Ответьте на вопрос №1и №2 в конце параграфа. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Ответьте на вопрос №1и №2 в конце параграфа.

2017-09-29 457
Ответьте на вопрос №1и №2 в конце параграфа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практическое занятие № 8

«Технический прогресс и великий промышленный переворот»

Цель: систематизация знаний о эпохе промышленного переворота.

Задачи:

1) Образовательная: способствовать формированию знаний об особенностях проявления промышленного переворота в развитых странах мира.

2) Воспитательная: способствовать формированию самостоятельности, познавательной активности, трудолюбия.

3) Развивающие: способствовать формированию умений систематизировать и обобщать материал, вычленять главное, анализировать текст.

Оборудование: дополнительный материал.

Рекомендации по выполнению практической работы:

- внимательно читайте текст, четко формулируйте ответы на вопросы.

- ответ на третий вопрос лучше всего представить в форме сравнительной таблицы.

Внимательно прочитайте документ и ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое промышленный переворот?

2. Каковы его социально-экономические условия?

3. Каковы были особенности его проявления в разных странах.

Промышленный переворот это следствие научно-технического прогресса и социального развития европейских государств, прежде всего Англии.

Под промышленным переворотом понимают совокупность научно-технических, экономических, социальных и политических сдвигов или глубоких изменений, которые ознаменовали переход от мануфактурной стадии производства к фабричной системе капиталистического производства или социалистического, опирающейся на систему машин или машинную технику. В результате промышленного переворота рыночная капиталистическая экономика получила свою техническую базу. Это общество, основанное на частной собственности и рыночной экономике и капиталистическом производстве утвердилось окончательно в тех странах, где этот переворот произошел. Наиболее отчетливо классическую форму промышленный переворот принял в Англии, от которой все отталкиваются как от эталона измерения. Было это вызвано тем, что в Англии раньше всего созрели необходимые для этого условия.

А социально-экономические условия это: развитие процессов первоначального накопления капитала, которые означают формирование двух полюсов. Верхнего полюса: капитала, который требует своего применения, иначе это будет «сундук скупого рыцаря». И внизу – огромные массы дешевых средств производства и людей, продающих свои руки, свой труд.

Этот процесс первоначального накопления был наиболее глубок в Англии, в результате раскрестьянивания деревни, огораживания и формирования рынка земли, что стало последствием двух революций: Великой и Славной революции XVII века.

Начался промышленный переворот в силу изложенных причин в Англии в 60-е годы.

1769 год Аркрайт изобретает ватер-машину, создает первую фабрику, на которой работает несколько сот человек. А через 20 лет в Англии, где население около 6 миллионов человек, т.е. к концу 1780-х годов 18 века работает 143 подобных прядильных фабрики. На каждой из них крутится 700-800 и больше человек. Это все промышленный пролетариат, в основном пока женщины и дети.

Изобретение ткацкого станка Джоном Кеем приводит к тому, что не только хлопко-прядильная, но хлопко-ткаческая промышленность развивается. Происходит технический прогресс, подвижки в химической промышленности, потому что ткани надо отбеливать, красить и т.д.

Изобретение паровой машины двойного действия Ватта, окончательный вариант, который дал Англии к концу 18 века 11% прироста валового продукта, приводит к тому, что возрастает спрос на металл, поскольку из металла делают станки и паровые машины. Соответственно технический прогресс охватывает металлургическую, черную, цветную промышленность и т.д.

В итоге с начала 19 века начинается переворот на транспорте. Изобретение парового транспорта на колесах, парохода. Начало этого переворота приводит к тому, что в стране, в Англии, а затем и в других странах, возникают индустриальные промышленные центры, где эти фабрики концентрируются, растет население рабочее, которое с утра до ночи на этих фабриках работает по 14-16 часов. Растет рынок сельско-хозяйственных продуктов. Поэтому вокруг этих центров, того же Бирмингема, Манчестера в Англии формируются районы интенсивного сельского хозяйства, огородничества, мясо-молочного хозяйства, которые снабжают эти растущие города.

Прогресс промышленности в Англии, спрос во всем мире на эти машины и изделия фабрично-заводской промышленности приводят к тому, что уже в первой трети 19 века Англия становится «мастерской мира», снабжающей товарами всю Европу и весь мир.

