Журналистика периода “перестройки”. Новая издательская модель “типографский бум”. Газеты “Московские новости”, “Аргументы и факты”, журнал “Огонек”. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Журналистика периода “перестройки”. Новая издательская модель “типографский бум”. Газеты “Московские новости”, “Аргументы и факты”, журнал “Огонек”.

2019-08-07 1348
Журналистика периода “перестройки”. Новая издательская модель “типографский бум”. Газеты “Московские новости”, “Аргументы и факты”, журнал “Огонек”. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Перестройка с апреля 1985 по август 1991

Общее название реформ и новой идеологии советского руководства, используемое для обозначения больших перемен в экономической и политической структуре СССР.

Важнейшей закономерностью положения СМИ этого периода стало их воздействие на внедрение в сознание масс нового политического мышления. Перестройка в прессе оказала воздействие на перестройку сознания всего общества. Курс на перестройку, демократизацию и гласность привел к отказу от традиционной однопартийности и переходу к новой, демократической, системе печати.

Процесс демократизации и гласности создал новые условия политического развития общества, раскрепостил журналистику. В ее деятельности получили развитие специфические проявления, ставшие возможными в новых общественно-политических условиях, такие как: утоление информационного голода, десятилетиями испытываемого обществом; стремление к удовлетворению потребностей аудитории в правдивом слове; гласность в системе межнациональных отношений; возрождавшееся доверие народа к прессе. Воспитание историей стало неотъемлемой чертой журналистики, разбуженной гласностью.

Демократизация и гласность вызвали к жизни новые жанры и формы газетно-журнальной, теле- и радиопублицистики: политический портрет, дискуссию, «Телемост», «Прожектор перестройки», «Взгляд», «Актуальное интервью» и другие. Публицистика второй половины 80-х – начала 90-х гг. стала самой читаемой, самой волнующей за все послевоенные десятилетия. Статьи и очерки писателей и журналистов И. Васильева, Д. Гранина, Е. Евтушенко, Ю. Карякина, В. Некрасова, Е. Носова, В. Распутина, В. Селюнина и многих других привлекали внимание читателей к острейшим проблемам жизни общества, вставшего на путь демократических преобразований, его прошлого и будущего.

В переходный период от административно-командной системы управления экономикой к рынку, от тоталитарного режима к правовому государству, от приоритетов идеологических ценностей одного класса к общечеловеческим ценностям и им приходится адаптироваться к новой социально-экономической и политической ситуации.

Провозглашение демократизации и гласности открыло СМИ возможность анализировать события и явления, поднимать серьезные проблемы и предлагать пути их решения.

СМИ стали мощным рычагом начавшихся преобразований, способствовали развитию демократизации масс, их психологической перестройке, активизации сознательных действий по слому административно-командной системы.

Курс на перестройку, демократизацию и гласность привел к отказу от традиционной однопартийности и переходу к новой – демократической и многопартийной – системе. Под давлением масс в марте 1990 г. была изменена ст. Конституции СССР, которая признавала только за КПСС право на руководство советским обществом. Таким образом, ликвидировалось монопольное право КПСС на издание периодической печати.

В июне 1990 г. был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации». Он отменил цензуру, предоставил широкие права на учреждение печатных изданий и других средств массовой информации, ввел их регистрацию как проявление новых принципов строительства журналистики в демократическом обществе. По данным Госкомпечати бывшего СССР, на 15 марта 1991 г. в стране было зарегистрировано около 1800 газет и журналов, рассчитанных на общесоюзную аудиторию. Около 850 газет выходило впервые. (Почти треть всей периодики – это частные издания.)

Если учесть, что Министерство печати и массовой информации Российской Федерации к середине марта 1991 г. зарегистрировало более 600 изданий, а Моссовет – около 300, то всего в Москве к августу 1991 г. выходило более 2600 газет и журналов, половина из которых – новые.

Новые тенденции в организации издательского дела, переход к рыночным отношениям изменили положение прессы. В особенно тяжелых условиях оказалась демократическая печать России. В наиболее выгодных – издания партийных комитетов КПСС, в руках которых были сосредоточены все материально-технические средства – финансы, бумага, полиграфическая база. И все-таки конкуренция вызвала к жизни качественно новые издания: «Независимую газету», «Куранты», «Коммерсантъ» (с воскресным приложением), «Совершенно секретно» (ежемесячник) и др. В условиях демократизации и гласности в структуре средств массовой информации все большее значение приобретали телевидение и радиовещание. Передачи в цветном изображении принимались более чем в тысяче городов.

