Электронные банковские переводы — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Электронные банковские переводы

2019-07-12 168
Электронные банковские переводы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Развитие любой организации приводит к росту ее документооборота. И в этом случае электронный документооборот может стать спасением для хозяйствующего субъекта, так как количество "бумаг" начинает расти в геометрической прогрессии.

За последнее время осуществление хозяйственных операций в электронной форме при помощи банка стало частым явлением. Вместе с тем, не всем организациям известно, какие же на самом деле услуги способны предоставить банки представителям бизнеса. О том, какие формы электронных переводов существуют, читайте в настоящей статье.

 

Самой распространенной формой осуществления переводов с использованием банковской системы в электронной форме является пакет услуг "Банк-клиент". "Банк-клиент" является системой дистанционного банковского обслуживания и позволяет клиенту (организации) проводить операции с денежными средствами на собственном банковском счете, с помощью модемной связи или выделенной интернет-линии, не выходя из офиса. При использовании системы "Банк-клиент" существенно повышается оперативность совершения платежей и банковских операций, что, несомненно, в современной жизни считается достаточно весомым конкурентным преимуществом.

Как правило, пакет услуг "Банк-клиент" является дополнением к договору на расчетно-кассовое обслуживание, заключаемому между банком и организацией (договор банковского счета). В соответствии с дополнительным соглашением банк в структуре системы "Банк-клиент" может предоставлять следующие виды услуг:

- исполнение платежных поручений;

- предоставление выписок клиенту, как по рублевым, так и по валютным счетам;

- предоставление информации о проведении платежей (в виде кредитовых авизо);

- прием заявок на покупку или продажу валюты;

- обмен прочей информацией между банком и клиентом.

В случае подключения системы "Банк-клиент" банк снабжает клиента необходимым программным обеспечением, устанавливает его, а также обеспечивает подготовку сотрудников организации для осуществления платежей. Необходимо отметить, что плюсом системы "Банк-клиент" является возможность ее встраивания в программное обеспечение компании, предназначенное для ведения бухгалтерского учета, что позволяет не только с высокой точностью отслеживать движение информации между организацией и банком, но и обрабатывать первичную документацию, поступающую извне.

Следует сказать, что в системе "Банк-клиент" применяются электронные документы, то есть используется информация в электронной форме, подписанная электронной подписью. Законодательно применение электронной подписи регулируется Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ). В соответствии с положениями данного закона электронный документ может быть признан равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, при определенных условиях. В частности, к таким условиям согласно статье 6 Закона N 63-ФЗ относятся:

- подписание информации в электронной форме квалифицированной электронной подписью.

Напомним, что квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам (пункт 4 статьи 5 Закона N 63-ФЗ):

1) ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;

2) для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, имеющие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с Законом N 63-ФЗ.

Неквалифицированной электронной подписью признается в силу пункта 3 статьи 5 Закона N 63-ФЗ электронная подпись, которая:

1) получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;

2) позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;

3) позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;

4) создается с использованием средств электронной подписи;

- подписание информации в электронной форме простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. При этом нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных неквалифицированной электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны предусматривать порядок проверки электронной подписи. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны соответствовать требованиям статьи 9 Закона N 63-ФЗ.

Следует отметить, что расходы на установку системы "Банк-клиент" в целях налогообложения прибыли организация может признать единовременно в составе внереализационных расходов на основании подпункта 15 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации.

Обратите внимание, что финансовое ведомство еще в письме от 7 декабря 2004 г. N 03-03-02-04/1/72 указало на то, что расходы на приобретение услуг банка в виде системы "Банк-клиент" могут признаваться в налоговом учете аналогично расходам на расчетно-кассовое обслуживание банка.

