Пора в школу. От пяти до восьми лет — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Пора в школу. От пяти до восьми лет

2019-07-12 150
Пора в школу. От пяти до восьми лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

За год-два перед школой мальчишка неуловимо меняется, из умильного малыша превращается в шебутного озорника, который все время, если не играет в компьютер, занят чем-то, с точки зрения взрослых, вредным, опасным или бесполезным. Мальчики этого возраста еще больше, чем малыши, любят подвижные игры: бегают, прыгают, залезают на деревья и гаражи, носятся наперегонки, сражаются на палках или игрушечных мечах, сотрясают воздух криками, имитирующими клич мультгероев или выстрелы оружия.

В этом возрасте у мальчиков уже появляются стойкие увлечения. Кто-то хочет играть в футбол, кто-то любит борьбу, кто-то упоенно рисует, кто-то обожает Трансформеров или Лего. Это довольно приятный для родителей возраст, потому что ребенка легко порадовать: купить ему очередной костюм Человека-паука или очередного динозавра, разрешить с друзьями поиграть в войну или в пиратов, поставить на компьютер новую игрушку. Из мальчишки будут хлестать эмоции – радости, удовольствия, счастья. Родители – как мамы, так и папы – тоже чувствуют себя счастливыми, поэтому с огромной радостью развлекают детишек.

Да и вообще, мальчики-дошкольники или младшие школьники, хоть и предпочитают мальчишеские компании, еще с удовольствием играют с девочками и уже (и пока еще) довольно неплохо «слушаются», так что их удобно брать в гости к друзьям с любыми детьми того же возраста. Именно на детей от пяти до восьми-десяти лет ориентирована большая часть нашей детской индустрии игр, игрушек и развлечений.

Нет ничего плохого и зазорного в том, чтобы баловать чуть подросшего мальчишку, коль скоро это приносит удовольствие всем участникам процесса. На совместном времяпрепровождении и совместных удовольствиях во многом и строится тот самый контакт между родителем и ребенком, который позволяет в дальнейшем пережить трудности и бури подросткового возраста.

 

Но помимо потребности развлекаться у мальчика в этом возрасте есть очень-очень большая потребность познавать мир, и ей тоже обязательно надо дать место, чтобы потом не говорить: «Его ничего не интересует! Он только играет в компьютер и развлекается, ничего больше делать не хочет!»

 

Познавательная потребность в этом возрасте проявляется у мальчиков не только в бесконечных вопросах: «А это почему? А зачем? А для чего?», но и в любви к играм с водой и огнем. Мальчики-дошкольники все – страстные пироманы. Такая страсть к огню и поджиганию всего, что горит, справедливо кажется взрослым опасной. Но запретить в этом возрасте все подобные игры – это в дальнейшем вырастить вялого, погруженного в виртуальную реальность подростка. Вопрос тут не в том, как запретить мальчику все опасное, иначе он вырастет чуть-чуть и просто начнет скрывать от родителей свои занятия. Конечно, скрывать он будет не очень убедительно, и когда взрослые его уличат, расстройства с их стороны будет еще больше. Появится известная тема с трагическим заламыванием рук: «Он мне врет!»

Так вот, мы имеем малолетнего любознательного поджигателя, с его тайной или явной страстью, почти как у пещерного человека: зажигать огонь, смотреть на огонь, кидать в огонь разные предметы. Давайте направим эту энергию в мирное русло. Первое и главное, научим нашего дикаря-пиромана правилам безопасности!

 

Он должен знать, что костер никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя жечь в квартире, никогда – вблизи горючих и легко воспламеняющихся предметов. Нельзя совать в огонь руки, ноги, части одежды, распущенные волосы. Нельзя бросать в костер ничего, что может вспыхнуть или взорваться. Рядом с костром должно быть что-то, что может легко и быстро потушить огонь, то есть песок или вода.

 

Если вы сильно тревожитесь, договоритесь с мальчиком, что он будет зажигать что-то в вашем присутствии, и примите меры предосторожности – покажите, как нужно правильно себя вести, как безопасно зажигать и тушить огонь. Но только, пожалуйста, не приносите в жертву вашей тревоге интерес ребенка к разнообразным явлениям!

Вообще, в этом возрасте мальчики очень многому учатся именно от окружающих взрослых, перенимают их правила поведения, их отношение к миру, друг к другу, к детям, к животным. Причем мальчики смотрят на родителей обоего пола. У папы и других близких мужчин они перенимают те самые гендерные стереотипы и культурные нормы поведения мужчины по отношению к женщине. И у мамы учатся – как заботиться о других, как вести себя с младшими.

Мальчики-дошкольники и младшие школьники еще очень нуждаются в материнской ласке, в нежном отношении, хотя временами могут стесняться перед товарищами «девчоночьих обниманий». Но и от отца мальчик хочет видеть, прежде всего, заботливое, ласковое отношение, а не муштру и строгость.

