Вопрос № 8. Государственность Шумера — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Вопрос № 8. Государственность Шумера

2019-08-03 381
Вопрос № 8. Государственность Шумера 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Шумерская проблема

Шумеры (или иначе «сумеры») - народ, заселивший юг Месопотамии в начале III тысячелетия до Р.Х.

Древний Шумер

Храм служил средоточием религиозной, политической и экономической жизни общины. В некотором роде он был символом права собственности на землю общины. Но храм не был верховным собственником земли: им был бог, жрец которого служил предстоятелем общины перед ним.

Территория общины состояла из земельных владений двух видов.

1. Храмовая земля, которая сдавалась в аренду общинникам и доходы от которой шли на нужды культа. Далее встречаем землю kur (кормление), доход с которой шел на содержание персонала храма; и землю uru-lal или nam-uru, которая выдавалась из храмового фонда за уплату в последующем долей урожая с нее.

2. Ко втором виду землевладений следует отнести свободные общинные земли. Начиная с XXVIII в до Р.Х., в Шумере появляется купля-продажа общинных земель.

К Шумеру восходит практика наделения воинов землей за их службу. Они составляли сословие профессионалов, получавших от храмов поместья.

Главой храмового государства, ядром которою являлся храмовый комплекс, наука считает царя-жреца - энси. Домен владыки шумерского храмового города составлял третий вид землевладения в Шумере.

Функции энси-патеси:

· Верховный главнокомандующий армии (с III века до Р.Х.)

· Сбор налогов и их распределение

· Участвовал в отправлении правосудия

· Руководство общинным хозяйством вместе с администрацией (состояла из зависимых от храма людей)

Постепенно, с ростом могущества отдельного города-государства его патеси превращался в лугаля - правителя целой области с несколькими городами. Титул лугаля близок к семитическому «sarru m», что означает верховного, т.е. независимого, светского владыку. В его подданстве (власти) находятся патеси отдельных местностей и городов.

Весьма важным органам государственной власти в системе государственного строя храмовых городов Древнего Шумера была община и, особенно, собрания старейшин.

Собрание старейшин - орган аристократический, решает все важные вопросы вместе с царем. Кроме того, совет старейшин имел право свергать неугодных царей.

Саргон I: Шумеро-аккадское царство

III тыс. до P. X. -национального государства семитов в Двуречье - Аккада.

Властитель Аккада, легендарный Саргон I (XXIV в. до P. X.) основал единое государство в Двуречье. Однако многие патеси признали главенство Саргона I только номинально.

Право Шумеро – Аккада

Из дошедших до нас фрагментов очевидно, что, во-первых, уже тогда существовала определенная традиция в оформлении текста права.

· Форма предполагается письменной. На письме записывается обычай.

· Текст памятников обладает определённой структурой (нормы группируются по предмету регулирования)

· Религиозные отделены от вопросов юридических. Только преамбула закона содержит традиционную ссылку на волю Бога.

Во-вторых, существование сильных кодификационных традиций у законодателя (сохранился большой объём юридического материала)

В-четвертых, по сохранившимся фрагментам мы можем охарактеризовать степень развитости институтов права в Шумере как весьма высокую.

В-пятых, характерным для Шумеро-аккадского царстваявляется наличие обширного института, который может быть условно назван «институтом государственного регулирования экономики». Сюда, прежде всего, относятся нормы, регулирующие тарифы заработной платы, ставки по договору личного найма.

Вопрос № 9. Государственность и общество Древней Вавилонии

Город Вавилон появился на дороге истории в конце XXI - начале XX века до P. X. Он был основан аккадцами.

Население Вавилона и его разряды

Основную массу населения Вавилонии составляли юридически свободные люди. Они подразделялись на две категории: земледельцев и городских жителей (люди свободых профессий).

Земледельческое население в свою очередь подразделялось на две большие категории: свободные крестьяне-общинники и зависимые люди.

 

Свободное крестьянство

Свободные крестьяне-общинники именовались в Вавилоне «awilu (m)». Они – этнические амориты. Сидят на общинных землях. С них платят налог храму.

Воины

  • Делились на: реду (тяжеловооруженные) и баиру (легковооруженные). Не различаются в юридическом смысле
  • Надел (поле, сад и дом) дается исключительно за военную службу
  • Воин не имеет право продать надел, сдать в аренду, передать по наследству
  • Кодекс подробно регулирует несение службы воином, имеющим земельный надел
  • Воин защищается от произвола его начальников
  • Государство обязано выкупать своих воинов из плена и рабства
  • Воины могли иметь движимость и недвижимость на правах частной собственности.

Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.