Радиовещание охватило всю территорию страны. В каждой республике Союза работала своя студия телевидения. В 1989 г. в стране имелось 119 программных телецентров, права их были чрезвычайно ограничены. Их эфирное время и объемы суточных передач жестко регламентировались Гостелерадио СССР.

В зоне уверенного приема телевизионных программ проживало около 230 млн. человек, т.е. почти 90% населения страны. 160 млн. человек имели возможность принимать две программы. У населения в 1988 г. было свыше 80 млн. телевизоров, в том числе 8 млн. цветных.

1990 г. стал последним годом существования Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию. В феврале 1991 г. он был преобразован во Всесоюзную государственную телерадиовещательную компанию. Но за ней, как и в прошлые годы, во многом сохранилось монопольное право на технические средства.

В 1991 г. начался процесс разрушения единого информационного пространства СССР. Национальные республики Союза одна за другой провозглашали свой суверенитет. Освобождаясь от диктата Центра, они рвали десятилетиями установившиеся традиции и в сфере журналистики, решительно отказывались от распределения сверху эфирного времени и его объемов для республиканских радиокомитетов и телестудий и по своему усмотрению устанавливали время трансляций теле- и радиопередач из Москвы.

Устранение монопольного права Центрального телевидения и Всесоюзного радио на эфирное время привело к существенным изменениям в структуре телевидения и радиовещания страны. На смену единой системе пришли разобщенные, не связанные общими целями 15 государственных телерадиокомплексов со своими проблемами и задачами. Создание Содружества Независимых Государств (СНГ) не смогло существенным образом повлиять на восстановление даже на новой организационной основе единого информационного пространства стран содружества.

В условиях рыночных отношений судьба большинства изданий оказалась в руках рекламодателей. «Охота» за рекламой явилась следствием экономических трудностей, с которыми столкнулась освобожденная пресса. Предоставленная независимость для большей части ее оказалась провозглашенной формально в силу непомерных расходов на производство и транспортировку. Даже реклама не смогла обеспечить финансовую независимость многих изданий. Они, как и прежде, могут существовать, получая государственные дотации.

Начиная с 1985 г., разовый тираж газетно-журнальной периодики ежегодно возрастает на 20 млн. экземпляров. В 1988 г., по сравнению с 1985 г. он увеличился на 62,4 млн. экз. Произошло резкое увеличение выпуска центральных газет: тираж «Правды», которая стала издаваться еще на французском, испанском и других языках в 1987 г. превысил 11 млн. экз., «Комсомольской правды» – достиг – 17 млн., «Труда» – 18 млн. экз. Рост тиража продолжался и в последующие годы: в 1990 г. рекордной отметки достиг тираж «Аргументов и фактов», составив 34 млн. экз.; 20,3 млн. равнялся тираж «Комсомольской правды», 20 млн. – «Труда». И хотя у некоторых газет («Советская Россия», «Красная звезда» и др.) количество подписчиков сократилось, объем периодики в целом с 1987 по 1990 г. возрос на 10%.

Значительно увеличились тиражи и журнальных изданий. В 1985 г. «Огонек» имел тираж 1,5 млн. экз., в 1990 – 4 млн., «Новый мир» – 425 тыс. и 2,7 млн., «Знамя» – 177 тыс. и 900 тыс. экз. Самые крупные тиражи по-прежнему были у журналов «Работница» (20,5 млн.), «Крестьянка» (20,3 млн.), «Здоровье» (25,5 млн. экз.).

 

" Московские новости " ведут свою родословную от англоязычной газеты "Moscow News", первый номер которой вышел 5 октября 1930 года. Эта газета была создана как газета иностранных специалистов в СССР.

С начала "Moscow News" выходила один раз в пять дней, затем стала еженедельным изданием, некоторое время выходила в ежедневном режиме.

С 1949 по 1955 год газета была закрыта по решению Политбюро ЦК ВКП (б), главный редактор был снят с работы и предан суду по делу "Еврейского антифашистского комитета".

С 1955 года газета была восстановлена.

В разное время "МН" являлась органом Всесоюзного общества по культурным связям с заграницей, а впоследствии органом Агентства печати "Новости" и Союза советских обществ дружбы с народами зарубежных стран. В этот период "МН" выходила помимо английского на других языках - французском, немецком, итальянском, испанском, арабском, эстонском, греческом, венгерском, финском, международном языке "эсперанто" и ряде других.

В связи с проведением в Москве Олимпийских игр (1980 год) Политбюро ЦК КПСС приняло решение об организации выпуска "МН" на русском языке. "Пилотные" выпуски были подготовлены в марте-мае 1980 года, регулярно начала выходить с июля 1980 года.

