Рассматривание элементов хохломского узора — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Рассматривание элементов хохломского узора

2019-08-03 642
Рассматривание элементов хохломского узора 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Воспитатель предлагает детям взять любое из понравивших­ся им изделий и внимательно рассмотреть. Затем задает вопросы.

Какие цвета использовал художник? Правильно, есть черный, красный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете, почему говорят «золотая Хохлома»?

А какие узоры использовали художники? (В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные), декоративные цветы.)

А вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка». Из травки художники составляют самые разные компо­зиции. Из «травинок» составляют даже изображения птиц, рыбок.

Затем воспитатель уделяет внимание композиции: плавно изогнутые ветки с ягодами, листьями, цветами. «Травка» зани­мает все пространство между ними. Она легкая, изогнутая или похожа на завитки с острыми кончиками («как осока на ветру»). Узор занимает почти всю поверхность изделия. Край изделия украшен прямой каймой.

Далее воспитатель предлагает детям высказать свои впечат­ления от увиденного, описать выбранные изделия по предложенно­му плану: как называется, для чего предназначается, каким узором украшено, какое настроение вызывает эта посуда и т.д.

Часть 4

Рассказ о других деревянных промыслах

В России есть еще и много других деревянных промыслов. Например, широко известна абрамцево-кудринская резьба по дереву. Зародился этот промысел в конце 19 века в двух селах Московской области — Абрамцево и Кудрино (отсюда и назва­ние промысла). Главное украшение абрамцево-кудринских из­делий — не рисунок на дереве, а резьба по дереву. На поверх­ности изделия острыми ножами вырезается густой орнамент из изгибающихся ветвей и побегов. Предметы сохраняют натураль­ный цвет дерева, краски не используются.

Интересен и промысел, возникший в селе Богородском За­горского района Московской области. Здешние мастера выре­зали из дерева забавные игрушки: фигурки людей и животных, которые очень нравились не только детям, но и взрослым. Неко­торые фигурки «умели» двигаться: медведь рубил дрова, мужик ел ложкой кашу. Иногда богородские игрушки изображали це­лые сценки из крестьянской жизни или известных сказок. Вот здесь изображены эти фигурки, посмотрите на них.

Деревянный промысел существовал и в городе Сергиевом По­саде Московской области. Этот город прославился изготовлением матрешек. Но об этом промысле мы поговорим с вами позже.

Очень красивую роспись по дереву делают мастера из сел Палех (Ивановская область) и Федоскино (Московская область).

Здесь делают красивые шкатулки из дерева. Эти шкатулки покры­ваются черным или прозрачным лаком, а на лаковую основу нано­сится рисунок. Рисунки на палехских и федоскинских шкатулках изображают сцены из сказок, былин, крестьянской жизни (хорово­ды, праздничные гулянья, тройки, чаепития).

Вот здесь есть несколько палехских шкатулок, рассмотрите их повнимательней.

Да, ребята, теперь вы сами убедились, что наша с вами стра­на, Россия, всегда была богата талантами. Смотрите, только в Московской области находятся богородский промысел, абрамцево-кудринский промысел, федоскинский промысел. Все эти из­делия очень красивые, все — из дерева, но какие разные!

А сейчас давайте вернемся к золотой Хохломе. На следующем занятии вы получите возможность побыть немного хохломскими мастерами и поучиться создавать хохломские узоры.

Роспись миски хохломским узором

Занятие по рисованию

Цели

♦Продолжать учить детей рассматривать хохломские изде­лия, выделяя элементы узора: «травки» (травинки, осочки, ка­пельки), «завитки»

♦Учить рисовать элементы травки концом кисти, ягодки—тыч­ком с помощью ватной палочки

♦Учить рисовать узор в определенной последовательности (кайма, ветка, ягоды, листья, завитки, «травка»)

♦Учить сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, «золотой» (охра)

Материалы для занятия

♦ Миска с хохломским узором (лучше несколько) или фото­иллюстрации с их изображением

♦ Нарисованная мелом на доске чашка с изогнутой веткой

♦ Мел

♦ Миски черного цвета, вырезанные из бумаги

♦ Краски, гуашь

♦ Мягкие кисточки

 

