Второй: дети отвечают устно, друг за другом, по кругу. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Второй: дети отвечают устно, друг за другом, по кругу.

2019-08-07 174
Второй: дети отвечают устно, друг за другом, по кругу. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Так, при изучении темы «Доброта» можно предложить следующую ситуацию с альтернативным выбором:

Классный руководитель объявил ребятам, что на елку в театр удалось достать 18 билетов, и сказал: «Вас в классе 35 человек. Я вас всех люблю и не могу решить, кому не идти. Сделайте сами. Я предлагаю несколько вариантов решения этой проблемы, выберите тот, который вы считаете самым лучшим, или предложите, как сделать по другому»

Как бы ты поступил в этой ситуации?

- предложу тянуть жребий, чтобы не было обидно;

- предложу решить голосованием кто достоин получить билет;

- предложу отдать билет тем, кто заслужил их хорошей учебой и активной работой;

- подниму руку сам, что не пойду, уступлю другим;

- другое решение. 

   А теперь давайте проанализируем, какой вариант свидетельствует об истинно добром, чутком отношении к другому…..

Всегда ли справедливое решение является добрым?

Как соотносятся справедливость и доброта?

 

С целью развития чуткости, пробуждения у детей стремление понимать состояние другого человека и умения проявлять это понимание можно использовать такую ситуацию.

Света долго и упорно готовилась к уроку истории. Она выучила все, что задал учитель, продумала как будет отвечать завтра на уроке, выстроила свой ответ. Но на следующий день, когда учитель спросил, вдруг растерялась и не смогла рассказать все так, как хотела. Учитель недовольно покачал головой и поставил ей тройку. После урока все вышли из класса, она сидела за партой, опустив голову. Слезы наварачивались на глаза. К ней подошла подруга и сказала:

- «Ну что ты расстраиваешься. Сама виновата. Надо было собраться и спокойно все ответить. Я бы на твоем месте сказала, что учила и попросила спросить меня снова»;

- «Ну что ты плачешь. Подумаешь, тройку получила. Не обращай внимания. Стоит из-за этого расстраиваться»:

- «Тебе, наверное, так плохо, ведь ты все приготовила и старалась. Я так понимаю тебя»;

- «Ты ведь все выучила, я знаю. Наверное ты в этот момент просто растерялась и все забыла»;

- присела бы рядом, обняла ее выслушала все, что Света ей скажет.

 

Какой из вариантов выбрал бы ты?

В каком из них проявляется больше понимания?

Как научиться понимать других людей? 

 

Приемы организации работы с нравственными понятиями

Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, познать сущность любого понятия, необходимо рассматривать его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими противоположными ему. И здесь совместное обсуждение должно сочетаться с самостоятельной индивидуальной работой учащихся: записью, выделением данных понятий и относящимся к ним слова и т.д.

 

Поиск близких и противоположных понятий

Прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Совместная работа с учениками может строиться двумя способами:

а) учитель предлагает каждому ученику самостоятельно подумать и записать в тетрадь понятия, близкие данному, затем каждый знакомит всех ребят результатами своей деятельности, и составляется общий ряд, анализируются смысловые оттенки, отличающие каждое понятие друг от друга;

б) совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению нравственных понятий, записывается на доске. Затем каждый в тетради анализирует их смысловое значение.

Запишите слово «дружба». Самостоятельно подумайте и запишите в тетрадь понятия, близкие к нему.

 «дружба» - «товарищество» - «приятельские отношения»,

Обсудите в группах, что они обозначают, какие смысловые оттенки вкладывается в каждое из них.

В тех случаях, когда рассматриваются понятия, характеризующие личностные качества, глубокое проникновение в их сущность, требует сравнительного анализа позитивных и негативных свойств. То есть, после выделения близких понятий идет поиск противоположных по смыслу.

Запишите слово «Достоинство».

Разделите лист на две части.

Выстройте ряд близких по значению понятий. (в левой части)

Определить понятия, характеризующие, отрицательные проявления тех же свойств и качеств в человеке. (в правой части)

Сравните записанные понятия

Достоинство                         эгоизм

Гордость                               гордыня

Самоуважение                      высокомерие

Самолюбие                            самовлюбленность

Честь                                     тщеславие

Сравнительный анализ данных понятий поможет ученикам осознать, что позитивные человеческие качества и свойства способны перейти в свою противоположность, если отсутствует чувство меры, гармония их с другими нравственными качествами.

 

               Выделение слов, выражающих смысл понятия.

Для того, чтобы глубоко проникнуть в смысл нравственных понятий, можно предложить детям тексты, содержание которых позволит им совершить для себя открытия и по – новому осмыслить сущность человеческих отношений и поступков. Особое место среди таких источников занимают мудрые мысли и притчи. Так, анализируя с детьми сущность такого явления, как «любовь», организуем индивидуальную работу по карточкам.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.