Приемы, стимулирующие аналитическую оценочную деятельность школьников. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Приемы, стимулирующие аналитическую оценочную деятельность школьников.

2019-08-07 202
Приемы, стимулирующие аналитическую оценочную деятельность школьников. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Анализ противоречивых высказываний.

 

Анализ этического содержания пословиц и поговорок, афоризмов, высказываний.

Афоризмы, высказывания замечательных людей, пословицы и поговорки заключают в себе глубокую мудрость, открытие которой побуждает учащихся к размышлениям по нравственным проблемам. Вместе с тем они чаще всего используются в этических беседах как иллюстративный материал, подтверждающий проводимую учителем мысль. Надо избегать такого подхода к их использованию, выбирать афоризмы и пословицы неоднозначные, смысл которых не лежит на поверхности, и создавать ситуацию размышления, раздумья, проникновения в их внутренний смысл.

 

Анализ проблемных вопросов

Одним из наиболее распространенных способов создания проблемной ситуации, т.е. психологического состояния затруднения, характеризующего потребностью и стремлением разрешить заключающегося в проблеме противоречие, является постановка проблемных вопросов. К сожалению, зачастую под проблемным вопросом понимается любой сложный вопрос, требующий размышления, анализа нравственных явлений. Между тем, проблемным вопрос является лишь в том случае, если в нем просматривается противоречие между чем-то известным и новым или иным взглядом на общеизвестное. Это противоречие в структуре вопроса: в нем явно выделяются две части. Например: организуя беседу с подростками о дружбе, можно включать следующие проблемные вопросы:

- Можно ли дружить с человеком, который менее интересен, менее развит, чем ты? Ведь дружба должна обогащать?

- Существует понятие «бескорыстная дружба». Означает ли это, что может быть «корыстная дружба»?

 

Анализ нравственных проблемных ситуаций.

Наиболее интенсивно оценочная деяте6льностьразвертывается на основе анализа конкретных жизненных ситуаций, соотнесения действий и поступков их участников с этическими нормами и принципами. Лучшим материалом являются ситуации взятые из книг, фильмов публицистики, близкие опыту у учащихся, а также жизненные ситуации, идентичные тем, которые возникают в практической деятельности, межличностном взаимодействии самих детей. Безусловно, необходима некоторая нейтральность используемого материала, недопустимо обсуждение и анализ ситуаций и поступков учеников, задевающих конкретную личность. Важно, чтобы школьники выработали отношение к самому действию, поступку, а не к тому, кто его совершил, решили для себя некоторую нравственную проблему. Предлагаемые для обсуждения ситуации должны быть истинно проблемными, неоднозначными, а не просто требующими оценки «хорошо» или «плохо». Проблемная ситуация может стать толчком к началу беседы, дискуссии по определенной нравственной теме.

Так, например, для подростков свойственно не различать понятия «смелость», «храбрость» и «лихачество». Можно предложить детям следующую ситуацию:

       Два друга ехали в автобусе и стали свидетелями иакой сцены – пассажиры сгрудились у выхода, спеша сойти на остановке, и двое мужчин добрались до него в тот момент, когда автобус тронулся. Один из них выскочил на ходу, другой остановился, прыгать не стал. «Струсил» прокомментировал его действия один из приятелей. В этот момент пассажир повернулся лицом к ребятам, и они увидели на лацкане его пиджака Звезду Героя России.

       Итак, возникает явное противоречие: все знают, что высшей наградой Родины удостаиваются отважные люди, вместе с тем, по мнению подростков, поступок пассажира свидетельствует об обратном. Разрешив это противоречие, дети приходят к осмыслению истинной сущности человеческой смелости, храбрости, отваги.

 

Дилемма

Джуди 12 лет. Мать пообещала ей, что девочка сможет пойти на концерт рок-ансамля, если соберет деньги на билет, оставляя их от завтраков и подрабатывая няней. Джуди удалось собрать 15 долларов (стоимость билета) и еще пять дополнительно, Но мать внезапно переменила решение, сообщив, что хочет купить на эти деньги школьное платье. Джуди ужасно разочарована и готова любой ценой попасть на концерт. В итоге она потихоньку купила билет, а матери сообщила, у нее есть всего 5 долларов. В субботу вечером она пошла на концерт, а матери сказала, что гуляла сподругой. Прошла неделя, и мать ничего не знала. Однажды Джуди рассказала о случивщемся своей старшей сестре Луизе. Луиза обдумывает, должна ли она сообщить матери.

