Вопрос Диагностическая ценность рисунка. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Вопрос Диагностическая ценность рисунка.

2019-09-04 179
Вопрос Диагностическая ценность рисунка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С тех пор, как рисунок стали использовать в целях диагностики, ученые и практики далеко продвинулись в исследовании его психодиагностической ценности. Накопленный за эти годы фактический материал позволяет утверждать, что с помощью рисунка возможно изучение не только личности клиента (потребностей, чувств и отношений, конфликтов…), но и его интеллектуальных характеристик (например, интеллектуальной зрелости, способности к обучению), а также физического, физиологического состояния.

Можно выделить три категории рисунков, используемых с целью получения диагностической информации. Начинающим специалистам наиболее знакомы так называемые рисуночные тесты, или стандартизированные рисуночные методики (следует помнить о том, что термин «стандартизированный» по отношению к проективным методикам мы применяем с известной долей условности): «Рисунок человека», «Человек под дождем», «Дом-дерево-человек», «Несуществующее животное», «Ассоциативный рисуночный тест», «Кинетический рисунок семьи» и др. Они характеризуются относительно узкой направленностью - на изучение определенных «переменных» личности, индивидуальности, например:

 

силы Эго, особенностей реагирования на стрессовые ситуации (методика «Человек под дождем»);

 

особенностей отношения к социальному окружению и поведения в группе (методика «Ассоциативный рисуночный тест»);

 

особенностей интеллектуального развития (рисуночный тест Гуденау-Харриса "Нарисуй человека" 2) и др.

Такие рисуночные методики отличаются также наличием стандартизированной процедуры обследования и включают в себя разработанные автором инструкции, алгоритм обследования и руководство по интерпретации.

Вторая категория рисунков – экспромты. Это рисунки, сделанные клиентом без предварительной подготовки по просьбе специалиста. Они могут быть на заданную или на свободную тему.

Третья категория – спонтанные рисунки. К этой категории относят рисунки, которые человек делает по собственной инициативе, а не по просьбе, то есть исходя исключительно из своего внутреннего побуждения. К спонтанным рисункам мы можем отнести как законченные картины, так и различного рода наброски и зарисовки, в том числе сделанные машинально (например, в процессе телефонного разговора, прослушивания лекции и т.д.). Существенной особенностью спонтанных рисунков, картин в отличие от произведений искусства, создаваемых профессиональными художниками, является смещение акцента с эстетического и технического аспектов на эмоциональный. Это касается и процесса, и результата работы автора. Как пишет американский психолог Грегг Ферс, для спонтанных рисунков играет роль только тональность восприятия, а все остальное (например, художественная техника, навыки рисования и пр.) несущественно, поскольку ценность рисунков заключается в самовыражении психики как таковой [1].

Существует точка зрения, согласно которой, применение с целью диагностики рисунков на заданную тему (например, экспромтов, стандартизированных методик) менее эффективно, поскольку ограничивает клиенту свободу выбора, оставляет меньше простора для экспрессии. В то же время сложно не согласиться с утверждением, что информативны рисунки любого типа. Даже элементы рисунка и темы, которые задаются специалистом (консультантом, терапевтом), позволяют соприкоснуться с содержанием бессознательного клиента. Вероятно, вопрос о полезности применения указанных выше категорий рисунков не имеет однозначного и единственно правильного решения. Важно понимать, что эффективность той или иной категории рисунков определяется не одним фактором. Здесь имеют значение и цели психодиагностического обследования, и особенности клиента (в том числе его текущее состояние), и так называемые технические возможности специалиста (уровень освоения им данного диагностического средства), а также его личные предпочтения, которые во многом определяются опытом работы.

 

Терапевтическая ценность рисунка.

Одним из главных аспектов любого психотерапевтического процесса (можно даже сказать, одной из основных целей психотерапевтической работы) является обогащение опыта личности в сфере самовыражения и отношений с окружающими. Из всех техник, способствующих достижению данной цели (игра, психодрама, рассказывание историй, движение и танец и др.), рисунок признается многими специалистами наиболее эффективной. По мнению Джеральда Остера и Патриции Гоулд, рисунок наиболее подходящее средство для развития индивидуальной экспрессии и способности к коммуникации. Возможно потому, что рисунок и есть средство коммуникации.

Говоря о том, что клиент не всегда может выразить содержание своего внутреннего мира с помощью вербальных средств, важно понимать, что нередко это содержание остается неясным не только для терапевта, но и для самого клиента. В контексте психотерапии, рисунок - средство коммуникации клиента как с терапевтом, так и со своим собственным внутренним «Я». Терапевтическая ценность рисунка включает в себя оба эти аспекта коммуникации.

Во-первых, создание конкретной работы – в данном случае, рисунка – является более легким способом коммуникации по сравнению с вербальным описанием личных чувств и переживаний, особенно если они вызывают страх, тревогу, беспокойство. С этой точки зрения, рисунок может выступать как посредник в коммуникации клиента и терапевта, позволяющий клиенту выразить себя более полно. Таким образом, рисунок может способствовать более глубокому тонкому пониманию терапевтом внутреннего мира клиента, его проблем и переживаний, благодаря чему терапевт может быть более эффективен в выборе стратегии и тактики терапии.

Во-вторых, что особенно важно, изображение – это всегда возможность сделать неосознаваемое видимым, и таким образом переработать и интегрировать его. «Объективизация» внутреннего содержания посредством рисунка позволяет клиенту двигаться постепенно: от изображения этого внутреннего содержания к его осознанию, к осознанию того, что оно есть; к последующему принятию его как части себя и, в дальнейшем, к некоторым преобразованиям и изменениям этого внутреннего содержания. Иными словами, рисование, сам процесс создания изображения может способствовать подготовке к вербальному и интеллектуальному инсайту – «мощнейшему инструменту исцеления» 3.

Поскольку посредством рисунка человек может выразить подавленные переживания (на сдерживание которых тратится масса психической энергии), процесс рисования, как правило, сопряжен с разрядкой, эмоциональным отреагированием различной степени, благодаря чему человек переживает катарсис – своего рода внутреннее, эмоциональное, очищение. Отчасти с этим явлением связано представление о том, что процесс изображения, рисования уже сам по себе терапевтичен, независимо от того, происходит ли вербализация, сознательное осмысление нарисованного или нет. Примечательны в этом отношении посвященные рисунку слова: «Исцеляет иногда, часто помогает, успокаивает и утешает всегда» 4.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.