Невозможность ужиться в коллективе сверстников — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Невозможность ужиться в коллективе сверстников

2019-07-12 125
Невозможность ужиться в коллективе сверстников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Мы уже говорили, что для мальчика сейчас становятся очень важными мальчишеские сообщества. И бывает так, что ребенок по каким-то причинам не вписывается в свой класс или коллектив в кружке – его начинают дразнить. Узнав, что вашего ребенка дразнят, не отмахивайтесь от этого, как от какого-то пустяка, – скорее всего, для него это очень обидно. Но и идти «воевать» за свою кровиночку, разбираться с детьми-обидчиками, как правило, означает сделать только хуже. В том случае, когда ребенок своими поступками действительно восстановил против себя других детей, ваше вмешательство только еще больше подорвет его авторитет. А если причина в том, что против него незаслуженно ополчились агрессивные дети, к своим прозвищам он получит еще и список издевок на тему «побежал к своей мамочке!».

Для начала имеет смысл попросить помощи со стороны, сходить к школьному психологу к социальному педагогу, обратиться в психологический центр, потому что в первую очередь надо разобраться – в том ли дело, что мальчик попал в негодный коллектив, где принято травить слабых? Если дело в этом, тогда нужно просто срочно переводить ребенка в другой класс, в другую школу, в другой кружок. Переделать агрессивный, жестокий детский коллектив можно только при огромных педагогических усилиях, и вряд ли вы как родитель справитесь с такой задачей. Разве что имеет смысл поговорить с педагогами и родителями, привлечь их внимание к ситуации, но после того, как вы заберете своего ребенка из сценария фильма «Чучело».

Кстати, посмотрите с ребенком это кино и поговорите о нем – это поможет ему не чувствовать себя таким одиноким и отвергнутым из-за произошедшего.

Но бывает и так, что причина не в коллективе, а в том, что ваш ребенок своим поведением действительно восстановил против себя весь класс, состоящий из в общем-то доброжелательных ребят. В моей практике был случай, когда пятиклассники написали заявление директору с просьбой исключить из их класса мальчика, успевшего за пять лет досадить абсолютно всем товарищам своей неуравновешенностью. Каждый ребенок в классе поставил подпись под заявлением об исключении одноклассника, а затем они все вместе отнесли его директору.

Удивленный и раздосадованный директор вызывал к себе в кабинет для беседы каждого ребенка по отдельности, выспрашивая, почему они так поступили. Дети были единодушны, продолжали отстаивать свое нежелание учиться с хулиганом и говорили: «Мы пошли демократическим путем! Мы все не хотим с ним учиться, мы проголосовали! Посмотрите, даже он сам подписал это заявление (действительно, подписал по ошибке, не разобравшись!). Разве вы, Иван Петрович, против демократии?!»

В этой ситуации ребенок, которого таким жестоким образом исключили, безусловно, вызывает сочувствие. Но позицию его одноклассников можно понять, более того, она достойна уважения – дети повели себя в сложившейся ситуации действительно гуманно, хоть и жестко. Никто не дразнил, не обижал, не травил мальчика, случилось, как в известной поговорке советских времен: «Если ты плюнешь на коллектив, коллектив утрется, а если коллектив плюнет на тебя – ты утонешь».

Самое большое горе здесь в том, что мальчик, восстановивший против себя один класс, в другом точно так же будет всем досаждать и снова станет объектом отвержения, неприязни, насмешек. И пока он сам не изменится, перевод его, к примеру, в другой класс, ничего, по сути, не изменит – он заберет свою проблему с собой.

Причем надо иметь в виду, что современные дети в целом довольно лояльны – они почти не обращают внимания на недостатки внешности, одежду, очки, пластинки или брекеты, полноту или худобу друг друга. По сравнению с советским временем, когда в воздухе носился дух преследования любых отличий, сегодняшние дети на самом деле толерантны: редко какой-то ребенок или родитель жалуется на дискриминацию по национальности, религиозной принадлежности, внешности или социальному статусу. Исключение составляют, пожалуй, только чернокожие дети – их слишком мало, и их действительно частенько дразнят или задевают из-за цвета кожи. Тут, наверное, во-первых, должно пройти время, чтобы дети привыкли к необычной в наших широтах расе, во-вторых, на это должны быть направлены усилия педагогов и родителей.

Так вот, если вышло так, что у вашего сына есть особенности поведения, которые не дают ему ужиться с большинством детей, то нужно как можно скорее помочь ему научиться вести себя иначе. В противном случае в подростковом возрасте мальчик, не находящий себе места в обычных детских коллективах, либо совершенно замкнется в себе, либо будет искать себя в «альтернативных» группах сверстников: среди трудных подростков, в полукриминальных уличных группах, где частенько употребляют алкоголь, наркотики.

Преодолеть трудности в общении с коллективом сверстников поможет психотерапия – либо групповая, либо семейная, либо с парой ребенок – родитель (то есть вы). В таких случаях специалисты настаивают именно на семейной работе или работе с парой ребенок – родитель, потому что неприятное и неуправляемое поведение ребенка – чаще всего лишь симптом какого-то скрытого семейного неблагополучия. Мальчик просто выражает то, что «носится в воздухе» в семейной системе, и если не починить, где сломано, а просто ожидать от ребенка, что он сам волшебным образом станет вести себя лучше, толку не будет.

