Доброта позволяет вырывать усы у льва — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Доброта позволяет вырывать усы у льва

2019-07-12 150
Доброта позволяет вырывать усы у льва 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

К феки [36] Ибрагиму пришла в слезах Умм Хусейн и сказала:

– Я совсем убита горем!

Феки Ибрагим ответил:

– Один аллах всемогущ! Что с тобой?

Умм Хусейн сказала:

– Уже два месяца, как Вад Идрис уехал далеко на запад и от него нет никаких вестей. Я бы не беспокоилась, если бы знала, что ему мешают только дела, но я слышала стороной, что*он собирается жениться. Если это правда, то я убью себя от обиды. Я прошу тебя написать мне амулет, чтобы он не смотрел без меня ни на одну женщину.

Феки Ибрагим сказал:

– Если ты хочешь, чтобы я написал тебе такой амулет, принеси мне четыре волоса из усов льва.

Умм Хусейн спросила:

– Как же можно это сделать?

Феки Ибрагим ответил:

– Я. не буду тебе лгать. Амулет без этих волос не будет иметь силы.

Умм Хусейн ушла в горе; но она решила попытаться достать четыре волоса из львиных усов, ибо смерть для нее была лучше жизни без Вад Идриса.

На другое утро она зарезала козленка, взяла его и пошла с ним в чащу, где жил лев. Бросила она ему козленка, а сама осталась стоять в отдалении.

На второй день она зарезала другого козленка и, когда кинула его, то уже стояла рядом со львом.

На Третий День она Также принесла льву козленка и стала гладить льва по голове, а сама осторожно вырывала волосы из его усов. Потом она отдала волосы феки Ибрагиму и рассказала ему, что она делала со львом, пока не вырвала у него волосы из усов.

Тогда феки Ибрагим сказал ей:

– Если бы ты так же поступала прежде со своим мужем, он бы тебя не оставил и не стал бы мечтать о новой жене. И когда он вернется, обходись с ним так, как ты обходилась со львом, и он останется с тобою и не будет думать о женитьбе. Ты сама видела – доброта позволяет вырывать волосы даже из усов льва.

 

 

ДЕРВИШ И ЧЕРЕП

 

Жил когда‑то один царь из царей Сеннара,[37] владетель Голубого султаната. Отправился он однажды в другую страну, чтобы разгромить врагов. И на пути своем он встретил дервиша, который сидел и рассматривал что‑то в своих руках.

Увидел это царь, сошел с коня и подошел посмотреть, что было в руках у этого человека. Он наклонился и увидел, что это был череп.

Царь спросил дервиша:

– Почему ты сидишь и так внимательно смотришь на череп? Что ты хочешь узнать в нем?

Тогда дервиш поднял голову, увидел, что это царь, и ответил:

– Я хотел узнать, был ли человек этот богат, благополучен и счастлив, как ты, или же беден, слаб и несчастен, как я. Но я так ничего и не узнал.

 

 

ОТВЕТ ФЕКИ ДЖАФАРА

 

Однажды феки Джафар пошел со своей женой к реке стирать одежду. Подошли они к реке и начали стирать. Затем феки Джафар хотел повесить свою рубашку сушиться. Но вдруг с высоты вниз бросился ворон. Он схватил кусок мыла и взвился с ним в небо.

Рассердилась жена Джафара и стала громко кричать. А сам феки Джафар сказал:

– Не горюй, Джамила. У ворона одежда грязнее нашей. Ему мыло нужнее, чем нам.

 

 

КОРОВА НЕЧЕСТНОГО ТОРГОВЦА

 

Жил один человек. У него была хорошая корова. Он доил ее, доливал в молоко воду и продавал.

Однажды пошел сильный дождь, и корову унесло потоком дождевой воды.

Хозяин коровы был очень опечален,

А его маленькие дети сказали ему:

– Отец, это та вода, которую ты доливал, чтобы молока было больше, пришла вся в одно время, и корова утонула в ней.

Отцу после этого стало стыдно, и он раскаялся в том, что делал.

 

 

ЛИСИЦА И ГИЕНА

 

Подружились лиса с гиеной. Стали они вместе бродить и творить добро и зло. И вот однажды вышли они и направились в сторону, где пасся теленок. Они начали охотиться за ним, пока теленок не застрял в грязи. Гиена бежала позади теленка и тоже застряла и не могла двинуться с места.

Тогда она начала кричать,; чтобы лисица помогла ей выбраться.

Лисица же подумала о том, что будет, когда придет хозяин теленка, увидит рядом с ним сиену, и ответила ей пословицей:

– Достать деньги, чтобы жениться, – нетрудно, много труднее содержать семью; увязнуть – легко, а вот

выбраться – куда труднее.

