В. Д. Васильева, Е. В. Абраменко, Л. А. Федотова — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

В. Д. Васильева, Е. В. Абраменко, Л. А. Федотова

2019-08-07 520
В. Д. Васильева, Е. В. Абраменко, Л. А. Федотова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В.Д. ВАСИЛЬЕВА, Е.В. АБРАМЕНКО, Л.А. ФЕДОТОВА

 

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ В

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Контрольные работы

Учебно-методическое пособие

 

Волгоград

2017

 

ББК Ю 953 я 7

 

Рецензенты:

 

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВО ВГСПУ Чудина Е.Е.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры ТиМФВ ФГБОУ ВО ВГФА Прописнова Е.П.

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Волгоградского государственного технического университета

 

Васильева, В.Д.

Деловое общение в профессиональной деятельности: контрольные работы: учебно-методическое пособие / В.Д. Васильева, Е.В. Абраменко, Л.А. Федотова; ВолгГТУ. – Волгоград, 2017. –97с.

 

В учебно-методическом пособии освещены общие требования к выполнению контрольной работы по учебным дисциплинам «Деловое общение», «Коммуникации в профессиональной деятельности» и т.п. В пособии представлено общее содержание дисциплин, содержится порядок выбора темы, методические рекомендации по структуре, содержанию и оформлению контрольной работы.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех направлений бакалавриата технического вуза заочной формы обучения, изучающих данные дисциплины.

 

    Ил.. Табл.. Библиогр.: назв. 

    ISBN 978-5-9948-1001-9

                  © Волгоградский государственный

технический университет, 2017

                                      © В.Д. Васильева, Е.В. Абраменко,

Л.А. Федотова, 2017


ВВЕДЕНИЕ

Образовательные программы подготовки будущих инженеров в техническом вузе в соответствии с образовательными стандартами третьего поколения (ФГОС 3+) предусматривают изучение дисциплин «Деловое общение», «Коммуникации в профессиональной деятельности», «Деловые коммуникации» и т.п. Преподавание данных дисциплин должно сформировать у будущих инженеров такие  общекультурные и профессиональные компетенции, как:

способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, владение культурой мышления;

способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

способность к самоорганизации и самообразованию и др.

В пособии представлено общее содержание вышеназванных дисциплин.

Учебными планами по различным направлениям бакалавриата в техническом вузе на их изучение по заочной форме обучения отводится 72 часа, из них на аудиторные занятия – только 8 часов (4 часа – лекции, 4 часа – семинарские занятия), 64 часа дается студентам на самостоятельную работу по усвоению материалов дисциплин.

Самостоятельная работа студентов предусматривает выполнение в течение семестра письменной контрольной работы. Контрольная работа является самостоятельной планируемой работой студентов-заочников в межсессионный период, выполняется по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Данное учебно-методическое пособие призвано помочь студентам всех направлений технического вуза выполнить контрольную работу по дисциплинам «Деловое общение», «Коммуникации в профессиональной деятельности», «Деловые коммуникации» и т.п. Оно содержит методические рекомендации по выполнению контрольной работы; выбору ее варианта, который определяет тему и практическое задание контрольной работы; требования к оформлению работы; примеры выполнения и оформления отдельных компонентов контрольной работы.

В пособии предлагается перечень тем и практических заданий контрольных работ.  Авторы не ограничивают выбор тем и заданий представленным списком. Студенты могут самостоятельно проявить творческие способности и сформулировать собственное название темы. Однако изменение темы студенту следует обосновать и согласовать с преподавателем.

Рекомендуемая литература к указанным темам контрольных работ не является окончательным вариантом, а служит ориентиром в самостоятельном поиске необходимых литературных источников. В пособии также представлен список рекомендуемой литературы для изучения всего курса дисциплин.

Авторы будут очень признательны за критические замечания и советы по улучшению качества данного учебного пособия.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание дисциплин состоит из следующих модулей.