Ход занятия

Воспитатель показывает детям миски с хохломским узором или иллюстрации с их изображением. Спрашивает, каким узо­ром украшена миска, как дети узнали, что это узор хохломской (по цвету, по элементам, по расположению узора). Ставит задачу занятия: сегодня дети будут учиться украшать хохломским узо­ром низкую миску. Предлагает рассмотреть узоры на образцах. Отмечает, что внизу и вверху на изделии нарисованы прямые полоски. Это кайма. Воспитатель вместе с детьми анализирует, из чего состоит узор на миске. (Из ветки с ягодами, листками, завитков и травки.)

Затем воспитатель вызывает ребенка к доске, на которой нарисована миска с изогнутой веткой, предлагает провести паль­цем вдоль ветки и сказать, какая ветка (изогнутая), как располо­жены на ветке ягоды и листики (по три рядом), где расположены завитки и травка (между ягодами и листиками), назвать цвета, которыми нарисованы элементы узора на черной миске (красный и темно-желтый, «золотой»).

Воспитатель отмечает, что хотя узор нарисован всего двумя красками, но сочетание черного фона с ярким красным и золоти­стым цветом сделало изделие нарядным.

Затем воспитатель предлагает посмотреть, в каком порядке следует рисовать элементы узора.

1. Сначала вверху и внизу изделия рисуют кайму.

2. Затем вдоль миски рисуют слегка изогнутую ветку; кисточку при этом нужно держать тремя пальцами, вертикально, ри­совать концом кисти.

3. Потом на ветке изображают ягоды и листья (по три); листья рисуются концом кисти, ягоды—ватной палочкой приемом тычка.

4.Затем на всех свободных местах на ветке изображают за­витки и тоненькую изогнутую травку (узор должен получиться густым и занять много места на изделии).

С помощью вопросов воспитатель закрепляет последователь­ность изображения элементов узора и предлагает детям присту­пить к работе. В ходе занятия, когда дети нарисуют ягоды и лис­тья, можно посоветовать им дорисовать к ягодам мелкие детали (точки или «усики»), а на листья нанести прожилки (черные).

Воспитатель следит за тем, чтобы завитки и травку дети ри­совали кончиком кисти.

При проведении занятия можно использовать мелодии рус­ских народных песен — веселых, задорных, более всего подхо­дящих по характеру к хохломским изделиям. Можно также ис­пользовать стихи о Хохломе.

Роспись вазы хохломским узором

Занятие по рисованию

Цели

• Продолжать учить детей рассматривать хохломские изде­лия, выделяя элементы узора: «травки» (травинки, осочки, ка­пельки), «завитки»

• Учить детей рисовать стебель-«криулю» и размещать на нем другие элементы узора

• Упражнять в рисовании растительно-травного орнамента легкими круговыми движениями кисти. Закреплять умение рисо­вать завитки, легкую изогнутую травку

• Учить рисовать новые элементы узора — ягоды и листья смородины и рябины

• Закрепить знания о колорите хохломской росписи

Материалы для занятия

♦ Изделия хохломского промысла, украшенные узором из ягод и листьев смородины и из ягод и листьев рябины

♦ Предметные картинки с изображением рябины, таблица с элементами хохломской росписи, нарисованный на доске мелом контур вазы

♦ Листы бумаги, вырезанные в форме ваз, тонированные жел­тым цветом

♦ Гуашь

♦ Мягкие кисти

Ход занятия

В начале занятия воспитатель показывает детям картинки, на которых нарисованы листья и ягоды рябины и смородины. Он рассказывает, что художники Хохломы любят украшать изделия узорами, в которые включают изображения разных ягод. На многих изделиях можно увидеть кисти смородины и гроздья ряби­ны. Они похожи и не похожи на настоящие. Ведь каждый худож­ник по-своему изменяет в узорах то, что видит в природе.

Затем дети рассматривают хохломские изделия или иллюст­рации с их изображением и находят на них элементы раститель­ного узора — ягоды и листья рябины и смородины. Воспитатель обращает внимание детей на гроздья рябины, на форму листьев рябины (на стебельке попарно расположены узкие листочки). Уточняет, какие еще элементы нарисованы на плавно изогнутой ветке (завитки и травка).

