Скоролупова О.А. «Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством» - Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста – Москва – 2003. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Скоролупова О.А. «Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством» - Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста – Москва – 2003.

2019-08-03 2735
Скоролупова О.А. «Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством» - Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста – Москва – 2003. 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Скоролупова О.А. «Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством» - Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста – Москва – 2003.

 

ВВЕДЕНИЕ

Уважаемые коллеги!

Эта брошюра написана практикующим педагогом — старшим воспитателем обычного московского детского сада. Преж­де чем заняться методической работой, я была воспитателем груп­пы, работала с детьми. Хочу поделиться с вами своим опытом и надеюсь, что он окажется вам полезен.

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «поте­рянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценнос­тей? Как быть нам, педагогам, чтобы этого не произошло?

Может быть, оградить наших детей от сложностей окружающего мира, создать для них свою «мягкую» среду, как предлага­ет вальсдорфовская педагогика? Или, наоборот, пусть слышат и видят все, что происходит вокруг, авось да и закалятся?

Я думаю, выход в том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, то есть воспитать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют.

Вопрос в том, как, какими методами воспитывать нравственность. Я предлагаю познакомить детей с нашими традициями — русскими народными традициями, воспитывать их на материале истории нашего народа.

А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Главными задачами данной работы я считаю следующие:

1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.       

2. Формирование обобщенных знаний и умений:

-умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др. (понимание детьми характерных особен­ностей изделий различных народных промыслов);

   -освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

3. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, сим­метрии.

Первая и вторая задачи предусматривают ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками — материалом, из ко­торого изготавливаются изделия, особенностями росписи, исто­рией промысла. С этой целью устраиваются выставки, проводят­ся занятия.

Вторая и третья задачи предусматривают обучение детей приемам декоративного рисования. При этом точное повторение всех элементов росписи не главное. Я полностью согласна с А.А. Грибовской в том, что «...задача воспитателя — это не подготовка будущих мастеров хохломской, городецкой или дру­гой росписи, а приобщение ребенка к истокам народного искус­ства, дать возможность, усвоив некоторые навыки, составить узор, расписать вылепленного коня, барышню, почувствовать радость творчества».

Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.

Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по иг­рушкам (дымковские, филимоновские и богородские игрушки, матрешки), придумывать сказки.

Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близ­ко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность, упо­рядоченность нашли отражение в узорах декоративных роспи­сей. В них - изображения человека, и животных, и птиц, расти­тельные узоры, орнаменты. Изделия народных промыслов помо­гают понять и почувствовать, что человек — часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, сим­метрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в испол­нении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.

Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспи­танием дошкольников.

Отмечу еще, что организованы занятия по принципу тематического планирования. Суть его состоит в том, что выбирается тема, которой посвящаются все занятия недели: и по ознакомле­нию с окружающим миром, и занятия познавательного и эстети­ческого цикла. Таким образом, вся первая неделя посвящается дымковскому промыслу, вся вторая — гжельскому, третья — хохломскому, четвертая — Городецкому. Такая организация за­нятий позволяет сформировать у детей начала системных зна­ний, помогает лучше усвоить подаваемый материал, значитель­но экономить время, так как одна и та же тема проходит через все виды детской деятельности. Такой подход я практикую не толь­ко в организации занятий по изучению русского народного декоративно-прикладного искусства. Он применяется в течение все­го учебного года и приносит неплохие результаты.

