Рисование сарафана для матрешки и составление рассказа об игрушке — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Рисование сарафана для матрешки и составление рассказа об игрушке

2019-08-03 589
Рисование сарафана для матрешки и составление рассказа об игрушке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сказительница: Ну что, понравились вам игрушки? Тогда садитесь за столы и попробуйте сами нарисовать костюм для мат­решки.

Детям предлагаются вырезанные из бумаги силуэты матре­шек и ставится задача: придумать и нарисовать узор для сарафа­на. Воспитатель предлагает детям подумать, каков будет основ­ной цвет сарафана, какой цветочный или геометрический узор будет его украшать. Возможно, дети захотят использовать полу­ченные ранее навыки хохломской, гжельской, городецкой рос­писи. Воспитатель напоминает, что на Руси в давние времена у людей в разных местностях были свои особенности костюма. Он предлагает детям пофантазировать, каким будет костюм матреш­ки, если она жила в Городце, или Хохломе, или недалеко от Жостово.

После окончания работы воспитатель предлагает детям рас­сказать, откуда пришли их матрешки, в чем особенности их кос­тюма, почему костюм именно такой.

Роспись дымковской барышни

Занятие по рисованию

Цели

• Продолжать учить детей рассматривать дымковские игруш­ки. Учить рассматривать дымковских барышень и выделять части игрушки (юбка, кофта, кокошник, волосы)

• Учить составлять на юбке барышни узор из знакомых эле­ментов (кругов, колец, точек, волнистых линий и т.д.)

• Упражнять в рисовании прямых линий в разных направлениях, а в образовавшихся прямоугольниках — кругов и точек

• Учить выделять украшения кокошника, закрепляя умение со­ставлять симметричный узор, оформляя середину и кайму

• Упражнять в рисовании всем ворсом кисти и ее концом, а также ватной палочкой

• Учить самостоятельно выбирать цвета для узора

•  Развивать чувство цвета, ритма в узоре

Материалы для занятия

♦Дымковские игрушки

♦Фотоиллюстрации

♦Трафареты дымковской барышни, вырезанные из альбом­ных листов

♦Гуашь

♦Кисти

♦Ватные палочки

Ход занятия

Занятие начинается с определения последовательности дей­ствий при раскрашивании трафарета дымковской барышни. Вос­питатель обращает внимание детей на узор кокошника: он состо­ит из каймы и элементов орнамента в середине. Путем сравнения нескольких игрушек или фотоиллюстраций с изображением дым­ковских барышень выделяются основные элементы узора: это все те же круги, кольца, точки, линии, которые дети уже умеют рисовать.

Определяется последовательность работы.

После беседы дети приступают к работе под фонограмму русских народных песен.

Узор для платка матрешки

Занятие по рисованию

Цели

♦Закреплять навыки составления узора на квадрате с исполь­зованием уже известных элементов народных росписей, геометрических растительных орнаментов

♦Учить самостоятельно продумывать композицию, узор, вы­бор цвета

♦Учить заполнять орнаментом весь лист

Материалы для занятия

♦ Изделия различных промыслов, дымковские игрушки, мат­решки

♦ Фотоиллюстрации

♦Бумага 20 х 20 см, тонированная красной, желтой, зеле­ной, синей красками

♦Белила

♦Гуашь

♦Кисти

♦Ватные палочки

Ход занятия

На занятии детям предоставляется большая самостоятель­ность в выборе цвета, узора, основного тона платка.

Воспитатель напоминает детям, как лучше размещать узор на квадрате: можно придумать узор для углов платка, затем за­полнить стороны и центр квадрата. Можно начать рисунок от центра, затем украсить стороны чередующимся орнаментом.

Богородская игрушка «Конек-горбунок»

Занятие по лепке

Цели

♦Продолжать знакомить детей с народными игрушками, в частности с богородской деревянной игрушкой, воспитывая эс­тетическое отношение к изделиям народных мастеров, уважение к их труду

♦Продолжать упражнять детей в лепке из отдельных кусков глины деталей общей фигурки, затем плавно соединяя их с помо­щью примазывания

♦Учить передавать в лепке движения животного

♦Упражнять в выполнении приемов раскатывания, сплющи­вания, прищипывания, оттягивания для выполнения отдельных деталей

Материалы для занятия

♦ Богородская игрушка «Конек-горбунок»

♦ Иллюстрации к сказке Ершова

♦ Фотоиллюстрации

♦ Глина

♦ Подставки

♦  Клеенки

♦  Влажные тряпочки для вытирания рук

♦  Стеки

Ход занятия

Занятие начинается с анализа игрушки, которую детям пред­стоит вылепить. Из каких частей состоит фигурка конька-гор­бунка? Какие простые формы можно превратить в эти части с помощью приемов раскатывания, вытягивания, сплющивания, прищипывания?

