Опросный лист «Зрительная перцепция» — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опросный лист «Зрительная перцепция»

2019-08-07 127
Опросный лист «Зрительная перцепция» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эти вопросы описывают некоторые признаки и симптомы нарушения зрительной перцепции. У ребенка необязательно наличествуют все указанные признаки, и наоборот, отдельные симптомы могут встречаться у детей, не имеющих никаких проблем.

Замечаете ли вы, что ваш ребенок:

- не может закрашивать замкнутые области, не выбиваясь за линии контуров, или не может проводить линии, когда рисует, раскрашивает или пишет?

- с трудом собирает мозаику и строит что-либо из кубиков?   

- не может рассчитать шаги, поднимаясь/спускаясь по лестнице или шагая с поребрика/на поребрик?

- не любит незнакомые места, так как боится, что легко может там потеряться?

- не видит сходства и различия в узорах или рисунках?

- с трудом находит что-либо в ящике стола или различает лицо в толпе?

- долго возится с пуговицами/молниями на одежде или надевает обувь не на ту ногу?

- работает с частями задания, но не видит целостной картины?

- теряется в классе: не понимает, когда нужно сдать домашнее задание, где лежит точилка для карандашей, где на доске написано задание и т. д.?

- не может резать ровно по линии и/или склеивать предметы и бумагу в нужном месте, занимаясь какими-нибудь поделками?

Copyright © Western Psychological Services, 2005

Советыродителям

Вот некоторые способы помочь ребенку развить зрительную перцепцию.

- Побуждайте ребенка строить что-либо из кубиков (конструктора). Создавайте для него образцы, которые он может скопировать, или называйте ему конкретные объекты для постройки (например, мост, тоннель, дом).

- Специальные книжки для развития зрения с заданиями, предлагающими что-нибудь найти на рисунке, различить предметы, их форму, цвет и т. п., будут полезны для развития способности различения предметов, форм и т.д. Читая с ребенком такую книжку, попросите его отыскать ее страницах конкретные объекты.

- Практикуйте рисование различных форм или букв на материалах разного типа, таких как каша, глина, мыльная пена, песок и т. д.

- Вовлекайте ребенка в те виды деятельности, которые требуют хорошей координации глаз-рука: например, в игры, где надо что-либо ловить, бросать, сбивать битой. Также полезно заниматься поделками, для которых нужно что-то связывать, сшивать, склеивать.

- Стимулируйте ребенка к рисованию, письму и т.д. на наклонных и вертикальных плоскостях, чтобы обеспечить обратную связь для его мышц и суставов.

- Нарисуйте на бумаге или доске лабиринт или «дорогу», по которым можно водить карандашом или игрушечными машинками. Пусть ваш ребенок сам нарисует такие лабиринты и дороги.

- Следите за признаками чрезмерной зрительной стимуляции. Слишком большое количество отвлекающих факторов дезорганизует ребенка, чувствительного к зрительной стимуляции.

Терапевт может предложить и более специфические виды занятий, подходящие вашему ребенку. Расспросите терапевта, который занимается с ребенком, о возможных новых идеях для занятий и постарайтесь вместе обсудить реакции ребенка на разные виды зрительного опыта.

Нарушения слуха и языка

Сенсорные системы развиваются взаимозависимо. Слуховая система работает в тесном взаимодействии с вестибулярной. В 5-й главе мы уже говорили о том, что у многих детей с речевыми и языковыми проблемами наблюдаются признаки плохой обработки вестибулярных импульсов, что проявляется в малой продолжительности постротаторного нистагма. Связь с тактильной и проприоцептивной областями тут менее очевидна, но не менее значима. Когда к дисфункции причастно несколько сенсорных систем, ярче всего она проявляется именно в слуховой системе. Поэтому очень важно, чтобы терапевты, занимающиеся сенсорной интеграцией, уделяли внимание и отдельным слуховым и речевым нарушениям, хотя помимо них есть отдельные специалисты по коммуникации и аудиологи.

Мозг обычно функционирует как единое целое, каждая часть которого взаимодействует со многими другими частями. Зона мозга, ответственная за язык и речь, будет хорошо работать только при наличии надежных связей между ней и остальной частью эффективно работающего мозга, особенно его сенсорной и двигательной зонами. Хорошо организованные процессы, охватывающие весь мозг, позволяют ребенку планировать движения легко и эффективно. Разговор, и особенно обучение говорению, требует крайне сложного двигательного планирования. Нужно уметь формировать двигательный акт по собственной внутренней команде, а затем выстраивать последовательность движений, чтобы звуки образовывали слово. Мозг также должен определять порядок слов. Хорошая артикуляция подразумевает специфические движения рта, языка и губ.

