Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2019-08-03 | 1531 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Община в Китае и колодезная система:
Считается, что община в Китае в неизменном виде существовала с 2205 по 254г. до Р.Х. Общинные порядки, таким образом, были заложены в эпоху Ся (2070 — 1600г. до Р.Х).
Согласно порядку каждый самостоятельный мужчина – paterfamilias – получал от государства 50 му (11, 25 км2) земли, с пяти от которых нёс повинности государству.
Эпоха Инь повлияла на организацию хозяйственного управления: с неё берет начало колодезная система расположения общинных полей – цзинь тянь.
Суть заключалась в том, что общинное поле – гун тянь – разделялось на девять равных квадратов, затем возможны были два варианта организации:
1. Чжу («барщина») – 8 квадратов отходило к семьям для обработки и кормления с него, 9-ый они обрабатывали сообща, а доход с него шёл государству, чиновнику (на кормлении) или князю (феодалу), в зависимости от формы владения;
2. Чэ – всё 9 квадратов обрабатывались сообща (8-ю семьями), доход делился между семьями, а 1/10 этого дохода шла в казну (или владельцу земли, я полагаю);
Размеры квадратов менялись от эпохи к эпохе. При Инь – 70 му (1 му – 225м2), при Чжоу – 100 му. Так, Чжоу считается эпохой усиления эксплуатации, потому что к чжоу была добавлена десятина от чэ.
Название «колодезной» это система получила потому, что поле становилось похоже на иероглиф, обозначавший «колодец».
Колодезная община была очень устойчива и составляла основу здания государства. Община (ли) была самоуправляющимся органом (организовывала полевые работы, осуществляла передел земли).
Из органов самоуправления выделяются староста общины – личжэн (мелкие судебные функции, полицейский надзор), подчинявшийся местным чиновникам, и фуньлао – «отцы старейшины» – которые избирали личжэна из своих рядов, а сами избирались ли.
|
По образу колодезной организации строились и города: в среднем квадрате ставился дворец феодала, в квадрате за ним – рынок, перед ним – храм предков, остальные – жилые.
Система городского управления тоже строилась на общинных началах. Так, город имеет старосту-бургомистра и совет старейшин – муниципалитет. Органы выбираются населением, разделенным на профессиональные организации – цеха.
В 350г. до Р.Х. Шан Ян рядом законов разрешил свободную куплю-продажу земли (до этого её распределяла община, конкретнее – фуньло). Сначала введение частной собственности оправдало себя: княжество Цинь захватило владения Чжоу и его удельные княжества, но вскоре большая часть земли оказалась в руках богатых общинников.
Узурпатор Ван Ман в 9г. по Р.Х. рядом указов установил ограничение земельного надела, находящегося в частной собственности. Далее, вплоть до эпохи Тан законодатель регулирует именно этот надел, увеличивая или уменьшая его.
Здесь особо выделяются постановления династии Вэй в V в. по Р.Х., когда была проведена градация населения по возрасту и полу, в зависимости от которого каждый получал землю.
Отсюда видно, что государство продолжает контролировать политическую сторону жизни общины. Община в Китае – образование государственное. Так, руководители цзун цзу (административная единица, включавшая 5 ли) – сяньлао в ханьскую эпоху были включены в состав уездной администрации – стали частью государственного аппарата.
Феодализм (система фэнь чэ читу):
Феодализм в Китае возникает на основании раздачи земель на условиях несения определённой службы. Такая система в Китае именуется «фэнь чен чи ту» - «учреждённая система фэнь». Корни такой системы восходят ко временам, когда ван наделял уделами своих сыновей и жён.
Размер пожалования зависит от вида службы и степени её важности, что выражается в титуле владетеля:
|
1. Гун – 500 ли
2. Хоу – 400 ли
3. Бо – 300 ли
4. Цзы – 200 ли
5. Нань – 100 ли
Все они в свою очередь жаловали землю своим сановникам – дафу и ши. В связи с чем появляется институт инвеституры – ввода нового владельца в права на пожалованный удел.
Феодал именуется чжухоу. Различия между Императором и чжухоу в разнице их военных сил: у Императора 6 армий, у владетелей-гун – только 3. Как видно, китайский феодализм был типично военного склада. Его юридическая форма – beneficium militaris.
Порядки набора войск были такими: гоу возглавляют войска императора, их сановники – их армии, хоу не имеют армий, поэтому их сановники возглавляют личную охрану хоу; бо, цзы и нань имеют только дафу, и те возглавляют колесницы и латников, и все они следуют за хоу.
До ослабления власти императоров Чжоу существовали порядки сюньшоу (инспекторских объездов государем подвластных) и шучжи (ответных визитов вассалов). Сюньшоу осуществлялись каждые 12 лет, а шучжи – каждые 3 года.
Шучжи представлял собой отчет феодала перед императором о его деятельности. Просрочка предоставления отчета 1 раз понижала феодала в ранге, 2 раза – отбор части владений, 3 – отбор всего владения.
