Общее количество работ: 15 – 17. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общее количество работ: 15 – 17.

2019-08-07 175
Общее количество работ: 15 – 17. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1.

Лекционное занятие №1 (2ч.)

Раздел: Рисунок – вид графики.

Тема: Значение рисунка в изобразительном искусстве. Связь рисунка с различными видами изобразительного искусства.

Цель: Определить роль и место рисунка в изобразительном искусстве. Дать понятие о рисунке. Рисунок – вид графики, основа любого изображения.

План:

1. Графика как вид изобразительного искусства.

2. Выразительные средства графики: точка, линия, пятно и др.

3. Связь графического искусства с другими видами пластических – пространственных искусств. Рисунок как основа всех пластических искусств.

4. Виды графики: печатная, ручная (рисунок).

5. Плакат, книжная графика, промграфика и др.

Вопросы для подготовки к занятию, коллективного обсуждения и самоконтроля:

1. Дать определение рисунку.

2. Какие существуют средства художественной выразительности в рисунке?

3. От чего зависит выбор тех или иных выразительных средств в практике рисунка?

4. В чем особенность выбора выразительных средств в искусстве плаката?

Литература:

1. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия, 1961.

2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты рисунок живопись композиция. М.: Просвещение, 1981.

3. Бесчастнов Н.П. Черно - белая графика. М.: ВЛАДОС, 2004.

4. Учебный рисунок в академии художеств М.: Изобразительное искусство, 1990.

5. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия. М.: Просвещение, 1989.

6. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве. М.: Просвещение, 1979.

7. М.К. Претте, А. Капальдо. Творчество и выражение. М.: Советский художник, 1985.

 

Лекционное занятие №2 (2ч.)

Раздел: Рисунок – вид графики.

Тема: Виды рисунка.

Цель: Знакомство с различными видами рисунка и их особенностями.

План:

1.  Учебный академический рисунок.

1.1. Линейно – конструктивный рисунок.

1.2. Тональный рисунок.

2.   Краткосрочный рисунок.

2.1.  Набросок.

2.2.  Зарисовка. Штудия.

3. Творческий рисунок. Декоративный рисунок. Особенности интерпретированного рисунка.

Вопросы для подготовки к занятию, коллективного обсуждения и самоконтроля

1. Какие виды рисунка вы знаете, в зависимости от чего они выделяются?

2. В чем особенность учебного рисунка?

3. Какие виды рисунка считаются краткосрочными?

4. С какой целью выполняется краткосрочный рисунок?

5. Какие особенности академический рисунка вы знаете?

Литература:

1. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия, 1961.

2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты рисунок живопись композиция. М.: Просвещение, 1981.

3. Бесчастнов Н.П. Черно - белая графика. М.: ВЛАДОС, 2004.

4. Учебный рисунок в академии художеств. М.: Изобразительное искусство, 1990.

5. Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение. М.: Советский художник,1985.

6. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия М.: Просвещение, 1989.

7. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве. М.: Просвещение, 1979.

 

Лекционное занятие №3 (2ч.)

Раздел: Рисунок – вид графики.

Тема: Материалы и техники рисунка. Оборудование мастерской рисунка.

Цель: Изучение особенностей материалов и техник рисунка.

План:

1. Особенность ручной графики в ее уникальности и неповторимости.

2. Материалы ручной графики.

3. Особенности материалов и работы с ними.

4. Оборудование мастерской рисунка.

Вопросы для подготовки к занятию, коллективного обсуждения и самоконтроля:

1. В чем заключается особенность ручной графики?

2. Какие графические материалы относятся к группе т. н. мягких материалов, каковы особенности работы этими материалами?

3. Какую роль в рисунке играет выбор основы для изображения?

4. Какие графические материалы и способы работы с ними наиболее подходят художнику – дизайнеру?

5. Как при помощи различных графических материалов добиться передачи материальности, фактурно-текстурных характеристик поверхностей изображаемых предметов?

6. Какое оборудование необходимо для мастерской рисунка?

7. Какие существуют особенности освещения мастерской и постановок?

Литература:

1. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия, 1961.