 

Примерное планирование занятий по теме

«Дымковская игрушка»

                                                         Беседа Утренние беседы с детьми Тема: «Дымковская игрушка» Вопросы к беседе   • Почему игрушки, которые ты видишь на этих картинках, называются дымковскими? • Из какого материала они сделаны? • Что любили лепить дымковцы? • Почему они лепили животных и людей? • Какое настроение создают эти игрушки? • Как ты думаешь, к характеру этих игрушек больше подойдет русская народ­ная песня «Камаринская» или песня «Ой ты, степь широ­кая...»? • Как дымковские мастерицы передали нам радостное настроение?    
                                               Занятия 1. Ознакомление с окружающим миром. Тема: «Дымковская игрушка». Рассказ об истории промысла. Экскурсия в музей детского сада. 2. Развитие речи и ознакомление с художественной литературой. Чтение и пересказ русской народной сказки «Сивка-бурка». Разучивание стихов о Дымкове, русских потешек, которыми можно озвучить дымковские игрушки. 3. Лепка. Занятие 1. «Конь» Занятие 2. «Индюк» 4. Рисование Занятие 1. «Составление дымковских узоров». Занятие 2. «Дымковские кони». Занятие 3. «Роспись фигурки индюка дымковским узором».  5. Аппликация. Тема: «Дымковский петушок» (коллективная работа в технике мозаики, выполненной обрыванием). _________________________________________________________________________   Игра Сюжетно-ролевые игры «Семья» Цель. Воспитывать уважительное и любовное отношение членов семьи друг к другу. Учить выстраивать сюжет игры, распределять роли. Закреплять дружеские отношения между детьми. «К нам пришли гости» Цель. Воспитывать у детей гостеприимство, закреплять правила этикета при приеме гостей. Объяснить смысл слов «хлебосольство», «радушие». Народные подвижные игры   «Как у наших у ворот» — хоровод «Карусель» — игра под плясовую мелодию «Перетяни канат» «Гусеница с веревочкой» «Ловишки с мячом»  

 

Занятия

Дымковская игрушка

Цели

Образовательные:

• Рассказать детям историю дымковской игрушки.

• Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора.

Воспитательные:

• Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров – умельцев.

• Развивать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор, знакомство с древними обрядами.

Развивающие:

• Развивать умение составлять рассказ об игрушке и рассказ по картинке.

• Развивать навыки творческого рассказывания, умение придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказы­вании.

Материалы для  занятия

• Изделия дымковского промысла.

• Фотоиллюстрации с изображениями дымковских игрушек.

• Кусочек красной глины.

Подготовка к занятию. К занятиям цикла «Знакомство детей с русскими народными промыслами» требуется очень серь­езная подготовка. Прежде всего, необходимо найти изделия того народного промысла, о котором идет речь, подготовить выстав­ку этих изделий. Хорошо, если в детском саду данный промысел представлен достаточно широко и полно. Но как быть, если мало? В таких случаях я прошу помощи у родителей: на время — самое большее на месяц — они могут принести изделия народных промыслов из дома. Кроме того, использую многочисленные иллюс­трации.

Выставку нужно оформить в отдельном помещении — фольклорной студии, изостудии, музыкальном зале, помещении музея детского сада, в любом кабинете, куда можно привести детей и где все экспонаты будут хорошо видны. Особенностью музея детского сада должна быть возможность не только посмотреть экспонаты, но и потрогать, ощупать их, осмотреть со всех сто­рон. Воспитатель должен объяснить это детям перед тем, как при­вести их в музей.

Ход занятия

Часть 1

Введение

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня я приготовила вам сюрприз. Вместо обычного занятия мы пойдем в музей. Этот музей небольшой, он расположен прямо в нашем детском саду.

А вы когда-нибудь бывали в музеях? В Москве музеев много. Самые большие из них — Исторический музей, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Зоологический музей. Есть еще музеи, посвященные разным писателям и поэтам. Есть и музей кукол. Все музеи очень разные, в них собрано много экспонатов.

А зачем люди приходят в музей? Правильно, чтобы увидеть то, что в повседневной жизни видишь очень редко, а то и вовсе не встречаешь. Например, в музеях изобразительных искусств можно увидеть картины великих мастеров, в зоологическом музее — различных животных. Так как в музеях представлены вещи ред­кие, ценные, то трогать их руками запрещается.