 

 

СКАЗКИ НАРОДОВ ЭФИОПИИ

 

 

АМХАРСКИЕ СКАЗКИ

 

 

НЕГУС [38]  И МУДРЕЦ

 

Был у одного негуса мудрец, которого он очень любил. Негус имел обыкновение есть вместе с ним и советоваться обо всем, что случилось и что могло случиться. Долгое время они были здоровы и жили в согласии. Однажды они сидели за столом, и мудрец, огорченный чем‑то, сказал; «Увы!», перестал есть и задумался. Негус испугался и, думая, что тот заболел, спросил его:

– Что с тобой? Здоров ли ты?

– Увы! Увы! – снова задумчиво повторил мудрец.

– Не болен ли ты? – опять спросил негус,,

– Нет, я не болен, – возразил мудрец.

– Отчего же ты печален, и что означает «увы», которое ты много раз произнес? – спросил негус.

Мудрец еще раз ответил:

– Увы!..

Тогда негус спросил его с тревогой и гневом:

– Окажи мне наконец, в чем же дело?!.

И мудрец сказал:

– Плохие времена наступают, вот потому я и горюю.

Ответ этот еще больше встревожил негуса. Ему хотелось скорее и подробнее узнать, в чем дело, но мудрец отвечал на все расспросы одними вздохами. Негус совсем перепугался и стал просить его:

– О, я умоляю, не тревожь меня и расскажи, что ты знаешь.

Мудрец на это отвечал:

– В ближайшие три года ничего не изменится. Но в следующие три года будут идти дожди, которые отравят все водоемы – реки, ручьи, озера. И все живые существа, будь то люди или животные, напыотся отравленной воды и станут безумными. Что может причинить больше горя и тревоги, чем это?

Выслушал негус мудреца, поник головой и опечалился. Наконец он глубоко вздохнул и обратился к мудрецу со словами:

– Послушай! Что же нам делать, когда это нестерпимое бедствие сойдет на нас?

И мудрец дал негусу самый хороший совет, какой только мог:

– Разум, данный мне богом, подсказывает, что самое лучшее – предупредить население о грядущем бедствии и объявить всем: «Приготовьте ямы для чистой дождевой воды и храните эту воду для своего спасения в тяжелые времена».

Выслушал негус мудреца и сделал все по его совету.

Некоторые люди испугались и начали копать колодцы. А другие, легкомысленные, стали насмешничать.

– Подумаешь, беда! – говорили они. – Такая уж у него привычка! Вечно говорит о том, чего сам не знает! А уж это объявление – совсем невероятное дело. Что они, с богом советовались?!

Во дворце тоже готовились к бедствию: выкопали глубокие ямы, собрали в них чистую дождевую воду и закрыли их на замок.

Наконец наступило бедствие, предсказанное мудрецом. Первый же дождь отравил ручьи, реки, озера, и всякий, кто пил из них воду, начал терять рассудок. Постепенно эта болезнь охватывала все больше людей. Подобно всем язычникам, народ тогда был разделен на племена. Люди стали терять рассудок и говорили:

– Что такое барабан? Разве это не деревянный таз?! Что такое флейта? Разве это не тростник?! Делайте барабаны, трубы и флейты!

В каждом племени делали барабаны, трубы и флейты, а потом все били в барабаны, дули в трубы и флейты. После этого одни стали спрашивать:

– Есть ли у нас негус?!

А другие отвечали:

– И в самом деле, где он? Сидит в своем дворце и наслаждается покоем.

Царь и мудрец видели и слышали все это. Ведь, как мы сказали, большинство населения впало в безумие.

Купец забросил свою торговлю и принялся за другое дело, земледелец перестал возделывать землю и занялся невесть чем, сын, бросив своего отца, ушел куда‑то; священник, оставив свое дело, занялся другим; придворные, вожди племен и ученые бросили‑ свои занятия и принялись за новое ремесло.

Не было предела безумию. Всякий порядок был нарушен. А потом народ двинулся ко дворцу с барабанным боем и дул во флейты и трубы. Люди говорили:

– Где наш негус? Мы идем к нему.

Когда во дворце узнали об этом, царь приказал закрыть все ворота дворца. Наконец безумные пришли, увидели, что ворота дворца закрыты, и стали кричать:

– Ах, он закрыл их! Все равно не уйти ему от нас! Эй, ломайте ворота камнями да дубинами! – И стали они бить по воротам.

Увидел это негус и стал просить совета у мудреца:

– Эти безумные пришли убить нас. Скажи, что же нам теперь делать?

– О негус! – сказал мудрец. – Я советовал собрать хорошую воду в ямы, чтобы спастись в злые времена. И мы известили об этом население. Я думал, что этот совет будет полезен. Но раз это не удалось, давайте уподобимся им, напьемся приносящей безумие воды.

– Но где нам взять эту воду, которая приносит безумие? Ведь за воротами сумасшедшие! – вскричал негус.