2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты рисунок живопись композиция. М.: Просвещение, 1981.

3. Бесчастнов Н.П. Черно - белая графика. М.: ВЛАДОС, 2004.

4. Жабинский В.И., Винтова А.В. Рисунок, учебное пособие. М.: ИНФРА - М, 2006.

5. Учебный рисунок в академии художеств М.: Изобразительное искусство, 1990.

6. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия. М.: Просвещение, 1989.

7. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве. М.: Просвещение, 1979.

 

 

Лекционное занятие №4 (2ч.)

Раздел: Рисунок – вид графики.

Тема: Материалы и техники печатной графики.

Цель: Изучение особенностей материалов и техник печатной графики.

План:

1. Особенность, специфические черты печатной графики.

2. Техники печатной графики. Способы высокой, глубокой и плоской печати, выразительные возможности различных техник печатной графики.

3. Западноевропейская печатная графика. Творчество А. Дюрера, Рембрандта.

4. Советская печатная графика.

Вопросы для подготовки к занятию, коллективного обсуждения и самоконтроля:

1. Назовите техники высокой печати.

2. Назовите техники глубокой печати.

3. В чем особенность выразительного и изобразительного языка ксилографии?

4. Что отличает офорт от других техник печатной графики?

5. Какая техника печатной графики не является тиражной?

6. Что послужило толчком к возникновению и повлияло на развитие печатной графики?

Литература:

1. Бесчастнов Н. П. Черно - белая графика. М.: ВЛАДОС, 2004.

2. Одноралов Н.В. Материалы в изобразительном искусстве.

3. Турова В.В. Что такое гравюра. М.: Изобразительное искусство,1986.

 

Лекционное занятие № 5 (2ч.)

Раздел: Рисунок – вид графики.

Тема: Выдающиеся мастера графики, шедевры мирового графического искусства.

Цель: Знакомство с мастерами графического искусства. Изучение особенностей использования выразительных средств графики на примере творчества выдающихся художников графиков.

План:

1. Использование выразительных средств графики художниками Итальянского и Северного Возрождения.

2. Офорты Рембрандта. Использование штриха.

3. Линия в творчестве Пикассо и Матисса.

4. Пятно и силуэт в творчестве художников «Мир искусства». Творчество Билибина, Кругликовой.

5. Современная графика.

Вопросы для подготовки к занятию, коллективного обсуждения и самоконтроля:

1. Назовите выдающихся мастеров линейной графики.

2. Назовите выдающиеся произведения графического искусства.

Литература:

1. Бесчастнов Н. П. Черно - белая графика. М.: ВЛАДОС, 2004.

2. Одноралов Н.В. Материалы в изобразительном искусстве.

3. Турова В.В. Что такое гравюра. М.: изобразительное искусство,1986.

 

Лекционное занятие №6 (4ч.)

Раздел: История развития рисунка

Тема: Искусство Древнего Египта, Др. Греции, Др. Рима, Возрождения.

Цель: Дать представление о рисунке Древнего Египта и Античности, Возрождения.

План:

1. Способы изображения и каноны в рисунке  Др. Египта.

2. Способы изображения и каноны рисунке Др. Греции и Рима.

3. Техника рисунка в эпоху Возрождения.

Вопросы для подготовки к занятию и самоконтроля:

1. История развития рисунка в Др. Египте, Др. Риме, Др. Греции

2. Дать сравнительный анализ рисунка Др. Египте, Др. Риме, Др. Греции

3. Школы рисунка эпохи Возрождения

Литература:

1. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. М.: Просвещение, 1981 г.

2. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия. М.: Просвещение, 1989 г.

3. Виноградова Н.А. Искусство Др. Египта. М.: Искусство, 1971.

4. Мальцева. Искусство Др. Рима. М.: Искусство, 1987.

5. Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Др. Греции. М.: Искусство, 1987.

6. Левитин Е.С. Западноевропейский рисунок. СПб.: Аврора, 1991.

 

Лекционное занятие №7 (2ч.)

Раздел: История развития рисунка.

Тема: Рисунок Древней Руси.

Цель: Дать представление о рисунке и методах преподавания рисунка Древней Руси.

