Организационный этап (апрель - май). — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организационный этап (апрель - май).

2017-11-22 279
Организационный этап (апрель - май). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Калужская область, 2017


Содержание:

1. Полное название программы.. 3

2. Пояснительная записка. 3

3. Цели, задачи программы.. 4

4. Основное содержание программы.. 4

5. Ожидаемые результаты.. 9

Приложение 1.Возрастная психология(младшие подростки) ………….…….….10

Приложение 2. Работа с малой группой…………………………………..………..13

Приложение 3. Органы самоуправление в классе…………………………….……21

Приложение 4. Организация массовых мероприятий………………………………23


Полное название программы

Программа по адаптации школьников при переходе из начальной школы в среднее звено через работу органов ученического самоуправления «Опора».

 

Пояснительная записка

Школьные годы являются важным этапом в жизни каждого человека. В современной школе у обучающихся отмечается состояние эмоциональной напряжённости, которое проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности. Особенно велико влияние эмоциональной напряжённости на обучающихся в период адаптации к новым условиям: поступление в школу, переход в среднее звено, поступление в профильный класс или смена места обучения.

Одним из наиболее стрессогенных периодов в жизни школьника является переход из начального звена в среднее.Пятиклассники переживают эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях новых учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и т.д. Возникает состояние внутренней напряженности, настороженности. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Собственная тревожность мешает ребенку адекватно воспринимать школьную жизнь, строить отношения с одноклассниками и учителями. Все это осложняет сам учебный процесс, ведь продуктивная работа на уроке становится проблематичной. И потенциальный отличник может превратиться в отстающего и прогульщика. Поэтому необходимо организоватьболее естественныйи безболезненный процесс адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене.

К сожалению, в силу ряда объективных обстоятельств (участие классных руководителей в начале учебного года в обязательных организационных мероприятиях, составление различного вида планов, отчетов, заполнение текущей документации и т.д.) и при недостаточном знании индивидуально-личностных особенностей пятиклассников, дети остаются без должной психолого-педагогической поддержки.Зачастую родители не принимают во внимание сочетание физиологических изменений (более раннее начало пубертатного периода) и психологических факторов, влияющих на ребенка в новой социальной ситуации. Кроме того, у родителей не всегда сформировано понимание важности этого периода в жизни младшего подростка для успешного обучения и социализации.

Во многих школах эффективно ведут работу по созданию психологической комфортности в период адаптации пятиклассников школьные психологи. Но зачастую им, сложно охватить всех обучающихся. И в этой ситуации в роли главного помощника должен выступить орган ученического самоуправления общеобразовательной организации.

Школьное ученическое самоуправление это система, позволяющая обучающимся участвовать в управлении школой как местным сообществом. Несомненно, орган ученического самоуправления должен стремиться к решению проблем в своём местном сообществе. В структуре многих советов обучающихся есть сектор, отвечающий за шефское направление (министерство/комитет внутренней политики и т.д.).

Программа «Опора» позволит адаптировать пятиклассников к новым условиям в школе и установить теплые, дружеские отношения между старшеклассниками и школьниками среднего звена.

 

Цели, задачи программы

Цели:

- адаптация обучающихся при переходе из начальной школы в среднее звено;

- развитие школьного ученического самоуправления.

Основные задачи:

- способствовать включению членов школьного ученического самоуправления в работу со школьниками начального и среднего звена;

- создание системы кураторства старшеклассников над школьниками среднего звена на период реализации программы;

- создать условия для формирования положительной учебной мотивации детей, снижения уровня тревожности;

- создать условия для формирования групповой сплоченности, освоению детьми школьных правили адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;

- ·способствовать развитию социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.

- создать условия для личностного роста,развития лидерских навыков.

4. Основное содержание программы

Этапы:

1. Подготовительный этап (январь-март) включает:

- Обсуждение программы на заседании органа ученического самоуправления с привлечением школьного психолога и заместителя директора по воспитательной работе общеобразовательной организации.