Рост экономической мощи способствует тому, что растет политическая и военная мощь Англии. Все это приводит к быстрому изменению демографии и экономической географии той же Англии.

Демография: население Британских остров на 1756 год – 5 миллионов 590 тысяч человек. Через 100 лет – уже около 16 миллионов человек! Жить стало лучше, и пошел процесс. И это несмотря на то, что Англия постоянно ведет войны, и огромный поток мигрантов с Британских островов выезжает за лучшей долей куда угодно: в Австралию, США, Канаду.

Географические изменения: из практически ничего, из местечек, которые знают только проживающий в них, эти местечки превращаются в огромные индустриальные районы и города. Это Бирмингем, Шеффилд, Манчестер и т.д, где сосредоточена промышленность, капитал, рабочие люди.

Все это приводит к тому, что меняется и социальная структура общества.

Растет рабочий класс, пролетариат и буржуазия, в том числе промышленная. А остальные, старые слои, категории и классы отодвигаются на второй план. Т.е. ведущими становятся новые силы.

Таким образом, изменяется само общество, само государство, сам базис материальный.

Завершением промышленного переворота является это производство машин машинами. В Англии он начинается в 1830-40- е годы, а в других странах позднее. Другие страны вступили в фазу промышленного переворота позднее, и шла она с национальными особенностями.

Итак, промышленный переворот в других странах шел позднее. С одной стороны это плюс для них, так как они использовали английский опыт, технический, технологический, инструменты, машины, капиталы, организационный опыт создания крупных производств.

Во Франции промышленный переворот начался в канун Великой революции, конец 18 века. Особенность промышленного переворота заключалась в том, что:

обезземеливание, т.е. создание резервуара рабочих рук, обезземеливание крестьянства во Франции шло медленнее, чем в Англии или Голландии.

огромная роль государства в развитии экономики

революционные, наполеоновские войны – значит государственные заказы на обеспечение многосоттысячной армии, развитие мануфактур, фабрик и т.д. Технологический прогресс налицо. Потребности государства воевать – это требует одежды, обуви, вооружения. Это способствует созданию крупного производства.

Посленаполеоновская Франция – произошла революция 1830 года, была создана чисто буржуазная монархия. Железнодорожное строительство, транспортное и экономическое развитие пошло ускоренными темпами.

Во Франции промышленный переворот завершился к середине 19 века.

Промышленный переворот в США начинается в результате англо-американской войны 1812-14 года, когда США блокировали поставки европейской техники в США. Надо развивать свою технику, свое производство.

Закончился в 1860-е годы, конец Гражданской войны, когда страна превращается в развитую индустриальную державу, занимающую 2-4 место в мире по производству.

Особенности промышленного переворота в США – это значительная роль иностранного капитала, который поступает из Англии в виде денег, технологий, оборудования, станков и т.д. Американцы очень любят заимствовать и воровать технические идеи.

США – огромная, богатейшая страна, огромное количество природных ресурсов.

Много деревень, развитие сельского хозяйства, создание зажиточного многочисленного фермерского класса, который выкупает промышленные товары, создается емкий внутренний рынок.

Рабочие руки – это массовая миграция из Европы. Это и неграмотные оболдуи-ирландцы, которые ничего не умеют, потому что они неграмотные, бывшие крестьяне, разоренные англичанами. Это и технически грамотный персонал из Англии, Франции, Германии и т.д. Массовый приток мигрантов – это и технические кадры, и рабочая сила.

Масштабы железнодорожного строительства. В 1828 году начали строить первую железную дорогу, 32 км. А к 1860 году железнодорожная сеть США в 3 раза превышала протяженность железнодорожной сети Британских островов.

Германия

Начало промышленного переворота сдерживалось раздробленностью страны. И только после заключения Таможенного союза в 1834 году стал формироваться единый внутренний рынок. Промышленный переворот в Германии начался, как и в других странах Европы, с легкой промышленности. Но здесь влияние оказало то, что немцы хорошо умеют мастерить.

Промышленный переворот в Германских землях в 1840-50-е годы, используя опыт Англии, технологии, станки, капиталы, все более затрагивает сектор тяжелой промышленности, металлургию, машиностроение. Таким образом, этот промышленный переворот оказался более сжатым по времени, и крен в сторону тяжелой промышленности.

