Невротический симптом как неадаптивное поведение, сформированное на основе научения по моделям (моделирование, социальное научение). — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Невротический симптом как неадаптивное поведение, сформированное на основе научения по моделям (моделирование, социальное научение).

2019-08-26 327
Невротический симптом как неадаптивное поведение, сформированное на основе научения по моделям (моделирование, социальное научение). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Этот тип научения основан на представлениях, согласно которым человек обучается новому поведению не только на основании собственного, прямого опыта (как при классическом и оперантном обусловливании), но и на основании опыта других, на основании наблюдения за другими людьми, т.е., за счет процессов моделирования. Схема этой модели научения - S – О – R, где О – промежуточные переменные. Научение по моделям предполагает научение посредством наблюдения и имитации социальных моделей поведения. Это направление связано, прежде всего, с именем американского психолога Бандуры (Bandnra А.), представителя медиаторного подхода. (сам Бандура называл свою теорию медиаторно-стимульной ассоциативной теорией), Научение по моделям оказывает следующее действие: а) наблюдатель видит новое поведение, которого ранее не было в его репертуаре, б) поведение модели усиливает или ослабляет соответствующее поведение наблюдателя, в) поведение модели имеет функцию воспроизведения, т.е., может быть усвоено наблюдателем.

С точки зрения Бандуры, сложное социальное поведение
формируется посредством наблюдения и имитации социальный моделей.
Наблюдение модели способствует выработке у наблюдателя новых реакций, облегчает реализацию ранее приобретенных реакций, а также модифицирует уже существующее поведение.

Бандура выделяет три основные регуляторные системы функционирования индивида: 1) предшествующие стимулы (в частности, поведение других, которое подкрепляется определенным образом), 2) обратную связь (главным образом, в форме подкреплений последствий поведения), и 3) когнитивные процессы (человек представляет внешние влияния и ответную реакцию на них символически в виде "внутренней модели внешнего мира*), обеспечивающие контроль стимула и подкрепления.

..... Если снова обратиться к основной формуле научения по моделям S-О-R, то, очевидно, что здесь решающая роль в процессе научения принадлежит не подкреплению стимула (как в классическом научении) или реакции организма (как в оперантном научении), а воздействию на промежуточные (медиаторные) переменные, Иными словами научение в данном случае направлено на изменение более глубоких, закрытых психологических образований. Конкретные воздействия в рамках медиаторного подхода концентрируются на тех или иных психологических феноменах (промежуточных переменных) в зависимости от того, какие психологические процессы рассматриваются в качестве медиаторных (побудительные силы, когнитивные процессы и пр.), В настоящее время большую популярность и распространение приобрели когнитивные подходы, где в качестве промежуточных переменных рассматриваются когнитивные процессы, т.е., сторонники этих подходов исходят из того, что между ситуацией и эмоцией (стимулом и реакцией) находятся когнитивные процессы (например, мысль).

Представители когнитивно-поведенческого подхода, рассматривая вопрос о формирование неадаптивного поведения, фокусируют свое внимание на промежуточных переменных (когнитивных процессах), подчеркивая их роль в развитии нарушений, Так, Бэк полагает, что психологические проблемы, эмоциональные реакции и клинические симптомы возникают за счет искажений реальности, основанных на ошибочных предпосылках и обобщениях, т.е., между стимулом и реакцией есть когнитивный компонент. Иными словами, между ситуацией, внешним событием (стимулом -S) и неадаптивным поведением, эмоцией, симптомом (реакция - R) существует сознательная мысль (промежуточная переменная - О). При эмоциональных расстройствах причиной длительных эмоций является когнитивный поток, который основан не на реальности, а на субъективной оценке. Одни люди, наблюдая окружающий мир, осуществляет точные наблюдения, выдвигает адекватные "гипотезы" и делает адекватные обобщения, другие – осуществляют тенденциозные наблюдения, выдвигает неопределенные "гипотезы" и делает неточные обобщения. Результатом этого являются гипотезы, которые не подвергаются никакой критической проверке и воспринимаются как аксиомы, формируя неправильные представления о мире и самом себе - неадаптивные когниции или автоматические мысли. Сам человек может рассматривать их как обоснованные, разумные, хотя другими они могут восприниматься как неадекватные. Автоматические мысли содержат большее искажение реальности, чем обычное мышление и, как правило, мало понимаются человеком, также мало понимается и их воздействие на эмоциональное состояние. Автоматические мысли выполняют регулирующую функцию, но, поскольку сами содержат значительные искажением реальности, то не обеспечивают и адекватную регуляцию поведения, что приводит к дезадаптации, В рамках этого подхода предпринята попытка выделить наиболее типичные, часто встречающиеся искажения или ошибки мышления, Среди них указывают такие как фильтрование, поляризованность оценок, чрезмерная генерализация или обобщение, паникерство, персонализация, ошибочное восприятие контроля, ошибочные представления о справедливости и др. При этом подчеркивается, что автоматические мысли носят индивидуальный характер, но также существуют общие мысли для пациентов с одним и тем же диагнозом, т.е., есть определенные автоматизированные мысли, которые лежат в основе определенных расстройств. Так, депрессия связана с пессимистическим взглядом на себя и свое будущее, на окружающий мир, с мыслями об ущербе, потерях в личностной сфере, тревога - с мыслями об опасности, угрозе, о том, что другие будут отвергать, унижать, недооценивать, фобии - с мыслями об опасных событиях, которых нужно избегать, о невозможности общего контроля над ситуацией и т.д.

