Приемы организации работы с нравственными понятиями — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Приемы организации работы с нравственными понятиями

2019-08-07 193
Приемы организации работы с нравственными понятиями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, познать сущность любого понятия, необходимо рассматривать его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими противоположными ему. И здесь совместное обсуждение должно сочетаться с самостоятельной индивидуальной работой учащихся: записью, выделением данных понятий и относящимся к ним слова и т.д.

 

Поиск близких и противоположных понятий

Прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Безусловно, учитель должен проделать эту работу предварительно сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Совместная работа с учениками может строиться двумя способами:

а) учитель предлагает каждому ученику самостоятельно подумать и записать в тетрадь понятия, близкие данному, затем каждый знакомит всех ребят результатами своей деятельности, и составляется общий ряд, анализируются смысловые оттенки, отличающие каждое понятие друг от друга;

б) совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению нравственных понятий, записывается на доске. Затем каждый в тетради анализирует их смысловое значение.

Так, для того, чтобы дети смогли понять сущность человеческих отношений, которые мы называем дружбой, необходимо выстроить и рассмотреть такой ряд понятий: «дружба» - «товарищество» - «приятельские отношения», осознать, что они обозначают, какие смысловые оттенки вкладывается в каждое из них.

В тех случаях, когда рассматриваются понятия, характеризующие личностные качества, глубокое проникновение в их сущность, требует сравнительного анализа позитивных и негативных свойств. То есть, после выделения близких понятий идет поиск противоположных по смыслу.

Например, по теме «Достоинство»

Разделить лист на две части.

1.Выстроить ряд близких по значению понятий. (в левой части)

2 Определить понятия, характеризующие, отрицательные проявления тех же свойств и качеств в человеке. (в правой части)

3. Сравнить данные понятия

достоинство                         эгоизм

гордость                               гордыня

самоуважение                      высокомерие

самолюбие                                 самовлюбленность

честь                                     тщеславие

Сравнительный анализ данных понятий поможет ученикам осознать, что позитивные человеческие качества и свойства способны перейти в свою противоположность, если отсутствует чувство меры, гармония их с другими нравственными качествами.

 

               Выделение слов, выражающих смысл понятия.

Для того, чтобы глубоко проникнуть в смысл нравственных понятий, можно предложить детям тексты, содержание которых позволит им совершить для себя открытия и по – новому осмыслить сущность человеческих отношений и поступков. Особое место среди таких источников занимают мудрые мысли и притчи. Так, анализируя с детьми сущность такого явления, как «любовь», организуем индивидуальную работу по карточкам.

1. Прочитайте. Подчеркните слова, которые относятся к слову «любовь» и выражают ее сущность. 

«Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится.

Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется не правде, а сорадуется истине.

Все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит, любовь никогда не уходит».

2. Прочитайте слова в группах, обсудите.

 

Определение понятий

Данная работа помогает выяснить, какие ассоциации возникают у учащихся в связи с данным понятием, создает возможность для более глубокого и тонкого понимания его сущности.

 

1 На доске записать слово «любовь»

2. Составить ассоциативный ряд слов к нему.

3 Назовите слова, которые у вас связаны со словом любовь.

4. Напишите общее определение любви.

2 вариант

1 На доске записать слово «любовь»

2. Дополнить его глаголами, отвечая на вопрос «Что делает любовь».

3. Прочитайте. Обсудите.

 

Коммуникативное письмо

Значение нравственной активизации личности, в основе которых лежит запись своих мыслей в письменной форме, нельзя недооценить т.к.основным условием нравственного развития личности является погружение человека в свой внутренний мир, актиализация своего жизненного опыта, пробуждение нравственных чувств, эмоций, мыслей их рефлексия – самонаблюдение и самоанализ внутренних состояний, действий. В высшей степени такая возможность создается тогда, когда, выполняя задание ученик остается наедине с листом бумаги, безмолвным собеседником, которому он поверяет свои мысли и чувства. В процессе занятий необходимо создать такие ситуации погружения в себя. А уж потом, если есть такая необходимость и возможность, - поделиться своим открытием с другими. Существует целый ряд приемов, которые можно объединить под названием коммуникативное письмо. В основе таких приемов лежит сообщение посылаемое себе и другим.

 

Незаконченное предложение

Детям даются предложения, закончить которые они должны сами. Предложения могут быть составлены от первого лица – и в этом случае ребенок должен определить свои действия, мысли, чувства в описываемой ситуации.

Предложения составленные от третьего лица, побуждают ученика определить действия другого человека – и в этом случае ребенок как бы проецирует на поведение другого человека свой собственный способ действия, мысли, чувства возникающие в подобной ситуации.