Это дало Германии во 2-й половине 19 века победу во франко-прусской войне. И затем Германия стала ведущей экономической державой Европы к концу 19 века, обогнала Францию, Англию.

Практическое занятие № 9

«Северная война и ее итоги»

Цель: структурировать знания обучающихся о Северной войне.

Задачи:

4) Образовательная: сформировать знания о причинах, ходе и итогах Северной войны.

5) Воспитательная: способствовать формированию самостоятельности, познавательной активности, трудолюбия.

6) Развивающие: способствовать развитию умений проводить поиск исторической информации; структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное ядро, давать краткую характеристику, различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения, определять историческое значение событий.

Оборудование: текст, содержащий информацию о Северной войны.

Рекомендации по выполнению практической работы:

- Проанализируйте текст и заполните таблицу:

Причины войны Ход войны Итоги войны
     

 

В конце 17 - начале 18 веков Швеция была самым сильным государством в прибалтийском регионе и одной из лидирующих стран во всей Европе. Страной управлял юный Карл ХII, когда в 1697 году он пришел к власти ему было всего 15 лет. Поэтому соседи Швеции надеялись на быструю и довольно легкую победу. Образовав Северный союз, в который входили Дания, Саксония и Россия. Как известно царь Петр 1 последним присоединился к Северному союзу. К началу Северной войны Россия имела всего один порт для торговли с Европой - это был Архангельск, но из-за плохих условий для навигации и плохим развитием флота в России торговля с Европой по морю была не простой. Поэтому после победы над Швецией Россия получала к Балтийскому морю - а это заметно улучшало морскую торговлю с Европой. Еще одной причиной для вступления в Северный союз и военный конфликт с Швецией было завершение войны с Турцией. В конце августа 1700 года был заключен окончательный мирный договор с Турцией, а на следующий день Петр 1 объявил войну Карлу XII.

Начало Северной войны

Начало войны было за шведами. Карл к 1700 году уже стал совершеннолетним и как говорили его современники полностью посвятил себя военному искусству. В результате его активных действий на территории Дании в августе 1700 года был подписан мирный договор между Данией и Швецией. Петр 1 не знал о выходе Дании из войны и 3 сентября отправился с войском к городу Нарва - самая крупная крепость в Ингерманландии (примерная территория современной Ленинградской области). По договору с Саксонией именно это территория отходила к России после победы над Швецией.

Поход на Нарву Петр 1 спланировал плохо - была осень, шли дожди и поэтому часто ломались телеги, солдатам и лошадям не хватало еды. Петр 1 собрал под Нарвой войско от 35 000 до 40 000, хотя планировал что численность войска будет как минимум 60 000 воинов. Осада крепости Нарва также была неудачной - боеприпасы артиллерии заканчивались, армия была слишком растянута, да еще подходили войска Карла. В конце ноября армия Карла, которая насчитывала всего 25 000 солдат, нанесла серьезное поражение русским войскам, численность которых была от 30 000 до 40 000 воинов. Незадолго до этого Петр 1 уехал в Новгород, а командовать оставил иностранного офицера герцога де Кроа, который сдался в плен еще до главного сражения. Мужество и отвагу проявили Преображенский и Семеновский полки - воины этих полков сражались с отвагой и не сдавались в плен, прикрывая отход основных сил русской армии. Результаты битвы при Нарве были ужасающими: людские потери составили почти 10 000 человек, более семисот человек, из которых 56 офицеров и десять генералов, попали в плен. Вся артиллерия из 184 орудий, за исключением 5 пушек, была потеряна. После поражения под Нарвой Петр 1 направил все силы для подготовки армии к войне. Петр 1 начинает создавать регулярную армию с новым вооружением. Заново строится артиллерия потерянная под Нарвой, но теперь царь сократил количество калибров до 12 для лучшего обеспечения боеприпасами.

