Определение интересов, способностей личности — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Определение интересов, способностей личности

2017-11-17 16588
Определение интересов, способностей личности 5.00 из 5.00 15 оценок
Заказать работу

Метод достаточно прост в применении. Для проведения исследования необходимо иметь отпечатанный перечень вопросов и специальный бланк -лист ответов к карте интересов. Этот бланк учащиеся могут выполнить в своих тетрадях по единому образцу. Исследование можно проводить как индивидуально, так и с группой. Проведению исследования предшествует ознакомление с инструкцией, которую зачитывают либо педагог, либо сами учащиеся.

Материал. Для проведения исследования потребуется карта интересов -опросник из 174 вопросов, отражающих направленность интересов в 29 сферах деятельности.

Лист ответов к карте интересов состоит из 29 столбцов и 8 строк, в каждой строке по 29 вопросов (1-я строка: 1, 2, 3, 4, 5, 6...29; 2-я строка: 30, 31, 32, 33, 34, 35...58; 3-я строка: 59, 60, 61, 62, 63...87; 4-я строка: 88, 89, 90, 91, 92...116; 5-я строка: 117, 118, 119, 120, 121...145; 6-я строка: 146, 147, 148, 149, 150... 174; 7-я строка: + (строчка, в которой надо отмечать положительные ответы); 8-я строка: - (строчка, в которой надо отмечать отрицательные ответы).

1. Биология. 13. Транспорт.

2. География. 14. Авиация, морское дело.

3. Геология. 15. Военные специальности.

4. Медицина. 16. История.

5. Легкая и пищевая пром. 17. Литература.

6. Физика. 18. Журналистика.

7. Химия. 19. Обществ, деятельность.

8. Техника. 20. Педагогика.

9. Электро- и радиотехника. 21. Право, юриспруденция.

 

10. Металлообработка. 22. Сфера обслуживания, торговля.

11. Деревообработка.

12. Строительство. 23. Математика.


 

24. Экономика.

25. Иностранные языки.

26. Изобразительное искусство.

 

27. Сценическое искусство.

28. Музыка.

29. Физкультура и спорт.

Заполнение бланка ответов может выполняться индивидуально или в группе.

Инструкция испытуемому: «Для определения Ваших ведущих интересов предлагаем перечень вопросов. Подумайте перед ответом на каждый вопрос и постарайтесь дать как можно более точный ответ. Если Вы убедились не раз, что Вам очень нравится то, о чем спрашивается в вопросе, то в листе ответов в клетке под тем же номером поставьте два плюса, если просто нравится - один плюс, если не знаете, сомневаетесь - ноль, если не нравится -один минус, а если очень не нравится - два минуса. Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них. Время заполнения листа не ограничивается».

КАРТА ИНТЕРЕСОВ ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ? НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ9 ХОТЕЛИ БЫ ВЫ?

1. Знакомиться с жизнью растений и животных.

2. Уроки по географии, чтение учебника географии.

3. Читать художественную или научно-популярную литературу о
геологических экспедициях.

4. Уроки и учебник анатомии и физиологии человека.

5. Уроки домоводства или домашние задания домоводством.

6. Читать научно-популярную литературу о физических открытиях, о жизни
и деятельности выдающихся физиков.

7. Читать об открытиях в химии или о жизни и деятельности выдающихся
химиков.


8.Читать технические журналы (например, «Техника молодежи», «Юный техник»).

9. Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области
электроники и радиотехники.

10. Знакомиться с разными металлами и их свойствами.

11. узнавать о разных породах древесины и об их практическом применении.

12. Узнавать о достижениях в области строительства.

13. Читать книги, смотреть фильмы о водителях различных видов транспорта
(автомобильного, железнодорожного и т.д.).

14. Читать книги, смотреть фильмы о летчиках и космонавтах.

15. Знакомиться с военной техникой.

16. Читать книги об исторических событиях и исторических деятелях.

17. Читать классиков отечественной и зарубежной литературы.

18. Читать и обсуждать газетно-журнальные статьи и очерки.

19. Обсуждать текущие дела и события в классе и школе.
2О.Читать книги о жизни школы (о работе воспитателя, учителя).
21.Читать книги, смотреть фильмы о работе милиции.