Затем дети приступают к лепке, выполняя отдельные детали фигурки, а затем осторожно соединяя их с помощью примазывания.

Гриву и хвост конька-горбунка также можно оформить с по­мощью стеки, стараясь придать им развевающийся вид. Это по­может передать его движение.

Можно попросить детей пофантазировать и поэксперименти­ровать, чтобы придать коньку соответствующее движение, позу (конек-горбунок, прижимая уши, летит, скачет, бьет копытом, стоит, высоко подняв голову и навострив уши и т.д.).

Перед началом работы воспитатель обязательно напомина­ет детям о том, как правильно работать с глиной, как содержать одежду и рабочее место в порядке. Во время лепки воспитатель старается помогать детям советами, редко прибегая к прямому вмешательству или показу.

Во время работы воспитатель включает негромкую музыку, использует русские народные мелодии.

Матрешки в хороводе

Занятие по аппликации

Цели

• Развивать навыки симметричного вырезания силуэта мат­решки из листа бумаги, сложенного пополам, с предварительно нарисованным контуром

• Развивать навыки вырезания одинаковых элементов апп­ликации из бумаги, сложенной вдвое, втрое

   • Развивать самостоятельность и творческую фантазию де­тей, предоставляя им свободу в выборе изобразительных средств и способов выполнения аппликации

   • Развивать чувство цвета и композиции при построении узо­ра, размещении его на предложенной форме

  • Учить органично размещать свою фигурку в общей композиции

Материалы для занятия

♦Разные матрешки, фотоиллюстрации с их изображением

♦Белая и цветная бумага

♦Гофрированная бумага

♦Клей

♦Кисточки

♦Клеенки, тряпочки

(Могут понадобиться краски, кисти, карандаши, фломастеры.)

Организация детей на занятии. Работу можно организовать как коллективно-индивидуальную. Каждый ребенок делает свою матрешку, украшает ее наряд своим узором. Затем все работы помещаются на общее панно, образуя общий хоровод. Панно украшается нарисованными или наклеенными растениями, эле­ментами изученных детьми росписей по их желанию.

Ход занятия

Занятие начинается с определения последовательности дей­ствий. Воспитатель помогает детям нарисовать половинку кон­тура матрешки на альбомном листе, сложенном вдвое, для того, чтобы дети могли ее вырезать.

Воспитатель напоминает детям о том, что существуют раз­ные способы выполнения аппликации. Можно украсить сарафан матрешки вырезанными из цветной бумаги узорами. Можно выполнить узор в виде аппликации, используя способ обрывания. Можно использовать гофрированную бумагу, скатывая ее в ша­рики и наклеивая их на сарафаны матрешек.

После того как дети заканчивают работу над своей матреш­кой, воспитатель предлагает им нарисовать ее «лицо» с помощью красок, карандашей, фломастеров. Затем матрешка помещается на общее панно — большой лист бумаги, тонированной зеленым цветом, — это цветочный луг. После этого дети совместно «расцве­чивают» луг, наклеивая или рисуя цветы, деревья, солнышко и т.д.

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЮ

Богородские изделия

Из истории русской деревянной игрушки

Богородская резьба по дереву — яркий и своеобразный вид русского народного творчества. Начало современному произ­водству положил кустарный промысел по изготовлению игру­шек в селе Богородском, расположенном в 25 верстах от Сергиева Посада. В селе не было семьи, которая бы не вырезала изде­лий из дерева. Искусство резьбы передавалось из поколения в поколение.

Село Богородское стоит на горе, среди лесов. Места здесь живописные, вольные. Кругом, куда ни бросишь взгляд, бескрай­ние русские просторы. Веселые деревянные домики с резными наличниками прячутся среди деревьев, садов и огородов. А в каждом из этих домов можно увидеть забавные деревянные иг­рушки — фигурки людей и животных, которые заняты повсед­невными крестьянскими делами: пилят дрова, куют металл, пьют чай, причем часто делают это вместе крестьянин и медведь, лиса и журавль. Игрушки эти вырезаны из мягких пород дерева: липы, ольхи или осины. Чаще всего эти игрушки не раскрашены, они сохраняют цвет натурального дерева, лишь иногда их слегка тонируют морилкой или лаком.