Петр 1 предполагал, что после битвы под Нарвой Карл двинется дальше в Россию. Но Карл решил по-другому - после такого крупного поражения Россия не сможет принимать активное участие в боевых действиях ближайшие несколько лет. Он оставил 15 тысяч воинов в прибалтийских землях, а сам с основным войском отправился на Саксонию и Польшу. Воспользовавшись данным преимуществом уже осенью 1701 года Петр 1 приказывает снова атаковать Швецию. Пользуюсь предоставленным превосходством Петр 1 одерживает первые победы в Северной войне. Более чем за год активных боевых действий к 1703 году русские овладели землями вдоль реки Нева. В мае 1703 года Петр 1 основал город Санкт-Петербург. Продолжая активно продвигаться в глубь шведских территорий к осени 1704 года Петр 1 завоевал почти всю Ингерманландию. Осада крепости Дерпт и осада крепости Нарва, а также последующее взятие этих крепостей подтвердила высокий уровень подготовки новой армии Петра Алексеевича.

Северная война на территории России

До 1707 года армия шведов воевала в Польше и Саксонии. За все время проведенное в этих местах Карл XII успел существенно укрепит свое войско. В начале 1708 года шведская армия направилась в сторону города Смоленск. В середине июля шведы выиграли последнюю крупное сражение, названа битва была - сражение при Головчине. Дальнейшее продвижение шведской армии стало медленнее. Армия Карла голодала. В начале октября произошлабитва при Лесной. Войска Петра 1 впервые выиграли сражение превосходящей армии. Это был корпус отборных солдат, которые двигались для соединения с основными силами шведского короля. Потери шведов были колоссальными - только людские потери более восьми с половиной тысяч солдат, а также
артиллерийские орудия, почти три тысячи обозов с боеприпасами и едой. До Карла дошли только 6 000 солдат с понизившимся моральным духом. В конце 1708 года Петр 1 узнал о переходе гетмана Мазепы на сторону Карла XII. Но его поддержали только около пяти тысяч запорожских казаков.

После холодной зимы 1708-09 годов король Швеции потерял много людей, но он все равно хотел сразиться в решающей битве с Петром Первым. Это случилось под Полтавой. Полтавская битва должна была внести существенные изменения на ход Северной войны. Перед сражением русская армия имела от 40 000 до 50 000 воинов и сотню пушек. Шведская армия имела в своем распоряжении только 20 000 - 30 000 солдат и всего 34 артиллерийских орудия. После поражения под Полтавой шведы отошли к Днепру. В первой половине июля 1709 г. шведская армия численностью почти 17 тысяч солдат была окружена девяти тысячной русской армией и сдалась в плен. Всего в полтавском сражении Швеция потеряла 9 тысяч убитыми и 18 тысяч пленными. Русская армия потеряла почти 1350 солдат мертвыми и почти 3300 ранеными. Вся казна короля Карла досталась России, армия Карла перестала существовать. Сам же Карл укрывался в Османской империи, где убеждал турецкого султана развязать войну с Россией.

Заключительный этап войны

После восхитительной победы на шведами Петр 1 смог снова создать Северный Союз. Осенью 1709 года были подписаны новые договора о союзе с Саксонией и Данией. За 1710 год Петр 1 без особых проблем завоевал всю Эстляндию (современная северная Эстония) и Лифляндию (северная Прибалтика) Узнав о том, что Турция хочет объявить войну России, в 1710 году Петр вступил в войну с Османской Империей. Так в 1711 году начался Прутский поход, который был полностью провален и после которого Россия лишилась не только Азова, но и всего Азовского флота. Турция так и не стала воевать на стороне Швеции в Северной войне. В 1713 году Россия направилась на Финляндию. Именно в те года Петр начал активно использовать флот. в начале августа русский флот одержал крупную победу в Гангутском сражении. Положение Швеции ухудшалось с каждым годом и поэтому в мае 1718 года Россия и Швеция приступили к двусторонним переговорам о мире. в конце ноября был убить король Швеции Карл XII. Переговоры продолжались довольно долго, потому что Швеция заключала со всеми противниками перемирие. И только 30 августа 1721 года был подписан Ништадтский мирный договор.

После завершения Северной войны Россия получила территорию, которую купила у Швеции за огромные деньги. Россия получила уважение всей Европы как великая военная держава с сильной армией и флотом. Цель по получению выхода к морю в Балтийском море была выполнена. Но потеряно южное направление (на Азове). Страна за время войны потеряла много населения и денег. Налоги, для содержания армии и флота, выросли более чем в 3 раза.