А мы сегодня пойдем не в большой музей, а в музей нашего детского сада. Там вы увидите очень красивые вещи. Но я не буду рассказывать о них. Помните русскую пословицу: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»? Пойдемте со мной, вы всё увидите сами.

Часть 2 Экскурсия по музею

Воспитатель: Итак, сегодня в музее выставка игрушек. Посмотрите на них, какие они яркие, нарядные. Может быть, кто-нибудь помнит, как они называются? Это дымковские игрушки, их делают в селе Дымково рядом с русским городом Вяткой.

Люди придумали делать эти игрушки давным-давно. Сначала их изготавливали не для забавы. Раньше русские люди вери­ли, что у них есть много богов-покровителей. Самым главным был бог солнца Ярило. Дымковские мастера стали изображать его в виде коня, иногда двух- или трехглавого. Сам конь был белым, с золотой гривой, а на груди его рисовали красный круг — символ красного солнышка. Еще одной важной покровитель­ницей всех русичей была богиня Роженица. Она хранила домаш­ний очаг и семью. Ее изображали в виде величественной барыни, сильной и красивой женщины. Около фигурок этих божеств, вылепленных из глины, ставили фигурки, изображающие все, что просили у своих богов: домашний скот, младенцев и т.д.

Потом дымковцы стали придумывать и другие фигурки, начали раскрашивать их яркими красками и использовать как иг­рушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса.

Часть 3

Часть 4 Заключение

Воспитатель еще раз называет все игрушки, находящиеся в музее, поднимая и показывая их со всех сторон. Можно сопровождать показ чтением стихов, русских потешек. Затем он пред­лагает детям пойти в группу и слепить такие же игрушки.

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЮ

Веселая Дымка

Много сказочных мест у России,

Городов у России не счесть,

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

 Возле Вятки самой Дымково-поселок,

Окаймлен лесами уголок веселый.

Лет ему за двести, триста ль миновало?

Собирались вместе мужики, бывало.

А управясь дома, бабы приходили,

 

С удалью знакомой пляски заводили.

Праздник отмечали — пели, не скучали...

Как-то вятичи-дружки сели в праздник у реки.

Под руками глина — слой на три аршина.

Стали шарики катать, как снежки, бывало...

Глину щупать, глину мять — жирная, как сало!

В Дымкове, за Вяткою-рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя, Труженицы славные живут.

Кто-то сделал индюка — распушенные бока,

У кого-то глина стала вдруг павлином.

Кто-то вылепил синицу — сразу стало веселей.

Мастера и мастерицы появились на селе.

А. Дьяков

Короткие стихи - потешки

Индя-индючок, ты похож на сундучок.

Сундучок не простой: красный, белый, золотой.

Бока крутые, рога золотые,

Копытца с оборкой, а на спине — Егорка.

В летний день, погожий день

Балалаечка трень-брень.

— Ты играй, мой Ванечка, —

Просит друга Танечка.

Конь домчит до карусели,

На седло залез Емеля.

Влез, встал, засвистал,

Засвистал и поскакал.

Голосисты эти птицы

И нарядны, словно ситцы!

Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью!

Фью-ти, фьи-ти, гнезда вью.

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост:

Точно солнечный цветок.

И высокий гребешок,

Красной горкою горя,

Как корона у царя.

Зонтик грибком, руки

крендельком,

Ходит девица-красавица по улице пешком.

Барашек-свисток, левый рог — завиток,

Правый рог — завиток, на груди — цветок.

Утка Марфутка бережком идет,

Уточек Марфуточек купаться ведет.

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Конь бежит — вся земля дрожит,

В поле травушка-муравушка

Ничком лежит.

Посмотри, как хороша эта девица-душа:

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво.

Барышня так красива!

 

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет.

Дымково

Ели спят у большака в инее седом.

Спят деревья, спит река, скованная льдом.

Мягко падает снежок, вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.

Голубые дали, и село большое Дымково назвали.