Формы у богородской игрушки резкие, даже немного углова­тые, поверхность неровная — сразу видно, где мастер коснулся ее резцом. Однако это не мешает веселым фигуркам быть очень симпа­тичными и выразительными, глубоко реалистичными.

Есть у большей части богородских игрушек и еще одна при­влекательная особенность — это игрушки «с движением». Это значит, что курочки, стоящие на дощечке, умеют клевать зерно, а дровосеки двигают рукой, когда рубят дрова или пилят дере­во. Остроумное приспособление приводит игрушку в движение, оживляет ее, делает ее еще более занимательной.

Богородские игрушки издавна были очень разнообразными. Часть из них — неподвижные фигурки, своеобразные небольшие скульптуры. В старину такие фигурки мастер делал из самого лучшего материала. Обычно это были изображения барышень, гусар, господ, купцов, монахов, солдат. Господ и монахов, как правило, изображали с иронией. Это сразу видно по глупым или слишком хитрым, подчас карикатурным лицам и толстым живо­там деревянных скульптур. Правда, к женщинам-красавицам и удалым военным отношение у богородских мастеров было впол­не доброжелательным. А вот когда изображали своего брата-крестьянина или умельца-ремесленника, он всегда получался очень симпатичным, даже если был грубоват и комичен.

Фигурки, сделанные из лучшего материала, грузили на возы и отправляли в Сергиев Посад, где жили «красилы». Красилами называли людей, которые раскрашивали готовые игрушки. Их раскрашивали эмалевыми красками, а затем везли на продажу — на ярмарки, на базары по всей России.

А у мастеров-резчиков, после того как они вырезали луч­шие, дорогие игрушки, оставалось немало отходов: поленьев с дефектами, обрезков дерева. Из них-то мастера и начинали ре­зать дешевый товар. И здесь уже можно было дать волю своей фантазии. Работа, как видно, шла веселей, потому что на свет появлялись игрушки забавные, лукавые. Вырезали скачущих коней с всадниками — кони лихо перебирали ногами и «скакали галопом». Вырезали крестьянок, которые двигали руками—лов­ко рубили капусту, или игроков в карты, которые по очереди бросали карты на стол. Такой товар обычно не раскрашивали, и поэтому он назывался «серый». Вот этому-то дешевому «серо­му» товару суждено было приобрести славу знаменитой богород ской игрушки, потому что именно в ней полно и глубоко раскры­лось высокое мастерство русских резчиков по дереву.

Со временем игрушечный промысел стал основным источни­ком доходов богородских мастеров. Из поколения в поколение передавались секреты мастерства, от отца к сыну вместе с инст­рументом переходил многолетний опыт, любовь к делу, уваже­ние к таланту лучших резчиков.

У современных богородских мастеров есть любимые герои. Их изображают в игрушках с движением и в игрушках-скульп­турах. Самый любимый среди всех — медведь. Медведь рубит дрова, пилит их, сажает деревья, ездит на самокате, чистит ков­ры, даже ездит на тракторе. Он и музыкант — играет на рояле, на балалайке. Под его музыку танцуют другие медведи. Он играет в футбол, боксирует и поднимает штангу. Богородские мастера любят также изображать коней — бегущих и отдыхающих, с всад­ником и без него.

Федосеевский промысел

Федосеевские игрушки получили свое название от имени села Федосеево в Нижегородской области. Оно находится недалеко от всем известной Хохломы. В Федосеево тоже занимались изго­товлением деревянной посуды. При этом оставались отходы про­изводства: деревянные болванки, дощечки, щепки. Выбрасывать их было жалко, и сметливые мастера стали делать из них игруш­ки.

Вырезанные топориком и ножом, федосеевские кроватки, столики, буфеты, пароходы, трамваи, лошадки с санями, вет­ряные мельницы окрашивали в ярко-лимонный цвет, и по нему наносили красные пятна цветов. В раскраске почти нет вари­антов. Но у федосеевской игрушки есть то, что всегда привле­кает к ней детей: праздничность желтого цвета и приближенность ее к быту, к реальным формам предметов. Трамвай хоть и грубо отесан, но в нем есть окна и двери, у буфета открыва­ются дверки, у меленки поворачиваются крылья.

В федосеевской «топорщине» предметы сколочены из отесан­ных дощечек и лучинок. Формы предметов — квадратные и пря­моугольные с прямыми или скошенными стенками. Жесткие формы игрушек смягчаются росписью, скрадывающей острые углы.

Федосеевский игрушечный промысел относительно молод по сравнению с дымковским и богородским промыслами: он возник около 150 лет назад, но и сегодня продолжает существовать и развиваться.