В 70-80-е годы помимо основного выпуска "МН" редакция готовила справочно-информационные приложения к газете, содержавшие тексты основных документов высшего советского руководства, статистические и прочие документы.

В 1986 году главным редактором газеты был назначен известный публицист Е гор Владимирович Яковлев, при котором "МН" стала одним из главных защитников политики Михаила Сергеевича Горбачева с его идеями "перестройки" и "гласности". Именно в тот период и отмечается расцвет издания, распространявшегося в 140 странах на разных языках мира.

 

" Аргументы и Факты '' сравнительно молодое периодическое издание. В 1978 году Всероссийское Общество "3нание" в помощь лекторам-пропагандистам стало издавать методическое пособие, содержащее некоторую информацию, статистические данные и другие цифры, которые в официальной прессе найти было трудно.

Через два года - в 1980 году "АиФ" стал выходить в виде еженедельной газеты. В розницу тогда газета не продавалась, подписка на еженедельник также была весьма ограничена - за ним долго сохранялась функция полузакрытого издания в помощь политинформаторам. Все материалы, конечно, строго отбирались и подвергались жесткой цензуре.

После 1985 года, с началом перестройки, появилась надежда, что положение будет меняться. Но главный редактор и журналисты "АиФ" опередили свое время, начав работать по принципам гласности. В результате конфликт с ЦК КПСС и лично с Михаилом Горбачевым по поводу увольнения главного редактора "АиФ" Владислава Старкова. Впервые в истории прессы коллектив редакции не подчинился вышестоящему идеологическому органу, встал на защиту своего редактора, что явилось предвестником краха тоталитарного режима. А через год, в 1990 году, еженедельник "Аргументы и факты" был внесен в книгу рекордов Гиннеса, как самое тиражное издание в мире.

 

Журнал “” ОГОНЕК ” выходит с 1899 г.

В 1986 году с приходом нового редактора и началом перестройки кардинально меняет политику издания. (см. дополнение)

Для «Огонька» главной переменой в том же 1986 году стало назначение на пост главного редактора Виталия Алексеевича Коротича, который со временем стал фигурой едва ли не легендарной. «Здесь раньше, чем где-либо были опубликованы интервью с академиком А. Сахаровым, живущими в то время в эмиграции деятелями культуры М. Ростроповичем, Г. Вишневской, поэтом Н. Коржавиным, писателем В. Максимовым. Редакция «Огонька» стремилась представить нашу духовную культуру как единое целое в своей исторической эволюции. На тот момент этот подход выглядел принципиально новым и впечатляющим»

Коллектив и формат «Огонька» той эпохи являлся выдающимся явлением в русской журналистике. В нем соединялись с одной стороны лучшие традиции, накопленные за многие десятилетия выхода издания, а с другой инновации периода обновления, инициированного Виталием Коротичем. Яркой иллюстрацией этого может служить состав огоньковской редакции, в котором рядом с молодыми спецами трудился легендарный военный фотограф и фоторедактор Дмитрий Бальтерманц, ветеран Великой Отечественной, которому в ту пору было уже далеко за 70.

Сам журнал представлял собой издание иллюстрированное в подлинном смысле слова, то есть такое, в котором фотографии и графические иллюстрации не только наглядно дополняют текст, но и играют роль собственно повествовательную. Это доказывает как минимум то, что в издании за рассматриваемый период площадь полос, отведенных под изображения, соотносится с площадью, запечатанной текстом, в диапазоне от 50/50 до 30/70 процентов, в зависимости от конкретного номера издания.

Фотографиями дополняются практически все тексты, однако ряд публикаций выделяются как своей художественной выразительностью, так и значительным объемом. Попробуем теперь найти такие репортажи и очерки в конкретных номерах журнала.

 

Дополнительно:

Во второй половине 80-х гг. значительные изменения произошли в информационной службе страны. В июле 1985 г. Телеграфное агентство Советского Союза(ТАСС) отметило свое 60-летие, оставаясь основным монополистом оперативной информации. Агентство ежедневно готовило и передавало для 4 тыс. советских газет, радио и телевидения СССР 300–325 внутрисоюзных и международных сообщений. Еще больший поток информации направлялся на восьми языках по зарубежным каналам ТАСС. Его подписчиками являлись свыше 600 зарубежных информационных агентств, министерств информации, редакций газет, журналов, телевизионных и радиокомпаний и других организаций из 115 стран. В середине 80-х гг. корреспонденты ТАСС были аккредитованы в 125 зарубежных странах.

