С натуры, по памяти, по представлению или воображению. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

С натуры, по памяти, по представлению или воображению.

2019-08-07 294
С натуры, по памяти, по представлению или воображению. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  Виды рисунка различаются в зависимости от целей, задач и длительности выполнения.

  По целевому назначению различают учебные академические и творческие рисунки.

Учебный рисунок – главная цель, научится правильно видеть форму предмета и уметь ее логически последовательно изображать на плоскости листа.

    В качестве научных положений, лежащих в основе графического изображения, обычно приводятся перспектива, законы оптики и цветоведения, законы о пропорциях и психологии восприятия, пластическая анатомия. Основы учебного академического рисунка включают в себя теоретические и методические вопросы изобразительной грамоты, основные учебные задания по рисунку располагают в строгой последовательности усложнения задач.

  Необходимо в процессе изучения рисунка научить начинающего художника сознательно воспринимать окружающую действительность, отбирать в ходе наблюдений наиболее существенное и важное, отбрасывать все второстепенное и случайное.

  Искусство рисован6ия представляет собой единый художественно – творческий и учебно-познавательный процесс, который позволяет развить наблюдательность, воображение, координацию руки и глаза, а как результат приобрести особое видение мира.

Реалистический рисунок – изображение, обладающее иллюзорно – пространственными качествами, которые позволяют понять или правильно представить изображаемое.

Изображения, обладающие полнотой качеств, способных оживить следы в нашей памяти, благодаря которым в сознании происходит узнавание ранее изученного, виденного, можно отнести к реалистическим.

 

 

Творческий рисунок – произведение изобразительного искусства, отличающееся неповторимостью и оригинальностью, образно выражающее мысли, чувства и миропонимание художника. 

По использованию выразительных средств рисунки бывают линейными и тональными.

 Линейно – конструктивный рисунок выполняется с целью изучения (анализа) скрытой внутренней структуры формы, связей частей с целым и между собой и передачи на рисунке посредством линии. Объем предметов их пространственные взаимосвязи так же передаются за счет линии. Линейно – конструктивный рисунок выполняется по правилам линейной перспективы, с учетом расположения линии горизонта, относительно изображаемой постановки.

Тональный рисунок предполагает передачу формы и объема предметов средствами светотени, путем имитации их светлотных характеристик – собственной окраски предметов, света и теней, как собственных так и падающих. При помощи тональных контрастов и нюансов в тональном рисунке передается пространство. В тональном рисунке возможна передача фактуры предметов. В тональном рисунке важная роль отводится характеру освещения. 

Тональный рисунок может выполнятся без предварительно линейно – конструктивного построения, от пятна. Этот прием чаще всего применяется при работе мягкими материалами.

По времени исполнения и задачам.

Краткосрочные рисунки:

Рисунок изначально не являлся самостоятельным видом искусства – видом графики. Понятие станковая графика, применимое к графическим произведениям, имеющим самостоятельное значение, художественную и эстетическую ценность, появилось сравнительно недавно. В прошлом рисунок имел вспомогательное значение – поиск композиции, подготовительные работы, при создании живописного произведения.

В зависимости от целевой установки и времени затраченного на выполнение, рисунок делится на виды. В системе графической подготовки большое значение имеют краткосрочные виды работ. К краткосрочным видам рисунка относятся набросок, зарисовка, штудия, эскиз.

Набросок – краткосрочный рисунок. Выполняется с целью передать самое основное и характерное в изображаемом объекте. Главное качество наброска – лаконичность и точность в передаче характеристик изображаемого. Даже если у вас достаточно времени, нужно сводить до минимума количество линий, это вырабатывает точность руки.

«Все, что не полезно для картины, - тем самым уже излишне; всякая лишняя деталь мешает зрителю воспринять деталь существенную»  

                                                                                                      А. Матисс.

Для изучающих рисунок необходимо делать наброски, так как быстрый рисунок развивает чувство пропорций, умение точно и лаконично передавать самое существенное, выявлять конструктивно – структурные, пропорциональные и динамические закономерности изображаемых объектов.

Работа над наброском тренирует руку, помогая приобрести необходимые графические навыки, такие как владение основными выразительными средствами графики: линией, штрихом, пятном.

Линейно – пластическое изображение в краткосрочном рисунке применяется в первую очередь потому, что таким способом можно за короткий срок наиболее полно выразить свое впечатление о натуре.

Наброски должны выполнятся на основе знаний и опыта, приобретенного при изучении натуры, не стоит слишком увлекаться манерой, «эффектными» приемами в ущерб форме.

Наброски должны выполнятся с различных точек зрения и различных расстояний. Для выполнения наброска устанавливается четко определенное время, оно зависит от сложности постановки, поставленных задач, формата.

Качественный рисунок рождается из сочетания острого глаза и уверенной руки. Набросок дает возможность работать раскованно и, вместе с тем сосредотачивать свое внимание на самом существенном, исключая второстепенное. Ценность наброска заключается в том, что рисующий передает свое первое, острое впечатление от изображаемой натуры, свое «удивление», что практически невозможно сохранить при выполнении длительного рисунка. Поэтому набросок в отличие от длительно рисунка отличается более творческим характером. В творческой работе набросок ценен как средство выражения замысла.

     Изучающим дисциплину рисунок наброски необходимы как вспомогательный материал для дальнейшей работы над сложной, длительной графической композицией.

 Свободное владение искусством наброска позволяет перейти к свободному изображению сложных живых форм без применения вспомогательных линий построения, что является, в конечном счете, показателем профессионального роста и мастерства художника.

