Приемы активизации нравственного развития школьников. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Приемы активизации нравственного развития школьников.

2019-08-07 237
Приемы активизации нравственного развития школьников. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Приемы активизации нравственного развития школьников.

 

 

Приемы, стимулирующие аналитическую оценочную деятельность школьников.

 

 

Анализ противоречивых высказываний.

 

Анализ этического содержания пословиц и поговорок, афоризмов, высказываний.

Афоризмы, высказывания замечательных людей, пословицы и поговорки заключают в себе глубокую мудрость, открытие которой побуждает учащихся к размышлениям по нравственным проблемам. Вместе с тем они чаще всего используются в этических беседах как иллюстративный материал, подтверждающий проводимую учителем мысль. Надо избегать такого подхода к их использованию, выбирать афоризмы и пословицы неоднозначные, смысл которых не лежит на поверхности, и создавать ситуацию размышления, раздумья, проникновения в их внутренний смысл.

 

Анализ проблемных вопросов

Одним из наиболее распространенных способов создания проблемной ситуации, т.е. психологического состояния затруднения, характеризующего потребностью и стремлением разрешить заключающегося в проблеме противоречие, является постановка проблемных вопросов. К сожалению, зачастую под проблемным вопросом понимается любой сложный вопрос, требующий размышления, анализа нравственных явлений. Между тем, проблемным вопрос является лишь в том случае, если в нем просматривается противоречие между чем-то известным и новым или иным взглядом на общеизвестное. Это противоречие в структуре вопроса: в нем явно выделяются две части. Например: организуя беседу с подростками о дружбе, можно включать следующие проблемные вопросы:

- Можно ли дружить с человеком, который менее интересен, менее развит, чем ты? Ведь дружба должна обогащать?

- Существует понятие «бескорыстная дружба». Означает ли это, что может быть «корыстная дружба»?

 

Анализ нравственных проблемных ситуаций.

Наиболее интенсивно оценочная деяте6льностьразвертывается на основе анализа конкретных жизненных ситуаций, соотнесения действий и поступков их участников с этическими нормами и принципами. Лучшим материалом являются ситуации взятые из книг, фильмов публицистики, близкие опыту у учащихся, а также жизненные ситуации, идентичные тем, которые возникают в практической деятельности, межличностном взаимодействии самих детей. Безусловно, необходима некоторая нейтральность используемого материала, недопустимо обсуждение и анализ ситуаций и поступков учеников, задевающих конкретную личность. Важно, чтобы школьники выработали отношение к самому действию, поступку, а не к тому, кто его совершил, решили для себя некоторую нравственную проблему. Предлагаемые для обсуждения ситуации должны быть истинно проблемными, неоднозначными, а не просто требующими оценки «хорошо» или «плохо». Проблемная ситуация может стать толчком к началу беседы, дискуссии по определенной нравственной теме.

Так, например, для подростков свойственно не различать понятия «смелость», «храбрость» и «лихачество». Можно предложить детям следующую ситуацию:

       Два друга ехали в автобусе и стали свидетелями иакой сцены – пассажиры сгрудились у выхода, спеша сойти на остановке, и двое мужчин добрались до него в тот момент, когда автобус тронулся. Один из них выскочил на ходу, другой остановился, прыгать не стал. «Струсил» прокомментировал его действия один из приятелей. В этот момент пассажир повернулся лицом к ребятам, и они увидели на лацкане его пиджака Звезду Героя России.

       Итак, возникает явное противоречие: все знают, что высшей наградой Родины удостаиваются отважные люди, вместе с тем, по мнению подростков, поступок пассажира свидетельствует об обратном. Разрешив это противоречие, дети приходят к осмыслению истинной сущности человеческой смелости, храбрости, отваги.

