Тема: « Дефицитарность отдельных психических функций и — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Тема: « Дефицитарность отдельных психических функций и

2017-11-17 767
Тема: « Дефицитарность отдельных психических функций и 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лабораторная работа №1

Тема: «Дефицитарность отдельных психических функций и

Процессов при ЗПР».

 

 

   
 
 
 
 
 
 
 

 


Цель: при помощи отдельных методик продемонстрировать дефицитарность психических процессов: ощущений, восприятия, внимания и памяти.

Материал: методики, бланки ответов, листы бумаги, карандаши (фломастеры) и наглядный материал к методикам.

Ход работы:

1. Введение в тему.

2. Подбор и описание методик.

3. Апробирование.

4. Выводы.

5. Оформление работы.

 

 

Введение в тему

По особенностям познавательной деятельности дети с ЗПР значительно отстают от нормы. Это обусловлено дефицитарностью психических процессов как ощущения, восприятия, внимания и памяти. Важным является раннее выявление данного отставания. Для того чтобы построить коррекционную работу, с учетом этих особенностей методики должны быть адаптированы к возрасту, и к ЗПР.

 

Приложение №1 к лабораторной работе №1

Первый ряд

кукла — играть

курица — яйцо

ножницы — резать

синица - - сестра трамвай
лейка -
ботинки самовар
спичка графин
шляпа — - пчела

лошадь - сани

книга - учитель

бабочка — муха

щетка - зубы

барабан — пионер

снег — зима рыба — пожар

корова — молоко пила — яичница

Ход выполнения задания. Экспериментатор читает испытуемому (ым) 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой - 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Обработка данных задания. Результаты опыта записываются в таблицу:

 

 
Объём логической памяти Объём механической памяти
Количество слов перво- го ряда (А 1) Количество запомнив- шихся слов (В 1) Коэффициент смысловой памяти (С1=В1/А1) Количество слов второго ряда (А2) Количество запомнившихся слов (В2) Коэффициент механической памяти (С2=В2/А2)
           

Методика «Запоминание двух групп слов».

Задание: ребенку предлагается запомнить ряд слов, а затем их повторить.

Инструкция: повтори за мной:... Ребенок повторяет. Повтори еще слова....

Затем исследователь спрашивает, какие были слова в первой группе, затем во

второй. Если ребенок не может развести слова по группам, то спрашивают,

какие вообще были слова.

При неполноценном выполнение задания, оно воспроизводиться до 4 раз.

После этого проводится интерференция 3 -5 мин. По окончанию

интерферирующего задания ребенка просят повторить слова, которые были

даны в первой и во второй группах, без их предъявления.

Дом, лес, кот - ночь, игла, пирог

Кит, меч, круг - лед, флаг, тетрадь

Кран, столб, конь - лень, сосна, вода

Клей, луч, куб - трон, шуба, ваза

Интерпретация: нормой считается непосредственное полноценное

воспроизведение с третьего раза. Прочность слухоречевой памяти при

отсроченном воспроизведение слов считается нормой, если были сделаны 2

ошибки (например, забыты 2 слова, либо произведены 1-2 замены на слова

близкие по звучанию или значению, перепутано расположение слов по

группам).

Методика «10 слов»

Инструкция: « Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно:

стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко

Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили… Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле:

С = В/А Х 100%

где

А - общее количество слов,

В - количество запомнившихся слов,

С - коэффициент долговременной памяти.

Результаты интерпретируются следующим образом:

75-100% - высокий уровень;

50-75% - средний уровень;

30-50% - низкий уровень;

ниже 30% - очень низкий уровень.

Данная методика проводилась с ребенком 5 лет. В д/с с 3 лет. Диагноз: задержка психического развития, ОНР 3уровня.

Р езультаты обследовани я

  стол мыло человек вилка книга пальто топор стул тетрадь молоко
  +   +       +   +  
      +       + + + +
  + + + +         + +
  + + +   +     +   +

Вывод: ребенок показал средний уровень развития памяти. Это свидетельствует об эффективности коррекционной работы проводимой с ним.

 

Методика на память.

Выводы об уровне развития.

10 баллов - очень высокий 9-8 баллов - высокий

7- 4 баллов - средний

3 - 2 баллов - низкий

1- 0 баллов - очень низкий


Приложение №1

• Методики на восприятие и ощущение.

Детей

Цель: при помощи отдельных методик определить дефицитарность познавательных процессов.