1. Психология личности как субъекта общения. Личность как субъект общения. Психологическая структура личности: способности, темперамент, характер, эмоции, воля, мотивация и социальные установки.  

2. Психология трудового коллектива. Структура и основные виды профессиональной деятельности. Понятие и характеристика коллектива. Формирование психологического климата в трудовом коллективе.

3. Психические состояния в профессиональной деятельности. Общая характеристика психических состояний. Состояние утомления. Состояние монотонности. Условия труда и психические состояния человека. Стресс. Профессиональная деформация личности.

4. Основные понятия теории общения. Общая характеристика понятия общения: цели, содержание, функции, структура, формы, виды, стили и барьеры общения.

5. Структура общения. Коммуникативная сторона общения. Коммуникативные барьеры в коммуникации. Интерактивная сторона общения. Виды взаимодействий. Основы трансактного анализа. Перцептивная сторона общения. Феномены межличностного восприятия. Самоподача человека в общении.

6. Средства общения. Средства вербального общения. Язык как главное средство общения. Слушание в межличностном общении. Невербальные средства общения: паралингвистические и экстралингвистические, кинесические, такесические и проксемические.

7. Формы делового общения. Диалогические формы делового общения: деловой разговор, совещание, переговоры. Спор и его виды. Приемы убеждения в споре. Монологические формы делового общения. Публичное выступление. Письменная коммуникация.

8. Основы профессиональной конфликтологии. Понятие конфликта в трудовом коллективе и его социальная роль. Причины конфликтов. Классификация конфликтов. Управление процессом развития конфликта.

9. Деловой этикет. Организационная культура. Этические нормы и корпоративная этика. Деловой этикет в профессиональной деятельности.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ОФОРМЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа выполняется в одном экземпляре и оформляется только на одной стороне белой бумаги стандартного формата А4 (210 х 297 мм). Каждая страница основного текста и приложений должна иметь поля: левое – 25 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.

 Текст выполняется шрифтом Times New Roman, кегль 14, через одинарный или полу­торный интервал. Работа может быть выполнена и в рукописном варианте, но текст должен быть написан аккуратно, разборчиво, четким почерком, без сокращений слов и предложений.

Текст выравнивается по ширине. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и составлять 1,25 см.

Все страницы должны быть пронумерованы арабскими цифрами. Нумерация страниц – сверху по центру. Титульный лист нумеруется, но номер страницы не проставляется.

Образец оформления титульного листа контрольной работы приведен в Приложении 1 данного пособия.

Основная часть работы разбивается на главы и параграфы, которые нумеруются арабскими цифрами, при этом глава – одной цифрой, параграф – двумя, например, 1.2, где 1 – номер главы, 2 – порядковый номер. Разделы «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ» не нумеруются.

Каждый раздел и глава контрольной работы начинаются с новой страницы, параграфы располагаются друг за другом.

Заголовок набирается полужирным шрифтом и выравнивается по центру. Точка в конце заголовка не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, между ними ставится точка. Название глав, содержание, введение, заключение, список литературы, пишутся прописными (заглавными) буквами того же размера, что и основной текст, без подчеркивания. Заголовок не должен иметь переносов, то есть на конце строки слово должно быть обязательно полным. Заголовок от последующего текста должен быть отделен пропущенной строкой.

Ссылки на используемые источники в тексте должны приводиться в квадратных скобках (часто в конце предложений) в соответствии с номером источника в списке литературы согласно порядку обращения. При прямом цитировании одного из источников в конце цитаты в скобках указывается номер источника и, через запятую, номер цитируемой страницы.

Контрольная работа может иметь таблицы и иллюстрации, поясняющие текст. В тексте на них должны быть ссылки, например, «…в соответствии с рисунком 1», «…приведены в таблице 2», (см. рис. 1), (см. табл. 2). Таблицы и рисунки приводятся либо сразу после абзаца, в котором они упоминались, либо на следующей странице.

Если в работе имеется только одна таблица (или один рисунок), то не нумеруется. В противном случае таблицы и рисунки имеют в работе нумерацию либо одной цифрой (сквозная нумерация в пределах всей работы), либо двумя цифрами (первая – номер главы, вторая – порядковый номер).

