Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2019-08-07 | 193 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, познать сущность любого понятия, необходимо рассматривать его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими противоположными ему. И здесь совместное обсуждение должно сочетаться с самостоятельной индивидуальной работой учащихся: записью, выделением данных понятий и относящимся к ним слова и т.д.
Поиск близких и противоположных понятий
Прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Безусловно, учитель должен проделать эту работу предварительно сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Совместная работа с учениками может строиться двумя способами:
а) учитель предлагает каждому ученику самостоятельно подумать и записать в тетрадь понятия, близкие данному, затем каждый знакомит всех ребят результатами своей деятельности, и составляется общий ряд, анализируются смысловые оттенки, отличающие каждое понятие друг от друга;
б) совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению нравственных понятий, записывается на доске. Затем каждый в тетради анализирует их смысловое значение.
Так, для того, чтобы дети смогли понять сущность человеческих отношений, которые мы называем дружбой, необходимо выстроить и рассмотреть такой ряд понятий: «дружба» - «товарищество» - «приятельские отношения», осознать, что они обозначают, какие смысловые оттенки вкладывается в каждое из них.
В тех случаях, когда рассматриваются понятия, характеризующие личностные качества, глубокое проникновение в их сущность, требует сравнительного анализа позитивных и негативных свойств. То есть, после выделения близких понятий идет поиск противоположных по смыслу.
|
Например, по теме «Достоинство»
Разделить лист на две части.
1.Выстроить ряд близких по значению понятий. (в левой части)
2 Определить понятия, характеризующие, отрицательные проявления тех же свойств и качеств в человеке. (в правой части)
3. Сравнить данные понятия
достоинство эгоизм
гордость гордыня
самоуважение высокомерие
самолюбие самовлюбленность
честь тщеславие
Сравнительный анализ данных понятий поможет ученикам осознать, что позитивные человеческие качества и свойства способны перейти в свою противоположность, если отсутствует чувство меры, гармония их с другими нравственными качествами.
Выделение слов, выражающих смысл понятия.
Для того, чтобы глубоко проникнуть в смысл нравственных понятий, можно предложить детям тексты, содержание которых позволит им совершить для себя открытия и по – новому осмыслить сущность человеческих отношений и поступков. Особое место среди таких источников занимают мудрые мысли и притчи. Так, анализируя с детьми сущность такого явления, как «любовь», организуем индивидуальную работу по карточкам.
1. Прочитайте. Подчеркните слова, которые относятся к слову «любовь» и выражают ее сущность.
«Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится.
Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется не правде, а сорадуется истине.
Все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит, любовь никогда не уходит».
2. Прочитайте слова в группах, обсудите.
Определение понятий
Данная работа помогает выяснить, какие ассоциации возникают у учащихся в связи с данным понятием, создает возможность для более глубокого и тонкого понимания его сущности.
|
1 На доске записать слово «любовь»
2. Составить ассоциативный ряд слов к нему.
3 Назовите слова, которые у вас связаны со словом любовь.
4. Напишите общее определение любви.
2 вариант
1 На доске записать слово «любовь»
2. Дополнить его глаголами, отвечая на вопрос «Что делает любовь».
3. Прочитайте. Обсудите.
Коммуникативное письмо
Значение нравственной активизации личности, в основе которых лежит запись своих мыслей в письменной форме, нельзя недооценить т.к.основным условием нравственного развития личности является погружение человека в свой внутренний мир, актиализация своего жизненного опыта, пробуждение нравственных чувств, эмоций, мыслей их рефлексия – самонаблюдение и самоанализ внутренних состояний, действий. В высшей степени такая возможность создается тогда, когда, выполняя задание ученик остается наедине с листом бумаги, безмолвным собеседником, которому он поверяет свои мысли и чувства. В процессе занятий необходимо создать такие ситуации погружения в себя. А уж потом, если есть такая необходимость и возможность, - поделиться своим открытием с другими. Существует целый ряд приемов, которые можно объединить под названием коммуникативное письмо. В основе таких приемов лежит сообщение посылаемое себе и другим.
Незаконченное предложение
Детям даются предложения, закончить которые они должны сами. Предложения могут быть составлены от первого лица – и в этом случае ребенок должен определить свои действия, мысли, чувства в описываемой ситуации.
Предложения составленные от третьего лица, побуждают ученика определить действия другого человека – и в этом случае ребенок как бы проецирует на поведение другого человека свой собственный способ действия, мысли, чувства возникающие в подобной ситуации.
