Денежные потоки в торговой организации — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Денежные потоки в торговой организации

2019-07-12 126
Денежные потоки в торговой организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Эффективная работа торговой фирмы, ее платежеспособность и финансовая устойчивость в первую очередь зависят от грамотного управления денежными потоками торговой организации. О денежных потоках торговой организации мы и поговорим в настоящей статье.

 

Денежные потоки представляют собой реальный носитель информации финансового состояния организации, причем в большей мере это касается торговых организаций, поскольку практически весь капитал компании, выраженный в финансовых средствах, заключен в дебиторской и кредиторской задолженности.

Дебиторская задолженность торговой организации представляет собой платежи покупателей товаров, кредиторская задолженность, наоборот - это задолженность самой организации поставщикам товаров и другим сторонним организациям.

Говоря о денежных потоках как о показателе, отражающем реальное финансовое положение, следует заметить, что именно это свойство денежных потоков позволяет торговой фирме отслеживать действительный ее уровень платежеспособности (текущей платежеспособности).

Важным соотношением в анализе денежных потоков организации является соотношение между оборачиваемостью дебиторской и оборачиваемостью кредиторской задолженности. По сути, от этого соотношения и зависит способность компании отвечать по своим краткосрочным обязательствам.

Под оборачиваемостью дебиторской задолженности понимается количество дней, в течение которых в организации формируется необходимая сумма денежных средств для покрытия своей кредиторской задолженности. В свою очередь, под оборачиваемостью кредиторской задолженности понимается временный промежуток, по истечении которого кредиторская задолженность торговой организации должна быть погашена. Следует заметить, что для обеспечения точности учета денежных потоков необходимо из анализа исключить просроченную и долгосрочную задолженность компании, поскольку в отношении этих видов активов и обязательств не ожидается поступления платежей в ближайшем будущем.

В системе управления денежными потоками торговой организации данный процесс целесообразно разделить на два крупных подэтапа - это управление притоком денежных средств и управление оттоком денежных средств. Под оттоком денежных средств в торговой организации следует понимать все затраты, которые несет компания до момента реализации товара. Сюда могут быть включены: оплата счетов поставщиков товара и транспортных организаций, оплата маркетинговых исследований по изучению рынков сбыта, оплата труда сотрудников, которые обеспечивают прием товара, его упаковку (при необходимости), выкладку товара, различного рода консультационные услуги, проценты по заемным денежным средствам, денежные штрафы, налоговые платежи в бюджеты соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации и так далее. Денежный приток обеспечивается в торговой организации, главным образом, за счет выручки от продажи товаров. Разница между денежным притоком и оттоком составляет чистый денежный поток торговой организации.

Итак, рассматривая систему денежных потоков торговой организации как объект управления, необходимо выделить те рычаги, при помощи которых это управление осуществимо.

Источником дебиторской задолженности, как уже отмечалось, является выручка от продажи товаров. Поэтому воздействовать на объемы реализации продавец может либо изменяя цену товара, либо увеличивая объем реализации в количественном выражении.

Говоря о мелких и средних торговых организациях, следует отметить, что в данной ситуации они не могут влиять на изменение объема продаж посредством изменения цены товара. Однако эти компании могут использовать в своей деятельности различные системы скидок и поощрения покупателей, разрабатывать специальные маркетинговые планы, диверсифицировать рынки, осваивать новые рынки сбыта, устанавливать в своих торговых точках удобные системы оплаты для покупателей и так далее.

Что касается крупных продавцов, то в чистом экономическом смысле у них существует такая возможность - влиять на объемы продаж посредством изменения уровня цены вследствие своего монопольного или олигопольного положения на рынке, однако в этом случае в борьбу за покупателя вмешивается государственная составляющая в части антимонопольного законодательства.

В вопросе воздействия продавца на объем выручки следует заметить, что возможности ее роста во многом зависят от соотношения постоянных и переменных издержек организации. Напомним, что под постоянными издержками торговой организации понимаются расходы компании, которые остаются относительно неизменными с ростом объема реализации, при этом величина удельных затрат, то есть затрат на единицу реализованной продукции остается постоянной. Сюда могут быть отнесены здания магазинов и торговых точек, кассовые аппараты, арендная плата за помещения складов и прочие издержки организации.

Под переменными затратами торговой организации, как правило, понимаются издержки, величина которых измеряется прямо пропорционально изменению объема реализации товаров. То есть, другими словами, это сумма платежей поставщикам, продавцам, которые находятся на системе оплаты труда, в соответствии с которой заработная плата зависит от объема продаж. Также в экономике торговой организации выделяют смешанный тип затрат, который соединяет в себе как элементы постоянных издержек, так и элемент переменных издержек организации.

Итак, как уже было отмечено, на рост объема выручки, а точнее на взаимосвязь динамики объема выручки и прибыли (поскольку конечная цель торговой организации - это максимизация прибыли) влияет соотношение постоянных и переменных издержек компании. На практике имеет место так называемый операционный рычаг. Суть его действия заключается в том, что при росте объема выручки наблюдается больший темп роста объема прибыли, однако этот больший темп роста ограничен соотношением постоянных и переменных затрат. Чем ниже удельный вес постоянных затрат, тем меньше будет это ограничение.

Источником покрытия кредиторской задолженности является покрытая дебиторская задолженность. Это выражается в том, что факт покрытия дебиторской задолженности в торговой организации должен предшествовать факту покрытия кредиторской задолженности, иначе торговой организации придется прибегнуть к внешнему финансированию.

Как уже отмечалось, помимо собственных источников покрытия кредиторской задолженности (выручки от реализации товаров) торговая организация может использовать внешние источники финансирования.

Когда в систему управления денежными потоками организации вплетается кредитная составляющая, процесс управления денежными средствами значительно усложняется. Однако не всегда на практике это означает ухудшение общего финансового состояния компании. Дело в том, что эффективная система управления денежными потоками торговой организации должна учитывать целый комплекс показателей экономической эффективности. Другими словами, не следует выстраивать поток денежных средств в компании, игнорируя факторы рентабельности платежеспособности, финансовой устойчивости, ликвидности активов и капитала. Поэтому, рассматривая возможность привлечения внешнего финансирования, торговая организация должна учитывать рентабельность капитала фирмы. На практике при использовании заемных средств проявляется действие финансового рычага или финансового левереджа, как его называют в зарубежной литературе. Действие финансового рычага проявляется в росте рентабельности собственного капитала, несмотря на платный и возмездный характер привлеченного капитала.

Следует заметить, что управление активами компании (коими и являются денежные и другие финансовые средства) является рисковым делом, поскольку, как показывает практика, компании, сосредоточившие свои усилия именно на этом участке анализа либо в силу непонимания сути функционирования коммерческой организации, либо вовсе из-за невнимательности, не учитывают соотношение активов организации с ее пассивами.

На практике для эффективного управления денежными потоками торговой организации разрабатываются и утверждаются специальные бюджеты и планы, строятся графики платежей, схемы и этапы прохождения заявок на оплату счетов поставщиков и выполнение прочих обязательств компании. В последнее время особенно эффективной становится система сбалансированных показателей, которая позволяет отслеживать не только финансовые потоки организации, но и следить за общим финансовым состоянием фирмы.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.