Методики исследования тактильных и соматогностических функций — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Методики исследования тактильных и соматогностических функций

2017-11-17 1170
Методики исследования тактильных и соматогностических функций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Локализация прикосновения

Цель: оценить точность локализации прикосновения и сравнить успешность выполнения задания на разных частях тела и с разных сторон.

Инструкция: «Закрой глаза. Покажи место, до которого я дотронулась».

Процедура проведения: Прикасаясь к какому-либо месту на теле ребенка, вы просите показать место, до которого вы дотронулись.

Проекция локализации прикосновения

Цель: оценить способность проектировать локализацию прикосновения.

Инструкция: «Закрой глаза. Я дотронусь до тебя, а ты покажешь это место на "человечке"».

Так же как и в предыдущем задании вы дотрагиваетесь до нескольких частей тела ребенка и просите его обозначить точки прикосновения на модели человека, нарисованной в альбоме.

Проба Ферстера

Цель: исследовать различные виды соматосенсорного и тактильного восприятия: дермолексию фигур, букв, цифр, несложных по начертанию (например, 7), тактильное восприятие предметов, формы, величины, фактуры объектов и т.п.

Материал: 20 предметов, различных по величине, форме, фактуре.

Инструкция: «Что я нарисовала (написала) у тебя на руке?» Экспериментатор рисует пальцем (палочкой) то на правой, то на левой руке ребенка фигуры (треугольник, крестик, кружок) или цифры и просит назвать нарисованное.

Обязательным условием является упроченность в памяти ребенка рисуемых знаков.

Процедура проведения: ребенка просят определить 3 любых качества предмета (например, холодный - теплый, острый - тупой, гладкий -шероховатый).




 


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к Лабораторной работе № 2

Мышление МЕТОДИКА «ВЫРЕЖЬ ФИГУРЫ»

Цель: психодиагностика наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет.

Материал: 6 квадратов с различными фигурами, ножницы, секундомер.

Процедура проведения: Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее (первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.).

Оценка результатов. В ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания.

10 баллов — все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов.

8-9 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм.

6-7 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2-3 мм.

4-5 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин., а их контуры отличаются от оригиналов на 3-4 мм.

2-3 балла — все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин., а их контуры отличаются от оригиналов на 4-5 мм

0-1 балл — ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.


 
 

 

Кафедра специальной психологии.

Лабораторная работа №3 Тема: «Особенности личностного развития ребенка с ЗПР».

 

       
 
 
   
 
   


Цель: при помощи адаптированных методик показать особенности

личностного развития ребенка с ЗПР.

Материал: методики, бланки ответов, листы бумаги, карандаши

(фломастеры) и наглядный материал к методикам.

Ход работы:

1. Введение в тему.

2. Подбор и описание методик.

3. Апробирование.

4. Выводы.

5. Оформление работы.

 

 

Введение в тему

Личностная сфера ребенка с ЗПР претерпевает определенные изменения в ЭВС, в развитии и проявлении способностей, формировании мотивации к игровой и учебной деятельности, в особенностях проявления темперамента и характера. Активность личности ребенка с ЗПР снижена, и поэтому диагностика этой стороны личности позволяет вносить в программу коррекции достаточный материал для повышения этой активности.

 

 

Приложение №1 к лабораторной работе №3 Методики для исследования личности

Методика исследования детского самосознания и половозрастной

идентификации.

Методика разработана Н. Л. Белопольской и предназначена для исследования

уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с

идентификацией пола и возраста. Предназначена для детей от 3 до 11 лет.

Может применяться для исследовательских целей, при диагностическом

обследовании детей, при консультировании ребенка и для коррекционной

работы.

Стимульный материал.

Используются два набора карточек, на которых персонаж мужского или

женского пола изображен в разные периоды жизни от младенчества до

старости (карточки-рисунки).

Каждый такой набор (мужской и женский варианты) состоит из 6 карточек.

Облик изображенного на них персонажа демонстрирует типичные черты,

соответствующие определенной фазе жизни и соответствующей ей

половозрастной роли: младенчеству, дошкольному возрасту, школьному

возрасту, юности, зрелости и старости.

Исследование проводится в два этапа.

Задачей первого этапа является оценка возможности ребенка

идентифицировать свои настоящий, прошлый и будущий половозрастной

статус на представленном ему изобразительном материале. Другими

словами, проверяется способность ребенка к адекватной идентификации

своего жизненного пути.

Процедура.