22.Заботиться о порядке в вещах, красивом виде помещения, в котором учитесь, живете, работаете.

23. Читать книги типа «Занимательная математика», «Математический
досуг».

24. Изучать экономическую географию.

25. Занятия иностранным языком.

26.Знакомиться с жизнью выдающихся художников, с историей развития

изобразительного искусства.

27.Знакомиться с жизнью выдающихся мастеров сцены и кино, встречаться с

артистами, коллекционировать их фотографии.

28.Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с

вопросами теории музыкального искусства.

29.Читать спортивные журналы, газеты, книги о спорте, о выдающихся


спортсменах.

30. Изучать биологию, ботанику, зоологию.

31. Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим
открытиям.

32. Читать о жизни и деятельности знаменитых геологов.

33.Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах и

достижениях в области медицины.

34. Посещать с экскурсией предприятия легкой промышленности.

35.Читать книги типа «Занимательная физика», «Физики шутят».

36.Находить химические явления в природе, производить опыты по химии,

следить за ходом химических реакций.

37.Знакомиться с новейшими достижениями современной техники (слушать

и смотреть радио- и телепередачи, читать статьи в газетах).

38.Посещать радиотехнические кружки или знакомиться с работой

электрика.

39.Знакомиться с различными измерительными инструментами для

металлообработки и работать с ними.

40.Наблюдать за изготовлением изделий из дерева, рассматривать новые
образцы мебели.

41.Встречаться со строителями, наблюдать за их работой.

42.Читать популярную литературу о средствах передвижения.

43.Читать книги, смотреть фильмы о речниках, моряках.

44.Читать книги, смотреть фильмы на военные темы, знакомиться с историей

войн, крупных сражений.

45.Обсуждать текущие политические события в России и за рубежом.

46.Читать литературно-критические статьи.

47.Слушать радио и смотреть теленовости и тематические телепередачи.

48.Узнавать о событиях, происходящих в городе, республике, стране.

49.Давать объяснение товарищам, как выполнить учебное задание, если они

не могут сделать его сами.

50.Справедливо рассудить поступок друга, знакомого или литературного

героя.

51.Обеспечивать семью продуктами; организовывать питание для всех во

время похода.

52.Читать научно-популярную литературу об открытиях в математике, о

жизни и деятельности выдающихся математиков.

53.Интересоваться выполнением экономических и хозяйственных планов.

54.Читать художественную литературу на иностранном языке.

55.Быть членом редколлегии, заниматься художественным оформлением

газет.

56.Посещать драматический театр или театр юного зрителя.

57.Слушать оперную или симфоническую музыку.

58. Посещать спортивные соревнования, слушать и смотреть спортивные

радио- и телепередачи.

59.Посещать биологический кружок.

60.Заниматься в географическом кружке.

61. Составлять и собирать описания и изображения геологических объектов
земли, минералов.

62. Изучать функции организма человека, причины возникновения болезней
и пути лечения.

63.Посещать кружок кулинаров, готовить дома обед.

64. Проводить опыты по физике.

65.Готовить растворы, взвешивать реактивы.

66.Разбирать и ремонтировать различные механизмы (например, часы, утюг).

67.Пользоваться точными измерительными приборами (осциллографом,

вольтметром, амперметром); производить разнообразные подсчеты.

68.Мастерить различные предметы и детали из металла.

69.Мастерить различные предметы и детали из древесины или

художественно обрабатывать дерево (выпиливать, выжигать, вырезать).

70.Набрасывать строительный эскиз или выполнять чертежи различных

построек.

71.Посещать кружок юных железнодорожников и автолюбителей.

72.Участвовать в секции парашютистов и в кружке авиамоделистов или в

работе авиаклубов.

73.Заниматься в стрелковой секции.

74.Изучать историю возникновения различных народов и государств.

75.Писать классные и домашние сочинения по литературе.

76.Наблюдать за поступками, поведением, жизнью других людей.

77. Выполнять общественную работу, организовывать, сплачивать

товарищей на какое-либо дело.

78.Проводить время с маленькими детьми, читать им книги, что-либо им

рассказывать, помогать в чем-либо.

79.Устанавливать дисциплину среди сверстников и младших.

80.Наблюдать за работой продавца, повара, официанта.

81.Заниматься в математическом кружке.

