Наблюдательная, воздушная, цветовая перспективы. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наблюдательная, воздушная, цветовая перспективы.

2019-08-07 280
Наблюдательная, воздушная, цветовая перспективы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Все перечисленные виды перспективы взаимосвязаны между собой.

Вопросы для подготовки к занятию и самоконтроля:

1. Назовите этапы развития перспективы как науки. На основе, каких наук разрабатывалась теория перспективы?

2. В чем заключается значение знаний законов перспективы для реалистического изображения трехмерного пространства, объемной формы?

3. Какие элементы картины необходимо задать или предположить, чтобы выполнить рисунок?

Литература:

1. М.Н. Макарова. Перспектива. М.: «Просвещение» 1989.

2. ЭМ. Белютин. Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия,1961 г.

3. Т.П. Кильпе. Основы архитектуры. М.: Высшая школа, 1984

 

Лекционное занятие №16 (2ч.)

Раздел: Конструктивный рисунок головы и фигуры человека.

Тема: Пропорции фигуры человека.

Цель: Изучение пропорций фигуры человека и особенностей передачи пропорций в академическом рисунке.

План:

1. История изучения и поиск идеальных пропорций человеческой фигуры.

2. Значение верной передачи пропорций фигуры в академическом рисунке.

3. Ракурс. Влияние положения тела в пространстве на восприятие пропорций фигуры.

4. Рисунок головы. Последовательность.

5. Правила рисования фигуры человека.

Вопросы для подготовки к занятию и самоконтроля:

1. Какие каноны пропорций фигуры человека сложились в Древнем Египте и античности?

2. Какое значение имеет для академического рисунка правильно переданные пропорции фигуры человека?

3. Что такое ракурс?

4. Как зависит восприятие пропорций от положения фигуры в пространстве? 

 

  Изображение человека имеет особое значение в изобразительном искусстве. Множество жанров, таких как портрет, историко-мифологический, исторический, батальный построены на изображении человеческой фигуры.

  Художнику любой специализации необходимы теоретические знания и практические навыки и умения реалистического изображения человеческой фигуры. Человек, пожалуй, самый сложный и в то же время интересный объект для изображения. Но невозможно создать убедительное реалистическое изображение человека без знания пропорций человеческой фигуры.  

Пропорции – это соразмерность элементов, согласованная система отношений частей между собой и к целому, придающая произведению эстетическую выразительность и гармоническую завершенность. Пропорции можно рассматривать как средство гармонизации.

Отсутствие достаточной информации о предмете изображения и его расположении, пропорциях и других изобразительных моментах в процессе рисования приведет лишь к срисовыванию или механическому переносу предметов постановки на лист. 

При определении формы, прежде всего, нужно следить за пропорциями, то есть за отношениями величин. Пропорция в реалистическом рисунке занимает важное положение наряду с композицией, формой, конструкцией. Верные пропорции в рисунке предполагают наличие полного сходства с изображаемым предметом.  Чувство пропорции необходимо развивать, хотя стремление к идеальным пропорциям у человека врожденное. Благодаря существующему природному таинству, человеческому глазу присуще видеть и воспринимать окружающий нас мир в пропорциях и соразмерностях, определять прекрасные пропорции.

Отсутствие достаточной информации о предмете изображения и его расположении, пропорциях и других изобразительных моментах в процессе рисования приведет лишь к срисовыванию или механическому переносу предметов постановки на лист. 

Чувство пропорций – одно из самых важных качеств, необходимых в процессе рисования. Чем точнее определены и переданы в рисунке пропорции, тем больше сходства между изображением и моделью, натурой.

Учение о пропорциях тела человека положено в основу создания канонов, позволяющих привести все размеры и соотношения отдельных частей тела в систему пригодную для практического применения. К созданию канонов художников направляло желание не только получения простого сходства, но и создать наиболее красивый, идеальный образ человека, части которого представляли бы наиболее гармоничное целое.

Представление о красоте и совершенстве у различных народов и в различных исторических периодах обуславливались идеологией художников, отражавшей в своих произведениях мировоззрение своей эпохи, народа и класса.

Все существовавшие системы пропорций были основаны на самых простых соотношениях – равенстве или повторении целого размера, избранного в качестве модуля, в размерах частей тела человека.

С древних времен единицей измерения человеческого тела – модулем – выбиралась длина какой – либо части тела человека (голова, стопа, нос, палец и т.д.), с которой сравнивались размеры всех остальных частей тела.

Каноны (система правил) изображения человека были разработаны уже в Древнем Египте.

