Цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников

2017-11-17 1988
Цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Авторы: А.О. Прохоров, Г.Н. Генинг.

Цель: диагностика психических состоянии младших школьников в ходе учебной деятельности.

Тест доступен и удобен в применении как учителем в процессе обучения, так и психологом в условиях психологического консультирования. В рисунках и цвете дети выражают то, что им трудно сказать словами в силу недостаточного развития самосознания, рефлексии и способности к идентификации. Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания, эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.

Материал: лист белой бумаги и цветные карандаши: красный, желтый, синий, зеленый, черный, коричневый, оранжевый, голубой, розовый. На листе бумаги с левой стороны должен быть нарисован квадрат размером 50x50 мм (правая сторона листа предназначена для рисунка).

Инструкция 1: «Ребята! Перед каждым из вас лежат листок бумаги и цветные карандаши. На листке бумаги с левой стороны нарисован квадрат. Сейчас вы должны будете в этом квадрате цветом нарисовать ваше состояние, т.е. то состояние, которое вы в данный момент испытываете (для учащихся 1-х классов термин "состояние" можно заменить словом "настроение). Если ваше состояние нельзя нарисовать одним цветом, то разделите квадрат на несколько частей и закрасьте его различными цвета­ми» При этом рекомендуется показать мелом на доске, как можно разделить квадрат (одной диагональю, двумя диагоналями, горизонтальной линией, двумя перпендикулярами на четыре части, горизонталью и перпендикуляром к ней на три части и т.д.)

Если у детей возникнут вопросы, то инструкцию следует объяснить индивидуально.

После того как школьники справятся с заданием, экспериментатор дает инструкцию 2: «Ребята! Сейчас каждый из вас нарисовал свое состояние цветом, а теперь подумайте, на что похоже ваше состояние, в виде какого образа вы могли бы его представить и нарисовать. Это могут быть и окружающие вас предметы: парта, доска, наш класс, а могут быть и предметы, которых здесь нет, но на которые похоже ваше состояние. Например: цветок, мяч, солнце, дождь и т.д. Если вы затрудняетесь нарисо­вать свое состояние одним предметом или образом, то нарисуйте целую композицию (рисунок). Рисовать нужно на правой стороне листа».

Время для проверки теста не должно ограничиваться.

Ключ к обработке результатов:



 


* В 1-м классе это состояние может быть изображено красным цветом.

Примечание. В таблице представлены не все, а только основные психические состояния детей младшего школьного возраста, отмеченные как наиболее часто встречающиеся в учебной деятельности.

При обработке результатов нужно также учитывать особенности изображения. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры часто говорят об обратном.

Пользуясь данной методикой, экспериментатор должен помнить, что динамическая структура психического состояния может и не иметь «монохарактеристики», так как доминирующее значение на какое-то время может приобрести не один, а несколько компонентов психики. Например, в 1-м классе состояние интереса, активации, радости и внимания чаще всего объединены в одно «полисостояние», где ведущим является состояние интереса. Поэтому дети изображают эти состояния одним цветом — красным.


Кафедра специальной психологии.

 

Лабораторная работа №4 Тема:

«Семейное воспитание детей с ЗПР».

 

 

   
 
 
 
 
 
 
 

 

 


Цель: подобрать материал, позволяющий выявить особенности семейного воспитания, а так же его роль в адаптации ребенка к социуму.

Материал: методики, бланки ответов, листы бумаги, карандаши (фломастеры) и наглядный материал к методикам.

Ход работы:

1. Введение в тему.

2. Подбор и описание методик.

3. Апробирование.

4. Выводы.

5. Оформление работы.

 

 

Введение в тему.

Семейное воспитание представляет собой достаточно сложную в плане диагностики и коррекции систему, во многом определяющую развитие и становление личности ребенка с ЗПР. Трудности работы с семьей вызваны и обусловлены тем, что многие родители не стремятся к тесному контакту со специалистами, однако, профилактическая работа должна проводиться с тем, чтобы специализированная помощь ребенку была двусторонней.

 

 

Приложение №1 к лабораторной работе №4

Методика "Кинетический рисунок семьи" (КРС).

Описание теста.

Тест "Кинетический рисунок семьи" направлен не столько на выявление тех

или иных аномалий личности, сколько на прогноз индивидуального стиля

поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых и

конфликтных ситуациях, выявление неосознаваемых аспектов личности.

Процедура эксперимента следующая:

Для исследования необходимы лист белой бумаги (21x29 см), шесть цветных

карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый),

ластик.

Инструкция испытуемому.