82.Изучать вопросы развития промышленности, узнавать о новых

достижениях в области планирования и учета на промышленном

предприятии.

83.Работать с иностранными словарями, разбираться в оборотах речи

малознакомого языка.

84.Посещать музеи, художественные выставки.

85.Выступать на сцене перед зрителями.

86.Играть на одном из музыкальных инструментов.

87.Играть в спортивные игры.

88.Наблюдать за ростом и развитием животных, растений, вести записи

наблюдений.

89.Самостоятельно составлять географические карты, собирать различные

географические материалы.

90.Собирать коллекции минералов, экспонаты для геологического музея.

91.Знакомиться с работой врача, медсестры, фармацевта.

92.Посещать кружок по кройке и шитью, шить себе и членам семьи.

93.Заниматься в физическом кружке или посещать факультативные занятия

по физике.

94.Заниматься в химическом кружке или посещать факультативы по химии.

95.Заниматься в одном из технических кружков (моделировать самолеты,

корабли и т.д.).

96.Знакомиться с устройствами электроприборов, электроаппаратов,

электрических машин; собирать, контролировать радиоприборы, приемники,

проигрыватели и пр.

97.Уроки труда в школьных и слесарно-станочных мастерских.

98.Участвовать в кружке «Умелые руки» или в столярном кружке.

99.Бывать на стройке, наблюдать за ходом строительства, за отделочными

работами,

100.Смотреть за соблюдением правил передвижения пешеходов и

транспортных средств.

101.Участвовать в секции гребцов, парусников, аквалангистов, в бригаде по

спасению утопающих.

102.Участвовать в военизированных играх.

103.Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры.

104.Заниматься в литературном кружке, посещать факультативные занятия

по литературе или иностранному языку.

105.Вести личный дневник,

106.Выступать в классе с сообщениями о международном положении.

107.Организовывать досуг младших ребят.

108. Выяснять причины поведения и поступков людей, которые они хотят

скрыть.

109.Помогать покупателю выбрать в магазине покупку, которая ему нужна.

110.Решать сложные задачи по математике.

111.Точно вести расчет своих денежных расходов и доходов.

112.Заниматься в кружке иностранного языка или посещать факультативные занятия.

113.Заниматься в художественном кружке.

114.Участвовать в смотре художественной самодеятельности.

115.Заниматься в хоре или в музыкальном кружке.

116.Заниматься в какой-либо спортивной секции.

117.Участвовать в биологических олимпиадах или готовить выставки

растений или животных.

118.Участвовать в географической экспедиции.

119.Участвовать в геологической экспедиции.

120.Наблюдать и ухаживать за больными, оказывать им помощь, облегчать

их состояние.

121.Участвовать в выставках кулинарных или кондитерских работ или

посещать их.

122.Участвовать в физических олимпиадах.

123.Решать сложные задачи по химии, участвовать в химических

олимпиадах.

124.Разбираться в технических чертежах и схемах, самому чертить или

составлять чертежи.

125.Разбираться в сложных радиосхемах.

126.Посещать с экскурсией промышленные предприятия, знакомиться с

новыми типами станков, наблюдать за работой на них или за их ремонтом.

127.Мастерить что-нибудь из дерева своими руками.

128.Принимать посильное участие в строительных работах.

129.Принимать посильное участие в обслуживании и ремонте автомобиля,

троллейбуса и т.п.

130.Летать на самолетах скорой помощи в любую погоду или управлять

сверхскоростными самолетами.

131.Жить по жестко установленному режиму, строго выполнять распорядок

дня.

132.Заниматься в историческом кружке, собирать материалы, выступать с

докладами на исторические темы.

133.Работать с литературными источниками, вести дневник впечатлений о

прочитанном.

134.Участвовать в диспутах и читательских конференциях.

135.Подготавливать и проводить общественные мероприятия в школе.

136.Шефствовать над трудновоспитуемыми, обсуждать с кем-либо вопросы

воспитания детей и подростков.

137.Помогать в работе милиции.

138.Постоянно общаться с различными людьми.

139.Участвовать в математических олимпиадах.

140.Интересоваться стоимостью товаров, пытаться понять вопросы

ценообразования, заработной платы, организации труда.