Помимо системы "Банк-клиент", существует ряд других систем, также относящихся к дистанционному банковскому обслуживанию, которые позволяют клиенту (организации) поддерживать непрерывную связь с обслуживающим банком и проводить платежи в течение 24 часов в сутки семь дней в неделю. Одной из таких систем является "ИнтернетБанк". Данная система предназначена для оперативного управления счетами организаций посредством всемирной компьютерной сети Интернет на web-сайте банка. Система "ИнтернетБанк", включая в себя стандартный функционал системы "Клиент-Банк", имеет ряд преимуществ, основанных на современных технологиях:

- не требуется установки автоматизированного рабочего места "Клиент" на компьютер клиента, вся работа осуществляется непосредственно на web-сайте банка;

- современный и удобный носитель конфиденциального ключа электронной подписи и средств аутентификации (smart-карта с USB-интерфейсом);

- просмотр информации об операциях по счету в режиме on-line;

- возможность доступа в систему с любого компьютера, подключенного к сети Интернет, на котором установлена система "ИнтернетБанк", и имеющего соответствующие настройки;

- возможность одновременной работы в системе нескольких пользователей, территориально удаленных друг от друга;

- возможность обмена с банком сообщениями произвольного формата по защищенному каналу с использованием электронной подписи;

- возможность разграничения прав доступа сотрудников организации руководителем предприятия;

- дополнительные возможности: ведение своих справочников, сохранение шаблонов платежей, оперативное получение дополнительной информации (например, об услугах банка), возможность настройки почтовых оповещений на e-mail.

Данные, передаваемые по сети Интернет, защищаются с помощью шифровальных (криптографических) средств. Для получения услуг с использованием "ИнтернетБанк" необходимо заключить договор по месту ведения счета.

На базе Интернета также существует и другой вид взаимодействия банка и клиента, например, "Мобильный банк" - это способ дистанционного банковского обслуживания клиентов, позволяющий совершать платежи и получать банковские информационные услуги, посредством мобильного устройства, используя банковский карт-счет, как платежное средство. Для получения услуг с использованием "Мобильный банк" нужно написать соответствующее заявление.

В завершение статьи, отметим, что электронные банковские переводы по своей сути не являются самостоятельной формой расчетов. Это своего рода современное осуществление безналичных расчетов, а следовательно, к ним могут быть применены все нормы законодательства, регулирующие традиционные безналичные расчеты, учитывая также и правовые последствия неисполнения банком своих обязательств перед клиентом.

 

Инкассо и новые требования к платежным требованиям

 

Перевод денежных средств, как Вы знаете, может осуществляться на основании инкассовых поручений и платежных требований. Об этих документах и пойдет речь в данной статье.

 

Правила осуществления перевода денежных средств Банком России, кредитными организациями (далее - банки) на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации устанавливает Положение о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденное Банком России 19 июня 2012 г. N 383-П (далее - Положение N 383-П).

Согласно пункту 7.1 Положения N 383-П инкассовые поручения применяются при расчетах по инкассо в случаях, предусмотренных договором, и расчетах по распоряжениям взыскателей средств. Получателем средств может являться банк, в том числе банк плательщика.

Инкассовое поручение составляется, предъявляется, принимается к исполнению и исполняется в электронном виде, на бумажном носителе, что следует из пункта 7.3 Положения N 383-П.

Реквизиты, форма (для инкассового поручения на бумажном носителе), номера реквизитов инкассового поручения установлены приложениями 1, 4 и 5 к Положению N 383-П.

Применение инкассовых поручений при расчетах по инкассо осуществляется при наличии у получателя средств права предъявлять распоряжение к банковскому счету плательщика, предусмотренного законом или договором между плательщиком и банком плательщика (пункт 7.4 Положения N 383-П).

Если право получателя средств предъявлять распоряжение к банковскому счету плательщика предусмотрено законом, то применение инкассовых поручений при расчетах по инкассо осуществляется при представлении плательщиком и (или) получателем средств в банк плательщика сведений о получателе средств, имеющем право предъявлять инкассовые поручения к банковскому счету плательщика, об обязательстве плательщика и основном договоре.

В случае если право получателя средств предъявлять распоряжение к банковскому счету плательщика предусмотрено договором между плательщиком и банком плательщика, применение инкассовых поручений при расчетах по инкассо осуществляется при представлении плательщиком в банк плательщика сведений о получателе средств, имеющем право предъявлять инкассовые поручения к банковскому счету плательщика, об обязательстве плательщика и основном договоре.

Если получателем средств является банк плательщика, то условие о списании денежных средств с банковского счета плательщика может быть предусмотрено договором банковского счета и (или) иным договором между банком плательщика и плательщиком, при этом непосредственное списание денежных средств с банковского счета клиента-плательщика может осуществляться банком в соответствии с договором банковского счета на основании составляемого банком банковского ордера.