Так, для того чтобы привести детей к осознанию того, что в основе доброго, заботливого отношения к людям лежит способность понимания их состояния и проявлять сочувствие, можно предложить следующие задания:

- Когда я пришел домой, мама только что вернулась с работы. Ужин был еще не готов. Я спросил…..

- Маленькая сестренка пожаловалась, что с ней детишки не играют. Я пошел во двор и…..

- В классе был мальчик, которого почему – то не любили, мне…

- У кассы магазина плакала девочка, потерявшая деньги. У меня не было денег, чтобы ей помочь. Я……

 

2 вариант

Закончите предложения:

- Я показываю своей маме, что люблю ее…..

- Я могу показать папе, что забочусь о нем, когда я …..

- Я хочу, чтобы мой друг знал, что он мне дорог. Поэтому я …..

- Я забочусь о себе, и поэтому я ….

- Я могу показать незнакомым людям, что отношусь к ним с уважением. Я…..

 

Контраргументы

Прием, позволяющий организовать самоубеждение учащихся в ценности тех или иных нравственных норм, явлений, отношений, способности к решению, совершенствовать самого себя. С помощью этого приема можно начать беседу, дискуссию, ответ на любой проблемный вопрос.

Например, по вопросу «Нужен ли человеку идеал?»

1. Лист бумаги разделить на две части.

2. В левой части записать аргументы против идеала, а затем в правой – контраргументы подтверждающее противное.

                                         А

Я знаю людей, у которых нет идеала, и они прекрасно  живут   Я знаю людей, которые живу с идеал. Идеал помогает человеку не останавливаться на достигнутом
Я не хочу быть повторением кого – либо. Я индивидуальность. Я не буду повторением, я возьму лучшее в нем и при этом останусь индивидуальностью
Он будет мне мешать. В жизни возникают ситуации, когда мне придется вступать в противоречие с идеалом. Он будет сдерживать меня от многих необдуманных поступков, от того, о чем впоследствии я могу пожалеть.
   

 

                                                   Б

Идеалы мешают человеку жить сегодняшним днем и воспринимать все таким, какое оно есть в действительности. Идеалы недостижимы изначально. Они формируют стереотипы, мешают жить в реальности. Идеалы позволяют ориентироваться на что-то высшее, помогают самосовершенствоваться, расти. Деятельность и жизнь становятся целенаправленными.

 

3. Прочитать свои аргументы и контраргументы.

4. Провести дискуссию о сущности и смысле идеала.

 

2 вариант

 

1. Составьте список ваших слабых сторон на левой стороне листа.

2. На правой стороне против каждого пункта укажите положительное, что ему можно противопоставить.

 

Ни одному кто меня знает, я не нравлюсь. Те, кто действительно меня знает, относятся ко мне хорошо.
Я ленив, мне очень трудно заставить себя готовиться к занятиям Я могу быть волевым человеком. Я способен, когда это необходимо, собраться и выполнить все, что наметил.

 

3. Работа в парах. Разверните и дайте обоснование контраргументам. Найдите подходящие примеры.

 

Напиши письмо

Ученику предлагается написать письмо самому себе, герою произведения, какому-то персонажу, значимому для него человеку. В этом письме он выразит все свои мысли, переживания по важным для него вопросам. Таким образом, создается ситуация самоисповеди, самораскрытия и внутреннего самоочищения, которая ведет к измене нравственного сознания человека.

 

        Ранжирование

Метод, дающий возможность диагностировать ценностные предпочтения учащихся и прием, позволяющий осознать и осмыслить свой выбор. Ранжировать, то есть распределять предметы,явления по степени их значимости.

Первый прием – когда список ценностей предлагается в готовом виде, а он должен выстроить ранговый ряд, расположив их от наиболее значимого до наименее значимого.

Второй прием – когда ученикам предлагается самим определить содержание ранжируемых понятий, а а уже затем определить их по степени значимости для себя.

Задание 1.

А) Возьмите лист бумаги и согните его три раза пополам, хорошо зафиксировав сгибы. В результате, когда лист развернете, на нем ясно выделяются восемь частей.

Б) Запишите в центре каждого из них одно из тех качеств, которые вы цените в людях.

 В) А теперь разорвите бумагу по сгибам на восемь частей и разложите листочки в соответствии с тем, какое качество является для вас самым важным, затем менее важным и т.д.

Г) Запишите эти качества в том порядке, как вы их разложили.

 Д) Прочитайте и обоснуйте ваш выбор.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.