Затем проводится сравнительный анализ узоров на вазе и миске, которую дети видели на прошлом занятии. Воспитатель задает вопрос: чем отличается ваза от миски (ваза высокая, а миска—низкая). Затем проводит раздвинутыми пальцами по узо­ру на вазе и миске, чтобы дети наглядно увидели различие в ши­рине узоров, и спрашивает, чем отличаются узоры на высоких изделиях от узора на низком изделии. Вместе с детьми делается вывод о том, что на низкой миске ягоды и листья были нарисова­ны прямо на веточке, а на вазе ягоды и листья изображены на отходящих от веточки вверх и вниз стебельках. Это делает узор широким, и он заполняет большую часть поверхности изделия. Мелом на доске воспитатель показывает, как изобразить изогну­тую ветку с отходящими от нее стебельками для ягод и листьев.

Затем определяются последовательность и способы рисования.

1. Оформление каймы. Воспитатель обращает внимание де­тей на то, что кайма на высоких изделиях состоит из нескольких
полосок (2—3).

2. Потом рисуется стебель - «криуля».

3. К нему пририсовываются листья и ягоды. Листья рябины рисуются приемом примакивания (бокового мазка), листья смо­родины — концом кисти, расположенной вертикально, ягоды — ватной палочкой способом тычка.

4. После этого добавляются мелкие детали узора: травка и завитки.

В конце занятия рисунки детей помещаются на выставку. Воспитатель еще раз уточняет, как построен узор (изогнутая ветка с ягодами, листьями, травкой), сколько места занимает узор на изделии, получился ли он густым, нарядным, каково сочетание красок.

Хохломские ложки

Занятие по рисованию

Цели

♦Учить детей новой композиции хохломского узора — изоб­ражению закругленной ветки с ягодами, соответствующей форме изделия

♦Учить рисовать новые элементы узора — ягоды клубники, малины, крыжовника

♦Учить рисовать узоры на фоне разного цвета — красном, черном или желтом (охра), в соответствии с фоном самостоятельно подбирать краски для узора

♦Упражнять в рисовании уже известных элементов узора — травки, завитков, листьев и ягод

Материалы для занятия

♦Несколько ложек с хохломским узором

♦Таблица с элементами хохломского узора—ягодами клубни­ки, малины, крыжовника (каждая ягода в двух вариантах)

♦ Вырезанные из бумаги силуэты ложек (по два-три на каж­дого ребенка) разных цветов: красные, черные, темно-желтые

♦ Гуашь

♦ Мягкие кисточки

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня у нас в гостях веселые ложки. По­смотрите на них. Как вы думаете, откуда они к нам попали? Как вы узнали, что из Хохломы? Определите форму ложек (круглые или слегка овальные). Где расположен узор на ложке? Из чего состоит узор? (Из ветки с ягодами, листьями, завитками и трав­кой.) Обратите внимание, на прошлом занятии мы с вами рисова­ли вот такую веточку. А на ложках она немного другая. Какой формы веточка на ваших ложках? (Закругленной.)

Как вы думаете, почему хохломские художники украшают ложки закругленной веточкой? (Закругленная ветка соответствует круглой форме ложки.) Чем украшен край ложки? (Каймой.) Как раскрашена ручка? (Ее нижний и верхний края иного цвета, чем середина.)

Далее воспитатель обращает внимание детей на то, что се­годня у них разные по цвету ложки: черные, красные, темно-жел­тые. В зависимости от цвета ложек дети должны сами найти крас­ки для рисования каймы и узора.

Воспитатель: Сегодня вы будете рисовать узор с новыми элементами — ягодами малины, клубники или крыжовника. Да­вайте рассмотрим их повнимательнее. (Помещает перед детьми таблицу с изображениями этих ягод.) Где изображена клубника? Где малина? Где крыжовник? Как вы узнали? Обратите внимание на то, что хохломские художники по-разному рисуют одни и те же ягоды. А какие еще элементы есть в узорах на ложках? (Лис­тья, завитки, травка.)

