Параллельно виду людей HS на земле существовали реликтовые виды гоминид. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Параллельно виду людей HS на земле существовали реликтовые виды гоминид.

2019-08-03 211
Параллельно виду людей HS на земле существовали реликтовые виды гоминид. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В частности, неандертальцы жили одновременно с современным человеком. Об этом говорят мифы, религиозные верования и сказки. Есть точка зрения, что первые города на Земле появились как оборонительные сооружения от набегов неандертальцев.

ПРОТОГОСУДАРСТВО

 

Процесс антропогенеза сопровождался процессом становления общественных отношений. Общество - это врожденная черта человека, и под эволюцией общества стоит понимать не изменение его форм, а изменение форм сознания человека. Все известные древние формы общества (семья, род, племя, протогосударство) возникают не преемственно, а одновременно! Различие состоит в причинах их появления и в различии жизненных условий.

Протогосударство еще называют: "чифдом", "бигменство" или "полития", что переводится на русский как вождество.

Считается, что вождество возникло во время неолитической революции, когда произошел переход от архаичного общества к оседлому земледелию. Марксисты считают, что это было первым разделением труда, которое привело к появлению излишков продукции, что повлекло социальное расстояние в обществе, классовое неравенство и в итоге появления государства.

Однако эта теория неверна, ибо настоящей причиной перехода людей к земледелию была крупная глобальная катастрофа, из-за которой вымерли млекопитающие, на которых охотились люди. Теперь они больше не могли заниматься традиционной охотой, поэтому произошел переход к земледелию.

Вопрос № 5. Формы Древнего права.

 

Понятие древнего права.

Формы архаичного общества (племя, род, семья) уже были правовыми формами. Насколько они совершенны? Дается 2 противоположных ответа:

1. При диком состоянии общества право может быть только диким

2. Первобытное право настолько совершенно, что в нем уже находилось место осознанным действиям человека, определяемым его материальной выгодой либо чувством тщеславия.

(Исаев – последний автор более близок к истине)

       Особенности древнего права.

Право на самой ранней стадии своего развития не может быть отделено от других социальных норм, выполняющих регулятивную функцию. Причем ошибаются те, кто пытается взять в качеству критерия отличия права санкцию, считая, что правом будут те правила, за нарушение которых полагается если не смерть, то существенное умаление статуса, благосостояния.

В архаичном обществе все социальные нормы снабжены жесткими санкциями. Сущностью права является истина. Такая истина, которая подобна справедливости. Правом будет то, что можно назвать справедливым. Первая сущностная черта древнего права – это историческая форма справедливости.  

Основной закон социума – закон общей социальной симметрии. В некотором роде общество действительно представляет собой организм, отсутствие у которого хотя бы одной части ведет к уродливости, а затем к гибели. Форма симметрии в древнюю эпох – дуализм (не только социальных форм, но и дуализм действия, которые члены племени принимают в отношении друг друга).

Дуализм действия отражается в дуализме права. дуализм древнего права имеет ту же форму что и дуализм современного права («взаимность»).

Согласно Петражицкому, правом являются действия, порожденные «императивно-дистрибутивными эмоциями», то есть теми эмоциями, в основе которых лежит побудительный мотив к действию в ожидании ответа на это действие. Уже на стадии первобытного развития работает принцип, который в эпоху феодализма разовьется в: nulla officium sine beneficium (нет услуги без вознаграждения). Вторая существенная черта права – дуализм.

Необходимым условием дуализма древнего права является публичность его осуществления. Тайные сделки, договоры в письменной форме на этой стадии развития общества еще неизвестны. Считается, что чем больше свидетелей – тем лучше. Обратная сторона публичности древнего права – служебная функция. «Публичный» в условиях древности означает не «известный всем», а «служащий всем». Третья черта древнего права – публичность в отмеченных смыслах.

Древнее право имеет своеобразную структуру норм и их содержание. Это чрезвычайная конкретность норм древнего права, следы которой хорошо видны во всех древних памятниках права всех народов. В тексте отсутствуют общие термины и определения, понятие преступления передано через перечисление его всевозможных составов и признаков. Поскольку текст права, равно как и миф, и другая социально-полезная информация должны быть переданы во времени, а письменной традиции еще не было, то этот текст подвергается специальной обработке, чаще всего стихотворной, чтобы легче запоминался. Четвертая черта древнего права – своеобразие его формы и содержания.