 

Дилемма

Джуди 12 лет. Мать пообещала ей, что девочка сможет пойти на концерт рок-ансамля, если соберет деньги на билет, оставляя их от завтраков и подрабатывая няней. Джуди удалось собрать 15 долларов (стоимость билета) и еще пять дополнительно, Но мать внезапно переменила решение, сообщив, что хочет купить на эти деньги школьное платье. Джуди ужасно разочарована и готова любой ценой попасть на концерт. В итоге она потихоньку купила билет, а матери сообщила, у нее есть всего 5 долларов. В субботу вечером она пошла на концерт, а матери сказала, что гуляла сподругой. Прошла неделя, и мать ничего не знала. Однажды Джуди рассказала о случивщемся своей старшей сестре Луизе. Луиза обдумывает, должна ли она сообщить матери.

Вопросы:

Должна ли Луиза сообщить матери о том, что Джуди солгала, или она должна сохранить случившееся в тайне?

Обдумывая, что делать, Луиза все время помнит, что Джуди – ее родная сестра. А как, на ваш взгляд, должно ли это играть какую –то роль в принимаемом решении?

Если Луиза расскажет матери, означает ли это, что она хорошая дочь?

Важен ли в данной ситуации факт, что Джуди сама заработала на билет?

- Мать обещала Джуди, что пойдет на концерт, если соберет деньги. Важен ли этот факт в данной ситуации?

- Почему надо держать данное слово?

- Так ли важно сдержать слово, данное человеку малознакомому или тому, кого никогда больше не увидишь?

- Что наш ваш взгляд, самое важное в отношении матери к дочке?

- На чем строится материнский авторитет? На чем должно строиться отношение дочери к матери?

- Что, на ваш взгляд, должна все же сделать Луиза?

 

В результате проведенного Л. Кольбергом исследования были выделены пять основных характеристик моральной дилеммы. Она должна:

- иметь отношение к реальной жизни учащихся;

- быть по возможности простой для понимания;

- быть не законченной;

- включать два и более вопросов, наполненных нравственным содержанием.

 

Альтернативный выбор

Прием, позволяющий не только диагностировать с помощью создания воображаемых ситуаций нравственного выбора воспитанности, но и на основе обсуждения выборов детей стимулировать развитие их ценностного сознания. Возможны два варианта его использования.

Первый: детям предлагается ситуация (в письменном или устном виде) и варианты действий в данной ситуации. Учащиеся записывают тот вариант, который они выбрали, и отдают свои записи учителю. Он обобщает их, выделяет наиболее типичные ответы и анализирует вместе с детьми на следующем занятии.

Второй: дети отвечают устно, друг за другом, по кругу.

Так, при изучении темы «Доброта» можно предложить следующую ситуацию с альтернативным выбором:

Классный руководитель объявил ребятам, что на елку в театр удалось достать 18 билетов, и сказал: «Вас в классе 35 человек. Я вас всех люблю и не могу решить, кому не идти. Сделайте сами. Я предлагаю несколько вариантов решения этой проблемы, выберите тот, который вы считаете самым лучшим, или предложите, как сделать по другому»

Как бы ты поступил в этой ситуации?

- предложу тянуть жребий, чтобы не было обидно;

- предложу решить голосованием кто достоин получить билет;

- предложу отдать билет тем, кто заслужил их хорошей учебой и активной работой;

- подниму руку сам, что не пойду, уступлю другим;

- другое решение. 

   А теперь давайте проанализируем, какой вариант свидетельствует об истинно добром, чутком отношении к другому…..

Всегда ли справедливое решение является добрым?

Как соотносятся справедливость и доброта?

 

С целью развития чуткости, пробуждения у детей стремление понимать состояние другого человека и умения проявлять это понимание можно использовать такую ситуацию.

Света долго и упорно готовилась к уроку истории. Она выучила все, что задал учитель, продумала как будет отвечать завтра на уроке, выстроила свой ответ. Но на следующий день, когда учитель спросил, вдруг растерялась и не смогла рассказать все так, как хотела. Учитель недовольно покачал головой и поставил ей тройку. После урока все вышли из класса, она сидела за партой, опустив голову. Слезы наварачивались на глаза. К ней подошла подруга и сказала:

- «Ну что ты расстраиваешься. Сама виновата. Надо было собраться и спокойно все ответить. Я бы на твоем месте сказала, что учила и попросила спросить меня снова»;

- «Ну что ты плачешь. Подумаешь, тройку получила. Не обращай внимания. Стоит из-за этого расстраиваться»:

- «Тебе, наверное, так плохо, ведь ты все приготовила и старалась. Я так понимаю тебя»;

- «Ты ведь все выучила, я знаю. Наверное ты в этот момент просто растерялась и все забыла»;

- присела бы рядом, обняла ее выслушала все, что Света ей скажет.