Там любили песни-пляски. В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны, и лепили там из глины

Все игрушки не простые, а волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски —

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава, заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду. Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз, а затем пустимся в пляс.

Хороша игрушка расписная, вся поет, бесхитростно светла.

И видна в ней радость молодая ставшего искусством ремесла.

Не потому ль игрушкой этой народ так свято дорожил,

Что он свое стремленье к свету в игрушки яркие вложил?

О. Левицкий

Пестрый хоровод

Привезли мы глину с дальнего бугра.

Ну-ка, за работу, чудо-мастера!

Я слеплю лошадушку, я ее поглажу

И седельце с бахромой на спине прилажу.

Слепим, высушим — ив печь! А потом распишем.

Будем мы игрушки «печь», печка жаром пышет.

А в печи — не калачи, а в печи — не куличи,

Не пышки, не ватрушки, в печи — игрушки!

Не кастрюли, чугуны — а лошадок табуны.

За лошадками — козел, из печи — и прыг на стол!

Вылезай, скорей, медведь! В печке можно угореть.

Друг за дружкой выплывают утушек-свистулек стаи,

А за ними в свой черед — кукол пестрый хоровод.

Распишу я утушку разными цветами,

Свищет моя утушка разными ладами.

Модница-нарядница, вы куда идете?

 

С зонтиком и с сумочкой глиняная тетя.

Поглядите, каковы! И нарядны, и новы

Расписные сани.

 Медведь с гармошкой, солдат с усами,

 Козел-золотые рожки да куколка в сережках.

 Пестрые, яркие, славные подарки!

  Лена Гулыга

Дымковская игрушка

Из истории русского промысла «Дымковская игрушка»

 

В XII веке земли нынешней Карелии и Архангельской облас­ти принадлежали Великому Новгороду. В 1174 году по рекам новгородцы дошли до реки Вятки и в устье реки Хлыновца осно­вали город Хлынов. Позднее, по велению Екатерины Великой, он был переименован и стал называться Вятка. Основавшие го­род новгородцы берегли свои обычаи и обряды, продолжали ле­пить глиняных божков, справлять праздник бога Солнца Ярило, чтить богиню дома Роженицу.

В Вятке отмечался праздник Свистопляски. В этот день жите­ли города с утра поминали предков, а во второй половине дня ходили по улицам и свистели в небольшие свистки, вылепленные из глины и ярко раскрашенные. Куклы-свистуньи продавались здесь же, на улице.

Существовал в Вятке и другой древний обычай. В воскресе­нье, после обедни, молодые девушки, разодетые в свои лучшие наряды, ходили за водой на пруд. Вдоль дороги выстраивались женихи. Этот обычай также отразился в творчестве вятских мас­теров, появились глиняные фигурки водоноски: женщины в ши­рокой юбке в крупную клетку, в маленьком переднике с кружев­ными оборками, желтой кофте с воланами, ярко-малиновом чепце и бусах в несколько рядов, на плече — ярко-зеленое коромыс­ло с оранжевыми ведрами.

Вятичи чтили бога Солнца Ярило и изображали его в виде двух- или трехголового коня. На груди коня был круг с лучами — символ солнца. Богиню дома Роженицу изображали в виде сильной и здоровой женщины. Рядом с фигурками обоих богов люди изоб­ражали то, что они хотели бы иметь: фигурки домашних живот­ных или младенцев. Фигурки домашних животных лепились в великом множестве: белые лошадки, козлы, бараны, коровы, свинки, разрисованные красными, желтыми, черными, зелеными полосками и кругами. Постепенно богиня Роженица трансфор­мировалась в «Барыню».

Со временем семьи игрушечников поселились в своей слободе Дымково за рекой. Отсюда и пошло название «Дымковская игрушка».