Название и порядковый номер таблицы указываются над таблицей следующим образом. Слово «Таблица» и ее номер выравниваются по правому полю страницы без точки в конце; строкой ниже распола­гается название таблицы без точки в конце, которое центрируется относительно страницы.

В целях удобства размещения и восприятия информации в таблице допустимо уменьшать размер шрифта до 10-12 кегля, межстрочный интервал – до одинарного.

Иллюстрации делают факты, приводимые в работе, более наглядными. Название и порядковый номер рисунка указываются по центру под рисунком, например, «Рис. 1. График зависимости …».

Библиографический список в конце работы и библиографические ссылки, включенные в текст контрольной работы, должны быть составлены в соответствии с государственными требованиями к библиографическому описанию документа на основе системы стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу: ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание», ГОСТ Р 7.0.5.-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» и др. Оформление электронных источников осуществляется в соответствии с ГОСТ 7.82- 2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов».

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

План работы

Введение

1. Типология темперамента

2. Роль темперамента в профессиональной деятельности

Заключение

 

Методические советы

Во введении следует дать определение понятия темперамента как биологического фундамента, на котором формируется личность. Определите место темперамента в структуре личности.

В первом вопросе дайте общее понятие темперамента. Рассмотрите различные типологии темперамента в историческом аспекте: от теории Гиппократа (четыре типа темперамента на основе преобладания определенной жидкости в организме) до теории И.П.Павлова (зависимость темперамента от типа нервной системы) и Юнга (экстраверсия и интроверсия). Дайте характеристику основных классических типов темперамента. Проиллюстрируйте эмпирические данные.

Во втором вопросе рассмотрите связь продуктивности работы человека с особенностями его темперамента. Приведите рекомендации психологов по выбору деятельности человека с учетом его психофизиологических характеристик.

В заключении приведите основные выводы по работе, основанные на связи темперамента человека и его профессиональной деятельности.

 

Практическое задание

Проведите анализ своего темперамента, используя психологический тест, созданный английским психологом Г. Айзенком (Приложение 3). Данный тест позволяет выявить тип темперамента человека, уровень его психологической совместимости с другими типами, степень экстра- или интроверсии, уровень нейротизма (эмоциональной стабильности). Эти характеристики, рассматриваемые в совокупности, существенно влияют на профессиональную деятельность человека. Сделайте соответствующие выводы.

Тема 2. Характер личности

План работы

Введение

1. Структура характера 

2. Взаимоотношение характера и темперамента

3. Формирование характера и пути его воспитания

Заключение

Методические советы

Во введении дайте определение понятия характера личности. Определите место характера в структуре личности.

В первом вопросе необходимо дать характеристику структуры характера человека, привести классификацию черт характера. Рассмотрите акцентуацию характера – более выраженное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Опишите наиболее яркие типы характера (национальные, профессиональные, возрастные).

Во втором вопросе следует описать взаимоотношение характера и темперамента, позиционируя темперамент как природную основу характера.

В третьем вопросе опишите поэтапно процесс воспитания характера, необходимые условия формирования мировоззрения, убеждений и идеалов. Сформулируйте основные закономерности воспитания и самовоспитания характера.

В заключении сделайте выводы о важности знания характера человека, которое позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и корректировать его ожидаемые действия и поступки, в том числе в профессиональной деятельности.

 

Практическое задание

Проанализируйте силу вашего характера, используя психологический тест (Приложение 4). Приведите примеры проявления силы (или слабости) вашего характера в вашей профессиональной деятельности.

План работы

Введение

1. Понятие способностей, их классификация

2. Иерархия способностей

3. Способность и деятельность

Заключение

 

Методические советы

Во введении дайте определение понятия способности личности. Определите место способностей в структуре личности.

В первом вопросе дается общая характеристика способностей: условия проявления и развития способностей, соотношение способностей и знаний, умений и навыков в деятельности, задатки как природная предпосылка способностей, классификация способностей. 