 

Какой из вариантов выбрал бы ты?

В каком из них проявляется больше понимания?

Как научиться понимать других людей? 

 

Определение понятий

Данная работа помогает выяснить, какие ассоциации возникают у учащихся в связи с данным понятием, создает возможность для более глубокого и тонкого понимания его сущности.

 

1 На доске записать слово «любовь»

2. Составить ассоциативный ряд слов к нему.

3 Назовите слова, которые у вас связаны со словом любовь.

4. Напишите общее определение любви.

2 вариант

1 На доске записать слово «любовь»

2. Дополнить его глаголами, отвечая на вопрос «Что делает любовь».

3. Прочитайте. Обсудите.

 

Коммуникативное письмо

Значение нравственной активизации личности, в основе которых лежит запись своих мыслей в письменной форме, нельзя недооценить т.к.основным условием нравственного развития личности является погружение человека в свой внутренний мир, актиализация своего жизненного опыта, пробуждение нравственных чувств, эмоций, мыслей их рефлексия – самонаблюдение и самоанализ внутренних состояний, действий. В высшей степени такая возможность создается тогда, когда, выполняя задание ученик остается наедине с листом бумаги, безмолвным собеседником, которому он поверяет свои мысли и чувства. В процессе занятий необходимо создать такие ситуации погружения в себя. А уж потом, если есть такая необходимость и возможность, - поделиться своим открытием с другими. Существует целый ряд приемов, которые можно объединить под названием коммуникативное письмо. В основе таких приемов лежит сообщение посылаемое себе и другим.

 

Незаконченное предложение

Детям даются предложения, закончить которые они должны сами. Предложения могут быть составлены от первого лица – и в этом случае ребенок должен определить свои действия, мысли, чувства в описываемой ситуации.

Предложения составленные от третьего лица, побуждают ученика определить действия другого человека – и в этом случае ребенок как бы проецирует на поведение другого человека свой собственный способ действия, мысли, чувства возникающие в подобной ситуации.

Так, для того чтобы привести детей к осознанию того, что в основе доброго, заботливого отношения к людям лежит способность понимания их состояния и проявлять сочувствие, можно предложить следующие задания:

- Когда я пришел домой, мама только что вернулась с работы. Ужин был еще не готов. Я спросил…..

- Маленькая сестренка пожаловалась, что с ней детишки не играют. Я пошел во двор и…..

- В классе был мальчик, которого почему – то не любили, мне…

- У кассы магазина плакала девочка, потерявшая деньги. У меня не было денег, чтобы ей помочь. Я……

 

2 вариант

Закончите предложения:

- Я показываю своей маме, что люблю ее…..

- Я могу показать папе, что забочусь о нем, когда я …..

- Я хочу, чтобы мой друг знал, что он мне дорог. Поэтому я …..

- Я забочусь о себе, и поэтому я ….

- Я могу показать незнакомым людям, что отношусь к ним с уважением. Я…..

 

Контраргументы

Прием, позволяющий организовать самоубеждение учащихся в ценности тех или иных нравственных норм, явлений, отношений, способности к решению, совершенствовать самого себя. С помощью этого приема можно начать беседу, дискуссию, ответ на любой проблемный вопрос.

Например, по вопросу «Нужен ли человеку идеал?»

1. Лист бумаги разделить на две части.

2. В левой части записать аргументы против идеала, а затем в правой – контраргументы подтверждающее противное.

                                         А

Я знаю людей, у которых нет идеала, и они прекрасно  живут   Я знаю людей, которые живу с идеал. Идеал помогает человеку не останавливаться на достигнутом
Я не хочу быть повторением кого – либо. Я индивидуальность. Я не буду повторением, я возьму лучшее в нем и при этом останусь индивидуальностью
Он будет мне мешать. В жизни возникают ситуации, когда мне придется вступать в противоречие с идеалом. Он будет сдерживать меня от многих необдуманных поступков, от того, о чем впоследствии я могу пожалеть.
   

