Применение в психологическом консультировании методик шкалирования. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Применение в психологическом консультировании методик шкалирования.

2019-09-04 255
Применение в психологическом консультировании методик шкалирования. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методики субъективного шкалирования. В отличие от методов экспертной оценки в этом случае шкальные оценки выносит сам испытуемый, а не исполнитель методики. Испытуемый оценивает внешние объекты или понятия, а выводы делаются о нем самом. Сдвиг субъективной точки отсчета при таком шкалировании — информативный признак для вывода о ценностных ориентациях самого испытуемого. Для диагностики когнитивного стиля, например, используется один из вариантов подобных методик — методика свободной сортировки Гарднера (испытуемый оценивает объекты по номинальной шкале сходства): чем больше классов предметов изобрел испытуемый в ходе свободной классификации, тем более дифференцированной считается его понятийная система.

Применяемые для диагностики системы представлений. Эти методики следует считать такими же объективными, как и тесты. Ведь в этом случае речь идет о субъективности испытуемого, а не экспериментатора-диагноста. Последний практически не влияет на результаты, и мы получаем картину субъективного мира личности, какая она есть.

Но применяемые для диагностики личности (установок поведения и мотивов), данные методики оказываются технологически близкими к проективным, и в этом случае они требуют высокой психологической квалификации- Примеры проективных методик шкалирования: Тест цветовых предпочтений (Люшер), Тест предпочтения фотопортретов (Сонди), Тест юмористических фраз (Болдырева, Шмелев).

Очень широко используются в школьной практике методики шкалирования. Наиболее простые из них привлекают школьных психологов именно простотой проведения, прозрачностью интерпретации, возможностью как бы заглянуть во внутренний мир ребенка.

В отличие от экспертных оценок, которые дают преподаватели ребенку, мы говорим в данном случае о том, что сам ребенок оценивает либо какие-то объекты внешнего мира, либо людей (преподавателей, родителей, друзей), либо события своей жизни, либо себя самого. Ему дается, как правило, бланк с определенными шкалами, полюса которых обозначены какими-то краткими или развернутыми названиями. Шкалы могут быть даны в словесной, числовой или графической форме. От формы суть не меняется: методика все равно остается методикой шкалирования. Но от формы шкал иногда существенно зависит доступность методики для ребенка в его возрасте, а также достоверность.

Однако внешняя простота наиболее простых из методик шкалирования обманчива. И дело не в том, что многие из этих методик требуют для своего эффективного применения сложной статистической обработки с использованием современных компьютерных методов. А в том, что многим пользователям низкой квалификации самим недостаточно хорошо понятно, как именно понимает эту методику ребенок, что именно оценивает и оценивает ли он вообще что-либо, то есть обладают или нет полученные данные ожидаемой валидностью.

Вся трудность в том, что методики шкалирования требуют от ребенка высокого уровня развития речи, словарного запаса, ассоциативного и нередко рефлексивного мышления (последнее особенно необходимо для методик самооценки, требуюших умения взглянуть на себя со стороны). Если уровень развития этих психических свойств не соответствует требованиям методики, то с ее помощью нельзя получить валидные и достоверные результаты.

В многочисленных экспериментах, остроумно организованных знаменитым психологом Жаном Пиаже, было показано, что в эксперименте над ребенком настолько довлеет авторитет взрослого, что ребенок часто не думает над существом поставленной перед ним задачи, а стремится как бы угадать, чего именно от него ждет и хочет получить взрослый. Так и в методиках шкалирования от ребенка — требуется не только определенная интеллектуальная зрелость (по Пиаже она достигается только к 10—12 годам), но и определенная личностная независимость (ориентировка на предмет деятельности, а не на участников событий).

Сама по себе самооценка ребенка — явление неустойчивое, ситуационное. Она еще не сложилась даже в подростковом возрасте. Нередко бывает так, что в социальном поле (зрительном окружении) хорошо знакомых людей ребенок чувствует себя уверенным, умным, сильным и т. п., а среди незнакомых теряется. Отсюда ясно, что результаты методики шкалирования в работе с детьми очень сильно зависят от того, какое впечатление произвел взрослый-экспериментатор на ребенка, какой контакт он мог с ним установить.