Уточняется, с чего надо начать рисовать (с каймы). В ходе работы воспитатель задает вопросы о том, с какими ягодами бу­дет узор на ложке, каким цветом ребенок нарисует листья, ягоды и другие элементы узора.

В конце занятия воспитатель предлагает, чтобы каждый ребе­нок сам выбрал лучшую из своих двух-трех ложек, показал ее всем и рассказал о ней: какого она цвета, какими красками нарисован узор, какие ягоды в узоре, какого цвета кайма и кончик ручки, чем эта ложка лучше других его изделий (самоанализ).

Настенные панно с хохломским узором

Занятие по рисованию

Цели

• Продолжать знакомство с хохломской росписью, ее коло­ритом, растительно-травным орнаментом

• Познакомить детей с новой композицией хохломского узо­ра на широкой поверхности, основу которого составляет ветка в виде большого завитка с ответвлениями

• Учить рисовать новые элементы узора — декоративные цветы

•  Учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет в зависимости от фона изделия

•  Расширять цветовую гамму за счет дополнительных цве­тов: зеленого и желтого

Материалы для занятия

♦ Круглые панно (настенные блюда), их изображения

♦ Хохломские столы с разной формой столешницы (квадрат­ная, круглая, треугольная) и стулья

♦ Таблицы с цветами

♦ Квадратный и круглый листы бумаги для показа изобра­жения ветки

♦ Круглые панно разного цвета (на выбор)

♦ Гуашь

♦ Мягкие кисточки

Ход занятия

Воспитатель: Дети, давайте вспомним, какие предметы вы украшали хохломским узором (миски, вазы, ложки). Одинако­выми ли были узоры на этих изделиях или их композиция (постро­ение) была разной? (Узор на миске, вазе состоял из изогнутой ветки, а на ложках — из закругленной ветки.) Значит, форма ветки в хохломском узоре зависит от формы изделия, которое украшается. Посмотрите вокруг и скажите, есть ли у нас в груп­пе предметы с хохломским узором совсем другой формы? (Столы и стулья.)

Воспитатель приглашает детей подойти к хохломским сто­лам и стульям. Обращает их внимание на форму крышек столов и сидений стульев, предлагает рассмотреть узор, которым хохлом­ские художники украсили эту мебель.

Воспитатель просит детей пальцем провести по ветке, кото­рая «раскинулась» по всей поверхности столов и стульев, и опре­делить ее форму. Вместе с детьми приходит к выводу, что на ши­рокой поверхности ветка имеет форму большого завитка, от ко­торого отходят 1—3 завитка поменьше. Далее внимание детей обращается на новые элементы, которые имеются в узорах (цве­ты), на их форму, украшения.

Воспитатель уточняет, какие это цветы — реальные или придуманные художниками, декоративные. Объясняет, что кроме росписи мебели художники Хохломы рисуют настенные картины — панно, на которых такая же композиция узоров, как на мебели.

Воспитатель предлагает детям сесть за столы и посмотреть, как надо строить такой узор на настенном панно или блюде. Показывает, как изобразить ветку на квадратном и круглом панно (блюде), чтобы она заняла почти всю поверхность изде­лия.

Затем вывешивается таблица с цветами, для того чтобы для своего узора дети сами выбрали новые элементы — цветы, какие им нравятся. Воспитатель предлагает рассмотреть цветы и опре­делить, из каких элементов они состоят; уточняет, что цветы мож­но придумать самим, но нереальные, а декоративные. Спраши­вает, что кроме цветов будет у детей на ветке (листья, ягоды, завитки, «травка»).

Перед детьми ставится задача: нарисовать на панно узор, похожий на хохломской, чтобы он занимал почти всю поверх­ность, использовать разные краски, но с учетом цвета фона изделия.

В процессе рисования воспитатель избегает прямых указа­ний и лишь при необходимости напоминает детям, каким требо­ваниям должен отвечать узор на панно.

В конце занятия воспитатель предлагает детям рассказать о получившемся узоре.

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЮ

Хохломская роспись

Из истории хохломского деревянного промысла

Нижегородская область — родина искусства золотой роспи­си. Происхождение промысла связано с торговым селом Хохло­ма, откуда золотистая расписная деревянная посуда направля­лась на различные ярмарки для продажи. Изготовляли же распис­ную посуду из древесины народные мастера, проживающие по берегам рек Керженец и Узол.

