Коллективной безопасности в Европе — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Коллективной безопасности в Европе

2019-08-07 439
Коллективной безопасности в Европе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Специальность: 12.00.10 - Международное право. Европейское право

Диссертация

На соискание ученой степени кандидата юридических наук

Научный руководитель:

Доктор юридических наук, доцент,

Давлетгильдеев Рустем Шамилевич

Казань – 2018

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 4

Глава I. Особенности развития права международной безопасности на современном этапе ….………………………………………………………… 19

§ 1. История становления отрасли права международной безопасности, принципы права международной безопасности.………………………...… 19

§ 2. Понятие, предмет, источники и место права международной безопасности в международно-правовом регулировании системы коллективной безопасности ………………………………………………………… 37

§ 3. Проблемы принципов международного права в сфере обеспечения международной безопасности и их соотношение ………………………… 47

§ 4. Особенности современной системы обеспечения международной безопасности ………………………………………………………………………. 59

Глава II. Региональные системы обеспечения международной безопасности в Европе………………………………………………………... 75

§ 1. Проблемы формирования региональной системы обеспечения коллективной безопасности в Европе ………………………..……………………. 75

§ 2. Международно-правовой механизм обеспечения европейской безопасности в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ……………………………………………………………………………………. 91

§ 3. Особенности правового механизма Европейского Союза в области обороны и безопасности: от общей опоры к продвинутому сотрудничеству …………………………………………………………………………………………….. 102

Глава III. Проблемы и перспективы участия Российской Федерации в международно-правовых системах обеспечения безопасности в Европе.............................................................................................................................. 117

§ 1. Международно-правовые основы взаимодействия Российской Федерации и Североатлантического альянса в деле обеспечения безопасности в Европе …………………………………………………………………………………………….. 117

§ 2. Международно-правовые основы взаимодействия Российской Федерации и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в деле обеспечения безопасности в Европе ……………………………………………… 128

§ 3. Отношения Российской Федерации и Европейского Союза в области обеспечения безопасности в Европе: поиск конструктивных форм сотрудничества ………………………………………………………………………. 136

Заключение …………………………………………………………………... 151

Список использованных источников и научной литературы ……….... 158

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Европа на протяжении многих веков является одним из центров мировой политики, оказывающим непосредственное влияние на развитие мировой цивилизации, местом пересечения интересов различных государств и, одновременно, полем для взаимодействия и выстраивания международных и международно-правовых отношений.

Процессы глобализации, получившие стремительнее развитие во второй половине ХХ столетия, показали, что ни одно государство, сколь мощным и развитым оно бы ни было, не в состоянии в одиночку создать благоприятную международную обстановку. Ее не может создать и группа государств, особенно если речь идет о всеобщей, универсальной системе международной безопасности. Это в полной мере было подтверждено большим опытом «блокового» противостояния: Антанта и Тройственный союз, Организация Североатлантического договора и Организация Варшавского договора. Результатом действий которых стали мировые войны и реальная угроза ядерной войны.

На смену ставшим уже классическими, пришли новые вызовы и угрозы безопасности, среди которых все более отчетливо выделяется международный терроризм в различных его проявлениях.

Сами по себе сложные «блоковые» взаимоотношения, а также тенденции к эволюции вызовов и угроз в сфере обеспечения безопасности свидетельствуют, насколько необходимо государствам европейского региона иметь юридически жизнеспособные механизмы обеспечения безопасности, имеющие под собой прочную международно-правовую основу.

Важно в полной мере осознавать, что только коллективными действиями можно прийти к успеху в решении такой приоритетной задачи, какой является обеспечение международной безопасности. При этом, следует понимать, что ни одну важную проблему международных отношений невозможно решить без опоры на основные принципы и нормы международного права, отводя ему главную роль в этом процессе.

Анализ ситуации, связанной с международно-правовым обеспечением коллективной безопасности в европейском регионе показал, насколько многогранна данная область международных отношений, а связанные с этим проблемы не теряют своей значительности и актуальности.

Диссертационная работа направлена на выявление проблем, связанных с построением надежной системы обеспечения безопасности в европейском регионе, адаптацией институциональных основ, существующих военно-политических и иных структур, новым вызовам и угрозам в сфере обеспечения безопасности, а также поиском новой институциональной основы в области сотрудничества в деле обеспечения безопасности в Европе. В частности, существует ряд причин концентрации внимания на проблемах обеспечения безопасности в Европе.