Загорские изделия

ВСергиевом Посаде промысел художественной обработки дерева существовал еще в XVII в. Игрушки, вырабатывае­мые народными умельцами Сергиева Посада, — братины, «крас­ные» ложки, потешные возки — забавляли русских царевичей. В конце XVIII в. промысел усиленно развивается.

Далее мастера Сергиева Посада значительно расширяют ас­сортимент игрушек, в том числе налаживают массовое изготовле­ние деревянной точеной матрешки.

Первая матрешка появилась в России в конце XIX в. Она состояла из семи кукол, изображающих девочку в ситцевом сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках. Выточили ее мастера московской фабрики «Детская игрушка», которая закрылась в начале XX в. Образцы фабрики попали в учебно-показательную мастерскую Московского губернского земства в Сергиевом Посаде. Вско­ре матрешки стали изготовлять многие мастера Сергиева По­сада и других промыслов Московской области. Матрешка быстро завоевала популярность в России и за рубежом (в 1900 г. она демонстрировалась на выставке в Париже). Матрешки изго­товлялись разнообразные: «шар в шаре», изображение русской девушки в цветастом платке, с букетом цветов или в полушубке и шали с кистями. Выпускались и матрешки на темы русских сказок. Чаще всего матрешки состояли из шести, восьми, две­надцати кукол. В это время появились и сюжетные куклы: «Тарас Бульба», «Ревизор», «Кутузов», «Наполеон».

Матрешки изготовляют одно-, двух-, четырех-, шести-, восьмиместными и более. К знаменательным датам делают пяти­десяти-, шестидесятиместные матрешки, первая из которых бы­вает высотой около метра, а самая маленькая — менее одного сантиметра. Вырабатывают загорские мастера и матрешку-неваляшку, когда в одной кукле находится несколько маленьких матрешек одинаковых размеров. Чаще всего это шестиместная матрешка.

Изготовляют мастера матрешку и с выжиганием. В цветовой гамме росписи — красные, синие, зеленые, желтые тона. В узоре — мелкие и крупные цветы, горох, рисунок «турецкие огурцы»; встречаются и скромные геометрические узоры, ягоды малины, вишни или маленькие корзинки с ягодами в руках у матрешки.

 

 

ИТОГОВАЯ НЕДЕЛЯ

Итоговая неделя призвана обобщить и систематизировать знания, умения и навыки детей, полученные в течение всего цик­ла занятий, посвященных народным промыслам. Поэтому на итоговой неделе планируются и проводятся беседа «Россия моя мас­теровая», комплексное занятие по изобразительному искусству «В гостях у народных мастеров», а также интегрированное раз­влечение «Русская ярмарка». Подготовка к этим занятиям требует кропотливой работы и детей, и педагогов, поэтому считаю излиш­ним нагружать детей другими занятиями.

Также на этой неделе можно провести досуг «Народные под­вижные игры», семейную викторину для детей и взрослых «На­родные промыслы России».

РОССИЯ МОЯ МАСТЕРОВАЯ

Итоговая беседа

Цели

•  Закрепить знания детей о русском декоративно-приклад­ном искусстве, о русских промыслах: Гжели, Городце, Хохломе, Жостово, Дымково, русской народной игрушке

• Учить детей различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для керамических промыслов, для игрушек различных промыслов

• Продолжать знакомить детей с народными традициями, вос­питывать уважение к труду народных мастеров

• Закреплять навыки творческого рассказывания, учить при­держиваться избранной сюжетной линии

• Развивать умение детей подбирать эпитеты-прилагатель­ные, описывающие изделия русских народных промыслов

Закреплять понимание взаимосвязи русского декоративно-прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора

Ход  беседы

Часть 1

Вступление

Организация детей на занятии. Дети рассаживаются на сту­льях, расставленных полукругом.

Группа или студия украшена изделиями народных промыс­лов, а также работами детей по мотивам русского декоративно-прикладного искусства. Звучит тихая музыка — попурри на темы русских народных песен.

Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу с вами побеседовать о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыс­лах. Мы занимаемся этой темой уже давно. Я хочу, чтобы вы сейчас вспомнили, в гостях у каких мастеров мы с вами побыва­ли в последнее время.

Дети: Мы были в Гжели, в Городце, в Дымково, в Хохломе.

Воспитатель: Хорошо, молодцы! Вы за это время узнали много интересного, мы с вами сделали много интересных работ, учились расписывать разные изделия, как это делали народные мастера. Вы хорошо потрудились.

Часть 2


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.