Посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ) — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ)

2019-08-07 153
Посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Объект преступления - осуществляемая в соответствии с законом деятельность публичного аппарата власти и управления. Предмет преступления аналогичен предмету такого преступления, как получение взятки (см. комментарий к ст. 290 УК РФ).

Объективная сторона преступления выражается в посредничестве во взяточничестве, т.е. совершении следующих альтернативных действий:

1) непосредственная передача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации (взяткополучателю) по поручению взяткодателя или взяткополучателя;

2) иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере.

Согласно примечанию 1 к ст. 290 УК РФ значительным размером признается сумма предмета взятки, превышающая 25 тыс. рублей.

Состав формальный. Оконченно с момента принятия должностным лицом хотя бы части

От посредничества во взяточничестве следует отличать так называемое мнимое посредничество, когда лицо получает от кого-либо материальные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их себе. Содеянное в таких случаях следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца материальных ценностей в таких случаях подлежат квалификации как

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

Субъект преступления общий - вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Часть 2 ст. 291.1 содержит квалифицированный состав преступления - посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения. Следует отметить, что субъект должен осознавать, что передает взятку должностному лицу именно за совершение последним незаконных действий. Если виновный не знает, каким путем (законным или незаконным) будет решаться поставленный перед взяткополучателем вопрос, то квалификация посредничества во взяточничестве по данному признаку исключается и УО наступает по ч. 1 ст. 291.1 УК РФ.

В ч. 3 ст. 291.1 УК РФ предусмотрены такие квалифицирующие признаки, как совершение посредничества во взяточничестве:

- п. "а": группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК РФ) или организованной группой (ч. 3 ст. 35 УК РФ);

- п. "б": в крупном размере. Согласно примечанию 1 к ст. 290 УК РФ крупным размером признается сумма предмета взятки, превышающая 150 тыс. рублей.

Особо квалифицированным составом преступления (ч. 4 ст. 291.1 УК РФ) является посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере (если сумма предмета взятки превышает 1 млн. рублей).

В ч. 5 ст. 291.1 УК РФ предусмотрен самостоятельный состав преступления - обещание или предложение посредничества во взяточничестве..

 

атья 89. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности

 

Комментарий к статье 89

 

1. В тексте комментируемой статьи содержится некоторая логическая нестыковка, порождающая противоречивое представление о соотношении доказательства и результатов оперативно-розыскной деятельности и их значении для доказывания обвинения и установления обстоятельств, предусмотренных ст. 73 УПК РФ. В названии данной статьи законодатель говорит об использовании в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности, тогда как в тексте статьи устанавливает запрещение использования результатов оперативно-розыскной деятельности. Этот запрет касается процесса доказывания, который в соответствии со ст. 85 УПК РФ включает все три элемента в их совокупности: собирание, проверку и оценку доказательств. Доказательствами в силу ст. 74 УПК РФ являются сведения, имеющие значение для дела, полученные в порядке, предусмотренном УПК РФ, из источников, прямо перечисленных в ч. 2 этой статьи. Из этого следует, что результаты оперативно-розыскной деятельности сами по себе ни при каких условиях доказательствами не становятся и в качестве доказательств ни при каких условиях не могут использоваться следователем, дознавателем, государственным обвинителем и судом.

2. Вместе с тем результаты различных оперативно-розыскных мероприятий, проводимых в связи с выявлением и раскрытием преступлений, не могут быть безразличны органам, ведущим расследование этих преступлений, рассматривающим и разрешающим их в суде. По своему содержанию они могут давать сведения, на основе которых можно установить наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, или иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, т.е. отвечать требованию относимости (ч. 1 ст. 74 УПК РФ). Следовательно, проблемой является допустимость таких сведений в качестве доказательства, определяемая порядком их получения в соответствии с требованиями УПК РФ. Второй проблемой, возникающей при использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании, становится возможность проверки и установления достоверности таких сведений, без чего сведения не пригодны для использования в доказывании обстоятельств дела и принятия решений на их основе.

3. Именно в этом контексте следует понимать положения ст. 11 Закона об ОРД, согласно которой результаты оперативно-розыскной деятельности могут "использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, и в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом ". Под иными случаями имеется в виду использование результатов оперативно-розыскной деятельности для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, розыска лиц, скрывшихся от следствия и суда, проведения иных оперативно-розыскных мероприятий для пресечения или раскрытия преступлений и выявления лиц, их готовящих или совершивших.

Аналогичные положения содержатся в ст. ст. 9 и 9.1 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности", согласно которым в уголовном судопроизводстве могут быть использованы в соответствии с требованиями УПК РФ результаты контрразведывательных мероприятий и мероприятий по борьбе с терроризмом. Похожим образом регулируется этот вопрос в ведомственных актах. Генпрокуратура России указывает, что в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ. Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы лишь для подготовки и осуществления следственных действий, выработки тактики допросов подозреваемых, свидетелей, производства других неотложных следственных действий (ст. 35 Приказа Генпрокуратуры России от 18.01.2008 N 20 "Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба"). Из сказанного следует, что результаты оперативно-розыскной деятельности или отдельных оперативно-розыскных мероприятий сами по себе еще не являются доказательствами по делу. Они могут быть превращены в доказательство лишь процессуальным путем и использоваться в доказывании лишь при соблюдении положений УПК РФ, устанавливающих порядок собирания, проверки и оценки доказательств.