Во-первых, с момента принятия Устава Организации Объединенных Наций (далее – ООН), Декларации о принципах международного права и подписания Хельсинкского Заключительного акта, существенно изменилась геополитическая картина мира. На международной арене появились новые независимые государства, не подпадающие под критерии несамоуправляющихся территорий (колоний). Распался Советский Союз, разбалансировав тем самым состояние международных отношений.

Эти события на фоне возросшей угрозы международного терроризма, стали благодатной почвой для развития тенденций, связанных с различной трактовкой и применением ряда основных принципов международного права. Этим стали умело пользоваться лица, заинтересованные в «расшатывании» международной обстановки.

Во-вторых, универсальный механизм обеспечения безопасности, предусмотренный Уставом ООН, уверенно демонстрирует наличие системных проблем. С одной стороны, Организация в лице Совета Безопасности осуществляет уникальные по своему характеру функции, связанные с выработкой институциональной основы в деле обеспечения мира и безопасности. С другой, несмотря на широкий перечень полномочий и компетенций, в вопросах предотвращения угроз миру и безопасности, ООН фактически неспособна принять реальные меры по предотвращению и/или погашению регионального конфликта.

В-третьих, за последние полтора десятилетия Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее – ОБСЕ) снизила активность в вопросах обеспечения безопасности государств-участников. На фоне ослабления роли ОБСЕ в Европе, центральным элементом европейской системы обеспечения безопасности фактически стал Североатлантический альянс (далее – НАТО или Альянс).

Подобная система коллективной безопасности, созданная в рамках Альянса, может лишь временно быть гарантом безопасности для государств – членов НАТО. Скорее всего, такая система будет неприемлема уже в обозримом будущем, поскольку противопоставит себя оставшимся вне блока НАТО европейским государствам, не говоря о странах Центральной и Восточной Азии.

В-четвертых, в отношениях Североатлантического альянса и Российской Федерации продолжает сохраняться анахроничное идеологическое разделение на «своих» и «чужих», возникшее, в том числе, вследствие противостояния военно-политических блоков времен «холодной войны». НАТО стремится активно действовать в направлении размещения вооружений в непосредственной близости от границ Российской Федерации. Россия, по определению, не может не действовать адекватно, соблюдая принцип равной безопасности в европейском регионе.

В-пятых, ключевой актор европейского региона – Европейский союз начинает выстраивать автономную модель обеспечения безопасности, давая возможность каждому государству реализовывать права в области обеспечения безопасности по своему усмотрению и в своих интересах. Это обстоятельство свидетельствует о признании готовности ЕС обеспечивать безопасность собственными силами.

Научная новизна диссертационной работы состоит состоит в разработке и обосновании концепции международно-правового обеспечения коллективной безопасности в Европе, выявлении проблем в области обеспечения европейской безопасности и предложении путей их решения, включая участие Российской Федерации в данном процессе.

В частности, подняты проблемы, связанные с обеспечением коллективной европейской безопасности, с отсутствием единой институциональной основы для противодействия таким новым угрозам международной и региональной безопасности, как международный терроризм, незаконная миграция, включая торговлю людьми.

Следует рассматривать в качестве новизны исследования предложенное отличие региональных систем обеспечения безопасности от региональных систем обеспечения коллективной безопасности и выделение в качестве европейской системы обеспечения коллективной безопасности НАТО.

Новизной является анализ новой инициативы в оборонном сотрудничестве государств-членов ЕС – Постоянного структурированного сотрудничества (PESCO), которое рассматривается как правовая и организационная основа для формирования в будущем новых форм продвинутого сотрудничества государств-членов ЕС, а также введение автором в российскую международно-правовую доктрину новых источников, включая акты Совета ЕС в области Постоянного структурированного сотрудничества, Уведомление о Постоянном структурированном сотрудничестве Совету, а также Высокому представителю Союза по иностранным вопросам и политике безопасности.

Степень научной разработанности темы. Проблемам международно-правового обеспечения европейской безопасности, прямо и опосредовано посвящен ряд научных исследований в отечественной и зарубежной науке. В частности, международно-правовым проблемам безопасности в европейском регионе посвящено диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата юридических наук О. Г. Карповича «Международно-правовые проблемы европейской безопасности» (М., 1998). Данное исследование содержит качественный анализ и выводы, актуальные для своего времени.

