Колодезная система древнего Китая и феодализм (система фэнь чэ читу). — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Колодезная система древнего Китая и феодализм (система фэнь чэ читу).

2019-08-03 1531
Колодезная система древнего Китая и феодализм (система фэнь чэ читу). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Община в Китае и колодезная система:

Считается, что община в Китае в неизменном виде существовала с 2205 по 254г. до Р.Х. Общинные порядки, таким образом, были заложены в эпоху Ся (2070 — 1600г. до Р.Х).

Согласно порядку каждый самостоятельный мужчина – paterfamilias – получал от государства 50 му (11, 25 км2) земли, с пяти от которых нёс повинности государству.

Эпоха Инь повлияла на организацию хозяйственного управления: с неё берет начало колодезная система расположения общинных полей – цзинь тянь.

Суть заключалась в том, что общинное поле – гун тяньразделялось на девять равных квадратов, затем возможны были два варианта организации:

1. Чжу («барщина») – 8 квадратов отходило к семьям для обработки и кормления с него, 9-ый они обрабатывали сообща, а доход с него шёл государству, чиновнику (на кормлении) или князю (феодалу), в зависимости от формы владения;

2. Чэ – всё 9 квадратов обрабатывались сообща (8-ю семьями), доход делился между семьями, а 1/10 этого дохода шла в казну (или владельцу земли, я полагаю);

Размеры квадратов менялись от эпохи к эпохе. При Инь – 70 му (1 му – 225м2), при Чжоу – 100 му. Так, Чжоу считается эпохой усиления эксплуатации, потому что к чжоу была добавлена десятина от чэ.

Название «колодезной» это система получила потому, что поле становилось похоже на иероглиф, обозначавший «колодец».

Колодезная община была очень устойчива и составляла основу здания государства. Община (ли) была самоуправляющимся органом (организовывала полевые работы, осуществляла передел земли).

Из органов самоуправления выделяются староста общины – личжэн (мелкие судебные функции, полицейский надзор), подчинявшийся местным чиновникам, и фуньлао«отцы старейшины» – которые избирали личжэна из своих рядов, а сами избирались ли.

По образу колодезной организации строились и города: в среднем квадрате ставился дворец феодала, в квадрате за ним – рынок, перед ним – храм предков, остальные – жилые.

Система городского управления тоже строилась на общинных началах. Так, город имеет старосту-бургомистра и совет старейшинмуниципалитет. Органы выбираются населением, разделенным на профессиональные организации – цеха.

В 350г. до Р.Х. Шан Ян рядом законов разрешил свободную куплю-продажу земли (до этого её распределяла община, конкретнее – фуньло). Сначала введение частной собственности оправдало себя: княжество Цинь захватило владения Чжоу и его удельные княжества, но вскоре большая часть земли оказалась в руках богатых общинников.

Узурпатор Ван Ман в 9г. по Р.Х. рядом указов установил ограничение земельного надела, находящегося в частной собственности. Далее, вплоть до эпохи Тан законодатель регулирует именно этот надел, увеличивая или уменьшая его.

Здесь особо выделяются постановления династии Вэй в V в. по Р.Х., когда была проведена градация населения по возрасту и полу, в зависимости от которого каждый получал землю.

Отсюда видно, что государство продолжает контролировать политическую сторону жизни общины. Община в Китае – образование государственное. Так, руководители цзун цзу (административная единица, включавшая 5 ли) – сяньлао в ханьскую эпоху были включены в состав уездной администрации – стали частью государственного аппарата.

 

Феодализм (система фэнь чэ читу):

Феодализм в Китае возникает на основании раздачи земель на условиях несения определённой службы. Такая система в Китае именуется «фэнь чен чи ту» - «учреждённая система фэнь». Корни такой системы восходят ко временам, когда ван наделял уделами своих сыновей и жён.

Размер пожалования зависит от вида службы и степени её важности, что выражается в титуле владетеля:

1. Гун – 500 ли

2. Хоу – 400 ли

3. Бо – 300 ли

4. Цзы – 200 ли

5. Нань – 100 ли

Все они в свою очередь жаловали землю своим сановникам – дафу и ши. В связи с чем появляется институт инвеституры – ввода нового владельца в права на пожалованный удел.

Феодал именуется чжухоу. Различия между Императором и чжухоу в разнице их военных сил: у Императора 6 армий, у владетелей-гун – только 3. Как видно, китайский феодализм был типично военного склада. Его юридическая форма – beneficium militaris.

Порядки набора войск были такими: гоу возглавляют войска императора, их сановники – их армии, хоу не имеют армий, поэтому их сановники возглавляют личную охрану хоу; бо, цзы и нань имеют только дафу, и те возглавляют колесницы и латников, и все они следуют за хоу.

До ослабления власти императоров Чжоу существовали порядки сюньшоу (инспекторских объездов государем подвластных) и шучжи (ответных визитов вассалов). Сюньшоу осуществлялись каждые 12 лет, а шучжи – каждые 3 года.