По данным археологических раскопок, изготовлением деревянной посуды в Заволжье занимались в незапамятные вре­мена. Знакомясь в музеях с изделиями XV, XVI и XVII вв., производимыми в монастырях, мы находим вещи, похожие на хохломские своей формой и киноварным фоном.

В XVII—XVIII вв. в целях экономии золота иконописцы при окраске икон в золотистый цвет использовали приемы, близкие хохломской росписи. Участие в промысле иконописцев-старооб­рядцев, знавших дешевый способ «золочения» изделий из древеси­ны, способствовало распространению техники окраски изделий в золотистый цвет без применения золота.

Самыми ранними изделиями мастеров Лесного Заволжья (ру­беж XVIII—XIX вв.) были чашки, братины, кружки, туески, вы­полненные токарным способом. Золотой фон в этот период при­менялся редко, поскольку используемый для этого серебряный порошок тоже был дорогостоящим материалом.

К середине XVIII в. хохломской росписью были заняты жите­ли нескольких десятков деревень. Самое крупное село, где жили мастера художественной росписи, называлось Бездели (ныне село Новопокровское).

В первой половине XIX в. мастера научились использовать при росписи вместо серебра олово. В хохломской росписи про­изошли изменения. Теперь уже тонким слоем металла покрыва­лись не только отдельные участки, но и вся поверхность посуды. Изделия стали также почти полностью окрашивать в золотистый цвет. В орнаменте появилась плоскостная силуэтная трактовка мотивов.

Мастера отказались от разживок белилами (которые со­здавали впечатление объемности изделий), довели красочную гамму до основных цветов орнамента — красного, черного и золотого.

Во второй половине XIX в. появляются столярные изделия. Формирование хохломского орнамента также относится к XIX в. На свои изделия мастера переносили мотивы окружаю­щей природы: траву, цветы, кусты и деревья с пышной кудрявой листвой. Одним из основных элементов травного узора стано­вится смелый кистевой мазок. Растительный орнамент росписи «под фон» и рисунки «Кудрина» в XIX в. исполнялись гораздо реже, чем травное письмо («травка»), в связи с их большей тру­доемкостью.

Рисунки «Кудрина» получают более широкое распростране­ние с середины, а роспись «под фон» во второй половине XIX в. Тогда же значительно расширяется ассортимент хохломских изделий. Мастера расписывают огромные артельные, или бурлац­кие, платковые блюда, чашки и тарелки, поставцы, солонки, кандейки, совки для муки, дуги, прялки, лукошки для ягод и гри­бов. В это время промысел приобретает характер крупного ма­нуфактурного производства. Происходит разделение труда: в одних деревнях заготовляли древесину, в других вырабатывали посуду, в третьих - вырезали ложки, в четвертых - расписывали из­делия.

В конце XIX — начале XX в. промысел угасает. Деревянную посуду с ручной росписью вытесняет фабричная посуда. Боль­шой ущерб промыслу нанесли русско-японская и первая мировая войны.

Возрождение промысла началось в 20-е годы XX в. Хохломские мастера активно участвовали в создании кооперативных артелей. Уже в марте 1919 г. были организованы Новопокровская, Хрящевская, Семинская, Мокушинская и Бортновская ар­тели. В начале 20-х годов действовало и много небольших се­мейных мастерских.

К середине 50-х годов в хохломских изделиях появляются новые мотивы растительного орнамента: спелые колосья, вет­ки, отягощенные плодами, грозди винограда, пышные цветоч­ные гирлянды. Кроме того, художники вводят в орнамент изоб­ражения памятников архитектуры, гербов, эмблем, портретов. В 50—60-е годы расширяется также ассортимент хохломских изделий, появляются новые вещи утилитарного назначения: комплекты посудных изделий для салата, компота, ягод, оре­хов, блинов; изделия для украшения интерьеров; различные предметы сувенирного характера. В это время в хохломском промысле начинают отчетливо проявляться два самостоятель­ных направления: одно — в Ковернинском районе, другое — в г. Семенове.