Отдельные аспекты обеспечения коллективной безопасности в Европе рассматривались в работах ученых в области международного права. К примеру, глобальные проблемы, связанные с обеспечением безопасности, изучал Филиппо Андреатта в диссертации доктора наук «Collective Security. Theory and Practice of an Institution for Peace in the XX Century» (1996г.) Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук С. В. Додоновой «Международно-правовые основы укрепления системы коллективной безопасности» (М., 2006) в большей степени посвящена проблемам обеспечения универсальной системы безопасности, без уделения достаточного внимания региональным моделям. О региональных системах коллективной безопасности речь идет в параграфе втором, второй главы исследования.  Н. Н. Емельянова в диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук «Международно-правовые проблемы обеспечения глобальной безопасности на современном этапе» (М., 2013) уделяет внимание европейской безопасности в главе пятой, однако в большинстве своем работа посвящена вопросам универсальной международной безопасности и ее разновидностям. В результате, мы видим, что до настоящего времени отсутствует комплексное научное исследование, посвященное актуальным проблемам международно-правового обеспечения коллективной безопасности в Европе.

Настоящее диссертационное исследование носит комплексный характер, что предопределило необходимость изучения обширного нормативного и доктринального материала. Нормативный блок включает международно-правовые договоры, документы ООН, прежде всего, резолюции Совета Безопасности ООН, документы региональных международных организаций – Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организации Североатлантического договора, Организации Варшавского Договора, соглашения, договоры и иные документы Европейского союза, Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, документы, принятые в рамках Совета Россия – НАТО и иные международно-правовые соглашения.

Цель и задачи исследования. Основной цельюдиссертационной работы является разработка и обоснование концепции международно-правового обеспечения коллективной безопасности в Европе, выявление специфики существующих международно-правовых механизмов обеспечения безопасности в Европе, предложение способов их модернизации и укрепления, в том числе по переориентация или созданию на базе существующих международно-правовых механизмов обеспечения европейской безопасности институциональной основы по противодействию новым вызовам и угрозам, а также разработка рекомендаций по определению позиции Российской Федерации во взаимоотношениях с НАТО, ОБСЕ и ЕС в области международной безопасности.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач диссертационного исследования:

1. Проанализировать историю становления, формирования и развития права международной безопасности, как отрасли современного международного права.

2. Изучить источники и принципы международного права, составляющие основу отрасли права международной безопасности.

3. Определить международно-правовые механизмы обеспечения коллективной безопасности.

4. Исследовать международно-правовые основы универсальной системы коллективной безопасности применительно к европейскому региону до Второй мировой войны, выявить причины и условия, препятствовавшие ее созданию.

5. Оценить правовые конструкции региональной системы коллективной безопасности в европейском регионе в период «холодной войны», дать характеристику юридической природе таких военно-политических блоков, как Организация Североатлантического договора и Организация Варшавского Договора.

6. Рассмотреть юридическую природу Хельсинкского Заключительного акта 1975 года, а также деятельность ОБСЕ по обеспечению безопасности на территории европейского региона.

7. Теоретически обосновать существующую международно-правовую модель обеспечения собственной безопасности странами ЕС, а также оценить возможные будущие сценарии с целью выявления возможных общих форматов взаимодействия между Российской Федерацией и Европейским союзом.

8. Провести анализ правовых основ взаимоотношений отношений Российской Федерации с ОБСЕ, НАТО и Европейским Союзом в области поддержания и обеспечения международной безопасности в европейском регионе.

9. Исследовать юридическую природу проекта Договора о европейской безопасности, предложенного Российской Федерацией в качестве одного из возможных вариантов сотрудничества европейских государств в деле обеспечения европейской безопасности.

10. Внести предложения о новых институциональных направлениях сотрудничества в деле обеспечения европейской безопасности по линии взаимодействия Российской Федерации с ОБСЕ, НАТО и Европейским Союзом.

11. Разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности существующих международно-правовых механизмов обеспечения коллективной безопасности при взаимодействии Российской Федерацией с ОБСЕ, НАТО и Европейским Союзом.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования выражается в авторских научных выводах, произведенных на основе фундаментального анализа имевших место в прошлом и существующих в настоящее время моделей и систем обеспечения универсальной и региональной международной безопасности.