- Утверждение программы администрацией общеобразовательной организации.

- Информирование педагогического коллектива о реализации программы.

- Проведение родительских собраний с целью информирования о необходимости реализации программы, основных этапах и мероприятиях.

 

 

Ожидаемые результаты

- Повышение уровня психологической комфортности обучающихся пятых классов.

- Снижение уровня тревожности пятиклассников.

- Повышение уровня коммуникативных навыков пятиклассников.

- Повышение уровня учебной мотивации и познавательной активности обучающихся.

- Активизация деятельности органов ученического самоуправления

- Развитие шефского направления в школе.

 

 


 

Приложение 1

К программе

 

Возрастная психология. Младшие подростки (11-12 лет)
В образе жизни подростка происходят: существенные изменения. Прежде всего изменяется характер учебной деятельности и общая ситуация их школьной жизни имеет свои последствия. Содержание учебного материала представляет собой теперь систематическое изложение основ наук. Его усвоение приводит к формированию на протяжении всего подросткового возраста мышления в понятиях, что, в свою очередь, оказывает большое влияние на все психическое развитие школьника. Новые знания обогащают и расширяют представления учащихся об окружающей действительности, открывают новые области явлений, а новый уровень; мышления делает возможным сопоставлять и систематизировать свои представления и глубже проникать в причины и сущность явлений. На этой основе формируется более высокий уровень познавательных интересов подростков. Интересы становятся более устойчивыми, перестают носить эпизодический характер, не исчерпываются знаниями, получаемыми на уроке. У младших подростков возникает желание участвовать в предметных кружках, появляется интерес к научно-популярной литературе и научной фантастике. Это связано с развитием у подростка более сложных, абстрактных форм мышления. Вместе с тем дети этого возраста еще не могут достаточно полно анализировать свои поступки, и поэтому нередко склонны переоценивать свои возможности, а иногда переживать чувство неуверенности в себе. В лагере требуется помощь в выборе кружка и видах деятельности Часто воспитателей возмущает непостоянство ребячьих интересов в этот период и напрасно, пусть выбирает, это нормальный процесс. Это благоприятное время научить их читать литературу, развить интерес и привить вкус к чтению и литературе.
На основе развития новых форм мышления у ребят младшего подросткового возраста формируется относительно устойчивая система отношений к окружающему и к самим себе, возникает интерес к собственной личности, стремление разобраться в своих качествах и поступках, формируется самооценка. Важным фактором развития является коллектив сверстников и общественное мнение. Благодаря накопленному предыдущему «опыту» совместной жизни со сверстниками резко возрастает значение коллективных отношении, расположение к нему товарищей, их оценка его поступков. Уже можно использовать такие методики, как «Мишень» (Лутошкин А.Н. Как вести за собой. - М.. Просвещение, 1982, 1986) Необходимо учитывать, что подросток стремится завоевать авторитет, признание, развивается потребность быть на уровне требований окружающих его ребят, т. е. он стремится занять достойное место в среде сверстников, играть в нем роль, ими одобряемую.
Появляются и становятся существенными новые условия развития, а именно - собственные требования к себе и собственная оценка своей личности. Теперь формирование новых качеств и свойств личности начинает зависеть не только от стремления школьника быть на уровне требований коллектива, но и от стремления быть на уровне собственных требований. Подростки стремятся занять определенное положение в коллективе. Они ставят перед собой такие цели и задачи, которые считают «себе по плечу» и стремятся их достигнуть (хотя это и не всегда соответствует их возможностям). Постепенно это порождает новую потребность - быть не только на уровне требований коллектива, но и на уровне своих собственных требований и своей самооценки. Исследования показывают, что в тех случаях, когда школьник не может удовлетворить свои притязания (когда оценки, которые он получает, ему кажутся недостаточно высокими, а в деятельности он терпит неуспех), у него возникают острые отрицательные эмоциональные переживания.