141.Беседовать с друзьями на иностранном языке.

142.Участвовать в выставках изобразительного искусства.

143.Посещать театральный кружок.

144.Участвовать в театральных смотрах-конкурсах.

145.Принимать личное участие в спортивных соревнованиях.

146.Выращивать в саду или в огороде растения, воспитывать животных,

ухаживать за ними.

147.Производить топографические съемки местности.

148.Совершать длительные трудные походы, во время которых приходится

напряженно работать по заданной программе.

149.Работать в больнице, поликлинике или аптеке.

150.Работать специалистом на предприятии пищевой или легкой

промышленности (швеей, закройщицей, кондитером и т.д.).

151.Решать сложные задачи по химии.

152.Работать на химическом производстве.

153.Участвовать в выставках технического творчества.

154.Работать в области электроэнергетики или радиоэлектроники.

155.Работать у станка, изготавливать различные детали и изделия.

156.Выполнять по чертежам столярные или модельные работы.

157.Работать в строительной бригаде.

158.Возить пассажиров или грузы, соблюдать правила уличного движения.

159.Работать в штормовую погоду на большой реке или в открытом море.

160.Работать военным инженером или командиром.

161.Ходить в походы по историческим местам родного края.

162.Писать рассказы, сочинять стихи, басни и т.д.

163.Писать заметки или очерки в стенгазету или периодическую печать.

164.Руководить бригадой во время трудового десанта.

165.Организовывать игры или праздники для детей.

166.Работать в юридическом учреждении (в суде, прокуратуре, адвокатуре,

юридической консультации).

167.Оказывать людям различные большие и малые услуги.

168.Выполнять работу, постоянно требующую применения математических

знаний.

169.Работать в области планирования, финансирования, экономики

предприятий народного хозяйства.

170.Участвовать в олимпиадах, конкурсах, конференциях на иностранном

языке.

171.Участвовать в выставках изобразительного искусства.

172.Играть на сцене или сниматься в кино.

173.Быть музыкантом, музыкальным режиссером или преподавателем

музыки.

174.Работать преподавателем физкультуры или тренером.

В заполненном листе ответов в каждом из столбцов подсчитывается количество положительных ответов.

Анализируя полученные данные, необходимо выделить те сферы, которые содержат наибольшее количество положительных ответов. Если среди них окажется несколько сфер с одинаковым числом положительных ответов, то следует считать, что более выраженным интересам соответствуют

те их них, которые содержат наименьшее количество отрицательных ответов. При оценке направленности интересов следует в первую очередь учитывать сферы с наибольшим количеством положительных ответов, но необходимо обратить внимание также на сферы с наибольшим количеством отрицательных ответов, отвергаемые оптантом. Столбцы с преобладанием плюсов необходимо учитывать, прежде всего, при оценке направленности интересов ученика. Однако обоснованные советы по выбору профессии могут быть сделаны только после анализов столбцов с наибольшим количе­ством минусов и специальной индивидуальной беседы с учащимся.

Данные, полученные с помощью этой методики, позволяют выявить не только круг интересов учащегося, но и степень их выраженности, что имеет особое значение в формировании мотивации выбора будущей профессии. Оценка степени выраженности или отрицания интереса осуществляется путем подсчета количества плюсов и минусов в каждом столбце, после чего можно выделить те учебные предметы или вид деятельности, которые либо принимаются учащимся, либо отрицаются:

 

Количество набранных плюсов Характеристика выраженности
или минусов интересов
От -12 до -6 Высшая степень отрицания
От-5 до-1 Интерес отрицается
От+1 до+4 Интерес выражен слабо
От +5 до +7 Выраженный интерес
От+8 до+12 Ярко выраженный интерес

Кафедра специальной психологии.

Лабораторная работа №2

Тема: «Дефицитарность отдельных психических функций и

процессов при ЗПР».

 

 

   
 
 
 
 
 
 
 

 


Цель: при помощи отдельных методик продемонстрировать дефицитарность психических процессов: мышления, речи, воображения Материал: методики, бланки ответов, листы бумаги, карандаши (фломастеры) и наглядный материал к методикам.

Ход работы:

1. Введение в тему.

2. Подбор и описание методик.

3. Апробирование.

4. Выводы.

5. Оформление работы.