Результаты исследования дополняют теоретические представления по одному из ключевых направлений в сфере обеспечения международной безопасности – обеспечение коллективной безопасности, могут быть использованы в дальнейших научных изысканиях, и будут содействовать разрешению дискуссионных и коллизионных вопросов в области права международной безопасности в целом.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что изложенные в нем положения, выводы и рекомендации могут быть использованы:

– в целях разработки предложений по совершенствованию правовых механизмов обеспечения коллективной безопасности на глобальном и региональном уровнях, в том числе для совершенствования подходов к решению этих вопросов;

– в правотворческой деятельности, связанной с разработкой и заключением международно-правовых документов, направленных на совершенствование нормативной базы в области обеспечения коллективной безопасности в Европе;

– в научно-образовательной деятельности в рамках учебных курсов по международному праву, праву международной безопасности, международно-правовым проблемам обеспечения коллективной безопасности в Европе и другим.

Методологическую основу исследования составляет комплекс методов, в том числе общенаучных, среди которых диалектический, формально-логический, структурно-функциональный, метод анализа и научного прогнозирования, синтеза и дедукции. В настоящей работе использованы также специальные методы исследования, в том числе историко-правовой, сравнительно-правовой и формально-правовой. Данные методы используются как в отечественной, так и в зарубежной теории международного права. Применение указанных методов в комплексе позволило решить задачи, поставленные перед исследователем.

Теоретическую основу исследования составляют научные труды и содержащиеся в них положения, сформулированные советскими и российскими юристами-международниками, в числе которых: А.И. Абдуллин, А.Х. Абашидзе, О.В. Богданов, Р.Ш. Давлетгильдеев, Л.А. Иванащенко, Г.В. Игнатенко, Ю.Д. Казанчев, П.А. Калиниченко, А.В. Клемин, Ю.М. Колосов, Е.А. Коровин, Д.В. Красиков, Г.И. Курдюков, Л.А. Лазутин, А.С. Леонов, И.И. Лукашук, Е.Г. Ляхов, С.А. Малинин, Ф.Ф. Мартенс, А.В. Мелешников, А.А. Моисеев, Е.Г. Моисеев, Р.А. Мюллерсон, О.М. Орлова, Ю.М. Рыбаков, Э.И. Скакунов, В.К. Собакин, Г.И. Тункин, О.И. Тиунов, Б.Р. Тузмухамедов, Н.Е. Тюрина, В.А. Уляницкий, Н.А. Ушаков, В.Н. Федоров, М.А. Циммерман, С.В. Черниченко, Е.А. Шибаева, Л.Н. Шестаков, Г.Р. Шайхутдинова и другие.

Автор изучил диссертационные исследования в области обеспечения международной безопасности А.С. Айманбетовой, А.Н. Булыгина, Т.Н. Войтовой, Т.В. Говердовской, С.В. Додоновой, О.Г. Карпович, К.Л. Сазоновой, Е.А. Сидоровой, В.Х. Сотирова и ряда других авторов. В рамках исследования были изучены и использованы работы зарубежных юристов-международников Д. Анцилотти, Э.Х. Аречаги, Дж. Барроса, С. Бишшопа, Э. де Ваттеля, В. Вицтума, Дж. Говорда, Г. Гроция, К. Звольски, А. Кассе, К. Каддус, В. Лоу, Л. Леонардо, Марии де ла Урре Коррес, А. Миссироли, М. Норхайм-Мартинсен, Д.П. Майерса, Л. Оппенгейма, К. Струппа, Г. Скотта, Р. Ульмана, Д. Фиотт, Франческо Руиз Гонзалеса, Хосе Марии Бенейто, М. Чарлампус, М. Шоу и другие.

Эмпирическую основу исследования составилирезолюции ООН, резолюции Совета Безопасности ООН, резолюции ОБСЕ, директивы Европейского союза, статистические и иные сведения региональных организаций, отражающие состояние международно-правовых отношений в области обеспечения универсальной и региональной безопасности.

В процессе диссертационного исследования выявлен ряд проблем, на которые, по мнению автора, необходимо обратить особое внимание, поскольку от вариантов их решения зависит, в том числе, архитектура европейской безопасности. Выявленные проблемы сформулированы и представлены в виде положений, выносимых на защиту:

1. Следует отличать региональные системы обеспечения безопасности от региональных систем обеспечения коллективной безопасности. Однако обе системы в равной степени могут быть применены для обеспечения международного мира и безопасности.