 

Вопреки распространенному заблуждению, чем более нежным по отношению к мальчику будет отец, тем более мужественным он вырастает!

 

Не надо бояться того, что мальчик, которого дома обнимают, дружески похлопывают, сажают на колени, вырастет неженкой, маменькиным сынком и слишком женственными, – совсем наоборот!

Мальчики очень внимательно приглядываются к тому, как ведет себя мама, как она проявляет свою женственность. Для любого мальчика мамочка – самая красивая, но именно мальчик-дошкольник и младший школьник по отношению к маме способен вести себя галантно, как истинный джентльмен (когда он видит, что именно так надо относиться к женщине). Поэтому очень плохо, если другие члены семьи подрывают мамин авторитет, за ее спиной делая так, как мама не разрешает делать, или когда к матери в семье относятся потребительски – подрастающий мальчик учится именно так воспринимать женщину.

Очень печально, если мама в семье единственная, кто работает «строгим полицейским», то есть именно она тот человек, который отвечает за дисциплину и наказания. По большому счету, отвечать за дисциплину должен тот, кто занимает главное место в семейной иерархии, – это очень понятный нам этологический принцип, доставшийся человеку от его животных предков.

Люди как существа общественные в любом закрытом сообществе стихийно организуются в иерархическую систему. Наверху этой системы всегда стоит иерарх: командир, вождь, президент, генерал, начальник, учитель, директор, глава семьи и так далее. Ниже стоят субдоминанты: заместители президента, начальника, директора, командира… По врожденной нам (биологической) логике, они исполняют волю главного, претендуют на его место и, в самом неудачном случае, когда главный стар, болен и слаб, воюют между собой за право стать главным.

Мальчишки, особенно в этом возрасте, существа очень «близкие к природе», иерархичные – это одна из важных характеристик любых мужских особей общественных животных, только так можно эффективно защищаться и охотиться.

Мальчик и семью воспринимает как свою личную иерархию и готов подчиняться тому, кто в ней главный.

Как он узнает, кто главный? Главный, с точки зрения этологического подхода, это тот, кто принимает основные решения, несет ответственность за их последствия, обеспечивает безопасность от внешних «врагов» и порядок внутри системы. Когда мальчик видит, что таким «главой» в семье выступает отец, он ассоциирует себя с ним, сам спокойно подчиняется и в будущем берет на себя мужскую роль.

Если же «порядок» в семье наводит мать, то в сознании мальчика происходит некоторая путаница: вроде бы культура у нас пока еще больше ориентирована на традиционную модель, то есть в семье подразумевается мужское главенство. Следовательно, за порядок должен отвечать папа! А папа почему-то за порядок совсем не отвечает или отвечает, но как-то странно: наказывает и ругается почему-то мама.

Часто такое происходит, когда у родителей разные представления о воспитании, которые они не обговаривали. И на этом этапе развития ребенка такая разница в требованиях и представлениях приводит к тому, что он перестает понимать, не только чего от него хотят взрослые, но и кто он в семейной иерархии, как ему вести себя, когда он вырастет. Вдобавок возникают вопросы по поводу того, что же входит в функции пола противоположного. Так что, пожалуйста, договоритесь о требованиях к ребенку и не разделяйтесь на «доброго следователя» и «злого следователя», а как-то чередуйте подход и оставьте приоритет контроля за семейными правилами папе.

В этом возрасте родители часто упрекают ребенка в том, что он врет или фантазирует. Нужно понимать: пока ребенок так устроен и так видит мир, что для себя не очень проводит грань между фантазией и реальностью.

Он сам не всегда различает, что он выдумал, а что было на самом деле: «Дали Мурочке тетрадь, стала Мура рисовать. – Это козочка рогатая, это елочка мохнатая, это дядя с бородой, это дом с трубой! – Ну а это что такое, непонятное, чудное, с десятью ногами, с десятью рогами? – Это Бяка-Закаляка Кусачая, я сама из головы ее выдумала! – Что ж ты бросила тетрадь, перестала рисовать? – Я ее боюсь!» (К. Чуковский)

Именно так оно и происходит: ребенок начинает фантазировать, выдумывать, привирать и настолько погружается в процесс, что его фантазии становятся для него ожившими. Про это написано много детских книг, снято много детских фильмов. Не ругайте мальчишку-фантазера, не называйте его вруном, не смейтесь над его выдумками! Мало того, что это вполне по возрасту, так еще именно так развиваются творческие способности ребенка, так он растет, так развивается его умение управлять реальностью.