 

 

Введение в тему

Диагностика высших психических процессов достаточно сложный и ответственный момент в работе с детьми с ЗПР, так как подбор методик должен соответствовать особенностям возраста, особенностям ЗПР, что дает возможность составить программу коррекции.

 

Приложения №1 к лабораторной работе №2. Методики для исследования мышления

Методика "Четвертый лишний".

Ребенку зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти "лишнее" слово и объяснить, почему оно "лишнее".

- книга, портфель, чемодан, кошелек;

- печка, керосинка, свеча, электроплитка;

- трамвай, автобус, трактор, троллейбус;

- лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;

- река, мост, озеро, море;

- бабочка, линейка, карандаш, ластик;

- добрый, ласковый, веселый, злой;

- дедушка, учитель, папа, мама;

- минута, секунда, час, вечер;

- Василий, Федор, Иванов, Семен.
("Лишние" слова выделены курсивом.)

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - О баллов.

10-8 баллов - высокий уровень развития обобщения;

7-5 баллов - средний уровень развития обобщения,

не всегда может выделить существенные

признаки предметов;

4 и менее баллов - способность к обобщению развита

слабо.

Результаты исследования заносятся в протокол. Протокол

Ф.И. ребенка __ _ _ Дата_

Возраст _ __Класс _ Школа №..__

Кол-во набранных баллов _ _ __ „ _

Заключение


Методика "Нелепицы".

Методика направлена на выявление особенностей познавательной деятельности ребенка. Позволяет определить детей с выраженными нарушениями познавательной деятельности. Предназначена для детей 4-6 лет. Для организации обследования заранее готовится картинка:

Инструкция испытуемому.

Ребенку предлагается рассмотреть картинку. Через 30 секунд экспериментатор спрашивает: "Рассмотрел?" Если ответ отрицательный или неопределенный, дается еще время. Если утвердительный, испытуемому предлагается рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь:

- Стимулирующая. Исследователь помогает ребенку начать отвечать,
преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ребенка, показывает
свое положительное отношение к его высказываниям, задает вопросы,
побуждающие к ответу: "Понравилась ли тебе картинка?" "Что
понравилось?", "Хорошо, молодец, правильно думаешь'",

- Направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается недостаточно,
чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые вопросы: "Смешная
картинка?", "Что в ней смешного?",

- Обучающая. Вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент
картинки и выявляется его нелепость: "Посмотри, что здесь нарисовано?", "А
такое может быть в жизни?", "Тебе не кажется, что здесь что-то
перепутано?", "А еще здесь есть что-нибудь необычное?".

Оценка выполнения задания. При оценке учитываются:

а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение к ней,
самостоятельность;

б) понимание и оценка ситуации в целом;

в) планомерность описания картинки;

г) характер словесных высказываний.

1-й уровень - ребенок сразу включается в работу. Правильно и обобщенно оценивает ситуацию в целом: "Тут все перепутано", "Путаница какая-то". Доказывает сделанное обобщение анализом конкретных фрагментов. Фрагменты анализирует в определенном порядке (сверху вниз или слева


направо). В работе сосредоточен, самостоятелен. Высказывания емки и содержательны.

2-й уровень - ситуация оценивается правильно, но уровень организованности, самостоятельности в работе недостаточен. В ходе выполнения задания нуждается в стимулирующей помощи. При описании картинки фрагменты выделяются хаотично, случайно. Описывается то, на что упал взгляд. Ребенок часто затрудняется в поиске нужных слов.

3-й уровень - оценить правильно и обобщенно ситуацию ребенок сам не может. Его взгляд долго блуждает по картинке. Чтобы ученик начал отвечать, требуется направляющее участие педагога. Усвоенный с его помощью способ анализа применяется при описании, оценке других фрагментов, но работа идет очень вяло. Активность ребенка приходится все время стимулировать, слова вытягивать.

4-й уровень - дать правильную оценку ситуации ребенок не может. Стимуляцию, направляющую помощь "не берет". Образец анализа, данный педагогом, не усваивает, не может перенести его в новую ситуацию, применить при анализе других фрагментов

Методика «Вырежи фигуры»

Данная методика предназначена для диагностики наглядно - действенного мышления детей в возрасте от 5 - 7 лет.