Технология изготовления игрушек была следующей. В теп­лое время года на подворье завозили красную глину и мелкий речной песок. Глину замачивали, добавляли песок и тщательно перемешивали. Когда заканчивались работы в поле и на огоро­де, поближе к зиме, всей семьей принимались за лепку игрушек. Интересно, что в этой работе принимали участие только женщи­ны. Возможно, именно поэтому мужские фигурки чаще всего изоб­ражались юмористически. Например, молодец в зеленом колпаке и красной рубашке, с балалайкой в руке скачет на желтой сви­нье; другой молодец сидит верхом на козле и играет на гармошке.

Работали, как тогда говорили, «заводами»: одна мастерица делает юбку, другая — голову, третья лепит ведра, а потом все это собирается в одну игрушку. Затем, в зависимости от величи­ны, игрушка сушилась от 2 до 14 дней на воздухе, в тени. Просохшие фигурки ставили в печь и часа три обжигали. Здесь были очень важны опыт и мастерство. Если раньше времени вынуть фигурку из печи, она может рассыпаться, а передержишь — потом не пристает грунтовка. После обжига фигурки опускались в ведро с разведен­ным на молоке мелом. В результате фигурки покрывались ровным белым слоем, на который хорошо ложились краски. Расписанные яркими красками, обмазанные для красоты и прочности яичным бел­ком и обклеенные сусальным золотом игрушки хорошо продава­лись на ярмарках и рынках.

Для дымковской игрушки характерен простой геометричес­кий орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и по­лос. Часто применяют контрастные сочетания ярких цветов — красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, нанесенных по белому фону.

Отличительная особенность дымковской игрушки — обобщенность (отдельные элементы игрушек далеки от реально­го изображения: например, рога дымковского оленя напомина­ют куст, борода индюка похожа на гроздь винограда), декоратив­ность и острая выразительность. В традиционных фигурках живот­ных сохраняются чуть ли не языческие символы далеких времен, в одежде франтов и модниц — вкусы XIX в.

Общие принципы искусства дымковской игрушки у каждой мастерицы находят свою интерпретацию. Она проявляется в выборе темы и сюжета, характеристике персонажей, в особеннос­тях пластики, любимых цветовых сочетаниях.

Конь

Занятие по лепке

Цели

• Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, воспитывая у них эстетическое отношение к изделиям народных мастеров.

• Показать пластичность передачи движений в лепке.

• Продолжать учить детей лепке из целого куска глины по типу народных глиняных игрушек.

• Обратить внимание детей на тесную связь народных традиций, декоративно-прикладного искусства, музыки и устного на­родного творчества.

Материалы для занятия

♦Дымковские кони (игрушки и иллюстрации)

♦Глина

♦Клеенки или подставки для лепки

♦Тряпочки для вытирания рук, стеки

Ход занятия

Воспитатель показывает детям дымковского коня и предла­гает подумать, как можно его вылепить, какие приемы при этом применить. Голову и шею коня можно слепить из одного куска глины, шея затем плавно переходит в туловище. Передние и зад­ние ноги можно слепить отдельно, разделяя их при помощи стеки, затем примазать к туловищу. Воспитатель обращает внимание детей на соразмерность всех частей туловища коня.

Гриву и хвост коня также можно оформить с помощью стеки, стараясь придать им развивающийся вид. Это поможет передать движение коня.

Перед началом работы воспитатель обязательно напомина­ет детям, как правильно работать с глиной, как содержать одеж­ду и рабочее место в порядке. Во время лепки воспитатель старается помогать детям советами, редко прибегая к прямому вмеша­тельству или показу.

Во время работы воспитатель включает негромкую музыку, использует русские народные мелодии. Можно предложить де­тям прослушать пьесу Свиридова «Тройка», где в музыке великолепно переданы характер стремительного движения коней, и обсудить ее с ребятами.