При создании канона египетские художники использовали такую систему пропорционального членения фигуры на части, которая позволяла по части определить целое и по одной части тела определить размеры другой.

 Был выработан язык, отвечающий идее постоянства – язык экономного графического знака, строгой и ясной линии, четкого контура, компактных, предельно обобщенных объемов. В рельефах Древнего царства утвердилась традиция своеобразного распластывания фигуры на плоскости. Голова и ноги изображались в профиль, а торс развернутым; вся фигура обрисована единой упругой линией. Египетские рисовальщики оценили значение плечевого пояса как конструктивной основы туловища, раз и навсегда выделили выразительную горизонталь, пренебрегая тем. Что она скрадывается при профильном изображении. Они отобрали из фронтального и профильного положения самые четкие и, ясно читаемые аспекты, объединив их вместе с замечательной органичностью с двухмерной плоскостью, на которой помещено изображение. 

На деление фигуры на 21 и 1/4 части включая традиционный головной убор, указал древнегреческий историк Диодор Сицилийский.  Эта цифра с дробью долгое время заставляла ученых сомневаться в правильности сообщений Диодора. Благодаря исследованиям египтолога Лепсиуса эта цифра была расшифрована. Согласно египетскому канону единицей измерения служила длина среднего пальца руки вытянутой вдоль бедра. Египтяне пользовались специальными сетками – таблицами, которые наносили на поверхность плиты или стены. Детей изображали как взрослых, только меньше по размеру, богов в соответствии с иерхаическим старшинством. По египетскому канону фигура человека имела следующие размеры: высота стопы считалась равной длине одного среднего пальца, расстояние, расстояние от верхней части коленной чашечки до лобка – длине четырех пальцев. Лобковая кость делит всю фигуру на две равные части. Пупок располагается на одиннадцатом делении снизу вверх, на двенадцатом делении верхний край подвздошной кости. Грудные соски находятся между четырнадцатым и пятнадцатым делениями, голова равна длине двух средних пальцев. На семнадцатом делении располагается кончик носа, на восемнадцатом лобные бугры. 

Однако пропорциональные соотношения частей человеческого тела были составлены в древнем Египте без учета характерных особенностей фигуры детей и подростков.

                Детей изображали как взрослых, только меньше по размеру. Разница в размерах фигур определялась также различием в социальном статусе. Так фигура фараона или знатного вельможи изображалась в несколько раз больше, чем приближенного или раба. 

               Европейские каноны, основанные на традициях древнего греко – римского искусства и дошедшие до наших дней благодаря ряду работ художников – теоретиков эпохи Возрождения, пронизаны идеей единства изображения человеческого типа и представляют его в виде определенной общественной идеальной нормы.  

На смену египетской культуре основанной на культе и силе власти, восхвалении фараонов, пришла демократическая античная культура. Наступила эпоха гуманизма. Интересы античного искусства были сосредоточены на развитии свободной личности человека. Величие его духа и разума, красота идеальных пропорций человеческого тела – темы теоретических – научных и художественных поисков выдающихся деятелей науки и культуры Древней Греции. Греческому искусству был свойственен глубокий реализм. Идеалам греческой культуры стал сам человек – женщина с красивыми формами тела и мужчина – атлет с развитыми мускулами. Даже загробный мир у них был похож на земной, а боги походили на людей. 

 Ставя во главу угла изобразительного искусства образ человека, греческие художники наблюдали и изучали человеческое тело во всех его деталях. Используя традицию изображать человеческую фигуру по канонам, греческие художники выдвинули новую проблему в искусстве и успешно ее решили. Они утверждали, что в мире царит строгая закономерность и сущность прекрасного заключается в стройном порядке, симметрии гармонии частей и целого, в правильности математических отношений.

В 432 году до н. э. скульптор Поликлет написал сочинение о пропорциональной закономерности частей человеческого тела. Он установил новые пропорциональные закономерности частей человеческого тела и впервые в истории изобразительного искусства показал скрытую динамику фигуры, стоящей с упором на одну ногу. Воплощением теоретических разработок стала статуя Дорифора (копьеносца), которая служила образцом для художников. Однако, дошедшие до нас сведения о каноне Поликлета весьма разноречивы. Одни утверждают, что за единицу измерения Поликлет брал длину ладони, другие длину ступни, третьи – высоту головы.

Главный принцип античной культуры гласил: человек – мерило всех вещей. Эта философия легла в основу искусства Древней Греции. Великие зодчие, устанавливая пропорции колонны и ее частей исходили из пропорциональной закономерности частей человеческого тела.