Во втором вопросе рассматривается динамическая иерархия способностей, выделяя одаренность, специальную одаренность, талант и гениальность человека.

В третьем вопросе рассматривается связь способностей с успешной деятельностью. Приводятся данные о возможности компенсации способностей другими индивидуально-психологическими свойствами личности.

В заключении оцените роль способностей в вашей будущей профессиональной деятельности.

Практическое задание

Оцените вашу потенциальную способность быть предпринимателем, используя психологический тест, приведенный в Приложении 5. Сделайте выводы о возможности реализации ваших способностей в профессиональной деятельности.

План работы

Введение

1. Понятие эмоций и их характеристика

2. Основные эмоциональные состояния личности

Заключение

Методические советы

Во введении определите место эмоций в структуре личности. Обоснуйте актуальность изучения эмоциональной сферы личности, отражающей личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.

В первом вопросе дайте определение понятия «эмоции». Охарактеризуйте функции и виды эмоций в зависимости от характера переживаний, влияния на деятельность человека, специфики и особой окрашенности переживаний.

Во втором вопросе рассмотрите основные эмоциональные состояния личности, к которым относятся: настроение, аффект, стресс, страсть и чувство. Характеристика эмоциональных состояний включает рекомендации психологов для их психологической коррекции.

В заключении сделайте общие выводы о возможности управления эмоциональными состояниями, которые служат препятствием для эффективной профессиональной деятельности.

 

Практическое задание

Проанализируйте свое эмоциональное состояние (уровень реактивной и личной тревожности), используя психологический тест (Приложение 6). Сделайте выводы о соответствии характеристик вашей эмоциональной сферы требованиям вашей профессии.

 

План работы

Введение

1. Структура волевого действия

2. Волевые качества человека

Заключение

Методические советы

Во введении дайте определение понятия воли, как свойство человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.

В первом вопросе приведите признаки волевого акта, проанализируйте процесс волевого действия, состоящий из четырех фаз: возникновение побуждения и постановка цели, стадия обсуждения и борьбы мотивов, принятие решения, исполнение. Рассмотрите неволевые действия человека.

Во втором вопросе приведите описание волевых качеств, к которым относятся целеустремленность, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, энергичность, инициативность и др.

В заключении сделайте выводы о значимости волевых качеств человека в профессиональной деятельности.

 

Практическое задание

 Оцените свою силу воли, используя психологический тест (Приложение 7). Сделайте выводы об использовании психологических особенностей вашей личности в профессиональной деятельности.                                                                                                                                                                                                                                                                                   

 

План работы

Введение

1. Понятия мотива и мотивации деятельности

2. Теории мотивации

3. Мотивы и стимулирование в трудовой деятельности

Заключение

Методические советы

Во введении оцените значимость мотивационной сферы личности в профессиональной деятельности специалиста. Определите место мотивации в структуре личности.

В первом вопросе дайте определение понятий мотива и мотивации деятельности. Рассмотрите мотивационную сферу личности: ее структуру, классификацию потребностей человека, свойства мотивационной сферы.

Во втором вопросе приведите содержание основных теорий мотивации, включая содержательные (концепция иерархии мотивов А.Маслоу, концепция мотивации Д. МакКлелланда) и процессуальные (теория ожидания, теория справедливости, теория трудовых инвестиций) теории мотивации.

В третьем вопросе рассмотрите мотивы и процесс стимулирования в профессиональной деятельности, его соответствие мотивационным типам работников.

В заключении сделайте общие выводы о значимости мотивации и о современной системе стимулирования в профессиональной деятельности.

 

Практическое задание

Приведите описание системы стимулирования труда, применяемая в вашей профессиональной деятельности.

Деятельности

План работы

Введение

1. Классификация психических состояний

2. Характеристика основных психических состояний

Заключение

Методические советы

Во введении дайте определение понятия «психическое состояние». Раскройте роль психических состояний работника в его профессиональной деятельности.