План:

1. Влияние искусства Византии на изобразительное искусство Древней Руси.

2. Искусство иконописи, особенности изобразительного языка.

Вопросы для подготовки к занятию и самоконтроля:

1. В чем вы видите проявления влияния византийской культуры на изобразительное искусство Древней Руси?

2. Что такое прорись, для чего применялась?

3. Какие особенности изобразительного языка иконописи в Древней Руси вы знаете? С чем, по вашему мнению, они связаны?

Литература:

1. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия М.: Просвещение, 1989.

2. Макарова М.Н. Перспектива. М.: Академический проект, 2002.

3. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. М.: Просвещение, 1981.

Лекционное занятие №8 (2ч.)

Раздел: История развития рисунка.

Тема: Методы преподавания рисунка в Др. Египте, ДР. Греции, Др. Руси.

Цель: Знакомство с методами преподавания рисунка в Др. Египте, ДР. Греции, Др. Руси.

План:

    1. Копировальные методы преподавания рисунка в Др. Египте, ДР. Греции, Др. Руси.

    2. Реализм в изобразительном искусстве Греции и Рима.

Вопросы для подготовки к занятию и самоконтроля:

1. Что из себя представляет копировальный метод обучения рисунку в Др. Египте?

2. Особенности копировального метода преподавания рисунка в Др. Руси.

3. В чем вы видите причины возникновения и развития копировального метода обучения рисунку в Др. Египте и Др. Руси?

4. Как формировался метод работы с натуры?

Литература:

1. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. М.: Просвещение, 1981.

2. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия М.: Просвещение, 1989.

3. Виноградова Н.А. Искусство Др. Египта. М.: Искусство, 1971.

4. Мальцева. Искусство Др. Рима. М.: Искусство, 1987.

5. Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Др. Греции. М.: Искусство, 1987.

6. Левитин Е.С. Западноевропейский рисунок. СПб.: Аврора, 1991.

 

Лекционное занятие №9 (2ч.)

Раздел: История развития рисунка.

Тема: Академическая школа рисунка

Цель: Знакомство с методами преподавания рисунка зарубежных академий и С. Петербургской Академии трех знатнейших художеств, основанной в 1757 г.

План:

1. Академии художеств. Цель создания. Структура, организация учебного процесса.

2. С. Петербургская Академия художеств. Основание, особенности, структура обучения, выдающиеся педагоги. Методология.

3. Учебный рисунок Академии художеств.

Вопросы для подготовки к занятию и самоконтроля:

1. Основные методы преподавания в Академии художеств в XVIII в.

2. Особенности академического рисунка в XIX

3. Знаменитые преподаватели Академии художеств.

4. Сравнительный анализ структуры зарубежных Академий и С. Петербургской Академии художеств.

Литература:

1. Учебный рисунок в академии художеств М.: Изобразительное искусство, 1990 г.

2. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. М.: Просвещение, 1981.

 

Лекционное занятие №10 (2ч.)

Раздел: История развития рисунка.

Тема: История развития методов преподавания рисунка. Современные тенденции преподавания рисунка.

Цель: Знакомство с эволюцией методов преподавания рисунка.

План:

1.   Советская школа преподавания в Академии художеств.

2.   Современные зарубежные и отечественные тенденции преподавания рисунка.

2.1. Рисунок в БАУХАУЗе.

2.2. Рисунок в ВХУТЕИНе.

2.3. Современные подходы и методики преподавания рисунка.

Вопросы для подготовки к занятию и самоконтроля:

1. Каких современных преподавателей рисунка вы знаете, в чем их заслуги?

2. В чем вы видите проблемы методики преподавания рисунка на современном этапе?

3. Какие изменения в методике преподавания рисунка пол вашему произойдут в ближайшем будущем?

Литература:

1. Учебный рисунок в академии художеств М.: Изобразительное искусство, 1990.

2. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. М.: Просвещение, 1981.

3. Иоханнес Иттен. Искусство формы. М.: Д. Аронов, 2001.

 

 

Лекционное занятие №11 (2ч.)

Раздел: Изображение формы по законам академического рисунка

Тема: Общие требования выполнения академического рисунка.

