Психодинамическое направление. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Психодинамическое направление.

2019-08-26 504
Психодинамическое направление. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психологическая концепция, концепция личности в психоанализе представляет собой реализацию психодинамичеcкого подхода. Термин "психодинамический" предполагает рассмотрение психической жизни человек, психики с точки зрения динамики - конфликтов, борьбы и столкновений ее составляющих (различных психических феноменов, различных аспектов личности) и их влияния на психическую жизнь и поведение человека.

Центральными в психоанализе являются представления о бессознательных психических процессах, которые рассматриваются как основные детерминанты личностного развития, как основные факторы, движущие силы, определяющие и регулирующие поведение и фракционирование человеческой личности. В целом, психическая жизнь человека рассматривается как выражение бессознательных психических процессов. Содержание бессознательного составляют влечении - инстинктивные первичные, врожденные, биологические потребности, которые угрожают сознанию и вытесняются в область бессознательного.

Влечения (инстинкты, первичные потребности) с точки зрения Фрейда, - это побудительные, мотивационные силы личности. Они рассматриваются как психическое выражение импульсов и стимулов, идущих от организма, как психическое выражение состояния организм или потребности, вызвавшей это состояние. Иными словами, влечение (инстинкт) - это психический репрезентант биологической потребности организма, психический образ, представленный как желание. Целью инстинкта является ослабление или устранение возбуждения, связанного с потребностью организма, т.е., удовлетворение потребности за счет определенного соответствующего поведения (например, голод или жажда побуждает человека искать питье или еду, есть и пить). Именно это внутренняя стимуляция, внутреннее возбуждение, связанное с состоянием и потребностями организма, с точки зрения Фрейда, является источником психической энергии, которая обеспечивает психическую активность человека (в частности, поведенческую активность). Именно поэтому инстинктивные побуждения рассматриваются как мотивационные силы. Мотивация человека направлена на удовлетворение потребностей организма, на редукцию напряжения и возбуждения, вызванного этими потребностями. Фрейд выделял две группы инстинктов: инстинкты жизни (Эрос), направленные на самосохранение, на поддержание жизненно важных процессов (голод, жажда, секс) и инстинкты смерти (Танатос) - разрушительные силы, направленные либо вовнутрь, на самого себя, либо вовне (агрессия, садизм, мазохизм, ненависть, суициды),

Фрейдом созданы две личностные модели: топографическая (уровни сознания) и структурная (личностные структуры). Согласно топографической (более ранней) модели в психической жизни человека можно выделить три уровня: сознание (то, что осознается человеком в данный момент), предсознательное (то, что не осознается в данный момент, но достаточно легко может быть осознано) и бессознательное (то, что не осознается в данный момент, и практически не может быть осознано человеком самостоятельно). 

Более поздняя модель личностной организации - структурная. Согласно этой модели личность включает три структуры или инстанции: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я). Ид является источником психической энергии, действует в бессознательном и включает влечения, базальные инстинкты, первичные потребности и импульсы. Ид действует согласно принципу удовольствия, т.е., стремится к немедленной разрядке напряжения, которое вызывается первичными (биологическими, идущими от организма) потребностями, не учитывая никаких социальным норм, правил, требований, запретов.

Эго (разум) направляет и контролирует инстинкты. Эго функционирует на всех трех уровнях сознания, является связующим звеном, посредником между Ид и внешним миром, осуществляет анализ внутренние состояний и внешних событий и стремится удовлетворить потребности Ид, достигнуть разрядки напряжения (вызванного первичными потребностями) с учетом требований внешнего мира, с учетом норм и правил (например, отсрочить удовлетворение потребностей до подходящего момента). Эго действует согласно принципу реальности, т.е., стремится обеспечить удовлетворение инстинктивных потребностей, познавая и анализируя внутренний и внешний мир и выбирая наиболее разумные и безопасные способы и пути для удовлетворения потребностей.

Супер-Эго - это моральный аспект личности, совесть и идеальное Я. Супер-Эго также функционирует на всех трех уровня: сознания. Оно формируется в процессе воспитания и социализации индивида за счет интернализации (усвоения) социальных норм, ценностей, стереотипов поведения. Супер-Эго действует согласно морально-этическому принципу, осуществляя контроль, над поведением человека (самоконтроль) и препятствует проявлению внутренний импульсов, которые не соответствуют социальным нормам и стандартам.