В настоящее время хохломской промысел сосредоточен в трех художественных центрах. Старейший из них — фабрика художе­ственных изделий «Хохломской художник» — находится в селе Семин Ковернинского района Нижегородской области с филиа­лами в селах Новопокровском и Кулигин. Второй крупный центр расположен в г. Семенове Нижегородской области — произ­водственное художественное объединение «Хохломская роспись». Третий центр — Семеновское производственное объеди­нение сувениров.

Особенность этих изделий — живописность ярких сочных по­левых трав, ягод, цветов, непосредственность и простота рисун­ка. Характерные для ковернинских мастеров росписи «травка», орнаменты с ягодами земляники, рябины, крыжовника стали уже традиционными. Но есть среди мастеров семинской фабрики и любители росписи «под фон» и «Кудрина».

Семеновские изделия отличаются тем, что в их растительный орнамент входят сложные по форме садовые цветы с элементами сказочной фантастики. Для семеновских мастеров и художников характерны техника росписи «под фон» и растительные узоры: ягоды малины, земляники, крыжовника, рябины. Общей для ковернинских и семеновских мастеров остается техника хохломской росписи.

Особенность техники золотой окраски хохломских художни­ков — получение золотистого цвета без применения золота. Про­цесс производства включает следующие этапы: получение заготовки, грунтовку, роспись, закалку.

Из хорошо просушенной древесины липы, осины, березы или ольхи вытачивают на токарном станке или выдалбливают изде­лие, которое называется заготовкой, или «бельем». «Белье» еще раз тщательно просушивают и грунтуют.

При грунтовке в изделие втирается глина, оно покрывается несколько раз олифой с просушкой при температуре 60—70 °С. Затем его подвергают лужению: на липкую поверхность на­носят тампоном тонко перетертый порошок олова или алюми­ния. Цель этой операции — получить серебристую окраску. Пос­ле этого изделие вновь сушат, и оно готово к росписи.

Расписывают изделия беличьими или колонковыми кисточ­ками масляными красками: красной (киноварью), черной (газо­вой сажей), желтой, коричневой и зеленой. Хохломская роспись делится на два основных вида: «верховое» письмо и фоновое. Особенность «верховой» росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона. Фон, просвечивающий сквозь легкий ажурный рисунок, делает изделие похожим на золотое. К «верховому» письму относятся травная роспись («травка») и роспись «под листок». Оба эти типа основываются главным об разом на применении растительных мотивов. Иногда этим при­емом выполняют геометрические орнаменты.

Композиция рисунков «травки» включает изображение трав: осоки, белоуса, луговика и др. Расписывать изделие «травкой» начинают с выполнения крупных элементов, которые служат как бы канвой узора. На поверхность изделия в определенной последовательности и ритме наносят крупные, плавно изогнутые мазки — листья, затем узкие завитки и мелкие мазки. Иногда травный орнамент дополняют так называемой припиской — мелкими простенькими цветами или другими растительными форма­ми: изображениями ягод и цветов. Это делает орнамент более сложным и выразительным. «Верховая» роспись «под листок» включает изображение плавно изогнутых стеблей, стилизован­ных листьев смородины, клюквы, черники, калины, а также пло­дов этих и других растений». Кроме черной и красной красок в росписи «под листок» используют зеленую, желтую и коричне­вую краски. Заканчивают роспись выполнением приписки: меж­ду листочками и ягодами рисуют тонкие крученые усики, на ко­торые как бы нанизывают крохотные ягодки и листочки.

Фоновое письмо, или роспись «под фон», заключается в том, что фон вокруг растительных мотивов орнамента окра­шивают в какой-либо один цвет, на котором они эффектно выделяются в виде золотистых силуэтов. Причем золотой си­луэтный орнамент выполняют на черном или цветном фоне. Процесс фоновой росписи состоит из наводки, отписки, про­рисовки, разживки, приписки. Вначале мастер наводит кис­тью контуры мотивов, затем окрашивает фон вокруг намечен­ных контуров черной, красной, коричневой или зеленой крас­кой. На поверхности изделия образуются золотистые силуэты орнаментальных мотивов, которые особенно контрастно вы­деляются на черном фоне. Прорисовка деталей заключается в том, что на листьях рисуют прожилки, на цветах — тычинки, штрихами подчеркивают объемность растительных узоров. Приписку осуществляют так же, как и «верховую» роспись (добавляют легкий узор из травок и листьев), но поверх раскра­шенного и уже подсохшего фона.