В первом вопросе приведите классификации психических состояний по признаку длительности, по ведущему компоненту, по степени напряжения их общего тонуса, по степени активной деятельности сознания, по доминирующим в их структуре свойствам и т.д.

Во втором вопросе охарактеризуйте основные психические состояния работников, включая состояние психологической готовности (заинтересованности) к деятельности, состояния психической напряженности (операционное, эмоциональное), состояние утомления, монотонности и др.

В заключении сделайте выводы о возможности регулирования психических состояний работников трудового коллектива.

 

Практическое задание

Приведите знакомые вам профессиональные ситуации, в которых участникам необходимы знания о психологических состояниях работников.

План работы

Введение

1. Условия труда и пути регулирования психическими состояниями работников

2. Методы оценки психических состояний человека

Заключение

Методические советы

Во введении дайте определение понятия «психическое состояние». Раскройте роль психических состояний работника в его профессиональной деятельности.

В первом вопросе охарактеризуйте различные факторы физической и социальной среды в профессиональной деятельности, влияющие на психологические состояния работников, в том числе экстремальные условия труда. Опишите возможные пути их корректирования, включая индивидуализацию условий труда.

Во втором вопросе приведите методы оценки психических состояний человека, применяемых для оценки адекватности условий труда характеру деятельности.

В заключении сделайте выводы о регулировании условий труда как фактора успешности профессиональной деятельности.  

 

Практическое задание

Приведите описание условий вашей профессиональной деятельности и их влияние на психические состояния работников.

 

План работы

Введение

1. Характеристика социальной группы

2. Формирование социально-психологического климата в коллективе

Заключение

 

Методические советы

Во введении обоснуйте актуальность проблемы группы как важнейшей формы социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения.

В первом вопросе необходимо привести основные признаки социальной группы, ее структурную организацию, типологию групп по различным признакам, основные стадии развития социальной группы. Следует рассмотреть групповые процессы, межличностные отношения, их форму, влияние на личность и на обстановку в группе. Система межличностных отношений включает в себя совокупность симпатий и антипатий, предпочтений и отвержений членов группы.

Во втором вопросе охарактеризуйте понятие социально-психологического климата, определяющие его параметры, возможные пути управления. 

В заключении сделайте вывод о перспективах управления социально-психологическим климатом в трудовом коллективе.

 

Практическое задание

Проанализируйте психологический климат группы сотрудников в вашей профессиональной деятельности, используя карту-схему (Приложение 8). Рассмотрите возможные способы улучшения психологического климата в вашей группе.

Деятельности

План работы

Введение

1. Характеристика стресса в профессиональной деятельности

2. Управление стрессом

Заключение

Методические советы

Во введении работы следует обосновать роль стресса в профессиональной деятельности.

В первом вопросе дается определение стрессу и приводится его подробная характеристика, включая причины возникновения стресса, виды стресса, признаки его проявления, основные стадии развития стрессового состояния, последствия.

Во втором вопросе нужно рассмотреть методы управления стрессом для достижения его низкого уровня (правила саморегуляции) и защиты от него, применяемые в профессиональной деятельности.

В заключении делается вывод о перспективах снижения уровня стресса в профессиональной деятельности.

 

Практическое задание

Перечислите признаки вашего стрессового напряжения. Предложите способы, которые помогут снизить данное напряжение.

План работы

Введение

1. Понятие и характеристика профессиональной деформации

2. Основные проявления профессиональной деформации

Заключение

Методические советы

Во введении расскажите о месте профессиональной деформации в процессе профессионального становления личности, обоснуйте актуальность изучения этого вопроса.

В первом вопросе дайте понятие профессиональной деформации, приведите причины ее возникновения.

Во втором вопросе рассматриваются проявления профессиональной деформации, стадии ее развития. Приведите специфические проявления профессиональной деформации работников вашей специальности. Необходимо также привести мероприятия профилактики профессиональной деформации.