Эти требования по сути аналогичны тем, что необходимы при планировании движения тела как целого. Понятно, что у ребенка с нарушениями речи, скорее всего, будет и диспраксия. Затрудненная артикуляция может быть признаком речевой апраксии. И вполне закономерно, что терапия, направленная на улучшение сенсорной интеграции и двигательного планирования у ребенка с диспраксией, способствует и развитию речи. Она помогает обрабатывать звуковые импульсы и планировать речь, поскольку благодаря ей мозг лучше работает как целое. За специальной помощью при проблемах с речью следует обращаться к речевому терапевту.

Поскольку речь и язык являются одним из результатов успешной сенсорной интеграции, их измеряют, чтобы оценить эффективность терапии, основанной на сенсорной интеграции. Языковая компетентность - один из наиболее доступных для измерения аспектов поведения, - куда доступнее, чем эмоционально обусловленное поведение или самооценка, хотя они столь же важны, как язык и речь.

Осмысливая сенсорную интеграцию

Нарушения слуха и языка

Чтобы лучше понять, с какими трудностями сталкиваются дети с нарушением обработки звуковых импульсов, представьте обед в шумном ресторане. Вы с группой коллег или друзей отмечаете чей-то день рождения. Если вы сядете в конце длинного стола, вокруг, вероятно, будет шумно из-за разговоров окружающих и бряканья посуды, доносящегося из расположенной рядом кухни. Кто-нибудь в центре стола может рассказывать смешную историю, но вам будут слышны лишь обрывки. В конце рассказа все будут хохотать, но вы-то упустили его суть. Чувствовать себя выключенным из общего разговора неприятно, а пытаться разобраться в сути происходящего, когда все остальные уже все поняли, нелегко.

Примерно так же чувствуют себя в классе дети с нарушением слуха. Они могут пытаться слушать учителя, но звуки с игровой площадки под окнами, гудение ламп над головой, шум машин и шепот одноклассников сильно мешают им разобрать объяснения. Такие дети нередко оглядываются, вертятся за партой, ища у других ребят зрительной подсказки, однако, должно быть, испытывают крайнее неудобство, не в силах самостоятельно разобраться, что же им следует делать.

Уровни обработки звуковых импульсов Аналогично тому, как существует несколько уровней обработки зрительной информации, есть и несколько уровней обработки звуковых импульсов. Ядра мозгового ствола, являющиеся главными центрами обработки звуковых сигналов, также связывают эти сигналы с вестибулярными, проприоцептивными, тактильными ядрами и ядрами, получающими вибрационные сигналы. Более того, вестибулярные ядра также получают звуковые импульсы и координируют эти два вида сигналов. Обработка информации в стволе мозга столь же значима для развития слуха и различения звуков, как и для развития зрения. Как и в случае зрительных функций, обработка в стволе мозга закладывает основание для более сложного, более высокого уровня работы мозга, необходимого для развития языка.

Полагают, что терапия, основанная на сенсорной интеграции, стимулирует развитие языка и речи, увеличивая эффективность процессов низших уровней обработки информации. Речь нередко улучшается, когда ребенок с речевым нарушением участвует в разнообразных видах активности, предполагающих движение.

Исследования детей с проблемами в обучении, вызванными нарушениями слуха или речи, показали, что результаты их тестов на чтение стали лучше после терапевтических занятий, рассчитанных на стимуляцию вестибулярных, тактильных и проприоцептивных ощущений, а не на прямой целенаправленный языковой тренинг. Постановка акцента на работе ствола мозга помогла мозговым полушариям справиться с языковыми требованиями, необходимыми для чтения. Освоение навыков двигательного планирования и адаптивных ответов способствовало функционированию высших когнитивных уровней мозга.

Детей, у которых к 2,5-3 годам не развилась речь, следует проконсультировать у терапевта, который занимается сенсорной интеграцией. Если обнаружится, что проблема тесно связана с процессами в стволе мозга, терапия, направленная на их коррекцию, - безусловно, самое подходящее решение для «запуска» языкового развития ребенка. Если специалист, к которому вы обратились за консультацией, не специализируется на коммуникации,рекомендуется заодно обратиться к специалисту по коммуникации - за оценкой речевого развития.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.