Практическое занятие № 10

«Россия в период дворцовых переворотов»

Цель: систематизировать и обобщить знания обучающихся о периоде Дворцовых переворотов в России.

Задачи:

1) Образовательная: систематизировать знания о внутренней и внешней политике преемников Петра I.

2) Воспитательная: способствовать формированию самостоятельности, познавательной активности, интересу к родной истории.

3) Развивающие: способствовать развитию умений структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное ядро, давать краткую характеристику, определять историческое значение событий, анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах.

Оборудование: дополнительная литература, текст.

Рекомендации по выполнению практической работы:

- Внимательно прочитайте текст и выполните задания:

1) Заполните таблицу:

Имя и годы правления преемников Петра I Внутренняя политика Внешняя политика
Екатерина I    
Петр II    
Анна Иоанновна    
Елизавета I    

Петр I не успел назначить себе преемника. Часть знати, мечтавшей вернуть прежние порядки, хотела посадить на престол малолетнего Петра (внука Петра I), сына казненного за участие в заговоре против отца царевича Алексея Петровича. Вельможи, выдвинувшиеся при Петре I, выступали за передачу короны Екатерине, вдове императора. Спор о преемнике решили гвардейские полки. Усиление роли гвардии в государственных делах, а также указ Петра I (1724 г.), по которому правящий монарх сам назначал своего наследника, стали причиной частых переворотов. Время с 1725 по 1762 г. историк В. О. Ключевский назвал эпохой дворцовых переворотов. Высшим органом власти при Екатерине I (1725-1727) становится Верховный тайный совет, который по сути подчинил себе сенат, синод, коллегии, он имел право издавать законы. Любой указ считался действительным, если на нём был крест императрицы или подписи всех членов верховного тайного совета. За 2 года правления Екатерины I Россия не вела больших войн, только на Кавказе действовал отдельный корпус под началом князя Долгорукова, стараясь отбить персидские территории, пока Персия находилась в состоянии смуты, а Турция неудачно воевала с персидскими мятежниками. В Европе Россия проявляла дипломатическую активность в отстаивании интересов голштинского герцога (мужа Анны Петровны, дочери Екатерины I) против Дании. Подготовка Россией экспедиции для возврата герцогу Голштинскому отнятого датчанами Шлезвига привела к военной демонстрации на Балтике со стороны Дании и Англии.

Другим направлением русской политики при Екатерине было обеспечение гарантий Ништадтского мира и создание антитурецкого блока. В 1726 году правительство Екатерины I заключило Венский союзный договор с правительством Карла VI, ставший основой русско-австрийского военно-политического альянса второй четверти XVIII века.

После смерти Екатерины I наследниками престола оставались внук Петра Пётр Алексеевич (1727-1730), а также дочь Петра I от Екатерины Елизавета Петровна. Неожиданно для всех Меньшиков (правая рука Екатерины) предлагает на престол Петра Алексеевича. У него возникает план женить Петра Алексеевича на своей дочери Марии (ей в ту пору было 16 лет). Итак, вторым правителем после Петра становится Пётр II Алексеевич. Петра II было всего 12 лет по вступлении на престол, после коронации Меншиков поселил его в своём доме и полностью контролировал все его действия, всё шло к свадьбе, но внезапно Меншиков заболел, этим воспользовались враги Меншикова Остерман и князья Долгорукие, они восстановили против него Петра, и Меншиков вскоре лишился всех своих должностей и сослан в село Берёзов. Верховный тайный совет стал коллективном регентом молодого царя, большинство в нём после падения Меншикова заняли представители старой знати (кроме Остермана) – Голицыны и Долгорукие. Единственное, что удалось сделать Петру II за период своего правления – это перенести столицу в Москву (затем ее снова возвращают в Санкт-Петербург). Во внешней политике он проводит курс на умиротворение Дании и Англии – Суассонский конгресс в 1728—1729гг. Россия вскоре даже отказывается от забот о Шлезвиге.