Материал: 10 комплектов (по 5 рисунков в каждом):

1) 4 - мебель, 1 - дерево;

2) 4 - мебель, 1 - транспорт;

3) 4 - игры, 1 - работа;

4) 4 - собаки, 1 - кошка;

5) 4 - транспорт, 1 - дерево;

6) 4 - круги с одним сегментом, 1-е двумя;

7) 4 - квадраты с 2-мя диагоналями, 1-е одной;

8) 4 - по 3 красных фигуры, 1 - квадрат с одной
диагональю;

9) 4 - по 3 большие фигуры, 1-3 маленькие фигуры;

10) 4 - по 2 треугольника, 1 - два квадрата.
Инструкция: «Здесь изображено 5 рисунков. Рассмотри

внимательно каждый из них и найди тот рисунок, которого там не должно быть, который не подходит ко всем остальным.

Ключ

10 баллов дается ребенку за правильно выполненные задания. За каждое невыполненное задание снимается по одному баллу.

Примечание: в ходе выполнения задания психолог оказывает помощь:

* минимальную - указание на ошибку без раскрытия сути
(«Нет, этот предмет не подходит»)

* побуждение («Вот, эти фигуры похожи»)

* максимальную - прямое указание на признаки сходства


ВОПРОСЫ

1. Какое из животных больше: лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днем и вечером?
(Правильный ответ — обедают и ужинают).

3. Днем на улице светло, а ночью? (Правильный ответ — темно).

4. Небо голубое, а трава? (Правильный ответ — зеленая).

5. Черешня, груша, слива и яблоко — это... (Правильное продолжение — ягоды и
фрукты).

6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

7. Что такое Москва, Киев, Хабаровск? (Правильный ответ — города).

8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время).
(Правильный ответ — такой, в котором указаны часы и минуты).

9. Молодую корову называют телка. А как называют молодую собаку и молодую
овцу? (Правильный ответ — щенок и ягненок).

10. На кого больше похожа собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни, почему
ты так считаешь.

11. Для чего нужны автомобилю тормоза? (Правильным считается любой разумный
ответ, указывающий на необходимость гасить скорость автомобиля).

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (Правильный ответ указывает на то, что
это — инструменты, выполняющие в чем-то похожие функции).

13. Что есть общего между белкой и кошкой? (В правильном ответе должны быть
указаны как минимум два объясняющих их признака, например то, что это —
животное, Умеющее лазать по деревьям, имеющее мягкий шерстяной покров, хвост,
четыре ноги.)

14.Чем отличаются гвоздь, винт и шуруп друг от друга? (Правильный ответ: гвоздь, как правило, гладкий по поверхности, а винт и шуруп — нарезные; гвоздь забивают молотком, а винт и шуруп вкручивают; шуруп — конический, а винт и гвоздь — круглые).

15.Что такое футбол, прыжки в длину и в высоту, теннис, плавание? (Правильный ответ — это виды спорта, виды физических упражнений).

16.Какие ты знаешь виды транспорта? (В правильном по существу ответе должно
быть перечислено, как минимум, два разных вида транспорта).

17.Чем отличается старый человек от молодого? (Правильный ответ должен
содержать в себе хотя бы два существенных признака, отличающих старых людей
от молодых).

18.Для чего люди занимаются физкультурой и спортом? (Правильные возможные
ответы — для поддержания своего здоровья; для того, чтобы быть сильными,
стройными и красивыми; для того, чтобы добиваться спортивных успехов, выигры­
вать соревнования).

19.Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать (Возможные правильные
ответы — потому, что все люди должны работать, иначе нельзя будет жить
нормально; потому, что за данного человека вынуждены будут работать другие
люди; потому что в противном случае нельзя будет иметь нужные вещи, продукты
литания, жилище и т.п.).

2О.Для чего на письмо необходимо наклеивать марку? (Правильный ответ: марка — это знак уплаты отправителем стоимости пересылки почтового отправления).


МЕТОДИКА «НЕЛЕПИЦЫ»

Цель: оценить элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Материал: рисунки-нелепицы, секундомер.

Процедура проведения. Вначале ребенку показывают картинку. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными.

Инструкция: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Оценка результатов:

10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетвори­тельно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, Как на самом деле должно быть.

4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1-4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полостью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.


♦ I

 
 


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 к Лабораторной работе № 2

Воображение
МЕТОДИКА «ПРИДУМАЙ РАССКАЗ»

Цель: выявить скорость придумывания рассказа, необычность оригинальность сюжета, разнообразие образов, используемых в рассказе, проработанность и детализацию образов, впечатлительность, эмоциональность образов, используемых в рассказе.