Материал: ножницы, квадраты. Задание: вырезать из бумаги фигуры. Оценка результатов.

10 б. - все фигуры вырезаны ребенком за 4 мин. А контуры отличаются от заданных не более чем на 1мм.

8 - 9 б. - время работы 4-5 мин. Контуры отличаются от оригинала на 1 - 2 мм.

6 - 7 б. - время 5-6 мин. Контуры отличаются на 2 - 3 мм. 4 - 5 б. - время 6-7 мин. Контуры отличаются на 3 - 4 мм. 2 - 3 б. - время 7-8 мин. Контуры отличаются на 4 - 5 мм.

0 - 1 б. - ребенок не справился с заданием за 8 мин. Контуры отстают на 5мм. и более.


Так бывает или нет;

Как считаешь? Дай ответ.


Так бывает или нет;

Как считаешь? Дай ответ.

 



*<ъг <?у

V V

 

 

 

Приложение №2 к лабораторной работе № 2

Методики для исследования речи.

Методика "словарная мобильность".

Методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи, усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата.

Задание А

Придумай как можно больше слов на букву С. Время: 1 мин.

Оценка:

6-7 слов - высокий уровень;

4-5 слов - средний,

2-3 слова - низкий.

Задание Б

Оканчивание слов.

Ребенка спрашивают: "Отгадай, что я хочу сказать? По...". Если ребенок

молчит (несмотря на повторение данного слога) или механически повторяет

сказанное, не пытаясь докончить слово, то можно перейти к следующему

слогу: "А теперь, что я хочу сказать? На..." и т. д.

Всего ребенку дается 10 слогов, неодинаково часто встречающихся в начале

разных слов.

Слоги следующие: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) ло, 7) че, 8) при, 9) ку,

10) зо.

Оценка:

Дополнил все предложенные слоги до целого слова - высокий уровень.

Справился с половиной предложенных слогов - средний уровень.

Смог дополнить только 2 слога - низкий уровень.

Задание В.

Образование предложений с данными словами.

Ребенку предлагается составить фразу, в которую входили бы следующие

слова:

1) девочка, мячик, кукла;

 

2) лето, лес, грибы.

 

Оценивается правильность составления фразы.


Задание Г. Подбор рифмы.

Инструкция: "Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма - это такое слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Например, два слова: вол, гол. Они звучат одинаково, значит, они рифмуются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше слов, которые с этим словом рифмуются. Слово это будет "день" ".

Если ребенок не понял, покажите ему, как это сделать, на примере со словом "день", прежде чем начать тест с другим словом. Два других слова: каша, вой.

Время работы с одним словом - одна минута.

Тест выполнен, если ребенок подобрал три рифмы, по меньшей мере, для двух слов. Имена собственные приемлемы.

Задание Д.

Словообразование. Как будет называться маленький предмет?

Мяч - мячик

Рука -...

Солнце -...

Трава -...

Плечо -...

Ухо-...

Таз -... Оценка.

6-7 баллов - высокий уровень, 4-5 баллов - средний, 2-3 балла - низкий.

Задание Е.

Словообразование. Если предмет сделан из железа, то какой он?

Железо -..

Дерево -..

Снег -...

Пух-...

Бумага -... Оценка.

4-5 баллов - высокий уровень, 2-3 балла - средний, О-1 балл - низкий.

Задание Ж.

Общий словарный запас.

Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит,

садовничает, переводит, проводит?

Оценка.

6-7 баллов - высокий уровень,

4-5 баллов - средний,

2-3 балла - низкий.


 

Задание 3.

Исследование особенностей звукового анализа слова.

Инструкция: "Я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово,

которое начинается на букву "д", сразу хлопнешь в ладоши".

Слова для предъявления: дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога,

тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пчела, дым, речка, кошка,

вилка, трава.

Оценка производится на основе подсчета количества правильно

выполненных хлопков.

Безошибочное выполнение - высокий уровень,

1-2 ошибки - средний,

3 и более ошибок - низкий.