 

                                                   Б

Идеалы мешают человеку жить сегодняшним днем и воспринимать все таким, какое оно есть в действительности. Идеалы недостижимы изначально. Они формируют стереотипы, мешают жить в реальности. Идеалы позволяют ориентироваться на что-то высшее, помогают самосовершенствоваться, расти. Деятельность и жизнь становятся целенаправленными.

 

3. Прочитать свои аргументы и контраргументы.

4. Провести дискуссию о сущности и смысле идеала.

 

2 вариант

 

1. Составьте список ваших слабых сторон на левой стороне листа.

2. На правой стороне против каждого пункта укажите положительное, что ему можно противопоставить.

 

Ни одному кто меня знает, я не нравлюсь. Те, кто действительно меня знает, относятся ко мне хорошо.
Я ленив, мне очень трудно заставить себя готовиться к занятиям Я могу быть волевым человеком. Я способен, когда это необходимо, собраться и выполнить все, что наметил.

 

3. Работа в парах. Разверните и дайте обоснование контраргументам. Найдите подходящие примеры.

 

Напиши письмо

Ученику предлагается написать письмо самому себе, герою произведения, какому-то персонажу, значимому для него человеку. В этом письме он выразит все свои мысли, переживания по важным для него вопросам. Таким образом, создается ситуация самоисповеди, самораскрытия и внутреннего самоочищения, которая ведет к измене нравственного сознания человека.

 

        Ранжирование

Метод, дающий возможность диагностировать ценностные предпочтения учащихся и прием, позволяющий осознать и осмыслить свой выбор. Ранжировать, то есть распределять предметы,явления по степени их значимости.

Первый прием – когда список ценностей предлагается в готовом виде, а он должен выстроить ранговый ряд, расположив их от наиболее значимого до наименее значимого.

Второй прием – когда ученикам предлагается самим определить содержание ранжируемых понятий, а а уже затем определить их по степени значимости для себя.

Задание 1.

А) Возьмите лист бумаги и согните его три раза пополам, хорошо зафиксировав сгибы. В результате, когда лист развернете, на нем ясно выделяются восемь частей.

Б) Запишите в центре каждого из них одно из тех качеств, которые вы цените в людях.

 В) А теперь разорвите бумагу по сгибам на восемь частей и разложите листочки в соответствии с тем, какое качество является для вас самым важным, затем менее важным и т.д.

Г) Запишите эти качества в том порядке, как вы их разложили.

 Д) Прочитайте и обоснуйте ваш выбор.

Дневник настроения

На основе созданной совместно с детьми цветописи можно на каждом уроке вести дневник настроения, который заполняется в начале и конце урока. Он дает возможность учителю получить обратную связь о результативности занятия, создает ситуацию постоянной рефлексии учениками своих внутренних состояний, развивает внимание и интерес учащихся к внутреннему миру других людей.

 

Месяц

 

 

Дата урока                  
В начале урока                  
В конце урока                  

 

Клетки закрашиваются фломастером или цветным карандашом в соответствии с настроением ребенка тем цветом, которой принят группой, или на основе цветовой гаммы, предложенной учителем: радость –красный, приятное – желтый, спокойное – зеленый, грустное голубой, тревожное – фиолетовый, мрачное – черный, трудно сказать – белый.

Тестирование.

       Приемы организации игрового взаимодействия.

Игра – драматизация

Представляет собой разновидность сценической игры, суть которой –  разыгрывание какой –либо сценки или стихотворения нравственного содержания для зрителей.

Игра – загадка

Детям предлагается разыграть ситуации различного уровня сложности, в которых заложены ошибочные действия. Задача зрителей – обнаружить ошибки в поведении действующих лиц и объяснить их или найти выход из сложившийся ситуации.

Например, ученик проходит мимо двух учительниц и громко здоровается со своим классным руководителем: «Здравствуйте, Вера Григорьевна».

После анализа допущенной ошибки ситуация разыгрывается в исправленном виде.