Материал: секундомер.

Процедура проведения: Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 мин, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.

Оценка результатов. Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим признакам:

1. Скорость придумывания рассказа.

2. Необычность, оригинальность сюжета рассказа.

3. Разнообразие образов, используемых в рассказе.

4. Проработанность и детализация образов, представленных в рассказе.

5. Впечатлительность, эмоциональность образов, имеющихся в рассказе.

По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше. Для выводов об этом используются следующие критерии.

По первому признаку рассказ получает 2 балла в том случае, если ребенку удалось придумать данный рассказ в течение не более чем 30 сек. 1 балл рассказу ставится тогда, когда на придумывание его ушло от 30 сек до 1 мин. 0 баллов по данному признаку рассказ получает, если за минуту ребенок так и не смог ничего придумать.

Необычность, оригинальность сюжета рассказа (второй признак) оценивается так. Если ребенок просто механически пересказывает то, что он когда-то видел или слышал, то его рассказ по данному признаку получает 0 баллов. Если ребенок привнес в виденное или слышанное им что-либо новое от себя, то рассказ получает 1 балл.


Наконец, если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, необычен и оригинален, то он получает 2 балла.

По критерию «разнообразие образов, используемых в рассказе» (третий признак) рассказ получает 0 баллов, если в нем с начала и до конца неизменно говорится об одном и том же, например только о единственном персонаже (событии, вещи), причем с очень бедными характеристиками этого персонажа. В 1 балл по разнообразию используемых образов рассказ оценивается в том случае, если в нем встречаются два-три разных персонажа (вещи, события), и все они характеризуются с разных сторон. Наконец, оценку в 2 балла рассказ может получить лишь тогда, когда в нем имеются четыре и более персонажа (вещи, события), которые, в свою очередь, характеризуются рассказчиком с разных сторон.

Оценка проработанности и детализации образов в рассказе (четвертый признак) производится следующим способом. Если персонажи (события, вещи и т.п.) в рассказе только называются ребенком и никак дополнительно не характеризуются, то по дан­ному признаку рассказ оценивается в 0 баллов. Если, кроме названия, указываются еще один или два признака, то рассказу ставится оценка в 1 балл. Если же объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками, то он полу чает оцен­ку 2 балла.

Впечатлительность и эмоциональность образов в рассказе (пятый признак) оценивается так. Если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя и не сопровождаются никакими эмоциями со стороны самого рассказчика, то рассказ оценивается в 0 баллов. Если у самого рассказчика эмоции едва выражены, а слушатели также слабо эмоционально реагируют на рассказ, то он получает 1 балл. Наконец, если и сам рассказ, и его передачи рассказчиком достаточно эмоциональны и выразительны и, кроме того, слушатель явно заряжается этими эмоциями, то рассказ получает высшую оценку — 2 балла.

Выводы об уровне развития:

10 баллов - очень высокий;

8-9 баллов - высокий;

4-7 баллов - средний;

2-3 балла - низкий;

0-1 балл - очень низкий.


МЕТОДИКА «СКУЛЬПТУРА»

Цель: выявить особенности воображения детей.

Материал: набор пластилина, секундомер.

Процедура проведения: ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин. смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.

Оценка результатов. Фантазия ребенка оценивается примерно по тем же параметрам, что и в предыдущих методиках, от 0 до 10 баллов.

0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.

2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо и т.п.

4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.

6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.

8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.

10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к Лабораторной работе № 2

Мышление МЕТОДИКА «ВЫРЕЖЬ ФИГУРЫ»

Цель: психодиагностика наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет.

Материал: 6 квадратов с различными фигурами, ножницы, секундомер.

Процедура проведения: Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее (первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.).

Оценка результатов. В ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания.

10 баллов — все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов.

8-9 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм.

6-7 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2-3 мм.

4-5 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин., а их контуры отличаются от оригиналов на 3-4 мм.

2-3 балла — все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин., а их контуры отличаются от оригиналов на 4-5 мм

0-1 балл — ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.


 
 

 

Кафедра специальной психологии.

Лабораторная работа №3 Тема: «Особенности личностного развития ребенка с ЗПР».

 

       
 
 
   
 
   


Цель: при помощи адаптированных методик показать особенности

личностного развития ребенка с ЗПР.