Зодчий Витрувий в учениях о пропорциях принимал следующие соотношения частей тела: голова – 1/8, лицо 1/10 всей высоты (что соответствует канону Поликлета); высота лица равна длине кисти, кисть – 1/10 высоты фигуры. Высота головы и шеи от рукоятки грудной кости равна 1/6 высоты фигуры. Расстояние от наиболее выступающей точки свода черепа до линии сосков равно ¼ высоты фигуры. Высота пупка находится в отношении 4/6 к высоте фигуры. Длина голени до точки под коленной чашечкой равна ¼ высоты фигуры. Длина стопы человека равна 1/6 высоты фигуры. Несмотря на попытки Витрувия соотнести человеческое тело с системой измерений, использовавшейся греками при сооружении храмов, исторически сложилось так, что человеческое тело воспринимается прежде всего эстетически, а не метрологически, скорее с точки зрения пропорций, а не абсолютных цифр.

Эпоха Возрождения открыла новую эру не только в истории развития изобразительного искусства, но и в области методов обучения рисованию. В это время возрождается стремление к реалистическому искусству. Мастера эпохи Возрождения стремились раскрыть законы природы и установить связь между наукой и искусством, иными словами проверить алгеброй гармонию, создать идеализированную эталонную модель гармонически развитого человека.

Давно существует мнение, что пентагональная, или пятилучевая, симметрия, столь характерная для мира природы (растений и животных), проявляется и в строении человеческого тела. Человеческое тело можно рассматривать как пятилучевое, когда за лучи берегутся голова, две руки и две ноги. В связи с этим многие исследователи математических закономерностей человеческого тела вписывали его пав пентаграмму – так назвали позу человека с раздвинутыми на 180* руками и разведенными на 90* ногами.   

Предполагается, что система пропорций Витрувия, обновленная в эпоху Возрождения Ченнино Ченнини и Леонардо да Винчи, непосредственно связана с положением канона, известного под названием «квадрата древних». Графическое изображение этого канона приданное ему Витрувием, является основой большинства европейских канонов, известных в наше время. Леонардо да Винчи особое внимание уделял рисунку фигуры человека. При этом он утверждал, что прежде всего надо правильно установить фигуру, найти ось ее равновесия и правильно передать характер движения. И только после этого необходимо точно установить пропорции фигуры.

Разрабатывая правила изображения человеческой фигуры, Леонардо да Винчи развил систему пропорций Витрувия – «квадрат древних».

Рассмотрим и проанализируем это изображение: рост человека равен расстоянию между кончиков пальцев распростертых рук. Фигура человека вписана в квадрат. Окружность, описывающая фигуру, имеет центр в точке расположения пупка. На рисунке указаны следующие пропорциональные закономерности: высота колена до нижнего края коленной чашечки равна ¼ высоты фигуры, расстояние от пола до точки под лобковым сочленением – ½ высоты фигуры, расстояние от пола до линии сосков – ¾ высоты фигуры, расстояние от пола до носа – 11/12 высоты фигуры. Тело человека изображенное по канону Леонардо отличается длинными ногами, низким расположением пупка и удлиненным лицом.

В 19 веке появилось словосочетание «золотое сечение», так стали называть пропорцию выведенную Евклидом за 300 лет до н. э. в результате деления отрезка в крайнем и среднем отношении. Согласно Евклиду, это такое деление целого на две части, при котором отношение целого к большей части то же, что и отношение большей части к меньшей. Для составления пропорции требуется не менее трех величин. Оно уникально и тем, что третья величина этой пропорции равна сумме двух других.

«Золотое сечение» или «Божественная пропорция наделялась разнообразными мистическими свойствами, проявляющимися в науке и искусстве. «Золотое сечение», как считается, превосходит все другие пропорции, доставляя наибольшее эстетическое наслаждение человеку.

Имеется много авторитетных свидетельств о том, что именно Леонардо да Винчи был первым из тех, кто ввел сам термин «золотое сечение». Доказано, что Леонардо да Винчи использовал пропорции золотого сечения во многих своих произведениях, в частности «Тайная вечеря» и в знаменитой «Джоконде». 

Большую ценность представляют для нас теоретические труды художника – живописца, графика, представителя Северного Возрождения – Альбрехта Дюрера. Им впервые было высказано положение о существовании множества человеческих типов. Сочинения Дюрера отличают гуманистические идеи. «Трактат о пропорциях» (1513). Наиболее значимое сочинение Дюрера – «Учение о пропорциях человека» - плод трудов почти всей его жизни. Дюрер обобщил все известные данные по этому вопросу и дал им научное обоснование, приложив огромное количество рисунков, схем и чертежей.