Цель: Знакомство с общими правилами выполнения академического рисунка. Форма, объем.

План:

1. Форма. Виды, особенности восприятия формы.

2. Пропорции их значение в академическом и творческом рисунке.

3. Этапы (последовательность) выполнения академического рисунка:

 компоновка, пропорции, построение, передача объема, обобщение.

Вопросы для подготовки к занятию и самоконтроля:

1. Какова последовательность выполнения академического рисунка? Перечислите этапы и задачи каждого этапа.

2. Что такое пропорции? В чем заключается значение пропорций в рисунке?

3. Какие особенности восприятия объемной формы вы знаете?

Литература:

1. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия, 1961.

2. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. М.: Учебная литература, 1998 г.

3. Ли Николай. Основы учебного академического рисунка. М.: Эксмо, 2006.

Лекционное занятие №12 (2ч.)

Раздел: Изображение формы по законам академического рисунка

Тема: Конструкция.

Цель: Дать понимание конструкции как основы формы.

План:

1. Конструкция – определение. Значение понимания конструкции как основы формы.

2. Цели и задачи конструктивного рисунка.

3. Способы изображения конструктивных особенностей формы.

 

Литература:

1. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия, 1961.

2. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. М.: Учебная литература, 1998.

3. Ли Николай. Основы учебного академического рисунка. М.: Эксмо, 2006.

4. Жабинский В.И., Винтова А.В. Рисунок, учебное пособие, М.: ИНФРА - М, 2006.

 

Лекционное занятие №13 (2ч.)

Раздел: Изображение формы по законам академического рисунка

Тема: Объем. Светотень как средство передачи объема в академическом рисунке.

Цель: Изучение способов передачи объема средствами светотени.

План:

1. Способы передачи объема предметов в рисунке. Светотень как средство передачи объема изображаемых предметов.

2. Источники освещения их особенности, тональные контрасты и нюансы.

3. Виды освещения, их особенности: направленное, рассеянное, смешанное.

4. Элементы светотени: блик, свет, полутень, тень, рефлекс, падающая тень. Последовательность распределения элементов светотени на телах вращения и призматической формы.

Вопросы для подготовки к занятию и самоконтроля:

1. Какие способы передачи объема предметов в рисунке вы знаете?

2. Какие источники освещения вы знаете и в чем их особенность?

3. Какие существуют виды освещения. В чем их особенность?

4. От чего зависит выбор того или иного вида освещения?

5. От чего зависят тональные контрасты и нюансы, что такое пограничный контраст?

6. Какие элементы светотени вы знаете? Под каким углом падают лучи на поверхность предмета при каждом элементе светотени?

Литература:

1. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия, 1961.

2. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. М.: Учебная литература. 1998.

3. Жабинский В.И., Винтова А.В. Рисунок, учебное пособие, М.: ИНФРА - М, 2006.

 

4. Ли Николай. Основы учебного академического рисунка. М.: Эксмо, 2006.

Лекционное занятие №14 (4ч.)

Раздел: Перспектива.

Тема: Перспектива. История развития перспективы.

Цель: Дать общие сведения о перспективе

План:

1. История развития перспективы.

2. Основные понятия перспективы.

3. Элементы картины. Точка зрения, предметная плоскость, линия

горизонта, картинная плоскость, плоскость горизонта, точка схода.

Вопросы для подготовки к занятию и самоконтроля:

1. Назовите этапы развития перспективы как науки. На основе каких наук разрабатывалась теория перспективы?

2. В чем заключается значение знаний законов перспективы для реалистического изображения пространства и объемной формы?

3. Какие элементы картины необходимо задать или предположить, чтобы выполнить рисунок?

Литература:

1. Кильпе Т.П. Основы архитектуры. М.: Высшая школа, 1984.

2. Макарова М.Н. Перспектива. М.: Академический проект, 2002.

3. Макарова М.Н. Практическая перспектива. М.: Академический Проект, 2005.

4. Непомнящий В.М., Смирнов Г.Б. Практическое применение перспективы в станковой картине. М.: Просвещение, 1978.

5. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. С Пб.: Азбука – классика, 2001.