Материал: методики, бланки ответов, листы бумаги, карандаши

(фломастеры) и наглядный материал к методикам.

Ход работы:

1. Введение в тему.

2. Подбор и описание методик.

3. Апробирование.

4. Выводы.

5. Оформление работы.

 

 

Введение в тему

Личностная сфера ребенка с ЗПР претерпевает определенные изменения в ЭВС, в развитии и проявлении способностей, формировании мотивации к игровой и учебной деятельности, в особенностях проявления темперамента и характера. Активность личности ребенка с ЗПР снижена, и поэтому диагностика этой стороны личности позволяет вносить в программу коррекции достаточный материал для повышения этой активности.

 

 

Приложение №1 к лабораторной работе №3 Методики для исследования личности

Методика исследования детского самосознания и половозрастной

идентификации.

Методика разработана Н. Л. Белопольской и предназначена для исследования

уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с

идентификацией пола и возраста. Предназначена для детей от 3 до 11 лет.

Может применяться для исследовательских целей, при диагностическом

обследовании детей, при консультировании ребенка и для коррекционной

работы.

Стимульный материал.

Используются два набора карточек, на которых персонаж мужского или

женского пола изображен в разные периоды жизни от младенчества до

старости (карточки-рисунки).

Каждый такой набор (мужской и женский варианты) состоит из 6 карточек.

Облик изображенного на них персонажа демонстрирует типичные черты,

соответствующие определенной фазе жизни и соответствующей ей

половозрастной роли: младенчеству, дошкольному возрасту, школьному

возрасту, юности, зрелости и старости.

Исследование проводится в два этапа.

Задачей первого этапа является оценка возможности ребенка

идентифицировать свои настоящий, прошлый и будущий половозрастной

статус на представленном ему изобразительном материале. Другими

словами, проверяется способность ребенка к адекватной идентификации

своего жизненного пути.

Процедура.

Исследование проводится следующим образом. Перед ребенком на столе в

случайном порядке раскладываются все 12 картинок (оба набора). В

инструкции ребенку предлагается показать, какому образу соответствует его

представление о себе в настоящий момент. То есть ребенка просят:

"Посмотри на все эти картинки. Как ты думаешь, какой (какая) ты сейчас?"

Можно последовательно указать на 2-3 картинки и спросить: "Такой?

(Такая?)". Однако в случае такой "подсказки" не следует показывать на те

картинки, образ которых соответствует настоящему образу ребенка в момент

исследования.

Если ребенок сделал адекватный выбор картинки, можно считать, что он

правильно идентифицирует себя с соответствующим полом и возрастом, что

отмечается в протоколе. Если же выбор сделан неадекватно, это также

фиксируется в протоколе. В обоих случаях можно продолжать исследование.

В тех случаях, когда ребенок вообще не может идентифицировать себя с

каким-либо персонажем на картинках, например, заявляя: "Меня здесь нет",

эксперимент продолжать нецелесообразно, так как даже идентификация с образом настоящего у ребенка не сформирована.

После того как ребенок выбрал первую картинку, ему дается дополнительная инструкция показать, каким он был раньше. Можно сказать: "Хорошо, сейчас ты такой, а каким ты был раньше?". Выбор фиксируется в протоколе. Выбранную карточку располагают перед той, что была выбрана первой, так, чтобы получилось начало возрастной последовательности. Затем ребенка просят показать, каким он будет потом. Причем, если ребенок справляется с выбором первой картинки образа будущего (например, дошкольник выбирает картинку с изображением школьника), ему предлагают определить и последующие возрастные образы. Все картинки выкладываются самим ребенком в виде последовательности. Взрослый может помочь ему в этом, но находить нужный возрастной образ ребенок должен строго самостоятельно. Вся полученная таким образом последовательность отражается в протоколе.

Если ребенок правильно (или почти правильно) составил последовательность для своего пола, его просят разложить в возрастном порядке карточки с персонажем противоположного пола. Второй этап

На втором этапе исследования сравниваются представления ребенка о Я-настоящем, Я-привлекательном и Я-непривлекательном.

Процедура.

На столе перед ребенком лежат обе последовательности картинок. Та, которую ребенок составил (или последовательность, соответствующая полу ребенка), лежит непосредственно перед ним, а вторая немного дальше. В том случае, когда составленная ребенком последовательность существенно неполна (например, состоит всего из двух карточек) или содержит ошибки (например, перестановки), именно она находится перед ним, а остальные карточки в неупорядоченном виде располагаются чуть в отдалении. Все они должны быть в поле его или ее зрения.