В настоящее время члены СБ ООН не способны придти к консенсусу по вопросам прекращения региональных конфликтов, угрожающих миру и безопасности и/или их деэскалации. Понимая это, следует делегировать данные вопросы для решения соответствующей региональной организацией, способной не только эффективно бороться с конфликтами, но и предупреждать их на ранних стадиях развития.

Автор предполагает, что региональная система безопасности в большей степени ориентирована на упреждение самой возможности возникновения конфликта путем создания институциональной основы с целью выработки единых подходов к решению проблемы, связанной с угрозой миру и безопасности. Региональная система обеспечения коллективной безопасности предполагает более тесное взаимодействие между государствами-участниками в случае совершения акта агрессии в отношении какого-либо из участников системы.

2. Вторая половина ХХ столетия ознаменовалась конфронтацией в «биполярном» мире, последствия которой в полной мере проявились в европейском регионе. Однако с момента прекращения «блокового» противостояния страны европейского региона не перестали испытывать на себе последствия влияния «извне».

Европа, «раздираемая» внутренними противоречиями, с неоднородными по военно-политическому и экономическому потенциалу странами, относительно недавно стала консолидироваться вокруг международного объединения в лице Европейского Союза. На современном этапе ЕС имеет все необходимые органы и структуру, необходимую для формирования и координации общей внешней политики и политики безопасности и начинает играть ту роль, которая присуще центральному элементу.

Однако в силу наличия антагонистических противоречий в подходах к развитию системы обеспечения безопасности европейского региона у наиболее влиятельных мировых акторов, создание единого механизма обеспечения европейской безопасности не представляется возможным. В сложившейся ситуации более рациональным представляется сохранение множественности таких механизмов, чтобы максимально учитывать интересы стран европейского региона.

3. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) изначально учреждалась как центральная организация, призванная решать вопросы в области обеспечения безопасности в Европе. Действительно, в первые годы после ее создания вплоть до конца 90-х годов прошлого столетия ОБСЕ играла важную роль в обеспечении коллективной безопасности в Европе. На протяжении последних полутора десятилетий возможности ОБСЕ существенно сократились, что выразилось в недостаточном реагировании на имеющиеся в этой сфере вызовы и угрозы.

В условиях отсутствия реальной возможности реформирования ОБСЕ, ее главных и вспомогательных органов путем принятия консолидированного учредительного документа, объединяющим фактором для сотрудничества между государствами-членами может стать борьба с новыми вызовами и угрозами, такими как международный терроризм, незаконная миграция, включая торговлю людьми. ОБСЕ имеет наибольшую вовлеченность государств в сравнении с какой-либо иной региональной международной организацией.

4. ОБСЕ продолжает занимать важное место в системе европейской безопасности. Действительно, в настоящее время акценты в работе ОБСЕ в большей степени сконцентрированы в плоскости так называемого «человеческого измерения». На этом фоне отсутствие самостоятельных институтов, деятельность которых была бы всецело посвящена решению проблем, связанных с борьбой с терроризмом и торговлей людьми, выглядит не вполне логичным, а создание такого институционального каркаса, напротив, позволило бы государствам-участникам наладить более тесное сотрудничество в этих областях. В частности, уточнение внутриорганизационного механизма работы ОБСЕ и разграничение ее компетенций между действующими структурами и институтами в сфере «межизмеренческих» аспектов, как направление для выработки институциональной основы, позволило бы государствам, используя ресурсы организации, наладить более тесное сотрудничество по таким ключевым направлениям, учитывая еще и то, что данные проблемы менее подвержены политической конъюнктуре и могут стать связующим звеном в пределах стран-участниц Организации.

5. Запущенный в ЕС оборонный механизм PESCO не является формой продвинутого сотрудничества, однако реализуется в рамках правовой и институциональной системы Европейского Союза с акцентом на область обеспечения обороны и безопасности ЕС. Проекты, запущенные в рамках PESCO, будут представлять собой формы продвинутого сотрудничества в области обороны и обеспечения безопасности.

Изучая перечень первых проектов, сложно сделать однозначный вывод, является ли данный механизм исключительно внутренним оборонным механизмом ЕС, либо имеет потенциал, направленный «вовне».

6. В будущем наличие двух и более схожих по своему функциональному назначению региональных международно-правовых механизмов обеспечения коллективной безопасности в пределах одного региона влечет за собой один из двух следующих вариантов развития событий: первый – противостояние в форме вытеснения одного международно-правового механизма за счет неэффективности другого; второй – подавление или юридическое поглощение одного менее эффективного международно-правового механизма, например, через ограничение компетенций и передачу полномочий по ключевым вопросам, в пользу более эффективного международно-правового механизма.