 

Лекционное занятие №15 (2ч.)

Тема: Правила выполнения рисунка по законам линейной перспективы. Фронтальная и угловая перспектива. Перспектива круга, квадрата.

Цель: Знакомство с правилами перспективного построения формы в трехмерном пространстве.

План:

1. Элементы картины. Точка зрения, предметная плоскость, линия горизонта, картинная плоскость, плоскость горизонта, точка схода.

2. Построение в перспективе круга, квадрата, геометрических тел.

3. Способы построения перспективных изображений.

4. Построение теней в перспективе.

Литература:

1. Кильпе Т.П. Основы архитектуры. М.: Высшая школа, 1984.

2. Макарова М.Н. Перспектива. М.: Академический проект, 2002.

3. Макарова М.Н. Практическая перспектива. М.: Академический Проект, 2005.

4. Непомнящий В.М., Смирнов Г.Б. Практическое применение перспективы в станковой картине. М.: Просвещение, 1978.

5. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. С Пб.: Азбука – классика, 2001.

6. Федоров М.В. Рисунок и перспектива. М.: Искусство, 1960.

 

Лекционное занятие №16 (2ч.)

Раздел: Конструктивный рисунок фигуры человека.

Тема: Пропорции фигуры человека.

Цель: Изучение пропорций фигуры человека и особенностей передачи пропорций в академическом рисунке.

План:

1. История изучения и поиск идеальных пропорций человеческой фигуры.

2. Значение верной передачи пропорций фигуры в академическом рисунке.

3. Ракурс. Влияние положения тела в пространстве на восприятие пропорций фигуры.

Вопросы для подготовки к занятию и самоконтроля:

1. Какие каноны пропорций фигуры человека сложились в Древнем Египте и античности?

2. Какое значение имеет для академического рисунка правильно переданные пропорции фигуры человека?

3. Что такое ракурс?

4. Как зависит восприятие пропорций от положения фигуры в пространстве?                   

Литература:

1. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия, 1961.

2. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. М.: Учебная литература. 1998.

3. Жабинский В.И., Винтова А.В. Рисунок, учебное пособие, М.: ИНФРА - М, 2006.

4. Ли Николай. Основы учебного академического рисунка. М.: Эксмо, 2006.

Практическое занятие №1 (4 ч.)

Раздел: Изображение формы по законам академического рисунка.

Тема: Конструкция как основа формы.

Цель: Развитие художественно - графических навыков построения формы через конструктивный анализ. 

Задание: Линейно – конструктивный анализ предметов быта сложной формы. А3.

План:

1. Устный анализ конструктивного строения предмета быта сложной формы (необходимо разложить сложную форму на несколько простых геометрических объемов). Определение взаимосвязи общей формы предмета с его деталями.

2. Конструктивная зарисовка предметов, через отдельные геометрические объемы.

3. зарисовка общей формы предмета, построение держателей, хватков, сливов.

4. Передача объема предмета средствами линии.

Литература:

1. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия, 1961.

2. Жабинский В.И., Винтова А.В. Рисунок, учебное пособие. М.: ИНФРА - М, 2006.

3. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Изобразительное искусство, 1989.

4. Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение. М.: Советский художник, 1985

5. Ли Николай. Основы учебного академического рисунка. М.: Эксмо, 2006.

 

Практическое занятие №2 (4ч.)

Раздел: Изображение формы по законам академического рисунка.

Тема: Тон. Светотень как средство передачи объема изображаемых предметов в академическом рисунке.

Цель: Научить передавать объем предметов средствами светотени.

Практическое задание:

Рисунок предметов быта различных по тону. А3, бум., гр. карандаш.

План:

1. Компоновка.

2. Конструктивное построение.

3. Анализ тонального решения натюрморта.

4. Передача объема предметов средствами светотени.

5. Проверка и анализ работ.

Литература:

1. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия, 1961.

2. Жабинский В.И., Винтова А.В. Рисунок, учебное пособие. М.: ИНФРА - М, 2006.

3. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Изобразительное искусство, 1989.

4. Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение. М.: Советский художник, 1985

5. Ли Николай. Основы учебного академического рисунка. М.: Эксмо, 2006.