В центр внимания в этот период становятся вопросы, связанные с нормами и правилами взаимоотношений между людьми; начинают складываться относительно независимые и устойчивые моральные взгляды оценки. В коллективе подростков нередко возникают собственные моральные требования, не совпадающие с моральными требованиями взрослых. Примером может быть правило: «Не выдавать». Мое глубокое убеждение, что такие правила с общечеловеческой точки зрения не так уж аморальны, если речь не идет о преступлении. Педагог чаще всего стоит на позиции, что подросток обязан немедленно по его требованию все рассказать. Здесь не все так прямолинейно надо решать: честность, откровенность, конечно же, добродетели, и если подросток убежден в этом, он сам расскажет. А мы возьмем себе на заметку, что в случае расхождения понятия морали во взрослой среде и подростковой, подростки всегда следуют морали, принятой в их среде, упорно ее отстаивают, не боясь идти с Вами на конфликт. Значит, разбираться здесь надо глубже, изучая мотив действия, поступка, формируя убеждение в правильности Вашей позиции. Как часто, требуя «выдачи» зачинщика, педагог совершает ошибку, наказывая в целом коллектив, что, как известно, всегда сплачивает к сопротивлению. У младшего подростка достаточно нестойкая собственная позиция, и она может измениться на противоположную под влиянием мнения коллектива или авторитетного взрослого. Вспомним об этом, легче избежать типичных ошибок Достаточно в такой ситуации смены группы общения подростка, чтобы поправить дело.
Особенность самосознания младших подростков заключается также и в том, что хотя они стремятся понять самого себя, они еще не умеют достаточно глубоко анализировать свои поступки, свой успех и неудачи. Поэтому каждый успех часто вызывает у подростка чувство неуверенности и даже переживание своей неполноценности. Поэтому для подростков характерна недостаточная устойчивость переживаний, намерений и оценок Этими же особенностями самосознания объясняется повышенная чувствительность подростков к тому, как относятся к ним окружающие, их «ранимость», выражающаяся в обидчивости, упрямстве, вспыльчивости, а иногда в грубости и резкости Именно это является причиной возникновения уже с 5-го класса частых конфликтов, вспыхивающих между детьми, а еще чаще между детьми и взрослыми Интерес к своей личности не ослабляет у подростков интереса к внешнему миру. Напротив, в этом возрасте у детей укрепляются связи с коллективом, товарищами. Резко выраженное стремление занять достойное место, утвердить себя (для этого нередко прилагаются большие усилия), приводит не всегда к положительному результату, и если у подростка не получается решить эти задачи в классе, в отряде - он непременно будет искать другие пути. Помочь найти себя - и занять адекватное место можем мы, взрослые. В делах ставить в позицию ответственности, меняя роли, оценивая результативность, акцент, делая на том, что получается, что хорошо.
У младшего подростка заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости. Тенденции эти усиливаются в данный период и связаны с началом интенсивного физического и физиологического созревания. Хотя и проявляется стремление к самостоятельности, к активной деятельности, но еще недостаточно сформированы навыки самостоятельной деятельности, действий их надо последовательно развивать и укреплять.
Если взрослые не учитывают положительного в целом стремления подростка к самостоятельности, оно может принять уродливый характер, вызвать появление отрицательных черт (упрямство, грубость, резкость). Значительную помощь окажет естественное стремление ребят к красочным, игровым романтическим функциям работы.

Приложение 2

К программе

Работа с малой группой

Для работы с группой эффективнее использовать групповые методы. Конечно, можно вызубрить информацию наедине с учебником, но, скорее всего, это не приведет к изменению поведения. Можно замечательно знать теорию общения с людьми (прочитав всю психологическую литературу), но не суметь даже ответить по телефону.

«Не все йогурты одинаково полезны», как и не все методы работы с группой одинаково эффективны. Существует так называемая «пирамида познания», которая показывает, что, чем больше степень участия обучаемых в процессе познания, тем больше информации и навыков усваивается участниками.