Методика исследование устной речи

Для оценки звукопроизношения представляется удобным и информативным экспресс-метод, позволяющий выявить даже скрытые, стертые дефекты звукопроизношения. В процессе обследования ребенку предлагается повторять нижеприведенные двустишия или фразы, насыщенные сложными для произнесения звуками. Предлагаемый материал включает две части:

а) двустишия, включающие наиболее часто смешиваемые, артикуляционно-
сложные согласные

б) фразы со сложной слоговой структурой.

а) 1. Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока.

2. Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.

3. Стоит воз овса,
Возле воза — овца.

4. Клала Клава лук на полку.

5. Зоя зайкина хозяйка,
Спит в тазу у Зои зайка.

6. Клара у Вали играла на рояле.


б) 7. Рыбки в аквариуме (повторить два раза).

8. Милиционер остановил велосипедиста.

9. Сыворотка из-под простокваши.

10. Полполдника проболтали.

При исследовании каждая фраза или двустишие произносятся ребенку один раз, после чего предлагается повторить текст самому. Оценки:

• если после повторного прочтения ребенок не мог повторить
двустишие или фразу — 1 штрафной балл

• замена звука — 0,5 балла

• искажение звука — 0,25 балла

• пропуск слога или звука — 0,5 балла

• перестановка слогов — 0,5 балла

• скандированная речь (послоговое произнесение слов) — 0,5 балла

• общая нечленораздельность — 1 балл.

В зависимости от того, в каких скороговорках ребенок испытывает наибольшие трудности, можно судить о том, какие церебральные системы страдают в большей степени: премоторные (больше нарушено переключение) или кинестетические (дефектное произнесение сложных звуков).

Анализируя фонематические процессы, следует различать в них три аспекта: фонематическое восприятие (различение фонем), фонематические представления и навыки фонематического анализа и синтеза. Если первая из перечисленных функций формируется у ребенка спонтанно, без направленного обучения, то последние две нуждаются в нем. Навыки фонематического анализа в полной мере формируются уже в добукварный и букварный период обучения.

Исследование фонематического восприятия, т. е. способности на слух дифференцировать смыслоразличительные признаки близких фонем, производится с помощью предметных картинок, названия которых являются словами-паронимами: «коза — коса», «бочка — почка», «дом — том» и т. п. (см., например, перечень картинок, приведенный О. В. Правдиной, 1973). Сначала уточняется: знакомы ли ребенку названия всех картинок. Затем предлагается показывать названные картинки. Наличие систематических ошибок (более двух ошибок на одну и ту же пару фонем) при дифференциации слов-паронимов дает основание для заключения о нарушении фонематического восприятия данной группы звуков. При исследовании более старших детей (старше 8 лет) уместнее использовать следующий прием. Ребенку предлагается прослушать приведенные ниже деформированные фразы, найти и исправить ошибку. Инструкция: «Выслушай фразы, которые я тебе скажу. В некоторых из них есть ошибки. Найди эти ошибки и исправь их».


3-С

1. Хозяйка сварила зуб.

2. Мальчик перелез через сабор и забрался в огород.

3. У девочки болел су б.

4. На лугу паслась коса.

П-Б

1. Воду хранили в почке.

2. На цветке сидела папочка.

3. Мальчик бил воду из стакана.

4. Из чайника шел бар.

Д-Т

1. В этом томе я живу.

2. У меня взрослая точка.

3. На лугу росла густая драва.

4. В конце предложения надо ставить дочку.

Г-К

1. Футболисты забили кол.

2. Собака грызла гости.

3. В этом доме я живу 3-й кот.

4. Учитель поставил мальчику гол.

Ж-Ш

1. В руке у мальчика воздушный жар.

2. После дождя образовалась большая луша.

3. Летом я шил у бабушки.

4. Раскаленная печка давала сильный шар.

Ш-С

1. В нашем доме отремонтировали крысу.

2. Я люблю пить томатный шок.

3. Из норы выбежала большая черная крыша.

4. Продавец взял острый нос и отрезал кусок колбасы.

Фонематические представления исследуются следующим образом:

1. Повторение слогов с оппозиционными звуками: са-ша, ша-са, са-за, за-са,
за-жа, жа-за, ша-жа, жа-ша са-са-ша, ша-са-ша, ша-ша-жа, жа-ша-жа
по-бо, бо-по, та-да, да-та, ла-ра, ра-ла па-па-ба, ба-ба-па, да-та-да, та-да-та.