4. Учитывая, что собирание доказательств может осуществляться путем производства следственных действий, результаты оперативно-розыскных мероприятий должны быть преобразованы в доказательство путем производства соответствующего следственного действия, необходимого для процессуального получения сведений, имеющих значение для дела, всякий раз, когда такое следственное действие возможно. Это могут быть допросы, обыски, выемки, осмотры места происшествия, местности, помещения и т.п. Суд в состязательном судебном следствии обязан проверить, проведены ли подобные следственные действия, и использовать в качестве доказательства лишь те результаты оперативно-розыскных мероприятий, которые были преобразованы в доказательство и получены следственным путем.

5. Другой способ собирания доказательств - это истребование следователем, дознавателем, судом соответствующих документов или предметов, имеющих значение для дела. Они могут быть истребованы в том числе из органов, осуществлявших оперативно-розыскную деятельность. В таком случае результаты оперативно-розыскной деятельности должны быть оформлены в виде официального документа и представлены в органы расследования или в суд. Предметы должны быть упакованы, опечатаны и сопровождаться официальным документом, содержащим информацию о происхождении и порядке получения данного предмета, а также описанием его индивидуальных свойств и особенностей. Представленные документы и предметы подлежат следственной проверке и оценке наряду со всеми имеющимися доказательствами, поэтому должны содержать сведения, поддающиеся проверке. Это не могут быть анонимные сведения со ссылкой лишь на имеющуюся оперативную информацию или на агентов, имя которых невозможно рассекретить, и т.п. Порядок оформления результатов оперативно-розыскной деятельности и представления их для использования в уголовном судопроизводстве регулируется Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утвержденной Приказом МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Следственного комитета РФ от 27.09.2013 N 776/703/509/507/1820/42/535/398/68. Согласно п. 20 этой Инструкции результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требования уголовно-процессуального законодательства, предъявляемые к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на оперативно-розыскные мероприятия, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе. Следовательно, и при таком способе собирания доказательств результаты оперативно-розыскных мероприятий, представленные органам расследования или суду, сами по себе также еще не являются доказательством, а лишь дают возможность следственным путем проверить и закрепить сведения, содержащиеся в представленных документах или предметах, приобщенных к делу в установленном УПК РФ порядке в качестве вещественных доказательств или иных документов.

6. Третьим способом собирания доказательств является, как указывалось ранее, возможность представления предметов или документов участниками процесса или защитником (ч. ч. 2 и 3 ст. 86 УПК РФ). Согласно ст. 11 Закона об ОРД "представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, налоговому органу или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами". В практике это положение Закона привело к тому, что материалы оперативно-розыскной деятельности нередко направляются следователю, дознавателю или суду руководителем органов, осуществлявших оперативно-розыскную деятельность, по собственной инициативе. Однако такой способ собирания доказательств законом не предусмотрен. Инициатива в собирании доказательств принадлежит исключительно следователю или дознавателю. Суд может истребовать доказательство по инициативе сторон или в целях проверки доказательств по своей инициативе. Руководитель органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, не является ни органом расследования, ни судом, ни иным участником уголовного процесса. Поэтому он не имеет права направлять результаты оперативно-розыскной деятельности по своей инициативе, без соответствующего запроса уполномоченных субъектов процесса.

7. Во всяком случае ссылка на результаты оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания должна тщательно проверяться судом. Проверке подлежат не только следственные и процессуальные действия, в результате которых на основании результатов оперативно-розыскной деятельности сформированы легальные доказательства, но и соблюдение требований федеральных законов при проведении самих оперативно-розыскных действий. Недопустимым является отказ суду в предоставлении первичных материалов, оформляющих оперативно-розыскные мероприятия, только потому, что они имеют режим секретности. Как указывалось выше, по мнению Конституционного Суда РФ, всякое сомнение в достоверности или допустимости доказательства влечет недопустимость его использования в доказывании обвинения. Пленум Верховного Суда РФ обратил внимание судов на то, что результаты оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также с проникновением в жилище против воли проживающих в нем лиц (кроме случаев, установленных федеральным законом), могут быть использованы в качестве доказательств по делам, лишь когда они получены по разрешению суда на проведение таких мероприятий и проверены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8). Обязательность соблюдения требований УПК РФ о порядке собирания доказательств, о необходимости следственной проверки результатов оперативно-розыскной деятельности неоднократно подчеркивается Верховным Судом РФ и в решениях по конкретным делам.

 

Так, в Апелляционном определении Верховным Судом РФ признано незаконным использование судом в качестве доказательства обвинения цифровой видеозаписи беседы оперативных работников МВД России с осужденным О., в ходе которой он ответил на вопросы об обстоятельствах его участия в совершении разбойного нападения с другими осужденными и которая в прениях была использована государственным обвинителем для доказывания вины осужденных, несмотря на то что О. не подтвердил эти показания в судебном заседании, поскольку они были получены в отсутствие защитника и не в порядке допроса, а в суде подсудимый просил признать эту видеозапись недопустимым доказательством.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.