Вопросы:

Должна ли Луиза сообщить матери о том, что Джуди солгала, или она должна сохранить случившееся в тайне?

Обдумывая, что делать, Луиза все время помнит, что Джуди – ее родная сестра. А как, на ваш взгляд, должно ли это играть какую –то роль в принимаемом решении?

Если Луиза расскажет матери, означает ли это, что она хорошая дочь?

Важен ли в данной ситуации факт, что Джуди сама заработала на билет?

- Мать обещала Джуди, что пойдет на концерт, если соберет деньги. Важен ли этот факт в данной ситуации?

- Почему надо держать данное слово?

- Так ли важно сдержать слово, данное человеку малознакомому или тому, кого никогда больше не увидишь?

- Что наш ваш взгляд, самое важное в отношении матери к дочке?

- На чем строится материнский авторитет? На чем должно строиться отношение дочери к матери?

- Что, на ваш взгляд, должна все же сделать Луиза?

 

В результате проведенного Л. Кольбергом исследования были выделены пять основных характеристик моральной дилеммы. Она должна:

- иметь отношение к реальной жизни учащихся;

- быть по возможности простой для понимания;

- быть не законченной;

- включать два и более вопросов, наполненных нравственным содержанием.

 

Альтернативный выбор

Прием, позволяющий не только диагностировать с помощью создания воображаемых ситуаций нравственного выбора воспитанности, но и на основе обсуждения выборов детей стимулировать развитие их ценностного сознания. Возможны два варианта его использования.

Первый: детям предлагается ситуация (в письменном или устном виде) и варианты действий в данной ситуации. Учащиеся записывают тот вариант, который они выбрали, и отдают свои записи учителю. Он обобщает их, выделяет наиболее типичные ответы и анализирует вместе с детьми на следующем занятии.

Второй: дети отвечают устно, друг за другом, по кругу.

Так, при изучении темы «Доброта» можно предложить следующую ситуацию с альтернативным выбором:

Классный руководитель объявил ребятам, что на елку в театр удалось достать 18 билетов, и сказал: «Вас в классе 35 человек. Я вас всех люблю и не могу решить, кому не идти. Сделайте сами. Я предлагаю несколько вариантов решения этой проблемы, выберите тот, который вы считаете самым лучшим, или предложите, как сделать по другому»

Как бы ты поступил в этой ситуации?

- предложу тянуть жребий, чтобы не было обидно;

- предложу решить голосованием кто достоин получить билет;

- предложу отдать билет тем, кто заслужил их хорошей учебой и активной работой;

- подниму руку сам, что не пойду, уступлю другим;

- другое решение. 

   А теперь давайте проанализируем, какой вариант свидетельствует об истинно добром, чутком отношении к другому…..

Всегда ли справедливое решение является добрым?

Как соотносятся справедливость и доброта?

 

С целью развития чуткости, пробуждения у детей стремление понимать состояние другого человека и умения проявлять это понимание можно использовать такую ситуацию.

Света долго и упорно готовилась к уроку истории. Она выучила все, что задал учитель, продумала как будет отвечать завтра на уроке, выстроила свой ответ. Но на следующий день, когда учитель спросил, вдруг растерялась и не смогла рассказать все так, как хотела. Учитель недовольно покачал головой и поставил ей тройку. После урока все вышли из класса, она сидела за партой, опустив голову. Слезы наварачивались на глаза. К ней подошла подруга и сказала:

- «Ну что ты расстраиваешься. Сама виновата. Надо было собраться и спокойно все ответить. Я бы на твоем месте сказала, что учила и попросила спросить меня снова»;

- «Ну что ты плачешь. Подумаешь, тройку получила. Не обращай внимания. Стоит из-за этого расстраиваться»:

- «Тебе, наверное, так плохо, ведь ты все приготовила и старалась. Я так понимаю тебя»;

- «Ты ведь все выучила, я знаю. Наверное ты в этот момент просто растерялась и все забыла»;

- присела бы рядом, обняла ее выслушала все, что Света ей скажет.

 

Какой из вариантов выбрал бы ты?

В каком из них проявляется больше понимания?

Как научиться понимать других людей? 

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.