Согласно пункту 7.6 Положения N 383-П в целях исполнения распоряжения взыскателя средств, не являющегося инкассовым поручением, предъявленного непосредственно в банк плательщика, указанный банк составляет инкассовое поручение.

Инкассовое поручение взыскателя средств может быть предъявлено в банк плательщика через банк получателя средств, что следует из пункта 7.7 Положения N 383-П.

 

Обратите внимание! Инкассовое поручение, предъявляемое через банк получателя средств, действительно для представления в банк получателя средств в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем его составления.

Банк получателя средств, принявший инкассовое поручение в целях взыскания денежных средств, обязан предъявить инкассовое поручение в банк плательщика не позднее рабочего дня, следующего за днем его приема.

 

На основании пункта 9.2 Положения N 383-П платежные требования применяются при осуществлении безналичных расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств. При этом получателем средств в силу пункта 9.1 Положения N 383-П может являться банк, в том числе банк плательщика.

Если получателем средств является банк, то согласно пункту 9.3 Положения N 383-П списание денежных средств с банковского счета клиента-плательщика при наличии заранее данного акцепта плательщика может осуществляться банком в соответствии с договором банковского счета на основании составляемого банком банковского ордера.

Платежное требование, в соответствии с пунктом 9.5 Положения N 383-П, составляется, предъявляется, принимается к исполнению и исполняется в электронном виде, на бумажном носителе.

Реквизиты, форма (для платежного требования на бумажном носителе), номера реквизитов платежного требования установлены приложениями 1, 6 и 7 к Положению N 383-П.

Обратите внимание, что платежное требование может быть предъявлено в банк плательщика через банк получателя средств, что установлено пунктом 9.6 Положения N 383-П.

Платежное требование, предъявляемое через банк получателя средств, действительно для представления в банк получателя средств в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем его составления.

Следует отметить, что при приеме инкассового поручения, платежного требования (далее - распоряжение) к исполнению банк в соответствии с пунктом 2.1 Положения N 383-П должен осуществить определенные процедуры (далее - процедуры приема к исполнению распоряжения), которые включают в себя:

- удостоверение права распоряжения денежными средствами;

- контроль целостности распоряжения;

- структурный контроль распоряжения;

- контроль значений реквизитов распоряжения;

- контроль достаточности денежных средств.

При этом удостоверение права распоряжения денежными средствами при приеме к исполнению распоряжения в электронном виде осуществляется банком посредством проверки электронной подписи, аналога собственноручной подписи и (или) кодов, паролей, иных средств, позволяющих подтвердить, что распоряжение в электронном виде подписано и (или) удостоверено в соответствии с пунктом 1.24 Положения N 383-П.

Удостоверение права распоряжения денежными средствами при приеме к исполнению распоряжения на бумажном носителе осуществляется банком посредством проверки наличия и соответствия собственноручной подписи (собственноручных подписей) и оттиска печати (при наличии) образцам, заявленным банку в карточке с образцами подписей и оттиска печати (далее - карточка). На это указывает пункт 2.3 Положения N 383-П.

Контроль целостности распоряжения в электронном виде осуществляется банком посредством проверки неизменности реквизитов распоряжения (пункт 2.4 Положения N 383-П).

Контроль целостности распоряжения на бумажном носителе осуществляется банком посредством проверки отсутствия в распоряжении внесенных изменений (исправлений).

Структурный контроль распоряжения в электронном виде осуществляется банком посредством проверки установленных реквизитов и максимального количества символов в реквизитах этого распоряжения (пункт 2.6 Положения N 383-П).

Структурный контроль распоряжения на бумажном носителе осуществляется банком посредством проверки соответствия распоряжения, установленной форме.

Контроль значений реквизитов распоряжения осуществляется посредством проверки в порядке, установленном банком, с учетом требований законодательства, значений реквизитов распоряжения, их допустимости и соответствия (пункт 2.7 Положения N 383-П, постановление ФАС Центрального округа от 3 сентября 2013 г. по делу N А35-10589/12).

