Построение формы, последовательность ведения рисунка. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Построение формы, последовательность ведения рисунка.

2019-08-07 677
Построение формы, последовательность ведения рисунка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

      Все предметы имеют объемно – пространственные характеристики: высоту, длину и ширину. Для определения и изображения их на плоскости пользуются точками и линиями Точками определяются характерные узлы конструкции предметов, ими устанавливается взаимное пространственное расположение узлов, характеризующее конструкцию формы в целом.

       Для полного понимания геометрической формы на первых этапах изучения рисунка лучше всего пользоваться каркасами моделей. Каркасные модели позволяют развить объемно – пространственное мышление, способствуя правильному изображению геометрической формы на плоскости листа.

  Следующий этап курса обучения академическому рисунку – изображение геометрических гипсовых объемов, по правилам перспективы.

       В целях соблюдения последовательности в работе над рисунком, основанной на принципе «от простого к сложному», необходимо вначале изучить простые геометрические тела: куб, призму, пирамиду, цилиндр.

      Приступая к изображению группы предметов, не следует рисовать их поочередно, один за другим. Следует начинать рисовать все предметы, входящие в композиционную группу. Ведя работу над рисунком, следует придерживаться строгой последовательности «от общего к частному, от частного к обобщенному», решая на каждом этапе определенные изобразительные задачи.

Рассмотрим последовательность выполнения рисунка группы геометрических тел и других постановок.

 

1. Рисунок начинается с композиционного размещения изображаемых предметов на листе, то есть с компоновки. Наметив на листе месторасположение всей группы предметов, следует приступить к определению размеров отдельных предметов. С учетом ракурса, пропорций и перспективы находят и определяют основные конструктивные точки вершины, предметов. 

2. Перспективное построение конструкций объемных тел.

Определив пропорциональные величины геометрических тел, следует перейти к перспективному построению их конструкции, с учетом линии горизонта. Для правильного построения необходимо определить и построить «следы» оснований предметов.

 Предметы, расположенные на поверхности стола, в зависимости от их положения по отношению к рисующему будут иметь свои точки схода на линии горизонта.

3. Уточнение пропорций и перспективного построения объемно – пространственной формы куба. Определение границ собственных и падающих теней.

4. Передача объемной формы средствами светотени с учетом освещения. Определяется связь с фоном.

Тон в рисунке следует вводить постепенно, прокладывая основные участки по заранее намеченным линиям собственных и падающих теней, а затем переходят к световому участку. Последовательное и постепенное выявление формы должны производится по всему рисунку в соответствии со светотональными отношениями натуры. Одновременно, сопоставляя все тональные различия на поверхностях предметов и с фоном, необходимо заняться лепкой светотенью формы каждого предмета.

Полная тональная проработка формы, введение полутонов, рефлексов.

5. Уточнение тональных отношений, передача материальности поверхностей изображаемых предметов.

6. Обобщение, придание рисунку целостности. Целостность в рисунке достигается посредством воздушной перспективы, необходимо уменьшить тональную насыщенность предметов дальнего плана, смягчить их контуры, чтобы избежать впечатления их вырезаности из фона, широким, свободным обобщающим штрихом показать связь изображенных предметов дальнего плана с фоном. Если этап обобщения выполнен успешно, то все предметы изображенные на рисунке займут свои места в изображаемом пространстве, тональные отношения будут верными, а формы объемными.

 

В такой последовательности выполняется любая академическая постановка от простейших геометрических форм до рисунка фигуры человека.

Литература:

1. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия, 1961.

2. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. М.: Учебная литература, 1998.

3. Ли Николай. Основы учебного академического рисунка. М.: Эксмо, 2006.

Лекционное занятие №12 (2ч.)

Раздел: Изображение формы по законам академического рисунка

Тема: Конструкция.

Цель: Дать понимание конструкции как основы формы.

План:

1. Конструкция – определение. Значение понимания конструкции как основы формы.

2. Цели и задачи конструктивного рисунка.

3. Способы изображения конструктивных особенностей формы.