Ребенка просят показать, какой образ последовательности кажется ему самым привлекательным.

Пример инструкции: "Еще раз внимательно посмотри на эти картинки и покажи, каким бы ты хотел быть". После того как ребенок указал на какую-либо картинку, можно задать ему 2-3 вопроса о том, чем этот образ показался ему привлекательным.

Затем ребенка просят показать картинку с самым непривлекательным для него возрастным образом.

Пример инструкции: "А теперь покажи на картинках, каким ты ни за что не хотел бы быть". Ребенок выбирает картинку, и если выбор ребенка не очень понятен экспериментатору, то можно задать ему вопросы, уточняющие мотивы его выбора.

Регистрация результатов

Результаты обоих выборов фиксируются в протоколе. Для регистрации хода выполнения методики рекомендуется использовать бланки протокола (образец протокола). В них размечены позиции


правильной половозрастной последовательности, против которых указывается выбор ребенка, также зарезервированы позиции для отметки положительных и отрицательных предпочтений.

Выбор "идентичного" персонажа отмечается крестиком в кружке, остальных - простым крестиком. Пропущенные позиции отмечаются знаком минус, а при нарушении последовательности в соответствующей позиции указываются номера выбранных карточек.

Например, если дошкольник правильно идентифицировал себя и свой предыдущий статус, но поставил юношу позади мужчины, а карточку со стариком отложил в сторону, то его результат записывается в таблицу:



 

Выбранные привлекательные и непривлекательные образы обозначают порядковым номером картинки в последовательности:

Привлекательный образ Непривлекательный образ
   


Полезно регистрировать также непосредственные высказывания и реакции ребенка в процессе выполнения данной ему инструкции и его ответы на вопросы экспериментатора о мотивах того или иного выбора.

Интерпретация результатов.

Дети с нормальным психическим развитием характеризуются следующей

половозрастной идентификацией.

Дети 3 лет чаще всего (в 84% случаев) идентифицируют себя с младенцем и

не принимают дальнейшей инструкции. Однако уже к 4 годам почти все дети

оказываются способны идентифицировать себя с картинкой, на которой

изображен дошкольник соответствующего пола.

Приблизительно 80% детей этого возраста могут идентифицировать свой

прошлый образ с образом младенца на картинке. В качестве "образа

будущего" дети выбирают разные картинки: от картинки с изображением

школьника (72%) до картинки мужчины (женщины), комментируя это так:

"потом я буду большой, потом я буду мама (папа), потом я буду, как Таня

(старшая сестра)". Типичной для детей этого возраста является

половозрастная последовательность, отраженная в табл.:

 

           
младенец дошкольник школьник юноша мужчина старик
+ + + _- - -


Начиная с 5 лет дети уже не делают ошибок при идентификации своего реального половозрастного статуса. Дети этого возраста могут правильно построить последовательность идентификации: младенец - дошкольник -школьник. Около половины из них продолжают построение последовательности и идентифицируют себя с будущими ролями юноши (девушки), мужчины (женщины), правда, называя последних "папа" и "мама".

Таким образом, 80% детей 5 лет строят последовательность, отраженную в табл.:

           
младенец дошкольник школьник юноша мужчина старик
+ + + _+ + -


A 20% детей этого возраста - более укороченную последовательность:

           
младенец дошкольник школьник юноша мужчина старик
+ + + _+ - -

Практически все дети в возрасте 6-7 лет правильно устанавливают последовательность идентификации от младенца до взрослого (с 1 по 5 картинку), но испытывают затруднение в идентификации себя с образом "старость". Все дети 8 лет способны к установлению полной идентификационной последовательности из 6 картинок. Они уже идентифицируют себя с будущим образом старости, хотя и считают его самым непривлекательным. Образ "младенца" также оказывается для многих непривлекательным. Дети 9 лет и старше составляют полную идентификационную последовательность, адекватно идентифицируют себя с полом и возрастом.


Методика "Нарисуй себя".

Тест предназначен для детей 4-6 лет и направлен на выявление уровня

самооценки ребенка.

Среднее время выполнения задания - 30-40 минут.

Необходимые материалы: стандартный лист белой нелинованной бумаги,

сложенный пополам, четыре цветных карандаша - черный, коричневый,

красный и синий.