Лекция (5% усвоения) - наиболее быстрый способ предоставления необходимой информации неограниченному количеству слушателей. Недостатком этого метода является то, что лекция ставит участника в пассивную позицию слушателя.

Чтение (10% усвоения) - хорошо забытое многими молодыми людьми занятие. Может происходить в одиночку или в компании, дома или в вагонах, на диване или на стуле, в ванной или соседней с ней комнате, но не позволяет достичь глубокого усвоения информации.

Аудиовизуальные средства (20% усвоения). Люди любят смотреть кино, слушать радио. Поэтому просмотр или прослушивание талантливого произведения - замечательный способ для эмоционального переживания информации.

Использование наглядных пособий (30% усвоения). Используя наглядные пособия (макет водонапорной башни, метроном т.д.), ведущий помогает участникам запоминать и усваивать информацию всеми каналами восприятия: зрением, слухом, осязанием и обонянием. Наглядные пособия для семинаров могут быть самого разного рода: диаграммы, слайды, макеты, модели, раздаточный материал, буклеты, плакаты.

Обсуждение в группах (50% усвоения) позволяет участникам поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определенной темы. Дискуссии и «мозговые штурмы» ценны тем, что позволяют участникам думать, подробно рассказывать о собственных выводах, выслушивать самые разнообразные мнения других.

Обучение практикой действия (70% усвоения) - это ролевые игры, проигрывание ситуаций, практические занятия, самостоятельные исследования.

Выступление в роли обучающего (90% усвоения). Хочешь выучить и понять сам - объясни другому.

 

Ведущий.

  • Помогает группе достичь желаемых результатов;
  • Остается нейтрален (лишь спросив разрешение группы, может выходить из роли ведущего и делать свои замечания по теме)
  • Удерживает членов группы от подавления и критики идей друг друга;
  • Создает атмосферу безопасности для открытой дискуссии;
  • Добивается максимального (но в разумных пределах!) участия от всех членов группы;
  • Не дает группе уклоняться от поставленной цели;
  • Направляет собрание в нужное русло - предлагает ход его проведения и, при необходимости, - альтернативы;
  • Дает возможность летописцу успевать записывать все важное;
  • Находит человека, чтобы следить за временем;
  • Начинает собрание с примерно следующего объяснения своей роли: "Я буду нейтральным ведущим, свои идеи буду предлагать, только если вы мне позволите. Моя задача - не дать вам уклониться от поставленной задачи и помочь достичь нужных результатов. Это ваше собрание - я хочу сделать так, чтобы оно принесло вам пользу".

Летописец.

  • Записывает на плакатной бумаге все, что происходит на собрании;
  • Остается нейтрален (лишь спросив разрешение группы, может выходить из роли летописца и делать свои замечания по теме);
  • Отдает предпочтение ключевым словам и сочетаниям, а не целым предложениям;
  • Разделяет самостоятельные идеи с помощью:

ü письма чередующимися темными цветами (синим, зеленым, фиолетовым, черным, коричневым);

ü выделения/подчеркивания яркими цветами (красным, оранжевым, желтым, розовым);

ü использования "пулек" (*) вместо номеров;

  • Начинает с примерно следующего объяснения своей роли: "Я здесь для того, чтобы вести летопись собрания. Я не буду предлагать своих идей без вашего разрешения. Если я пропущу что-то важное или запишу что-нибудь неверно - подскажите мне, пожалуйста. Это будет память вашей группы".

Член группы.

  • Вносит идеи;
  • Следит за правильностью записей летописца;
  • Открыто делится, если чем-то недоволен;
  • Помогает создать соглашения группы и придерживаться их;
  • Способствует активному участию других членов группы;
  • Придерживается поставленной задачи и не уходит в сторону;
  • Берет на себя часть ответственности за принятие решений.