Контроль достаточности денежных средств на банковском счете плательщика осуществляется банком плательщика, что следует из пункта 2.10 Положения N 383-П. При этом указанный контроль проводится при приеме к исполнению каждого распоряжения многократно или однократно в порядке, установленном банком.

Обратите внимание, что достаточность денежных средств на банковском счете плательщика определяется исходя из остатка денежных средств, находящихся на банковском счете плательщика на начало дня, и с учетом:

- сумм денежных средств, списанных с банковского счета плательщика и зачисленных на банковский счет плательщика до определения достаточности денежных средств на банковском счете плательщика;

- сумм наличных денежных средств, выданных с банковского счета плательщика и зачисленных на банковский счет плательщика до определения достаточности денежных средств на банковском счете плательщика.

В случаях, предусмотренных законодательством или договором, достаточность денежных средств на банковском счете плательщика определяется с учетом:

- сумм денежных средств, подлежащих списанию с банковского счета плательщика и (или) зачислению на банковский счет плательщика на основании распоряжений, принятых к исполнению и не исполненных до определения достаточности денежных средств на банковском счете плательщика;

- иных сумм денежных средств в соответствии с федеральным законом или договором.

Если денежных средств на банковском счете плательщика достаточно, то распоряжение подлежит исполнению в последовательности поступления распоряжений в банк, получения акцепта от плательщика, если законодательством или договором не предусмотрено изменение указанной последовательности. Отметим, что при приостановлении операций по банковскому счету плательщика в соответствии с федеральным законом указанное распоряжение помещается в очередь распоряжений, ожидающих разрешения на проведение операций.

Если же денежных средств на банковском счете плательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, кредитной организации недостаточно, то после осуществления контроля достаточности денежных средств на банковском счете (многократно или однократно) распоряжение не принимается банком к исполнению и возвращается (аннулируется) отправителю не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления распоряжения либо за днем получения акцепта плательщика. Исключением являются:

- распоряжения четвертой и предыдущей очередности списания денежных средств с банковского счета, установленной федеральным законом;

- распоряжения взыскателей средств пятой очередности списания денежных средств с банковского счета, установленной федеральным законом;

- распоряжения, принимаемые банком к исполнению или предъявляемые банком в соответствии с законодательством или договором.

Принятые к исполнению указанные распоряжения помещаются банком в очередь не исполненных в срок распоряжений для дальнейшего осуществления контроля достаточности денежных средств на банковском счете плательщика и исполнения распоряжений в срок и в порядке очередности списания денежных средств с банковского счета, которые установлены статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При помещении распоряжения в очередь не исполненных в срок распоряжений банк направляет отправителю распоряжения уведомление в электронном виде или на бумажном носителе по форме, установленной банком, либо возвращает экземпляр распоряжения на бумажном носителе в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем помещения распоряжения в очередь не исполненных в срок распоряжений. При этом в распоряжении, помещенном в очередь не исполненных в срок распоряжений, банк указывает дату помещения распоряжения в очередь. При помещении распоряжения получателя средств, предъявленного в банк плательщика через банк получателя средств, в очередь не исполненных в срок распоряжений указанное уведомление направляется банком плательщика банку получателя средств для передачи получателю средств.

При приостановлении в соответствии с федеральным законом операций по банковскому счету плательщика распоряжения, находящиеся в очереди не исполненных в срок распоряжений, на которые распространяется приостановление, помещаются в очередь распоряжений, ожидающих разрешения на проведение операций. При отмене приостановления операций по банковскому счету плательщика указанные распоряжения подлежат исполнению при достаточности денежных средств на банковском счете плательщика или помещаются в очередь не исполненных в срок распоряжений при недостаточности денежных средств на банковском счете плательщика в последовательности помещения распоряжений в очередь до приостановления операций по банковскому счету плательщика.

Обратите внимание, что процедуры приема к исполнению распоряжения получателя средств, требующего акцепта плательщика, также включают в себя контроль наличия заранее данного акцепта плательщика или получение акцепта плательщика. При этом контроль наличия заранее данного акцепта плательщика осуществляется в соответствии с подпунктом 2.9.1 пункта 2.9 Положения N 383-П, а получение акцепта - в соответствии с подпунктом 2.9.2 пункта 2.9 Положения N 383-П (смотрите письмо Банка России "Ответы на вопросы по применению Положения Банка России от 19 июня 2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств").