Таким образом, Ид стремится к немедленной разрядке напряжения и не соотносится с реальностью. Супер-Эго препятствует реализации этих желаний и стремится подавить их. Эго, напротив, способствует осуществлению желаний Ид, но стремится соотнести их с реальностью, с требованиями и ограничениями социальной среды, становясь, тем самым, ареной борьбы между Ид и Супер-Эго, между первичными потребностями и моральными нормами, правилами, требованиями, запретами. Если давление на Эго является чрезвычайно сильным, то результатом этого является тревога.

Тревога, с точки зрения Фрейда, является функцией Эго и предупреждает Эго о надвигающейся опасности, угрозе, помогая личности реагировать в подобных ситуациях безопасным, адаптивным способом. Фрейд выделял три типа тревоги: объективную или реалистическую (связанную с воздействиями внешнего мира), невротическую (связанную с воздействиями Ид) и моральную (связанную с воздействиями Супер-Эго). Объективная тревога возникает в ответ на реальные опасности окружающего реального мира. Невротическая тревога является страхом перед наказанием за неконтролируемое проявление потребностей Ид, она возникает в результате воздействия импульсов Ид и опасности, что они будут осознаны, но не могут контролироваться. Моральная тревога основана на опасениях перед наказанием со стороны Супер-Эго, которое предписывает поведение, соответствующее социальным стандартам. Моральная тревога - это страх перед наказанием за следование инстинктивным побуждениям, чувство вины или стыда, возникающие у человека, когда он совершает или котел бы совершить поступки, противоречащие моральным нормам и правилам (требованиям Супер-Эго).

Тревога - это сигнал об опасности, сопровождающийся определенным уровнем напряжения. Она вызывает и активизирует защитные механизмы, которые связаны с увеличением инстинктивного напряжения, угрозой Супер-Эго или реальной опасностью. Защитные механизмы - это определенные приемы, используемые Эго и направленные на снижение напряжения и тревоги. Фрейд писал, что "защитные механизмы - эго общее название для всех специальных приемов, используемых Эго в конфликтах, которые могут привести к неврозу". Функция защитных механизмов заключается в том, чтобы не допустить осознания инстинктивных импульсов, иными словами, предохранить Эго от тревоги. Они являются неосознаваемыми и пассивными, в значительной степени искажают реальность и направлены вовнутрь - на снижение тревоги (в отличие от копинг-механизмов, которые представляют собой механизмы активного совладения с ситуацией, достаточно адекватно отражают реальность и направлены на ее активное преобразование).