– Пусть какой‑нибудь мальчик незаметно проберется туда и принесет нам калебасу с водой, – ответил мудрец.

Послали мальчика. Он пошел и принес ту воду. Негус и мудрец стали пить, вырывая воду друг у друга, будто это была святая вода. И они тут же сошли с ума. Негус стал прыгать и болтать всякую ерунду. А потом подошел к воротам двора и сказал:

– Что за дьявол закрыл эти ворота?

(А ведь недавно он сам велел закрыть их!)

Ворота сразу распахнулись, и негус вышел из них, пританцовывая и болтая чепуху. Теперь негус был подобен тем людям, что собрались у ворот, и они расступились перед ним. Отойдя немного в сторону, негус сказал:

– Вы, люди, ликуйте! Пусть крики радости несутся по всей толпе!

Они так и сделали. Те, кто не услышал его слов, спрашивали, что случилось. Им отвечали:

– Наш негус был сумасшедшим, а теперь исцелился.

И снова и снова раздавались радостные крики. И пока длилось тяжелое время, люди оставались безумными. А когда настали добрые времена, все вернулось на свое место: люди возвратились к своим прежним делам, стали подчиняться старым правилам, водворился ‑порядок при дворе, – словом, все стало по‑прежнему.

И вот однажды, когда негус с мудрецом, как и прежде, сидели за обеденным столом, мудрец стал хвастать:

– А ведь я превзошел тебя в дурные времена!

– Нет, это я превзошел тебя! – ответил негус и добавил: – Как же это ты мог превзойти меня?

–‑ А вот как, – ответил мудрец. – Разве не я дал совет напиться приносящей безумие воды и уподобиться всем остальным? Если бы мы не сделали этого, ты бы умер и потерял царство, а умри я–все бы мы погибли напрасно.

– Может быть, – сказал негус в раздумье. – Но я превзошел тебя тем, что сразу подчинился совету и выпил приносящую безумие воду.

И до конца дней своих они жили в мире и согласии.

 

 

ТОЛКОВАНИЕ

 

Здоровый человек спокойно выслушивает сумасшедшего, даже если тот говорит совсем уже несуразные вещи. Безумец же ненавидит здорового только за то, что тот непохож на него. Безумец говорит о здоровом человеке так: «Это дурной человек. Душа его – потемки. Он плут».

Если же здоровый уподобится безумцу, тот хвалит его: «О, это несравненный человек!»

Вот, например, один вид безумия: родители негодуют, когда их дети, которых они с трудом вырастили, уходят в солдаты.

Но сколько же еще писать?! Эту притчу можно применить ко многим случаям жизни.

 

 

КРЕСТЬЯНИН, ИСКАВШИЙ «ЭТУБ», [39]  И ЕГО ЖЕНА

 

Жил когда‑то человек, который добывал себе пропитание хлебопашеством. У него была красивая жена, а у нее был друг – староста деревни. Крестьянин, муж этой женщины, работал у старосты. Однажды крестьянин засевал поле на быках старосты, а семенное зерно кончилось. Остановил он быков и побежал домой за зерном. Войдя, он крикнул жене:

– Скорее дай мне зерно, у меня кончились семена, а быков я оставил на поле в упряжке.

– Будто ты не знаешь, где семена! – ответила ему жена.

– Хорошо, будь я проклят! – сказал он, взял зерно и поспешил на работу.

А староста‑то в это время был у них. Уже много раз крестьянин заставал старосту у себя дома и видел, как он разговаривал с его женой. И с тех пор, как жена стала ему перечить, крестьянин понял, что она обманывает его. Разозлился крестьянин, но не стал ссориться со старостой и не разошелся с женой. Он очень любил ее да, к тому же, был простаком.

После ухода крестьянина староста сказал его жене:

– Позволь мне взять тебя в свой дом. У тебя будет много украшений и нарядов. Я дам тебе все, что ты пожелаешь, ни в чем не будет у тебя недостатка.

– Зачем? – ответила она. – Мой муж – хороший человек, здесь все делается, как хочу я. Это мой дом. Разве что‑нибудь дурное случилось со мной, что я должна бросить своего мужа?!

Но староста был злой человек, он задумал затеять ссору между мужем и женой и развести их. Он спросил ее:

– А не сказал ли твой муж «этуб», когда приходил за семенами?

– Да, кажется, – ответила она.

– Так ты, глупая, вели ему принести «этуб», когда он придет вечером, – посоветовал староста.

Говорят, что человек, которого посылает женщина, не боится гиены. Вечером, когда пришел муж, она стала ворчать и задевать его. Муж сказал:

– Послушай! Сегодня я тебя побью за то, что ты сделала.

Она ответила ему сердито:

– Оставь меня в покое! Лучше принеси мне «этуб».