Кроме вышеперечисленных процедур, банки могут устанавливать дополнительные процедуры приема к исполнению распоряжений.

Порядок выполнения процедур приема к исполнению распоряжений согласно пункту 2.2 Положения N 383-П устанавливается кредитными организациями и доводится до клиентов, взыскателей средств, кредитных организаций в договорах, документах, разъясняющих порядок выполнения процедур приема к исполнению распоряжений, а также путем размещения информации в местах обслуживания клиентов.

На основании пункта 2.13 Положения N 383-П в поступившем от получателя средств распоряжении банк получателя средств должен указать дату поступления распоряжения в банк получателя средств.

При положительном результате процедур приема к исполнению распоряжения банк должен принять это распоряжение к исполнению и осуществить следующие действия:

- если распоряжение было отправлено в электронном виде - направить отправителю уведомление в электронном виде о приеме распоряжения к исполнению, в порядке, установленном банком, не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в банк распоряжения, с указанием информации, позволяющей отправителю идентифицировать распоряжение и дату приема его к исполнению. Заметим, что если распоряжение помещено в очередь не исполненных в срок распоряжений, то в этом распоряжении и в уведомлении в электронном виде банк должен указать дату помещения распоряжения в очередь;

- если распоряжение было составлено на бумажном носителе - подтвердить прием распоряжения посредством проставления даты приема распоряжения к исполнению, даты помещения распоряжения в очередь не исполненных в срок распоряжений (при помещении в очередь), штампа банка и подписи уполномоченного лица банка, и возвратить отправителю экземпляр распоряжения в порядке, установленном банком, не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в банк распоряжения.

При отрицательном результате процедур приема к исполнению распоряжения банк должен произвести следующие действия:

- если распоряжение было отправлено в электронном виде - направить отправителю распоряжения уведомление в электронном виде об аннулировании распоряжения, в порядке, установленном банком, не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в банк распоряжения, с указанием информации, позволяющей отправителю идентифицировать аннулируемое распоряжение, дату его аннулирования, а также причину аннулирования, которая может быть указана в виде кода, установленного банком и доведенного до сведения отправителя распоряжения;

- если распоряжение было составлено на бумажном носителе - вернуть его отправителю с проставленными датой возврата, отметкой банка о причине возврата, штампом банка и подписью уполномоченного лица банка в порядке, установленном банком, не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в банк распоряжения.

Обратите внимание, что банк может однократно подтвердить положительный результат выполнения всех или нескольких процедур приема распоряжений к исполнению.

Распоряжение считается принятым банком к исполнению при положительном результате выполнения процедур приема к исполнению, предусмотренных для соответствующего вида распоряжения, в том числе при помещении распоряжения в очередь не исполненных в срок распоряжений.

 

Аккредитив

 

Безналичный расчет в Российской Федерации предполагает разнообразные формы его осуществления. Одной из таких форм является аккредитив. Аккредитив, представляя собой условное обязательство, является более надежным способом обеспечения обязательств по сравнению с платежными поручениями. И хотя на сегодняшний день расчеты по аккредитиву применяются в основном в торговой деятельности, данная форма расчетов может быть использована и в других сферах бизнеса. Разобраться в порядке расчетов по аккредитиву, а также в процедурах его выставления и исполнения поможет данная статья.

 

Аккредитив представляет собой форму безналичных расчетов в Российской Федерации. Порядок расчетов с использованием аккредитивов регулируется:

- параграфом 3 главы 46 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ);

- Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденным Центральным Банком России 19 июня 2012 г. N 383-П (далее - Положение N 383-П);

- другими нормативными правовыми актами российского законодательства.

В соответствии со статьей 867 ГК РФ в расчетах по аккредитиву участвуют четыре субъекта. Во-первых, это плательщик, который при помощи открытия аккредитива исполняет обязательства перед своим кредитором. Во-вторых, это непосредственно банк-эмитент, который и открывает аккредитив плательщику. Банк-эмитент вправе самостоятельно произвести платежи, причитающиеся к оплате, акцептовать или учесть переводной вексель или поручить исполняющему банку (третий участник схемы) выполнить указанные обязательства. Заключительным участником аккредитивной операции является получатель платежа.