 

Мозговой штурм

  • Летописцы вешают плакатную бумагу
  • Группа договаривается о времени штурма (не более 10 минут, потом можно добавить)
  • Ведущий назначает человека, следящего за временем
  • Собирается и записывается максимум идей
  • Идеи не обсуждаются
  • Настройся на успех и работай творчески!

Прояснение

  • По просьбе членов группы, авторы идей объясняют непонятные идеи

Объединение

  • Если получается, что идеи похожи, с согласия авторов идей они объединяются

Голосование (постановка приоритетов)

  • Общее число идей делится на 3, чтобы получить число голосов на каждого члена группы, т.е. за такое количество идей каждый член группы может голосовать. Затем, участники голосуют за наиболее понравившиеся идеи, число голосов проставляется рядом с ними. Если идея не находит сторонников, она не вычеркивается, а отмечается нулем или оставляется без рейтинга.

Точка среза

  • Группе предлагается определить "точку среза". Количество голосов, полученных идеями, выписывают в столбик, от большего к меньшему и находят наибольший промежуток между двумя соседними голосами. Например, если голоса распределились как 10, 10, 9, 8, 4, 4, 3, то точкой среза может стать идея с восемью голосами. Идеи, оказавшиеся под точкой среза отбрасываются, остальные заносятся в матрицу критериев.

Матрица критериев

ИДЕИ КРИТЕРИИ ИТОГ
               
                   
                   
                   
                   
                   
                   

 

В данную таблицу заносятся оставшиеся идеи и группа определяет по каким существенно важным признакам (критериям) их можно ранжировать (например: простота исполнения, временные затраты, денежные затраты, и т.п.) Для каждой идеи по каждому критерию ведется голосование. У каждого члена группы в этом случае неограниченное количество голосов. Затем подсчитывается общее количество голосов для каждой идеи (ИТОГО). Оставляют идею, набравшую большее число голосов, она и является решением данной проблемы.

Ролевые игры - воспроизведение действий и отношений других людей или персонажей какой-либо истории, как реальной, так и выдуманной.

В ролевых играх участникам предоставляется возможность:

  • показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях;
  • разработать и использовать новые стратегии поведения;
  • отработать, пережить свои внутренние опасения и проблемы.

Ролевая игра - это хорошая наработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться члены группы. Игра позволит приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в жизни. В ролевой игре участник исполняет роль какого-нибудь персонажа, а не свою собственную. Это помогает человеку свободно экспериментировать и не бояться, что его поведение будет глупым.

Когда я провожу ролевые игры, то придерживаюсь следующих правил:

1.Четко инструктирую участников (описываю сценарий ситуации, характеры персонажей, выстраиваю мизансцену).

2.Распределяю роли таким образом, чтобы каждый участник мог изменить свое амплуа, попробовать играть чужую роль, изменить отношение к проблеме. Например, подростку, у которого проблемы взаимоотношений с родителями, можно дать роль «родителя».

3.Слежу за тем, чтобы игровая ситуация или поведение участников не травмировали кого-нибудь. Если это происходит, вмешиваюсь, останавливаю процесс, обсуждаю с участниками их стратегию поведения.

После окончания игры актеры и зрители обмениваются впечатлениями и мыслями по поводу игры. Далее идет совместное обсуждение и выработка наиболее эффективных стратегий поведения в подобных ситуациях.

Играя, важно не переусердствовать, поэтому:

  • после игры необходимо возвращать «актеров» к реальности, напоминатьим, что это была только игра, тренировка;
  • не позволять одному и тому же участнику несколько раз играть однотипные роли, чтобы он не остался этим персонажем в глазах товарищей;
  • необходимо устанавливать лимит времени на игру, вмешиваться или прекращать ее, если что-то пошло не так и может навредитьучастникам.

Коллективные, групповые задания. Этот вид обучения представляет собой поиск выхода из предлагаемой ситуации. Ситуация - это описание события, факта, истории. В описанной ситуации обычно содержится конфликт, например:

  • «отцы и дети»;
  • дискриминация по половому признаку, возрасту, сексуальной ориентации,принадлежности к той или иной социальной, национальной группе;
  • «двойная мораль» (например, мужчина может иметь добрачные половые отношения, а женщина нет) и др.