2. Придумать слова, начинающиеся со звуков: р, с, ш, п, д, т.

3. Отобрать картинки на заданный звук: п-б, ш-с, з-с, д-т.

При исследовании фонематического анализа используются следующие приемы (задания расположены в порядке усложнения):

1. Выделение звука на фоне слова (по картинкам и слух).

2. Выделение ударных гласных в начале (Алик, азбука, уточка, ослик), в
середине (мак, сон, лук, стол, куст) и в конце слова (коза, кусты, мячи,
весло).

3. Выделение согласного в начале слова: крыло, сажа, зеркало.


4. Выделение безударного гласного в начале слова: игра, утенок, огурец,
арбуз.

5. Назвать звуки в словах по порядку: сок, лак, кошка, карандаш.
По нашим данным, выделение отдельных звуков в слове и полный
фонематический анализ коротких, трехбуквенных слов доступен 78% детей 6
лет.

Повторение фраз.

Ребенку предлагается повторить фразу, произнесенную обследующим. В случае ошибки опыт повторяется с другой фразой той же длины и сложности. Для повторения предлагаются следующие фразы), ина оценивается в слогах):

№ Длина фразы в

1. Дети, ложитесь спать! слогах
Дети пошли гулять. 6

2. Часы висят на стене.

Чашка стоит на столе. 7

3. Лошадь бежит по дороге.

В лесу весной поют птицы. 8

4. Кошка побежала за мышкой.

Зимой на улице холодно. 9

5. Посмотрите в окошко на детей.

Бедная собачка замерзает. 10

6. Летом солнышко греет очень сильно.

Книга и карандаш лежат на столе. 11

7. Курочка повела своих деток гулять.

Уточка быстро плавает по озеру. 12

8. Поросята любят валяться в грязной куче.

Сердитый мороз нарумянил детям щеки. 13

9. Вечером няня рассказывает детям сказки.

Дети пошли в лес за грибами и ягодами. 14

10. Грузовая машина быстро едет по дороге.

Страшная буря разрушила избушку рыбака. 15

11. Лиса залезла в курятник и утащила петуха.
Первый чистенький снежок падает на мерзлую

землю. 16


12. Мама ходила сегодня в сад и принесла нам
много груш. Ранней весной прилетела птичка и

стала вить гнездышко. 17

13. Ваня любит сказку про серого волка и хитрую
лису. Бабушка и Миша уходили после обеда

погулять в лес. 18

14. Летом после дождя дети очень любят бегать

по сырой земле. Во время дождя все птички в лесу

перестают петь свои песни. 19

15. Мама подарила Кате книгу с очень красивыми
рисунками. Сегодня утром дети очень хорошо

убрали свою комнату. 20

16. Мальчики ходили гулять в лес и поймали

там маленького зайчика. Маша выучила стихи,

положила книги в сумку и пошла, гулять. 21

17. Маленькие котята целыми днями возятся и играют
друг с другом. После лета наступает осень, и с

каждым днем становится холоднее. 22

Оценкой в данном задании является длина фразы в слогах, которую смог повторить ребенок (засчитывается лучший из всех полученных результат). Наиболее низкие оценки в этом задании получают дети с моторной алалией. Обследование грамматической стороны речи (использование морфологических элементов и служебных слов для построения грамматически правильных фраз).

Перед исследованием дается инструкция: «Выслушай предложение, которое я тебе прочитаю, и ответь: правильно оно построено или нет?, так говорят или допущена ошибка?». Во второй половине задания ребенок должен не только оценить, но и исправить неверную грамматическую конструкцию. За каждый неверный ответ испытуемый получает 1 штрафной балл. Таким образом, суммарный результат будет соответствовать количеству ошибочных ответов. Хотя в разных разделах содержится неодинаковое количество заданий и абсолютное количество полученных штрафных баллов неравноценно, после перевода сырых оценок в шкальные данное различие нивелируется.

I. Падежные окончания существительных. 1. «Правильно ли я сказал?»

Девочка ест каша. Девочка ест кашу. Мальчик читает книгу. Мальчик читает книга. Он читает книгой. Мужчина пьет чая. Мужчина пьет чай. Он пьет чаем. Мама довольна сыном. Мама довольна сы


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.