 

Практическое занятие №3 (2ч.)

Раздел: Изображение формы по законам академического рисунка.

Тема: Фактура и текстура.

Цель: Приобретение умений и навыков передачи материальности предметов в академическом рисунке.

Задание: Выполнить рисунок предметов с различной фактурой (стекло, металл, гипс).

План:

1. Вопросы для коллективного обсуждения.

2. Анализ постановки, фактурных характеристик предметов.

3. Зарисовка предметов с передачей материальности их поверхностей, различными приемами наложения штриха, тушевки и т.д.

4. Анализ работ.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Какие существуют способы и приемы, с помощью которых передается материальность предметов в академическом рисунке?

2. С какой целью передаются фактурные характеристики поверхностей изображаемых предметов?

Литература:

1. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия, 1961.

2. Жабинский В.И., Винтова А.В. Рисунок, учебное пособие. М.: ИНФРА - М, 2006.

3. Ли Николай. Основы учебного академического рисунка. М.: Эксмо, 2006.

4. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Изобразительное искусство, 1989.

 

Практическое занятие №4 (6ч.)

Раздел: Перспектива.

Тема: Перспектива круга и квадрата, призма, цилиндр в перспективе.

Цель: Приобретение навыков перспективного построения круга, квадрата при угловой и фронтальной перспективе, перспективного построения объемной формы.

План:

1. Упражнения на перспективное построение призматических и цилиндрических форм.

2. Призма в перспективе (архитектурное решение) с использованием врезок.

2.1. Построение призмы произвольных пропорций в угловой перспективе.

2.2. Построение врезок различной формы и пропорций.

2.3. Введение тона в собственных и падающих тенях.

3. Проверка и анализ работ.

Литература:

5. Кильпе Т.П. Основы архитектуры. М.: Высшая школа, 1984.

6. Ли Николай. Основы учебного академического рисунка. М.: Эксмо, 2006.

7. Макарова М.Н. Перспектива. М.: Академический проект, 2002.

8. Макарова М.Н. Практическая перспектива. М.: Академический Проект, 2005.

9. Непомнящий В.М., Смирнов Г.Б. Практическое применение перспективы в станковой картине. М.: Просвещение, 1978.

6. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. С Пб.: Азбука – классика, 2001.

 

 

Практическое занятие №5 (4ч.)

Раздел: Перспектива.

Тема: Перспектива наблюдательная, перспектива воздушная. Использование законов воздушной и наблюдательной перспективы в академическом рисунке.

Цель: Дать понятие «Воздушная перспектива», «наблюдательная перспектива».  Рассмотреть особенности восприятия и изображения объемной формы в академическом рисунке, учитывая законы воздушной и наблюдательной перспективы. Приобретение навыков изображения интерьера по правилам наблюдательной перспективы.

План:

1. Вопросы для коллективного обсуждения.

2. Выполнить рисунок интерьера в соответствии с правилами наблюдательной перспективы.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Будет ли соответствовать рисунок, выполненный точно по правилам линейной перспективы восприятию человека? Если нет, то почему? Если да, то обоснуйте.

2. На чем основано изображение, выполненное по правилам наблюдательной перспективы.

3. Что означает понятие «воздушная перспектива»?

4. В чем заключается передача воздушной перспективы в рисунке?

Литература:

1. Кильпе Т.П. Основы архитектуры. М.: Высшая школа, 1984.

2. Ли Николай. Основы учебного академического рисунка. М.: Эксмо, 2006.

3. Макарова М.Н. Перспектива. М.: Академический проект, 2002.

4. Макарова М.Н. Практическая перспектива. М.: Академический Проект, 2005.

5. Непомнящий В.М., Смирнов Г.Б. Практическое применение перспективы в станковой картине. М.: Просвещение, 1978.

6. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. С Пб.: Азбука – классика, 2001.

 

Практическое занятие №6 (6ч.)

Тема: Конструктивные особенности строения формы головы человека.

Материал: гр., карандаш, А3.

Цель: Освоить закономерности конструктивного построения общей формы головы и ее частей.

План:

1. Анализ пропорциональных отношений общей формы и объемов головы человека и отдельных частей головы человека.