Механизмы психологической защиты. Вытеснение рассматривается как основа всех защитных механизмов, оно обеспечивает прямой путь избегания тревоги и как составная часть входит в состав любого другого защитного механизма. Вытеснение представляет собой процесс, посредством которого неприемлемые импульсы становятся бессознательными, т.е., попытку избежать за счет неосознания неприятных мыслей и желаний, тех чувств и того опыта, которые приносят боль и страдания. Проекция - это процесс, посредством которого специфические импульсы и желания, стороны себя или внутренние объекты представляются человеку локализованным в некотором внешнем по отношению к себе объекте. Проекция внутренних объектов состоит в том, что человек приписывает свои собственные неприемлемые чувства, мысли и поведение другим людям. Отрицание предшествует проекции и представляет собой защиту от реальности, которая приносит боль. Это - защитный механизм, посредством которого либо отрицается (не признается) какое-либо событие или опыт, причиняющий страдания, либо какая-то сторона самого себя. Замещение предполагает переадресование инстинктивного импульса на менее угрожающий объект, замену объекта разрядки, истинного источника негативных чувств другим, более безопасным, Рационализация - это процесс, посредством которого действительному поведению дается обоснование, которое не только его оправдывает, но и маскирует его истинную мотивацию, т.е., поведение представляется и объясняется таким образом, что выгладит вполне разумным и оправданным. Предлагаемая аргументация при этом не является логически обоснованной и часто не выдерживает никакой критики. Идентификация – это процесс, посредством которого тревога снимается за счет отождествления (идентификации) себя со значимым, важным лицом, который представляется человеку менее уязвимым в тревожных ситуациях, она может выражаться в подражании стилю поведения, манерам, одежде другого человека ("Если бы я был таким как он, то чувствовал себя бы много лучше"). Идентификация с агрессором представляет собой вид идентификации, которая состоит в том, что человек уподобляется человеку с агрессивным поведением, имитирует поведение тех, кто вызывает в нем страх. Интроекция или интроективная идентификация ("проецирование внутрь") также является разновидностью идентификации и представляет собой процесс отождествления с внутренним объектом (интроектом), процесс, посредством которого человек как бы вбирает в себя качества другого человека, представляет качества другого своими собственными, В этом смысле Супер-Эго рассматривается как результат интроекции. Изоляция - это механизм защиты, посредством которого человек обособляет какое-либо событие, приносящее ему боль, препятствует ему стать частью своего значимого опыта. Эмоциональная изоляция представляет собой попытку изолироваться от психологической боли, человек становится "бесчувственным" (как робот). Реактивная формация или реактивное образование - процесс, посредством которого человек справляется с неприемлимыми импульсами путем формирования противодействия, т.е., превращая этот импульс в нечто противоположное, преувеличивая (гипертрофируя) противоположное стремление и выражая его в своих мыслях и поведении. Регрессия - процесс, посредством которого в случае угрозы человек пытается вернуться к ранним периодам жизни, когда он чувствовал себя более безопасно, к прежним "детским*' стереотипам поведения. Фантазирование состоит в том, что человек в угрожающих ситуациях пытается избавиться от тревоги, уходя в фантазии вместо того, чтобы реально действовать. Сублимация занимает особое место среди защитных механизмов. Фрейд рассматривал сублимацию как единственный, "не-невротический» механизм, единственный "здоровый" путь транформации инстинктивных импульсов, Так, в частности, он писал, что «конфликт является невротическим только в том случае, если он разрешается путем применения защитных механизмов, отличных от сублимации». Он также полагал, что именно сублимация обеспечивает развитие человеческой культуры как таковой, Сублимация способствует разрядке энергии инстинктов в социально приемлемых (неинстинктивных) формах поведения и представляет собой замену потребностей, которые не могут быть удовлетворены непосредственно, на социально приемлемые цели, замену инстинктивных способов поведения на способы поведения, принятие в культуре, за счет изменения цели и объектов.

Однако, далеко не всегда действие механизмов психологической защиты оказывается эффективным. Если тревога не снижается значительно или снижается лишь на непродолжительное время (поскольку защитные механизмы не направлены на активное преобразование и переработку конфликтов, проблем и ситуаций, а лишь на вытеснение их в бессознательное, "удаление" из сознания), то следствием этого может быть усиление тревоги и развитие невротического состояния.

Центральным содержанием концепции психологического происхождения неврозов в психоанализе являются представления о невротическом конфликте. Фрейд рассматривал невротический конфликт как «переживания, возникающие в результате столкновения, по крайней мере, двух несовместимых тенденций, действующих одновременно как мотивы, определяющие чувства и поведение». С точки зрения Фрейда, сущность невроза - это конфликт между бессознательным и сознанием: «С самого начала мы замечаем, что человек заболевает из-за конфликта, возникающего между требованиями инстинкта и внутреннего сопротивления, которое возникает внутри против этого инстинкта». 

Вытесненные в бессознательное под влиянием моральных норм, правил и требований, первичные потребности и влечения не теряют своего энергетического потенциала и требуют разрядки, которая может осуществляться за счет трансформации энергии вытесненных влечений в социально приемлемые формы деятельности (за счет сублимация), а если это невозможно или недостаточно, в виде невротических симптомов. Таким образом, невроз - это следствие конфликта между сознательным и бессознательным, которое образуют вытесненные под влиянием моральным норм, правил, запретов, требований первичные, биологические потребности и влечения, прежде всего, сексуальные и агрессивные.