После окончания работы игрушки выставляются на про­сушку. При оценке работ и анализе занятия воспитатель обра­щает внимание детей на то, что игрушки у всех получились разные, у каждой имеются свои индивидуальные особенности. Можно предложить каждому ребенку сказать несколько слов о своей игрушке. Какой у тебя получился конь? Озорной, игривый или усталый, много поработавший и желающий отдохнуть. Какой у него характер — открытый, доброжелательный или немного диковатый? Пусть дети немного пофантазируют.

В заключение воспитатель напоминает детям, что после того как игрушки подсохнут, их обязательно надо будет раскрасить.

Индюк

Занятие по лепке

Цели

♦Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками,
воспитывая эстетическое отношение к изделиям народных мастеров, воспитывать уважение к их труду.

♦Продолжать обучать детей лепить детали общей фигурки из отдельных кусков глины, а затем плавно соединять их с помо­щью примазывания.

♦Упражнять в выполнении приемов раскатывания, сплющи­вания, прищипывания, оттягивания при изготовлении отдельных деталей.

Материалы для занятия

♦Дымковский индюк (лучше, если не один).

♦Глина.

♦Клеенки или подставки для лепки.

♦Тряпочки для вытирания рук, стеки.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям дымковского индюка, предлагает внимательно рассмотреть его и потрогать. Обсуждается вопрос, из каких деталей состоит фигурка индюка, в какой последовательности лучше его лепить. Сложные детали — борода, гребень, хвост — требуют тщательной проработки. При их лепке можно прибегнуть к помощи стеки, применить приемы прищипы­вания, оттягивания глины.

Во время работы детям предоставляется возможность поэкспериментировать с глиной, изготавливая эти детали. Воспита­тель просит детей подумать, как можно передать характер индю­ка. Для этого дети сначала должны вообразить, какие черты характеры присущи их индюку: может, он зазнайка и хвастун, а может быть, он добрый и застенчивый; а вдруг он драчун; а может, немного трусоват? Как передать эти особенности в гли­не? Воспитатель помогает детям советами, указаниями. К по­казу или непосредственной помощи педагог прибегает редко. Ребенок, экспериментируя с глиной, должен сам найти нуж­ную форму, испытать радость настоящего открытия.

При обсуждении работ воспитатель опять предлагает детям сказать несколько слов о получившихся у них фигурах.

Работы выставляются на просушку для дальнейшего раскрашивания.

Составление дымковских узоров

Занятие по рисованию

Цели

• Продолжать учить детей рассматривать дымковские игрушки, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии).

• Учить рисовать круги безотрывными линиями всем ворсом кисти.

• Учить рисовать кольца одним круговым движением, рисовать точки и черточки концом кисти

• Учить самостоятельно выбирать цвета для узора.

• Развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора на полосе, квадрате, круге.

 

Материалы для занятия

♦ Дымковские игрушки

♦ Фотоиллюстрации

♦ Белая бумага различной формы — полосы, квадраты, круги

♦ Кисти

♦ Гуашь

Ход занятия

Начинается занятие с рассматривания дымковских игрушек или иллюстраций, на которых они изображены. Воспитатель беседует с детьми об особенностях дымковского узора, отмечая, что на каждом узоре есть круги, кольца, встречаются линии — прямые и волнистые, прямые линии могут образовывать квадра­ты (клетчатые юбки барышень). Обсуждается выбор цветов для составления узоров.

Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно составить узор, используя дымковские мотивы. Нужно напомнить де­тям, что при составлении орнамента на полосе можно чередовать одинаковые элементы, а при составлении узора на круге и квад­рате нужно применять симметричный орнамент.

Воспитатель напоминает, как рисовать круги всем ворсом кисти одним круговым движением, как можно ставить точки, используя кончик кисти.

Дети выбирают бумагу любой формы, им предоставляется возможность выбора красок.

Во время работы включается негромкая музыка (попурри мелодий русских народных песен).

Дымковские кони

Занятие по рисованию

Цели

  ♦ Продолжать учить детей рассматривать игрушки, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии), форму игрушек

  ♦ Учить рисовать коня из отдельных полос широкой кистью.