С ослаблением власти Императора появляются ба (тираны, управители) – крупные сеньоры, имевшие в подчинении много вассалов. Они формально зависели от Императора, но фактически распоряжались судьбой страны самостоятельно.
Для решения государственных вопросов проводятся съезды чжухоу (феодалов). Таким съездов в 651г. до Р.Х. явился съезд 5 ба, на котором был заключён договор из 5 пяти заповедей по силе равный императорскому указу - мин:
1. Казнить непочтительных сыновей, не переменять наследников, не делать наложницу законной женой;
2. Почитать достойных мужей и поддерживать талантливых людей;
3. Уважать старых и жалеть молодых, не забывать гостей и странников;
4. Не делать служилых людей наследственными чиновниками, не совмещать в одном лице несколько должностей, не казнить самовольно сановников;
5. Не преграждать рек в ущерб другим, не мешать закупке хлеба и не давать уделов и городов без ведома императора;
Тем не менее единство страны сохраняется благодаря 1) наличию императорской власти (Император начинает зваться Тань Цзы, его власть получает божественную санкцию) и 2) благодаря общенациональному культу Императора – да шэ. Последний символизировал единство территории и населения страны. По аналогии в каждом уделе были культы го шэ.
|
Феодализм в Китае продержался до 589г. по Р.Х. С 221г. до Р.Х. по 220г. по Р.Х. он был заменён системой бюрократической централизации. Венцом гонения на феодалов можно считать политику Ван Мана (начало I в.), источником которой служит необходимости централизации страны на фоне набегов гуннов (начались в 106г. до Р.Х.).
22. Право древнего Китая (источники права, основные институты.
Общая характеристика («правопонимание по-китайски»):
В основе китайской правовой системы непривычный европейцу постулат: объективное право – нечто чуждое обществу, вступающее в силу, когда традиционные нормы морали утрачивают свою действенность.
Правотворчество в Китае исторически считалось атрибутом варваров, которым не было доступно понимание ценностей в виде ли. Ли [14] – это «нравственное правило», понятие должностного поведения - ритуал.
Но, так как моральные устои в Китае деградировали, потребовалась «варваризация» правовой системы. Основная цель фа (объективного закона) - восстановление данного «повреждения нравов». Венцом процесса «варваризации» является эпоха Цинь, когда господствующей идеологией становится легизм, провозгласивший верховенство фа. Торжество легизма было связано с потребностями централизации страны после эпохи Чжаньго – «Борющихся царств».
Именно в этих кризисных условиях формировалась Китайская правовая система. Можно выделить 2 её характерные черты: вековая стабильность (сформировавшись почти не менялась) и отсутствие систематики (в привычном понимании). Также – 3 особенности:
1. Китайское право – это морализующее право, средство достижения правильного: добродетельного правления – в публичном праве, очищение от греха – в уголовном, достижение благосостояния и зажиточности – в частном;
2. Архаичность форм – правовая норма в Китае казуистична;
3. Малый объём юридического материала ранней эпохи (поэтому используются методы филиации и аналогии).
Источники:
Форм выражения права было несколько:
1. Дао [15] («путь»), ли, фа – так, произведения Конфуция и других философов, легистов в то числе, служили источником решений по судебным и административным делам.
|
2. Мин – формальный приказ сюзерена вассалу.
3. Прецеденты – играли роль в административной сфере: в решении дел ссылались на мудрые решения правителей древности.
4. Обычай – обращение к сборникам народной мудрости (например «Шу цзинь» - фольклорное произведение) могло применяться в суде до эпохи легистов.
С течением времени происходит иерархическое упорядочивание источников права, вылившееся в инкорпорацию фа, хотя кодификации в строгом смысле китайцы не знали. Первый инкорпорационный свод – «Фа цзин» («Канон Законов»), составленный Лу Гуй в эпоху Чжаньго. В эпоху Хань инкорпорационные техники совершенствовались.
Центральное место в своде занимали люй – проверенные веками нормы права (в основном – уголовного), другая часть – лин – недавние и новые постановления законодателя, развивавшие первые.
В эпоху Тан люй стали обозначать уголовные законы, лин – все остальные.
После эпохи Цинь Китай знал ещё один вид источников – гэ – указы императора, пришедшие на смену формальным мин и ши. Они подготавливали применение ли.
Из источников хорошо сохранились только люй. Существует его обширная кодификация – «Тан люй шуи» (653г.) – «Уголовные постановления Тан с разъяснениями»).
Европейская система систематизации проникает в Китай только в начале XX в.
Основные институты:
Вещное право. Абстрактным понятием собственности служит глагол ю – «иметь». Частная собственность известна с эпохи Инь (на землю – позже развилась из общинной собственности; право переходило вместе земельными повинностями).
С Цинь собственность делиться на движимую (сюй иси чжэ) и недвижимую (бу кэ иси чжэ). Далее происходило деление на: частную – сы, государственную – гуань и общин или корпорации – гун.