Он опешил, а она еще больше рассердилась и сказала:

– Отныне, с этой самой минуты, ты и я – не муж и жена до тех пор, пока не принесешь мне «этуб»!

Муж всегда был простаком, поэтому сказал:

– Дай же мне поискать «этуб»!..

Затем он ушел искать этот «этуб».

Соседи смеялись над ним и говорили:

– Как же он глуп!

Шел крестьянин, шел и увидел, как какой‑то человек запрягал пару быков. Один бык заупрямился и лег. Человек не тронул упрямого быка, а стал пороть другого быка, который стоял смирно. Крестьянин остановился в удивлении от того, что увидел. Он не мог удержаться и спросил:

– Скажи, брат, почему ты бьешь смирного, а не ■упрямого быка? Мне это удивительно.

Хозяин быков сказал ему:

– Не твое дело, иди своей дорогой!.. Я бью смирного быка для того, чтоб он боднул строптивого своими рогами и заставил его подняться.

– Ну и дела! – сказал крестьянин и пошел своей дорогой.

Наконец стемнело. Крестьянин зашел в какой‑то дом и попросился переночевать. На ужин вся семья ела хлеб и сыворотку, а собакам дали хлеб с творогом. Гость спросил хозяина:

– Удивительно, почему вы так делаете?

И услышал в ответ:

– Не твое дело. Если у тебя есть какое‑нибудь дело, иди и займись им.

На рассвете крестьянин вышел из этого дома и пошел дальше.

Снова опустилась ночь. Подходя к какой‑то деревне, он увидел молодого человека. Тот поздоровался с ними спросил, куда он идет и что ему нужно. Крестьянин сказал:

– Я ищу «этуб».

И рассказал крестьянин все, что с ним случилось. Выслушал его молодой человек внимательно и сказал:

– Теперь ночь. Ты проведешь ее у меня. Скоро ты найдешь «этуб». Нас трое братьев. Я старший. Самый младший из нас – седой. Завтра ты проведешь ночь в доме другого брата, а послезавтра – в доме третьего; вот тогда ты найдешь «этуб».

Когда они вошли в дом, хозяин сказал жене:

– Я привел к нам гостя. Неси скорее воду для ног и воду для питья.

– Сейчас. Я рада гостю, – ответила жена.

Быстро и ловко принесла она питьевую воду и воду для ног. Потом подала к ужину отличный хлеб и тушеное мясо и попросила их съесть все это.

Когда наступил день, хозяин сказал ему:

– Ты видел, как моя жена хорошо со мной обращается и какая она славная хозяйка. У меня нет причин огорчаться, я доволен, и мои волосы не седеют. Проведи сегодня ночь в доме среднего брата, а на следующий день‑–в доме нашего младшего брата.

В ожидании вечера они беседовали о домашних делах. С наступлением ночи пришел средний брат и увел крестьянина к себе.

Когда средний брат вошел в дом, то сказал жене:

– Иди поторопись, я привел с собой гостя. Приготовь что нужно. Принеси воду для ног.

Она ответила:

– Что еще за гость? Чтоб тебя сожрала гиена!

Еду она подала, сердито ворча,.

Хозяин снова сказал ей:

– Принеси питье.

А жена в ответ проворчала:

– А ты его сварил?!

Утром старший брат спросил крестьянина‑странника, как он провел вечер, и тот рассказал ему все, что случилось. Потом старший брат сказал:

– Слушай, теперь проведи ночь в доме самого младшего брата, а наутро мы поговорим по душам.

Настал третий вечер. Младший брат пришел за крестьянином и увел его в свой дом. Там он сказал своей жене:

– Я привел гостя. Приготовь‑ка поскорей все, что надо.

Но она закричала:

– А, ешь тебя гиена, еще и гостя привел! Вот я посмотрю, чем ты его накормишь!

И, скрестив руки, она уселась. Спустя долгое время она поднялась и пошла поставить метад [40] на огонь. Но время ужина уже прошло.

–‑ Пока ужин не подан, пойди принеси нам питья,– сказал муж.

– А ты его сварил? – огрызнулась она.

Этого муж не стерпел, разгневался, взял палку и стал бить жену. Побежала она в боковую комнату, а он за ней, да все колотит ее по спине. Горшки, кувшины, тарелки– вся глиняная посуда разбилась на куски.

Спать легли голодными.

Подивился крестьянин таким порядкам и понял, что иным людям живется еще хуже, чем ему.

Утром он ушел к старшему брату и рассказал ему обо всем, что видел.

А старший брат сказал:

– Теперь ты видишь, что младший наш брат поседел от гнева, в который его вводит непомерная сварливость жены. Да и наш второй брат – тоже. Хороша только моя жена; я не злюсь и потому не старею. Вот такие‑то дела... Не будь глупцом, не слушай слова женщины. Подумай, нужно ли тебе скитаться в поисках «этуба»?! Ступай теперь вон к тому дальнему лесу, там живут отшельники. Встретив тебя, они поймут, что сердцем ты чист, и, возможно, посоветуют, как тебе быть с «этубом».

