Наличные расчеты индивидуальных предпринимателей, с учетом ЕНВД и патентной системы, до 1 февраля 2021 года — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наличные расчеты индивидуальных предпринимателей, с учетом ЕНВД и патентной системы, до 1 февраля 2021 года

2019-07-12 169
Наличные расчеты индивидуальных предпринимателей, с учетом ЕНВД и патентной системы, до 1 февраля 2021 года 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

При ведении бизнеса индивидуальные предприниматели, так же, как и коммерческие компании, в основном используют безналичные виды расчетов. В то же время закон не запрещает им проводить расчеты наличными, но только в пределах законодательно ограниченного лимита. О наличных расчетах коммерсантов со своими партнерами мы и поговорим далее более подробно.

 

Статья 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не запрещает гражданам заниматься бизнесом без образования юридического лица, но только при условии их регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.

Порядок такой регистрации определен сегодня Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).

Функции по государственной регистрации индивидуальных предпринимателей осуществляет Федеральная налоговая служба в соответствии Административным регламентом, утвержденным Приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. N 87н "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 129-ФЗ гражданин считается зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя с даты внесения соответствующей записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. С этого момента к предпринимательской деятельности гражданина применяются правила ГК РФ, регулирующие деятельность коммерческих организаций.

 

Обратите внимание! Отсутствие государственной регистрации не означает, что гражданин не занимается предпринимательством, просто такая деятельность рассматривается как незаконный бизнес. Причем в статье 23 ГК РФ прямо указано на то, что гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что он не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Фактически это означает, что при возникновении споров с участниками гражданского оборота суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательства.

Понятно, что вести бизнес без наличия расчетов с партнерами невозможно. Статьей 861 ГК РФ определено, что расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Следовательно, это правило в полной мере распространяется и на коммерсантов.

Индивидуальные предприниматели это знают и обычно рассчитываются со своими контрагентами безналом.

Напоминаем, что порядок осуществления безналичных расчетов в Российской Федерации регулируется главой 46 "Расчеты" ГК РФ, Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности", Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденных Банком России 19 июня 2012 г. N 383-П, Положением о платежной системе Банка России, утвержденным Банком России 29 июня 2012 г. N 384-П, а также иными нормативными правовыми документами законодательства Российской Федерации.

 

Вместе с тем на практике нередко производятся расчеты и наличными деньгами. Такие действия законодательно не запрещены, но только в размерах установленного предела.

В соответствии с Указанием Банка России от 7 октября 2013 г. N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" проводить наличные расчеты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте в рамках одного договора можно только в размере, не превышающем 100 000 руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 руб. по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов.

Причем это правило распространяется на расчеты между:

- юридическими лицами;

- юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем;

- индивидуальными предпринимателями.

 

Обратите внимание! В указанный лимит должны входить в совокупности все наличные платежи при исполнении гражданско-правовых обязательств:

- не только предусмотренные самим договором, но и вытекающие из него;

- не только в период действия договора, но и по окончании срока его действия.

 

Иными словами, если коммерсант участвует в договоре (с организацией или с бизнесменом), стоимость которого, например, составляет 300 000 руб., то наличные расчеты по нему можно осуществить только на сумму 100 000 руб., оставшаяся часть средств должна быть перечислена в безналичном порядке.

Нарушение данного правила может привести коммерсанта к мерам административной ответственности. Так, в соответствии со статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами сверх установленных размеров, индивидуального предпринимателя могут оштрафовать на сумму от четырех до пяти тысяч рублей. Заметим, что аналогичное правонарушение у организаций карается более строго - здесь величина штрафа варьируется от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

 

Обратите внимание! Буквальное прочтение статьи 15.1 КоАП РФ дает возможность предположить, что указанные меры ответственности могут применяться лишь к юридическим лицам, что подтверждает и арбитражная практика. Так, например, из постановления ФАС Северо-Западного округа от 8 мая 2007 г. по делу N А05-12170/2006 вытекает, что ответственность за нарушение предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, а также между индивидуальными предпринимателями законодательством не установлена.

Аналогичный вывод можно сделать и на основании мнения суда, изложенного в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 11 декабря 2009 г. N Ф03-7241/2009 по делу N А59-2836/2009. Рассматривая указанное дело, суд пришел к выводу, что организация может быть привлечена к ответственности по статье 15.1 КоАП РФ, только если она превысила лимит наличности, рассчитываясь с другой организацией, но не с коммерсантом.

Однако не все региональные суды придерживаются подобной точки зрения. В правоприменительной практике имеются судебные решения, в которых арбитры считают, что при расчетах наличными на основании статьи 23 ГК РФ индивидуальные предприниматели приравниваются к юридическим лицам. В частности, такой вывод содержится в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 18 февраля 2010 г. по делу N А28-16681/2009.

В отсутствие единообразного подхода служителей закона к данному вопросу у индивидуального предпринимателя, рассчитывающегося наличными сверх установленного лимита, риск привлечения к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ весьма велик.