В заключении следует сделать выводы о перспективах разработки комплекса предупредительных мероприятий, снижающих вероятность развития профессиональной деформации в вашей профессии.

 

Практическое задание

Приведите примеры профессиональной деформации личности в вашей профессиональной деятельности.

План работы

Введение

1. Коммуникативные барьеры

2. Барьеры взаимодействия

3. Барьеры восприятия и понимания

Заключение

Методические советы

Во введении дайте определение понятия барьеров в деловом общении, раскройте важность их преодоления для повышения эффективности делового общения.

В первом вопросе опишите разновидности коммуникативных барьеров, связанных с искажением поступающей к партнеру информации.

Во втором вопросе следует рассмотреть личностно-психологические барьеры взаимодействия, которые могут определяться эмоциями, характером человека, разной системой ценностей, негативными установками друг против друга и др.

В третьем вопросе приведите описание ошибок при формировании первого впечатления партнера общения, а также барьеры непонимания, социально-культурного различия, отношения и др.

При описании барьеров обратите внимание на рекомендации психологов по преодолению данных барьеров в деловом общении.

В заключении сделайте выводы о возможности преодоления барьеров общения и достижения эффективности делового общения.

 

Практическое задание

Приведите примеры коммуникативных барьеров (из литературных произведений или Вашей практики) и опишите возможные способы их преодоления.

План работы

Введение

1. Особенности делового общения представителей иностранных государств

2. Особенности делового общения носителей русской культуры

Заключение

Методические советы

Во введении назовите проблемы национальных отношений. Покажите место и роль учета национально-культурных особенностей партнеров для повышения эффективности делового общения, решения проблем национальных отношений.

В первом вопросе расскажите о национальных различиях деловой коммуникации представителей разных стран, включая США, Великобританию, Францию, Германию, Италия, Голландия, Японию, Китай, Турция и др. Должны рассматриваться различия речевого, невербального поведения представителями разных культур. Опишите, какова роль переводчика при проведении встреч и налаживании доверительных отношений с партнерами.

Во втором вопросе опишите особенности русского характера и ведения деловых переговоров представителями отечественных предприятий и организаций.

В заключении сделайте выводы о перспективах успешности деловых переговоров представителями разных стран.

Практическое задание

Опишите особенности общения представителей вашей национальности. Характерно ли это для вашего общения?

План работы

Введение

1. Структура коммуникации

2. Коммуникативные барьеры общения

Заключение

Методические советы

Во введении дайте определение понятию коммуникативной стороны общения.

Первый вопрос посвящен характеристике структуры коммуникации как процесса обмена информацией, включая кодирование и декодирование информации, каналы передачи информации, обратную связь и т.д.

 Во втором вопросе дайте определение понятию эффективности коммуникации, опишите различные виды коммуникативных барьеров, приводящих к искажению поступающей к партнеру информации.

В заключении приведите рекомендации психологов для повышения эффективности коммуникации.

Практическое задание

Ознакомьтесь с приведенными в таблице 2 ситуациями при общении. Приведите вопросы, которые Вы зададите вашему партнеру по общению при установлении обратной связи.

Таблица 2

Ситуация Примерные вопросы
1. Один из партнеров употребил какое-то незнакомое выражение или термин.  
2. Говорящий уклоняется от темы и не сообщает той информации, которую вы от него ждете.  
3. Партнер словно «зацикливается», постоянно повторяя одно и то же. Вам же надо продвигаться дальше.  
4. Партнер только что произнес нечто, не очень-то согласующееся с его предыдущими утверждениями. Вы хотите это уточнить.  
5. Вам хотелось бы узнать мнение партнера о том, что вами было высказано.  
6. Невербальное поведение партнера подсказывает вам, что он обеспокоен какими-то вашими словами. Вы хотите рассеять его сомнения, подозрения.  
7. Было высказано несколько положений, и вы хотите привлечь к ним внимание.  
8.Партнер не согласился с частью из сказанного вами, и вы хотите уточнить причину этого неприятия.  
9. Партнер сделал общее утверждение относительно обсуждаемого вопроса, и вы хотите поговорить об этом более конкретно.  
10. Вы сказали о некоторых преимуществах обсуждаемой идеи и хотите установить обратную связь с партнером.  