"Нарисуй, пожалуйста, свою семью". Ни в коем случае нельзя объяснять, что

обозначает слово "семья", так как этим искажается сама суть исследования.

Если ребенок спрашивает, что ему нарисовать, психолог должен просто

повторить инструкцию.

Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно

длится не более 35 минут). При выполнении задания следует отметить в

протоколе:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 сек;

в) стирание деталей:

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции на их связь с изображаемым содержанием.
После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации
вербальным путем. Обычно задаются следующие вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение

чувств, что не каждый ребенок склонен делать.

Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не

следует настаивать на ответе. При опросе психолог должен пытаться

выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам

семьи; почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так

произошло); что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы,

зверушки).

При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, настаивать на

ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто

продуктивными оказываются проективные вопросы, например: "Если вместо

птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?", "Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?", "Кого мама позовет идти с собой?" и т.п.

Далее ребенку предлагается решить 6 ситуационных задач: три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три - позитивные.

1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал
идти с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и
должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для
куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты имеешь "N" билетов (на один меньше, чем членов семьи) на
интересную кинокартину. Кто останется дома?

5. Представь, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел
там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья стала играть, но вас
одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Для интерпретации также надо знать:

а) возраст исследуемого ребенка;

б) состав его семьи, возраст его братьев, сестер;

в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду
или школе.

Интерпретация результатов теста "Рисунок семьи". Интерпретацию рисунка условно разделяют на 3 части:

1) анализ структуры "Рисунок семьи";

2) интерпретацию особенностей графических изображений членов семьи;

3) анализ процесса рисования.

1. Анализ структуры "Рисунка семьи" и сравнение состава нарисованной и

реальной семьи.

Ожидается, что ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в

семье, будет рисовать полную семью.

Искажение реального состава семьи всегда заслуживает пристального

внимания, так как за этим почти всегда стоят эмоциональный конфликт,

недовольство семейной ситуацией.

Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых:

а) вообще не изображены люди;

б) изображены только не связанные с семьей люди.
За такими реакциями чаще всего кроются:

а) травматические переживания, связанные с семьей;

б) чувство отверженности, покинутости;

в) аутизм (т.е. психологическое отчуждение, выражающееся в уходе ребенка

от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир собственных переживаний);

г) чувство небезопасности, большой уровень тревожности;

д) плохой контакт психолога с исследуемым ребенком.

Дети уменьшают состав семьи, "забывая" нарисовать тех членов семьи,

которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились

конфликтные ситуации. Не рисуя их, ребенок как бы избегает негативных

эмоций, связанных с определенными людьми.

Наиболее часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, что связано с

наблюдаемыми в семьях ситуациями конкуренции. Ребенок, таким образом, в

символической ситуации "монополизирует" недостающую любовь и

внимание родителей к нему.

В некоторых случаях вместо реальных членов семьи ребенок рисует

маленьких зверушек, птиц. Психологу всегда следует уточнить, с кем

ребенок их идентифицирует. Наиболее часто так рисуются братья или

сестры, чье влияние в семье ребенок стремится уменьшить, обесценить и

проявить по отношению к ним символическую агрессию.

Если в рисунках ребенок не рисует себя, или вместо семьи рисует только

себя, то это тоже говорит о нарушениях эмоционального общения.

В обоих случаях рисующий не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности. Отсутствие в рисунке "я" более характерно для детей, чувствующих отвержение, неприятие. Презентация в рисунке только "я" может указывать на различное психологическое содержание в зависимости от других характеристик. Если в образе "я" большое количество деталей тела, цветов, декорирование одежды, большая величина фигуры, то это указывает на определенную эгоцентричность, истероидные черты характера.

Если же для рисунка себя характерны маленькая величина, схематичность, цветовой гаммой создан негативный фон, то можно предполагать присутствие чувства отверженности, покинутости, иногда - аутических тенденций.

Информативным может быть и увеличение состава семьи, включение в рисунок семьи посторонних людей. Как правило, это связано с неудовлетворенными психологическими потребностями единственных детей в семье, желанием занять охраняемую, родительскую, руководящую позицию по отношению к другим детям (такую же информацию могут дать и дополнительно к членам семьи нарисованные собачки, кошки и т.д.). Дополнительно к родителям (или вместо них) нарисованные, не связанные с семьей взрослые указывают на восприятие негативности семьи, на поиск человека, способного удовлетворить ребенка в близких эмоциональных контактах или на следствие ощущения отверженности, ненужности в семье. 2. Расположение членов семьи.

Оно указывает на некоторые психологические особенности взаимоотношений в семье. Анализ делает необходимым различать, что

отражает рисунок - субъективно реальное, желаемое или то, что ребенок

боится, избегает.