Чтобы этого избежать, рекомендуем бизнесменам помнить о том, что с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя к ним применяются правила ГК РФ, регулирующие деятельность коммерческих фирм, и не превышать лимит в 100 000 руб. при расчетах наличными как с организациями, так и с индивидуальными предпринимателями.

В то же время оштрафовать коммерсанта за превышение лимита наличными налоговики могут лишь при условии, если факт превышения выявлен ими в течение двухмесячного срока с даты платежа, на что указывает пункт 1 статьи 4.5 КоАП РФ. Если же превышение лимита будет обнаружено позднее, то штраф будет незаконным как для самого предпринимателя, так и для его партнера по сделке.

 

Для справки: из Указания N 3073-У следует, что лимит расчетов наличными в рамках одного договора касается обеих сторон договора - как ту, которая платит, так и ту, которая получает деньги.

 

Заметим, что в ходе ведения бизнеса коммерсант может не только сам рассчитываться наличными денежными средствами, но и продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги за наличный расчет. Это законом не запрещено, но по общему правилу такому коммерсанту понадобится контрольно-кассовая техника (далее - ККТ), на что указывают положения Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов в том числе при приеме или выплате денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги.

Вместе с тем существуют несколько ситуаций, в которых коммерсант, осуществляющий расчеты, может обойтись без применения ККТ.

Так, в силу пункта 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ не применять ККТ могут индивидуальные предприниматели, у которых неприменение ККТ обусловлено либо спецификой, осуществляемой ими деятельности, либо особенностью своего местонахождения.

Отметим, что виды деятельности и оказываемые услуги, в отношении которых индивидуальные предприниматели могут не применять ККТ, поименованы в самом пункте 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ, причем их перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.

Что касается особенностей месторасположения, здесь все обстоит несколько сложнее, так как прямо законодатель не указывает, какими критериями следует руководствоваться при определении таких особенностей.

Вместе с тем анализ позиций контролирующих органов свидетельствует о том, что "географические" особенности, как правило, связываются с наличием или отсутствием средств сообщения, с наличием инфраструктуры и так далее.

Кроме того, обойтись без применения ККТ могут индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между коммерсантом и покупателем (клиентом). На это указывает пункт 3 статьи 2 Закона N 54-ФЗ.

Заметим, что право утверждения перечня отдаленных или труднодоступных местностей (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа) Закон N 54-ФЗ предоставляет органам государственной власти субъекта Российской Федерации, которые должны указанный перечень разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет".

В Законе N 54-ФЗ также сказано, что выдаваемый коммерсантом документ, подтверждающий факт осуществления расчета, должен содержать следующие реквизиты:

- наименование документа;

- порядковый номер документа;

- дату, время и место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях - адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчете в транспортных средствах - наименование и номер транспортного средства, адрес регистрации индивидуального предпринимателя, при расчете в сети "Интернет" - адрес сайта пользователя);

- фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя - пользователя;

- идентификационный номер налогоплательщика пользователя;

- применяемая при расчете система налогообложения;

- признак расчета (получение средств от покупателя (клиента) - приход, возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, - возврат прихода, выдача средств покупателю (клиенту) - расход, получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, - возврат расхода);

- наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС) (за исключением случаев осуществления расчетов индивидуальными предпринимателями, не являющимися налогоплательщиками НДС или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДС).

 

Обратите внимание! Положение вышеизложенного абзаца в отношении указания ставки НДС (за исключением случаев осуществления расчетов индивидуальными предпринимателями, не являющимися налогоплательщиками НДС, а также осуществления расчетов за товары (работы, услуги), не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДС) применяется с 01.02.2017 г. На это указывает пункт 14 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 290-ФЗ).

 

Для индивидуальных предпринимателей, названных в пункте 17 статьи 7 Закона N 290-ФЗ, указанный выше абзац (абзац 9 пункта 1 статьи 4.7 Закона N 54-ФЗ) в части указания на документе наименования товара (работы, услуги) и их количества применяется с 1 февраля 2021 г.

Отметим, что в пункте 17 статьи 7 Закона N 290-ФЗ перечислены следующие индивидуальные предприниматели:

- являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения (далее - ПСН) и упрощенную систему налогообложения;

- применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю подакцизными товарами;

- сумму расчета с отдельным указанием ставок и сумм НДС по этим ставкам (за исключением случаев осуществления расчетов индивидуальными предпринимателями, не являющимися налогоплательщиками НДС или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДС);

- форму расчета (наличные денежные средства и (или) электронные средства платежа), а также сумму оплаты наличными денежными средствами и (или) электронными средствами платежа;

- должность и фамилию лица, осуществившего расчет с покупателем (клиентом), оформившего документ и выдавшего (передавшего) его покупателю (клиенту) (за исключением расчетов, осуществленных с использованием автоматических устройств для расчетов, применяемых в том числе при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети "Интернет");

- подпись лица, выдавшего этот документ.