 

                     Игровое моделирование

(Создание воображаемых ситуаций нравственного выбора)

Наибольшим творческим потенциалом обладают ролевые игры, в которых намечены лишь контуры поведения действующих лиц, но сама ситуация развертывается непосредственно в процессе игрового взаимодействия. Разыгрывание ситуации позволяет не только диагностировать уровень нравственного развития ребенка, но и стимулирует его самопознание, требует от исполнителя самостоятельного проектирования своих действий на основе проникновения во внутреннее состояние изображаемого персонажа, а также других участников игрового взаимодействия, что развивает способность к эмпатии и взаимопониманию, основанному на сопереживании другому человеку.

Пример 1. Разыгрывается ситуация: вы – отец, а вы сын, возвратившийся домой на час позже, чем обещал родителям. Играйте.

Пример 2. Разыгрывается ситуация: вы – врач, ваш пациент безнадежно болен. Как вы сообщите ему, что его болезнь не излечима. Играйте.

   Пример 3. Разыгрывается ситуация: Воскресенье. По телевизору должна идти передача, которую вы любите. Но мама просит в это время погулять с младшим братом. Разыграйте ситуацию.

Один из вариантов использования данного приема – когда игровая ситуация задается каждому игроку отдельно на карточке, а другой ученик с ним не знаком. Например: Разыгрывается встреча двух друзей. Один играет человека, который очень рад встрече. Другой – человека, который взял у приятеля какую – то вещь и не вернул ее, то есть встреча для него нежелательна. После проигрывания ситуации зрители анализируют поведение участников игры и определяют, чем вызвано их поведение.

 

                       Игра с последующей рефлексией

Игры, позволяющие создать ситуации приобретения учениками определенного эмоционального опыта и его осознания, осмысления с помощью последующей рефлексии своих чувств и переживаний. Рефлексия в данном случае является важнейшим и необходимым этапом, завершающим игру, так как именно она обнаруживает у детей нравственный смысл игровой деятельности и приводит их к собственным выводам и открытиям.

Игра «Слепой и поводырь»

Участники разбиваются на две группы. Один из них исполняет роль слепого, а другой «поводыря». Поводырь водит в течении 3 минут своего партнера с завязанными глазами по комнате: представляет возможность коснуться различных предметов, помогает избежать столкновения с другими парами, дает соответствующие пояснения относительно их передвижений и т.д. Затем меняются ролями. Затем рассаживаются по своим местам, и ведущий просит каждого отрефлексировать свои ощущения в роли слепого и поводыря.

 

Игра «Моющая машина»

Чтобы ученики могли прочувствовать смысл и необходимость доброжелательного отношения друг к другу, а затем потренироваться в в выражении добрых чувств по отношению к другим, предлагаем им выстроиться в две параллельные шеренги лицом друг к другу и представить, они моющая машина, через которую пройдет каждый играющий. Задача «машины» - «помыть» того, кто пройдет через нее, сделать его радостным и счастливым. Для этого можно похлопать его по плечу, взять за руку, сопровождая свои действия совами похвалы, одобрения, при любом грубом движении или слове машина ломается.

Провести обсуждение после игры.

 

Работа над цитатой.

1. Объяснение незнакомых слов.

2. Раскрытие смысла цитаты.

3. Размышление над цитатой «Обладай добрым, чистым и сияющим сердцем».

4. Составьте предложения со словами: Обладай

                                                             Чистое сердце

                                                              Доброе сердце

                                                                 Сияющее сердце

 

Анализ проблемных вопросов

. Проблемным вопрос является лишь в том случае, если в нем просматривается противоречие между чем-то известным и новым или иным взглядом на общеизвестное. Это противоречие отражается в структуре вопроса: в нем явно выделяются две части. Например:

- Можно ли дружить с человеком, который менее интересен, менее развит, чем ты? Ведь дружба должна обогащать?

- Существует понятие «бескорыстная дружба». Означает ли это, что может быть «корыстная дружба»?