Сплоченность семьи, рисование семьи с соединенными руками,

объединенность их в общей деятельности являются индикаторами

психологического благополучия. Рисунки с противоположными

характеристиками (разобщенностью членов семьи) могут указывать на

низкий уровень эмоциональных связей.

Близкое расположение фигур, обусловленное замыслом поместить членов

семьи в ограниченное пространство (лодку, маленький домик и т.д.), может

говорить о попытке ребенка объединить, сплотить семью (для этой цели

ребенок прибегает к внешним обстоятельствам, т.к. чувствует тщетность

такой попытки).

В рисунках, где часть семьи расположена в одной группе, а одно или

несколько лиц - отдалены, это указывает на чувство невключенности,

отчужденности. В случае отдаления одного члена семьи можно предполагать

негативное отношение ребенка к нему, иногда судить об угрозе, исходящей

от него.

3. Анализ особенностей нарисованных фигур.

Особенности графического рисования отдельных членов семьи могут дать

информацию большого диапазона: об эмоциональном отношении ребенка к

отдельному члену семьи, о том, каким ребенок его воспринимает, о "я-

образе" ребенка, о его половой идентификации и т.д.

При оценке эмоционального отношения ребенка к членам семьи следует

обращать внимание на:

1) количество деталей тела. Присутствуют ли: голова, волосы, уши, глаза,
зрачки, ресницы, брови, нос, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ногти,
ступни;

2) декорирование (детали одежды и украшения): шляпка, воротник, галстук,
банты, карманы, элементы прически, узоры и отделка на одежде;

3) количество использованных цветов для рисования фигуры.

Хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются большим

количеством деталей тела, декорированием, использованием разнообразных

цветов.

Большая схематичность, неоконченность рисунка, пропуск существенных

частей тела (головы, рук, ног) могут указывать наряду с негативным

отношением к человеку также на агрессивные побуждения к нему.

Дети, как правило, самыми большими рисуют отца и мать, что соответствует

реальности.

Некоторые дети самыми большими или равными по величине родителям

рисуют себя. Это связано с:

а) эгоцентричностью ребенка;

б) соревнованием за родительскую любовь, исключая или уменьшая при этом
"конкурента".

Значительно меньшими, чем других членов семьи, себя рисуют дети, которые:

а) чувствуют свою незначительность, ненужность;

б) требующие опеки, заботы со стороны родителей.

Информативной может быть и абсолютная величина фигур. Большие, во весь

лист, фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к

доминированию дети. Очень маленькие фигуры связаны с тревожностью,

чувством опасности.

При анализе следует обращать внимание на рисование отдельных частей

тела:

1. Руки являются основными средствами воздействия на мир, физического
контроля поведения других людей.

Если ребенок рисует себя с поднятыми вверх руками, длинными пальцами, то это часто связано с агрессивными желаниями.

Иногда такие рисунки рисуют и внешне спокойные и покладистые дети. Можно предполагать, что ребенок чувствует враждебность по отношению к окружающим, но его агрессивные побуждения подавлены. Такое рисование себя также может указывать на стремление ребенка компенсировать свою слабость, желание быть сильным, властвовать над другими. Эта интерпретация более достоверна тогда, когда ребенок в дополнение к "агрессивным" рукам еще рисует и широкие плечи или другие атрибуты "мужественности" и силы.

Иногда ребенок рисует всех членов семьи с руками, но "забывает" нарисовать их себе. Если при этом ребенок рисует себя еще и непропорционально маленьким, то это может быть связано с чувством бессилия, собственной незначительности в семье, с ощущением, что окружающие подавляют его активность, чрезмерно его контролируют.

2. Голова - центр локализации "я", интеллектуальной деятельности; лицо -
важная часть тела в процессе общения.

Если в рисунке пропущены части лица (глаза, рот), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм. Если при рисовании других членов семьи ребенок пропускает голову, черты лица или штрихует все лицо, то это часто связано с конфликтными отношениями с данным лицом, враждебным отношением к нему. Выражение лица нарисованных людей также может быть индикатором чувств ребенка к ним. Однако дети склонны рисовать улыбающихся людей, это своеобразный "штамп" в рисунках, но это вовсе не означает, что дети так воспринимают окружающих. Для интерпретации рисунка семьи выражения лиц значимы только в тех случаях, когда они отличаются друг от друга. Девочки больше, чем мальчики, уделяют внимание рисованию лица, это указывает на хорошую половую идентификацию девочки. В рисунках девочек этот момент может быть связан с озабоченностью своей физической красотой, стремлением компенсировать свои физические недостатки, формированием стереотипов женского поведения. Презентация зубов и выделение рта часты у детей, склонных к оральной агрессии. Если ребенок так рисует не себя, а другого члена семьи, то это часто связано с чувством страха, воспринимаемой враждебностью этого человека к ребенку.

