Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2019-05-27 | 185 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Будем мы всегда, где надо,
Мягкий знак вставлять в слова,
Чтобы «хорь» не стал бы «хором»,
«Колья» – «Колей» никогда.
На доске: а, о, у, и, ё, ы, э, я, у, ю.
– Что можете сказать о буквах, записанных на доске? (Это гласные буквы.)
– Распределите гласные буквы на две группы, назовите признак, по которому вы такое распределение произвели. (Гласные буквы можно распределить по обозначению твердости или мягкости согласных звуков. Гласные, обозначающие один звук, – у, ы, а, о, э, и; и два звука – я, ю, е, ё.)
– Е, ё, ю, я – это необычные гласные. Почему? (Они могут обозначать два звука.)
– Когда эти гласные обозначают два звука? (В начале слова. После гласной.)
Учитель убирает несколько гласных и выставляет несколько согласных букв.
– Что изменилось?
– На какие две группы теперь разделим слова? (На гласные и согласные.)
– Я буду показывать букву, а вы называть звук, который она обозначает.
– Ребята, почему вы молчали, когда я показывала мягкий знак? (Мягкий знак не обозначает звука.)
– Но для чего же тогда он нужен?
– Вспомните, что вы знаете про мягкий знак. (Буква ь обозначает мягкость согласного звука.)
– Тема нашего урока – «Буква ь и его работа в словах».
– Прочитайте слова: портфель, мозоль, цифра, большой, полька.
– Какое слово лишнее и почему? (Цифра.)
– Прочитайте оставшиеся слова. Что их объединяет? (В них есть ь).
– Какую «работу» выполняет ь в этих словах? (Указывает на мягкость предыдущего согласного.)
– Приведите примеры слов, в написании которых ь – показатель мягкости предыдущего согласного.
II. Работа по теме урока.
Работа по учебнику. Чтение рассказа «Спрячь в середину».
|
– Какие задания должны были выполнить ребята? («Спрятать» мягкий знак в середину слова.)
– Прочитайте слова, которые были записаны на доске. (Огонь, пень, уголь, зверь, окунь, боль.)
– Как ребятам удалось справиться с заданием? (Добавили слог «ки».)
Боль ница, боль ной, боль но. (Добавили два или один слог.)
– Какие слова они смогли подобрать?
– Прочитайте слова парами.
– Какую «работу» выполнял в словах мягкий знак, когда он находился на конце слова? (Мягкий знак указывал на мягкость предыдущего согласного.)
– Изменилась ли «работа» мягкого знака, когда он оказался в середине слова? (Нет.)
Образование множественного числа слов.
– Прочитайте слова парами.
– Прочитайте вторые слова в парах.
– Выложите из фишек звуковую модель слова «дерево».
– Над фишками поставьте буквы.
– Под моделью слова «дерево» выложите модель слова «деревья».
– Чем различаются слова по звуковому составу? (Во втором слове звуков больше. Буква в стала обозначать мягкий звук [ в’ ].)
– Какой буквой обозначаются стоящие рядом звуки [й’] и [а]? (Буквой я.)
– Как обозначить мягкость звука [в’]? (Мягким знаком.)
– Выложите над фишками слово « деревья». (Над пятой фишкой надо поставить две буквы: в и ь, а над шестой и седьмой фишками – букву я.)
– Какую «работу» выполняет мягкий знак в слове «деревья»? (Он отделяет согласный от гласного.)
– Эта «работа» мягкого знака называется – разделительной.В слове «деревья» – разделительный мягкий знак.
– Выложите из букв слово «брат».
– Что надо сделать, чтобы превратить слово «брат» в «братья»?
– Какая буква поможет обозначить мягкость звука [т’]? (Буква ь.)
– Какой буквой обозначим стоящие рядом звуки [й’] и [а]? (Буквой я.)
– Что получится, если не поставить в слове «братья» букву ь?
– Какую «работу» выполняет мягкий знак в слове «братья»? (В слове «братья» – разделительный мягкий знак.)
– Прочитайте слова, в которых мягкий знак – разделительный.
– Подчеркните гласные буквы, перед которыми пишется мягкий знак.
|
– Прочитайте слова, написанные красочными буквами.
– Каждое слово измените так, чтобы оно называло несколько предметов. Прочитайте эти слова еще раз парами.
– Справа от каждого слова выложите буквами его пару.
Коллективная работа.
На доске записаны слова.
Воробьи, жильё, ручьи,
Листья, крылья, стулья, чьи,
Колья, перья и семья,
Вьюга, осенью, друзья.
– Прочитайте слова.
– Что их объединяет? (В словах – мягкий знак.)
– Какую «работу» выполняет в них мягкий знак? (Разделительный мягкий знак.)
– Назовите гласные, перед которыми пишется разделительный мягкий знак.
Учитель выставляет гласные е, ё, и, ю, я на доску.
Я мягкий знак не простой,
А удивительный – разделительный.
Перед е, ё, и, ю, я
Я в словах стою, друзья.
Последние две строки желательно разучить с учениками.
Воробьи, семья, жильё –
Перед я, ю, и, е, ё.
Вывод:разделительный мягкий знак пишется после согласных и перед гласными е, ё, и, ю, я.
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!