Примеры составляются таким образом, чтобы группа получила информацию, а затем попыталась разобраться, дать оценку тому или иному персонажу, продумать и предложить альтернативы его действиям.

Можно предложить очень простую ситуацию и попросить группу проанализировать варианты ее дальнейшего развития, исходя из характеристики персонажей. Не следует чрезмерно усложнять и запутывать примеры. После того, как дискуссии в микрогруппах завершились, докладчики представляют результаты на общее обсуждение.

 

Тренинг - метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. Примеры – тренинг командообразования, тренинг коммуникативных навыков и др. Тренинги может проводить, только пройдя обучение.

 


 

Приложение 3

к программе

 

Приложение 4

К программе

П О Л О Ж Е Н И Е

МАССОВЫЙ ПРАЗДНИК

Массовый праздник – одновременное возникновение сразу нескольких очагов действия, и каждый из участников должен сам выбрать объект внимания, тогда как представление этот объект определяет.

Драматургия праздника – это прежде всего, четкое понимание идеи праздника, осознание того, что праздник должен утверждать, какую основную тему он должен поднять и для чего, каковы его задачи и конечный результат.

При организации надо хорошо представлять те силы и возможности, которыми вы располагаете для организации массового представления. Тема праздника. Его место, масштаб, художественные средства – все это основа создания праздника. Специфика массового праздника требует чрезвычайно экономного использования слова. Здесь нужны иные средства воздействия на зрителей. Такие компоненты, как песня, танец, живокартинная композиция, свойственная этому жанру, эмоциональность предполагает мгновенное переключение внимания зрителей с одного объекта на другой без детализации. Массовое действие должно строится так, чтобы во внешней форме подачи материала найти внутренний образ, соответствующий его идее, ритму, дыханию. Создание сценария – это обязательный этап подготовки массового праздника. На практике часто недооценивается значение четкого сценария. Какой бы ни была тема, масштабы и границы проведения массового праздника, его содержание непременно должно быть, прежде всего, выражено на бумаге в виде сценария.

КОНКУРСНЫЕ ПРОГРАММЫ

Вопросы

Не всякий вопрос годится для интеллектуально-познаватель­ной игры. К сожалению, этой, казалось бы, очевидной истиной очень часто пренебрегают многие организаторы игр. Порой в той или иной игре встречаются некорректные вопросы, и это приводит к спорам и конфликтам между участниками и веду­щим. Порой в той или иной игре встречаются банальные, скуч­ные, а то и откровенно глупые вопросы, и это приводит к угаса­нию азарта игроков, к падению интереса к подобным играм в целом. Вот десять видов вопросов, которые крайне нежелатель­ны для эрудиционов. Увы, но все примеры взяты из реальной практики.

1. Прямые вопросы, основанные на общеизвестных фактах

Что такое гипотенуза? Где зимуют гуси? Когда произошло восстание декабристов?

Подобные вопросы можно назвать откровенно примитивны­ми. Они требуют от участников знания общеизвестных фактов из программных курсов школы и не требуют ни малейших прояв­лений логического мышления. Такие вопросы уместны на уро­ках, но не в игре.

2. Вопросы требующие глубоких узкопрофессиональных знаний

Кто был первым царем пятой династии фараонов, правившей в Египте во времена Древнего царства? Кому Б. Пастернак посвятил стихотворение «Приближение грозы», написанное в 1927 году?

Подобные вопросы имеют много сходства с предыдущими: они не требуют от игрока ничего, кроме эрудиции, знания фактов. Но в то же время подобные вопросы — прямая противополож­ность предыдущим: если на те способен ответить любой троечник-семиклассник, то на эти не ответит даже профессор-египтолог или ученый-литературовед, изучающий творчество Б. Пастернака., ответить на них можно только со словарем

3 Вопросы не имеют одного правильного ответа

У какого знаменитого литературного героя-сыщика был по­мощник, от имени которого написаны произведения об этом сыщи­ке? Какой пролив разделяет два материка?