 

Дилемма

Джуди 12 лет. Мать пообещала ей, что девочка сможет пойти на концерт рок-ансамля, если соберет деньги на билет, оставляя их от завтраков и подрабатывая няней. Джуди удалось собрать 15 долларов (стоимость билета) и еще пять дополнительно, Но мать внезапно переменила решение, сообщив, что хочет купить на эти деньги школьное платье. Джуди ужасно разочарована и готова любой ценой попасть на концерт. В итоге она потихоньку купила билет, а матери сообщила, у нее есть всего 5 долларов. В субботу вечером она пошла на концерт, а матери сказала, что гуляла сподругой. Прошла неделя, и мать ничего не знала. Однажды Джуди рассказала о случивщемся своей старшей сестре Луизе. Луиза обдумывает, должна ли она сообщить матери.

Вопросы:

Должна ли Луиза сообщить матери о том, что Джуди солгала, или она должна сохранить случившееся в тайне?

Обдумывая, что делать, Луиза все время помнит, что Джуди – ее родная сестра. А как, на ваш взгляд, должно ли это играть какую –то роль в принимаемом решении?

Если Луиза расскажет матери, означает ли это, что она хорошая дочь?

Важен ли в данной ситуации факт, что Джуди сама заработала на билет?

- Мать обещала Джуди, что пойдет на концерт, если соберет деньги. Важен ли этот факт в данной ситуации?

- Почему надо держать данное слово?

- Так ли важно сдержать слово, данное человеку малознакомому или тому, кого никогда больше не увидишь?

- Что наш ваш взгляд, самое важное в отношении матери к дочке?

- На чем строится материнский авторитет? На чем должно строиться отношение дочери к матери?

- Что, на ваш взгляд, должна все же сделать Луиза?

 

В результате проведенного Л. Кольбергом исследования были выделены

  Пять основных характеристик моральной дилеммы. Она должна:

- иметь отношение к реальной жизни учащихся;

- быть по возможности простой для понимания;

- быть не законченной;

- включать два и более вопросов, наполненных нравственным содержанием.

 

Альтернативный выбор

Прием, позволяющий на основе обсуждения выборов детей стимулировать развитие их ценностного сознания. Возможны два варианта его использования.

Первый: Учащиеся записывают тот вариант, который они выбрали, и отдают свои записи учителю.

Запишите слово «дружба». Самостоятельно подумайте и запишите в тетрадь понятия, близкие к нему.

 «дружба» - «товарищество» - «приятельские отношения»,

Сравните записанные понятия

Гордость                               гордыня

Честь                                     тщеславие

Сравнительный анализ данных понятий поможет ученикам осознать, что позитивные человеческие качества и свойства способны перейти в свою противоположность, если отсутствует чувство меры, гармония их с другими нравственными качествами.

 

               Выделение слов, выражающих смысл понятия.

Для того, чтобы глубоко проникнуть в смысл нравственных понятий, можно предложить детям тексты, содержание которых позволит им совершить для себя открытия и по – новому осмыслить сущность человеческих отношений и поступков. Особое место среди таких источников занимают мудрые мысли и притчи. Так, анализируя с детьми сущность такого явления, как «любовь», организуем индивидуальную работу по карточкам.

Определение понятий

Данная работа помогает выяснить, какие ассоциации возникают у учащихся в связи с данным понятием, создает возможность для более глубокого и тонкого понимания его сущности.

 

Прочитайте. Обсудите.

 

Коммуникативное письмо

Значение нравственной активизации личности, в основе которых лежит запись своих мыслей в письменной форме, нельзя недооценить т.к. основным условием нравственного развития личности является погружение человека в свой внутренний мир, актуализация своего жизненного опыта, пробуждение нравственных чувств, эмоций, мыслей их рефлексия – самонаблюдение и самоанализ внутренних состояний, действий. В высшей степени такая возможность создается тогда, когда, выполняя задание ученик остается наедине с листом бумаги, безмолвным собеседником, которому он поверяет свои мысли и чувства. В процессе занятий необходимо создать такие ситуации погружения в себя. А уж потом, если есть такая необходимость и возможность, - поделиться своим открытием с другими. Существует целый ряд приемов, которые можно объединить под названием коммуникативное письмо. В основе таких приемов лежит 1) сообщение посылаемое себе и другим.