Каждому взрослому характерны определенные детали в рисунке человека,

которые обогащаются с возрастом, и их пропуск в рисунке, как правило,

связан с отрицанием каких-то функций, с конфликтом.

У детей в рисунках выделяются две разные схемы рисования индивидов

разной половой принадлежности. Например, туловище мужчины рисуется

овальной формы, женщины - треугольной.

Если ребенок рисует себя так же, как и другие фигуры того же пола, то

можно говорить об адекватной половой идентификации. Аналогичные детали

и цвета в презентации двух фигур, например сына и отца, можно

интерпретировать, как стремление сына быть похожим на отца,

идентификацию с ним, хорошие эмоциональные контакты.

4. Анализ процесса рисования.

При анализе процесса рисования следует обращать внимание на:

а) последовательность рисования членов семьи;

б) последовательность рисования деталей;

в) стирание;

г) возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам;

д) паузы;

е) спонтанные комментарии.

Интерпретация процесса рисования в общем, реализует тезис о том, что за динамическими характеристиками рисования кроются изменения мысли, актуализация чувств, напряжения, конфликты, они отражают значимость определенных деталей рисунка ребенка.

В рисунке ребенок первым изображает наиболее значимого, главного или наиболее эмоционально близкого человека. Часто первыми рисуют мать или отца. То, что часто дети первыми рисуют себя, наверное, связано с их эгоцентризмом как возрастной характеристикой. Если первыми ребенок рисует не себя, не родителей, а других членов семьи, значит, это наиболее значимые для него лица в эмоциональном отношении. Примечательны случаи, когда ребенок последней рисует мать. Часто это связано с негативным отношением к ней.

Если нарисованная первой фигура является самой большой, но нарисована схематично, не декорирована, то это указывает на воспринимаемую ребенком значимость этого лица, силу, доминирование в семье, но не указывает на положительные чувства ребенка в его отношении. Однако если первая фигура нарисована тщательно, декорирована, то можно думать, что это наиболее любимый член семьи, которого ребенок почитает и на которого хочет быть похож.

Некоторые дети сперва рисуют различные объекты, линию основания, солнце, мебель и т.д. и лишь в последнюю очередь приступают к изображению людей. Есть основание считать, что такая последовательность выполнения задания является своеобразной защитой, при помощи которой ребенок отодвигает неприятное ему задание во времени. Чаще всего это

наблюдается у детей с неблагополучной семейной ситуацией, но это также может быть последствием плохого контакта ребенка с психологом. Возвращение к рисованию тех же членов семьи, объектов, деталей указывает на их значимость для ребенка.

Паузы перед рисованием определенных деталей, членов семьи чаще всего связаны с конфликтным отношением и являются внешним проявлением внутреннего диссонанса мотивов. На бессознательном уровне ребенок как бы решает, рисовать ему или нет человека или деталь, связанные с негативными эмоциями.

Стирание нарисованного, перерисовывание может быть связано как с негативными эмоциями по отношению к рисуемому члену семьи, так и с позитивными. Решающее значение имеет конечный результат рисования. Спонтанные комментарии часто поясняют смысл рисуемого содержания ребенка. Поэтому к ним надо внимательно прислушиваться. Их появление выдает наиболее эмоционально "заряженные" места рисунка. Это может помочь направить и вопросы после рисования, и сам процесс интерпретации.

Методика Рене Жиля.

Данная проективная методика используется для исследования

межличностных отношений ребенка, его социальной приспособленности и

взаимоотношений с окружающими.

Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с

изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее

направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных

жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения

с другими людьми.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут

ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает

или читает вопросы и отвечает.

Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей либо

идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в

группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В

текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму

поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических.

Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении

ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и

явлениям.

Простота и схематичность, отличающие методику Р.Жиля от других

проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого -

ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации и

квантификации. Помимо качественной оценки результатов, данная

проективная методика межличностных отношений позволяет представить

результаты психологического обследования по ряду переменных и

количественно.



 


Стимульный материал к методике Рене Жиля.

1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.


ПАПА


МАМА


2. Обозначь крестиком, где сядешь ты.


МАМА

Т1ТЯ


ПАПА


3. Обозначь крестиком, где сядешь ты.



ПАЛА

МАМА

 


4. А теперь размести нескольких человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или друг, товарищ, одноклассник.


5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?

6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.

7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты.