Поэтому, несмотря на кажущуюся внешнюю простоту, использование методик шкалирования — не дело педагога, а дело специально подготовленного школьного психолога, который специально учится проведению этой методики под руководством опытных специалистов. Именно психолог может точно определить, в каком случае методика работает нормально и ребенок действительно оценивает то, что нужно, а в каком он только имитирует шкалирование, подлаживаясь под требования взрослого.

Теперь, сделав необходимые оговорки, повышающие уровень критического и серьезного отношения к методикам шкалирования, расскажем тем не менее, что они могут дать при квалифицированном использовании.

 

 

Вопрос

Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям: 1) в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний -- личностные и ситуативные; 2) в зависимости от степени глубины -- состояния (более или менее) глубокие, либо поверхностные; 3) в зависимости от времени протекания -- кратковременные, затяжные, длительные и т. д.; 4) в зависимости от влияния на личность -- положительные и отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельность, и астенические; 5) в зависимости от степени осознанности -- состояния более или менее осознанные;6) в зависимости от причин, их вызывающих; 8) в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.

 

Можно выделить типичные положительные и отрицательные психические состояния, свойственные большинству людей как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе и т. д.), так и в профессиональной деятельности, связанной с экстремальными (крайними, необычными) условиями. По тому, какие психические процессы преобладают, состояния делятся на гностические, эмоциональные и волевые.

 

К гностическим психическим состояниям обычно относят любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, сосредоточенность и т. д.

 

Эмоциональные психические состояния: радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, удовлетворенность и неудовлетворенность, бодрость, тоска, обреченность, угнетенность, подавленность, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть, аффект и т. д.

 

Волевые психические состояния: активность, пассивность, решительность и нерешительность, уверенность и неуверенность, сдержанность и несдержанность, рассеянность, спокойствие и т. д.

 

Схожа с предыдущей, но имеет некоторые отличия классификация состояний на основе системного подхода. Согласно этой классификации психические состояния разделяются на волевые (разрешение - напряжение), аффективные (удовольствие - неудовольствие) и состояния сознания (сон - активация). Волевые состояния делятся на праксические и мотивационные; а аффективные - на гуманитарные и эмоциональные.

Диагностика психических состояний может проводиться с помощью огромного количества различных методик. Самым распространенным из таких методов является опросник, который отображает психическое состояние человека после того, как сам человек делает оценку своему внутреннему миру путем ответов на ряд психологических вопросов.

 

В отечественной психологии самым популярным путем вычисления психического состояния является метод САН, который расшифровывается, как самочувствие, активность и настроение. Метод состоит из 30 высказываний, относительно поведения и построен по принципу Ликерта. Т.Немчин разработал не менее эффективный опросник, который тоже содержит 30 высказываний. Ч.Спилберг изобрел популярную на сегодня методику, которую адаптировал Ю.Ханин, как диагностику личной и реактивной тревоги.

 

Психолог А.Прохоров разработал два опросника психических состояний для "школьника" и для "учителя". Метод заключается в том, что испытуемый отмечает степень таких состояний, как гнев, ненависть, чуткость, азарт и т. д. (всего их примерно 78). Профессор В. Чирков предложил аж 3 вида опросников: ФПС-1Л, ФПС-Т и ФПС-2Л. Первый проводится по шкале Ликерта и по четырем параметрам: "настроение", "бодрость","мотивация" и "успешность"). Остальные два тоже по шкале Ликерта (Трэстоуна), по пяти параметрам (кроме предыдущих четырех, здесь еще "отношение к работе").

 

Диагностика психических состояний может проводиться и относительно к профессиям. Например, существует сборник, составленный из ряда опросников для вычисления уровня тревоги спортсменов. Такие методы называются прикладными. Существуют и методы, которые не относятся к опросникам. Из таких можно выделить диагностирование по особенностям произношения, вычисление эмоционального состояния через цветовые и форменные предпочтения, наблюдение за мимикой лица и т.п., то есть - визуальное определение.

 

Существует еще и такой метод, как "Рефлексия", создателем которой является В.Семикина. Методика также относится к опросникам, которая оценивает уровень чувства комфорта, напряженности и утомления.

 

А.Юрьев классифицировал психологические состояния по деятельности, состоянию комфорта, уровню утомления, напряженности, монотонии и т.д..Он, также разработал метод распознавания психологического состояния в будущем, судя по трудовой деятельности. Метод диагностики выбирают в зависимости от типа возникшей проблемы, а также от возраста, рода и социального положения больного.

 

19)

20)


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.