 

Незаконченное предложение

Детям даются предложения, закончить которые они должны сами. Предложения могут быть составлены от первого лица – и в этом случае ребенок должен определить свои действия, мысли, чувства в описываемой ситуации.

Предложения составленные от третьего лица, побуждают ученика определить действия другого человека – и в этом случае ребенок как бы проецирует на поведение другого человека свой собственный способ действия, мысли, чувства возникающие в подобной ситуации.

Так, для того чтобы привести детей к осознанию того, что в основе доброго, заботливого отношения к людям лежит способность понимания их состояния и проявлять сочувствие, можно предложить следующие задания:

- Когда я пришел домой, мама только что вернулась с работы. Ужин был еще не готов. Я спросил…..

- Маленькая сестренка пожаловалась, что с ней детишки не играют. Я пошел во двор и…..

- В классе был мальчик, которого почему – то не любили, мне…

- У кассы магазина плакала девочка, потерявшая деньги. У меня не было денег, чтобы ей помочь. Я……

 

2 вариант

Закончите предложения:

- Я показываю своей маме, что люблю ее…..

- Я могу показать папе, что забочусь о нем, когда я …..

- Я хочу, чтобы мой друг знал, что он мне дорог. Поэтому я …..

- Я забочусь о себе, и поэтому я ….

- Я могу показать незнакомым людям, что отношусь к ним с уважением. Я…..

 

Контраргументы

Прием, позволяющий организовать самоубеждение учащихся в ценности тех или иных нравственных норм, явлений, отношений, способности к решению, совершенствовать самого себя. С помощью этого приема можно начать беседу, дискуссию, ответ на любой проблемный вопрос.

Например, по вопросу «Нужен ли человеку идеал?»

1. Лист бумаги разделить на две части.

2. В левой части записать аргументы против идеала, а затем в правой – контраргументы подтверждающее противное.

                                         А

Я знаю людей, у которых нет идеала, и они прекрасно  живут   Я знаю людей, которые живу с идеал. Идеал помогает человеку не останавливаться на достигнутом
Я не хочу быть повторением кого – либо. Я индивидуальность. Я не буду повторением, я возьму лучшее в нем и при этом останусь индивидуальностью
Он будет мне мешать. В жизни возникают ситуации, когда мне придется вступать в противоречие с идеалом. Он будет сдерживать меня от многих необдуманных поступков, от того, о чем впоследствии я могу пожалеть.
   

 

                                                   Б

Идеалы мешают человеку жить сегодняшним днем и воспринимать все таким, какое оно есть в действительности. Идеалы недостижимы изначально. Они формируют стереотипы, мешают жить в реальности. Идеалы позволяют ориентироваться на что-то высшее, помогают самосовершенствоваться, расти. Деятельность и жизнь становятся целенаправленными.

 

3. Прочитать свои аргументы и контраргументы.

4. Провести дискуссию о сущности и смысле идеала.

 

2 вариант

 

1. Составьте список ваших слабых сторон на левой стороне листа.

2. На правой стороне против каждого пункта укажите положительное, что ему можно противопоставить.

 

Ни одному кто меня знает, я не нравлюсь. Те, кто действительно меня знает, относятся ко мне хорошо.
Я ленив, мне очень трудно заставить себя готовиться к занятиям Я могу быть волевым человеком. Я способен, когда это необходимо, собраться и выполнить все, что наметил.

 

3. Работа в парах. Разверните и дайте обоснование контраргументам. Найдите подходящие примеры.

 

Напиши письмо

Ученику предлагается написать письмо самому себе, герою произведения, какому-то персонажу, значимому для него человеку. В этом письме он выразит все свои мысли, переживания по важным для него вопросам. Таким образом, создается ситуация самоисповеди, самораскрытия и внутреннего самоочищения, которая ведет к измене нравственного сознания человека.

 

 

        Ранжирование

Метод, дающий возможность диагностировать ценностные предпочтения учащихся и прием, позволяющий осознать и осмыслить свой выбор. Ранжировать, то есть распределять предметы,явления по степени их значимости.

Задание 1.

А) Возьмите лист бумаги и согните его три раза пополам, хорошо зафиксировав сгибы. В результате, когда лист развернете, на нем ясно выделяются восемь частей.