 

Папа и мама     Бабушка и дедушка    
     
Бабушка и дедушка    

8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.

 

 

i    
   

9. Решено преподнести одному человеку сюрприз.

Ты хочешь, чтобы это сделали?

Кому?

А может, тебе все равно?

Напиши ниже.


10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь,
только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с
собой?

Напиши ниже.

11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой
неприятности?

Напиши ниже.

12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб.
Ты пойдешь один?

Или с кем-нибудь?

Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек?

Напиши ниже.

13. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом?
Напиши ниже.

14. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.

МАМА

15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.

16. Где ты на этот раз?

17. Теперь на этом рисунке размести себя и несколько человек. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.



 


18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого
бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.

19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал
сильнее всего? Напиши ниже.

20. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где идешь ты.

 

21. С кем ты любишь играть?

с товарищами твоего возраста

младше тебя

старше тебя

Подчеркни один из возможных ответов.

22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.



 


23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.


24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.

25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать?
Будешь плакать?

Пожалуешься учителю? Ударишь его? Сделаешь ему замечание? Не скажешь ничего? Подчеркни один из ответов.

26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты
находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.



 


27. Ты много помогаешь маме?
Мало?

Редко?

Подчеркни один из ответов.

28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех,
которые слушают. Обозначь, где ты.




Ч

 


29. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.



 


30. Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.



S/V

 



32. Это показ у таблицы. Обозначь крестиком, где ты.


31. Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.

33. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать?
Будешь плакать?

Пожмешь плечами? Сам будешь смеяться над ним? Будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из ответов.

34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что сделаешь?
Будешь плакать?

Пожмешь плечами?


Сам будешь смеяться над ним? Будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из ответов.

35. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать?
Плакать?

Жаловаться?

Кричать?

Попытаешься отобрать?

Начнешь его бить?

Подчеркни один из ответов.

36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру) и два раза подряд проигрываешь. Ты
недоволен? Что будешь делать?

Плакать?

Продолжать играть дальше? Ничего не скажешь? Начнешь злиться? Подчеркни один из ответов.

37. Отец не разрешает тебе гулять. Что будешь делать?
Ничего не ответишь?

Надуешься?

Начнешь плакать?

Запротестуешь?

Попробуешь пойти вопреки запрещению?

Подчеркни один из ответов.

38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать?
Ничего не ответишь?

Надуешься?

Начнешь плакать?

Запротестуешь?

Попробуешь пойти вопреки запрещению?

Подчеркни один из ответов.

39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это
поручение?

Напиши ниже.


41. 6 кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты
сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?


Приложение №4

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С РОДИТЕЛЯМИ

«Рисунок семьи»

Цель: выявить особенности внутрисемейных отношений

Оборудование: Для работы необходимо использовать лист белой бумаги 15x20 см или 21x29 см, ручку, карандаш, ластик.

Инструкция: 1 к тесту «Рисунок семьи»: «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисовать?», следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится около 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают 15-30 минутами.

Применение теста предполагает (допускает) использование до­полнительных заданий, выраженных в следующих инструкциях:

Инструкция 2: «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом».

Инструкция 3: «Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь».

Инструкция 4: «Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического (несуществующего) существа».

Инструкция 5: «Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоего образа, символа, который выражает особенности вашей семьи».

При индивидуальном тестировании следует отмечать в протоколе:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
После выполнения задания следует стремиться получить максимум

дополнительной информации (вербальным путем). Обычно задаются

следующие вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном (явном) ответе.

При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные воп­росы (например: «Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» и т.п.).

Можно задать ребенку для выбора решения шести ситуаций: три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три — позитивные:

1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал
с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и
должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для
куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты имеешь... билетов (на один меньше, чем членов семьи) на
интересную кинокартину. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты

хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Для интерпретации также надо знать:

а) возраст исследуемого ребенка;

б) состав его семьи, возраст братьев и сестер;

в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском
саду или школе.

При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место занимает сам ребенок, выполняющий тест, и т.д.

Интерпретируя тест «Рисунок семьи», на основании особенностей изображения можно определить:

1) степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной
деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения
или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная
выразительность - те характерные черты, на основе которых можно
различить рисунки;

2) особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие
сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о
неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности,
скованности и т.п., тогда как большие размеры, применение ярких цветовых
оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа,
раскованности, отсутствии напряженности и утомления;

3) особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное
самочувствие ребенка в семье можно определить по степени выраженности
положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом,
взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на
плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены
отрицательные эмоции и т.д.).


Методика

диагностики родительского <


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.248 с.