Эллис, также как и Бэк считает, что между стимулом и реакцией находится когнитивный компонент - система убеждений человека. Эллис выделяет два типа когниций - дескриптивные и оценочные, Дескриптивные (описательные) когниции содержат информацию о реальности, информацию о том, что человек воспринял в окружающем мире (чистая информация о реальности). Оценочные когниций содержат отношение к этой реальности, которое выражает в ее обобщенной оценке (оценочная информация о реальности). Дескриптивные когниций связаны с оценочными, но связи между ними могут быть различной степени жесткости, Гибкие связи между дескриптивными и оценочными когнициями формируют рациональную систему установок (убеждений), жесткие - иррациональную. У нормально функционирующего индивида формируется рациональная система установок, которую можно определить как систему гибких эмоционально-когнитивных связей. Эта система достаточно адекватно отражает реальность, выражает скорее пожелание или предпочтение и носит вероятностный характер, вследствие чего она не слишком часто входит в серьезные противоречия с внешним миром. Поэтому рациональной системе установок соответствует умеренная сила эмоций. Но даже если иногда эмоции и носят интенсивный характер, они не являются продолжительными, не захватывают человека надолго и поэтому не блокируют его деятельность и не препятствуют достижению целей. Иррациональные установки - это жесткие связи между дескриптивными и оценочными когнициями, которые носят абсолютистский характер (типа предписаний, требований, обязательного приказа, не имеющего исключений). Иррациональны установки не соответствуют реальности как по силе, так и по содержанию этого предписания. Если человек не может реализовать иррациональные установки, то следствием этого являются длительные, неадекватные ситуации эмоции, которые препятствуют нормальному функционированию индивида.

Эллис выдели четыре основных типа иррациональных установок:

· катастрофические установки - убеждения, что есть такие события, которые всегда при любых обстоятельствах будут оцениваться как катастрофические («будет ужасно, если я опоздаю на поезд»;

· установки долженствования в отношении других - убеждения, что есть такие долженствования, которые должны всегда быть реализованы («студенты не должны опаздывать на лекции»);

· установки долженствования в отношении себя – убеждения, что для того, чтобы быть счастливым или вообще существовать, человек должен обладать определенными качествами или определенными вещами («я всегда должен быть на высоте»);

· оценочные установки – убеждения, что на основании отдельных отрезков поведения или отдельных проявлений можно делать общие оценочные выводы о другом человеке или самом себе («раз он сегодня опоздал, значит он ненадежный человек и я никогда не буду иметь с ним дела»).

С точки зрения Эллиса эмоциональные расстройства обусловлены именно нарушениями в когнитивной сфере, т.е., иррациональными убеждениями (иррациональными установками).

Гуманистическое направление

Гуманистическая психология провозгласила свой собственный       взгляд на природу человека. Личность рассматривается здесь как уникальное целостное образование, понять которую за счет анализа отдельных проявлений и составляющих невозможно. Именно целостный подход к человеку как уникальной личность является одним из основных фундаментальных положений гуманистической психологии. Основными мотивами, движущими силами и детерминантами личностного развития являются специфически человеческие свойства - стремление к развитию и осуществлению своих потенциальных возможностей, стремление к самореализации, самовыражению, самоактуализации, к осуществлению определенных жизненных целей, раскрытию смысла собственного существования. Личность рассматривается как постоянно развивающаяся, стремящаяся к своему "полному функционированию", не как нечто заранее данное, а как возможность самоактуализации.