Следует отметить, что различные представители психоанализа по-разному понимают содержание бессознательного и, следовательно содержательную сторону невротического конфликта.

Адлер рассматривал сущность невроза в конфликте между чувством неполноценности и стремлением к самоутверждению, жаждой власти. Он видел в невротическом состоянии переживание слабости и беспомощности, которое описывал как "комплекс неполноценности". Для преодоления чувства неполноценности и удовлетворения потребности в самоутверждении человек прибегает к механизмам компенсации и гиперкомпенсации. Невротический симптом при этом рассматривается как выражение борьбы, направленной на преодоление чувства недостаточности, Невротический симптом есть результат неудачной компенсации, фиктивный способ повышения собственного достоинствам Развитие невротических симптомов рассматривается как "бегство в болезнь", "желание власти", "мужской протест", Первый и третий путь направлены на привлечение внимания к себе(с помощью симптома человек может получить его даже в большей степени, чем здоровый). Второй путь, "желание власти", входит в конфликт с ощущением близости с другими людьми. Адлер определяет невроз как экзистенциальный кризис, поражающий всю личность Основной феномен психических расстройств он видел не в сопротивлении побуждениям, а в невротическом характере, неадекватном аттитюде жизни.

Юнг рассматривал содержание бессознательного более широко, считая, что оно включает не только подавленные сексуальные и агрессивные no6уждения,  но и  некий интрапсихический материал, имеющий более глубокие, исторические корни, и представляющий собой врожденный опыт прошлых поколений. С точки зрения Юнга, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное есть общее для всех людей, независимо существующее от человека психическое содержание, "разум наших древних предков4', которое представляет собой более глубокий и менее доступный осознанию уровень психической деятельности. Коллективное бессознательное представлено в виде архетипов. Архетипы - психические структуры, первичные психические образы, составляющие содержание коллективного бессознательного, Архетипы рассматриваются как первообразы, доминанты, априорные формы организации нашего опыта, Архетипы определяют характер человеческой символики, сновидений, сказок, мифов. Они могут выражать религиозные чувства и имеют значение коллективных символов. Юнг рассматривал архетипы как предрасполагающие факторы, как внутренние детерминанты психической жизни человека, которые направляют его поведение и дают возможность человеку реализовать определенные общие для большинства людей модели поведения даже в тех ситуациях, с которыми он сам ранее не сталкивался, которых нет в его личном опыте. Личное бессознательное, напротив, связано с прошлым опытом человека и состоит из импульсов, воспоминаний, желаний, переживаний (связанных с личным опытом человека), которые вытеснены или забыты, но достаточно легко могут быть осознаны, Личное бессознательное содержит комплексы (или, организовано в виде комплексов), которые представляют собой совокупность эмоционально заряженных мыслей, тенденций, представлений, воспоминаний, желаний, чувств и пр., связанных с личным опытом индивида. Вытесненные в бессознательное (в частности, под влиянием нравственного чувства, которое Юнг также считал врожденным), эти комплексы оказывают существенное воздействие на психическую- деятельность человека, на его поведение. Комплексы, обладающие высокой степенью аффективной заряженности и вступающие в противоречие с сознательным Я, и являются источником невротических нарушений,