Вообще, если говорить о правилах и требованиях, то для мальчика очень важно, чтобы это были требования, соответствующие его реальному, психологическому возрасту и учитывающие его особенности. Помните короля из сказки «Маленький принц», который повелевал Солнцу встать в то время, когда оно восходило, а закатиться – когда наступало время заката, и утверждал, что так поступает мудрый правитель. Хорошо, когда родитель может быть таким мудрым королем: не требовать от подвижного пацана, чтобы он сидел и лепил из желудей человечков, а от неторопливого и любящего спокойные игры – чтобы шел во двор гонять в футбол.

Но требования к мальчикам в этом возрасте неизбежно сталкиваются с суровой реальностью – мальчик должен идти в школу. А мальчики и физически, и психологически созревают медленнее девочек! И подавляющее большинство мальчишек не готовы идти в школу в шесть или шесть с половиной лет, не готовы просто физически. У кого-то еще довольно много логопедических проблем – выговаривает не все звуки, ему трудно развернуто говорить. Кто-то еще с трудом концентрирует внимание, неусидчив. Кто-то просто маловат ростом, ел мало каши и имеет хрупкое телосложение… А мы помним, что школа – это прежде всего очень существенная физическая нагрузка – на зрение, на спину за счет сидения (самая нефизиологичная, то есть неполезная для здоровья поза), сохранения неподвижности, ношения тяжелого портфеля.

 

На данный момент 70 % школьников к четырнадцати годам имеют хотя бы одно хроническое заболевание, а в младших классах примерно половина городских детей уже имеют проблемы со зрением и с осанкой.

 

Обдумайте все недостатки и преимущества того, что ваш мальчик пойдет в школу в шесть лет. Достоинство тут только одно, и то сомнительное: якобы у него (если за одиннадцать лет ничего не изменится) будет дополнительный год для поступления в вуз перед призывом. А недостатков множество: проблемы со здоровьем, трудности в усвоении программы и неизбежное в этом случае недовольство учителя, нелюбовь к школе, впоследствии – плохие оценки, утрата желания учиться…

Как правило, даже очень умный и талантливый шестилетка с большим трудом может сидеть на уроке, на переменах стремится бегать, а не чинно ходить парочками. Все это вызывает нарекания учителя, дневник пестрит замечаниями, мальчик не может «исправиться» (для этого ему нужно перестать быть собой), конфликт с учителем нарастает, маму вызывают в школу, ей стыдно, что у нее такой «ужасный ребенок, сплошные проблемы»…

Совсем избежать этих проблем не удастся, потому что современная школьная система совершенно не ориентирована на мальчиков и их личностные особенности, а также потому, что преподают в начальной школе в основном женщины.

 

По сути, начальная школа – это мир, где воспитываются и поощряются особенности, совершенно мальчикам не присущие, и, чтобы удовлетворить его требования, мальчику надо перестать быть мальчиком: активным, любящим двигаться, умеющим мыслить конструктивно, обладающим более развитым неречевым интеллектом, не умеющим сохранять статичную позу, все разбирающим и достаточно независимым.

 

За любое отклонение от представления учителя «как должно себя вести» будет написано замечание в дневник, а для младших школьников авторитет учителя очень важен, и чем больше учитель хвалит и выделяет какого-то ребенка, тем выше его авторитет среди товарищей.

Ребенок, которого ругает учитель в начальной школе, чувствует себя не только плохим и некомпетентным, но и не уважаемым другими детьми – его рейтинг падает в глазах одноклассников.

Мальчик с сильными лидерскими качествами может попробовать сделать такое положение вещей своим преимуществом, то есть завоевать авторитет наоборот, стать самым знаменитым хулиганом или клоуном в классе.

В любом случае, мамам и папам мальчиков не стоит присоединяться к мнению учительницы и ругать ребенка дома за то, что он «крутился на уроке», «смотрел в окно», «гулял по улице в расстегнутом пиджаке», «бегал на перемене» или «смеялся в Мавзолее».

Последнее замечание – вполне реальное замечание из дневника мальчика, написанное в восьмидесятые годы учительницей одной московской школы мальчику-третьекласснику по фамилии Каплан. Детей приняли в пионеры в музее Революции в Москве, а потом повели приобщиться к главной святыне тогдашнего политического строя: в Мавзолей Ленина. В темном и мрачном, но очень пафосном помещении пацанов разобрал смех, как это обычно бывает с мальчишками, и на строгий вопрос учительницы: «Что происходит?» ей ответили: «А это Каплан смеется!» Хорошо, годы были более чем вегетарианские, ребенок отделался таким вот прекрасным замечанием, родителей вызвали в школу, но на этом все и кончилось, к счастью.

Та серьезность, с которой учителя пишут все эти «вертелся, дрался, смеялся…» вполне сопоставима с ложным драматизмом ситуации смеха в Мавзолее и так же не стоит выеденного яйца. Мальчик вырастет, и пусть такого рода претензии будут вашим самым большим горем!

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.