Порядок выдачи и учета документов, подтверждающих факт осуществления расчета между коммерсантом и покупателем (клиентом), устанавливает Правительство Российской Федерации (пункт 4 статьи 2 Закона N 54-ФЗ).

 

Обратите внимание! Положения пунктов 2 и 3 статьи 2 Закона N 54-ФЗ не распространяются на индивидуальных предпринимателей, которые используют для осуществления расчетов автоматическое устройство для расчетов, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами, что установлено пунктом 8 названной статьи.

 

Следует напомнить, что в Закон N 54-ФЗ были внесены изменения Законом N 290-ФЗ, которые вступили в силу с 15 июля 2016 г., за исключением отдельных положений.

Если коммерсанты в соответствии с Законом N 54-ФЗ до внесения в него изменений вправе были не применять ККТ, то такое право сохраняется за ними до 1 июля 2018 г., что следует из пункта 9 статьи 7 Закона N 290-ФЗ.

При этом если деятельность, осуществляемая предпринимателями, относится к выполнению работ, оказанию услуг населению, то они могут до 1 июля 2018 г. осуществлять расчеты без применения ККТ, при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в прежнем порядке (пункт 8 статьи 7 Закона N 290-ФЗ).

Напомним, что порядок осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, устанавливает Положение, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники".

Также до 1 июля 2018 г. могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ коммерсанты, применяющие ПСН, и коммерсанты - налогоплательщики ЕНВД, при осуществлении ими видов деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ. Указанные лица могут не применять ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу) в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ до внесения в него изменений. Такое положение содержится в пункте 7 статьи 7 Закона N 290-ФЗ.

Напомним, что согласно прежним нормам Закона N 54-ФЗ без применения ККТ могут осуществлять расчеты вышеназванные коммерсанты, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 статьи 2 указанного закона, при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа, содержащего следующие сведения:

- наименование документа;

- порядковый номер документа, дату его выдачи;

- фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя;

- идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный предпринимателю, выдавшему документ;

- наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

- сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;

- должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

Кроме того, до 1 июля 2018 г. индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, могут не применять в составе таких торговых автоматов ККТ, что установлено пункт 11 статьи 7 Закона N 290-ФЗ.

 

Обратите внимание! В вышеперечисленных случаях неприменение ККТ является правом индивидуального предпринимателя, а не обязанностью, поэтому он вправе решать сам, каким образом он будет осуществлять свою деятельность - с применением ККТ или без нее.

Вместе с тем, если коммерсант обязан применять ККТ, то в случае ее неприменения его могут привлечь к административной ответственности. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 14.5 КоАП РФ за неприменение ККТ в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях коммерсанта могут оштрафовать на сумму от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее десяти тысяч рублей.

За повторное совершение административного правонарушения, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения ККТ, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, могут приостановить деятельность коммерсанта на срок до девяноста суток (пункт 3 статьи 14.5 КоАП РФ).

Заметим, что в Примечании к статье 14.5 КоАП РФ предусмотрена возможность избежать ответственности, предусмотренной пунктом 2 названой статьи. Для этого индивидуальному предпринимателю необходимо добровольно письменно заявить в налоговый орган о допущенном нарушении и добровольно устранить правонарушение до вынесения постановления об административном правонарушении. При этом должны быть соблюдены в совокупности следующие условия:

- на момент обращения с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

- представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

 

Рассматривая наличные расчеты индивидуальных предпринимателей, нельзя не коснуться еще одного важного нормативного документа - Указания Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание N 3210-У). Данным документом определен упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства.

Во-первых, в соответствии с пунктом 2 Указания N 3210-У индивидуальные предприниматели могут не устанавливать лимит остатка наличных денег. Во-вторых, на основании пунктов 4.1 и 4.6 Указания N 3210-У они вправе не оформлять кассовые документы и не вести кассовую книгу. Аналогичные разъяснения на этот счет дают и налоговики в письме ФНС России от 9 июля 2014 г. N ЕД-4-2/13338 "О порядке ведения кассовых операций и осуществлении наличных расчетов".

Но чтобы использовать упрощенный порядок ведения кассовых операций у предпринимателя должен быть соответствующий документ, подтверждающий, что он этим правом пользуется.

Правда, по мнению автора, на практике пользоваться упрощенным порядком ведения кассовых операций могут только те предприниматели, которые ведут бизнес самостоятельно и не доверяют собственные деньги другим лицам. Те же, кто привлекает к ведению бизнеса наемных работников, совсем не заинтересованы в этом и предпочитают наравне с организациями вести кассовую книгу и оформлять кассовые документы.

 

Обратите внимание! Если учет денежных средств ведется не самим коммерсантом, а кассиром, то рекомендуем с ним заключить договор о полной материальной ответственности. Это поможет избежать недостач и нарушений по кассе, которые, как это ни печально, имеют место у большинства субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих операции с денежной наличностью.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.