Хорни рассматривала в качестве детерминант человеческого поведения и развития две основные потребности: потребность в безопасности и потребность в удовлетворении, Центральное место в теории Хорни занимает понятие базальной (коренной, основной) тревоги, которое она описывает как "чувства ребенка, одинокого и беззащитного в потенциально враждебном ему мире", Базальная тревога - это глубокое чувство одиночества и беспомощности, ощущение отсутствия безопасности, В ответ на фрустрацию этой потребности ребенок вырабатывает определенные поведенческие стратегии, которые могут фиксироваться в качестве защитных механизмов в отношении тревоги. Такие фиксированные стратегии Хорни рассматривает как невротические потребности. Первоначально Хорни выделила 10 основных невротических потребностей, в дальнейшем описав три личностных типа на основании выраженности и преобладания тех или иных невротических потребностей и соответствующих им стратегий поведения: уступчивая личность (потребности быть рядом с другими, в признании и любви доминантного партнера -ориентация на людей), отрешенная личность (потребности в одиночестве, бегстве от людей, независимости и совершенстве - ориентация от людей) и агрессивная личность (потребности в противодействии, власти, престиже, восхищении, успехе, потребность подчинить себе других - ориентация против людей), Для невротической личности характерно доминирование какой-либо одной потребности или одной группы потребностей и соответствующих им стратегий поведения. Такая негибкость, невозможность направить поведение на удовлетворение других потребностей и изменить поведение в соответствии с новыми обстоятельствами не приносит успеха, а только усиливает фрустрацию и усугубляет невротические проблемы. Следует отметить еще один важный аспект в понимании природы невротических нарушений. Как уже указывалось выше, Хорни выделяла две основные потребности человека; потребность в безопасности и потребность в удовлетворении. Потребность в удовлетворении включает не только удовлетворение физических (биологических) потребностей, но также потребности в самооценке и самоуважении, оценке, принятии и признании другими, в достижениях. Наличие этих двух потребностей (в безопасности и удовлетворении) являются источником постоянных противоречий и конфликтов, Для удовлетворения потребности в безопасности человек пользуется фиксированными стратегиями поведения, т.е., формирует поведение, ограничивающее сферу его функционирования (ограничительное поведение) относительно безопасными областями, что снижает базальную тревогу, но препятствует реальным достижениям, т.е., фрустрируется потребность в удовлетворении. Стремясь к достижениям, человек вынужден осваивать новые сферы, отказываться от фиксированных стратегий и ограничительного поведения, что приводит к фрустрации потребности в безопасности, Таким образом, наличие этих двух потребностей несет в себе противоречие, которое может привести к неврозу. И в этом смысле различие между здоровьем и неврозов является лишь количественным.

Фромм также не видит качественных различий между здоровьем и неврозом. С точки зрения Фромма человек характеризуется наличием двух тенденций или двух потребностей: потребностью в свободе, автономии, собственной идентичности, самовыражении и потребностью в безопасности. Фромм считал, что люди в принципе могут быть свободных и автономными и при этом не терять чувства общности с другими людьми и ощущение безопасности, Такую свободу он назвал позитивной свободой, однако в современном обществе для многих она не достижима. Поэтому эти две потребности находятся в постоянном конфликте, так как борьба за личную свободу и автономию приводит к отчуждению от других, к чувству одиночества, отстраненности и фрустрации потребности в безопасности и общности с другими людьми. Человек "убегает* от свободы, чтобы избавиться от чувства одиночества. Причину невроза Фромм видел в бессознательной, компульсивной деятельности - "бегстве от свободы", которая является способом избавления от чувства одиночества, безнадежности и личной ответственности, Фромм описал три основных механизма или три стратегии бегства от свободы; авторитаризм (садизм и мазохизм), деструктивизм и конформизм. Конфликт между потребностью в свободе и потребностью в безопасности, так же как и механизмы бегства от свободы, представлены и у больных неврозами, и у здоровых, но с разной степенью интенсивности.

Можно приводить и другие примеры взглядов представителей этого направления на природу невротических нарушений. Однако в целом, для всех представителей психоанализа характерно представление о неврозе как конфликте между сознательными и бессознательными потребностями и тенденциями. При этом содержательно эти потребности и тенденции, как мы видели, могут пониматься по-разному.

В классическом психоанализе выделяют несколько типов неврозов.

Психоневроз  обусловлен причинами, относящимися к прошлому и объясним только в терминах личности и истории жизни. Фрейд выделял три типа психоневроза: истерическая конверсия, истерический страх (фобия), невроз навязчивых состояний. Симптомы этих неврозов можно интерпретировать как конфликт между Эго и Ид. Именно психоневрозы, с точки зрения Фрейда, обусловлены невротическим конфликтом, т.е., бессознательным конфликтом между побуждением Ид, которое стремится к разрядке, и защитой Эго, предотвращающей непосредственную разрядку или доступ к сознанию. Таким образом, конфликт является невротическим только в том случае, если одна его сторона бессознательна и он разрешается путем применения механизмов защиты, отличных от сублимации, Симптом при этом рассматривается как осуществление компромисса между подавляемым желанием и требованиями подавляющего фактора. Возникновение симптома обусловлено символизацией, которую Фрейд характеризовал, как "древний, но вышедший из употребления способ выражения". Сложную роль в невротическом конфликте играет Супер-Эго, которое заставляет Эго чувствовать себя виноватым (что сознательно ощущается весьма болезненно) даже за символическую и искаженную разрядку, которая проявляется как симптом психоневроза. Таким образом, все части психического аппарата участвуют в формировании невротического симптома.