 

Домашнее воровство

 

Еще одна проблема, с которой часто сталкиваются родители мальчиков, учащихся в средней школе, – проблема домашнего воровства. Да-да, вы не ослышались, вопреки распространенному мнению, это довольно частая история. Эпизоды домашнего воровства вызывают огромную тревогу и сильнейший стыд у родителей, тем более что воруют, как правило, дети из довольно благополучных и неплохо обеспеченных семей. Иногда родители обнаруживают пропажу незначительных сумм, но бывают и совсем уж печальные эпизоды. Так, в моей практике был случай, когда десятилетний мальчик обнаружил родительскую заначку с крупной суммой, отложенной на покупку машины! Родители заподозрили неладное, когда ребенок уже успел потратить две трети отложенной с большим трудом и весьма немаленькой суммы. Причем, что самое нелогичное и обидное, дети спускают огромные суммы на всякую ерунду: покупают чипсы и жвачки, раздают деньги и угощения одноклассникам…

Если в вашей семье произошло такое, прежде всего, не порите горячку. Можно понять, насколько страшно и неприятно обнаружить, что ваш любимый сын «вор и растратчик»! К тому же пропажа немалой суммы может не только вызвать обиду, но и серьезно подорвать благосостояние семьи. Но все-таки постарайтесь взять себя в руки, не обзывать ребенка разными приходящими на ум словами в стиле 18+ и, тем более, не наказывать физически, как бы ни хотелось.

Проблему это не решит, а, скорее, усугубит. Разговаривать и наказывать, конечно, надо, но для начала стоит разобраться, что же произошло.

В силу возраста ребенок еще не в состоянии понять реальной цены денег, тем более – как именно взрослые зарабатывают и тратят крупные суммы. Сам он еще в жизни не заработал ни рубля, и связь между затраченными усилиями и заработанными деньгами для него существует в лучшем случае умозрительно. Однако он уже знает, что разные «вкусняшки» покупаются за деньги, а найденную заначку или позаимствованную тысячу воспринимает в стиле приключенческих романов: как внезапно обнаруженное сокровище, которое можно обратить в понятные радости.

Такой подход совсем не делает поступок ребенка хорошим, потому как он все-таки понимает, что делает что-то не то, но успокаивает свою совесть соображениями вроде «от многого немножко – не кража, а дележка». А серьезных отдаленных последствий своего поступка понять он пока что не в состоянии.

Когда вы в ужасе и отчаянии от произошедшего станете клеймить его вором-рецидивистом, он, конечно, поймет, что совершил дурной поступок и теперь родители считают его преступником. Но от такого воззрения на себя никто еще не исправлялся, а главное, от него не возникает та самая связь между трудом родителей, деньгами и благополучием семьи, которая впоследствии не позволяет всем нам растрачивать зарплату в первые три дня на наши взрослые радости.

Так что если говорить о наказании, то оно должно быть логически связано с тем ущербом, который ребенок невольно нанес своей растратой. Это может быть лишение карманных денег до тех пор, пока семья не восстановит, хотя бы частично, растраченную сумму. Если в вашей семье принято оплачивать домашний труд детей – то ребенок должен покрыть своим «заработком» хотя бы часть этой суммы. Это может быть ограничение в развлечениях и необязательных(!) тратах на ребенка.

 

Одним словом, необходимо дать понять, что деньги – не просто цветные бумажки, они были нужны вам для чего-то, и вы сердитесь не потому, что вам жалко купить ему чипсы, а потому, что вы рассчитывали на эту сумму. Ну и, конечно, потому, что доверяли ребенку, а он ваше доверие не оправдал. Вот это и объясняйте.

 

Если вы ведете бюджет семьи в тетрадке или в компьютерной программе – покажите свои записи ребенку, посадите его посчитать с вами траты за месяц, распределить и запланировать расходы. Тогда ему станет ясно, что вместо жвачек и колы можно было получить гораздо более весомые вещи.

Почему в этом случае нужно обратиться к детскому психологу или психотерапевту? Зачастую домашнее воровство – такой странный способ привлечь к себе внимание. Глядя изнутри ситуации, бывает трудно поверить, что именно вашему мальчику не хватает внимания, ведь вы делаете для него так много! Но, может быть, ему не хватает чего-то очень маленького – просто другого, нежели вы ему сейчас даете, и я не о материальной стороне. Здесь нужен взгляд немного со стороны, который и может обеспечить специалист. К тому же, несмотря на все мои уверения, если в семье произошел эпизод воровства, любые родители просто выбиты из колеи, встревожены, взволнованы и очень-очень сильно опасаются, что ребенок действительно вырастет преступником. Во время очной встречи вы сможете поговорить о своих опасениях и тревогах, вместе придумать, как с ними справиться.

И, пожалуйста, если вы знаете, что для вашего сына деньги – большое искушение, с которым он не справляется, не храните на виду крупные суммы! Для больших накоплений можно использовать и банковские ячейки, депозиты, домашние сейфы и любые другие доступные взрослым средства защиты сбережений. Но если ваш ребенок был уличен в воровстве, даже «хозяйственные деньги» надо прятать надежнее – зачем зря провоцировать неокрепшую психику? Не будет повода – не будет и инцидентов.

Тем, кто заинтересован в более подробной информации о детском воровстве, могу порекомендовать книгу Людмилы Шипицыной «Психология детского воровства»[1].

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.