Китайскому праву была известна защита права собственности с перенесением ответственности не только на имущество, но и на личность деликвента.
Обязательственное право. Форма заключения обязательств – письменная и устная (при свидетелях). Тексты договора скрепляются подписью или отпечатком пальца (если стороны неграмотны). Письменная форма действеннее устной.
Характер обязательств – несвободный. Обязательства возникают в силу интересов государства, сословного положения лиц и т.п.
Виды договоров:
1. Заём. Процентный и беспроцентный. Основная сумма долго обозначается бэнь, рост – ли. Ли не может превышать бэнь.
2. Ссуда. Выдается казной или частным лицом.
3. Купля-продажа. С эпохи Хань существует также продажа в кредит. Договоры заключались при разных условиях, в зависимости от предмета. Так, например, при продаже земельного участка требовались свидетели (родственники продавца).
|
4. Договор аренды. Появляется в эпоху Хань. При аренде земли повинности с неё нес арендатор.
5. Договор найма. Получает распространение в эпоху Чжаньго. Наймит – юнкэ – сохраняет личную свободу. В эпоху Хань наймитов становится так много, что появляется целое их сословие – лююн.
Залог был известен, но не имел общего обозначения. Довольно частые понятия залога – чжи, дянь, те. В залог можно было дать недвижимость и движимость, включая рабов и членов семьи (если залогодатель – paterfamilias). По просрочке договора право собственности залогодержателя на предмет залога не возникало: для его возникновения нужна была формальная сделка купли-продажи.
Наследственное право. Наследственное имущество делилось между всеми наследниками вне зависимости от их пола поровну (даже наложницы были допущены к наследованию). Незаконнорождённые – ½ обычной доли. В более древнюю эпоху преимущество на наследство получали братья и внуки покойного – это объясняется конкуренцией агнатских и когнатских связей – система чжао му.
При несовершеннолетии наследников имуществом управляла вдова, если её нет – ближайший совершеннолетний агнат. При повторном выходе замуж вдова делила имущество.
Только старший сын наследует общественное положение отца. Замужние дочери не наследуют. Практической силы за завещанием не признаётся.
Брачно-семейное право. Семья – чиа (тоже самое, что и oikos). В ранее эпохи рабы включались в состав семьи: семья с рабами – чиа шен цзу (oiketes). Глава семьи – paterfamilias с неограниченной властью.
Брак в Китае был лишён религиозной составляющей. Китаянки могли выходить замуж за иностранцев, но последним запрещалось покидать страну. Существовало несколько препятствий для брака, исходящих из первичного запрета на инцест:
1. Запрещались браки между однофамильцами (было тяжело, т.к. в Китае было всего лишь 350 родовых имён). Сначала Китайцы занимались похищением женщин из соседних племён. В дальнейшем была установлена система брачных классов, браки между представителями с одной фамилией от которых разрешались.
2. Наличие родства в 4-м колене.
Брак регулировался куплей-продажей. Обязательный элемент церемонии – сы юе – заключение «брачного контракта», оговаривающего имущественную сторону брака. Расторжение контракта и подмена жениха/невесты наказывалось. Телесно наказывали только сторона невесты.
Китайский брак полигамен. Предпочтительная форма – сорорат. Старшинство жены обговаривается при заключении брака (но самая старшая – по праву первенства). В эпоху Тан полигамию отменили (не для верхов общества). Китайцы знали конкубинат.
Развод допускался с согласия сторон. Жена могла требовать развода в случае нарушения долга и цзюе (когда её муж побьёт деда, бабку или убьёт дядю, брата, сестру и пр.). У мужа право шире: называют 7 поводов (но назову только 3): 1) отсутствие детей, 2) прелюбодеяние жены, 3) болтливость (сварливый характер) жены. Все поводы аннулируется, если:
1. Жена носила траур по свекрови или свекру;
2. Во время брака они разбогатели;
3. Жене не к кому уйти;
По разводу жена уходила в дом родителей. Приданное возвращалось с ней. Дети оставались с отцом. Институт левирата китайцы не практиковали и презирали, считая его достоянием варваров.
Китайцы знали усыновление. Оно оформлялось куплей-продажей. Предпочитали племянников. Бездетный супруги могли договориться с братом мужа об усыновлении детей последнего, каковые признавались их внуками.
Китайцы знали эмансипацию.
Уголовное право. Эта отрасль была наиболее разработана китайцами. В их понимании характер преступления был обусловлен личностью преступника: плохой человек притягивается к плохим поступкам. Само преступление – это отклонение от Дао и ли. Их восстановление через наказание – долг – дэ – добродетельного правителя.
Китайцы с древности различали гу и – преднамеренные (если обнаруживался прямой умысел) и гоши – непреднамеренные преступления.
Выделялись сговор (се тун) и покушение на преступление (шан дао).
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!