Актуальный невроз обусловлен причинами, обносящимися к настоящему, и объясним в терминах сексуального поведения пациента. Он является физиологическим последствием нарушений в сексуальном функционировании. Фрейд различал две формы актуального невроза: неврастению как результат половых излишеств и невроз тревоги как результат отсутствия разрядки полового возбуждения.

Невроз характера выражается в симптомах, которые по своей сути являются чертами характера.

Травматический невроз вызывается потрясениями.

Невроз органа обозначает психосоматическое заболевание, однако этот термин употребляется достаточно редко.

Детский невроз проявляется в детском возрасте, при этом классический психоанализ исходит из того, что неврозам у взрослых всегда предшествует детские неврозы.

Невроз страха (тревоги) обозначает или любой невроз, в котором тревога является главным симптомом или один из видов актуального невроза.

Два последних типа невроза связаны с психоанализом как психотерапевтическим процессом: н арцистический невроз возникает в связи неспособностью пациента к образованию переноса, н евроз переноса развиваетсяв ходе психоанализа и характеризуется навязчивым интересом пациента к психоаналитику.

Поведенческое направление

Бихевиоризм является психологической основой поведенческой психотерапии и поведенческого направления в медицине и определяет их подход к проблеме здоровья и болезни, Согласно этим представлениям, здоровье и болезнь являются результатом того, чему человек научился и чему не научился, а личность - это опыт, который человек приобрел в течение жизни, накопленный набор выученных моделей поведения. Внешнее окружение рассматривается как ключевой фактор человеческого поведения. Скиннер – один из виднеших представителей бихевиоризма, полагал, что воздействие окружющей среды определяет наше поведение., что поведение непосредственно обусловлено возможностью подкрепления из окружающей среды. Для того, чтобы объясмнить поведение и понять личность нужно проанализировать функциональные отношения между видимыми действиями и видимыми последствиями.

Невроз в рамках этого направления не рассматривается как самостоятельная нозологическая единица, поскольку здесь по сути отсутствует нозологический подход. В центре внимания оказывается не столько болезнь, сколько симптом, который понимается как поведение, точнее, как нарушение поведения. Невротический симптом (невротическое поведение) рассматривается как неадаптивное или патологическое поведение, возникшее в результате неправильного научения. Так, Вольпе определяет невротическое поведение как «привычку неадаптивного поведения у физиологически нормального организма». Айзенк и Рахман рассматривают невротическое поведение как усвоенные образцы поведения, являющиеся в силу каких-либо причин неадаптивными. Адаптация, с точки зрения бихевиоризма, является основной целью поведения, поэтому поведение, не обеспечивающее адаптацию, и является патологическим. Нарушения поведения в рамках поведенческого направления являются приобретенными, т.е., представляют собой усвоенную неправильную реакцию, которая не обеспечивает необходимый уровень адаптации. Эта неадаптивная реакция формируется в процессе "неправильного" научения. 

В соответствии с тремя основными моделями научения, разработанными в бихевиоризме, можно рассмотреть и три модели формирования неадаптивного поведения (невротического симптома).

Научеиие – это процесс и результат приобретения индивидуального опыта, знаний, умений и навыков. Научение рассматривается как появление определенных способов поведения в условиях действия конкретных раздражителей. Иными словами, научение является систематическо2й модификацией поведения при повторении одинаковой ситуации.

В бихевиоризме разработаны три модели научения: классическое обусловливание, оперантное обусловливание и научение по моделям (социальное научение, моделирование). Каждая модель научения формирует свое представление о механизмах возникновения нарушений поведения и невротического симптома.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.