо поверхностные; 3) в зависимости от времени протекания -- кратковременные, затяжные, длительные и т. д.; 4) в зависимости от влияния на личность -- положительные и отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельность, и астенические; 5) в зависимости от степени осознанности -- состояния более или менее осознанные;6) в зависимости от причин, их вызывающих; 8) в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.

 

Можно выделить типичные положительные и отрицательные психические состояния, свойственные большинству людей как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе и т. д.), так и в профессиональной деятельности, связанной с экстремальными (крайними, необычными) условиями. По тому, какие психические процессы преобладают, состояния делятся на гностические, эмоциональные и волевые.

 

К гностическим психическим состояниям обычно относят любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, сосредоточенность и т. д.

 

Эмоциональные психические состояния: радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, удовлетворенность и неудовлетворенность, бодрость, тоска, обреченность, угнетенность, подавленность, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть, аффект и т. д.

 

Волевые психические состояния: активность, пассивность, решительность и нерешительность, уверенность и неуверенность, сдержанность и несдержанность, рассеянность, спокойствие и т. д.

 

Схожа с предыдущей, но имеет некоторые отличия классификация состояний на основе системного подхода. Согласно этой классификации психические состояния разделяются на волевые (разрешение - напряжение), аффективные (удовольствие - неудовольствие) и состояния сознания (сон - активация). Волевые состояния делятся на праксические и мотивационные; а аффективные - на гуманитарные и эмоциональные.

Диагностика психических состояний может проводиться с помощью огромного количества различных методик. Самым распространенным из таких методов является опросник, который отображает психическое состояние человека после того, как сам человек делает оценку своему внутреннему миру путем ответов на ряд психологических вопросов.

 

В отечественной психологии самым популярным путем вычисления психического состояния является метод САН, который расшифровывается, как самочувствие, активность и настроение. Метод состоит из 30 высказываний, относительно поведения и построен по принципу Ликерта. Т.Немчин разработал не менее эффективный опросник, который тоже содержит 30 высказываний. Ч.Спилберг изобрел популярную на сегодня методику, которую адаптировал Ю.Ханин, как диагностику личной и реактивной тревоги.

 

Психолог А.Прохоров разработал два опросника психических состояний для "школьника" и для "учителя". Метод заключается в том, что испытуемый отмечает степень таких состояний, как гнев, ненависть, чуткость, азарт и т. д. (всего их примерно 78). Профессор В. Чирков предложил аж 3 вида опросников: ФПС-1Л, ФПС-Т и ФПС-2Л. Первый проводится по шкале Ликерта и по четырем параметрам: "настроение", "бодрость","мотивация" и "успешность"). Остальные два тоже по шкале Ликерта (Трэстоуна), по пяти параметрам (кроме предыдущих четырех, здесь еще "отношение к работе").

 

Диагностика психических состояний может проводиться и относительно к профессиям. Например, существует сборник, составленный из ряда опросников для вычисления уровня тревоги спортсменов. Такие методы называются прикладными. Существуют и методы, которые не относятся к опросникам. Из таких можно выделить диагностирование по особенностям произношения, вычисление эмоционального состояния через цветовые и форменные предпочтения, наблюдение за мимикой лица и т.п., то есть - визуальное определение.

 

Существует еще и такой метод, как "Рефлексия", создателем которой является В.Семикина. Методика также относится к опросникам, которая оценивает уровень чувства комфорта, напряженности и утомления.

 

А.Юрьев классифицировал психологические состояния по деятельности, состоянию комфорта, уровню утомления, напряженности, монотонии и т.д..Он, также разработал метод распознавания психологического состояния в будущем, судя по трудовой деятельности. Метод диагностики выбирают в зависимости от типа возникшей проблемы, а также от возраста, рода и социального положения больного.

 

19)

20)

22)

23)

Психологические синдромы, их диагностика. Рекомендации.

Психологический синдром [греч. syndromē — стечение] — устойчивый индивидуальный вариант психического развития ребенка (как правило, неблагоприятный), представленный совокупностью взаимосвязанных психологических проявлений (симптомов).

Рис. 1. Схема развития психологического синдрома

Источники синдрома - это те факторы, которые существенны для его возникновения. Они могут иметь самую разнообразную природу - генетическую, социальную и т.п. В процессе развития синдрома они не претерпевают каких-либо закономерных изменений. Факторы, включенные в ядро психологического синдрома, закономерно видоизменяются в ходе его развития. Специфика того или иного психологического синдрома определяется взаимодействием трех основных блоков:
- Психологический профиль ребенка - это совокупность как его личностных характеристик, так и показателей, относящихся к познавательным процессам. Для разных синдромов основное значение могут иметь разные особенности психологического профиля.
- Особенности деятельности ребенка зависят от его психологического профиля. Они могут относиться к интенсивности и эффективности деятельности, ее успешности, степени ее соответствия социальным нормам и т.п.
- Под реакцией социального окружения понимается ответ социальной среды (родителей, учителей, сверстников) на особенности деятельности ребенка. Эта реакция может состоять в поощрении одних форм поведения и наказании за другие, в общей оценке ребенка, в интенсивности общения с ним и т.п.