Необходимо обратить внимание читателя на то, что исполнение аккредитива на основании пункта 6.30 Положения N 383-П может осуществляться лицу, не являющемуся получателем средств (далее - третье лицо), если возможность такого исполнения предусмотрена условиями аккредитива и исполняющий банк выразил свое согласие на исполнение аккредитива третьему лицу. Для этого получатель средств должен написать заявление об исполнении аккредитива третьему лицу.

Таким образом, в аккредитивной операции участвуют: плательщик, банк-эмитент, исполняющий банк (этого субъекта может и не быть в схеме, при условии, что банк-эмитент самостоятельно исполняет обязательства плательщика), получатель денежных средств и третье лицо, представленное получателем средств, при условии, что данная возможность предусмотрена самим аккредитивом и исполняющий банк дает на то свое согласие.

Согласно пункту 6.6 Положения N 383-П открытие аккредитива осуществляется банком-эмитентом на основании заявления плательщика об открытии аккредитива. Согласие исполняющего банка на исполнение аккредитива не препятствует его исполнению банком-эмитентом.

Заявления об открытии аккредитива составляется плательщиком в порядке, установленном банком. Реквизиты и форма (на бумажном носителе) аккредитива в силу пункта 6.7 Положения N 383-П также устанавливаются банком.

Необходимо отметить, что аккредитив является независимым по отношению к основному договору с банком и оформляется отдельно (пункт 6.3 Положения N 383-П).

В соответствии со статьей 867 ГК РФ аккредитив может быть покрытым (депонированным) и непокрытым (гарантированным).

В случае открытия покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При этом перевод денежных средств в исполняющий банк в качестве покрытия по покрытому (депонированному) аккредитиву осуществляется платежным поручением банка-эмитента с указанием информации, позволяющей установить аккредитив, в том числе дату и номер аккредитива, что следует из пункта 6.10 Положения N 383-П.

В случае открытия непокрытого (гарантированного) аккредитива все операции производятся исполняющим банком с ведущегося у него счета банка-эмитента. Заметим, что при исполнении непокрытого (гарантированного) аккредитива исполняющий банк вправе не осуществлять исполнение аккредитива до поступления денежных средств от банка-эмитента, за исключением случая подтверждения аккредитива подтверждающим банком, что установлено пунктом 6.21 Положения N 383-П.

Таким образом, по способу обеспечения аккредитив бывает депонированным или гарантированным.

По способу совершения платежа аккредитив может являться отзывным (при этом такой аккредитив может быть изменен или отменен без предварительного уведомления получателя средств), а также безотзывным. В последнем случае изменение условий аккредитива или же его отмена не возможна без согласия получателя средств. Следует обратить внимание читателя, что в соответствии с пунктом 3 статьи 868 ГК РФ аккредитив является отзывным, если в его тексте прямо не установлено иное.

Как уже говорилось ранее, аккредитив составляет банк-эмитент на основании заявления плательщика. В соответствии со статьей 867 ГК РФ, Положением N 383-П аккредитив составляется на определенный срок. Причем исполнение платежа по аккредитиву возможно только при условии предоставления получателем денежных средств необходимых документов.

В силу пункта 6.15 Положения N 383-П получатель средств должен представить в исполняющий банк (по месту его нахождения), в том числе через банк, сообщивший получателю средств условия аккредитива, документы, предусмотренные условиями аккредитива, в течение срока действия аккредитива и в пределах предусмотренного условиями аккредитива срока для представления документов. Если дата истечения срока действия аккредитива, срока для представления документов приходится на нерабочий день, получатель средств может представить документы в первый рабочий день после дня истечения соответствующего срока.

Получатель средств может представить документы непосредственно в банк-эмитент.

В случаях, предусмотренных условиями аккредитива, в исполняющий банк с его согласия могут представляться документы в электронном виде (пункт 6.16 Положения N 383-П). Порядок представления документов в электронном виде определяется по соглашению между банком-эмитентом и исполняющим банком и доводится до получателя средств.

Согласно пункту 6.17 Положения N 383-П банк (исполняющий банк, банк-эмитент) проводит проверку соответствия по внешним признакам представленных документов и их реквизитов требованиям, предусмотренным условиями аккредитива, а также отсутствие противоречий между документами. Срок проверки документов не должен превышать пяти рабочих дней, следующих за днем получения документов.