Новые тенденции в журналистике, возникшие в конце 80-х гг., на первых порах мало что меняли на рынке оперативной информации. По-прежнему над информационными просторами СССР высился монопольный гигант ТАСС, остававшийся фактически одним из главных пропагандистских органов ЦК КПСС, а значит и всех уровней советской власти. В 1989–1991 гг. ТАСС оставался в стороне от тех процессов, которые происходили в обществе, хотя они касались и средств массовой информации, информационной службы. Произошла реорганизация АПН в информационное агентство «Новости», в стране возникали новые информационные агентства.

Первые независимые агентства начали появляться в стране в самом конце 80-х гг. и, конечно, они не составляли сколько-нибудь серьезной конкуренции ТАСС или существовавшему тогда еще АПН. – «Интерфакс», «Постфактум», «ИМА-пресс», «СИА», «Харьков-новости», др.

Информационное агентство «Интерфакс» было организовано в сентябре 1989 г., когда в стране существовало уже несколько негосударственных агентств, в частности, «Постфактум», «Студинфо» и др. Практически меньше чем за год «Интерфакс» по достоверности информации и ее тематическому спектру вышел на первое место среди негосударственных агентств, а в бизнес-информации обошел и ТАСС.

Колыбелью «Интерфакса» стал отдел информации студии иновещания Гостелерадио, который за счет продажи информации на внешний рынок сумел отделиться в самостоятельную структуру, уделив большое внимание организации отдела политики и службы бизнес-информации.

С начала 90-х гг. экономическая информация агентства «Интерфакс» среди иностранных деловых кругов и бизнес-изданий котировалась выше, чем подобного же рода сообщения всех других агентств страны, включая ИТАР-ТАСС. Кроме ежедневного экономического обзора «Интерфакс» выпускал пять еженедельных специализированных изданий для иностранных и российских промышленных и торговых фирм и финансовых структур.

Помимо ежедневного выпуска экономических новостей и специализированных бизнес-изданий агентство четыре раза в сутки, не считая экспресс-выпусков, распространяло блок политических новостей «Интерфакс Ньюс» и около десяти специализированных изданий по законодательству, дипломатии, социологии, статистике и другим вопросам.

19 августа журналисты «Независимой газеты» решили выпустить очередной ее номер. Но это им не удалось. Материалы не вышедшего в Москве номера «НГ» были переданы за рубеж. Их опубликовали многие газеты мира. В полном своем варианте номер «Независимой газеты», запрещенный в Москве, вышел в Париже на французском языке 100-тысячным тиражом. Его выпустил на свои средства французский еженедельник «Курье Интернасьональ». Вечером того же дня редакция «НГ» передала ведущим информационным агентствам и газетам зарубежных стран «Обращение к свободным журналистам мира», в котором содержался призыв организовать мощную международную акцию в поддержку свободных советских журналистов и всей свободной советской прессы. «Обращение» было напечатано на следующий день в газетах США, Англии, Франции, Испании, Италии, Бельгии, Греции, Австрии и других стран.

К концу дня 19 августа на улицах Москвы, в метро, в переходах появились сотни листовок, отпечатанных на ксероксах, изданных практически всеми запрещенными к выпуску газетами. Листовки единодушно осуждали путчистов и тех, кто их поддерживал.

20 августа у Белого дома в Москве состоялся стотысячный митинг. Вместе с защитниками демократии на площади были и журналисты газет, запрещенных путчистами. Утром того же дня редакторы 11 независимых газет собрались в редакции «Московских новостей» и договорились выпускать «Общую газету», экстренно зарегистрированную в Министерстве печати РСФСР.

21 августа 1991 г. Президент Российской Федерации Б. Ельцин издал указ «О средствах массовой информации в РСФСР», в котором говорилось о том, что имевший место переворот показал опасность монополизации СМИ, функционировавших на территории РСФСР. ТАСС, агентство «Новости», а также газеты «Правда», «Советская Россия», «Гласность», «Рабочая трибуна», «Московская правда», «Ленинское знамя» и другие, отмечалось в документе, вели активную кампанию клеветы против представителей законной власти, дезинформировали народ и по сути явились соучастниками государственного переворота. В соответствии с указом был временно приостановлен выпуск этих газет как изданий КПСС.

Этим же указом отстранялись от исполнения должностных обязанностей директор ТАСС и председатель информационного агентства «Новости» за «осуществление дезинформации населения и мировой общественности о событиях в стране». В связи с тем, что Всесоюзная телерадиокомпания в дни путча являлась одним из основных орудий ГКЧП, ее руководитель указом президента был смещен со своего поста.