 

Конструкция (от лат. construct) подразумевает «строение», «структура», «план», то есть взаимное расположение частей предмета и их соотношение. 

Конструкция – скрытая внутренняя структура формы рисуемого объекта.

Конструкция или закономерное строение форм, созданных природой или человеком, является тем общим содержанием, которое объединяет все видимые предметы, несмотря на различие по форме, размеру, цвету или фактуре.

На стадии учебного рисования, учащийся должен в первую очередь интересоваться закономерной геометрической основой конструкции, связью элементов между собой и с целым, составляющих ту или иную форму.

Осмысливая внешние очертания предметов, необходимо так же осмыслить и сущность их внутреннего строения. Конструкция предмета, как правило, определяет характер формы.

В учебном рисунке понятие конструкции формы приобретает особое значение с точки зрения ее пространственной организации, геометрической структуры, внешнего пластического строения, материала и ее функционального назначения.

Геометрическая основа конструкции простых объемов очевидна, сложнее увидеть ее в сложных живых формах.

Рисовать натюрморт необходимо от общего, охватывая вниманием целиком всю группу предметов.

Вопросы для подготовки к занятию и самоконтроля:

1. Каким образом взаимосвязаны форма и конструкция?

2. Какими способами ведется конструктивный анализ формы в линейно – конструктивном рисунке?

3. Какие особенности конструктивного построения формы вы знаете?

Литература:

1. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия, 1961.

2. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. М.: Учебная литература, 1998.

3. Ли Николай. Основы учебного академического рисунка. М.: Эксмо, 2006.

4. Жабинский В.И., Винтова А.В. Рисунок, учебное пособие, М.: ИНФРА - М, 2006.

 

 

Лекционное занятие №13 (2ч.)

Раздел: Изображение формы по законам академического рисунка

Тема: Объем. Светотень как средство передачи объема в академическом рисунке.

Цель: Изучение способов передачи объема средствами светотени.

План:

1. Способы передачи объема предметов в рисунке. Светотень как средство передачи объема изображаемых предметов.

2. Источники освещения их особенности, тональные контрасты и нюансы.

3. Виды освещения, их особенности: направленное, рассеянное, смешанное.

4. Элементы светотени: блик, свет, полутень, тень, рефлекс, падающая тень. Последовательность распределения элементов светотени на телах вращения и призматической формы.

Вопросы для подготовки к занятию и самоконтроля:

1. Какие способы передачи объема предметов в рисунке вы знаете?

2. Какие источники освещения вы знаете и в чем их особенность?

3. Какие существуют виды освещения. В чем их особенность?

4. От чего зависит выбор того или иного вида освещения?

5. От чего зависят тональные контрасты и нюансы, что такое пограничный контраст?

6. Какие элементы светотени вы знаете? Под каким углом падают лучи на поверхность предмета при каждом элементе светотени?

 

Тон в рисунке.

Зрительное восприятие формы предметов и их изображения в учебном рисунке в значительной мере определяется пониманием закономерностей светотени.

Благодаря источнику света человек способен зрительно воспринимать и различать те или иные формы освещенных поверхностей предметов в пространстве. Источники освещения принято делить на естественные: солнце и луна и искусственные - лампы, свечи, костер, и др.

Законы освещения имеют свои точные научные определения, как и законы перспективы. Свет, как физическое явление, имеет определенные законы распространения в пространстве и на поверхности предметов, которые необходимо знать каждому художнику.

Слово «тон» - происходит от греческого «tonos» – напряжение. Под словом

«тон» понимается количественная и характеристика света на поверхности того или иного предмета. Степень освещенности отдельных поверхностей зависит от их положения в пространстве относительно лучей света. Из – за чего сила света изменяется. Участки поверхностей, находящиеся под прямым углом к лучам, будут наиболее освещенные. Другие же, в зависимости от положения по отношению к лучам, будут освещены слабее, так как лучи падают на них под острым углом, как бы скользя по поверхности.