При отсутствии претензий исполняющий банк осуществляет платеж по аккредитиву (пункт 6.18 Положения N 383-П). В случае установления несоответствия представленных документов по внешним признакам условиям аккредитива исполняющий банк вправе отказать в исполнении аккредитива, уведомив об этом получателя средств и банк-эмитент, указав на все расхождения, являющиеся причиной отказа (пункт 6.24 Положения N 383-П). Заметим, что исполняющий банк, в том числе по указанию получателя средств, может предварительно запросить банк-эмитент о согласии принять представленные документы с расхождениями. В этом случае документы находятся на хранении в исполняющем банке до получения ответа банка-эмитента.

Обратите внимание, что ответственность перед плательщиком по аккредитиву несет банк-эмитент, а перед банком-эмитентом - исполняющий банк, на это указывает пункт 1 статьи 872 ГК РФ. Так, Девятый апелляционный арбитражный суд в постановлении от 23 октября 2009 г. N 09АП-19915/2009-ГК по делу N А40-51574/09-47-349 привлек к ответственности банк-эмитент, поскольку исполняющий банк не смог перечислить средства аккредитива вследствие отзыва у него лицензии. Таким образом, по мнению суда, за действия исполняющего банка перед плательщиком отвечает банк-эмитент.

Однако пункт 3 статьи 872 ГК РФ предусматривает возможность возложения ответственности на исполняющий банк в случае произведения неправильной выплаты по аккредитиву вследствие нарушения его условий. Например, в постановлении ФАС Московского округа от 12 апреля 2005 г. по делу N КГ-А40/2774-05 суд признал действия исполняющего банка неправомерными и постановил о взыскании убытков в пользу плательщика по аккредитиву. Суть спора заключалось в том, что исполняющий банк, не проверив соответствие предоставленных документов получателем денежных средств по аккредитиву, совершил платеж в его пользу. Аналогичная точка зрения изложена и в постановлении ФАС Московского округа от 13 октября 2011 г. по делу N А40-130212/10-133-1144, в постановление ФАС Московского округа от 29 июля 2013 г. по делу N А40-116169/12-133-887.

Непосредственное исполнение аккредитива согласно пункту 6.20 Положения N 383-П осуществляется посредством перевода денежных средств платежным поручением исполняющего банка на банковский счет получателя средств или посредством зачисления соответствующей суммы на банковский счет получателя средств в исполняющем банке.

Согласно статье 873 ГК РФ основанием для закрытия аккредитива в исполнительном банке является:

- истечение срока его действия;

- отказ получателя денежных средств от использования аккредитива до истечения срока действия расчетного документа, если это допускается условиями аккредитива;

- отзыв аккредитива (полный или частичный) по требованию плательщика, если такой отзыв возможен по условиям аккредитива.

Поскольку расчеты по аккредитиву представляют собой хозяйственную операцию, рассмотрим порядок учета аккредитивных операций.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. N 94н, для учета и обобщения информации о денежных средствах в аккредитивах предназначен счет 55 "Специальные счета в банках" субсчет 55-1 "Аккредитивы". Аналитический учет ведется по каждому выставленному аккредитиву.

 

Пример

Пусть торговая организация ООО "Альфа" для оплаты товара, приобретаемого для последующей перепродажи, согласно условиям договора поставки открывает в банке депонированный аккредитив за счет собственных денежных средств. Комиссия банка за открытие аккредитива составляет 5 000 руб. и взимается в день открытия аккредитива. Величина аккредитива составляет 500 000 руб.

В учете торговой организации будут сформированы следующие записи:

Дебет 55-1 Кредит 51

- 500 000 руб. - отражено открытие покрытого аккредитива;

Дебет 76 Кредит 51

- 5 000 руб. - отражена стоимость услуг банка за открытие аккредитива;

Дебет 41 Кредит 76

- 5 000 руб. - стоимость услуг банка учтена в составе фактической себестоимости приобретенного товара;

Дебет 60 Кредит 55-1

- 500 000 руб. - отражено раскрытие аккредитива для оплаты товаров.

 

Следует сказать, что расходы на открытие аккредитива на основании главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (дал


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.