Шучжи представлял собой отчет феодала перед императором о его деятельности. Просрочка предоставления отчета 1 раз понижала феодала в ранге, 2 раза – отбор части владений, 3 – отбор всего владения.

С ослаблением власти Императора появляются ба (тираны, управители) – крупные сеньоры, имевшие в подчинении много вассалов. Они формально зависели от Императора, но фактически распоряжались судьбой страны самостоятельно.

Для решения государственных вопросов проводятся съезды чжухоу (феодалов). Таким съездов в 651г. до Р.Х. явился съезд 5 ба, на котором был заключён договор из 5 пяти заповедей по силе равный императорскому указу - мин:

1. Казнить непочтительных сыновей, не переменять наследников, не делать наложницу законной женой;

2. Почитать достойных мужей и поддерживать талантливых людей;

3. Уважать старых и жалеть молодых, не забывать гостей и странников;

4. Не делать служилых людей наследственными чиновниками, не совмещать в одном лице несколько должностей, не казнить самовольно сановников;

5. Не преграждать рек в ущерб другим, не мешать закупке хлеба и не давать уделов и городов без ведома императора;

Тем не менее единство страны сохраняется благодаря 1) наличию императорской власти (Император начинает зваться Тань Цзы, его власть получает божественную санкцию) и 2) благодаря общенациональному культу Императорада шэ. Последний символизировал единство территории и населения страны. По аналогии в каждом уделе были культы го шэ.

Феодализм в Китае продержался до 589г. по Р.Х. С 221г. до Р.Х. по 220г. по Р.Х. он был заменён системой бюрократической централизации. Венцом гонения на феодалов можно считать политику Ван Мана (начало I в.), источником которой служит необходимости централизации страны на фоне набегов гуннов (начались в 106г. до Р.Х.).

22. Право древнего Китая (источники права, основные институты.

Общая характеристика («правопонимание по-китайски»):

В основе китайской правовой системы непривычный европейцу постулат: объективное право – нечто чуждое обществу, вступающее в силу, когда традиционные нормы морали утрачивают свою действенность.

Правотворчество в Китае исторически считалось атрибутом варваров, которым не было доступно понимание ценностей в виде ли. Ли [14] – это «нравственное правило», понятие должностного поведения - ритуал.

Но, так как моральные устои в Китае деградировали, потребовалась «варваризация» правовой системы. Основная цель фа (объективного закона) - восстановление данного «повреждения нравов». Венцом процесса «варваризации» является эпоха Цинь, когда господствующей идеологией становится легизм, провозгласивший верховенство фа. Торжество легизма было связано с потребностями централизации страны после эпохи Чжаньго – «Борющихся царств».

Именно в этих кризисных условиях формировалась Китайская правовая система. Можно выделить 2 её характерные черты: вековая стабильность (сформировавшись почти не менялась) и отсутствие систематики (в привычном понимании). Также – 3 особенности:

1. Китайское право – это морализующее право, средство достижения правильного: добродетельного правления – в публичном праве, очищение от греха – в уголовном, достижение благосостояния и зажиточности – в частном;

2. Архаичность форм – правовая норма в Китае казуистична;

3. Малый объём юридического материала ранней эпохи (поэтому используются методы филиации и аналогии).

Источники:

Форм выражения права было несколько:

1. Дао [15] («путь»), ли, фа – так, произведения Конфуция и других философов, легистов в то числе, служили источником решений по судебным и административным делам.

2. Мин – формальный приказ сюзерена вассалу.

3. Прецеденты – играли роль в административной сфере: в решении дел ссылались на мудрые решения правителей древности.

4. Обычай – обращение к сборникам народной мудрости (например «Шу цзинь» - фольклорное произведение) могло применяться в суде до эпохи легистов.

С течением времени происходит иерархическое упорядочивание источников права, вылившееся в инкорпорацию фа, хотя кодификации в строгом смысле китайцы не знали. Первый инкорпорационный свод – «Фа цзин» («Канон Законов»), составленный Лу Гуй в эпоху Чжаньго. В эпоху Хань инкорпорационные техники совершенствовались.

Центральное место в своде занимали люй – проверенные веками нормы права (в основном – уголовного), другая частьлин – недавние и новые постановления законодателя, развивавшие первые.

В эпоху Тан люй стали обозначать уголовные законы, лин – все остальные.

После эпохи Цинь Китай знал ещё один вид источников – гэуказы императора, пришедшие на смену формальным мин и ши. Они подготавливали применение ли.

Из источников хорошо сохранились только люй. Существует его обширная кодификация – «Тан люй шуи» (653г.) – «Уголовные постановления Тан с разъяснениями»).

Европейская система систематизации проникает в Китай только в начале XX в.

Основные институты:

Вещное право. Абстрактным понятием собственности служит глагол ю – «иметь». Частная собственность известна с эпохи Инь (на землю – позже развилась из общинной собственности; право переходило вместе земельными повинностями).