Исследование проводится следующим образом. Перед ребенком на столе в

случайном порядке раскладываются все 12 картинок (оба набора). В

инструкции ребенку предлагается показать, какому образу соответствует его

представление о себе в настоящий момент. То есть ребенка просят:

"Посмотри на все эти картинки. Как ты думаешь, какой (какая) ты сейчас?"

Можно последовательно указать на 2-3 картинки и спросить: "Такой?

(Такая?)". Однако в случае такой "подсказки" не следует показывать на те

картинки, образ которых соответствует настоящему образу ребенка в момент

исследования.

Если ребенок сделал адекватный выбор картинки, можно считать, что он

правильно идентифицирует себя с соответствующим полом и возрастом, что

отмечается в протоколе. Если же выбор сделан неадекватно, это также

фиксируется в протоколе. В обоих случаях можно продолжать исследование.

В тех случаях, когда ребенок вообще не может идентифицировать себя с

каким-либо персонажем на картинках, например, заявляя: "Меня здесь нет",

эксперимент продолжать нецелесообразно, так как даже идентификация с образом настоящего у ребенка не сформирована.

После того как ребенок выбрал первую картинку, ему дается дополнительная инструкция показать, каким он был раньше. Можно сказать: "Хорошо, сейчас ты такой, а каким ты был раньше?". Выбор фиксируется в протоколе. Выбранную карточку располагают перед той, что была выбрана первой, так, чтобы получилось начало возрастной последовательности. Затем ребенка просят показать, каким он будет потом. Причем, если ребенок справляется с выбором первой картинки образа будущего (например, дошкольник выбирает картинку с изображением школьника), ему предлагают определить и последующие возрастные образы. Все картинки выкладываются самим ребенком в виде последовательности. Взрослый может помочь ему в этом, но находить нужный возрастной образ ребенок должен строго самостоятельно. Вся полученная таким образом последовательность отражается в протоколе.

Если ребенок правильно (или почти правильно) составил последовательность для своего пола, его просят разложить в возрастном порядке карточки с персонажем противоположного пола. Второй этап

На втором этапе исследования сравниваются представления ребенка о Я-настоящем, Я-привлекательном и Я-непривлекательном.

Процедура.

На столе перед ребенком лежат обе последовательности картинок. Та, которую ребенок составил (или последовательность, соответствующая полу ребенка), лежит непосредственно перед ним, а вторая немного дальше. В том случае, когда составленная ребенком последовательность существенно неполна (например, состоит всего из двух карточек) или содержит ошибки (например, перестановки), именно она находится перед ним, а остальные карточки в неупорядоченном виде располагаются чуть в отдалении. Все они должны быть в поле его или ее зрения.

Ребенка просят показать, какой образ последовательности кажется ему самым привлекательным.

Пример инструкции: "Еще раз внимательно посмотри на эти картинки и покажи, каким бы ты хотел быть". После того как ребенок указал на какую-либо картинку, можно задать ему 2-3 вопроса о том, чем этот образ показался ему привлекательным.

Затем ребенка просят показать картинку с самым непривлекательным для него возрастным образом.

Пример инструкции: "А теперь покажи на картинках, каким ты ни за что не хотел бы быть". Ребенок выбирает картинку, и если выбор ребенка не очень понятен экспериментатору, то можно задать ему вопросы, уточняющие мотивы его выбора.

Регистрация результатов

Результаты обоих выборов фиксируются в протоколе. Для регистрации хода выполнения методики рекомендуется использовать бланки протокола (образец протокола). В них размечены позиции


правильной половозрастной последовательности, против которых указывается выбор ребенка, также зарезервированы позиции для отметки положительных и отрицательных предпочтений.

Выбор "идентичного" персонажа отмечается крестиком в кружке, остальных - простым крестиком. Пропущенные позиции отмечаются знаком минус, а при нарушении последовательности в соответствующей позиции указываются номера выбранных карточек.

Например, если дошкольник правильно идентифицировал себя и свой предыдущий статус, но поставил юношу позади мужчины, а карточку со стариком отложил в сторону, то его результат записывается в таблицу:



 

Выбранные привлекательные и непривлекательные образы обозначают порядковым номером картинки в последовательности:

Привлекательный образ Непривлекательный образ
   


Полезно регистрировать также непосредственные высказывания и реакции ребенка в процессе выполнения данной ему инструкции и его ответы на вопросы экспериментатора о мотивах того или иного выбора.

Интерпретация результатов.

Дети с нормальным психическим развитием характеризуются следующей

половозрастной идентификацией.

Дети 3 лет чаще всего (в 84% случаев) идентифицируют себя с младенцем и

не принимают дальнейшей инструкции. Однако уже к 4 годам почти все дети

оказываются способны идентифицировать себя с картинкой, на которой

изображен дошкольник соответствующего пола.