 

План работы

Введение

1. Компоненты процесса взаимодействия

2. Позиции в деловом общении

Заключение

Методические советы

Во введении дайте определение понятию интерактивной стороны общения.

В первом вопросе опишите компоненты процесса взаимодействия партнеров, включая способы воздействия партнеров друг на друга, результаты взаимовлияния, эффективные механизмы, обеспечивающие формирование конструктивного взаимодействия в организации. Раскройте понятия совместимости и срабатываемости членов коллектива.

Во втором вопросе дайте характеристику трех позиций в деловом общении в русле трансактного анализа Э. Берна, рассмотрите виды трансакций.

В заключении сделайте выводы об эффективности взаимодействия членов трудового коллектива.

Практическое задание

Проанализируйте приведенные ниже правила, сформулированные в книгах Дейла Карнеги. Соблюдая их, человек может воздействовать на людей, не оскорбляя их ни не вызывая у них чувства обиды.

1. Перед тем, как сделать человеку замечание, похвалите его и искренне признайте его достоинства.

2. Указывайте на ошибки других людей не прямо, а косвенно.

3. Перед тем, как критиковать человека, поговорите о собственных ошибках.

4. Вместо прямого приказания, задавайте человеку вопросы.

5. Всегда давайте людям возможность спасти свой престиж.

6. Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу.

7. Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.

8. Прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима; делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.

9. Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете. Для этого надо говорить человеку о том, что хочет он, и научить его, как ему получить желаемое.

Приведите примеры знакомых вам ситуаций, демонстрирующих поведение в соответствии с данными правилами и с их нарушениями.

План работы

Введение

1. Характеристика процесса восприятия

2. Ошибки восприятия

3. Психологические приемы формирования аттракции

Заключение

Методические советы

Во введении дайте определение понятию перцептивной стороны общения.

В первом вопросе опишите процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения, основные механизмы взаимопонимания, основные источники информации.

Во втором вопросе необходимо рассмотреть факторы (барьеры), которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей.

В третьем вопросе приведите психологические приемы формирования аттракции, с помощью которых можно расположить к себе собе­седника.

В заключении оцените значение психологических приемов для повышения эффективности процессов восприятия и взаимопонимания собеседников.

 

Практическое задание

Проведите диагностику вашего главного типа восприятия (визуал, аудиал, кинестетик). Определите, насколько вы – приятный собеседник. Используйте для этого психологические тесты, приведенные в Приложении 9. Приведите примеры вашего собственного использования психологических приемов для произведения благоприятного впечатления на собеседников. 

План работы

Введение

1. Психологические приемы формирования аттракции

2. Управление восприятием партнера

Заключение

Методические советы

Во введении следует дать определение самоподачи (самопредъявления, самопрезентации) в общении, обратить внимание на актуальность управления восприятием партнера.

В первом вопросе необходимо рассмотреть факторы (барьеры), которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей.

Во втором вопросе рассмотрите возможность управления восприятием партнера с помощью механизмов социального восприятия, включая самоподачу превосходства, привлекательности, отношения, актуального состояния и др.

В заключении сделайте выводы о важной роли самоподачи в дружеских и деловых отношениях. При этом она может служить источником ошибок при восприятии другого человека.

Практическое задание

Составьте свое собственное резюме для устройства на работу, выступающее в роли письменной самопрезентации.

План работы

Введение

1. Язык как система знаков

2. Культура речи человека

Заключение

Методические советы

Во введении укажите на то, что главным средством общения является язык.

В первом вопросе дайте характеристику языка как системы знаков, речи человека. Опишите структуру речевого общения, речевые конструкты.

Во втором вопросе охарактеризуйте культуру речи человека, которая предполагает знание норм литературного языка, выразительность речи, которая достигается использованием разнообразных языковых


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.183 с.