Как использовать проблемную ситуацию для развития группы? — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Как использовать проблемную ситуацию для развития группы?

2017-11-22 264
Как использовать проблемную ситуацию для развития группы? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В групповом процессе часто возникают проблемные ситуации, которые могут послужить источником получения нового и интересного опыта.

Причинами таких ситуаций в групповой работе с подростками могут быть: нарушение конфиденциальности, образование группировок, привлечение к себе внимания (позерство), сопротивление, споры.

Нарушение конфиденциальности - серьезная проблема, поскольку вся групповая работа основана на доверительных отношениях, в частности на убеждении, что никто из группы не расскажет вне круга личную информацию, полученную в группе.

Что делать?

1. Во время подготовки к групповой работе уделите достаточное внимание вопросам доверия.

2. Обсудите с участниками правило конфиденциальности, расскажите о последствиях, которые могут иметь место в результате его нарушения.

3. Обозначьте пределы конфиденциальности. Теоретическая информация, полученная на занятиях, должна распространяться, а личная информация об участниках является закрытой, и за пределы группы не выносится.

Образование группировок. Группировки, или «могучие кучки», - это небольшие подгруппы или пары, которые приходят в группу с уже установившимися отношениями либо устанавливают обособленные отношения в процессе занятий.

Наличие группировок может отрицательно сказаться на процессе создания доверительной атмосферы и сплоченности группы. С другой стороны, в «могучих кучках» существует достаточно сильное чувство сплоченности. А это можно использовать в полезных целях.

«Кучкование» обычно происходит на начальном этапе групповой работы. Причины могут быть следующими:

1) подросткам крайне важно быть принятыми в их социальной роли и статусе, поэтому вполне естественно, что при формировании новой группы подростки сразу же начинают искать «свое место» рядом или вместе с кем-то;

2) психологически гораздо проще взаимодействовать с одним, двумя или тремя, чем с шестью или девятью;

3) социальная невостребованность и потребность быть идентифицированным со сверстниками, обладающими значимыми качествами.

Что делать?

1.Предотвратить появление группировок можно, если организовывать с самого начала дела с постоянной сменой участников в парах и микрогруппах.

2.Если Вы замечаете, что некоторые члены группы начинают противостоять остальной группе, попробуйте разделить их. Рассадите их так, чтобы члены намечающейся группировки сидели порознь. Этот прием хорош в самом начале.

3.Разбейте группу по парам так, чтобы в одной паре оказались участник из группировки и участник, в нее не входящий. Поручите им дело, которое требует взаимодействия, возможно, даже вне группы.

4.Если различия (социальный статус, статус подростковой культуры, возраст и пр.) начинают мешать работе, обсудите этот момент с группой.

Привлечение внимания к себе (позерство). Цель манипулирования вниманием, или позерства, - постоянно быть в центре внимания всей группы. Подобные подростки остро нуждаются во внимании окружающих, поэтому пытаются получить его даже негативными средствами.

Что делать?

1.Избегайте позитивного невербального подкрепления (улыбки, одобрительные кивки), когда видите, что подросток работает на публику.

2.Разбейте группу на пары, а сами составьте пару с позером и наедине обсудите с ним его поведение.

3.Установите для каждого лимит времени.

4.Подчеркните, что работа и внимание группы должны быть распределены равномерно между всеми участниками.

5.Действуйте в зависимости от ситуации. Например, Вы можете остановить позера фразой: «Я вынужден прервать тебя, другим тоже надо высказаться».

6.Обращайтесь к другим участникам, особенно к застенчивым.

Чтобы подбодрить тихих и несловоохотливых:

- задавайте им несложные вопросы;

- вовлекайте их в работу по парам, чтобы им приходилось делиться ответственностью за ответ с напарником;

- в ролевой игре давайте им доминирующие роли;

- постарайтесь посадить их рядом с активными участниками;

- поддерживайте инициативу;

- опрос проводите по кругу.

Сопротивление. Иногда может создаться впечатление, что сопротивляющиеся подростки преднамеренно хотят разозлить нас, но обычно это не так. Наоборот, сопротивление часто является самозащитой, а не попыткой вывести из себя ведущего группы. Сопротивление может проявляться у нескольких участников одновременно. В большинстве случаев совместная работа с «сопротивлением» более полезна, чем работа против него. Групповая работа оказывает сильное эмоциональное воздействие, и обычно сопротивляющиеся подростки рано или поздно начинают принимать в ней активное участие. Понимая то, что они имеют возможность включиться в работу по своему усмотрению, подростки чувствуют себя более свободно и в меньшей степени нуждаются в контроле.

Фазы сопротивления:

1.Демонстративное неповиновение. Зачастую проявляется как вызов ведущему, открытое выражение недоверия.

2.Проверка. На этой стадии возможны попытки спровоцировать ведущего на агрессию. Таким образом, участники стремятся выяснить, похоже ли его поведение на поведение остальных взрослых.

3.Молчание. Возникает в том случае, когда ведущий не обращает внимания на выходки сопротивляющихся участников.

Что делать?

1.Можно встретиться с каждым из участников перед началом групповой работы и попытаться доходчиво объяснить, для чего создается группа.

2.Если в группе всего один сопротивляющийся участник, не тратьте на него слишком много сил в попытке преодолеть сопротивление. Позвольте ему выразить свой гнев по поводу того, что ему приходится участвовать в группе. После этого оставьте его в покое и продолжайте работу дальше.

3.Если подросток проявляет враждебность, молчит или язвительно разговаривает, попросите его рассказать, что заставляет его вести себя подобным образом.

4.Используйте методики и практические задания, которые требуют активных действий. Не ждите, что участники будут сидеть и просто разговаривать, как взрослые. Пусть они делают или создают что-то конкретное, изучая новые модели поведения на практике.

Споры. Большинство подростков не умеет корректно выражать свое несогласие и не владеет методами разрешения конфликтов. Споры - нормальное явление в групповой работе, поскольку в межличностном общении часто возникают различные мнения по обсуждаемым вопросам.

Что делать?

1.Переведите споры в дискуссии, чтобы обучить подростков конструктивным методам разрешения конфликтов.

2.Используйте возникающие эмоции для углубления взаимоотношений между участниками, определения собственной позиции и стимулирования попытки разобраться с мыслями и чувствами.

3.Используйте различия во мнениях для целей обучения. Попросите участников открыто высказать свои мысли, а затем предложите остальным поддержать одну из сторон или высказать собственную точку зрения.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.