Попрощались они, и крестьянин пошел дальше. Дошел до леса и встретил отшельников. Они спросили его, куда он идет. Он сказал:

– Я ищу «этуб», – и рассказал все, что с ним случилось.

А один отшельник сказал:

– Глупец! Вот возьми два разных прута. Если ударить человека этим прутом и сказать: «Стань ослом, собакой или обезьяной», он и станет таким. А если ударить другим прутом, то он опять станет человеком.

Взял крестьянин у отшельников прутья и ушел. Когда он подходил к своему дому, соседи опять смеялись над ним и говорили:

– Наверно, он принес «этуб»!

Крестьянин спрятал в карнизе прут, который обладал силой возвращать человеческий образ, и вошел в дом.

Жена даже не поздоровалась с ним и сразу спросила, принес ли он «этуб».

– Да, я принес «этуб», – ответил он,

– Покажи мне его! – вскричала она.

Он показал ей тонкий прут. Но она сказала:

– Не задевай мою ногу! Что, я не знаю, какие прутья растут возле нашей деревни? Для чего он нужен?

А он сказал:

– Если этим прутом ударить человека и сказать: «Стань обезьяной, ослом или собакой», он и станет таким. И еще: если ударить другой раз, говоря: «Стань таким, каким был», то сбудется и это. Положи‑ка теперь прут в укромное место, чтоб не потерялся, да никому его не показывай.

И с этими словами он ушел на работу.

Вскоре, как обычно, пришел к ней староста. Как вошел, сразу спросил ее:

– Мужик‑то серый, который тебе мужем приходится, принес «этуб»?

Она ответила:

– Да, принес.

Он не поверил:

– Да ты шутишь?

Она уверила его, что говорит правду, вынула прут из укромного места и показала ему. Тогда староста сказал:

– Ты смеешься надо мной! Да ведь это прут из нашего леса!

– Ну нет, в этой палочке – великое волшебство, – возразила она.

– Как же это? – спросил староста.

– Если ударить этим прутом человека да сказать: «Стань обезьяной, собакой или еще кем‑нибудь», то он и станет таким.

–‑ Очень уж удивительно это. А ну‑ка, испытай его на мне! – сказал он.

Ударила она старосту и сказала:

– Стань обезьяной!

И он превратился в обезьяну и сел на пол. Тогда она ударила его вторично тем же прутом и сказала:

– Вернись в прежний вид.

Но он начал дико озираться вокруг и заорал:

– Ыхи‑и!..

Собака в доме, услышав обезьяний крик, подбежала и бросилась на обезьяну. Обезьяна выскочила из дома и побежала.

В это время крестьяне на улице запрягали быков. Они стали пороть обезьяну кнутами. И тот, кто принес «этуб», тоже порол обезьяну и кричал:

– Хватайте его! Бейте его! Пусть печаль уйдет из моего сердца.

Наконец собаки разорвали обезьяну на куски.

 

 

БОГАТЫЙ СТАРИК

 

Жил‑был богатый старик. У него было семеро, сыновей, и все они воспитывались в неге и покое. Самым умным был старший.

Отец купил каждому сыну по поместью и отдал им во владение.

Старик был щедрый человек. Каждый день он резал скотину и приглашал всех соседей в гости. Друзья говорили ему:

– Остановись, не сори деньгами, оставь их для детей.

Но он отвечал:

– Пусть живут своим умом, как я жил своим. Я дал каждому по поместью, да еще зарыл для них золото в земле одного из этих поместий.

Все люди смертны, умер и старик. Дети похоронили своего отца. Но узнать волю покойного, то есть услышать завещание, они могли только по прошествии сорока дней после его смерти.

Но вот настал и сороковой день. Вскрыли завещание и прочли: «Моим детям. Я зарыл золото в земле одного из вас. На пергаменте в коробке я положил деньги для вас». Сыновья поспешили открыть коробку и нашли там кусок пергамента с надписью: «Держи голову в холоде, а ноги в тепле. Я завещаю это моим детям».

Все были в недоумении. Какой‑то дабтара [41] попытался объяснить завещание:

– «Держи голову в холоде» – надо понимать так: ' смертельна болезнь, которая входит через голову; а слова: «держи ноги в тепле» – означают болезнь, которая входит в ноги и делает человека хромым.

Люди удивились такому толкованию, не поверили своим ушам.

Сыновья же были сильно раздосадованы. Они были жадные и надеялись найти много золота в той коробке. Только старший сын понял намерение отца.

– Что нам теперь делать? Давайте копать. Ведь отец сказал, что зарыл для нас золото в одном из поместий, – решили они.