 2. Рисунок общих пропорций головы человека. Схема.

 3. Рисунок частей головы человека с конструктивным анализом пропорций и конструкции.

Вопросы для коллективного обсуждения:

5. Где проходит линия, делящая голову по высоте на две равные части?

6. Как называется вертикальная линия, проходящая через середину лба, кончик носа, середину подбородка?

7. Какие элементы головы находятся делением ее высоты на три равные части?

8. Чему равно расстояние между глазами?

9. Что является конструктивной основой формы головы?

Литература:

1. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия, 1961.

2. Жабинский В.И., Винтова А.В. Рисунок, учебное пособие. М.: ИНФРА - М, 2006.

3. Ли Николай. Основы учебного академического рисунка. М.: Эксмо, 2006.

4. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Изобразительное искусство, 1989.

5. Пармон Ф.М., Кондратенко Т.П. Рисунок и графика костюма. М.: 1987.

Практическое занятие №7 (10ч.)

Тема: Рисунок гипсовой модели головы «обрубовка».

Цель: Освоить закономерности конструктивного построения формы головы в пространстве.

Материал: гр., карандаш, А3

План:

1. Анализ общей формы и частей «обрубовки»

2. Конструктивное построение модели, с передачей основных пропорций.

3. Передача перспективных сокращений поверхностей головы в зависимости от ракурса и точки зрения.

4. Введение легкого тона в собственных и падающих тенях.

5. Проверка и анализ работ.

Литература:

1. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия, 1961.

2. Жабинский В.И., Винтова А.В. Рисунок, учебное пособие. М.: ИНФРА - М, 2006.

3. Ли Николай. Основы учебного академического рисунка. М.: Эксмо, 2006.

4. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Изобразительное искусство, 1989.

5. Пармон Ф.М., Кондратенко Т.П. Рисунок и графика костюма. М.: 1987.

Практическое занятие №8 (8ч.)

Тема: Конструктивный рисунок частей тела человека.

Материал: гр. карандаш, А3

Цель: Освоить закономерности конструктивного изображения формы различных частей фигуры человека.

План:

1. Рисунок – схема скелета грудной клетки.

2. Рисунок схема скелета таза.

3. Рисунок – схема конечностей.

4. Зарисовки кистей рук натурщика, линейно – конструктивный анализ.

Литература:

1. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия, 1961.

2. Жабинский В.И., Винтова А.В. Рисунок, учебное пособие. М.: ИНФРА - М, 2006.

3. Ли Николай. Основы учебного академического рисунка. М.: Эксмо, 2006.

4. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Изобразительное искусство, 1989.

Практическое занятие №9 (6ч.)

Тема: Схематический анализ построения фигуры человека стоя, сидя.

Материал: гр. карандаш, 3 рисунка А3

Цель: Освоить закономерности конструктивного построения фигуры человека в зависимости от положения в пространстве, динамики.

План:

1. Выполнение рисунка – схемы фигуры человека стоя, с опорой на обе ноги.

2. Выполнение рисунка – схемы фигуры человека стоя, с опорой на одну ногу.

3. Выполнение рисунка – схемы фигуры человека сидя.

Литература:

1. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия, 1961.

2. Жабинский В.И., Винтова А.В. Рисунок, учебное пособие. М.: ИНФРА - М, 2006.

3. Ли Николай. Основы учебного академического рисунка. М.: Эксмо, 2006.

4. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Изобразительное искусство, 1989.

Лабораторное занятие №1 (10 ч.)

Тема: Линейно – конструктивный рисунок натюрморта из гипсовых геометрических тел, с введением легкого тона в собственных и падающих тенях.

Материал: бумага, гр. карандаш, А2.

Цель: Приобретение навыков изображения формы по законам линейной перспективы, передачи трехмерного пространства средствами линии и тона.

План:

1. Поиск композиции, компоновка изображения в формате.

2. Передача основных пропорций предметов.

3. Построение предметной плоскости и оснований геометрических форм с учетом их пространственных связей и по законам линейной перспективы.

4. Конструктивное построение предметов натюрморта.