Сам Пётр II прожил недолго кутежи и болезни свели его в могилу. После смерти Петра II пресеклась прямая мужская линия потомков Петра Великого, члены Верховного тайного совета стали решать, кому занять российский престол. Их взор упал на дочь соправителя Петра I Анну Иоанновну (1730-1740), которая в то время была герцогиней Курляндской. "Верховники" разработали специальные условия - кондиции, которые ограничивали власть императрицы в пользу Верховного тайного совета. Однако Анна Иоановна при поддержке гвардии и дворянства, недовольных засильем знати, "разорвала кондиции" и объявила себя самодержавной императрицей. Принятие кондиций, по мнению некоторых историков, могло изменить политический строй России в сторону конституционно-аристократической монархии и стать первым шагом по ограничению абсолютизма. Анна Иоановна распустила Верховный тайный совет и восстановила Сенат. В 1731 г. был учрежден кабинет министров из трех кабинет-министров во главе с А.И. Остерманом. Особую власть приобрел фаворит Анны Иоановны Э.И.Бирон, поэтому время ее правления получило название "бироновщины". Решающую роль в управлении страной стали играть иноземцы - преимущественно прибалтийские дворяне, немцы. По меткому выражению историка В.О. Ключевского - "немцы посыпались в Россию точно сор из дырявого мешка. Облепили двор, обсели престол, забирались во все доходные места в управлении".. В 1731 г. была восстановлена деятельность Тайной Канцелярии.

Правительство Анны Иоановны продолжало продворянскую политику. В 1731 г. был отменен указ о единонаследии. С 1736 срок службы дворян ограничивался 25 годами. В 1736 г. заводские работники и члены их семей навечно прикреплялись к мануфактурам. Таким образом, вольнонаемный труд окончательно вытеснялся крепостным. Своим преемником Анна Иоановна объявила сына племянницы Анны Леопольдовны и герцога Брауншвейгского - Ивана Антонович. Ивану Антоновичу шел третий месяц, когда скончалась Анна Иоановна. Регентом императрица назначила Бирона. 17 октября 1740 г. Иван Антонович стал императором. Но уже в начале ноября фельдмаршал Б.К. Миних, опираясь на гвардию арестовал и сослал Бирона. Регентшей стала мать Ивана Антоновича Анна Леопольдовна. Ведущую роль в правительстве стал играть А.И. Остерман. Засилье иноземцев сохранялось.

Во внешней политике этого периода основные события развернулись вокруг русско-польских и русско-турецких отношений. Поводом русско-польской войны (1733 - 1735) стало избрание на польский престол кандидатуры Станислава Лещинского, поддерживаемого Францией. Россия и Австрия настаивали на воцарении Августа III, сына умершего короля. Успешные действия русских войск в Польше привели к воцарению Августа III.

В 1735 - 1739 гг. велась война России в союзе с Австрией против Турцией. Военные действия велись в Крыму на донском и днепровском направлениях. Действия русских войск имели успех, однако союзница России Австрия заключила сепаратный мир с Турцией. В 1739 г. Россия и Турция заключили Белградский мир, по которому Россия получила Азов, но без права укреплять его. Выхода к Черному морю добиться не удалось.

Время её правления - это время засилья иностранцев на Русском престоле, кутежей и бессмысленных трат, Символом которых стал построенный по приказу Анны ледяной дворец. После смерти Анны Иоанновны по её завещанию на трон был посажен Иван VI Антонович это был внук сестры Анны Иоанновны. 25 ноября 1741 г. дворянская гвардия арестовала маленького императора и его мать, на престол же взошла на престол дочь Петра I Елизавета (1741-761).

При её правлении впервые в истории России была отменена смертная казнь, возрождались органы власти, созданные Петром I, Сенат провозглашается высшим органом государства, Кабинет министров упразднялся. В 1756 г. была создана Конференция при высочайшем дворе, восстановлены коллегии, которые ранее были упразднены. Однако итог правления Елизаветы был удручающим, историк Платонов писал: «Пётр Великий умел объединить своих сотрудников, лично руководил ими, Елизавета же не могла это сделать: она менее всего годилась в руководительницы. Не было объединителя и среди её помощников. Зато ей удалось достичь огромных высот во внешней политике: Франция пыталась втянуть Турцию в войну с Россией. Она была союзницей Пруссии в войне за «австрийское наследство». Русско-шведская война 1741—1743гг. → 7 августа 1743г. Был заключен мир, выгодный России, получившей ряд финских крепостей;

1748г. Был заключен Аахенский мир. Окончание войны за «Австрийское наследство»;

Семилетняя война (1757—1762гг.) Причина: угроза интересам России в центральной Европе со стороны Пруссии.