Стали они копать сначала лишь в некоторых местах, потом перерыли землю всех семи поместий, но золота нигде не нашли. Они очень устали и досадовали на то, что трудились напрасно.

Старший копал вместе с другими. Он рассудил так: «Если я устранюсь от копки, они заподозрят меня в злом умысле, поэтому мне не надо пока от них отделяться, Теперь‑то уж я хорошо понял, что хотел сказать отец словами: «Держи голову в холоде, а ноги в тепле». А также: «Для моих детей я зарыл золото в земле».

Остальные шестеро братьев подумали, что оставаться жить здесь им незачем. Долго советовались они, что же

теперь делать, и решили ради пропитания пойти в город и наняться в услужение к каким‑нибудь господам. Так и сделали.

А старший сын дождался времени сева и засеял ячменем вскопанную землю, ибо понял, что она плодородна. Земли, которые его братья бросили, он сдал в аренду. Первый урожай принес ему несколько амбаров зерна. Он вторично засеял поля и увеличил пахотную землю за счет целины.

«Зерно – это и есть то золото, которое зарыл отец, В пословице говорится: «У кого есть зерно, тот истинно богат, а у кого золото, тот богат только беспокойством», ■– размышлял он.

Старший брат стал богатым и уважаемым человеком, крестьяне любили его. Он никому не отказывал в просьбе одолжить зерно на семена. Слава о нем разнеслась далеко.

Обратимся теперь к остальным братьям. Отец воспитал их в неге, и они не умели ничего делать. В какой бы дом они ни нанимались, с виду они всем нравились, и хозяин, увидев их лица и манеры, думал: «Уж эти парни будут хорошо служить!» Но когда им приказывали что‑нибудь, они не знали, как подступиться к делу. Тогда о них говорили: «Экие неумехи! Да их надо гнать в шею!» И выгоняли. Так они и бродили из одного места в другое, всегда усталые, битые и голодные. Посоветовались они между собой и решили:

– Что нас ждет в будущем?! Скитаться вот так дальше?.. Одна надежда на брата. Пойдем к нему и расскажем все, что с нами случилось.

Отправились они обратно в родные места, дошли туда истерзанные, голодные, нагие.

Старший брат спросил их:

– Что вы за люди? Чего вы хотите?

Они рассказали ему, кто они такие и что с ними случилось. Он удивился, но принял их хорошо, напоил, накормил и одел. Потом проводил каждого в поместье и сказал всем людям, что это его братья.

И стали все братья жить согласно, не нарушая правил и законов этой местности; шестеро братьев тоже начали усердно работать, и старший помогал им. Благодаря этому они вскоре стали почти такие же богатые, как и старший брат. Натерпевшись горя, они не позволяли входить в свой дом легкомыслию и лености. Соседи, да и все люди в округе уважали их.

И все братья с тех пор жили одинаково. А народ до сих пор поминает добрым словом мудрое завещание их отца.

 

 

ЖАДНЫЙ МУЖИК

 

Святой Такля Хайманот раньше был крестьянином. У него было четыре пары быков. Когда бог указал ему путь спасения, он убил своих быков, роздал мясо беднякам, скрылся от людей и стал отшельником.

Отправился один мужик из деревни в город. Шел он, шел и увидел на дороге святого отца Такля Хайма‑пота с длинной‑предлинной бородой. Святой отец знал, что мужик этот – пройдоха и готов заняться чем угодно. Он подошел к мужику и сказал:

– Добрый день, брат. Куда идешь?

■– В город, – ответил мужик.

:– Я тоже иду в те места. Давай пойдем вместе: за разговором и путь покажется недолгим, – предложил святой отец.

Так и сделали. Когда настала пора есть, отец Хайманот сказал мужику:

– Брат, давай поедим и попьем на берегу этого ручья, а потом продолжим наш путь.

Вынули они свои караваи: Такля Хайманот из‑за пазухи, а мужик – из‑за перевязи. Съели они каравай мужика и не наелись. Тогда стали есть каравай Хайма‑нота и ели его до тех пор, пока не насытились, каравай же все не убывал, словно манна небесная.

Подивился мужик: «Его хлеб не более моего, а не кончается; мой хлеб был такой же, а кончился быстро. Как же так? Тут что‑то неладно».

Подобрал Такля Хайманот крошки и сказал мужику:

– Ну, пойдем!

Когда они немного прошли, отец Хайманот спросил:

– Скажи, брат, когда ты выходил из дому, сколько караваев велела тебе взять на дорогу твоя жена?

Мужик был жадный и прикинул в уме: «Пока идем, буду есть его хлеб, а те два каравая, которые у меня еще остались, пригодятся мне в другой раз».

'Мужик‑то думал, что Такле Хайманоту неизвестны его мысли, и потому ответил:

– Тот каравай, который ты видел и который мы вместе съели, был единственным.