♦ Упражнять в рисовании кругов безотрывными линиями всем
ворсом кисти, колец одним круговым движением, рисовании то­
чек и черточек концом кисти

♦ Учить использовать маленькие ватные тампоны для выполнения мелких элементов узора (точки, черточки, грива, копытца)]

♦ Учить самостоятельно выбирать цвета для узора

Материалы  для занятия

♦Дымковские игрушки

♦Фотоиллюстрации

♦ Бумага темного цвета — зеленого, синего, фиолетового и черного

♦ Белила, гуашь

♦ Кисти

♦ Ватные палочки

Ход занятия

В начале занятия воспитатель обсуждает с детьми способы рисования широкой кистью — флейцем. Также обсуждаются особенности росписи дымковских коней.

Воспитатель напоминает детям, что изначально дымков­ский конь был символом главного славянского божества — бога Солнца Ярило. Поэтому его украшает красный круг на груди — символ солнца. Чтобы показать могущество Ярило, коня иногда делали двухглавым или трехглавым.

Воспитатель: Посмотрите еще раз на этого дымковского коня. А вот здесь еще картинка с изображением другого коня. Эти кони разные, но есть в них и общее. Давайте сравним.

Путем сравнения дети устанавливают общие детали в узорах коней.

Воспитатель предлагает детям изобразить белого коня с помощью широкой кисти и белил. Последовательность рисования: сначала широкой полосой рисуется спинка всем ворсом кисти; за­тем вниз идут полоски — ноги; плавной линией изображается выг­нутая шея и короткой широкой линией — голова.

Воспитатель: Силуэт коня готов. Теперь мелкие детали: грива, хвост, глаза, копытца. Их можно изобразить с помощью ват­ных палочек, которые есть на ваших столах. Обмакните их в черную гуашь и отпечатайте на бумаге глаза коня. Теперь попробуйте с помощью ватной палочки нарисовать развевающую­ся гриву и хвост. Получается?

А чем вы украсите коня? Пожалуйста, подбирайте нужные краски, выбирайте кисти и — за дело! Если хотите, можно изобразить нескольких коней, пасущихся на лугу.

Аналогично проводится занятие по разукрашиванию вылепленных фигурок коней. Выполнение узора дети уже освоили, поэтому на занятии им можно предоставить максимум самостоятельности в выборе средств — краски, кисти, печатки, ватные палочки.

Воспитателю нужно только проследить, чтобы накануне дети покрыли фигурки коней белилами, подготовив их к росписи.

Роспись фигурки индюка дымковским узором

Занятие по рисованию

Цели

• Продолжать учить детей рассматривать дымковские игрушки, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии), форму игрушек.

• Учить готовить фигурку к нанесению на нее узора, наносить белила ровным слоем с помощью широкой кисти

• Упражнять в рисовании элементов дымковского узора

• Учить детей выделять украшения хвоста индюка, закрепляя умение составлять симметричный узор, оформляя середину и кайму

• Упражнять в рисовании всем ворсом кисти и ее концом

• Учить самостоятельно выбирать цвета для узора

Материалы для занятия

♦Дымковские игрушки

♦Фотоиллюстрации

♦ Вылепленные и высохшие фигурки

♦ Белила, гуашь

♦ Кисти

♦ Ватные палочки

 

Предварительная работа. Накануне занятия фигурки покры­ваются ровным слоем белил с помощью широкой кисти.

Ход занятия

Занятие начинается с определения последовательности дей­ствий при раскрашивании фигурки индюка. Воспитатель обра­щает внимание детей на сложный узор на хвосте индюка: он со­стоит из каймы и элементов орнамента в середине. Путем сравне­ния нескольких игрушек или фотоиллюстраций с изображением дымковских индюков, выделяются основные элементы узора — это всё те же круги, кольца, точки, линии, которые дети уже уме­ют рисовать.

После беседы дети приступают к работе под фонограмму русских народных песен.

