Рассказ воспитателя о скопинской керамике — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Рассказ воспитателя о скопинской керамике

2019-08-03 637
Рассказ воспитателя о скопинской керамике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Воспитатель объясняет детям, что глина — один из самых древних и распространенных природных материалов, использу­емых людьми для изготовления различных предметов обихода. Глиняные промыслы существовали во многих селах России. Например, всем хорошо известна дымковская игрушка, которую делали в селе Дымково под Вяткой.

Красивы и затейливы были скопинские изделия (город Скопин в Рязанской области). Скопинские мастера лепили из глины изделия сложной фантастической формы: сказочных птиц, дра­конов, львов. Причудливость формы и разнообразных лепных украшений при этом прекрасно уживалась с практическим на­значением изделий. Отличительной особенностью скопинской по­суды была блестящая стекловидная глазурь, покрывавшая изделия. Она получалась при обжиге в горячей печи свинцового по­рошка, которым покрывали вылепленное, но не обожженное из­делие.

Крестьянский промысел глиняной посуды и расписных иг­рушек в деревне Гринево близ города Каргополя существовал уже в XIX веке. Он получил название каргополъского. Как и все крестьяне, каргопольские гончары садились за гончарный круг в свободное от сельскохозяйственных работ время — с сентября-октября до весны. Работали и мужчины, и женщины. Им помогали дети с 8—9 лет, которые добывали и готовили гли­ну. Работали гончары в избах — там же, где и жили. Сначала глину просушивали в печи, затем ее толкли, заливали кипят­ком и выдерживали около двух дней, мешая лопаткой. После этого ее мяли на полу голыми ногами, выбирая попавшиеся камешки до тех пор, пока глина не становилась тягучей. Тог­да глину резали на полосы и с помощью ручного гончарного круга лепили горшки и другую посуду.

Из остатков лепили фигурки баб, домашних и лесных жи­вотных, петушков, уточек, свистульки. Готовая посуда и иг­рушки сохли дня два в избе, затем их обжигали в русских пе­чах или специально устроенных в поле за деревней обжигаль­ных печах. Некоторые посудные изделия (в основном горшки) и игрушки, раскаленные докрасна, обмакивали в корыте в ра­створе овсяной или гороховой муки (так называемой болтушке). Изделия покрывали черным, напоминающим кружево, узо­ром. Более дорогую посуду и игрушки в обожженном состоя­нии обмазывали дегтем, посыпали мучкой из свинца и вновь обжигали. Изделия после второго обжига приобретали красивую муравленную поливу и высокую прочность.

Часть 4

Заключительная

Воспитатель: Как видите, в России очень много самых раз­ных глиняных промыслов, у каждого из них свои особенности. Русский народ богат своей фантазией, умением работать и свои­ми мастерами, которые делают такие прекрасные изделия. Но даже самый умелый и талантливый мастер, ребята, говорит о том, что и он когда-то ничего не умел, но смог научиться своему мастерству. Есть даже такая русская пословица: «Всему можно научиться — важно не лениться».

Мы с вами тоже попробуем научиться рисовать узоры гжель­ской росписи. Хотите попробовать? Тогда за дело!

Можно использовать при проведении беседы, а также осталь­ных занятий цикла стихи о Гжели.

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки — быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка — глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская звонкая Гжель!

Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

 Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней:

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.

      (П. Синявский)

Сочинение сказки о гжельской розе

Занятие по развитию речи

Цели

• Развивать связную речь детей, обучая их придумывать сказки

• Учить детей придумывать действующих лиц, сюжет сказки:  начало, развитие действия, кульминацию и конец

• Учить придерживаться избранной сюжетной линии в твор­ческом рассказывании, использовать средства связи

Ход занятия

Часть 1

Введение

Для активизации внимания детей я использовала посылку, ко­торую внесли в группу в начале занятия. В ней оказался красивый гжельский чайник, которого дети раньше не видели. Одним из эле­ментов узора, украшающего чайник, была гжельская роза. Мы внимательно рассмотрели эту розу, обсудили все детали рисунка.

Затем я задала детям вопрос:

Вот интересно, ребята, как появилась эта роза на гжельском чайнике? Мы с вами уже выяснили, что мастера Гжели расписы­вают свои изделия только синей краской, вернее, всеми оттенка­ми синего цвета. Но разве бывают синие розы? Мне, например, такие ни разу не встречались. Я много раз видела розы красные, белые, розовые, желтые, темно-бордовые, а вот синих или голубых не видела никогда. А вы видели? Тогда почему именно розу рисуют гжельские мастера? Ну, рисовали бы колокольчики или незабудки. Как же роза попала на гжельские изделия? А давайте придумаем про это сказку. Ведь синяя роза —сказочная. И попала она в Гжель сказочным путем. Но вот как?

Часть 2


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.