Наряду с набросками с натуры необходимо и рисование по памяти и представлению. Такие упражнения способствуют развитию зрительной памяти. Чтобы избежать повторов своей же работы с натуры рисующему можно предложить сменить материал.

Наброски по памяти выполняются двумя различными способами – методиками. Первый способ – когда учащийся вначале выполняет набросок с натуры, а затем делает повтор рисунка, но уже по памяти.

Но не всегда удобно выполнять наброски зарисовки с натуры. Существуют условия когда это невозможно, например нет с собой материалов, не позволяет ситуация и т. д., а учащийся увидел на улице или в магазине интереснейшую жанровую сценку, которую очень бы хотел зарисовать, вот для этого и пригодится умение рисовать по памяти.

Второй способ – когда учащийся сначала просто смотрит несколько минут на натуру, изучая и запоминая ее, а затем делает зарисовку.

Зарисовка – более длительный рисунок, допускающий проработку деталей, окружающей среды, фактуры. Зарисовка преследует другие цели, нежели набросок. Например, работая над длительным рисунком, вы никак не можете уяснить для себя строение отдельных узлов и деталей модели или формы. Чтобы разобраться подробнее, следует выполнить отдельные зарисовки того, что вызывает затруднение. В зарисовке желательно вести конструктивный анализ формы.

Эскиз (франц. esgisse)– предварительный, подготовительный рисунок, фиксирующий замысел будущего художественного произведения, сооружения, механизма. Эскиз выполняется с целью дальнейшей работы. Эскиз подразумевает вариативность, то есть на одну тему выполняется несколько вариантов композиционного, тонального и цветового решений живописной или графической композиции. Рисунок может стать подготовительным этапом при создании живописных произведений. Архитектор или дизайнер свой первоначальный замысел проекта так же фиксирует с помощью рисунка в эскизах.

Важность краткосрочного рисунка подтверждается требованием гостстандарта. На наш взгляд краткосрочный рисунок обладает рядом положительных свойств и качеств, которые отсутствуют в длительных постановках.

Особенность педагогических вузов, различный уровень базовой довузовской подготовки. Некоторые студенты в начале курса рисунка испытывают чувство неуверенности, робости, что негативно сказывается на результатах. Краткосрочные виды рисунка позволяют студентам преодолеть эти проблемы, улучшить свои графические навыки, уровень владения выразительными средствами, такими как линия, штрих, пятно и др.

В работе над краткосрочным рисунком рисующий вынужден, то есть, поставлен в такие условия, при которых возникает необходимость концентрации на самом важном и главном в изображаемом объекте, что в свою очередь развивает умение видеть натуру цельно, изображая самое существенное, передавая наиболее значимые характеристики модели.

К достоинствам краткосрочного рисунка можно отнести быстрый результат. Поскольку набросок, возможно, выполнить от 5 до 15 минут, такая форма работы может с успехом использоваться как контрольная. Фронтальная проверка набросков поможет преподавателю оценить уровень освоения группой, какой либо темы или раздела рассмотренной на дисциплине «Рисунок», например как студенты освоили тему «пропорции» или любую другую.

Краткосрочные виды рисунка, набросок, в том числе дает возможность быстрого оценивания графических умений и навыков. За одно занятие преподаватель может оценить и проанализировать умения студентами компоновать изображение, передавать пропорции изображаемых объектов, уровень владения линией, штрихом, пятном, умение выбирать выразительные средства графики графические инструменты для получения выразительного рисунка максимально передающего индивидуальные характеристики изображаемого.

Большое графическое наследие в виде набросков и зарисовок оставили нам такие выдающиеся художники как Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, В. Серов, А. Иванов, И. Репин и др. Кроме законченных капитальных работ у перечисленных и других художников имеется большое количество альбомов зарисовок и набросков. Отсюда можно сделать вывод, что работа над краткосрочными рисунками не случайность, а закономерность и необходимость.

Технический рисунок - это изображение проектируемого или существующего предмета, выполненное от руки (без применения чертежных инструментов), по правилам аксонометрии или перспективы с соблюдением пропорций на глаз. При этом придерживаются тех же правил, что и при построении аксонометрических проекций: под теми же углами располагают оси, размеры откладывают вдоль осей или параллельно им. Основное правило, предъявляемое к техническому рисунку - наглядность. 

  Различают следующие разновидности технического рисунка: с натуры, по чертежу и по памяти.

Вопросы для подготовки к занятию и самоконтроля

1. Какие виды рисунка вы знаете, в зависимости от чего они выделяются?

2. В чем особенность учебного рисунка?

3. Какие виды рисунка считаются краткосрочными?

4. С какой целью, целями выполняется краткосрочный рисунок?

5. В чем, по вашему мнению, заключается особенность творческого рисунка?

Литература:

8. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия, 1961.

9. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты рисунок живопись композиция. М.: Просвещение, 1981.

10. Бесчастнов Н.Н. Черно - белая графика. М.: ВЛАДОС, 2004.

11. Учебный рисунок в академии художеств. М.: Изобразительное искусство, 1990.

12. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия. М., «Просвещение» 1989.

13. Розенвассер В.Б. «Беседы об искусстве» М., «Просвещение» 1979.

14. М.К. Претте, А. Капальдо «Творчество и выражение» М., «Советский художник»

1985.

 

 

Лекционное занятие №3 (2ч.)

Раздел: Рисунок – вид графики.

Тема: Материалы и техники рисунка.

Цель: Изучение особенностей материалов и техник рисунка.

План:

1. Особенность ручной графики, рисунка в ее уникальности и неповторимости.

2. Материалы и техники рисунка.

3. Особенности  материалов рисунка и работы с ними.

 

Перечислим самые распространенные техники и материалы рисунка.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.