Спустилась ночь, и они решили где‑нибудь укрыться и переночевать. Святой отец предложил поужинать и достал свой каравай. На следующий день, когда они снова были в пути, отец Хайманот сказал:

– От твоего дома до города три дня пути; скажи, брат, сколько караваев дала тебе жена на дорогу?

– Да право же, один‑единственный каравай, который мы съели. Она не велела брать больше, – ответил мужик.

Четыре или пять раз повторял святой Хайманот свой вопрос и получал все тот же ответ.

Наконец дошли они до перекрестка дорог и увидели город.

Тогда Такля Хайманот сказал мужику:

– Раз ты собирался в этот город, то иди. А мне еще надо кое‑что сделать здесь; потом я тоже приду туда. В жизни всякое бывает... Вот тебе две травки на память. Вот эта трава лечит человека, а та – убивает. А теперь прощай, может быть еще встретимся.

Затем Такля Хайманот еще раз спросил:

– Все же скажи, брат, сколько караваев дала тебе жена на дорогу?

И мужик опять ответил:

– Только один, который мы съели.

После того каждый пошел своей дорогой.

Пришел мужик в город и стал расспрашивать, что

в городе нового. Люди сказали ему:

– Недавно вышло царское объявление – человек, который вылечит больную дочь царя, будет награжден золотым украшением, и ему отдадут треть царства.

Услышал это мужик и подумал: «Разве это пойдет мне во вред? Пойду‑ка я побыстрее и скажу во Дворце, что вылечу царскую дочь».

Так и сделал. А царь сказал:

– Многие ученые люди не могли вылечить мою дочь... Ну, ладно, зовите этого человека, пусть он лечит ее, как умеет. Разве я не хочу, чтоб ей было лучше?!

Повели мужика к больной девушке, а он в спешке перепутал травы и вместо сока травы, которая лечит, дал ей сок травы, которая убивает. Скорчилась девушка от боли и сразу умерла.

Когда царь узнал об этом, он сказал:

– Я‑то надеялся, что он вылечит ее, а он пришел ускорить ее смерть. Немедленно повесьте его!

И мужика тотчас увели, чтобы повесить. Пока готовились к казни, неожиданно появился святой отец Такля Хайманот и сказал:

– Братья, подождите, не вешайте этого человека, прошу вас. Я знаю, в чем дело. Оставьте его пока в живых. Доложите царю, что я вылечу девушку.

Ему ответили:

– Если мы не выполним приказа, нас накажут.

Но святой отец сказал твердо:

– Идите и передайте мои слова царю.

Когда передали его слова царю, тот печально сказал:

– Что теперь можно сделать с мертвым телом? Остается только похоронить его.

Царю возразили:

– О! Святой отец Такля Хайманот – великий человек, он сказал, что наверняка вылечит ее. Он просил пока не вешать того человека, которого было приказано повесить.

Тогда царь повелел:

– Проводите его и покажите ему покойницу. Я посмотрю, что он сделает с нею.

И святого отца проводили в комнату умершей. Такля Хайманот помолился, разбудил ее от сна смерти и вылечил.

И царь и все люди удивились. А царь сказал:

– Прими вот это золотое украшение и треть царства.

– Самому‑то мне ничего не надо, – ответил Такля Хайманот, – прошу только одного: прости того бедняка, которого приказал повесить.

– Хорошо, да будет так!–согласился царь.

Взял Такля Хайманот мужика с собой и ушел.

А люди сильно удивлялись тому, что сделал Такля Хайманот, и говорили:

– Нашелся же человек, который отказывается от богатства, не принимает его и уходит!..

Когда Такля Хайманот и мужик остались одни, святой отец спросил:

– Брат мой, когда ты уходил из дому, сколько караваев дала тебе жена на дорогу?

– Отец мой, был только один, который мы съели в начале пути, – ответил мужик.

– Ну что ж... – сказал Хайманот, – пойдем дальше.

Пошли они по дороге, а потом свернули с нее и подошли к скале. Благословил святой отец скалу и сказал ей;

– Стань золотой!

И стала скала чистым золотом. Тогда святой Хайманот спросил мужика:

– Брат! Половина этого золота твоя, но скажи мне правду: когда ты уходил из дому, сколько караваев дала тебе на дорогу жена?

Оглядел мужик золото и ответил:

– Отец, был только один каравай, который мы съели вместе.

После этого святой отец сказал так:

– Отдаю тебе и вторую половину золота, только скажи мне правду.

И только когда мужик узнал, что вся золотая скала будет принадлежать ему, он ответил:

– Отец! На самом‑то деле жена дала мне три каравая. Но мой каравай быстро кончился, когда мы первый раз ели вместе. А твой каравай, сколько мы его ни ели, не кончался. Я удивился и подумал: если так будет и дальше, то караваи пригодятся мне в другое время. Я и спрятал их. Пожадничал я!

