Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2019-09-04 | 179 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
С тех пор, как рисунок стали использовать в целях диагностики, ученые и практики далеко продвинулись в исследовании его психодиагностической ценности. Накопленный за эти годы фактический материал позволяет утверждать, что с помощью рисунка возможно изучение не только личности клиента (потребностей, чувств и отношений, конфликтов…), но и его интеллектуальных характеристик (например, интеллектуальной зрелости, способности к обучению), а также физического, физиологического состояния.
Можно выделить три категории рисунков, используемых с целью получения диагностической информации. Начинающим специалистам наиболее знакомы так называемые рисуночные тесты, или стандартизированные рисуночные методики (следует помнить о том, что термин «стандартизированный» по отношению к проективным методикам мы применяем с известной долей условности): «Рисунок человека», «Человек под дождем», «Дом-дерево-человек», «Несуществующее животное», «Ассоциативный рисуночный тест», «Кинетический рисунок семьи» и др. Они характеризуются относительно узкой направленностью - на изучение определенных «переменных» личности, индивидуальности, например:
силы Эго, особенностей реагирования на стрессовые ситуации (методика «Человек под дождем»);
особенностей отношения к социальному окружению и поведения в группе (методика «Ассоциативный рисуночный тест»);
особенностей интеллектуального развития (рисуночный тест Гуденау-Харриса "Нарисуй человека" 2) и др.
Такие рисуночные методики отличаются также наличием стандартизированной процедуры обследования и включают в себя разработанные автором инструкции, алгоритм обследования и руководство по интерпретации.
|
Вторая категория рисунков – экспромты. Это рисунки, сделанные клиентом без предварительной подготовки по просьбе специалиста. Они могут быть на заданную или на свободную тему.
Третья категория – спонтанные рисунки. К этой категории относят рисунки, которые человек делает по собственной инициативе, а не по просьбе, то есть исходя исключительно из своего внутреннего побуждения. К спонтанным рисункам мы можем отнести как законченные картины, так и различного рода наброски и зарисовки, в том числе сделанные машинально (например, в процессе телефонного разговора, прослушивания лекции и т.д.). Существенной особенностью спонтанных рисунков, картин в отличие от произведений искусства, создаваемых профессиональными художниками, является смещение акцента с эстетического и технического аспектов на эмоциональный. Это касается и процесса, и результата работы автора. Как пишет американский психолог Грегг Ферс, для спонтанных рисунков играет роль только тональность восприятия, а все остальное (например, художественная техника, навыки рисования и пр.) несущественно, поскольку ценность рисунков заключается в самовыражении психики как таковой [1].
Существует точка зрения, согласно которой, применение с целью диагностики рисунков на заданную тему (например, экспромтов, стандартизированных методик) менее эффективно, поскольку ограничивает клиенту свободу выбора, оставляет меньше простора для экспрессии. В то же время сложно не согласиться с утверждением, что информативны рисунки любого типа. Даже элементы рисунка и темы, которые задаются специалистом (консультантом, терапевтом), позволяют соприкоснуться с содержанием бессознательного клиента. Вероятно, вопрос о полезности применения указанных выше категорий рисунков не имеет однозначного и единственно правильного решения. Важно понимать, что эффективность той или иной категории рисунков определяется не одним фактором. Здесь имеют значение и цели психодиагностического обследования, и особенности клиента (в том числе его текущее состояние), и так называемые технические возможности специалиста (уровень освоения им данного диагностического средства), а также его личные предпочтения, которые во многом определяются опытом работы.
|
Терапевтическая ценность рисунка.
Одним из главных аспектов любого психотерапевтического процесса (можно даже сказать, одной из основных целей психотерапевтической работы) является обогащение опыта личности в сфере самовыражения и отношений с окружающими. Из всех техник, способствующих достижению данной цели (игра, психодрама, рассказывание историй, движение и танец и др.), рисунок признается многими специалистами наиболее эффективной. По мнению Джеральда Остера и Патриции Гоулд, рисунок наиболее подходящее средство для развития индивидуальной экспрессии и способности к коммуникации. Возможно потому, что рисунок и есть средство коммуникации.
Говоря о том, что клиент не всегда может выразить содержание своего внутреннего мира с помощью вербальных средств, важно понимать, что нередко это содержание остается неясным не только для терапевта, но и для самого клиента. В контексте психотерапии, рисунок - средство коммуникации клиента как с терапевтом, так и со своим собственным внутренним «Я». Терапевтическая ценность рисунка включает в себя оба эти аспекта коммуникации.
Во-первых, создание конкретной работы – в данном случае, рисунка – является более легким способом коммуникации по сравнению с вербальным описанием личных чувств и переживаний, особенно если они вызывают страх, тревогу, беспокойство. С этой точки зрения, рисунок может выступать как посредник в коммуникации клиента и терапевта, позволяющий клиенту выразить себя более полно. Таким образом, рисунок может способствовать более глубокому тонкому пониманию терапевтом внутреннего мира клиента, его проблем и переживаний, благодаря чему терапевт может быть более эффективен в выборе стратегии и тактики терапии.
Во-вторых, что особенно важно, изображение – это всегда возможность сделать неосознаваемое видимым, и таким образом переработать и интегрировать его. «Объективизация» внутреннего содержания посредством рисунка позволяет клиенту двигаться постепенно: от изображения этого внутреннего содержания к его осознанию, к осознанию того, что оно есть; к последующему принятию его как части себя и, в дальнейшем, к некоторым преобразованиям и изменениям этого внутреннего содержания. Иными словами, рисование, сам процесс создания изображения может способствовать подготовке к вербальному и интеллектуальному инсайту – «мощнейшему инструменту исцеления» 3.
|
Поскольку посредством рисунка человек может выразить подавленные переживания (на сдерживание которых тратится масса психической энергии), процесс рисования, как правило, сопряжен с разрядкой, эмоциональным отреагированием различной степени, благодаря чему человек переживает катарсис – своего рода внутреннее, эмоциональное, очищение. Отчасти с этим явлением связано представление о том, что процесс изображения, рисования уже сам по себе терапевтичен, независимо от того, происходит ли вербализация, сознательное осмысление нарисованного или нет. Примечательны в этом отношении посвященные рисунку слова: «Исцеляет иногда, часто помогает, успокаивает и утешает всегда» 4.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!