С Цинь собственность делиться на движимую (сюй иси чжэ) и недвижимую (бу кэ иси чжэ). Далее происходило деление на: частнуюсы, государственнуюгуань и общин или корпорациигун.

Китайскому праву была известна защита права собственности с перенесением ответственности не только на имущество, но и на личность деликвента.

Обязательственное право. Форма заключения обязательств – письменная и устная (при свидетелях). Тексты договора скрепляются подписью или отпечатком пальца (если стороны неграмотны). Письменная форма действеннее устной.

Характер обязательств – несвободный. Обязательства возникают в силу интересов государства, сословного положения лиц и т.п.

Виды договоров:

1. Заём. Процентный и беспроцентный. Основная сумма долго обозначается бэнь, рост – ли. Ли не может превышать бэнь.

2. Ссуда. Выдается казной или частным лицом.

3. Купля-продажа. С эпохи Хань существует также продажа в кредит. Договоры заключались при разных условиях, в зависимости от предмета. Так, например, при продаже земельного участка требовались свидетели (родственники продавца).

4. Договор аренды. Появляется в эпоху Хань. При аренде земли повинности с неё нес арендатор.

5. Договор найма. Получает распространение в эпоху Чжаньго. Наймит – юнкэ – сохраняет личную свободу. В эпоху Хань наймитов становится так много, что появляется целое их сословие – лююн.

Залог был известен, но не имел общего обозначения. Довольно частые понятия залога – чжи, дянь, те. В залог можно было дать недвижимость и движимость, включая рабов и членов семьи (если залогодатель – paterfamilias). По просрочке договора право собственности залогодержателя на предмет залога не возникало: для его возникновения нужна была формальная сделка купли-продажи.

Наследственное право. Наследственное имущество делилось между всеми наследниками вне зависимости от их пола поровну (даже наложницы были допущены к наследованию). Незаконнорождённые – ½ обычной доли. В более древнюю эпоху преимущество на наследство получали братья и внуки покойного – это объясняется конкуренцией агнатских и когнатских связей – система чжао му.

При несовершеннолетии наследников имуществом управляла вдова, если её нет – ближайший совершеннолетний агнат. При повторном выходе замуж вдова делила имущество.

Только старший сын наследует общественное положение отца. Замужние дочери не наследуют. Практической силы за завещанием не признаётся.

Брачно-семейное право. Семья – чиа (тоже самое, что и oikos). В ранее эпохи рабы включались в состав семьи: семья с рабами – чиа шен цзу (oiketes). Глава семьи – paterfamilias с неограниченной властью.

Брак в Китае был лишён религиозной составляющей. Китаянки могли выходить замуж за иностранцев, но последним запрещалось покидать страну. Существовало несколько препятствий для брака, исходящих из первичного запрета на инцест:

1. Запрещались браки между однофамильцами (было тяжело, т.к. в Китае было всего лишь 350 родовых имён). Сначала Китайцы занимались похищением женщин из соседних племён. В дальнейшем была установлена система брачных классов, браки между представителями с одной фамилией от которых разрешались.

2. Наличие родства в 4-м колене.

Брак регулировался куплей-продажей. Обязательный элемент церемонии – сы юе – заключение «брачного контракта», оговаривающего имущественную сторону брака. Расторжение контракта и подмена жениха/невесты наказывалось. Телесно наказывали только сторона невесты.

Китайский брак полигамен. Предпочтительная форма – сорорат. Старшинство жены обговаривается при заключении брака (но самая старшая – по праву первенства). В эпоху Тан полигамию отменили (не для верхов общества). Китайцы знали конкубинат.

Развод допускался с согласия сторон. Жена могла требовать развода в случае нарушения долга и цзюе (когда её муж побьёт деда, бабку или убьёт дядю, брата, сестру и пр.). У мужа право шире: называют 7 поводов (но назову только 3): 1) отсутствие детей, 2) прелюбодеяние жены, 3) болтливость (сварливый характер) жены. Все поводы аннулируется, если:

1. Жена носила траур по свекрови или свекру;

2. Во время брака они разбогатели;

3. Жене не к кому уйти;

По разводу жена уходила в дом родителей. Приданное возвращалось с ней. Дети оставались с отцом. Институт левирата китайцы не практиковали и презирали, считая его достоянием варваров.

Китайцы знали усыновление. Оно оформлялось куплей-продажей. Предпочитали племянников. Бездетный супруги могли договориться с братом мужа об усыновлении детей последнего, каковые признавались их внуками.

Китайцы знали эмансипацию.

Уголовное право. Эта отрасль была наиболее разработана китайцами. В их понимании характер преступления был обусловлен личностью преступника: плохой человек притягивается к плохим поступкам. Само преступление – это отклонение от Дао и ли. Их восстановление через наказание – долг – дэ – добродетельного правителя.

Китайцы с древности различали гу ипреднамеренные (если обнаруживался прямой умысел) и гошинепреднамеренные преступления.

Выделялись сговор (се тун) и покушение на преступление (шан дао).


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.