Самоактуализация является одним из важнейших понятий гуманистической психологии и понимается как процесс, сущность которого состоит в наиболее полном развитии, раскрытии и реализации способностей и возможностей человека, актуализации его личностного потенциала, Потребность в самоактуализацию выступает как высшая человеческая потребность,  как главный мотивационный фактор лишь в том случае, если удовлетворены другие, нижележащие потребности. Один из основателей гуманистической психологии А. Маслоу разработал иерархическую модель потребностей: 1 уровень - физиологические потребности (потребности в пище, сне, сексе и пр.), 2 уровень - потребность в безопасности (потребности в обеспеченности стабильности, порядке, защищенности, отсутствии страха и тревоги), 3 уровень - потребность в любви и принадлежности (потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной общности - семья, дружба), 4 уровень - потребность в самоуважении (потребность в самоуважение и уважении и признании другими людьми), 5 уровень ~ потребность в самоактуализации (потребность в развитии и реализации собственных способностей, возможностей и личностного потенциала, личностного совершенствования). Согласно этой концепции, высшие (вышележащие) потребности могут направлять поведение человека лишь в той степени, в какой удовлетворены более низшие. Продвижение к высшей цели - самоактуализации, психологическому росту, не может осуществляться, пока индивид не удовлетворит более низшие потребности, не избавится от их доминирования. Маслоу также подчеркивал, что потребность в безопасности может оказывать достаточно существенное негативное влияние на самоактуализацию. Самоактуализация, психологический рост связаны с освоением нового, с расширением сфер функционирования человека, с риском, возможностью ошибок и негативными их последствиями. Все это может увеличивать тревогу и страх, что ведет к усилению потребности в безопасности и возврату к старым, безопасным стереотипам.

Важным понятием в рамках гуманистической психологии является понятие Я-концепции. Я-концепция – это более или менее осознанная устойчивая система представлений индивида о самом себе, включающая физические, эмоциональные, когнитивные, социальные и поведенческие характеристики. Я - концепция - это самовосприятие, концепция человека о том, что он собой представляет, она включает те характеристики, которые человек воспринимает как действительную часть самого себя. Наряду с Я-реальным, Я-концепция содержит также и Я- идеальное (представления о том, каким человек хотел бы стать), Для самоактуализации необходимым условиям является наличие адекватной Я- концепции, полного и целостного представления человека о самом себе, включающего самые разнообразные собственные проявления, качества и стремления. Только такое полное знание о самом себе может стать основой для процесса самоактуализации.

Целостная и адекватная Я-концепция формируется при условии конгруэнтности (соответствия) воспринимаемого Я и актуального опыта переживаний. Если в Я- концепции представлены переживания, достаточно точно отражающие "переживания организма" (организм в данном случае понимает как сосредоточение всего опыта переживаний), если человек допускает в сознание различные виды своего опыта, если осознает себя тем, кем он есть в опыте, т.е., если он "открыт опыту", то его образ Я будет адекватным и целостным, поведение конструктивным, а сам человек -зрелым, адаптированным и способным к "полному функционированию", Неконгруэнтность между Я- концепцией и организмом, несоответствие или противоречие между опытом и представлением о себе, вызывает ощущение угрозы и тревогу, вследствие чего опыт искажается по механизмам защиты, что, в свою очередь, приводит к ограничению возможностей человека, В этом смысле понятие "открытость опыту" противоположно понятию "защита".

Таким образом, важнейшим условием для успешной реализации основной человеческой потребности - потребности в самоактуализации выступает наличие адекватного и целостного образа Я, отражающего истинные переживания и потребности, свойства и стремления человека, Такая Я-концепция формируется в процессе принятия и осознания всего многообразия своего собственного опыта, чему способствуют определенные условия воспитания и социализации индивида.

В рамках гуманистического направления невроз рассматривается как результат невозможности самоактуализации, как результат отчуждения человека от самого себя и от мира. А. Маслоу пишет по этому поводу «Патология есть человеческое уничижение, потеря или недостижение актуализации человеческих способностей и возможностей. Идеал полного здоровья - это человек сознательный, осознающий реальность в каждый момент, человек живой, немедленный и спонтанный. В своей концепции мотивации Маслоу выделял два вида мотивации: дефицитарную мотивацию (дефицитарные мотивы) и мотивацию роста (мотивы роста). Цель первых состоит в удовлетворение дефицитарных состояний (голода, опасности и пр.), Мотивы роста имеют отдаленные цели и связанные со стремлением к самоактуализации. Эти потребности Маслоу обозначил как метапотребности. Метамотивация невозможна до тех пор, пока человек не удовлетворит дефицитарные потребности. Депривация метапотребностей, с точки зрения Маслоу, может вызвать психические заболевания