Не успели эти слова вылететь из его рта, как Такля Хайманот исчез. Мужик посмотрел во все стороны, но не увидел ни единого живого существа.

Поглядел мужик на золото и задумался: «Если кто‑нибудь случайно увидит золото, то отберет его у меня, а меня убьет».

Потом он быстро забросал золото травой и листьями. «Одной заботой меньше», – подумал он. Но тут же пришла на ум тревожная мысль. «Ведь мне не унести эту скалу. Надо выйти на большую дорогу и сговориться с погонщиками верблюдов, они там часто ездят». Вышел он на большую дорогу и стал ждать. Вскоре показались погонщики. Он сказал им:

– Братья мои, не возьметесь ли вы довезти груз?

Они ответили:

– Отчего же, если сойдемся в цене. Ведь это же наша работа.

Тогда мужик сказал:

– Хорошо. Надо свезти очень большой кусок меди. Так его не погрузишь, надо разделить его на части. Идите в город и принесите инструменты, которые необходимы для этого: кузнечные молотки и зубила. Тогда мы разрубим кусок и погрузим его. Насчет цены мы сойдемся, не поссоримся. Я заплачу хорошо за вашу работу.

Погонщики согласились, пошли в город, принесли инструменты для работы. Он показал им золото, и они начали разрубать его. Но погонщики вскоре удивились и стали переговариваться между собой:

– Он сказал нам, что здесь медь, а ведь это – чистое золото, такого и во дворце не найдешь. Кто же дал этому бедняку столько золота? Откуда он достал его?!

Потом один погонщик сказал:

– Погодите‑ка! Что зря разговаривать! Давайте сделаем вот как: погрузим золото и поедем. Когда заедем в низину, то мужика этого убьем, золото разделим между собой и разъедемся по домам. Дураками будем, если все золото свезем в дом мужика!

На том и порешили. Владелец золота велел погонщикам принести ему на дорогу пшеничной муки. Они принесли. Мужик‑то тоже был не дурак и подумал: «Я заплачу им за работу по разрубке золота, а сам тем временем смешаю сок травы, которая убивает, с мукой. Потом пусть они погрузят золото, а я дам им поесть хлеба из этой муки; они умрут, и я сам свезу золото к себе домой». Наконец погрузили они золото и отправились. В первом же удобном месте погонщики заставили верблюдов лечь и убили мужика. Потом один погонщик сказал:

– Какой белый хлеб! Как солнце!

Ему ответили:

– Ну и дурак же ты! Такой хлеб только богачи и едят. А у него было столько золота!

И они с жадностью стали есть хлеб. И все умерли.

А верблюды с золотом достались какому‑то проезжему человеку.

 

 

СКУПОЙ БОГАЧ

 

В одной стране жил скупой богач, а по соседству с ним жил бедняк. Время было тяжелое, и у бедняка совсем не было пищи. Пошел он к богатому соседу и попросил:

– Одолжите мне два талера. Я верну их вам через несколько дней.

Скупой богач отказал ему и грубо прогнал его.

Вскоре после этого бедный человек лег в постель и сказал:

– У меня заболели глаза.

Так говорил он всем людям, которые приходили его проведать. Поверили ему люди. Дошло это известие и до богача. Пришел он к бедному соседу и сказал:

– Брат мой, что за несчастье случилось с тобой? Пусть бог пожалеет тебя!

Бедняк ответил:

– Истинно,– а затем добавил: –Пусть выйдут люди, я хочу поговорить с вами по тайному делу.

Когда люди вышли, он продолжал:

– Известно, что вы самый справедливый человек в этой стране; вам не нужно имущество другого. Полагаюсь на вас, как на бога, а потому открою вам тайну. Когда я копал землю, чтобы посеять зерно, я нашел там закопанное золото, от него я и ослеп. Теперь же боюсь, что придет ночью вор и украдет его у меня; поэтому прошу вас сохранить мой клад вместе с вашими деньгами. Если я. умру – оно ваше, если же бог избавит меня от смерти, вы отдадите его мне.

Скупой очень обрадовался.

– Ночью, когда все люди будут спать, – продолжал бедняк, – я ощупью, приду к вам с моим кладом; а вы прислушивайтесь и откройте мне дверь.

– Хорошо, – сказал богач, – пока ты не придешь, я не буду спать.

И, довольный, возвратился домой.

И вот ночью хитрый «слепой» пришел со своим кладом в дом скупого богача и постучал в дверь. Богач быстро открыл ему. Бедняк бережно передал ему кожаный мешок, в котором была цепь для привязи мула, звеневшая подобно золоту. С большой радостью принял его скупой. Он думал, что бедняк и вправду ослеп, и не побоялся открыть при нем свои собственные сокровища, к которым присоединил и мешок бедняка.

– Сохраню тебе, как обещал. А теперь ступ


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.339 с.