Так, для того чтобы привести детей к осознанию того, что в основе доброго, заботливого отношения к людям лежит способность понимания их состояния и проявлять сочувствие, можно предложить следующие задания:
- Когда я пришел домой, мама только что вернулась с работы. Ужин был еще не готов. Я спросил…..
- Маленькая сестренка пожаловалась, что с ней детишки не играют. Я пошел во двор и…..
- В классе был мальчик, которого почему – то не любили, мне…
|
- У кассы магазина плакала девочка, потерявшая деньги. У меня не было денег, чтобы ей помочь. Я……
2 вариант
Закончите предложения:
- Я показываю своей маме, что люблю ее…..
- Я могу показать папе, что забочусь о нем, когда я …..
- Я хочу, чтобы мой друг знал, что он мне дорог. Поэтому я …..
- Я забочусь о себе, и поэтому я ….
- Я могу показать незнакомым людям, что отношусь к ним с уважением. Я…..
Контраргументы
Прием, позволяющий организовать самоубеждение учащихся в ценности тех или иных нравственных норм, явлений, отношений, способности к решению, совершенствовать самого себя. С помощью этого приема можно начать беседу, дискуссию, ответ на любой проблемный вопрос.
Например, по вопросу «Нужен ли человеку идеал?»
1. Лист бумаги разделить на две части.
2. В левой части записать аргументы против идеала, а затем в правой – контраргументы подтверждающее противное.
А
Я знаю людей, у которых нет идеала, и они прекрасно живут | Я знаю людей, которые живу с идеал. Идеал помогает человеку не останавливаться на достигнутом |
Я не хочу быть повторением кого – либо. Я индивидуальность. | Я не буду повторением, я возьму лучшее в нем и при этом останусь индивидуальностью |
Он будет мне мешать. В жизни возникают ситуации, когда мне придется вступать в противоречие с идеалом. | Он будет сдерживать меня от многих необдуманных поступков, от того, о чем впоследствии я могу пожалеть. |
Б
Идеалы мешают человеку жить сегодняшним днем и воспринимать все таким, какое оно есть в действительности. Идеалы недостижимы изначально. Они формируют стереотипы, мешают жить в реальности. | Идеалы позволяют ориентироваться на что-то высшее, помогают самосовершенствоваться, расти. Деятельность и жизнь становятся целенаправленными. |
3. Прочитать свои аргументы и контраргументы.
4. Провести дискуссию о сущности и смысле идеала.
2 вариант
1. Составьте список ваших слабых сторон на левой стороне листа.
2. На правой стороне против каждого пункта укажите положительное, что ему можно противопоставить.
|
Ни одному кто меня знает, я не нравлюсь. | Те, кто действительно меня знает, относятся ко мне хорошо. |
Я ленив, мне очень трудно заставить себя готовиться к занятиям | Я могу быть волевым человеком. Я способен, когда это необходимо, собраться и выполнить все, что наметил. |
3. Работа в парах. Разверните и дайте обоснование контраргументам. Найдите подходящие примеры.
Напиши письмо
Ученику предлагается написать письмо самому себе, герою произведения, какому-то персонажу, значимому для него человеку. В этом письме он выразит все свои мысли, переживания по важным для него вопросам. Таким образом, создается ситуация самоисповеди, самораскрытия и внутреннего самоочищения, которая ведет к измене нравственного сознания человека.
Ранжирование
Метод, дающий возможность диагностировать ценностные предпочтения учащихся и прием, позволяющий осознать и осмыслить свой выбор. Ранжировать, то есть распределять предметы,явления по степени их значимости.
Первый прием – когда список ценностей предлагается в готовом виде, а он должен выстроить ранговый ряд, расположив их от наиболее значимого до наименее значимого.
Второй прием – когда ученикам предлагается самим определить содержание ранжируемых понятий, а а уже затем определить их по степени значимости для себя.
Задание 1.
А) Возьмите лист бумаги и согните его три раза пополам, хорошо зафиксировав сгибы. В результате, когда лист развернете, на нем ясно выделяются восемь частей.
Б) Запишите в центре каждого из них одно из тех качеств, которые вы цените в людях.
В) А теперь разорвите бумагу по сгибам на восемь частей и разложите листочки в соответствии с тем, какое качество является для вас самым важным, затем менее важным и т.д.
Г) Запишите эти качества в том порядке, как вы их разложили.
Д) Прочитайте и обоснуйте ваш выбор.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!