Б) Запишите в центре каждого из них одно из тех качеств, которые вы цените в людях.

 В) А теперь разорвите бумагу по сгибам на восемь частей и разложите листочки в соответствии с тем, какое качество является для вас самым важным, затем менее важным и т.д.

Г) Запишите эти качества в том порядке, как вы их разложили.

 Д) Прочитайте и обоснуйте ваш выбор.

 

 Виды деятельности на уроках самопознания

 

1. Обзор прошлого урока

 

2. Создайте или нарисуйте комикс на историю

 

3. Применение в жизни:

 Сделайте что-нибудь хорошее для вашего любимца.

 Сделайте что-нибудь хорошее домашним цветам или в саду, огороде.

 Найдите рассказ о доброте по отношению к животным

 

4. Создать книгу из рассказов для маленьких детей, чтобы на каждой странице было по одному предложению и рисунку.

 

5. Групповое обсуждение:

Заинтересованность: спросите детей, что они чувствуют или чувствовали в определенный момент рассказа.

Вопросы – определения: объясните значение утверждения

Посмотрите на эту ситуацию с точки зрения другого героя.

Будет ли правильным что-то сделать?

Ответить на вопрос другого ученика.

Какой бы была наша жизнь, если бы все так поступали?

Почему, в чем причина?

 

Ролевая игра.

Основная цель ролевых игр: улучшить навыки, которые затем могут быть использованы в реальной жизни, для нахождения новых решений в различных ситуациях, для познания самого себя.

 Ролевая игра может быть представлена в разных формах:

- телеинтервью

- пародия

- песня с движениями

- пантомима

- радио игра

- спектакль с участием героем в масках

- драма с исполнением танцев

- пресс- конференция

- психологическая драма

- символическая презентация 

Инструкция:

1. Определение проблемы, которую нужно показать

2. Подготовка к драматическому исполнению.

3. Драматическое исполнение.

4. Обсуждение поступков и действий главных героев рассказа.

5. Оценивание:

- Были ли в вашей жизни подобные ситуации?

- Какие конкретно шаги вы предприняли?

- Как вы бы поступили?

- Какие препятствия вам могут встретиться:

- Что вы сделаете, чтобы преодолеть эти препятствия?

 

Кукольное представление.

 

Психологическое тестирование.

1 Психологический тест ролевой игры.

Эта форма использования психологического теста ролевой игры предлагает проигрывание ситуаций разными способами. Рассказ, педагогическая ситуация, сценарий в которых дается проблема, но нет ее решения. Учащимся предлагается решить ее разными способами. Самая важная часть – анализ каждого способа решения проблемы.  

 

2. Психологический тест с разными вариантами ответов.

1. Вы опаздываете в школу и ваша рубашка не выглажена. Вы:

А) просите вашу мать погладить.

Б) идете в школу в неотглаженной рубашке.

В) не завтракаете и гладите рубашку сами.

 

2. Вы ищете мать или отца, которые находятся дома или вне дома. ВЫ:

А) громко кричите их имена.

Б) тихо идете, прислушиваясь и ища их.

В) громко включаете радио, чтобы они искали вас.

  Язык и сценарий, используемый для вопросов с разными вариантами ответов, могут быть упрощены или адаптированы для разных возрастных групп.

  Работа над тестами. Дети должны объяснить причину своего выбора ответа, если выполняют работу письменно, то желательно сохранить ответы детей, чтобы отметить рост каждого ученика.

 

   

Три желания.

Запишите или нарисуйте 3 ваших желания. Прочитайте. Чьи желания вам понравились? Почему?

 

Профессия.

Кем бы вы хотели стать и почему?

 

Без школы.

Чем бы вы занимались, если вообще не надо было ходить в школу?

 

Животные.

Каким бы животным вы хотели бы быть? Почему? Каких бы животных представляли бы ваши родители? (Ответы помогут лучше узнать личность ребенка и атмосферу в семье, которой живет ребенок)

 

 

     Творческая письменная деятельность.

  

 

   

 

Представьте свет в вашем сердце, перенес


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.222 с.