Роджерс также рассматривает невозможность самоактуализации, блокирование этой потребности как источник возможных нарушений. Мотивация самоактуализации может быть реализована в случае, если человек имеет адекватный и целостный образ Я, формирующийся и постоянно развивающийся на основе осознания всего опыта собственных переживаний. Однако человек часто сталкивается с такими собственными переживаниями, таким опытом, которые могут в большей или меньшей степени расходиться с представлением о себе. Расхождение, несоответствие между Я-концепцией и переживанием представляет угрозу для его Я-концепции. Эмоциональной реакцией на ситуацию, воспринимаемую как угроза, является тревога. В качестве противодействия этому рассогласованию и вызванной им тревоге человек использует защиту, Роджерс, в частности, указывал два основных защитных механизма - искажение восприятия и отрицание. Искажение восприятия - это вид защиты, представляющий собой процесс трансформации угрожающих переживаний в такую форму, которая соответствует или согласится с Я-концепцией. Отрицание представляет собой процесс полного исключения из сознания угрожающих переживаний и неприятных аспектов действительности. Если степень расхождения между Я-концепцией слишком велика, если переживания полностью не согласуются с образом Я, тогда уровень внутреннего дискомфорта и тревоги слишком высок, чтобы человек мог с ним справиться. В таком случае развивается либо повышенная психологическая уязвимость, либо различные психические расстройства, в частности, невротические нарушения. В этом связи возникает вопрос, почему у одних людей Я-концепция достаточно адекватна и человек способен переработать новый опыт и интегрировать его, а в других случаях этот опыт представляет угрозу для Я? Как уже указывалось, Я - концепция формируется в процесс воспитания и социализации и во многом, с точки зрения Роджерса, определяется потребностью в положительном принятии (внимании), В процессе воспитания и социализации родители и окружающие могут демонстрировать ребенку условное и безусловное принятие. Если их поведение позволяет ребенку чувствовать, что его принимают и любят в независимости от того, как он себя сейчас, ведет ("я тебя люблю, но твое поведение сейчас мне не нравится!" - безусловное принятие), то ребенок будет уверен в любви и принятии, а в дальнейшем человек будет менее уязвим по отношении к несогласующемуся с Я опыту. Если же родители ставят любовь и принятие в зависимость от конкретного поведения ("я тебя не люблю, потому что ты плохо себя ведешь", что означает: "я буду тебя любить только в том случае, если ты будешь хорошо себя вести" - условное принятие), то ребенок не уверен в своей ценности и значимости для родителей. Он начинает ощущать, что в нем, в его поведении есть нечто, что лишает его родительской любви и принятия. Те собственные проявления, которые не получают одобрения и вызывают негативные переживания, могут исключаться из Я-концепции и, таким образом, искажают ее и препятствуют ее развитию. Человек избегает ситуаций, которые потенциально могут вызвать неодобрение и негативную оценку. Он начинает руководствоваться в своем поведении и жизни чужыми оценками и ценностями, чужыми потребностями, и, таким образом, все дальше уходит от самого себя. В итоге личность не получает полного развития. Таким образом, отсутствие безусловного принятия формирует искаженную Я-концепцию, которая не соответствует тому, что есть в опыте человека. Неустойчивый и неадекватный образ Я делает человека психологически уязвимым к чрезвычайно широкому спектру собственных проявлений, которые также не осознаются (искажаются или отрицаются), что усугубляет неадекватность Я- концепции и создает почву для роста внутреннего дискомфорта и тревоги, которые могут стать причиной манифестации невротических расстройств.

Франкл, основатель "третьего венского направления психотерапии (после Фрейда и Адлера), считает, что каждое время имеет свой невроз и каждое время должно иметь свою психотерапию. С его точки зрения, современный невротический пациент страдает не то подавления сексуального влечения, и не от чувства собственной неполноценности, а от экзистенциальной фрустрации, которая возникает в результате переживания человеком чувства бессмысленности собственного существования. Одну из своих книг Франкл так и назвал - "Страдание в жизни, лишенной смысла".' Согласно Франклу, «воля к смыслу» является основной человеческой потребностью, а невозможность удовлетворения згой потребности ведет к "ноогенному (духовному) неврозу. Таким образом: в рамках гуманистического подхода невротические расстройства, рассматриваются как результат блокирования специфически человеческой потребности, как результат невозможности самоактуализации, как результат отчуждения человека от самого себя и от мира, как результат невозможности раскрыть смысл собственного существования.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.