К типу росписи «под фон» относятся рисунки «Кудрина». Свое название они получили благодаря золотистым кудреватым завиткам, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Причем краски, наносимые при рос­писи «Кудрина», закрывают золотистую поверхность незначи­тельно. Выполнять орнамент начинают плавными и ритмичны­ми движениями кисти, затем окрашивают фон одной или двумя красками. Прорисовку в узоре исполняют скупыми штриха­ми, а внутри золотистых лепестков вводят цветовые пятна, созвучные с фоном. В цветовой гамме хохломского орнамента преобладают красный, черный и золотой цвета.

Последний этап изготовления хохломских изделий — за­калка, которая заключается в следующем. Высохшую роспись покрывают тонким слоем лака, и изделия закаливают в печи при температуре 270—300 °С. Под воздействием высокой темпера­туры масляный лак слегка желтеет и изделие становится золоти­стым. Для получения красивого тона (более насыщенного золо­того оттенка) и придания лаковой пленке прочности процесс на­несения лака и закалки повторяют несколько раз.

Сейчас хохломские художники и мастера выпускают огромное количество самых разнообразных изделий. Основ­ным сырьем по-прежнему остается древесина мягких пород деревьев: осины, липы, березы. При росписи мастера пользу­ются алюминием (вместо олова) — более доступным и деше­вым материалом.

Хохломские художественные изделия классифицируют по спо­собу производства, виду обработки, назначению. По способу про­изводства различают изделия токарные, столярные, прессованные (из бумажно-древесных масс). По виду обработки их подразделяют на изделия с внутренней выемкой крытые (бочата, поставки, солон­ки, сахарницы, конфетницы, пудреницы, коробки-кандейки и др.) и с внутренней выемкой некрытые (бокалы, стаканы, вазы). По на­значению хохломские изделия делят на следующие группы: мебель, предметы украшения интерьера, бытовые предметы хозяйственного назначения, женские украшения, сувениры, прочие изделия.

Из мебели мастера хохломского промысла выпускают детс­кие столики и стульчики, журнальные столы, полки кухонные и др. Ассортимент предметов для украшения квартиры включает настенные панно, тарелки и блюда, декоративные панно, вазы, подносы, ковши, братины. Многообразен ассортимент предметов домашнего обихода. Это прежде всего посуда (отдельные предметы, наборы, комп­лекты): бочонки, поставцы и коробочки различного назначения, вазы для варенья и других хозяйственных целей, масленки, солоницы разных размеров и форм (открытые и с крышкой), тарелки и блюда, бокалы, стопки, рюмки, совки, супницы, соусницы, чаши различного назначения — для ягод, фруктов, салатов, супа, кофе, меда, чашки-пиалы, блюда, кружки, подстаканники, чайники, сахарницы, розетки, стаканы для салфеток и пр., доски разделочные и другие изделия. Отдельно в посудной группе следует выделить ложкарные изделия. К ним относятся ложки, различные по форме, размеру, рисунку, назначению (столовые, чайные, для овощей), половники.

За последние годы группу бытовых предметов пополнили раз­личные, комплекты для праздничного стола — чаши для фрук­тов, розетки для варенья, лоточки для печенья и конфет; кухон­ные комплекты — полки и подносы с баночками-подставками для соли, сахара, крупы, с коробочками для различных приправ; наборы для ягод, орехов, компота; наборы для ухи — большая миска, тарелки, ложки и половник; наборы для пирога — блюдо, совочек, тарелочки. Из предметов украшений выпускают бусы, браслеты, броши, серьги. Группа сувениров представлена глав­ным образом матрешкой одно- и многоместной (включающей от 3 до 12 и более матрешек). К группе прочих изделий относятся бокалы для кистей, карандашей, коробки для шитья и рукоде­лия, штопальные грибки, пепельницы и много других изделий разного назначения.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.