22 августа возобновился выход всех запрещенных ГКЧП демократических изданий. В эти августовские дни широкое признание, в первую очередь со стороны зарубежных средств информации, пришло к агентству «Интерфакс». В дни путча большинство иностранных журналистов, работавших в Москве, были единодушны в своей оценке деятельности «Интерфакса»: он работал оперативнее и объективнее всех советских средств массовой информации.

События августа 1991 г. в значительной мере повлияли на политический спектр формировавшейся демократической журналистики страны. Гарантом ее стабильности в обществе явился указ президента РСФСР «О мерах по защите свободы печати в РСФСР», принятый 11 сентября 1991 г.

 

Реформирование экономики не могло обойти стороной и журналистику. Газетный рынок в стране сложился одним из первых. И дело здесь было не только в конкурентоспособности издания. Даже у лучших из них – газет «Московские новости», «Литературная газета», журнала «Новый мир» резко упало число подписчиков. А такие массовые популярные газеты, как «Труд» и «Комсомольская правда», потеряли по пять миллионов подписчиков. Читательская привязанность к изданию обернулась тяжелыми последствиями. Неконтролируемый рост цен на бумагу и распространение печатной продукции сделали нищими прежде всего те издания, которые получили самую большую поддержку читателей. Последующий рост цен на бумагу, транспорт, связь, типографские расходы привел к невероятно высоким ценам на периодику. В газетно-журнальном мире страны сложилась такая ситуация, когда производство газеты обходится дешевле, чем ее доставка читателю.

Причина резкого падения тиражей многих центральных изданий была связана также с тем, что они превратились в инструмент борьбы за власть. Не случайно читательская аудитория отдала предпочтение такой газете, как «Аргументы и факты». В 1991 г. у нее было зарегистрировано рекордное число подписчиков – 33 млн.

 

про “Огонек”

 

«Огонек» Коротича, «Московские новости» Е. Яковлева, «Аргументы и факты» В. Старкова в общественно-литературной жизни середины 1980-х - начала 1990-х годов. (по выбору). «Огонек» Виталия Коротича (1986-91). «Огонёк» — русскоязычный еженедельный иллюстрированный журнал, получивший всенародную популярность в СССР. Награждён Орденом Ленина. Первый номер журнала вышел 21 декабря 1899 года. В 1986 году главным редактором «Огонька» становится Виталий Коротич. С его приходом журнал повернул на 180 градусов. Трудно в мировой истории вспомнить издание, которое оказало бы на политическую жизнь страны такое же сильное влияние, как «Огонек» эпохи перестройки. Когда Коротич пришел в редакцию, на столе лежал список видных партийных деятелей с датами рождения. Тогда их поздравляли в журнале. Он это отменил. Отменил также пятую графу в анкете – национальность. Он же отменил значение Ленина. Коротич делал ставку не на журналиста, а на профессионала. Редакция делится на 2 части: спецкоры и спецжурналисты в своей части. Меняется стиль, появл много терминов, профессионализмов. Стиль одноврем ироничный и сложный. «Огонек» начинает воспитывать читателя. В 1м номере появ. подборка стихотворений Гумилева. Она публиковалась к 100-летнему юбилею поэта, и вызвала немалый резонанс в печати. С этой публикации начинается история возвращенной литературы. Из-за своего формата «Огонек» не мог печатать большие произведения. Поэтому предпочтение отдавалось поэзии и маленьким произведениям + начинают публиковать анонсы («Дети Арбата», «Доктор Живаго»). Естественно, что «Огонек» публиковал в основном произведения 20-го века. Рубрика о поэзии – «Русская муза 20 века» (составл Евг.Евтушенко). Позже по материалам этой рубрики была издана антология «Строфы века». Также «Огонек» печатал биографии писателей.

Почти в каждом номере публиковались детективы. Печатали документальные произведения. «Огонек» опубликовал письма Пастернака, рассказал о трагической судьбе «Доктора Живаго» + интервью с писателем. В «Огоньке» Коротича отсутствовало содержание. Самый важный материал – в анонсах на обложке. Появляется фоторепортаж. А также рубрика, кот делает обзор телепередач. Обязательно кроссворд или фельетон. У «Огонька» возникает идея провести рок-концерт (в борьбу против наркотиков). Пригласили М.Джексона, но концерт был отменен. Журнал в это время был знаменитым не только в стране, но и в мире. Многие статьи в «Огоньке» — «Ждановская жидкость» Юрия Карякина, открытое письмо следователей Генпрокуратуры СССР Гдляна и Иванова, репортажи из американской армии Артема Боровика — становятся знаком новой эпохи.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.