При этом авторы, сочинившие вопрос и знающие правильный ответ, порой даже не догадываются, что на их вопрос может быть и другой тоже правильный ответ. Например, в первом слу­чае, помимо Шерлока Холмса (именно о нем шла речь), можно назвать Э. Пуаро и Н. Вульфа — и это тоже правильные ответы. А во втором случае, кроме Берингова пролива (его имели в ви­ду), можно назвать Гибралтарский пролив. Поскольку подобные вопросы скрывают в себе потенциальный конфликт, они недо­пустимы в игре; вопрос должен быть сформулирован так, чтобы на него был только один правильный ответ.

4 Предполагающие развёрнутый ответ

Каково политическое устройство Великобритании? Какой вклад в науку внес А. Эйнштейн? Дайте характеристику кровенос­ной системы человека.

Подобные вопросы предполагают не просто ответ, а целое развернутое выступление-лекцию. Причем трудно определить даже минимум информации, которая должна прозвучать, чтобы ответ был признан правильным. А значит, любой ответ при же­лании можно назвать неполным и не дать участнику очка; в свою очередь игрок может подать апелляцию, а это уже кон­фликт. Конфликта не будет, если не будет и вопросов, требую­щих подробного, обстоятельного, развернутого ответа. Такие во­просы пусть останутся только на уроках.

5 Вопрос — это сумма из самостоятельных вопросов

Кто и в связи, с чем сказал: «Велика Россия, а отступать некуда?» Кем, в каком году, и при каких обстоятельствах была от­крыта радиоактивность? Как назывался, когда, где и по какой причине погиб самый большой пассажирский корабль?

К подобным вопросам вообще неприменимо слово «вопрос», взятое в единственном числе.. Когда в игре встречаются такие вопросы, всегда существует вероятность, что игрок ответит только на часть, а не на все вопросы. В этом случае ему может быть зачтено поражение, но это ведь не совсем справедливо. Чтобы не обижать игроков и не создавать напряжен­ности в игре, в каждом вопросе должен быть только один вопрос.

6 Вопросы – загадки

Какой полуостров жалуется сам на себя? (Ямал). Какой го­род летает? (Орел). В каком городе живет один мальчик и сто де­вочек? (Севастополь).

Подобные вопросы более точно было бы назвать загадками. Загадки, конечно, великолепное средство для развития ассоциа­тивного, логического мышления. Но это уже иной жанр. При­сутствие подобных вопросов в игре равнозначно ситуации, когда четвертым в упряжку лошадей запрягают верблюда. Поэтому в игре или все вопросы должны быть загадками, или их не должно быть ни одной.

7 Вопросы- шутки

Сколько горошин может войти в пустой стакан? Почему заяц бегает? Чем заканчиваются день и ночь?

Подобные вопросы можно назвать вопросами-шутками, во­просами-розыгрышами. В каждом таком вопросе заключен вто­рой смысл, и задача отвечающего — этот смысл отыскать. (То есть надо догадаться, что горошины ходить не умеют, что заяц бегает по лесу, что в конце слов «день» и «ночь» стоит мягкий знак). Если игрок не видит «закавыки» и пытается отвечать серь­езно, над ним просто смеются. Когда подобные шутки вдруг ока­зываются в соседстве с серьезными вопросами, они «выбивают из колеи» участников игры, игроки просто не успевают переори­ентироваться. Эти вопросы лучше не брать для эрудиционов, лучше приберечь их для веселых вечеринок.

8 «Неэтичные»

Кто был первым мужем Людмилы Гурченко? Какие сигареты курила Мэрилин Монро? Кто по национальности А. Розенбаум?