Приблизительно 80% детей этого возраста могут идентифицировать свой

прошлый образ с образом младенца на картинке. В качестве "образа

будущего" дети выбирают разные картинки: от картинки с изображением

школьника (72%) до картинки мужчины (женщины), комментируя это так:

"потом я буду большой, потом я буду мама (папа), потом я буду, как Таня

(старшая сестра)". Типичной для детей этого возраста является

половозрастная последовательность, отраженная в табл.:

 

           
младенец дошкольник школьник юноша мужчина старик
+ + + _- - -


Начиная с 5 лет дети уже не делают ошибок при идентификации своего реального половозрастного статуса. Дети этого возраста могут правильно построить последовательность идентификации: младенец - дошкольник -школьник. Около половины из них продолжают построение последовательности и идентифицируют себя с будущими ролями юноши (девушки), мужчины (женщины), правда, называя последних "папа" и "мама".

Таким образом, 80% детей 5 лет строят последовательность, отраженную в табл.:

           
младенец дошкольник школьник юноша мужчина старик
+ + + _+ + -


A 20% детей этого возраста - более укороченную последовательность:

           
младенец дошкольник школьник юноша мужчина старик
+ + + _+ - -

Практически все дети в возрасте 6-7 лет правильно устанавливают последовательность идентификации от младенца до взрослого (с 1 по 5 картинку), но испытывают затруднение в идентификации себя с образом "старость". Все дети 8 лет способны к установлению полной идентификационной последовательности из 6 картинок. Они уже идентифицируют себя с будущим образом старости, хотя и считают его самым непривлекательным. Образ "младенца" также оказывается для многих непривлекательным. Дети 9 лет и старше составляют полную идентификационную последовательность, адекватно идентифицируют себя с полом и возрастом.


Методика "Нарисуй себя".

Тест предназначен для детей 4-6 лет и направлен на выявление уровня

самооценки ребенка.

Среднее время выполнения задания - 30-40 минут.

Необходимые материалы: стандартный лист белой нелинованной бумаги,

сложенный пополам, четыре цветных карандаша - черный, коричневый,

красный и синий.

Первая страница остается чистой, здесь после проведения работы

записываются необходимые сведения о ребенке. На второй, третьей и

четвертой страницах в вертикальном положении сверху большими буквами

напечатано название каждого рисунка - соответственно: "Плохой

мальчик/девочка" (в зависимости от пола ребенка), "Хороший

мальчик/девочка", "Я сам(а)".

 

 

Инструкция: "Сейчас мы с вами будем рисовать. Сначала мы нарисуем плохого мальчика или плохую девочку. Будем мы его рисовать двумя карандашами - коричневым и черным. Чем хуже будет мальчик или девочка, которого вы нарисуете, тем меньше должен быть рисунок. Совсем плохой займет очень мало места, Но все равно должно быть ясно, что это рисунок

человека".

После того как дети кончили рисовать, дается следующая инструкция: "А теперь мы нарисуем хорошего мальчика или хорошую девочку. Рисовать мы их будем красным и синим карандашом. И чем лучше будет девочка или мальчик, тем больше должен быть рисунок. Очень хороший займет весь

листок".

Перед третьим рисунком дается такая инструкция: "На этом листочке пусть каждый из вас нарисует себя. Себя вы можете нарисовать всеми четырьмя карандашами".

Схема обработки результатов.

1. Анализ "автопортрета": наличие всех основных деталей, полнота изображения, количество дополнительных деталей, тщательность их прорисовки, "разукрашенность", статичность рисунка или представленность фигурки в движении, включение "себя в какой-либо сюжет-игру" и т. п. Исходное количество баллов - 10. За отсутствие какой-нибудь детали из основных снимается 1 балл. За каждую дополнительную деталь, "разукрашенность", представленность в сюжете или движении начисляется 1 балл. Чем больше баллов, тем позитивнее отношение к рисунку, т. е. к себе (норма 11-15 баллов). Напротив, отсутствие необходимых деталей указывает на отрицательное или конфликтное отношение.

2. Сопоставление "автопортрета" с рисунком "хорошего" и "плохого"
сверстников по параметрам:

- Размер "автопортрета" (приблизительно совпадает с "хорошим" -
начисляется 1 балл, гораздо больше -

2 балла, совпадает с "плохим" - минус 1 балл, гораздо меньше - минус 2 балла, меньше "хорошего", но больше "плохого" - 0,5 балла).