Архаичное общество – гетерогенное. Каждый элемент этого общества представляет собой узкий социальный мирок, члены которого в первую очередь подчинены своему узкому кругу интересов. Это не может в наиболее древней его форме не приводить к феномену тотемизма права, когда его нормы еще не отделены от родового культа, составляют с ним неразрывное целое. Гетероморфность социальных норм выражается в мозаичности права. Правовая система древнего общества – это мозаика правовых порядков, количество которых соответствует количеству узко замкнутых мирков – элементов древнего общества. это ведет к тому, что в древнем государстве очень долго не складывается традиция правовой ассимиляции. Право победителей никогда не распространяется на право побежденных. Есть единственное исключение – Римская империя (в поздней стадии своего развития). Пятая черта древнего права – господство принципа личного права (lex personales) в наиболее яркой и осязаемой форме.

Мир первобытного человека населен бесчисленным количество духов и богов, которые управляют миром и, следовательно, человеком. Потусторонний мир противостоит этому. Богов необходимо почитать, поэтому религиозный ритуал, культ в общем смысле слова не может не влиять на право. Право и религия были неотделимы друг от друга. Шестая черта древнего права – религиозность.

Седьмая существенная черта – символизм. Иногда его называют формализмом. Несоблюдение формы ведет к ничтожности правоотношения – эта максима имеет невероятно древнее происхождение и обусловлена такой чертой сознания древнего человека, как склонность к фетишизации. Мир был населен духами, именно они считались виновниками происходивших вокруг человека событий (ударила молнию – боги гневаются, охотник несет добычу – боги леса подарили ему добычу). Каждая вещь окружающего мира в сознании архаичного человека имеет истинного хозяина – своего духа, поэтому манипуляции с вещами возможны только при соблюдении определенного ритуала магического свойства. Посредством этих магических действий можно управлять вещами, совершать с ними манипуляции – так рождается символизм древнего права как филиация магических действий, несоблюдение которых ведет только к гневу богов.

 

Формационный подход: Деление истории на общественные формации. Маркс – утверждал что общество состоит из 2х взаимопроникающих систем общественных отношений:

- производственных отношений (обыкновенные трудовые операции. Это базис, основа для последующих отношений между людьми, которые составляют надстройку – политическую и правовую организацию общества.

- общественных отношений (на основе собственности - существует восходящая линия развития исторических типов собственности: от общей к индивидуальной). (короче, исаев это все критикует к чертям собачьим, и говорит): Важно то, что идея собственности была всегда одной и той же – некий объем правомочий, подлежащий обязательному ведению только одного лица.

Вопрос № 6. Государственность древнего Египта.

Территория

Страна делилась на номы, а они распадались на другие деления (топархии, самые маленькие – аруры).

Ном возглавлялся номархом – губернатором. Номарх носил титул «первый после царя» и являлся представителем самого знатного местного рода.

Должность была наследуемой, наследование было когнатским (внук по линии дочери). Номы были похожи на наследственные уделы, т.е. можно считать эту эпоху – эпохой складывания раннефеодальной монархии.

Центральную власть в номе представлял коллегиальный орган – кенбет. Кенбеты округов подчинялись главному кенбету, который возглавлял визирь.

В кенбет входили: местные феодалы и представители центрального чиновничества на паритетных началах.

Следующей инстанцией был храм нома и мелкие храмы в его районах.

Храмы были единицами экономического управления. Сами они владели обширными участками земли, которая находилась в их собственности. Храмы также являлись популярными судебными инстанциями (судили основную массу гражданских исков).

Существовал также орган местного самоуправления – джаджат. Первоначально означал собрание всего племени, но в связи с централизацией страны – номархов всей страны.

Население

Население делилось на юридически свободных и юридически несвободных. К юридически свободным относились:

Крестьяне. Были самым многочисленным слоем населения в Египте. Основная работа заключалась в поддержании в порядке оросительной системы и постройке циклоскопичеких сооружений.

Существовал принцип литургии – государственной повинности на все население Египта. Так же крестьянство несло налоговое бремя: земельный участок на котором работал общинник подлежал обложению.

На ряду с крестьянами появился разряд «малые» - ремесленники. Определенную часть года как ремесленники так и крестьяне могли работать на себя (литургия занимала не весь год).

Писцы. Занимали вторую группу населения. Вели учет урожая, наблюдали за работой всех и работа засчитывалась письмом. На них не лежало никакой подати. Однако лежала ответственность за ее сбор. Если он не мог взыскать или была недостача, то убыток взыскивали с него. Величина подати различалась каждый год. Прохождение службы было регламентировано и они могли рассчитывать дослужиться до высших чинов в государстве. Жалование получали натурой и земельными угодьями.