5. Передача объема средствами линии и светотени.

Литература:

1. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия, 1961.

2. Жабинский В.И., Винтова А.В. Рисунок, учебное пособие. М.: ИНФРА - М, 2006.

3. Ли Николай. Основы учебного академического рисунка. М.: Эксмо, 2006.

4. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Изобразительное искусство, 1989.

 

Лабораторное занятие №2 (12 ч.)

Тема: Тональный рисунок натюрморта из предметов быта, различных по форме, тону, фактуре (дерево, стекло, металл, драпировка).

Материал бумага, гр. карандаш, А2.

Цель: Приобретение навыковпередачи конструкции, формы и материальности предметов

План:

1. Поиск композиции, компоновка изображения в формате.

2. Передача основных пропорций предметов.

3. Конструктивное построение предметов натюрморта.

4. Передача объема средствами светотени.

5. Передача материальности предметов.

6. Проверка и анализ работ.

 

Лабораторное занятие №3 ( 10 ч.)

Тема: Линейно – конструктивный рисунок гипсового орнамента.

Материал: бумага, гр. карандаш, А2.

Цель: Приобретение навыков изображения сложной формы по законам линейной перспективы, передачи трехмерности пространства средствами линии и тона.

План:

1. Анализ формообразования и пластики сложной формы орнамента.

2. Компоновка.

3. Построение гипсовой плиты с учетом расположения линии горизонта и точек схода.

4. Построение рисунка «следа» орнамента.

5. Линейно – конструктивное построение рельефа.

6. Введение тона в собственных и падающих тенях.

4. Передача воздушной перспективы средствами линии и тона.

 

Лабораторное занятие №4 ( 8 ч.)

Тема: Линейно – конструктивный рисунок натюрморта выше линии горизонта, либо на очень низком подиуме.

Цель: Развитие и совершенствования навыков и умений перспективного анализа постановки и перспективных построений.

План:

1. Перспективный анализ постановки. Определение основных элементов картины (линии горизонта, точек схода). Обратить внимание на особенности расположения постановки относительно линии горизонта, и следовательно перспективных построений.

2. Компоновка.

3. Линейно – конструктивное построение с учетом особенностей рассмотренных в перспективном анализе.

4. Передача объема предметов и пространства средствами линии.

5. Анализ работ.

 

Лабораторное занятие №5 ( 12 ч.)

Тема: Рисунок интерьера.

Материал: бумага, гр. карандаш, А2.

Цель: Приобретение навыков изображения интерьера в угловой и фронтальной перспективе.

Задание: Выполнить 2 рисунка интерьера, (в угловой и фронтальной перспективе).

План:

1. Компоновка.

2. Определение уровня линии горизонта и точек схода.

3. Построение линий плинтусов стен, пола, потолка.

4. Построение оборудования и элементов интерьера в зависимости от их положения относительно стен (параллельно или не параллельно расположены).

 

Лабораторное занятие №6 ( 8ч.)

Тема: Зарисовки сложной формы. Аналитический, конструктивный рисунок кистей рук, плечевого пояса.

Цель: Приобретение навыков изображения сложной формы частей тела человека в краткосрочном рисунке. Совершенствование графических навыков выполнения краткосрочного рисунка.

План:

1. Устный конструктивный анализ формы конечностей, повторение пропорциональных отношений частей плечевого пояса и кистей рук.

2. Выполнение зарисовок кистей рук и плечевого пояса, в различных ракурсах.

3. Анализ выполненных работ.

 

Лабораторное занятие №7 ( 12ч.)

Тема: Зарисовки головы натурщика в разных поворотах.

2 зарисовки, А 2, материал- гр. карандаш.

Цель: Изучение характера, особенностей и способов изображения

формы головы натурщика.

План:

1. Компоновка. Определение основных пропорций и характерных особенностей головы.

2. Конструктивное построение общей формы головы.

3. Передача объёма и пространственных связей деталей головы средствами линии и тона.

4. Проверка пропорций и построения, обобщение.

 

Лабораторное занятие №8 (20 ч.)

Тема: Линейно – конструктивный рисунок одетой фигуры человека (натурщика) в интер


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.334 с.