- Цвета, использованные в "автопортрете" (больше синего и красного цвета -
1 балл, больше черного и коричневого цвета - минус 1 балл, цветов
приблизительно поровну - 0 баллов).

- Повторение на "автопортрете" деталей рисунков "хорошего" или "плохого"
(одежда, головной убор, игрушки, цветы, рогатка и т. д.). Общее количество в
целом больше совпадает с "хорошим" ребенком - начисляется 1 балл,
совпадение полное - 2 балла. Общее количество больше совпадает с
"плохим" ребенком - минус 1 балл, совпадение полное - минус 2 балла. Тех и
других приблизительно поровну - 0 баллов.

- Общее впечатление о похожести "автопортрета" на рисунок "хорошего" - 1
балл, на рисунок "плохого" -

минус 1 балл.

Количество набранных баллов: 3-5 баллов - адекватное позитивное отношение к себе, больше - завышенная самооценка, меньше - заниженная самооценка, отрицательный результат (0 и меньше) - негативное отношение к себе, возможно, полное неприятие себя.

3. Расположение "автопортрета" на листе. Изображение рисунка внизу
страницы - минус 1 балл, если к этому и фигурка изображается маленькой -
минус 2 балла. Такое положение свидетельствует о депрессивном состоянии
ребенка, наличия у него чувства неполноценности.Наиболее
неблагоприятным является расположение фигурки в нижних углах листа и
изображенной в профиль (как бы стремящейся "убежать" с листа) - минус 3
балла.

Рисунок расположен в центре листа или чуть выше - 1 балл, рисунок очень большой, занимает практически весь лист - 2 балла, дополнительно к последнему еще и расположен анфас (лицом к нам) - 3 балла.


Методика «Какой Я?»

Эта методика предназначена для определения самооценки.

Экспериментатор пользуется представленным протоколом, спрашивая у

ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным

положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком

самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих

колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Оценка результатов

Ответы типа «да» - 1 б.

«нет» - 0 б.

«не знаю» и «иногда» - 0,5 б.

Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им по

всем качествам личности.

10 б. - очень высокий

8 - 9 б. - высокий

6 - 7 б. - средний

4-5 б. -низкий

0 - 3 б. - очень низкий.

 

 

  Протокол к методике « Какой Я?»  
Оцениваемые качества да нет иногда не знаю
  Хороший        
  Добрый        
  Умный        
  Аккуратный        
  Послушный        
  Внимательный        
  Вежливый        
  Умелый\способный        
  Трудолюбивый        
  Честный        





 

 


 




 



 


Приложение к лабораторной работе №1 Методика по определению уровня развития восприятия («Чего не хватает на этих рисунках?»)

Цель: определить уровень развития восприятия

Материал: серия рисунков, представленных на рис.1.

Инструкция: «Здесь даны различные картинки. На каждой из них не хватает какой-то существенной детали. Посмотри внимательно на картинку и назови отсутствующую деталь».

Психолог с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

Оценка результатов:

10 баллов - ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

8-9 баллов - время поиска ребенком всех недостающие предметов заняло от 26 до 30 сек.

6-7 баллов - время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек.

4-5 баллов - время поиска всех недостающих предметовв составило от 36 до 40 сек.

2-3 балла - время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек.

0-1 балл - время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек.

Ключ: 10 баллов - очень высокий;

8-9 баллов - высокий;

4-7 баллов - средний;

2-3 балла - низкий;

0-1 балл - очень низкий.

Примечание: Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне психологического развития ребёнка. Наряду с

такими общими выводами ребёнок в результате его обследования по той или иной методике получает частные оценки, которые позволяют более тонко судить об уровне его развития.

Рис. 1. Серия картинок к методике «Чего не хватает на этих картинках?


Выводы об уровне развития

10 баллов - продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.

8-9 баллов - продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

4-7 баллов - продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.

2-3 балла - продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.

0-1 балл - продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.

///. Выводы, сделанные на основе диагностики внимания у ребенка

В данной методике ребенку была дано задание, искать и зачеркивать цветок (упрощенный вариант данной методики). В ходе проведения эксперимента были получены следующие результаты, представленные на рисунке 3.

На основании полученных результатов производим их обработку. Рассчитаем параметр S для каждого тридцатисекундного интервала и за все время работы (150сек).

Ni=18;m = l

0,5*18-2,8*1

S,=---------------- -0,2;

30 N?=31; m=0

0,5*31-2,8*0

S2=----------------- -0.52;

30 N.3=28; ш=2

0,5*28-2,8*2

S:,=..... -............ -=0,28;

N4-22; m=2

0 5*??-? 8*2

S4=—...... -------- =0,18;



Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.