По окончании работы воспитатель предлагает детям вспом­нить, какие характеры они придумали своим игрушкам, когда лепили их. Изменился ли их характер после росписи? Воспита­тель может прочитать несколько потешек про индючков и спросить детей, какая больше подходит к их индюку.

Дымковский петушок

Занятие по аппликации

(коллективная работа в технике мозаики, выполненной обрыванием)

Цели

• Продолжать развивать интерес к методу обрывания

• Воспитывать эстетическое восприятие предмета

• Воспитывать уважение к труду народных мастеров-умельцев, интерес к их работе, желание создавать подобные игрушки

• Воспитывать цветоощущение и цветовосприятие при под­боре бумаги нужного цвета для выполнения аппликации

• Воспитывать умение работать коллективно

• Продолжать учить детей рассматривать игрушки, выделяя детали узора, форму игрушек.

 

Материалы для занятия

♦ Дымковские игрушки

♦ Фотоиллюстрации

♦ Листы бумаги формата АЗ, на которых изображен контур петушка

♦ Цветная бумага

♦ Клей

♦ Кисточки для клея

Организация детей на занятии. Дети разбиваются на под­группы из 4—5 человек, каждая подгруппа будет выполнять свою работу. Здесь важно умение детей договариваться о распределении работы, располагаться за рабочим столом так, чтобы не ме­шать друг другу, определять последовательность выполнения работы, какой узор будет украшать петушка. Воспитатель берет на себя роль координатора коллективных усилий детей.

Ход занятия

В начале занятия воспитатель предлагает детям украсить нарисованного на листе бумаги петушка необычным спосо­бом — с помощью аппликации. Он напоминает детям о технике выполнения аппликации-мозаики: сначала намазывается клеем небольшой участок контура, затем на него быстро наклеивают­ся обрывки бумаги нужного цвета. Чем мельче будут эти обрыв­ки и чем теснее они будут располагаться внутри контура, тем интереснее и выразительнее получится аппликация.

Затем рассматриваются фигурки дымковских петушков или иллюстрации с их изображением, чтобы выделить элементы узо­ра, украшающего фигурку.

Детям предлагается самостоятельно выбрать цвет бумаги для выполнения аппликации. Допускается вырезание отдельных де­талей узора (например, кругов) с помощью ножниц.

По окончании работы воспитатель обращает внимание де­тей на то, что наиболее удачными аппликации получились у тех подгрупп, в которых дети смогли быстро договориться друг с другом, сообща выполняли работу.

 

 

Примерное планирование занятий по теме

«Сине-голубая Гжель»

Беседа Утренние беседы с детьми Тема: «Сине-голубая Гжель»   Вопросы к беседе • Какие ты знаешь народные керамические промыслы в России?  • Почему они называются керамическими (от греческо­го слова керамика — глина)? • Из какой глины делались дымковские игрушки? • Какие персонажи дымковских игрушек ты помнишь? • Откуда пошло название вятского праздника «свистунья»? • Как вятичи праздновали его? • Какое настроение вызывают дымковские игрушки? • Чем отличаются изделия гжельских мастеров? • Из какой глины они изготовлялись? • Какую роспись использовали гжельские мастера? • Почему Гжель называют сине-голубой? • Какую посуду делали гжельские мастера? • Какую старинную посуду, которую сейчас уже не исполь­зуют, ты знаешь? • Какое настроение возникает у тебя, когда ты смотришь на гжельские изделия? • А чем отличаются изделия скопинских мастеров? • Как ты думаешь, почему скопинцы делали свою посуду в виде фантастических птиц, драконов, львов? • Как получалась знаменитая скопинская глазурь? • Какое настроение рождает в душе скопинская посуда?   __________________________________________________________________________________ Занятия 1. Ознакомление с окружающим миром. Тема: «Сине-голубое чудо Гжели». Рассказ об истории промысла. 2. Р

Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.21 с.