Воины. Армия подразделялась на 3 группы:

1) Армия фараона,

2) Армия номархов,

3) Милиция храмов.

Способ измещения был двояким: либо давалось жалование (в продуктах), либо земли, которые должными были обрабатывать сами воины, но чаще всего это делали крепостные.

Жрецы. Наибольшего могущества достигли в эпоху Нового царства. В начале номархом нома и главным жрецом было одно лицо, однако, затем эти должности становятся раздельными. Появляется иерархическое строение жреческого сословия.

Юридически несвободные: рабы. Были рабы как частновладельческие так и государственные.

Основным источником рабства был плен. Пленных захватывали во время войн. Рабы играли малую роль в экономике. Продажа рабов была развита слабо за счет высокой цены.

Был развит институт пекулия, когда раб обладал правомочиями собственника на вещи (мог ими распоряжаться). Рабы допускались к свидетельствованию на процессе. Был распространен отпуск на волю, однако, после этого между рабом и патронам все равно существовала связь.

Государственная власть

Фараон. Духовный владыка. Являлся сувереном обеих частей страны. Символ единства. Гарант сохранности подданными благосостояния. Считался верховным судьей (разбирал апелляции и судил дела, связанные с ним самим) и главнокомандующим флота. Престол наследовался по материнской линии. Двор фараона выполнял сложную функцию высшего административного органа и управлял и хозяйством царя.

Визирь. Второй после фараона. Первоначально должность занимали наследники фараона, но позже стали и лица нецарского происхождения. Имел большой штат чиновников, которые служили курьерами, писцами, приставами. Отвечал за большой список вопросов: высший судья, назначение чиновников, утверждение отчетов главных органов управления, контроль за чиновничьим аппаратом, заведует внешнеполитическими делами, заведует казной, управлять имуществом фараона и др.

Система кенбетов. Суд не был отделен от администрации. Кенбеты – административные и судебные органы все в одном. Подразделялись на кенбеты города (возглавлялся визирем), кенбеты округов, кенбет седжениу. Во всех кенбтах существовал постоянный состав. А члены были свободны в отношении друг друга.

Вопрос № 7. Право древнего Египта.

Первым законодателем считается первый фараон династии – менеса. Система источников состояла из : законов, наказов, декретов, царских клятв, прецедентов, оракула божества.

Вещное право существовало с эпохи древнего царства. Собственность имела полуфеодальный характер. Условность владения подтверждалась особой исковой защитой. Но владение было защищено прочно. Существовала свободная частная собственность. Были развиты арендные отношения. Имущество фараона, храмов и других привилегированных субъектов охранялось строже, чем обычное. Купля-продажа также была распространена.

Обязательственное право. Было представлено договорами купли-продажи (требовалась обязательная письменная форма), договором займа (отсутствовал ростовщический процент), договором найма (такие договоры подлежали обязательной регистрации, фактически составлялся договор найма), договор дарения (так фараон делал земельные пожалования слугам. Был оформлен в письменном виде), договор залога.

Наследственное право. Мужчины и женщины обладали равными правами на наследство. Существовало также и завещательное наследование.

Брак и семья. Женщина занимала привилегированное положение. Мог быть произведен развод как по просьбе женщины так и мужчины. Большинство браков были моногамными, но в высших слоях была и полигамия.

Уголовное право. Различался объект и субъект преступления. Высший слой населения был защищен больше. При расследовании старались установить степень виновности обвиняемого. Преступления классифицировались на: имущественные, против личности, административные. Наиболее распространено было воровство.

Суд и процесс. Суд не был отделен от общего управления. Не существовало разделения на уголовный и гражданский процесс. Процесс подразделялся на стадии:

1. Возбуждение дела. Начиналось вынесением иска перед серами кенбета. Серы приезжали на место и проводили расследование

2. Рассмотрение и уяснение дела. Стороны допрашивались или расспрашивались. Проводился опрос свидетелей и сбор доказательств

3. Вынесение решения. Дело могло быть передано решению судебного оракула

4. Выполнение вынесенного решения. Излагалось в письменной форме.

Доказательствами служили: принесение клятвы, свидетельскоепоказание (могли давать как рабы так и свободные), пытка. Судебныйоракул.

Заседание суда было торжественно обставлено. Адвокатов в то время не было, но представительство сторон допускалось. Процесс был инквизиционным

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.