19 августа 1757г. – сражение возле местечка Гросс-Егерсдорф, победа России;

Январь 1758г. – В.В.Фермор взял Кенигсберг и вскоре всю Восточную Пруссию;

1759г. – захват Бранденбурга, Франкфурта-на-Одере;

1 августа 1759г. -победа при деревне Кунерсдорф;

1760г. – захват Берлина;

1761г. – основные силы русских войск вновь направлены в Силезию;

Результат: Россия не присоединила Курляндию, не смогла продвинуться в решении вопроса о белорусских и украинских землях, тем не менее, престиж России поднялся на небывалую высоту.

Своим преемником Елизавета Петровна назначила своего племянника, голштейнского герцога Карла Петра Ульриха. Пётр III (1761 - 1762) – при этом императоре был создан императорский совет, Был издан указ «О вольности дворянской» - в соответствии с этим документом русский дворянин мог не служить на великого государя ни года, ни месяца, ни дня.

 

 

Практическое занятие № 11

«Быт и нравы, повседневная жизнь различных слоев общества»

Цель: систематизировать и обобщить знания обучающихся о повседневной культуре различных слоев общества в XVIII века.

Задачи:

1) Образовательная: систематизировать знания о быте, нравах, повседневной жизни дворян, крестьян и иных сословий.

2) Воспитательная: способствовать формированию самостоятельности, познавательной активности, интересу к родной истории.

3) Развивающие: способствовать развитию умений, вычленять основное ядро из материала, давать краткую характеристику, определять историческое значение событий.

Оборудование: дополнительная литература, интернет источники.

Рекомендации по выполнению практической работы:

1) Студентам заранее сообщается о предстоящей практической работе, и выдаются темы для подготовки докладов.

2) Обучающие дома самостоятельно готовятся к докладу, используя учебную и дополнительную литературу.

3) В ходе самого занятия студенты по очереди выступают с докладами, по желанию с презентациями.

Для подготовки докладов и презентаций студентам предлагаются методические рекомендации по самостоятельной работе по истории.

 

Практическое занятие № 12

«Отечественная война 1812 года»

Цель: систематизировать и обобщить знания обучающихся об Отечественной войне 1812 года.

Задачи:

1) Образовательная: работая с материалами учебника и текста выявить причины Отечественной войны 1812 года, проследить ход основных сражений и выяснить ее итоги.

2) Воспитательная: способствовать формированию самостоятельности, познавательной активности, трудолюбия.

3) Развивающие: способствовать развитию умений вычленять основное ядро из материала, анализировать историческую информацию, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений.

Оборудование: дополнительная литература, раздаточный материал, карта, учебник «История России с конца XVII века – XIX век» 10кл., авторы Буганов, Зырянов, Сахаров.

Ход работы:

1.Причины войны с Наполеоном.

2.Основные сражения Отечественной войны 1812 год

Задание 1: Заполнить таблицу (причины войны)

Для Франции Для России
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.

 

Задание 2:по карте проследить ход войны России с Францией. Составить хронологию военных действий, отметить основные сражения на контурной карте:

· переход армии Наполеона реки Неман и вторжение на территорию России- 12 июня 1812 года;

· соединение русских армий в Смоленске -22 июля 1812 года;

· сражение под Смоленском - 1-5 августа 1812 года;

· путь отступления русской армии до села Бородино;

· Бородинское сражение - 26 августа 1812 года;

· сражение под Торутиным - начало октября;

· сражение под Малоярославцем - 12 октября 1812 года;

· река Березина;

· прибытие Наполеона с новой армией - весна 1813 года;

· коалиция - Россия, Пруссия, Австрия. Швеция, Англия - осень 1813г;

· «Битва народов» под Лейпцигом - 4 - 7 октября 18.13 года;

· капитуляция Парижа - весна 1814 года, падение Наполеона, сослан на Эльбу:

· побег с Эльбы и 100 дней Наполеона - весна 1815 года;

· сражение под Ватерлоо. Наполеон окончательно разбит и сдался англичанам - июнь 1815 года.