Ярким педагогическим талантом обладал А.П. Лосенко, начавший преподавание в академии в 1769 г. Родился на Украине, учился у Аргунова, в 1959 году отправлен подмастерьем (ассистентом) живописи в Академию трех знатнейших искусств. В 1970 году учится в Париже. Хорошо знал постановку преподавания рисунка в Парижской академии наук. А.П. Лосенко поставил своей задачей дать научно – теоретическое обоснование каждому положению академического рисунка, создал ряд теоретических трудов и учебных пособий.

«Изучение краткой пропорции человека или начертание академической фигуры».

Работа состоит из 3 разделов 1 и 2 посвящены размерам мужской фигуры по высоте и ширине, 3 профильному изображению.

Математические измерения фигуры человека Лосенко предлагал производить частями и долями. Каждая часть должна содержать двенадцать долей.

По Лосенко фигуру человека можно разделить на тридцать равных частей или 360 долей. Голова составляет три части и 9 долей, что соответствует классическому канону. Величина шеи от подбородка до яремной впадины составляет 1 часть и 3 доли, от яремной впадины до конца грудины 3 части, от грудины до пупа 4 части, от пупка до лобковой кости 3 части. От лобковой кости до колена 6 частей и пять долей, от колена до лодыжки 7 частей и 3 доли. Высота стопы равна 1 части 4 долям, а длина 4 частям и 4 долям. Длина плеча составляет 6 частей и 4 доли. Длина предплечья 4 части и 6 долям.

                Ле Корбюзье (1887 - 1965) - выдающийся французский архитектор и теоретик архитектуры. В современной технике и серийности индустриального строительства он видел основу обновления архитектуры, стремился эстетически выявить функционально оправданную структуру сооружения. В зданиях, построенных Ле Корбюзье, торжествует новая архитектурная эстетика, жизнеутверждающая и глубоко человечная.

                В годы второй мировой войны им создается «Модулор» - система новых пропорциональных отношений. Ле Корбюзье кладет в основу архитектурной метрики размеры человеческого тела. Эта система основана на двух рядах «золотого сечения». Для первого исходным размером служит 183 см. – рост человека (красная серия), для второго ряда взята за основу высота человека с поднятой рукой – 226 см. (синия серия). «Модулор» не только теория, в нем содержится и подробно разработанное практическое руководство по применению человеческих пропорций в сопоставлении с общепринятой метрической системой расчета. Среди тех, кто первым оценил «Модулор» был Эйнштейн. 

               Особенности пропорций мужской, женской и детской фигуры.

               В истории изобразительного искусства не всегда при изображении человека учитывались особенности пропорций женской и детской фигуры: например в искусстве Египта, средневековой Западной Европе, Древней Руси. Отчасти это объясняется сложностью восприятия и изображения женских и детских форм, так как они не столь читаемы и явны как в мужской модели, и отчасти отсутствием необходимости правдивости реалистического рисунка.

План работы:

1.Компоновка.

Прежде чем приступить к рисунку головы внимательно изучите натуру, рассмотрев ее со всех сторон. При компоновке головы в трехчетвертном положении с лицевой стороны (со стороны взгляда) на листе оставляют больше места (свободного пространства). При рисовании головы в фас голова размещается в середине листа. По вертикали массу головы и шеи следует чуть выше середины листа. Не нужно перегружать нижнюю часть листа, это нарушит композиционное равновесие.

Необходимо закомпоновать и плечевой пояс, для того чтобы в рисунке конструктивно проследить связь плечевого пояса, шеи и головы. Внимательно проследите за положением головы и шеи, стараясь определить взаимное расположение их осей по отношению друг другу, так как от правильности определения этих осей во многом зависит пластическое композиционное решение.

2. Передача пропорций большой формы и пропорций деталей. Определив общее расположение головы в пространстве, определите положение осей головы и шеи. 

Наметьте общий объем головы, отделяя лицевую поверхность от поверхностей идущих к затылку. Это две боковые, одна верхняя сводчатая теменная поверхность, и снизу - частично подбородочные площадки. Затылочная сферическая поверхность замыкает объемное пространство сзади. Нижнее основание головы закрывает шея. Для их правильного изображения нужно знать опорные точки на форме головы, особенно на черепе, и уметь ими пользоваться.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.