Первая страница остается чистой, здесь после проведения работы

записываются необходимые сведения о ребенке. На второй, третьей и

четвертой страницах в вертикальном положении сверху большими буквами

напечатано название каждого рисунка - соответственно: "Плохой

мальчик/девочка" (в зависимости от пола ребенка), "Хороший

мальчик/девочка", "Я сам(а)".

 

 

Инструкция: "Сейчас мы с вами будем рисовать. Сначала мы нарисуем плохого мальчика или плохую девочку. Будем мы его рисовать двумя карандашами - коричневым и черным. Чем хуже будет мальчик или девочка, которого вы нарисуете, тем меньше должен быть рисунок. Совсем плохой займет очень мало места, Но все равно должно быть ясно, что это рисунок

человека".

После того как дети кончили рисовать, дается следующая инструкция: "А теперь мы нарисуем хорошего мальчика или хорошую девочку. Рисовать мы их будем красным и синим карандашом. И чем лучше будет девочка или мальчик, тем больше должен быть рисунок. Очень хороший займет весь

листок".

Перед третьим рисунком дается такая инструкция: "На этом листочке пусть каждый из вас нарисует себя. Себя вы можете нарисовать всеми четырьмя карандашами".

Схема обработки результатов.

1. Анализ "автопортрета": наличие всех основных деталей, полнота изображения, количество дополнительных деталей, тщательность их прорисовки, "разукрашенность", статичность рисунка или представленность фигурки в движении, включение "себя в какой-либо сюжет-игру" и т. п. Исходное количество баллов - 10. За отсутствие какой-нибудь детали из основных снимается 1 балл. За каждую дополнительную деталь, "разукрашенность", представленность в сюжете или движении начисляется 1 балл. Чем больше баллов, тем позитивнее отношение к рисунку, т. е. к себе (норма 11-15 баллов). Напротив, отсутствие необходимых деталей указывает на отрицательное или конфликтное отношение.

2. Сопоставление "автопортрета" с рисунком "хорошего" и "плохого"
сверстников по параметрам:

- Размер "автопортрета" (приблизительно совпадает с "хорошим" -
начисляется 1 балл, гораздо больше -

2 балла, совпадает с "плохим" - минус 1 балл, гораздо меньше - минус 2 балла, меньше "хорошего", но больше "плохого" - 0,5 балла).

- Цвета, использованные в "автопортрете" (больше синего и красного цвета -
1 балл, больше черного и коричневого цвета - минус 1 балл, цветов
приблизительно поровну - 0 баллов).

- Повторение на "автопортрете" деталей рисунков "хорошего" или "плохого"
(одежда, головной убор, игрушки, цветы, рогатка и т. д.). Общее количество в
целом больше совпадает с "хорошим" ребенком - начисляется 1 балл,
совпадение полное - 2 балла. Общее количество больше совпадает с
"плохим" ребенком - минус 1 балл, совпадение полное - минус 2 балла. Тех и
других приблизительно поровну - 0 баллов.

- Общее впечатление о похожести "автопортрета" на рисунок "хорошего" - 1
балл, на рисунок "плохого" -

минус 1 балл.

Количество набранных баллов: 3-5 баллов - адекватное позитивное отношение к себе, больше - завышенная самооценка, меньше - заниженная самооценка, отрицательный результат (0 и меньше) - негативное отношение к себе, возможно, полное неприятие себя.

3. Расположение "автопортрета" на листе. Изображение рисунка внизу
страницы - минус 1 балл, если к этому и фигурка изображается маленькой -
минус 2 балла. Такое положение свидетельствует о депрессивном состоянии
ребенка, наличия у него чувства неполноценности.Наиболее
неблагоприятным является расположение фигурки в нижних углах листа и
изображенной в профиль (как бы стремящейся "убежать" с листа) - минус 3
балла.

Рисунок расположен в центре листа или чуть выше - 1 балл, рисунок очень большой, занимает практически весь лист - 2 балла, дополнительно к последнему еще и расположен анфас (лицом к нам) - 3 балла.


Методика «Какой Я?»

Эта методика предназначена для определения самооценки.

Экспериментатор пользуется представленным протоколом, спрашивая у

ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным

положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком

самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих

колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Оценка результатов

Ответы типа «да» - 1 б.

«нет» - 0 б.

«не знаю» и «иногда» - 0,5 б.

Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им по

всем качествам личности.

10 б. - очень высокий

8 - 9 б. - высокий

6 - 7 б. - средний

4-5 б. -низкий

0 - 3 б. - очень низ


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.234 с.