В такой ситуации европейским странам необходимо сделать выбор либо в пользу автономного регионального международно-правового механизма обеспечения коллективной безопасности, избавленного от излишнего влияния извне, либо в пользу принятия и более глубокой интеграции международно-правовой системы обеспечения коллективной безопасности под эгидой Североатлантического альянса. Второй вариант потребует принятия дополнительных документов, разграничивающих компетенции и полномочия, связанные с реагированием и предотвращением внешних и внутренних угроз в сфере обеспечения безопасности. Однако при этом снимет потенциальные вопросы противопоставления и дублирования функционала.

7. Россия стремится выстраивать отношения с НАТО с учетом степени готовности альянса к равноправному партнерству, неукоснительному соблюдению принципов и норм международного права, реальным шагам по продвижению к общему пространству мира, безопасности и стабильности в Евро-Атлантическом регионе. Россия сохраняет отрицательное отношение к расширению НАТО и приближению военной инфраструктуры (системы ПРО) Альянса к российским границам как к действиям, нарушающим принцип равной безопасности и ведущим к повышению нестабильности в европейском регионе.

Тем не менее, имеющийся опыт взаимоотношений России и НАТО показывает, что такое взаимодействие возможно и оно положительно сказывается на обстановке в Европе. Коалиционное сотрудничество стран Альянса и Российской Федерации, а именно совместные действия по борьбе международными террористическими организациями на Ближнем Востоке, по мнению автора, могло бы принести обоюдно выгодные результаты. Во-первых, позволило бы сместить акценты с имеющегося противостояние на сотрудничество в областях, имеющих обоюдный интерес. Во-вторых, на фоне полученного опыта от проведения совместных операций, возможность вернуть взаимное доверие в международных отношениях.

8. В существующих условиях сотрудничество Российской Федерации с Европейским Союзом, основанное на механизмах «мягкого права», будет гораздо более эффективно, нежели, если стороны будут стремиться подписать юридически обязывающие международно-правовые соглашения «наперед». В краткосрочной перспективе важно нарастить «критическую массу» совместных проектов, найти взаимовыгодные формы для взаимодействия с использованием механизмов «мягкого права» для координации действий.

В области обеспечения международной безопасности представляется желательным продолжение взаимодействия в области противодействия ядерному терроризму, незаконной миграции, включая торговлю людьми, а в среднесрочной перспективе вернуться к обсуждению проекта Договора о европейской безопасности, учитывая опыт функционирования Постоянного структурированного сотрудничества PESCO в ЕС, взаимные интересы России и ЕС, а также общие подходы к международной безопасности в рамках ОБСЕ.

Достоверность результатов исследования подтверждается существенным объемом нормативного материала, среди которого международные и региональные соглашения в области обеспечения безопасности, документы СБ ООН, соглашения и внутренние директивы Европейского союза, документы ОБСЕ и НАТО, касающиеся вопросов обеспечения безопасности, акты национального права в сфере обеспечения безопасности.

А пробация результатов исследования. Диссертационное исследование рассмотрено, обсуждено и одобрено на заседании Кафедры международного и европейского права Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанского (Приволжского) федерального университет».

Результаты исследования докладывались на IV Международной научно-практической конференции «Кутафинские чтения» МГЮА имени О. Е. Кутафина (Москва, 28 ноября 2012 г.), ХVI Международном конгрессе РУДН «Блищенковские чтения» (Москва, 14 апреля 2018 г.), Международной конференции ННГУ им. Н. И. Лобачевского «Подходы Европейского Союза и России к трансграничным угрозам безопасности» (Н. Новгород, 24–25 мая 2018 г.), Международной научно-практической конференции К(П)ФУ «Международное право и глобальные вызовы современности», посвященной 80-летию профессора Р. М. Валеева (Казань, 27–28 сентября 2018 г.).

Основные результаты диссертационного исследования отражены в 9 (девяти) научных публикациях (статьях) автора, из них 7 (семь) в рецензируемых научных журналах, включенных в перечень ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Структура диссертационного исследования обусловлена его целями и задачами. Исследование включает в себя: введение, три главы, заключение и список использованных источников и научной литературы.

ГЛАВА I.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.