Подобные вопросы просто неэтичны. Задавать их — значит демонстрировать определенный уровень воспитанности. Застав­лять детей отвечать на такие вопросы — значит, прививать им обывательское мышление и дурной вкус.

9 Вопарос с ответом-перечислением

В какой стране происходит действие сказки А. Линдгрен «Волшебный голос Джельсомино»? Как назывался пароход, на кото­ром Магеллан совершил кругосветное плавание? В каких городах мира есть метро? Как называются башни Московского кремля? Каких вы знаете космонавтов?

Подобные вопросы требуют ответа-перечисления. При этом, как правило, возникает проблема: нужно перечислять все или можно ограничиться несколькими названиями? А если можно ограничиться, то, что именно нужно сказать, чтобы ответ сочли правильным? Ведь городов, где есть метро, десятки, а в космосе побывали уже сотни людей. То есть подобные вопросы, задан­ные без всяких пояснений, провоцируют самые разнообразные конфликты. В целях предотвращения конфликтов вопросы, тре­бующие перечисления при ответе (даже если это перечисление состоит всего из 2—3 пунктов), не должны допускаться до игры.

10 Безграмотные вопросы.

Линдгрен никогда не писала о Джельсомино, а Магеллан не плавал на пароходах.

Любая (фактическая, стилистическая) ошибка — это «пощечина» самой идее интеллектуальных игр.

 

Для того чтобы вопросы были яркими, интересными необходимо придерживаться не­скольких правил.

1. Хороший вопрос — это тот, для ответа на который нужны не только знания, но и умение логически мыслить (сочетание эрудиции и логики 50:50).

Пример. Чье имя повторяется чаще всего в течение послед­них столетий? Это не имя Будды, Христа или Магомета. Принадлежит оно предприимчивому флорентинцу, жившему в XV веке, который в лучшем случае имел незначительные заслуги, а в худшем — бьш просто обманщиком. (АмеригоВеспуччи)

2. Хороший вопрос — это тот, который несет в себе много информации; даже если ответ на него не будет дан, участники игры обогатятся новыми знаниями, заключенными в самом во­просе.

Пример. Патент на изобретение этого транспортного средст­ва получил уроженец Венгрии Давид Шварц. 13 января 1897 года построенный по чертежам Шварца аппарат был готов к испытаниям. Но еще за три года до того, как Шварц полу­чил патент, проект точно такого же транспортного средства разработал К.Э. Циолковский, хотя это и не было признано официально. Что это за вид транспорта? (Дирижабль)

3. Хороший вопрос — это тот, в котором есть ирония, юмор. Пример. Когда троллейбус идет по городу, обычно водитель объявляет: «Остановка «Универмаг» и т. д. Какое слово вме­сто «остановка» произносил бы водитель, если бы оказался древним греком? (Эпоха)

4. Хороший вопрос — это тот, который соответствует теме игры, сюжету игры.

5. А самое главное, хороший вопрос — это такой вопрос, про который не ответившие, проигравшие игроки могут без лукавст­ва и без обиды сказать: «Это был хороший вопрос».

Образцы интересных, корректных, развивающих вопросов сегодня демонстрируют преимущественно два телеэрудициона: «Что? Где? Когда?», «Брэйн-ринг» и «Своя игра».

Правила

Все правила, по сути, являются ответами на одни и те же вопросы организационного порядка. Всего этих воп­росов, или организационных проблем, десять:

1. Кто принимает участие в игре: команды или индивиду­альные участники?

2. Если играют команды, из скольких человек они состоят?

3. Сколько всего команд (индивидуальных участников) од­новременно принимают участие в игре?

4. Кто задает вопросы: ведущий или участники друг другу?

5. Как задаются вопросы: одновременно всем участникам, последовательно или по принципу жребия (могут быть и другие варианты)?

6. Сколько времени дается на подготовку ответа?

7. Как участники должны демонстрировать готовность к от­вету?

8. Кто оценивает правильность ответа?

9. Каким образом начисляются оч<


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.