  Степень освещенности поверхности предметов зависит от характера источника света, расстояния от предмета до источника света, а так же то угла падения луча света на поверхность. Кроме того, степень освещенности поверхности предметов зависит от расстояния между рисующим и изображаемым предметом, так как присутствует влияние пространственной воздушной среды.

  При изучении закономерностей светотени, можно заметить, что по мере приближения поверхности предмета к источнику света его освещенность будет усиливаться и наоборот, по мере его удаления – ослабевать. Следовательно, сила контраста светотеней будет резче у поверхностей предметов расположенных ближе к источнику света, чем на поверхностях удаленных от него. Поэтому свет и тени на переднем плане следует брать контрастнее, чем на дальнем.

 

   Для рассмотрения закономерностей светотеней и подробной характеристики всех светотеневых градаций на геометрических телах целесообразно обратится к форме шара.

Наиболее освещена та часть поверхности шара, которая находится под прямым углом к лучу света (блик). На остальную поверхность шара лучи падают под все более острым углом, все меньше и меньше доходя до критической досягаемой точки, и форма постепенно погружается в тень.

 Наиболее ярким пятном на освещенной поверхности является блик. Полутона на освещенной поверхности, от самого светлого к менее светлому плавно переходят по сферической поверхности тела. Доходя до критической точки, они так же плавно переходят на теневую сторону, оставляя на поверхности границу теней, за которой начинается собственная тень.

Собственная тень всегда находится на поверхности, противоположной освещенной поверхности предмета, и определяется величиной угла падения лучей света. При построении падающей тени необходимо находить опорные точки пересечения лучей света с предметной плоскостью. Если тень от предмета падает не только на предметную плоскость, но и попадает частично на поверхность другого предмета, то построить ее можно, лишь нанеся линию пересечения «теневой плоскости» с предметной плоскостью и поверхностью второго предмета, а затем найти тень верхней точки.

   На теневую поверхность предмета падают отраженные лучи, называемые рефлексом, которые от окружающего предметного пространства.

Рефлекс, по силе тона темнее полутени.

Кроме собственной тени, от самого предмета падает еще одна – падающая тень.  

Падающая тень бывает темнее собственной, даже в том случае, когда предмет имеет темную окраску. Характер формы падающей тени обусловлен характером формы самого предмета и является по существу его проекцией. Обычно участок падающей тени у самого основания предмета темнее собственной тени.

Освещенные поверхности предметов, состоящих из плоскостей (куб, призма, пирамида) это грани. В зависимости от их положения к лучу света они освещаются по разному.

  Контраст светотени на границе гранных предметов будет восприниматься неравномерно. Светлая поверхность будет казаться светлее, темная – темнее, а границы линий ребер – отчетливее. Это явление называется пограничным контрастом.

  Рисунок должен быть тонально выдержан, а для этого следует брать верные тональные отношения, от самого светлого через промежуточные тона до самого темного, не забывая о связи с фоном.

   Работая светотеневыми отношениями, студентам следует стремится к гармоничному единству в рисунке. Все светотональные нюансы: свет, полутень, тень, рефлекс должны быть подчинены единству рисунка, и не выходить из общего тонального строя.

Смотрите приложение графический альбом, папку «виды рисунка», далее папку «тон».

Литература:

1. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия, 1961.

2. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. М.: Учебная литература. 1998.

3. Жабинский В.И., Винтова А.В. Рисунок, учебное пособие, М.: ИНФРА - М, 2006.

 

4. Ли Николай. Основы учебного академического рисунка. М.: Эксмо, 2006.

Раздел: Перспектива трехмерных фигур

Тема: Перспектива. История развития перспективы.

Цель: Дать общие сведения о перспективе

План:

1. История развития перспективы.

2. Основные понятия перспективы.

3. Элементы картины. Точка зрения, предметная плоскость, линия горизонта, картинная плоскость, плоскость горизонта, точка схода.

4. Построение в перспективе геометрических тел

5. Способы построения перспективных изображений.

6. Построение теней в перспективе.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.