Задание 3: Прочитайте текст учебника и письменно ответьте на вопросы:

- каковы итоги этой войны?

- в чем значение Венского конгресса?

Практическое занятие № 13

«Движение декабристов»

Цель: систематизировать и обобщить знания обучающихся о движении декабристов.

Задачи:

1) Образовательная: сформировать знания обучающихся о причинах, ходе и итогах движения декабристов.

2) Воспитательная: способствовать формированию самостоятельности, познавательной активности, трудолюбия.

3) Развивающие: способствовать развитию умений структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное ядро, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.

Оборудование: дополнительная литература, раздаточный материал, учебник Сахаров, Буганов История России 10 кл.. 2ч.

Рекомендации по выполнению работы:

1) Все задания нужно выполнять в последовательности друг за другом.

2) Внимательно читайте текст и анализируйте его.

Ход работы:

Задание 1. Выделите из текста причины восстания декабристов.

Через несколько лет после Отечественной войны 1812 года в политике Александра I проявляются откровенно крепостнические черты. Это выражалось не на словах, а в делах. И, прежде всего – в создании военных поселений.

Их устройством занимался Аракчеев. В селении вводились воинские части и все жители переводились на военное положение. Всех взрослых крестьян до 45 лет одели в военную форму и побрили. Весь быт военных поселян был мелочно расписан. Главным занятием стали военные учения. В военных поселениях неоднократно происходили восстания (крупнейшее из них произошло в 1831 году в районе Старой Руссы). Тем не менее, система военных поселений просуществовала до 1857 года.

Участие в заграничном походе русской армии позволило увидеть свободную жизнь людей в Европе и русская действительность, крепостное право теперь воспринимались солдатами особенно остро.

Отсталость страны, крепостное право, палочная дисциплина в армии, отсутствие политических прав и свобод звали народ к борьбе.

Беспокойство за народ, стыд за свое благополучие, неприятие пустой светской жизни звали офицеров к борьбе. Матвей Муравьев Апостол писал: «Мы были дети 1812 года. Принести в жертву все, даже саму жизнь, ради любви к Отечеству было нашим побуждением».

Таким образом, постепенно в эти годы складывалась общность людей, ставящих благо России выше личного блага, понимавших, что без коренных перемен, без свержения самодержавия и уничтожения крепостничества невозможно двигаться вперед.

В результате в Петербурге стали возникать первые организации: в 1815 году несколько офицеров Семеновского полка устроили «артель»: вскладчину готовили обеды, а после играли в шахматы, читали вслух иностранные газеты, обсуждали вопросы политики. Александр I дал знать, что такие «сборища» ему не нравятся. И офицеры поняли, что они не могут рассчитывать на гласное обсуждение животрепещущих вопросов русской жизни.

С 1816 году стали возникать тайные организации.

1816-1817 Союз спасения

1818-1821 Союз благоденствия Лидеры А. Муравьев. С.Трубецкой, Н. Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы- Апостолы, Павел Пестель, Евгений Оболенский, Иван Пущин.

Главной целью общества было введение конституции и гражданских свобод.

В 1818 году был основан «Союз благоденствия». Создан вместо «Союза спасения». Во главе его стояли те же лица, что и в прежней организации. Новый «Союз» носил более открытый характер. В нем состояло около 200 человек. Новый «Союз благоденствия», ставивший перед собой развитие благотворительности, смягчение, гуманизацию нравов, знаний просуществовал всего три года.

Обе эти организации были самораспущены, так как среди участников «Союза спасения» было очень много разногласий в видении путей к освобождению России и в конце 1817 года это общество было распущено. В 1821 году полиция и царь узнали о существовании тайного общества «Союз благоденствия», поэтому было решено его распустить, чтобы избавиться от ненадежных членов, царских агентов и пересмотреть дальнейшую тактику борьбы.

В 1821-22 годах возникли 2 новых общества «Северное» в Петербурге и «Южное» на Украине. В Полтавской губернии независимо от них возникло «Общество соединенных славян» во главе с братьями Борисовыми, которое объединилось с «


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.