Между описанными блоками существует кольцевая взаимосвязь: картина поведения ребенка связана (хотя и неоднозначно) с его психологическим профилем; она определяет (хотя, опять же, неоднозначно) реакцию окружающих; в свою очередь, эта реакция обусловливает те или иные изменения психологических особенностей. Влияние социальных отношений на психологический профиль ребенка обеспечивает обратную связь. Психологический синдром формируется в том случае, когда обратная связь положительна, т.е. реакция окружения поддерживает те самые особенности, которые ее вызвали. Коррекционный подход основан на разрушении положительной обратной связи и замене ее на отрицательную, которая нормализует систему отношений ребенка с его социальным окружением.

Заключение

Синдромный подход в психологии, как и в медицине, основан не на какой-либо универсальной формальной классификации, а на конкретных наблюдениях. Вследствие этого выявляемые психологические синдромы отличаются один от другого по многим параметрам, систематизация которых представляет собой отдельную задачу. В частности, одно из существенных различий связано с характером прогноза. С этой точки зрения могут быть выделены синдромы с относительно благоприятным прогнозом, невротизирующие и психопатизирующие синдромы.

К синдромам с относительно благоприятным прогнозом относятся уход от деятельности, психологическая инкапсуляция, позитивное самопредъявление, гиперсоциальность. Разумеется, и эти психологические синдромы при их сильной выраженности и отсутствии коррекционных мер могут приводить к неврозу или психопатоподобным проявлениям. Однако в большинстве случаев дело ограничивается некоторыми психологическими проблемами, не достигающими степени заболевания и не требующими медицинского вмешательства. С медицинской стороны синдромы семейной и групповой изоляции также имеют благоприятный прогноз. Однако их социальный прогноз принципиально зависит от социальных ориентаций семьи (при семейной изоляции) или группы сверстников (при групповой изоляции), к которой принадлежит ребенок.

Ярко выраженный невротизирующий характер имеют хроническая неуспешность и тотальный регресс. Последний синдром, как правило, развивается на фоне уже имеющегося невроза. При обоих этих синдромах чисто медицинское вмешательство не может быть достаточно эффективным. Оно обязательно должно быть дополнено психокоррекционными воздействиями, направленными на нормализацию системы отношений ребенка с окружающими.

Психопатизирующее воздействие оказывают социальная дезориентация и отверженность. Последняя часто развивается на фоне уже сложившихся психопатоподобных нарушений. Психопатоподобное поведение могут порождать также синдромы негативного самопредъявления и демонстративного нигилизма. Как и в случае невротизирующих синдромов, для преодоления негативных психологических последствий психопатизирующих синдромов необходима перестройка системы отношений ребенка с его социальным окружением.

Описанные выше психологические синдромы образуют естественные пары: вариант, характерный для старшего дошкольного - младшего школьного возраста, и подростково-юношеский вариант. Для разных синдромов соотношения внутри такой пары различны. В некоторых случаях подростковый вариант является прямым продолжением ранее сложившегося синдрома. Таковы пары негативное самопредъявление - демонстративный нигилизм, позитивное самопредъявление - гиперсоциальность, уход от деятельности - психологическая инкапсуляция. В других случаях это соотношение не столь однозначно. В парах хроническая неуспешность - тотальный регресс, социальная дезориентация - отверженность, семейная изоляция - групповая изоляция подростковый синдром является не прямым продолжением предшествующего варианта развития, а типичным (но не обязательным) "осложнением" предшествовавшего синдрома.

Во всех описанных случаях смена синдромов не является автоматическим следствием повзросления ребенка. Иногда синдром, типичный, вообще говоря, для дошкольного или младшего школьного возраста, может сохраняться на протяжении подросткового и юношеского возрастов (или даже впервые возникнуть в одном из этих возрастных периодов). Иногда, напротив, "подростковый" синдром может сложиться уже в младшем школьном возрасте.

Вместе с тем, анализ приведенных описаний психологических синдромов показывает, что имеется общее типологическое различие между синдромами младшего школьного и подросткового возрастов. Психологические синдромы младшего школьного возраста определяют специфику процесса учения и вхождения ребенка в школу как социальный институт. Психологические особенности, характерные для того или иного синдрома, воплощаются в особенностях позиции ребенка.

Психологические синдромы подросткового возраста представляют собой различные формы построения системы социальных отношений ребенка с другими людьми. Психологическая представленность разных синдромов определяется различиями в самосознании подростков. Вследствие этого, психологические синдромы в подростковом возрасте значительно более интегративны, чем в младшем школьном, и охватывают личность в целом, во всем многообразии ее социальных связей и представлений о себе.

Подростковые и юношеские синдромы не обязательно складываются на основе имевшихся ранее соответствующих синдромов младшего школьного возраста. Они могут (хотя это и не типично) возникнуть и на основе каких-либо других синдромов или же вообще появиться без предшествующего развития какого-либо психологического синдрома.

Межличностных отношений.

Сфера межличностных отношений охватывает практически весь диапазон существования человека. Можно утверждать, что человек, даже будучи в совершенном одиночестве, продолжает опираться в своих действиях и мыслях на свои представления об оценках, значимых для других. Не случайно были созданы и до сих пор показывают


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.132 с.